Как тьютор может помочь выбрать профессию

Перспективы развития профессии

Я планирую двигаться дальше в науку. Я учился в аспирантуре, но тогда не совсем верил в ту тему, которую исследовал. Сейчас я изучаю образовательный потенциал городской среды, и мне по-тьюторски это очень близко: это смесь урбанистики, антропологии, психологии и средового подхода к жизни человека в городе — и всё это можно изучать в контексте образования.

Что касается развития самой профессии тьютора, то в последние десять лет я вижу сильный рост интереса к ней: люди говорят об этом, делают выпуски на радио, появляется больше обучающих программ. Университеты внедряют тьюторство в свою среду, создаются тьюторские службы в образовательных онлайн-проектах. Цикл формирования профессии ещё продолжается. Она «вышла» из кабинетов исследователей и попала в бизнес, где практики больше, а процессы её осмысления быстрее. Надеюсь, что вслед за этим начнёт формироваться и устойчивый спрос на тьюторские услуги на рынке.

Где учат быть тьютором

Пока в нашей стране получить образование тьютора не так просто

Получить профессию тьютора в России пока невозможно в отдельных ВУЗах или на определенных факультетах.

Необходимо пройти подготовку в педагогическом учреждении при условии наличия кафедры тьюторского сопровождения деятельности.

Также можно получить данную специальность заочно или же дистанционно в зарубежном ВУЗе.

К сожалению, на сегодняшний день профессионалов в этом деле достаточно мало.

Подобными занятиями занимаются социальные педагоги, родители или волонтеры, поэтому все острее встает вопрос о необходимости создания образовательных организаций, готовящих квалифицированных тьюторов.

Этика тьютора: на чьей он стороне?

— Зачем понадобился этический кодекс тьютора?

— В какой-то момент мы поняли, что профессия не охватывается только технологией и профстандартом. Ты можешь быть технологически очень развит, а ценностно — нет. Было несколько прецедентов, после которых стало ясно, что мы должны этически закрепить определённые принципиальные положения. Например, была очень некрасивая ситуация, когда тьютор начала работать с тьюторантом, но не закончила свою работу, а деньги родителям не вернула. Или когда тьютор для технической поддержки во время работы в онлайне пригласила помощников, но с родителем тьюторанта это не обсудила, а родитель не захотел рассказывать про своего ребёнка при посторонних людях. Вот такие ситуации мы и захотели в будущем предупредить за счёт введения этического кодекса.

— Этот кодекс принят раз и навсегда, или он всё время дополняется?

— Понятно, что сразу всё учесть невозможно. Этический кодекс — это примерно как клятва Гиппократа в медицине, но постоянно усложняющаяся. Ничто не мешает нам каждый год дополнять и редактировать его.

— Можете на конкретных примерах пояснить, в чём заключается этика тьюторства?

— Например, очень важно, чтобы до начала работы тьютор согласовал ожидания как с родителями, так и с самим ребёнком. Если у ребёнка есть свои замыслы, которые расходятся с желаниями родителя, то тьютор проводит ряд переговоров, но если согласия достигнуть не получается, то тьютор не начинает работать

Тьютор должен честно сопровождать интересы тьюторанта, даже если это маленький ребёнок. А если родители не поддерживают интересы ребёнка, то работа тьютора просто обессмысливается. Ведь тьютор приходит и уходит, а ребёнку с родителями жить.

— А если тьютор — сотрудник школы или вуза, то чьими интересами он руководствуется?

— Если тьютор работает в рамках институциональной структуры (детского сада, школы, вуза и так далее), то тогда необходимо согласование с родителем как представителем ребёнка, с самим ребёнком, администрацией школы или, например, классным руководителем.

Тьютор, работающий в школе, должен понимать, хочет ли родитель, чтобы у его ребёнка была такая услуга, потому что тьютор всё время работает на усиление позиции ребёнка, а это может усугубить конфликтную ситуацию, если она есть в семье.

— Что конкретно делает тьютор, чтобы усиливать позицию ребёнка?

— Он помогает создать такую среду, в которой можно было бы увидеть интересы ребёнка, и дальше помогает их представить во взрослом мире. Ребёнок ещё понятия не имеет, какие существуют науки и университеты, — он, может быть, жуками интересуется или камнями, но не знает, что есть энтомология или геология. Задача тьютора — раскрыть, поддержать и усилить его интерес. Как именно это сделать — каждый раз конкретная тьюторская работа. Для этого существует множество методик, в каждом конкретном случае она будет своя.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.

Задачи и навыки тьютора

К этим специалистам обращаются как школьные учреждения, так и сами родители, потому что они поддерживают и всячески способствуют сохранению интереса к учебе, прививают учащемуся самостоятельность, устраняют организационные сложности и налаживают контакт ученика с педагогом.

К сожалению, узкопрофильных специалистов-тьюторов с правильным образованием сегодня в России не встретить. Помощь детям, в том числе и инвалидам, оказывают наемные няни, бабушки, волонтеры и сами родители. А ведь настоящий профессиональный наставник – это не только первый помощник ребенка, но и опытный учитель и психолог. По сути, это всесторонне образованный человек, который может не только научить малыша правилам дорожного движения по пути домой, но и способен подтянуть старшеклассника по всем общеобразовательным предметам.

То есть в его арсенале знаний должны быть:

  • психология;
  • дошкольная и школьная педагогика;
  • организационное дело;
  • педагогическое образование;
  • коррекционная педагогика (для инклюзивных учреждений);
  • медицинские знания (при работе с инвалидами).

Безусловно, настоящим тьютором способен стать лишь тот человек, который стремится помогать детям. Нередко школьные педагоги испытывают раздражение по отношению к детям и ведут себя с ними слишком назидательно. Тьютор, наоборот, должен вести себя дружелюбно, без высокомерия, как бы на равных, только так ребенок будет делиться с ним своими проблемами и ощущать истинную поддержку.

В России в последние несколько лет только начали обучать узких специалистов данного направления, однако пока эта специальность не пользуется популярностью, так как абитуриентам о ней мало что известно.

Дипломированным тьютором является выпускник педагогического вуза по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Впрочем, и уже окончившие вуз педагоги могут пройти дополнительную квалификацию, чтобы получить корочки специалиста.

Первые шаги в профессии

Первый опыт работы тьютором у меня был ещё в магистратуре, во время практики. Затем я попробовал устроиться тьютором в один из московских лицеев, где на тот момент преподавал русский язык и литературу, но не получилось — у школы не было интереса. Тогда принял решение завершить учительскую карьеру, стать репетитором и частным тьютором.

Сделал себе сайт в интернете, завёл страницы в Facebook и во «ВКонтакте». Долго думал над названием проекта. В итоге решил просто к своему имени добавить слово «тьютор», чтобы люди начали меня с этим ассоциировать. Ссылку на эту страницу вместе с описанием своих предложений я отправил базе всех учеников, которые у меня были (порядка трёхсот человек). Так я получил первые заказы: репетиторство по русскому языку, написание сочинений, а затем и тьюторство.

Параллельно я сотрудничал с Центром творческих инициатив «Перспектива». Там мы делали профориентационную программу «Программа А». Я помогал коллегам переформатировать образовательную среду и был тьютором: оформлял с кураторами из индустрии (IT, архитектура, искусство) учебные программы — сейчас это назвали бы педдизайном, писал методические рекомендации, чтобы в программах нашлось место не только лекциям или мастер-классам, но и рефлексии учащихся, сессиям по обсуждению процесса учёбы или работы над проектом, пробы. Также присутствовал на занятиях в «Перспективе», помогал их проводить, а на выездах и визитах в разные места сопровождал группу и как наблюдатель, и как тьютор — после выездов мы обсуждали с детьми, кто что увидел, понял, приметил.

Вообще, тьютор — живой элемент образовательной среды. Тьютору-фрилансеру сложнее: ему нужно определять область своей специализации и грамотно сообщать об этом людям. У него в ресурсной карте есть десятки городских и медиаресурсов, но нет рычагов влияния, чтобы решить проблему ученика в образовательной организации.

Чем тьюторство полезно для педагога?

Очевидно, что навыки тьюторского сопровождения невозможно обрести в обычной педагогической деятельности. Когда группа учителей «Золотого сечения» сформировала первую тьюторскую команду школы, наши педагоги столкнулись с тем, что им приходится внутри себя ориентироваться на две позиции: учителя, который отвечает за результат учеников, и тьютора, который способствует личностному росту, но не контролирует и не оценивает своего тьюторанта. Поэтому одним из основных качеств, вырабатываемых в тьюторской работе, стала гибкость. А она, согласитесь, необходима для любого хорошего преподавателя. Вообще, мы уверены, что в мире есть много учителей, которые в своей работе склонны придерживаться тьюторской позиции, но не могут полностью перейти на нее по объективным причинам.

Кстати, верно и обратное: наличие опыта работы учителем может сыграть хорошую службу тьютору

Если тьютор понимает, что такое работа в классе, как распределено учительское внимание между учениками и какая мотивация движет учителем в тех или иных случаях, это поможет ему объективно оценить ситуацию конкретного тьюторанта

Ошибочно будет думать, что в смысле необходимых компетенций тьютор — это нечто среднее между учителем и психологом. По нашему мнению, технологии, которые используются в тьюторском сопровождении, наиболее близки технологиям коучинга. 

По опыту «Золотого сечения», участие преподавателей-предметников в тьюторской деятельности должно быть строго добровольным, основанном на личном интересе педагога, и именно тогда оно принесет самому учителю наибольшую пользу. Во-первых, это поможет справиться с профессиональным выгоранием — ведь оно наступает именно тогда, когда в преподавательской работе долгое время нет никаких изменений, когда она превращается в рутину. 

Во-вторых, тьюторство предполагает постоянное самообучение, коллективную рефлексию своей работы, обсуждение различных кейсов — это, безусловно, путь к личностному развитию. Можно сказать, что внутри педагога происходит процесс взаимовлияния ролей: тьютор влияет на преподавателя, преподаватель на тьютора; по-видимому, в будущем от этого будут зависеть наши канонические представления об этих ролях.

В-третьих, тьюторская модель предусматривает переход педагога в проактивную, инициативную позицию по отношению к школе в целом, к происходящим в ней событиям, программам, проектам, планам и задачам. 

Наконец, в-четвертых, тьюторская работа — всегда командная, а участие в команде дает педагогу новую мотивацию, подталкивает к развитию. Нужно понимать, что в современном мире в одиночку сделать что-либо серьезное практически не реально, и система тьюторского сопровождения в школе может стать лабораторией по совместному поиску новых педагогических идей.

Об авторе: Антон Ткаченко, заместитель директора по развитию образовательной среды Частной школы «Золотое сечение».

Исследование индивидуализации в работе тьютора

Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».

Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.

Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».

Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.

 Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:

«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.

  1. Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
  2. Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
  3. Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
  4. Работа с персональными смыслами и способами реагирования».

Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.). 

Где взять деньги на оплату труда тьютора?

В настоящее время тьюторами в школах работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с ОВЗ. Где взять деньги на оплату их труда? Например:

  • оплата труда осуществляется из суммы, которая идет как повышающий коэффициент на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью;
  • из организация платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) по тьюторскому сопровождению;
  • за счет внесения нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ);
  • за счет стимулирующих доплат сотрудникам, осуществляющим тьюторские функции, из фонда стимулирования качества работы в ситуации НСОТ.     

Историческая справка

История тьюторства берёт свои корни в Древней Греции. Тогда оно было своеобразным неформальным педагогическим сопровождением. Главной целью тьютора являлась передача знания учащемуся, чтобы помочь ему овладеть навыками в выбранной сфере. Занятия нередко были импровизированными. 

Тьюторство оформилось примерно в XIV веке в классических британских университетах — Оксфорде, и, несколько позднее, — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму наставничества. В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор играют важную роль в учебной и воспитательной работе. Они являются полноценными штатными сотрудниками.

Тьюторство в России появилось гораздо позже, чем в западной культуре. Отечественная образовательная система поначалу не предусматривала отдельную фигуру тьютора. Тем не менее похожий формат имел место, например, в монастырях. К монахам прикреплялись старцы, которые передавали знания воспитанникам, близко общаясь с ними один на один. К традиции монастырских наставников прибавились гувернёры в аристократических семьях дореволюционной России. Они буквально вели подопечных, обучая и помогая найти свой путь в жизни. Гувернёры, как и старцы, немало вложили в развитие тьюторства в России.

Англоязычное слово «тьютор» официально закрепилось в русской педагогической практике благодаря англофилу М.Н. Каткову. В XIX веке ввели институт классных наставников, в обязанности которых входила организаторская деятельность, наблюдение за развитием подопечных и культивирование высоких нравственных и моральных принципов. Увы, после революции должность классных наставников и дам была упразднена.

Но история тьюторства в России на этом не завершилась — в 1980-х годах, во время реформирования образовательной системы, оно снова развернулось как самостоятельное педагогическое движение. 

Задачи тьютора

Тьютор выступает в роли посредника между человеком и образовательным учреждением, образовательной средой.

Задачи тьютора:

  • помочь обучающемуся узнать свои особенности, индивидуальность;
  • помочь человеку проявить себя;
  • научить осознанному выбору и ответственности за поступки, результаты выбора;
  • помочь ученику определиться с целями, интересами и их реализацией;
  • помочь клиенту найти баланс и гармонию индивидуальности с внешним миром;
  • рассказать родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной среды, подходящей ему.

Тьютор анализирует, что интересно клиенту, а что нет, что дается легко, а что с большим трудом. На основе своих наблюдений он ненавязчиво подводит клиента к самостоятельному выбору. Кроме того, тьютор организовывает встречи с важными, полезными и интересными для клиента специалистами. Вместе с клиентом составляет ментальные карты, коллажи, таблицы, схемы, планы и т. д.

Тьютор чаще работает со школьниками, но он может сопровождать людей всех возрастов. Детский сад, школа, училище, ВУЗ, профессиональная переподготовка, переквалификация – во всем этом тьютор может участвовать.

Качества тьютора и требования к личности

Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования.

Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута.

Как выбирать тьютора

Важно, чтобы тьютор вызывал доверие. Иначе его подопечный просто не будет откровенно делиться своими проблемами с педагогом

На роль преподавателя часто берут молодых педагогов — сокращается разрыв между поколениями, мешающий созданию доверительных отношений

Также нужно обращать внимание на:

Квалификацию

Лучше всего с ролью тьюторов справляются люди с аттестатом психологических, педагогических факультетов, с сертификатом курсов тьюторов;

Отзывы

Не надо пользоваться услугами человека, не работавшего тьютором ранее. Либо же его стаж должен быть тесно связан с педагогикой;

Первое впечатление

Учащийся должен симпатизировать сопровождающему. Если с первой встречи минимальная связь между ними не сформировалась, лучше продолжать поиски.

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  

Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.

Каким должен быть тьютор?

Образование. Тьюторство — это профессиональная область на стыке педагогики и психологии, поэтому в идеале нужно иметь образование по этим специальностям. Но хорошим тьютором можно стать и пройдя профильные курсы. Главное — иметь представление о сфере, в которой он работает.

Навыки. Важные навыки — тайм-менеджмент и планирование. Тьютор должен ставить цели и сроки их достижения, помогать вовремя проходить нужный материал.

Личные качества. Главное требование — умение общаться с людьми и эмпатия. Если тьютор не располагает к себе, ему будет сложно построить доверительные отношения со студентами. Поэтому при выборе тьютора действуют те же правила, что и при выборе личного психолога: взаимопонимание, доверие и открытость.

Елена Сегал считает, что на первом месте — личные качества: «Хороший тьютор должен слышать проблему студента и понимать, как ее решить. Для студентов он должен быть кем-то вроде надежного друга».

Курс

Data Science с нуля

Начните изучать одну из самых востребованных профессий в IT. Вы получите индивидуальную поддержку тьютора и помощь в трудоустройстве. Скидка 5% по промокоду BLOG.

Узнать больше

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Помочь не только своему ребенку

Анна Смирнова: Анастасия Сергеевна, профессия тьютора достаточно молодая, как вы пришли в нее?

Анастасия Худякова: В эту профессию меня привела дочь. Хотя по первому образованию я тоже педагог — учитель математики. Когда у меня родился ребенок с особенностями развития, пришлось менять всю жизнь, подстраивать под ее занятия, лечение. Хотелось помочь, понять, как воспитать ее, поэтому я пошла учиться на дефектолога. Постепенно появилось желание помогать не только своему ребенку, но и другим детям с такими проблемами. Так как моя дочь учится в коррекционной школе, я узнала, что им требуется тьютор — помощник учителя и ребенка. После прохождения курсов по повышению квалификации устроилась в школу, сейчас вот уже два года работаю с особыми детьми. Помогаю им адаптироваться в коллективе, учиться, получать навыки самообслуживания.

Такие дети тонко чувствуют отношение людей к себе, важно выстроить диалог с ними, обозначить границы. Тьютор должен быть посредником, связующим звеном между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школе

Такие дети тонко чувствуют отношение людей к себе. Фото: Из личного архива/ Анастасия Худякова

— Тьютор — только педагог? Или он должен владеть еще какими-то навыками?

Статья по теме

«Я говорю». «Особые» тюменцы стали создателями и актерами спектакля

— В первую очередь он должен иметь высшее педагогическое образование, а также должен знать психологию, методы и приемы работы с детьми с особенностями развития. У них часто бывает нежелательное поведение, и тьютор должен знать, как вывести ребенка из такого состояния. Мы должны включить особого ученика в среду сверстников, жизни класса, школы и сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Помимо этого, нужно организовать доступное усвоение образовательного материала, адаптировать его. Разбить на мелкие подгруппы, давать подсказки — все это делается с опорой на зону ближайшего развития ребенка и его ресурсов, а также с учетом индивидуальных физических и психических способностей школьника.

— Сопровождающий педагог нужен всем детям?

— Это решает психолого-медико-педагогическая комиссия, которую дети проходят перед поступлением в школу. На ней определяют форму обучения, выясняют, нужен тьютор или нет. С заключением комиссии родители приходят в школу, если в нем написано, что нужно сопровождение, то учебное заведение обязано предоставить тьютора. Он может быть индивидуальный или групповой, на класс. Например, у меня — шестеро детей.

Тьютор может быть индивидуальный или групповой, на класс. Фото: Из личного архива/ Анастасия Худякова

— Как вы успеваете уделять внимание каждому?

— Когда учитель ведет урок, я нахожусь в сторонке

Но если ребенок не может усидеть за партой, тьютор в первое время сидит рядом с ним и привлекает его внимание на учителя, говорит: «Смотри на доску, на учителя». Можем шепотом проговаривать то, что говорит преподаватель

Тем самым у ребенка идет наслоение информации. Если дети спокойно сидят на уроке, я нахожусь за ними, как только учитель дает практическое задание, смотрю, как ребенок включается в работу, если он этого не делает, подхожу я и начинаю помогать.

Статья по теме

Борьба за максимально полноценную жизнь. Как живут и где работают незрячие

С каким-то ребенком нужно полностью проделать работу «рука в руке», а кого-то достаточно направить на выполнение задания. Из моих шести подопечных большинство самостоятельны, я просто контролирую выполнение задания, с более слабыми выполняем работу вместе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector