Фундаментальные и прикладные науки — характеристика, функции и взаимосвязь

Социально-гуманитарные знания

Гуманитарные и социальные науки основаны на изучении проблем человека. Он является главным объектом исследования. Но пока ученые не достигли единого мнения в том, какие именно дисциплины относить к первой, а какие ко второй группе. Дело в том, что и те, и другие имеют отношение к людям. Но они рассматривают человека в социуме с разных позиций.

Некоторые науки считают, что личность без общества не сможет сформироваться полноценно. Доказательством этой теории могут быть дети, которых вырастили стаи диких животных. Они пропустили довольно важную стадию социализации, поэтому так и не смогли стать полноценными личностями.

В результате подобных исследований ученые решили, что нужно объединить науки в одну группу, социально-гуманитарную. Они рассматривают человека и как индивидуальный субъект, и как участника общественных отношений.

Список подобных дисциплин очень большой:

  • социология;
  • история;
  • философия;
  • политология;
  • филология;
  • теология;
  • культурология.

Что такое профильный класс?

Профильный класс – это обучение в старших классах с определённым уклоном, куда ученики поступают для изучения более углублённых предметов. Например, профильных лингвистический класс будет делать упор на изучение языковых основ, а не только грамматики. Лицеи, гимназии и образовательные центры также имеют право проводить школьную подготовку:

  • В школах государственного типа ученики изучают программы по планам ВУЗов.
  • Будущие студенты частных центров изучают программы, которые разработаны согласно ГОСТ РФ.
  • Лицеи и гимназии предоставляют план обучения на основании куррикулума старших классов, чтобы программа обучения была идентичной.
  • В 10-11 классах также проводятся курсы. Профильный класс может иметь направление в области математики, физики, гуманитарных наук, филологии, химии и биологии.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1756-р и Концепцией модернизации российского образования, были созданы «системы специализированной подготовки». Это и есть профильное обучение в старших классах, которое необходимо тем, кто изначально решил, куда поступить и на какую специальность.

Важно! Даже окончив профильный класс с математическим уклоном, абитуриент вправе поступить на факультеты юриспруденции, лингвистики и не только. При этом класс по определённому профилю не может заставить ученика сдавать предметы, которые изучались по программе усиленной подготовки

То есть, если ученик окончил лингвистический класс, он может сдавать профильную математику, если уверен в своих силах. Результаты ЕГЭ будут влиять на возможность поступления. Профили школьного обучения на это не влияют никоем образом.

Выбор дальнейшего направления

В конце 9 класса ученики должны выбирать заранее, куда они хотят поступить. Желательно при этом учитывать особенности поступления:

  • Математические науки и прикладные дисциплины – нужно сдавать профильную математику или внутренние экзамены.
  • Лингвистика – дополнительно могут проводиться тестирования по переводу.
  • Театральное искусство – внутренние экзамены по актёрскому мастерству.
  • Медицинские факультеты – нужны хорошие результаты ЕГЭ и конкретные результаты ЕГЭ.
  • Для дизайнеров – нужно сдавать рисунок, хотя в старших классах и на ЕГЭ таких тестирований не проводится.

Исходя из этого нужно выбирать профильный предмет, который можно выучить в школе. В противном случае можно пойти на курсы. Профиль класса не всегда влияет на поступление, если только это не актёрская школа и не школа мастерства, после которой можно поступить в ВУЗ. Кстати, если абитуриент желает поступить по программе специалитета, он может выбрать 2 разных предмета для сдачи ЕГЭ, но с ними нельзя поступить на бакалавриат, если не удастся поступить с первого раза.

Чтобы быть зачисленным в профильный класс, нужно дождаться комплектования направлений, которые будут преподаваться ученикам. Также школьники могут самостоятельно выбрать предметы для изучения, чтобы сформировать свой класс по конкретным профилям.

К

  • Кавернометрия
  • Какография
  • Каллиграфия
  • Калориметрия
  • Калькография
  • Капиллярография
  • Каракулеводство
  • Кардиография
  • Кардиология
  • Кариология
  • Карпология
  • Картография
  • Картометрия
  • Картофелеводство
  • Карцинология
  • Кататермометрия
  • Каучуководство
  • Квантовая механика
  • Квантовая теория поля
  • Квантовая физика
  • Квантовая химия
  • Кефалометрия
  • Кинезиграфия
  • Кинематография
  • Кинология
  • Кладистика
  • Климатография
  • Климатология
  • Козловодство
  • Козоводство
  • Колеоптерология
  • Колориметрия
  • Комбустиология
  • Комедиография
  • Кондуктометрия
  • Коневодство
  • Коноплеводство
  • Конхилиология
  • Конхиология
  • Кормопроизводство
  • Косметология
  • Космография
  • Космология
  • Космохимия
  • Краниография
  • Краниология
  • Краниометрия
  • Криминология
  • Криобиология
  • Криология
  • Криптография
  • Криптозоология
  • Кристаллография
  • Кроатистика
  • Кролиководство
  • Ксерография
  • Ксилография
  • Куроводство
  • Курортология

Проблема амбивалентности науки

Прикладные науки хоть и созданы облегчить жизнь людям, все-таки имеют и отрицательное влияние. С одной стороны, новые знания открывают что-то новое, неизведанное, дают прогресс, а с другой — становятся причиной появления проблем, оказывая пагубное воздействие на природу и самого человека.

Благодаря им удовлетворяются потребности людей, но портится природная гармония. Они могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Такое противоречие может навредить целой системе окружающего мира. Эта амбивалентность поделила ученых-исследователей на два лагеря. Первые считают человека венцом природы, который может делать все, что вздумается. Вторые стараются доказать, что люди должны жить в гармонии с природой.

Г

  • Гаплология
  • Гастроэнтерология
  • Гектография
  • Гелиобиология
  • Гелиография
  • Гельминтология
  • Гематология
  • Гемотрансфузиология
  • Генеалогия
  • Генетика
  • Геномика
  • География
  • Геодезия
  • Геоинформатика
  • Геокриология
  • Геология
  • Геометрия
  • Геомеханика
  • Геоморфология
  • Геостатистика
  • Геотехнология
  • Геофизика
  • Геохимия
  • Геохронология
  • Гепатология
  • Германистика
  • Геронтология
  • Геронтопсихология
  • Герпетология
  • Гибридология
  • Гигрометрия
  • Гидроакустика
  • Гидробиология
  • Гидрогеология
  • Гидрография
  • Гидродинамика
  • Гидрология
  • Гидрометеорология
  • Гидрометрия
  • Гинекология
  • Гиппология
  • Гипсометрия
  • Гистология
  • Гистопатология
  • Глиптография
  • Глоттология
  • Глоттохронология
  • Гляциология
  • Гносеология
  • Гнотобиология
  • Голография
  • Голубеводство
  • Гомойология
  • Гомология
  • Гониометрия
  • Гравиметрия
  • Гранулометрия
  • Графология
  • Гусеводство

Принцип неопределенности Гейзенберга

Расширение теории относительности Эйнштейна рассказало нам больше о том, как работает Вселенная, и помогло заложить основу для квантовой физики, что привело к совершенно неожиданному конфузу теоретической науки. В 1927 году осознание того, что все законы вселенной в определенном контексте являются гибкими, привело к ошеломительному открытию немецкого ученого Вернера Гейзенберга.

Постулируя свой принцип неопределенности, Гейзенберг понял, что невозможно одновременно знать с высоким уровнем точности два свойства частицы. Вы можете знать положение электрона с высокой степенью точности, но не его импульс, и наоборот.

Позже Нильс Бор сделал открытие, которое помогло объяснить принцип Гейзенберга. Бор выяснил, что электрон обладает качествами как частицы, так и волны. Концепция стала известна как корпускулярно-волновой дуализм и легла в основу квантовой физики. Поэтому, когда мы измеряем положение электрона, мы определяем его как частицу в определенной точке пространства с неопределенной длиной волны. Когда мы измеряем импульс, мы рассматриваем электрон как волну, а значит можем знать амплитуду ее длины, но не положение.

Суть отличий между науками

Рассмотрим то, что лежит в основе разделения на прикладные науки и фундаментальные.

Первые можно представить в качестве некоторой системы знаний, имеющих вполне определённую практическую направленность. Они направлены на решение каких-либо конкретных задач: повышение урожайности культур, снижение заболеваемости и т. д. Иными словами, прикладными науками являются те, результаты исследований которых преследуют чёткую и, как правило, практическую цель.

Фундаментальные науки, являясь более абстрактными, служат более высоким целям. Собственно, их название говорит само за себя. Система этих знаний формирует фундамент всего здания науки, даёт представление о научной картине мира. Именно здесь создаются понятия, законы, принципы, теории и концепции, составляющие основу прикладных наук.

Смежные позиции

Некоторые отдельные науки могут образовывать звенья связи между категориями, соприкасаться с разными группами. Это медицина, эргономика, инженерная психология, экология и другие

Стоит обратить внимание, что особенно небольшую грань образуют виды социальных наук и гуманитарных. К таким граничным наукам относятся история, эстетика, этика и так далее

В системе наук уникальная позиция занята математикой, философией, кибернетикой, информатикой и тому подобными. Эти виды наук имеют общий характер, поэтому ими руководствуются во всех исследованиях.

Наука на пути ее развития из одиночного занятия становится уникальной, в некотором роде, самостоятельной формой сознания социума и аспектом человеческой деятельности. Она является продуктом долгого процесса развития культуры и цивилизации человека. Это отдельно стоящий общественный организм с особыми типами взаимодействия, разделения и управления отдельными процессами научной деятельности.

Проблема амбивалентности науки

Прикладные науки, выступая решением конкретных задач, зачастую не лишены некоторой двойственности своих конечных результатов. С одной стороны, новые знания являются стимулом к дальнейшему прогрессу, они существенно расширяют возможности человека. С другой — они же создают новые, подчас трудноразрешимые проблемы, оказывая отрицательное влияние на человека и окружающий мир.

Служа чьим-то частным интересам, получению сверхприбылей, прикладные науки в руках человека нарушают созданную Творцом гармонию: негативно влияют на здоровье, угнетают или стимулируют естественные процессы, заменяют природные элементы синтетическими и т. д.

Эта часть науки вызывает весьма противоречивое отношение к себе, поскольку такое служение потребностям человека в ущерб природе несёт в себе значительную угрозу существованию планеты в целом.

Уровни научного знания

Определение 8

Уровни научного знания – это модели знания, которые отличаются по качественным характеристикам и предметному содержанию, они образуют в рамках отдельной научной дисциплины ступени познания её объектов, восхождение познания от явления к сущности, от сущности и законов первого порядка к сущности и законам порядка более высокого порядка.

Их единство образует вертикальную структуру организации научного знания в рамках конкретной дисциплины. Таким образом, к рациональному знанию относятся метатеоретическое знание, теоретическое знание и эмпирическое знание, а чувственное знание находится на нижнем уровне и не относится к рациональному.

Определение 9

Чувственное знание – это знание о чувственно воспринимаемых объектах – данные наблюдения и эксперимента.

Определение 10

Эмпирическое знание – знание, которое касается абстрактных объектов, иными словами факты, эмпирические законы, естественные классификации, эмпирические модели, феноменологические теории.

Определение 11

Теоретическое знание – знание об идеальных объектах (числа, точки, прямые и другие объекты математики, а также материальная точка, инерция, идеальный газ и другие объекты в физике) описание принципов и законов, которые характерны для их поведения и изменения, выведение различного рода частных следствий из таких систем знания и их проверка на опыте.

Определение 12

Метатеоретическое знание – парадигмальные теории, частнонаучная и общенаучная картины мира, общенаучные методы, философские науки.

Уровни научного знания отличаются между собой по онтологическому содержанию, а также по методам получения, интерпретации и проверки знания. Между ними не отношений логического вывода одного из другого, их логическое сравнение друг с другом представляется возможным только после объяснения одного уровня знания посредствам понятий другого. Это достигается только при помощи правил соответствия – редукционных предложений. Отношения непосредственной логической выводимости могут существовать только внутри каждого из уровней знаний

При этом важно отметить, что взаимосвязь между различными уровнями научного знания имеет содержательно-интерпретационный характер, а не логический

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основные отрасли науки о жизни

  • Биология — изучение живых организмов с точки зрения их морфологических и анатомических особенностей, а также поведения и развития
  • Анатомия — изучение формы и функции у растений, животных и других организмов или, в частности, у людей
  • Астробиология — изучение образования и присутствия жизни во Вселенной
  • Биотехнологии — изучение сочетания живого организма и техники
  • Биохимия — изучение химических реакций, необходимых для существования и функционирования жизни, обычно на клеточном уровне
  • Биоинформатика — разработка методов или программных инструментов для хранения, извлечения, организации и анализа биологических данных с целью получения полезных биологических знаний
  • Биолингвистика — изучение биологии и эволюции языка.
  • Биологическая антропология — изучение человека, нечеловеческих приматов и гоминидов. Также известна как физическая антропология.
  • Биологическая океанография- изучение жизни в Мировом океане и их взаимодействия с окружающей средой.
  • Биомеханика — изучение механики живых существ
  • Биофизика — изучение биологических процессов с применением теорий и методов, которые традиционно использовались в физических науках
  • Ботаника — изучение растений
  • Клеточная биология (цитология) — изучение клетки как целостной единицы, а также молекулярных и химических взаимодействий, происходящих внутри живой клетки.
  • Биология развития — изучение процессов, посредством которых формируется организм, от зиготы до полной структуры
  • Экология — изучение взаимодействия живых организмов друг с другом и с неживыми элементами окружающей их среды
  • Этология — изучение поведения
  • Эволюционная биология — изучение происхождения и происхождения видов с течением времени
  • Эволюционная биология развития — изучение эволюции развития, включая его молекулярный контроль
  • Генетика — изучение генов и наследственности
  • Гистология — исследование тканей
  • Иммунология — исследование иммунной системы
  • Микробиология — изучение микроскопических организмов (микроорганизмов) и их взаимодействия с другими живыми организмами
  • Молекулярная биология — изучение биологии и биологических функций на молекулярном уровне, некоторые перекрещиваются с биохимией, генетикой и микробиологией
  • Неврология — исследование нервной системы
  • Палеонтология — изучение доисторических организмов
  • Патология — изучение причин и последствий болезни или травмы
  • Фармакология — исследование действия препарата
  • Психология — изучение водорослей
  • Физиология — изучение функционирования живых организмов и органов и частей живых организмов
  • Биология популяции — изучение групп конспецифических организмов
  • Квантовая биология — изучение квант явления в организмах
  • Структурная биология — филиал молекулярная биология, биохимия, и биофизика занимается молекулярной структурой биологических макромолекул
  • Синтетическая биология — проектирование и создание новых биологических объектов, таких как ферменты, генетические цепи и клетки, или реконструкция существующих биологических систем (LY)
  • Системная биология — изучение интеграции и зависимостей различных компонентов в биологической системе с особым акцентом на роли метаболические пути и клеточная сигнализация стратегии в физиологии
  • Теоретическая биология — использование абстракций и математических моделей для изучения биологических явлений
  • Токсикология — природа, эффекты и обнаружение ядов
  • Вирусология — изучение вирусов, таких как субмикроскопические, паразитические частицы генетического материала, содержащиеся в белковой оболочке, и вирусоподобных агентов
  • Зоология — изучение животных
  • (Энзимология) — изучение ферментов.

Особенности фундаментальных и прикладных наук

Различие фундаментальных и прикладных знаний считается относительным. Первая из них является базой для второй. Это означает, что фундаментальные пополняют либо изменяют знания о закономерностях функционирования и развития природы и общества, а прикладные открывают способы и пути исследования научных идей на практике. Они взаимосвязаны, и, значит, дополняют друг друга.  

Фундаментальные знания нацелены на познание объективных законов мира, которые существуют самостоятельно от людей. Целью прикладных дисциплин является разработка способов применения полученных фундаментальной наукой умений для удовлетворения потребностей людей.

Нутригеномика

Нутригеномика — это изучение сложных взаимосвязей между пищей и экспрессией генома. Учёные, работающие в этой области, стремятся к пониманию роли генетических вариаций и диетических реакций на то, как именно питательные вещества влияют на геном.

Еда действительно оказывает огромное влияние на здоровье — и начинается всё в буквальном смысле на молекулярном уровне. Нутригеномика работает в обоих направлениях: изучает, как именно наш геном влияет на гастрономические предпочтения, и наоборот. Основной целью дисциплины является создание персонализированного питания — это нужно для того, чтобы наша еда идеально подходила нашему уникальному набору генов.

Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания

Эта отрасль научного знания также содержит фундаментальные и прикладные науки. Здесь раздел между ними прослеживается просто. Есть фундаментальная дисциплина – теория государства и права. Она содержит главные понятия, категории, методологию, принципы и является основой для развития всей юриспруденции в целом.

На основе теории государства и права развиваются все остальные дисциплины, и в том числе прикладные юридические науки. Их появление основано на использовании так называемых неюридических знаний из различных сфер: статистики, медицины, социологии, психологии и т. д. Такое сочетание открыло в своё время новые возможности человеку в обеспечении законности.

Перечень юридических дисциплин, которые формируют прикладные науки, достаточно большой. Он включает криминологию, криминалистику, юридическую психологию, судебную медицину, судебную статистику, правовую информатику, судебную психологию и другие. Как видим, здесь к прикладным наукам относятся не только сугубо юридические дисциплины, а преимущественно те, которые не относятся к юриспруденции.

Резюме

Нередко приходится слышать пренебрежительные высказывания о гуманитарных специальностях. Чаще всего они сводятся к тому, что из-за большой конкуренции работу по гуманитарному профилю трудно найти, гуманитарные профессии не престижны и низко оплачиваются. 

Однако престиж должности и уровень зарплаты определяются не профессией, а компетенцией работника. По-настоящему классный специалист с отличными знаниями гуманитарных наук всегда сможет получить хорошо оплачиваемую должность в респектабельной компании. 

Чтобы стать таким специалистом, нужно, чтобы работа была интересна и приносила удовлетворение

Поэтому важно как можно раньше определить склонности ребёнка и помочь ему выбрать направление для развития. . В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса. 

В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса. 

В рамках гуманитарного профиля существуют сразу два направления: гуманитарно-лингвистический маршрут, позволяющий лучше овладеть языками, и социально-гуманитарный маршрут с углублённым изучением истории и правоведения. 

Индивидуальные образовательные маршруты помогают детям получить больше знаний по интересующим предметам, подготовиться к олимпиадам и хорошо сдать экзамены, чтобы поступить в престижный вуз с углублённым изучением гуманитарных наук.

Соотношение гуманитарных и социальных наук

Эта предметная сфера научного знания главное внимание уделяет проблемам человека, его жизни. Но мнения исследователей расходятся при включении каких-либо наук только к гуманитарным

Т.е. существуют такие дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но с позиции его жизни в социуме. По мнению большинства ученых, человек не сможет полностью сформироваться и жить без общества. В результате, в ходе решения данного вопроса, возникло объединенное название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как биологическое существо, но и как участника социальных отношений.

Профессии гуманитарного профиля

Выше мы привели примеры некоторых востребованных профессий, требующих гуманитарного склада ума. Перечислим ещё несколько направлений гуманитарного профиля с отличными перспективами для трудоустройства.

Юриспруденция

Юрист — одна из самых востребованных гуманитарных профессий с широкими перспективами карьерного роста. Чтобы добиться успеха в юриспруденции, необходимы внимательность, развитые навыки коммуникации и умение работать с большими массивами информации.

Управление (менеджмент)

Проектный менеджер, исполнительный директор, рекрутер — профессии, подразумевающие управление людьми, всегда престижны и высоко оплачиваются. Для этой специализации необходимо умение находить подход к разным людям, проявлять мягкость и твёрдость в зависимости от обстоятельств и не бояться ответственности. 

Продвижение и реклама

С развитием интернета PR-менеджер, бренд-менеджер и маркетолог стали одними из самых популярных и востребованных гуманитарных профессий. Чтобы хорошо выстроить концепцию бренда и правильно преподнести товар покупателям, требуется не только умение чувствовать потребности клиентов, но и хорошая коммуникабельность, фантазия, а порой и чувство юмора.

Педагогика

Принято считать, что преподаватели в России получают мало. Однако это относится только к работникам государственных образовательных учреждений. Множество частных школ готовы предложить классным специалистам достойную зарплату. Ещё более прибыльным делом при должном мастерстве может стать репетиторство. Кроме того, эта работа всегда остаётся востребованной. Помимо отличного знания своего предмета, педагог должен обладать хорошей эмпатией и коммуникативными способностями. 

Психология

Высокая эмпатия, развитый эмоциональный интеллект, умение слушать и анализировать позволят построить карьеру в области психологии. В последнее время всё более востребованной становится профессия конфликтолога — специалиста, занимающегося разрешением сложных ситуаций между сотрудниками компании. 

Переводы

Человек, хорошо владеющий иностранными языками, всегда может найти хорошую работу в компании, имеющей дело с иностранными подрядчиками, импортом или экспортом. Особенно высоко оплачиваются услуги синхронного переводчика на международных встречах. Самыми востребованными языками на настоящий момент являются английский, китайский, испанский, французский и немецкий. 

Дипломатия

Попасть в эту гуманитарную профессию непросто, зато работа в области международных отношений весьма престижна, хорошо оплачивается и может послужить основой отличной карьеры. Дипломатам необходимы проницательность, блестящее знание языков и развитые навыки коммуникации — умение не только говорить, но и слушать. 

Журналистика и копирайтинг

Вся текстовая информация на любом сайте (включая данную статью) создана копирайтерами. Мастера печатного слова всегда могут рассчитывать на должности в интернет-компаниях с достойной оплатой труда. Не менее востребованной профессией в интернете является и журналистика. В условиях жёсткой конкуренции СМИ постоянно требуются люди, способные писать грамотно, осмысленно и интересно. 

Дизайн

Визуальный образ продукта в современной культуре является одним из важнейших факторов популярности. Поэтому люди, способные создавать оригинальные образы и находить изящные и функциональные решения, в наше время востребованы как никогда. Большие перспективы перед творческими людьми открывает направление веб-дизайна. Профессии, связанные с ландшафтным, промышленным и интерьерным дизайном также остаются популярны.

Фото и видео

Человек, у которого есть талант и оборудование, никогда не останется без работы. Популярность визуального контента в интернете сделала фотографа и видеооператора одними из самых востребованных профессий. А ещё это отличная возможность совмещать работу и увлечение. Хорошего специалиста в области фото- и видеосъёмки отличает умение нестандартно мыслить, создавать яркие художественные образы и ответственное отношение к работе. 

↑ Классификации наук

Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.

Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.

Прикладные науки — это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.

Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли — возрастная, клиническая, семейная, юридическая — прикладными.

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

  • естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
  • общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
  • технические — науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения — взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.

Ф

  • Фактография
  • Фармакология
  • Фенология
  • Феноменология
  • Ферментология
  • Физика твердого тела
  • Физика элементарных частиц
  • Физика
  • Физиография
  • Физиология растений
  • Физиология
  • Физическая кинетика
  • Физическая химия
  • Филогения
  • Филология
  • Философия
  • Финно-угроведение
  • Фистулография
  • Филогения
  • Фитобиология
  • Фитогеография
  • Фитология
  • Фитопалеонтология
  • Фитопатология
  • Фитофизиология
  • Фитоценология
  • Флористика (раздел ботаники)
  • Флюорография
  • Фольклористика
  • Фонетика
  • Фонография
  • Фонокардиография
  • Фонология
  • Фонометрия
  • Фотобиология
  • Фотограмметрия
  • Фотография
  • Фотоксилография
  • Фотолитография
  • Фотометрия
  • Фототелеграфия
  • Фототопография
  • Фотохимия
  • Фотоцинкография
  • Фразеология
  • Френология
  • Футурология

Отличительные признаки науки

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

  1. Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.

  2. Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.

  3. Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.

  4. Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Задачи дисциплин

И прикладные, и фундаментальные науки служат человеку для решения его проблем и удовлетворения потребностей. То есть люди формируют свои задачи в виде социального заказа общества. Хотя на практике всё происходит несколько иначе.

Прикладные науки не могут развиваться без фундаментальных, между ними возникает тесная, практически генетическая связь. И задачи первых обусловлены постоянным развитием вторых. А это значит, что они выполняют одни и те же функции:

  • открытие неизвестных фактов;
  • систематизация полученных знаний;
  • формулировка законов и открытий;
  • формирование теории.

Хотя эти задачи выполняют оба вида дисциплин, прикладные преследуют другие цели. Они необходимы для разработки и использования в производстве новых технологий. А также с их помощью люди проектируют разные приспособления и устройства, исследуют влияние процессов на объекты и вещества. Расширение списка дисциплин будет продолжаться до тех пор, пока на планете существует человек и сама наука.

Прикладные и фундаментальные задачи строятся вокруг общества и человека. Исследование обусловлено самим объектом, результаты напрямую зависят от него. Развитие дисциплин возможно на основе и практической составляющей, и теоретической. Первый вариант распространён больше, так как охватывает разные отрасли наук. А во втором другой фундамент — закономерности, обобщение, гипотезы и абстракции.

Человек получает новые знания благодаря теоретическим основаниям, а затем применяет их на практике. Он сам заставляет науку развиваться и продвигается в изучении разных дисциплин всё дальше. Разделить все знания на несколько групп довольно сложно, ведь у некоторых из них есть общие признаки. Но всё же одни направлены только на удовлетворение теоретических потребностей, а другие позволяют человеку выполнять свои обязанности.

Чем занимаются информатики в отрасли

В спектр обязанностей будущего специалиста входит анализ данных, проектирование и разработка, а также контроль за информационным ПО. Университеты готовят профессионалов широкого назначения. Программист будет работать только с информационными данными, иметь индивидуальный и коллективный доступ к мировым ресурсам через автоматизированные сетевые структуры. Главной задачей студента является оптимизация и создание легкого решения для поставленной задачи.

Сравнительно новая профессия

В развитых IT-компаниях присутствуют отделы программной разработки, где и работает информатик прикладного назначения. От качества работы зависит успех компании на рынке потребителей. Программист создает софт, который проверяют тестировщики. Здесь необходимо найти общий язык с педантичными программистами из соседнего отдела. Также необходимо контролировать и оптимизировать работу прикладного ПО. Если программа будет пользоваться популярностью, то программист прикладного назначения превзошел ожидания заказчиков, затем идет повышение до руководящей должности.

Рабочий день может начинаться как в 9 утра, так и в 12 часов дня. Все зависит от значимости специалиста для компании. Руководящие должности имеют поблажки и могут брать работу на дом, хотя некоторые предпочитают работать без выходных или оттягивать сдачу заказа до последнего дня. На трудовой кодекс опираются только государственные IT-компании. Следовательно, график и объем работы строго фиксирован. Коммерческие организации стараются поощрять сотрудников и допускают свободный дресс-код, но узкие временные рамки выполнения заказа.

По внешнему виду (форме)

  • Шлаковый конус
  • Щитовой вулкан. Фото: Reykholt / Wikimedia Commons
  • Стратовулкан. Фото: Tomas Tam / Wikimedia Commons
  • Купальный вулкан
  • Сложный вулкан Келимуту

По форме вулканы делят на следующие типы:

  • Шлаковые конусы — вулканы в этом случае извергают густую и вязкую лаву, она при застывании образует высокие конические стенки. Одним из самых известных вулканов конического типа является Везувий. При его извержении в августе 79 г. н.э. погибли жители 4 римских городов.
  • Щитовые — лава в каких вулканах жидкая и разливается быстро и на большие территории. В итоге образуется невысокая гора с покатыми склонами, внешне похожая на щит. На Галапагосских островах несколько таких вулканов, например вулкан Альседо. Кстати, на его склонах обитает огромное количество гигантских Галапагосских черепах.
  • Стратовулканы — вулканы, которые часто извергают густую лаву, застывающую на их поверхности и образуя конус. Везувий и Кракатау считаются классическиеми примерами стратовулканов.
  • Купольные вулканы — лава, поднимающаяся по жерлу, застывает до выхода на поверхность и закупоривает его образуя купол. Примером купального вулкана является вулкан Безымянный, расположенный на камчатке.
  • Сложные вулканы — имеют сразу несколько вершин кратеров, например, вулкан Пакая (Гватемала).

я

  • Яматология — изучение лекарств
  • Ятрология — трактат или текст на медицинские темы; изучение медицины
  • Ятроматематика — архаичная практика медицины в сочетании с астрологией
  • Ичнография — искусство рисования планов местности; план земли
  • Ichnology — наука об окаменелых следах
  • Ихтиология — изучение рыб
  • Иконография — изучение рисунков символов
  • Иконология — изучение икон; символы
  • Идеогения — изучение истоков идей
  • Идеология — наука об идеях; система идей, используемых для оправдания поведения
  • Идиомология — изучение идиомы, жаргона или диалекта
  • Идиопсихология — изучение психологии собственного разума
  • Иммуногенетика — изучение генетических характеристик иммунитета.
  • Иммунология — исследование иммунитета
  • Иммунопатология — исследование иммунитета к болезням
  • Инсектология — изучение насекомых
  • Иренология — исследование мира
  • Иридология — исследование радужной оболочки; диагностика заболевания на основании радужной оболочки глаза
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector