Где обучают тьюторов? курсы для тьюторов

О программе

Программа дает основы коррекционной педагогики, теоретические и методические основы тьюторской деятельности и рассчитана на тех, кто уже работает воспитателем или педагогом либо получает образование (подробнее о дисциплинах см. в учебном плане). Вы научитесь работать с «особыми» детьми и их семьями, координировать процесс обучения, как индивидуальный, так и групповой, контролировать, чтобы он соответствовал требованиям нормативно-правовых актов.

Процесс обучения на онлайн-платформе простой и удобный – вы слушаете лекции, изучаете конспекты и дополнительную литературу, сдаете тесты. Вся практика проходит в группе или самостоятельно, а задания проверяют преподаватели.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Внимание! Принимаются лица от 18 лет, имеющие/получающие любое СПО или ВО

Внимание! Принимаются лица от 18 лет, имеющие/получающие любое СПО или ВО. Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о среднем специальном или высшем образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  4. Справку с места учебы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  5. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в Приёмной комиссии по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Что входит в консультацию: бесплатную и платную

Как уже говорилось ранее, в нашей академии вы можете общаться с вашим тьютором бесплатно по любой теме программы. Но если вы захотите обсудить личный кейс по работе или другой вопрос, не входящий в рамки курса — то можете обратиться к любому нашему преподавателю за персональной консультаций. И она уже будет платной.

Чем же отличается одна консультация от другой?

  • Бесплатная консультация

    Включает разбор заданий по программе обучения только у вашего тьютора. С ним вы можете решать задачи, тесты и кейсы, уточнять информацию по теме модуля, готовиться к будущим экзаменам. Где можно задать вопросы тьютору, мы рассмотрели выше (чат, вебинары, форумы).

  • Индивидуальная платная консультация

    Может быть с любым тьютором академии, опыт работы которого вам больше импонирует и подходит специфике вопроса. Проходит такая консультации по видеосвязи через нашу площадку eTutorium (подключается гарнитура, преподаватель видит вас, а вы его). Занимает встреча обычно не более часа. Если вопрос глобальный — его можно разбить на несколько консультаций.

    Перед общением вы можете прислать тьютору вопросы, о которых пойдет речь, и файлы для ознакомления. В зависимости от специфики вопроса, тьютор будет разбирать вопросы на слайдах или через показ рабочего стола (например, совместная работа в файлах excel). Такую консультацию вы можете получить в любое время, даже если вы уже не обучаетесь на курсе.

Топ очных курсов

Учиться на курсах переподготовки очно – это долго и дорого, поэтому большинство вузов и учебных центров, имеющих материально-техническую базу и кадровый состав для такого вида занятий, стали включать в свои программы дистанционные элементы. Сейчас распространен очно-заочный формат, при котором часть материала слушатель осваивает самостоятельно. В дополнение к этому организовывается одна или несколько очных сессий, проходящих в аудиториях под непосредственным контролем преподавателей. Некоторые учреждения, предлагающие такой вид обучения, – в таблице ниже.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы

Стоимость обучения

В рейтинге Минобразования РФ вуз занимает первое место. Курс «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях» подойдет психологам, педагогам и воспитателям детсадов, а также родителям детей, которым требуется поддержка в освоении школьной программы. Трудоемкость курса составляет 564 академических часа (3 месяца учебы), после каждой изученной дисциплины сдается нужно сдать зачет или экзамен. Курс стоит 43000 рублей, можно оплатить первый взнос 13000 рублей, а затем вносить по 10000 рублей каждый месяц
На базе Института непрерывного образования МГПУ реализуют 900-часовой курс «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Его можно пройти за 9 месяцев в очно-заочном формате с дистанционной поддержкой, причем 420 часов займут аудиторные занятия. В конце слушатели защищают итоговую аттестационную работу, после чего получают дипломы. 84900 рублей, студентам МГПУ предоставляется скидка в размере 10%
Университет предлагает вариативный курс, рассчитанный на 252 или 504 часа (6 месяцев). Программа включает в себя три модуля и стажировку. Слушатели получают навык тьюторского сопровождения обучающихся, в т.ч. с инвалидностью и ОВЗ. Курс соответствует требованиям профстандартов «Специалист в области воспитания» и «Педагог». 18000 или 22000 рублей в зависимости от трудоемкости программы, возможна рассрочка
Здесь предлагают пройти 526-часовой курс «Тьюторская деятельность в образовании». Формат обучения очно-заочный (вечерний). Занятия стартуют по мере формирования групп. Кроме лекций, участникам предлагают семинары, консультации, а также тьюториалы для подготовки к итоговой аттестации. 45000 рублей

Что говорят студенты о консультациях наших тьюторов

Водилова Татьяна — руководитель проекта в ТОО “KPD-NDT”. Недавно прошла тренинг АССА ДипНРФ. Впервые училась дистанционно, переживала, получится ли у нее так заниматься, но все сомнения развеялись уже с первыми занятиями и после личного общением с тьютором.

Для меня было большим подарком, что есть такие преподаватели, как Елена Владимировна Цыба . Изложение доступное и понятное. Если какие-то вопросы возникали, оперативно с тьютором все решалось. Могла Елене Владимировне за день 10 вопросов написать, и на все она оперативно отвечала.

Ольга Серова, менеджер по управленческому учету в ГК “ТЕРА”, училась на курсе “ДипИФР.Гарантия”. К тьютору обращалась постоянно и, благодаря быстрым ответам преподавателя, смогла закончить курс намного раньше.

Я очень благодарна Евгении Илюхиной , она оперативно отвечала на все мои вопросы, старалась написать развернуто, с обоснованиями. Плюс я в самом начале попросила помочь подготовиться к сессии немного раньше срока. Мне пошли навстречу: проверяли задания, и отвечали не в положенный срок, а намного быстрее.

В чём заключается работа тьютора

Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.

Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.

Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.

Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?

Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.

С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.

Когда нужно обязательно обратиться к тьютору

Когда конспекты прочитаны, вебинары просмотрены, задачи решены, но все равно остались вопросы. Их можно и нужно обсудить с экспертом. Ведь консультация у наставника — это всегда сверка, в том ли направлении вы движетесь в обучении, и дополнительная возможность проработать сложные темы курса в удобном для вас темпе.

Консультация обязательно нужна, если вы:

  • хотите углубиться в вопрос или отработать практические кейсы с преподавателем;
  • изучили весь материал, предложенный в модуле, но все равно “плаваете” в теме;
  • “теряетесь” на пробном экзамене и промежуточных тестах;
  • прошли большую часть курса, но появились вопросы, с которыми вы не справляетесь самостоятельно.

Во всех этих случаях вам нужно обратиться к тьютору. Эксперт поможет структурировать знания, подскажет правильный ответ и порекомендует дополнительные материалы для изучения.

Оля Крячко, руководитель методического отдела Финансовой академии Актив

Консультацию тьютора лучше брать перед финишной подготовкой к экзамену, когда вы будете четко понимать свои “слабые места” в каждой теме. Тьютор ответит на вопросы “как решить? как подготовиться? как рассчитать?”, поможет разобрать все то, что вы не понимаете в программе курса. Как правило, после таких консультаций результат пробного и официального экзамена гораздо выше. Но если же вас интересуют нюансы по сдаче экзаменов, получению сертификата, организационные вопросы — вам помогут наши методисты. А если возникли технические вопросы по работе портала — напишите нашим администраторам, они всегда подскажут, что к чему.

Обязанности тьютора

Есть стереотип: педагоги-помощники работают только в инклюзивных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, изначально тьюторское сопровождение предлагалось только этой категории учеников.

Только так оно закреплено современными российскими законами об образовании. Но фактически сейчас к педагогам-тьюторам обращаются в обычных учреждениях, на дистанционном обучении, даже в детских садах.

В обычной школе

В школе педагог-помощник взаимодействует с учениками несколькими путями. Такие преподаватели часто проводят тренинги для целых классов, параллелей. Обычно на такие мероприятия приглашают успешных специалистов, которые показывают изнанку работы, отвечают на вопросы. Возможна и индивидуальная работа через:

  • Беседу. На начальных этапах сопровождающий должен получить доверие несовершеннолетнего. Потом он выступает как активный слушатель, помогает с решением проблем, не напрямую связанных с поиском будущей профессии;
  • Вопросы. Когда контакт установлен, тьютор начинает выявлять сильные стороны школьника через диалог, задания в игровой форме. Позднее он учит ребенка формулировать вопросы себе;
  • Личностно-ресурсную карту. Такой кластер, создаваемый педагог, помогает понять, как ребенок получает, обрабатывает информацию. Обычно с картой работает не школьник, а родители;
  • Опыты. Опыты — возможность для учащегося испробовать себя в новой сфере деятельности. Или в той, которой он планирует реализовать себя, когда вырастет;
  • Дебаты. Этот способ взаимодействия особенно важен для школьников старшего звена. Между ними и организуются дебаты. Еще он помогает развивать коммуникативные способности, отстаивать свои взгляды на учебу.

На дистанционном обучении

При дистанционном обучении сопровождающий педагог особенно нужен. Дистанционка подразумевает другое расписание, самостоятельный подход к учебе.

Некоторым детям трудно смириться со сменой формата. В таких случаях тьютор создает новую модель обучения, правильный график занятий. Многие образовательные центры, школы практикуют онлайн-консультации с тьюторами.

Некоторые дистанционные школы проводят переподготовку основного педагогического состава. Это сокращает расходы на сопровождающих преподавателей. Но результат говорит о том, что лучше работать с узким специалистом.

В детском саду

Фактическая роль сопровождающего — ознакомление малышей с профессиями и будущими направлениями обучения. Чаще всего оно проходит в игровой форме в специальных центрах по типу КидСпейс, КидБург.

Работа педагога-помощника в детском саду похожа на ту, что он ведет в младшей школе. На личностно-ресурсную карту ребенка здесь не ориентируются — в детском саду составить ее нельзя до 7-ми лет.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?

Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника. Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями

Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Знания и навыки

Будете применять технологии тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в системах специального и инклюзивного образования:

  • использовать методы и технологии коррекционно-развивающей работы;
  • выявлять и устранять проблемы в образовании детей;
  • участвовать в подготовке образовательного маршрута для разных типов физических и психических нарушений;
  • помогать детям формировать самостоятельность;
  • выявлять и развивать интересы и способности учеников;
  • сопровождать воспитанников на всех этапах обучения, создавая для них оптимальные условия для обучения;
  • помогать ребенку адаптироваться к школе и социализироваться;
  • использовать индивидуальный подход, чтобы выстроить образовательные цели ребенка с учетом нормативов и требований ФГОС.

Сможете консультировать семью с «особым» ребенком:

  • давать рекомендации по вопросам семейного воспитания;
  • помогать родителям понять особенности психического развития детей с разными типами нарушений;
  • консультировать родителей по вопросам оптимизации учебного процесса в образовательном учреждении;
  • давать рекомендации по обучению ребенка, которые позволят достичь поставленных целей.

Научитесь оценивать динамику и результаты работы:

  • сформируете и будете вести отчетность по коррекционно-педагогической работе;
  • подготовите итоги работы – промежуточные, а также итоги по окончании программы.

На практике разработаете и используете:

  • планы-конспекты психокоррекционных занятий;
  • методические рекомендации и схемы проведения диагностического обследования у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Получите готовые инструменты – свыше 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий.

Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения

Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:

  • Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
  • Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».

В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:

  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
  • Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».

Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.

Общие критерии выбора программ обучения

А в заключительный раздел мы собрали основные критерии, которые, на наш взгляд, должны быть основопологающими при выборе программы обучения для тьюторов:

Образовательная программа должна отражать принцип индивидуализации и вариативности. Это значит, что в программе вы должны иметь возможность выбирать, выстраивать свой маршрут её освоения. Для этого в курсе должны быть различные модули, возможно, варианты аттестации и оценки, выбор которых осуществляется на основе ваших личных запросов.
Программа должна иметь, так называемые, продуктные формы, т.е. предлагать участникам возможность разработать проект (например, тьюторский или проект профессионального развития).
Преобладание практических, интерактивных форм обучения. Поскольку напрямую быстрый перенос теоретических принципов и схем в свою практику скорее невозможен, требуется практика

Важно, чтобы в обучающей программе были практические задания, лаборатории, анализ кейсов и т.д.

Перспективы развития профессии

Я планирую двигаться дальше в науку. Я учился в аспирантуре, но тогда не совсем верил в ту тему, которую исследовал. Сейчас я изучаю образовательный потенциал городской среды, и мне по-тьюторски это очень близко: это смесь урбанистики, антропологии, психологии и средового подхода к жизни человека в городе — и всё это можно изучать в контексте образования.

Что касается развития самой профессии тьютора, то в последние десять лет я вижу сильный рост интереса к ней: люди говорят об этом, делают выпуски на радио, появляется больше обучающих программ. Университеты внедряют тьюторство в свою среду, создаются тьюторские службы в образовательных онлайн-проектах. Цикл формирования профессии ещё продолжается. Она «вышла» из кабинетов исследователей и попала в бизнес, где практики больше, а процессы её осмысления быстрее. Надеюсь, что вслед за этим начнёт формироваться и устойчивый спрос на тьюторские услуги на рынке.

Первые шаги в профессии

Первый опыт работы тьютором у меня был ещё в магистратуре, во время практики. Затем я попробовал устроиться тьютором в один из московских лицеев, где на тот момент преподавал русский язык и литературу, но не получилось — у школы не было интереса. Тогда принял решение завершить учительскую карьеру, стать репетитором и частным тьютором.

Сделал себе сайт в интернете, завёл страницы в Facebook и во «ВКонтакте». Долго думал над названием проекта. В итоге решил просто к своему имени добавить слово «тьютор», чтобы люди начали меня с этим ассоциировать. Ссылку на эту страницу вместе с описанием своих предложений я отправил базе всех учеников, которые у меня были (порядка трёхсот человек). Так я получил первые заказы: репетиторство по русскому языку, написание сочинений, а затем и тьюторство.

Параллельно я сотрудничал с Центром творческих инициатив «Перспектива». Там мы делали профориентационную программу «Программа А». Я помогал коллегам переформатировать образовательную среду и был тьютором: оформлял с кураторами из индустрии (IT, архитектура, искусство) учебные программы — сейчас это назвали бы педдизайном, писал методические рекомендации, чтобы в программах нашлось место не только лекциям или мастер-классам, но и рефлексии учащихся, сессиям по обсуждению процесса учёбы или работы над проектом, пробы. Также присутствовал на занятиях в «Перспективе», помогал их проводить, а на выездах и визитах в разные места сопровождал группу и как наблюдатель, и как тьютор — после выездов мы обсуждали с детьми, кто что увидел, понял, приметил.

Вообще, тьютор — живой элемент образовательной среды. Тьютору-фрилансеру сложнее: ему нужно определять область своей специализации и грамотно сообщать об этом людям. У него в ресурсной карте есть десятки городских и медиаресурсов, но нет рычагов влияния, чтобы решить проблему ученика в образовательной организации.

Профессиональная переподготовка

Тьюторское обучение также можно пройти по программам профессиональной переподготовки. Ниже предлагаем несколько организаций, предлагающих подобные программы (тьютор переподготовка).

Архангельский областной институт открытого образования – осуществляет переподготовку «Тьюторство в образовании». Переподготовка осуществляется в 3 сессии. Первая — заочно, вторая и третья – очно.

Московский городской педагогический университет реализует программы профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Тьютор» по направлениям: «Тьюторство в сфере образования», «Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ».

Томский государственный университет —  «Тьюторская деятельность в сфере образования», программа рассчитана на 360 часов.

Красноярский государственный педагогический университет – реализует программу переподготовки «Тьютор», рассчитанную на 252 или 504 часа.

Помимо этого, существует возможность дистанционной переподготовки. Это курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовании», рассчитанный на 256 часов. Более подробную информацию о программе можно найти на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации (https://thetutor.ru/).

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы предлагает пройти курсы для тьюторов: «Тьюторское сопровождение обучающихся с присвоением квалификации «Тьютор» (340ч)

Исследование индивидуализации в работе тьютора

Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».

Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.

Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».

Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.

 Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:

«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.

  1. Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
  2. Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
  3. Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
  4. Работа с персональными смыслами и способами реагирования».

Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.). 

Специфика

Основная цель работы тьютора – воплощать в жизнь идею поддерживающего образования. Если учитель и преподаватель передают учащимся необходимые знания, а психолог помогает разобраться с какой-то трудной ситуацией, то наставник работает с подопечным на протяжении длительного времени, выступая в роли своеобразного мостика между ним и другими педагогами. Среди основных задач тьютора можно отметить:

  • определение интересов и способностей ребенка;
  • составление для него индивидуальных образовательных программ;
  • помощь в процессе обучения, привитие навыков самообразования;
  • поддержка в вопросах формирования личности (целеполагание, анализ своих ошибок и достижений, профориентация);
  • помощь в выборе своего жизненного пути, развитии творческого потенциала, преодолении негативных тенденций развития и др.

Тьютор может трудиться в самых разных образовательных учреждениях: школах, вузах, колледжах, детских садах. Кроме того, он нужен для работы с проблемными семьями со сниженным воспитательным потенциалом, где родители не способны организовать полноценную поддержку своих детей в процессе обучения. Актуальным направлением сейчас становится помощь школьникам при переходе на дистанционное образование.

Частично роль тьюторов на себя брали репетиторы, однако они работали исключительно в направлении повышения знаний своих подопечных. Сейчас в услугах наставников больше всего нуждаются учащиеся, которые не справляются со школьной программой, имеют проблемы в межличностном общении или отличаются девиантным поведением. Отдельно следует отметить работу с детьми с ОВЗ, требующими постоянной поддержки и внимания. Нередко хорошего тьютора нанимают для сопровождения очень талантливых учеников и студентов с целью максимального раскрытия всего их потенциала.

Высшее образование

В этой части статьи опишем несколько вариантов ВУЗов, которые предлагают образовательные программы для будущих тьюторов (бакалавриат и магистратура). Напомним, бакалавриат является первым уровнем высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года. После этого выпускник может продолжить обучение в магистратуре или начать профессиональную деятельность. Магистратура – второй уровень высшего образования. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Возможность освоения программы бакалавриат по профилю «тьютор» ВУЗами России представлена пока не так широко. На данный момент такая программа существует в Сибирском федеральном университете в городе Красноярска. Подготовка ведется по очной и заочной (на базе СПО по педагогике) форме обучения. В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена для бакалавров есть программа «Психолого-педагогическое сопровождение семьи», которая является базой для дальнейшей подготовки тьюторов в магистратуре.  Также, опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии. Программа специализируется на специфике деятельности в кочевой школе и направлена на обучение тьюторов для дальнейшей работы в условиях Севера.

Стоит отметить, что в основном получить именно тьюторское образование возможно при освоении магистерских программ. Такие программы на данный момент реализуются в Московском городском педагогическом университете по профилю «Тьюторство в сфере образования» (очно), «Психолог-гувернер» (заочно), «Тьюторское сопровождение детей младшего возраста» (очно-заочно). В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуется магистерская программа по профилю  «Тьютор по профессиональному развитию педагога», которая направлена на подготовку тьюторов,  работающих с субъектами образования и системой образовательного учреждения в целом. Также, возможно освоение магистерской программы в Дальневосточном федеральном университете по профилю «Тьюторское сопровождение в образовании». Поступление происходит на базе портфолио. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализуются 2 магистерских программы подготовки тьюторов (заочно): «Тьюторство в образовании» и «Тьютор по здоровьесбережению».

Квалификация тьютора

Давайте обратимся к профессиональному стандарту специалиста в области воспитания (обобщённая трудовая функция – тьюторское сопровождение). Данный стандарт говорит нам о то, что для осуществления деятельности в качестве тьютора, для начала, необходимо получить высшее образование (бакалавриат) в области педагогики, психологии или тьюторского сопровождения.  Также, среди возможных путей получения тьюторской квалификации существует и профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии и тьюторского сопровождения.

Если вы планируете связать свою жизнь с профессией тьютора, то рекомендовано получение высшего педагогического образования и педагогический стаж 2 года или получение высшего образования по профилю «Тьютор».

Подробнее о том, кто такой тьютор и в чём заключаются его основные функции, я писала в этой статье, а о том, востребован ли тьютор и какова заработная плата специалиста — вот в этой статье.   

Карьерные тьюторы

Правила взаимодействия с карьерными тьюторами

  • Тьюториал может проводиться в режиме личной встречи или онлайн, в зависимости от вашего запроса. 
  • Обратиться к карьерному тьютору могут студенты любого курса и направления.
  • Тьюториал длится не более 1,5 часов.
  • Предпочитаемый способ связи через WhatsApp.

Вопросы, с которыми к нам можно обратиться:

  • Как искать работу?

  • Как выгодно себя представить будущему работодателю?

  • Как выбрать работодателя?

  • Какие они бывают?

  • Как попасть туда, куда я хочу?

  • Как понять, куда я хочу?

  • Чего я вообще хочу?

  • Что от меня требуется?

  • Что я буду делать?

  • Мне столько всего интересно – как выбрать?

  • Как совместить работу и учебу?

  • Я уже работаю – куда можно двигаться дальше?

  • Стоит ли мне вообще сейчас об этом думать?

  • Может все-таки в магистратуру?
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector