Как взять максимум от стажировки

Хочу в крутую компанию!

Теперь перейду уже к стажировке. Я понимал, что в 25+ устроиться без опыта работы в крутую it  компанию будет довольно непросто и уже пытался до этого попасть в школу программистов Хэдхантера и курсы от Тинькофф банка, после которых можно было попасть в штат, но там были очень сложные алгоритмические задачи, с которыми я не мог справиться полностью, обычно решая половину задач или меньше. В мэйл дорога была заказана сразу, потому что на свои стажировки они берут только выпускников своих образовательных программ. Про Яндекс я почему-то всё это время даже не думал, потому что считал, что там всё будет ещё гораздо страшнее. Но месяц назад в телеграм канале одного хорошего ютубера (S0ER) я наткнулся на пост о стажировке в Яндекс и подумал ну а почему бы и не попробовать, я вообще ни на что не расcчитывал и заполнил анкету указав честно все свои скромные достижения в виде одной курсовой, пачки сертификатов и резюме с указанием технологий, которые я освоил на тот момент.

Как попасть на стажировку в «Яндекс»

Навыки, которых мы ждём от будущих стажёров, зависят от специальности. Например, разработчику надо уверенно владеть хотя бы одним языком программирования, а аналитику — знать математическую статистику и Python.

Мы принимаем не только граждан России, но и иностранцев. Главное, чтобы будущий стажёр свободно владел русским языком и имел все необходимые документы для работы в нашей стране. Или был готов их оформить — мы обязательно расскажем, как это сделать.

«Яндекс» набирает достаточно много стажёров — например, в 2019 году у нас стажировались более тысячи человек. Но при этом подход к отбору всегда серьёзный. Для начала надо заполнить анкету на сайте и в течение недели выполнить тестовое задание, которое состоит из задач, подготовленных нашими разработчиками. В зависимости от выбранной специальности на решение уйдёт от трёх до шести часов. Если кандидат справится с заданием, его пригласят на два-три технических собеседования. А в финале он лично познакомится с несколькими командами и сможет выбрать одну из тех, которые будут готовы его пригласить.

Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:

Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.

Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.

Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.

Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.

Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.

Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.

Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.

Аналитика

Дмитрий Черкасов, руководитель группы разработки антифрода

Чем занимаются стажеры

Мы занимаемся антифродом. Боремся с мошенническими схемами в рекламе и с сеошниками, которые пишут роботов, чтобы те, мимикрируя под человека, задавали запросы и кликали на определенные сайты. Мы долго делали систему, которая позволяет нам на единой инфраструктуре делать антифрод для любого сервиса. Теперь мы можем переиспользовать данные отовсюду. 

Сейчас один наш стажер занимается хардкорными доработками этой системы. Нужно запускать систему на новых сервисах, а кроме того — ускорять. Сначала думали давать не очень сложные и не очень важные для продакшена вещи, которые нужны аналитикам, но тут увидели, что человек «жжёт», быстро и хорошо решает задачи. В итоге мы стали поручать ему запуск антифрода для новых сервисов».

Ещё один делает большую задачу в отдельном сегменте антифрода, до которой раньше просто не доходили руки, но она при этом крупная, отделимая. Есть одна старая система, а есть новая, ещё не доделанная. Нужно провести переезд с одной на другую. В перспективе это важный проект, хотя с высокой степенью неопределённости: нужно много общаться, читать непонятный легаси-код, в котором никто особо не разбирается. Мы на финальном собеседовании по-честному сказали стажёру, что задача сложная. Он ответил, что готов, пришёл к нам в команду, и у него всё получилось. Оказалось, что у него есть качества не только разработчика, но и менеджера. Он готов был сам ходить, общаться, узнавать, пинговать.

Переход в штат

Стажёров мы берём так, чтобы в конце стажировки как минимум порекомендовать их в другой отдел. А если человек близок к окончанию вуза, то приятным бонусом является возможность взять его потом в штат к себе.

Как правильно работать со стажёром

Когда вся команда занята крупным проектом, то человек оказывается брошенным. Чтобы такого избежать, мы ещё до найма стажёра обсуждаем, кто его будет менторить. Это ещё и большая прокачка для самого ментора: подготовка к роли тимлида, проверка на способность удержать в голове и свою задачу, и задачу стажёра.

Есть регулярные встречи, на которые иногда хожу и я сам, чтобы быть в курсе. Но совсем регулярно со стажёром общается именно ментор. Он поначалу тратит очень много времени, но это окупается.

Когда стажёр очень компетентен

Предположим, стажёр отлично справляется с задачами и имеет массу перспектив вырасти в хорошего разработчика — пусть даже у него сейчас недостаточно опыта. И предположим, вакансии на бессрочный договор нет. Тогда всё просто: мне нужно идти к своему руководителю и говорить ему — вот очень крутой человек, его надо всеми силами оставлять, давайте предложим ему что-нибудь, найдём, куда его пристроить.

Про привлечение инвестиций

Мы выступали на конференциях, ходили на питчи, общались с новыми людьми, просто ходили по разным компаниям, например, общались с организацией United Investors. Но когда менялся состав команды проекта, инвестиции было неразумно привлекать. Потому что инвестиции привлекаются, когда инвесторам даёшь коробочку и говоришь: «Смотри, вот воронка, вот процент выхлопа, вот столько у тебя денег станет через год, через два» и так далее. 

Мы, конечно, могли бы такое сделать, но именно такого конвейера с воронкой, по которому можно доставать клиентов по щелчку пальцев, не было. Получается, это были бы грязные инвестиции. Поэтому решили, что пока не наладим именно такое конвейерное привлечение клиентов, привлекать инвестиции как-то неразумно.

Совет 5: помните, что синдром самозванца действительно существует

И не просто существует — по некоторым исследованиям его проявления испытывают до 60% сотрудников крупных IT-компаний. Если говорить простыми словами, синдром самозванца выражается в ощущении, что все прошлые результаты и достижения несущественны, а сам факт попадания на стажировку кажется чистым везением или чьей-то ошибкой. В наихудшем случае вы можете думать, что все вокруг считают так же и вот-вот соберутся вместе, чтобы вам это сказать, а заодно предложат больше не приходить на работу. Такие мысли могут не просто ухудшить ваш опыт, но и полностью его испортить, оставив психологические препятствия для прохождения стажировок в будущем

Важно уметь вовремя заметить у себя признаки синдрома самозванца и принять меры. Вот несколько возможных тревожных звоночков:

Вам кажется, что все вокруг сверхлюди и вы никогда не достигнете их уровня компетенции.
Ваша работа заблокирована тем, что вы чего-то не умеете или не знаете, но вы не просите помощи, потому что боитесь показаться глупым.
Вы сделали какую-то задачу, но никому об этом не сказали, так как считаете её совершенно незначительной.
Вы не хотите идти на встречу, где будут обсуждать прогресс по задачам, потому что прогресс вас не удовлетворяет и вы не хотите, чтобы все обратили на это внимание.
Вам кажется, что руководитель и коллеги общаются с вами снисходительно.

Если вы замечаете за собой хотя бы два пункта (или нечто похожее на них) — пора что-то с этим делать. Я грубо разделяю возможные меры на четыре категории.

Оценивать свой индивидуальный вклад в решение задач. Это легко, если вы работаете над отдельным проектом. Он только ваш, и всё хорошее, что в нём происходит, принадлежит лично вам. Более того, именно вы являетесь в нём самым компетентным человеком. Если вы работаете над проектом вместе с коллегами, старайтесь, чтобы сделанные вами задачи всегда оформлялись в отдельные тикеты.
Получать обратную связь регулярно. Так или иначе вы хотите знать, как вашу работу оценивает непосредственный руководитель и коллеги. Если вы получаете обратной связи меньше, чем нужно, эта потребность заполнится вашими представлениями о том, что же они думают. Обсуждая с руководителем задачу, полезно уточнить, какого результата и в какие сроки он ожидает. А после выполнения попросить оценить уровень качества и затраченное время, и посоветовать, что можно было сделать лучше.
Больше неформального общения. Если поставить себе цель общаться с коллегами не только по работе, поводов для этого окажется немало. Совместный обед, small talk на кухне во время перерыва, чей-нибудь день рождения с пиццей. Обычно это укрепляет доверие, и после вам будет проще просить помощь по рабочим вопросам, а также будет реже казаться, что вам чего-то недоговаривают.
Найдите себе ментора. Как правило, это человек старше вас, давно работающий в компании и имеющий за плечами какие-то достижения, словом, непререкаемый авторитет для стажёра. С ментором можно встречаться на обеде или за кофе раз в пару недель, обсуждать, как идут дела и какие вопросы вас беспокоят

При этом важно, чтобы ментор не имел отношения к оценке ваших результатов, лучше всего, если он будет из другого подразделения. Идеально, если в компании, которую вы выберете, будет существовать отдельная программа менторства, через которую можно найти такого человека

В диких условиях придётся действовать самостоятельно или попросить о помощи руководителя.

Во время стажировки

Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса

Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.

В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.

На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.

Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года

В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.

В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег

Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед

Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.

В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.

Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.

Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.

Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа

У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.

 Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.

Почему так сложно запустить свой проект

Когда мы запускали проект, набралась команда амбициозных людей — нас было шесть. Тогда как раз только-только открывался бизнес-акселератор МФТИ «Физтех.Старт», был первый набор, и мы решили подать на участие.

Наверное, самая типичная ошибка начинающих предпринимателей и стартаперов в том, что они думают,что можно просто сидя в гараже сделать приложение, а потом выйти и сразу получить миллионы на руки.

Примерно вот такая картина была у нас в головах. Мы ничего не знали про исследование рынка, юридические аспекты, как привлекать инвестиции. 

На «Физтех.Старте» нам предложили сначала заняться бизнесом, а потом техническими деталями.  И это угнетало нас, половина команды разочаровалась и ушла от нас.

Жизнь до проекта TimeAdge

Я начал заниматься проектом с середины первого курса, где-то в феврале 2018 года. До этого у меня не было опыта работы. Мы с друзьями пилили одну игрушку просто по фану. В 10 классе я ездил на Всероссийский Робофест и вернулся оттуда с кубком — занял первое место. 

Там же я занимался автоматизацией процессов на заводе. Я сам из Нижегородской области. У нас есть Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ). И там есть очень старые станки: на них нет графического пользовательского интерфейса, работнику приходится стоять и рычагами управлять. Мы наладили для них процесс, чтобы люди могли с компьютера загрузить модельку, и станок сам бы для них вырезал. Мы сделали прототип решения и его запрограммировали. 

Собеседование

Третьим этапом пути к стажировке в Google станут два собеседования по 45 минут, на которых с вами поговорят о ваших планах, предпочтениях, успеваемости в учебе, а также расскажут о самой компании, предстоящей работе, бонусах и так далее. Помимо этого, проверят ваши теоретические знания и предложат выполнить несколько тестовых заданий. Начнут, конечно же, с легкого, после чего перейдут к задачам сложнее.

Как правило, приглашая на собеседование, HR Google напишет или расскажет по телефону, чего примерно ждать на интервью. Обычно интересуются осведомленностью об основных концептах Computer Science, потом предлагают решить пару десятков задач, к примеру, на level-order traversal of a binary tree для разных языков программирования или implement a hash table.

Чтобы удачно пройти все этапы, необходимо хорошо подготовиться:

  • потренироваться – решить пару сотен задач на специальных сайтах (например, на LeetCode), благо их огромное количество;
  • почитать профильную литературу (те, кому повезло попасть на практику в Google, советуют готовиться по книге Cracking the Coding Interview – если вы сумеете справиться с любой задачей, включенной в нее или выложенной на сайте LeetCode, то шанс пройти собеседование почти стопроцентный);
  • обязательно подтянуть английский язык. Желательно понимать разные акценты, так как именно на этом часто и ломаются студенты.

Сильно переживать не стоит: часто рекрутеры приходят на помощь, наводя на правильный ответ, так как понимают, что кандидат испытывает немалый стресс.

После успешного собеседования студентов включают в резерв стажеров. Со «скамейки запасных» кандидатов забирают кураторы определенных групп, проектов или направлений – хосты. Некоторым претендентам на прохождение практики в Google везет: их хотят получить в свои команды сразу несколько руководителей. Но бывает и так, что потенциальным стажерам так и не перезванивают, но это случается редко.

Руководитель проекта выбирает из резерва заинтересовавших его молодых специалистов и связывается с ними самостоятельно, рассказывая о работе и задавая интересующие его вопросы. Если после разговора обе стороны поняли, что испытывают взаимную профессиональную симпатию, то студент может начинать паковать вещи, чтобы переехать в город, в который его пригласят.

Очная стажировка аналитиком: постоянное общение с ментором и командами

Моя первая стажировка проходила с июля по декабрь 2019 года: тогда я работал аналитиком в группе QA (обеспечения качества) и аналитики Алисы. Я подался через сайт стажировок, прошел все этапы отбора, начиная с онлайн-контеста и заканчивая собеседованием с командой. На эту позицию требовался кандидат с хорошей математической подготовкой и умением программировать на Python, а знание SQL было плюсом. На тот момент я уже закончил второй курс ФКН на «Программной инженерии», писал курсовые проекты на Python. Например, тестирующую систему по английскому языку для первокурсников факультета.

На контесте мне предстояло решить задачи по математике и по программированию, затем проходило интервью по аналитике, на котором я решал задачи по программированию, на теорию вероятности и статистику. Следующим этапом было алгоритмическое интервью, а дальше — общение с командами, на котором я и выбрал свою группу. Не могу сказать, насколько трудно было попасть на стажировку, потому что все задачи были интересными — причем они были не только из области алгоритмов или математики и часто переплетались.

Мне также нравилось, что в работе необходимо применять все то, что учил на теории вероятности, статистике и других занятиях по математическим дисциплинам. Иногда говорят, что математика никогда не пригодится в жизни, но, после стажировки аналитиком, понимаешь, что это не так. Команда встретила отлично, с самого начала дала задачи, благодаря которым я изучил инфраструктуру сервиса. Первые задания сами по себе несложные, они позволяют познакомиться с тем, что тебя окружает, и с процессами, по которым работает твоя команда. Мы ежедневно общались с моим ментором, Эдуардом Власенко.

Моей главной задачей было улучшить разметку голосовых запросов к Алисе при помощи машинного обучения. Но было и много небольших задач, будь то эксперименты или подсчет доверительных интервалов для ошибок моделей машинного обучения, которые применяются в Алисе. Помимо hard skills (программирования на Python и SQL и знания математики) на стажировке я улучшил свои soft skills, в частности, навык общения со смежными командами. Во время работы, конечно, возникали и сложные моменты, но команда активно помогала с ними. С Алисой мне работать очень нравилось, потому что это довольно наукоемкий проект, который требует работы многих людей, занимающихся машинным обучением и нетривиальными задачами в программировании. Чувствовать причастность к такому продукту очень круто, особенно, когда ты привносишь в него что-то свое.

Параллельно со стажировкой я поступил в Школу анализа данных. Это уникальное место для тех, кто хочет углубить свои знания в области машинного обучения. Там невероятно сильные преподаватели и студенты, обучаться одно удовольствие. Совмещать учебу в ШАДе и университете осуществимо, но если к этому добавляется еще и работа, то становится сложно. Мы тепло попрощались с группой, и я сфокусировался на учебе.

Виктория Трифонова, старший менеджер по работе с персоналом Microsoft в России

Привлечение молодых талантов и их обучение – одно из приоритетных направление Microsoft в России. За интернатуру в компании отвечает отдельная команда рекрутеров по работе со студентами 4–5 курсов. Они способны на начальном этапе карьеры разглядеть реальный потенциал кандидата и вместе с ним определить подходящее направление в работе. От их профессионализма зависит многое – молодые люди часто еще не осознают все свои возможности и желания. 

Работа по поиску интернов идет круглый год – рекрутеры просматривают социальные сети и открытые источники в поисках активных, талантливых студентов и сами связываются с претендентами. Первый этап собеседования – видеоинтервью, в рамках которого оценивается соответствие кандидата требованиям выбранной позиции и департамента: продажи, маркетинг, финансы, юридический отдел и т.д. Учитываются знания, полученные во время учебы и опыт работы над различными студенческими проектами. Также важны активная жизненная позиция, широкий кругозор и страсть к технологиям. Вне зависимости от выбранного департамента интернатура проходит в ИТ-компании, следовательно участнику необходимы хотя бы базовые знания о принципах работы технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных и др. 

На втором этапе собеседование проходит с нанимающим менеджером в Москве – лично или удаленно через Microsoft Teams, если кандидат живет в другом городе. Microsoft делает ставку на раскрытие потенциала человека через личную беседу. Также предлагаются тестовые задание в формате кейсов. Например, менеджер может попросить разработать предложение о продукте на базе Microsoft Azure для клиента из ритейл индустрии. Специальных знаний здесь не требуется, необходимы скорость, умение работать с информацией и ее критическая оценка, чтобы выделить аргументы в пользу решения под нужды индустрии. 

Студент становится штатным сотрудником Microsoft Россия на все время программы. Обычно она стартует в сентябре и длится 9 месяцев. Интерн сам решает, какое количество часов работать в неделю – все 40 или меньше. У него появляется не только профессиональный наставник, но и социальный, который помогает понять корпоративную культуру общения и со всеми познакомиться. Работа начинается с определенной позиции в одной из команд, но в процессе появляется возможность попробовать свои силы в различных проектах. Нередки случаи, когда студент к концу интернатуры понимает, что его место в другом департаменте. Если по итогам мы видим у интерна высокие результаты и мотивацию работать в Microsoft, то стараемся удержать его и предоставить все условия для роста и раскрытия своего потенциала.

Часть 3. Второе интервью

Через неделю мне назначили ещё одно интервью, где уже был Сергей и девушка из отдела планирования Яндекс Маркета, назовём ещё Светлана.Светлана представилась, рассказала чем занимается их отдел, как он связан с отделом аналитики, наговорила кучу умных слов (мне, как студенту 3го курса МФТИ, не вся информация была понятна и как человеку, который никогда не сталкивался с подобными вещами), от которых я остался под впечатлением. Далее, Светлана спросила, как я понял задачи, про которые мне рассказал Сергей. В целом, я рассказал очень кратко, тк получил мало информации на первом интервью. Потом, она задавала классические для интервью вопросы: «Какая у тебя суперспособность?», «Как ты определяешь приоритет задач?», «Сколько времени я смогу уделять стажировке?» спросила ещё, собираюсь ли я в магистратуру(видимо, для того, чтобы понять, может ли компания в дальнейшем на меня рассчитывать), но не идти туда я не могу, тк там военная кафедра. Спросила ещё какие языки программирования я знаю, я сказал, что Python. Меня спросили про sql, но на тот момент я его не знал (после интервью сразу пошёл осваивать, не повторяйте моих ошибок). После этого Сергей дал ещё 2 задачки на аналитику, даже скорее на продуктовую аналитику, здесь было немного тяжело, потому что продуктовой аналитики нас не учили и я отвечал исходя из логических соображений. 1ая задача:»Кто является конкурентом у Яндекс Маркета?». Я назвал только 3/4 основных пунктов — онлайн магазины(dns, ozon, wb, перекрёсток, авито и тд по списку) и офлайн магазины (любой ларёк является также конкурентом) и реклама на сайтах. До чего я не догадался, так это до социальных сетей, тк сейчас это направление растёт и там уже довольно много покупок/продаж.Вторая задача была аналогичной, только вопрос был про Яндекс.Бразуер. Дополнительным был вопрос о том, какую метрику используют в Яндекс Браузере. Я подумал, что количество кликов на рекламу, но позже сообразил (с подсказкой), что это время, проведённое пользователем в браузере.Далее, меня спросили, чем бы я хотел заниматься из возможных задач. Я сказал, что визуализацией дашбордов в Tableau, ещё задали пару простеньких вопросов на аналитику. После этого интервью закончилось и Сергей сказал, что дальнейшую информацию передаст через рекрутера.

B. Метеозонд (1 балл)

Статус: Проверка пройдена

Метеозонд отправляет данные с его смещениями по X и Y за последние N минут (N ≥ 1). За минуту зонд может сместиться на +/-1 по каждой координате или остаться на месте.
Аппаратура зонда сломалась и отправляет все значения координат без знаков (’+’ или ’-’).
Проверьте существование комбинации знаков, для которых зонд вернулся на свое начальное положение.
На вход данные передаются как массив из N смещений. Каждое смещение имеет формат: .
Ваша функция должна вернуть модифицированный массив смещений со знаками, для которых зонд вернулся в начальное положение, или null, если такой комбинации не существует.

Часть 2. Первое интервью

Интересный момент, что получилось провести интервью только через неделю, тк то у меня не получалось, то интервьюера. Мы созвонились в зуме, он представился, сказал, что возглавляет отдел аналитики Яндекс.Маркета, начал общение сразу на «ты», позднее мне рекрутер сказал, что в Яндексе так принято. Интервьюер, назовём его Сергей, рассказал как будет устроено интервью: 10 минут я должен рассказать о себе, потом ТЗ (задача на питоне) и задачи на теорвер.Я вкратце рассказал о себе, своем проекте про алгоритмы кластеризации, которым я занимаюсь в институте. Он позадавал пару стандартных вопросов из разряда: «Почему Яндекс?», «Какие качества мне стоит развивать?», «Что было моим успехом?» .Далее была ТЗ: вывести список уникальных слов, считываемых из файла. Я код написал, в целом, ему важна была идея и знания синтаксиса. Всё подводные камни я разгадал у этой задачи, но не сразу. Вот сами камни:

  1. Если файл пустой

  2. Английский и русский язык (что будет?)

  3. Отделение знаков препинания

  4. Первые слова в предложении

Сергей сказал (в конце интервью), что я с задачей справился и что были ребята, которые не до всех пунктов могли додуматься(я был польщён). Далее были задачи по теорверу:

  1. Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 10 орлов? [(1/2)^10] 

  2. Бросаем монетку 10 раз. Какова вероятность, что выпадет 9 орлов? [10*(1/2)^10]

  3. В ящике есть 4 вида носков. Носков бесконечно много. Сколько нужно изьятий, чтобы получить пару?

Далее, задача на математику: «У Аркадия много жён. У него есть коллекция кактусов, которые он решил раздать всем жёнам. Первой жёне отдал 1000 кактусов и 10% от остатка. Второй жене 2000 кактусов и 10% от остатка. И так далее… Каждая жена получила поровну. Сколько жён у Аркадия?Ход решения я тоже рассказал. Чтобы не ждать, пока я посчитаю, он мне сказал, сколько всего было кактусов и я дал ответ. . Последней была задачка на проверку аналитических способностей:20 детям в детском садике задали вопрос: живут ли их родители вместе? На что 2 ребёнка ответили, что не живут. На следующий день в местной газете выходит статья с заголовком: «10% семей в нашем городе в разводе». Почему данное утверждение неверно? Всего есть 6 ключевых пунктов, до 2х последних я, к сожалению, не додумался:

  1. Дети могут быть из одной семьи

  2. Разный возраст детей, и, соответственно, разные группы, то-то более осознанный, кто-то ещё не понимает вопроса.

  3. Месторасположение садика, может выборка была только в благополучном/неблагополучном районе.

  4. У ребёнка может быть один родитель или у ребёнка может быть мачеха/отчим, отсюда неверные результаты.

  5. Дети врут.

  6. Есть семьи, где дети не ходят в садик.

После этой задачи Сергей рассказал мне как я в целом отвечал и рассказал, чем занимается отдел аналитики.У них есть 2 типа задач:

  1. Визуализация данных, представление менеджерам отчётов, в частности, работа в Tableau, то есть создание дашбордов.

  2. Прогонка данных из одного сервиса в другой

Я позадавал вопросы и Сергей сказал, что назначит через рекрутера ещё одно интервью, где мне подробнее расскажут про задачи.

После интервью создалось приятное впечатление о интервьюере и о возможных задачах и в целом от общения.

Как проходит отбор

Заявок в Яндекс поступает очень много. Когда кандидат заполняет заявку на сайте, к нему на почту приходит ссылка на тестовое задание. Сейчас покажем процесс на примере вакансий разработчиков — у дизайнеров или менеджеров процесс может в чем-то отличаться. 

Итак, на почту пришла ссылка на тестовое задание. Оно выполняется на нашей платформе Яндекс.Контест, на её выполнение мы даём кандидатам 7 дней — это то время, в течение которого нужно приступить к его выполнению. В зависимости от того, какой набор и какой год, количество задач и продолжительность может отличаться.

Сейчас мы предлагаем кандидатам выполнить шесть задач в течение шести часов. Поставить на паузу выполнение тестового задания нельзя. У тебя есть целых семь дней. Выбирай любой из них и приступай к тестовому заданию. На его выполнение у тебя будет шесть часов. Закончить раньше можно, если выполнить задачи раньше. 

Дальше результаты тестового задания направляются в команду стажировок.

Если всё хорошо, мы зовём кандидата на серию технических интервью: обычно их два или три. Если кандидат с ними справляется, то мы переходим к финальным интервью, где пытаемся подобрать наилучшее сочетание для стажёра и для команды. 

Что значит «сочетание стажёра и команды»: в Яндексе много продуктов и много команд, которые над ними работают. В командах есть свои менеджеры, разработчики, дизайнеры и т. д. В каждой своя специфика, свой тип задач, могут быть свои требования. И люди все разные по характеру. Мы стараемся найти ту команду, в которой стажёру будет интересно и комфортно работать, будут подходящие для него задачи, но так же и в обратную сторону — чтобы команде тоже было интересно и комфортно работать с этим человеком.

В итоге мы назначаем серию финальных встреч, как правило, не более трёх. Как только кандидат и команда находят друг друга, мы делаем предложение о работе. 

Заключение. Как повлиял коронавирус

Когда началась пандемия, команда «Яндекса» перешла на удалённую работу, мы приостановили стажировку и временно закрыли приём заявок. Нам нужно было время, чтобы понять, как организовать работу со стажёрами в дистанционном формате. В июне мы частично возобновили набор. В первую очередь рассматривали кандидатов, которые уже подали заявки до пандемии и находились в процессе отбора.

Чтобы ребята как можно скорее прониклись духом Яндекса и не чувствовали себя оторванными от коллег, мы проводили для стажёров «развлекательно-познавательные четверги». Это встречи в Zoom, на которых сотрудники компании делились опытом и советами, как успешно пройти стажировку или, например, как достойно выступить на соревнованиях по искусственному интеллекту.

Также мы подготовили курс онлайн-лекций по soft skills, во время которого можно было оттачивать полученные навыки на встречах в Zoom. Не забыли и провести традиционный День летнего стажёра, который раньше каждый год проходил в офлайне, а сейчас временно перекочевал в онлайн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector