Сочинение егэ по русскому: как получить максимум баллов

Содержание:

Критерий 10 – фактическая точность изложения мыслей без учета литературного материала

Критерий принесет 1 балл, если в работе нет искажения фактов действительности, слова употреблены в верном значении. Этот балл является беспроигрышным – потерять его очень сложно. Достаточно писать о том, в чем уверены и что не вызывает затруднений при формулировке мыслей.

Таким образом, работа может принести 20 баллов. Вузы переводят эти баллы в 10-ти балльную систему по следующему принципу:

0-4 = 0 баллов

5-6 = 1 балл

7=8 = 2 балла

9-10 = 3 балла

11-12 = 4 балла

13-14 =5 баллов

15-16 = 6 баллов

17 = 7 баллов

18 = 8 баллов

19 = 9 баллов

20 = 10 баллов

Эти баллы вы не увидите заранее. Вузы непосредственно во время проведения приемной кампании формируют комиссию по проверке сочинений и оценивают работы по приведенным выше критериям.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Этот критерий важен, так как он отвечает на многочисленные вопросы, можно ли использовать для аргументов то, что хочется, а не то, что читал в школе. Вот цитата из документа:

Ученик должен привести не менее 1 аргумента. При этом он может по-своему трактовать произведение, использовать элементы комплексного анализа (разбирать проблемы, смысл, образы главных героев в контексте темы ИС).

«Незачет» угрожает тем, кто вообще не привел аргументацию, или не использовал ни одного произведения в защиту своей позиции. Также это касается тех, кто лишь упомянул название и событие из книги, но никак не связал их с темой эссе.

Пример ошибки:

Тема: Может ли добро победить зло?

Аргумент: В пьесе «Гроза» Катерина – луч света в темном царстве. Она добра и сострадательна, но в семье ей не везет: Кабаниха постоянно критикует ее, шагу не дает ступить без упрека. В их доме так тяжело находиться, что муж героини, Тихон, постоянно норовит покинуть его и не защищает жену, боясь матери. В финале Катерина не выдерживает давления и совершает самоубийство. Только тогда ее муж раскаивается в этом и нападает на Кабаниху, обвиняя ее во всем.

Как видите, в этом примере вообще нет связи с темой сочинения. Автор просто пересказывает сюжет книги, не рассуждая и не анализируя текст.

Подготовка

Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2021. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.

Теория

Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:

  1. Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
  2. Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
  3. Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
  4. Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
  5. Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
  6. Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
  7. Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
  8. Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.

План сочинения

План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.

  • Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова).
  • Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте.
  • Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, и дать свой комментарий.
  • Краткое описание позиции автора текста.
  • Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
  • Подвести итог сочинения, а не исходного текста.

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут. 

Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!

Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.

Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.

Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:

  • Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
  • Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
  • Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
  • Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
  • Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!

Что нужно знать для подготовки к ЕГЭ по литературе

Конечно, каждый выпускник самостоятельно формирует план и регулирует ритм подготовки к экзамену. Однако общими для всех остаются следующие правила:

Читайте как можно больше художественной литературы и критических статей. Если позволяет время, ознакомьтесь и с внепрограммными произведениями авторов, включенных в экзаменационный список;
Регулярно пишите тренировочные сочинения

Не так уж важно, будете вы делать это самостоятельно, под присмотром учителя или в компании одноклассников. Самое главное — довести написание таких сочинений до автоматизма, хорошо поняв их суть, задачу и структуру;
Занимайтесь всегда: дома, в школе и на курсах подготовки к ЕГЭ

Используйте любую возможность для получения новых знаний и упорядочивания в голове уже имеющихся;
ЕГЭ по литературе — это проверка ваших знаний не только в области русской литературы, но также русского языка, истории и других дисциплин. Иными словами, выпускник должен быть всесторонне подкован и иметь представление о ключевых исторических событиях в жизни страны и за ее пределами;
Следите за изменениями, которые регулярно происходят в системе: так, ЕГЭ по литературе 2021 будет существенно отличаться от всех предыдущих версий экзамена. Обязательно расспросите тех, кто уже прошел это испытание и получите от них основные рекомендации по подготовке;
Ознакомьтесь с демонстрационными вариантами. Еще один способ встретить надвигающийся ЕГЭ во всеоружии — узнать о нем заранее во всех подробностях. Смотрите вопросы, выполняйте задания, обсуждайте с друзьями;
Не забывайте отдыхать! Да-да, не ЕГЭ единым…В общем, помните о том, что лучше всего воспринимает новую информацию отдохнувший, сытый и восполнивший недостаток сна человек. В стрессе же организм отказывается работать в полную силу и может подвести вас в самый неподходящий для этого момент.

Под камерами, но без стресса: как проходит проверка

— Как устроен процесс проверки технически и организационно?

— На следующий день после проведения ЕГЭ все проверяющие съезжаются в пункт проверки. Его локация меняется каждый год в зависимости от вместимости здания. И дальше в течение 3–7 дней там идёт проверка работ. Самое малое время проверки — три дня, а чаще всего она длится пять дней. Это может занять неделю, если возникают какие-то спорные моменты и, соответственно, к проверке работ приходится подключать третьего специалиста (в норме одну экзаменационную работу смотрят два эксперта).

Проверяющие сидят в аудиториях — по одному человеку за партой. В прошлом году, в условиях пандемии количество человек в классе было значительно меньше, чем раньше, и мы сидели в масках (вообще все санитарные нормы соблюдались от и до).

— Для проверяющих обстановка в пункте проверки стрессовая или нет? Надо ли экспертам, как детям во время ЕГЭ, сдавать телефоны и другие личные вещи? Можно ли спокойно выйти из аудитории в любой момент или только в обед, строго по расписанию?

— Я бы не сказала, что обстановка стрессовая. Мы проверяем работы под камерами, но это не вызывает особого дискомфорта. Мы не сдаём телефоны, но убираем их в сумки, которые во время нашей работы лежат в отдельном шкафу. У нас с собой — вода, чёрные гелевые ручки, карандаши и ластики (мы проверяем не оригиналы, а распечатанные сканы работ, чтобы в них можно было отмечать какие-то ошибки). Если нужно выйти перекусить, позвонить или просто пройтись — всё это можно, но говорить с другими проверяющими мы не имеем права. И, конечно, выносить проверяемую работу из аудитории нельзя: если я выхожу, она должна остаться на моём рабочем столе.

Насчёт обеденного перерыва каждый решает для себя сам. Все приезжают из разных мест, и кто-то (если человек встал, например, в пять утра) проголодается уже через час после начала проверки, а кто-то до её конца может потерпеть без обеда. Так что все работают в своём темпе, это удобно.

— Вы сказали, что получаете экзаменационные работы для проверки в виде бумажной сканированной копии. Это копия всего заполненного бланка ЕГЭ, включая Ф. И. О. выпускника и тестовые задания, которые проверяет компьютер, или только часть с сочинением?

— Мы получаем копии только сочинений, тестовую часть не видим. Персональных данных выпускника мы тоже не знаем — на каждой работе стоит индивидуальный код, по нему она и идентифицируется.

А ещё на каждой работе заранее указаны Ф. И. О. эксперта, который будет её проверять (выбор делается случайным образом). Если какой-то эксперт не смог приехать на проверку (заболел), то его работы перепечатывают с фамилией другого эксперта. Нельзя просто взять и проверить какую-то работу за другого педагога — нужна точность, кто какую работу оценивал. Так что эксперты лично отвечают за качество проверки

Плюс это важно для учёта в целях оплаты

В общем, каждый эксперт получает свою стопку сочинений, а к ним — оценочный лист, в который надо вписать баллы.

— Сколько работ вы обычно проверяете за один день?

— Первоначально для каждого эксперта печатают примерно по 20–30 работ. Дальше, если у эксперта есть силы и желание проверить ещё несколько, ему могут распечатать дополнительные работы. Я могу проверить 40–60 работ в день. Скорость проверки у каждого своя, соответственно, кто-то освобождается часа за три, а кому-то надо больше времени.

— Нет ощущения, что к середине или ближе к концу процесса глаз замыливается?

— На самом деле самое трудное — это проверка первой работы: пока вчитаешься, пока поймёшь проблему, то есть суть темы сочинения… Дальше — проще, потому что обычно эксперту дают один вариант работ — то есть все проверяемые сочинения написаны на одну тему. Это удобно. Около 10–15 работ можно проверить сразу, потом обычно хочется пройтись, попить воды или выйти на улицу — как раз, чтобы глаз не замылился.

К8: Пунктуационные нормы

Тут нужно быть особенно внимательным, так как пунктуация не так очевидна и однозначна, как другие разделы правописания. Споры о запятой порой ведут и филологи, ведь наш язык отнюдь не прост. Так что лучше проконсультироваться с учителями.

  1. Ошибок нет, или допущена 1 негрубая оплошность — 3;
  2. 1-3 ошибки — 2;
  3. 4-5 ошибок – 1;
  4. более 5 ошибок – 0.

«Грубость» ошибки определяется очевидностью: если в сложном предложении на самом видном месте не хватает запятой, это грубое нарушение, так как его можно вычислить по интонации, читая текст про себя. Если же это спорный случай, исключение из правила, то отношение к ошибке уже другое.

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — 2 балла

2 балла

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют

1 балл

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка

0 баллов

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО)

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации В качестве примера автор рассматривает… Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Пояснение к примерам Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события(факты, примеры) помогают понять… Связь между примерами Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора(К4)— своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора
  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать..

Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

  • План
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Речевые клише
  • Цитаты
  • Требования к оформлению
  • 10 важных советов при написании сочинения

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.

Колличество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится  0 баллов, это задание считается невыполненным.

По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов. 

Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.  

Критерий

Баллы

1. Соответствие ответа заданию.

2

Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

2

Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

1

Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей.

2. Привлечение текста произведения для аргументации.

2

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют.

2

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно, 

либо

сделана одна фактическая ошибка

1

Высказывания не аргументированы текстом произведения, 

либо

авторская позиция отображена не верно,

либо

допущено более двух фактических ошибок

3. Логичность и соблюдение речевых норм.

В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки.

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок.

1

Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

 Максимальный балл

6

Апелляция

Экзаменуемые имеют право оспорить результаты экспертной проверки. Если вы (и ваш педагог) твердо уверены, что работа достойна более высоких оценок, можно попробовать доказать это апелляционной комиссии.

Алгоритм подачи апелляции должен быть следующим:

  1. Выпускник подает жалобу на имя директора школы (письменно в 2-х экземплярах).
  2. Директор незамедлительно передает ее на рассмотрение в КК (конфликтную комиссию).
  3. Конфликтная комиссия устанавливает дату рассмотрения апелляции (4 дня с момента поступления жалобы) и ставит родителей апеллянта в известность.
  4. В установленный день участник ЕГЭ и его доверенные лица (родители или педагог) приходят на заседание КК, где эксперты аргументируют свою оценку, сопоставляя работу и критерии оценивания сочинения 2021 года. На рассмотрение отводят 20 минут.
  5. Комиссия принимает окончательное решение – отклонить апелляцию или изменить баллы.

Важно! Помните, что по результатам рассмотрения работы КК баллы могут быть изменены как в большую, так и в меньшую сторону. Более подробно о том, когда и как можно подать апелляцию, а также что ожидать на заседании конфликтной комиссии смотрите в данном видео:

Более подробно о том, когда и как можно подать апелляцию, а также что ожидать на заседании конфликтной комиссии смотрите в данном видео:

  • Паронимы ЕГЭ 2021 года: список и значение
  • Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2021 году
  • Пересдача ЕГЭ в 2021 году

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Участник должен раскрыть поставленную тему, рассуждая над проблемой или отвечая на поставленный вопрос. Если Вам это удалось, то листайте дальше.

Однако если у сочинения нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла, то Вам грозит провал по этому критерию, который обернется «незачетом».

Пример распространенной ошибки:

Тема: Почему человек предает свою мечту?

Многие люди мечтают, но не все достигают своих целей. Я думаю, причина в том, что они предают свои грезы. Это когда человек верит во что-то, а потом разочаровывается и бросает начатое. Конечно, если дело наскучило, то нужно его оставить, но можно ли так обходиться с мечтой?

Аргумент 1: Ионыч предал свою мечту, а зря: он стал тем, кем не хотел быть.

Аргумент 2: Андрей из пьесы «Три сестры» не стал профессором, а зря: спился и деградировал.

Как видите, соскочить с поставленной темы довольно легко, если рассуждать абстрактно и растекаться мыслью по древу. Такая работа проверку не пройдет.

ЕГЭ 2021. Литература. Баллы за каждое задание

Распределение баллов ЕГЭ 2021 по литературе за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года.

→ демоверсия ЕГЭ 2021 по литературе

ЕГЭ 2021 литература. Количество баллов по заданиям.

Таблица 1

№ задания Первичные баллы
1 1
2 1
3 1
4 1
5 1
6 1
7 1
8 6
9 10
10 1
11 1
12 1
13 1
14 1
15 6
16 10
17 14 (сочинение)
Всего: 58

Литература:

1 балл — за 1-7, 10-14 задания.

6 баллов — 8, 15.

10 баллов — 9, 16

Максимальный балл за сочинение – 14

Всего: 58 баллов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.

За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом части 1 экзаменационной работы участник экзамена получает 1 балл. Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, определяется экспертным путём.

Выполнение заданий 8 и 15 оценивается по трём критериям: критерий 1 «Соответствие ответа заданию», критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (8, 15) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение заданий 9 и 16 оценивается по четырём критериям: критерий 1 «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом», критерий 2 «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом», критерий 3 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерий 4 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (9, 16) выставляется 10 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Критерии 1 и 2 являются основными. Если по критерию 1 или по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 за ответ не может быть поставлено более 2 баллов. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 3 ставится 0 баллов, то по критерию 4 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение задания части 2 (17.1–17.4) оценивается по пяти критериям: критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерий 3 «Опора на теоретико-литературные понятия», критерий 4 «Композиционная цельность и логичность», критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение задания 17 выставляется 14 баллов (по критериям 1, 2, 4, 5 – максимально по 3 балла; по критерию 3 – 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Общий максимальный первичный балл за всю экзаменационную работу – 58

Методические рекомендации ЕГЭ 2021 по литературе

Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по литературе

Варианты досрочного ЕГЭ 2021 по литературе от ФИПИ

Методические рекомендации ЕГЭ 2021 по русскому языку

Консультация по подготовке к ЕГЭ 2021 литературе

Часть № 1

В каждом из тестовых заданий первой части КИМов на экзамене проверяется умение выпускника применять то или иное правило русского языка.

  • В задании № 1 от экзаменующегося требуется найти главную информацию, изложенную в небольшом тексте научного типа. За правильный выбор ответа из предложенных тезисов ученик получит только 1 балл.
  • В задании № 2 выпускник продолжит анализировать научный текст, с которым он работал в первом задании. Но теперь понадобятся знания частей речи, используемых как средства связи в текстах. За правильный ответ выпускник добавит в свою копилку еще 1 балл.
  • В задании № 3 выпускник снова будет работать с научным текстом, состоящим из 3-4 предложений, который был предложен в первом и втором заданиях. От выпускника потребуется знание лексического значения слова, использованного в анализируемом фрагменте, и работа со словарной статьей, которая приведена в задании. (1 балл.)
  • В задании № 4 экзаменующийся должен продемонстрировать свои орфоэпические знания, найдя ошибку в словах с расставленным ударением (1 балл).
  • В заданиях под № 5 и 6 снова понадобится использовать знания по теме «Лексика», исправив ошибку в употреблении слова и отредактировав предложение. (По одному баллу.)
  • В задании № 7 выпускник поработает с образованием грамматических форм (единственное/множественное число, согласование, сравнительная степень, падежи) различных частей речи. (1 балл.)

Отдельно о восьмом задании

Его называют «дорогостоящим», так как за полный правильный ответ выпускник зарабатывает 5 баллов. Что нужно сделать? Правильно определить тип грамматических ошибок в предложениях правого столбика и соотнести их с категорией, указанной в левом столбце.

5 видов ошибок надо найти в 9 предложениях (скрин неполный).

За каждое верно классифицированное нарушение грамматики предложения дается 1 балл.

Задания с 9 по 15 – на знание орфограмм, с 16 по 21 – пунктуационных правил. Ответы на 22–26 вопросы покажут, насколько выпускник владеет навыками работы с текстом – разбирается ли в художественных тропах, умеет ли определять тип повествования и соотносить предложенные тезисы с содержанием анализируемого отрывка произведения. Задания № 16 и 26 тоже относятся к «дорогим», так как оцениваются в два и четыре балла соответственно.

4 балла за 26 задание можно заработать, если правильно определить все термины, которые должны соответствовать средствам выразительности, которые использованы в анализируемом тексте.

Это могут быть, например, фразеологизм, эпитет, метафора, парцелляция. За каждое правильно указанное соответствие выпускник получит по 1 баллу.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна —  «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector