Правила написания рецензий на статьи

Содержание:

Содержание рецензии на научную работу

Содержание для рецензий на указанные разновидности трудов в основном схожи. Представим его в виде структуры для удобного использования:

Лаконичное описание центральной проблемы труда, на второстепенные внимание обращать не нужно. (Объем – 1-3 предложения).
Анализ актуальности (объем такой же, как в предыдущем пункте).
Анализ плюсов и минусов каждого из разделов (статьи оцениваются в целом, с акцентом на отдельные моменты).
Анализ качества работы (оформления, количественного соотношения теоретической и практической частей работы, структурированность стиля изложения, особенности использования терминологии)

Особенно эта часть важна для рецензий на дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертацию.
Заключительная часть рецензии зависит от того, на какой труд она пишется:

  • для дипломной работы, диссертации нужно сделать вывод о возможности присвоения квалификации (ученой степени, звания), рекомендовать для обучения в аспирантуре (для магистерской диссертации);
  • для статьи необходимо дать разрешение на публикацию (или отказать);
  • для монографий, учебников, методических пособий нужно сделать выводы о практической ценности, для кого будет полезна и также дать рекомендацию к публикации.

Желательно в рецензии на научную работу дать характеристику подборке литературы, использованной автором для написания труда. Оценивают новизну, актуальность, авторитетность, количество источников.

Типы рецензий

Современная рецензия — жанр малый по форме, но многоликий по содержанию.

Тематически, по объекту анализа, рецензионные статьи делятся на:

  • литературные
  • театральные
  • музыкальные
  • кино и ТВ
  • научные

Первые четыре разновидности анализируют произведения культуры и искусства. А искусство порождает чувства и ощущения. Поэтому в таких рецензиях допускаются умеренные эмоции и даже некоторая субъективность оценки. Конечно, без ущерба объективности. 

Рецензии на научный текст — отдельное, крайне узкое направление. С определенной структурой и жесткими правилами. Пишутся специалистами не для широкой аудитории, а исключительно для научного сообщества, в научных целях, по строгим шаблонам и клише.

«Автора давай, автора!» — скажете вы и не ошибетесь. Различать рецензии можно не только по объекту, но и по субъекту — рецензенту. Тут все просто:

экспертная (профессиональная) статья составляется дипломированным специалистом: литератором, кинокритиком, музыковедом, театральным критиком, научным руководителем

любительская (потребительская, читательская) — создается непосредственно читателем, зрителем, слушателем — в общем, тем самым представителем широкой аудитории, для которой произведение и предназначено

Когда оперируют размерами, говорят про мини-рецензии и гранд-рецензии

«Малютка» имеет информационную подоплеку, кратко обращает внимание на произведение

Пример мини-рецензии на фильм «Грейхаунд»

«Грандесса» скрупулезно разбирает новинку по косточкам, дает полную оценку.

*Классические примеры гранд-рецензии — работы Белинского

В веб-райтинге оптимальной по объему считается рецензия от 3 до 8 тысяч знаков.

Если имеют в виду количество анализируемых объектов, то говорят о монорецензии и полирецензии. В первом случае рецензент разбирает одно произведение. Во втором — два и больше.

Наконец, рецензии бывают независимыми и заказными. Первые, честные, писаны хоть и за деньги, но «не корысти ради», а во имя искусства, науки или самовыражения. Вторые — рекламная разновидность. Иногда — инструмент недобросовестной конкуренции.

Структура рецензии на произведение

В трех частях, из которых состоит критический отзыв, последовательно излагается информация о книге, писателе, сюжетных, стилистических, композиционных, жанровых особенностях текста. Каждый блок нужен, чтобы решить определенные задачи.

Начало рецензии

Во вступлении рецензент знакомит читателей с произведением и его автором

Критик стремится заинтересовать целевую аудиторию (ЦА), привлечь внимание случайных посетителей, заставить их продолжить чтение

Так пользователи знакомятся с темой, а потом открывают ссылку на полную версию статьи.

Как начать повествование, решает автор отзыва.

Возможны следующие варианты:

Пример введения для рецензии.

  • указать выходные данные книги (название, фамилию, имя, отчество писателя, год издания, место публикации);
  • вкратце рассказать об авторе произведения (годы жизни и творческой активности, предыдущие работы, жанровая принадлежность, яркие факты из биографии, награды);
  • процитировать другой отзыв, фрагмент рецензируемой книги или текста на близкую тему;
  • дать емкое определение жанру, в котором написано произведение;
  • обозначить один из вопросов, поднятых писателем, упомянуть об их актуальности в реальном мире;
  • пересказать завязку или яркий поворот сюжета без раскрытия главной интриги;
  • в нескольких словах описать одного или нескольких персонажей.

Изложение основной идеи

После вводной части критик знакомит читателей с главной идеей книги.

Для этого необходимо сформулировать:

  • проблемы, которые рассматриваются в произведении;
  • вопросы, на которые писатель ищет ответы;
  • центральную мысль текста.

Рецензент оценивает, удалось ли автору создать реалистичные образы героев, описать их взаимоотношения, чтобы раскрыть основную тему. Уровень писательского мастерства зависит от умения донести до читателей смысл. Литераторы по-разному используют образы и стилистические приемы, поэтому задача критика — определить, смог ли писатель добиться задуманного эффекта с помощью задействованных в тексте средств выразительности.

Автор рецензии в непринуждённом стиле оценивает рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь».

Анализ определенных моментов

Далее в основной части рецензент рассматривает отдельные компоненты, которые влияют на представление читателя о книге.

Среди них стоит выделить:

  • заглавие произведения и его частей;
  • период и место действия;
  • развитие образов по ходу сюжета;
  • характеристики главных и второстепенных действующих лиц;
  • диалоги между героями.

Критик оценивает, как перечисленные элементы способствуют раскрытию главной идеи. Чередование некоторых приемов и особенности их передачи на письме влияют на скорость, с которой развивается действие, поэтому в рецензиях часто упоминают о динамике сюжета. Также отмечают, насколько достоверными выглядят поступки и размышления героев, хорошо ли проработаны детали описаний и биографий. Можно упомянуть о сопереживании персонажам или его отсутствии.

Автор рецензии в ироничном ключе анализирует диалог главных героев.

Вывод на основе вышеизложенного

В этой части автор подводит итоги анализа текста. Уместно отметить слабые и удачные находки писателя, сопоставить новинку с его предыдущими работами, подчеркнуть значимость книги, оригинальность идеи или нестандартность ее подачи. Полезно указать, каким категориям читателей произведение понравится больше.

Автор рецензии подводит итог по прочитанному им произведению.

Пример рецензии на книгу

В сети можно найти шаблон и образец рецензии на книгу

Рекомендуем обратить внимание на рецензии, выложенные на сайтах издательств (например, Альпина)

Помните, что залог хорошей рецензии — интересное начало. Не допускайте банальностей вроде «Несколько дней назад в свет вышла новая книга известного автора». Лучше начните с необычного факта: «Согласно статистике тату-салонов, наибольшей популярностью у женщин пользуются татуировки семейства кошачьих: львов, тигров и обычных кошек. Тем не менее, самой популярной книгой 2009 года стала «Девушка с татуировкой дракона» шведского автора Стига Ларссона».

То же касается и завершения. Вместо традиционного «Книга будет интересна любителям остросюжетных детективов», напишите «Книгу наверняка по достоинству оценят те, кто не боятся интеллектуальных вызовов и готовы сражаться за правду вместе с обаятельным сыщиком».

Если, несмотря на наши советы, вы не уверены в своих силах или не успеваете прочитать книгу, по которой нужно написать рецензию, не беда. На помощь всегда придет студенческий сервис. Его специалисты могут прочитать и прорецензировать любую книгу в самые сжатые сроки.

Как написать рецензию на курсовую работу грамотно – краткие рекомендации

Чаще всего ошибки возникают в тех случаях, когда документы готовят студенты или руководители с предприятий. Чтобы рецензия получилась грамотной, соблюдайте простые советы:

  1. Формулируйте свои мысли кратко и чётко.
  2. Не копируйте абзацы прямо из курсовой, используйте похожие формулировки.
  3. Определите, в чём заключается личный вклад студента в исследование. Избегайте слишком стандартных и формализованных предложений.
  4. Подкорректируйте текст документа в том случае, если изменилось содержание курсовой или наименования её структурных частей.
  5. Старайтесь не переборщить с количеством недостатков. Однако и их полное отсутствие настораживает членов комиссии.

Перед сдачей рецензии обязательно проверьте текст на наличие ошибок, опечаток

Особое внимание обратите на Ф.И.О. студента и тему исследования

Советы, которые пригодятся при написании рецензии

Советы для будущих рецензентов

Название рецензии должно быть интригующим, желательно связать его с тем аспектом, на котором акцентируется внимание в работе.
Во время сравнения различных источников важно не переступить тонкую черту между рецензией и обзорной статьей.
Если вы просмотрели фильм не очень внимательно, но захотели написать рецензию, пересмотрите его еще раз, обращая внимание не только на сюжет, но и на другие особенности для анализа (игра актеров, плюсы и минусы локаций и подобное).
Цель рецензии на книгу, спектакль или фильм – привлечение внимания читателя к объекту, поэтому при написании текста рецензент должен помнить о постоянном диалоге с читателем (интересные риторические вопросы, авторские рассуждениями, с которыми читатель захочет подискутировать).
В рецензиях на книгу, спектакль или фильм необходимо постоянно удерживать внимание читателя, подогревать его интерес к объекту, используя интересные цитаты, факты, рассуждения.
При написании научной статьи важно определить самые важные аспекты работы и проанализировать их по существу без добавления воды и ненужных фактов.

В данном видео вы можете узнать о проекте «Школа рецензирования: практика научного рецензирования в социальных и гуманитарных дисциплинах» и ознакомиться с поднимаемыми на нем вопросами написания научной рецензии:

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Чем отличается рецензия от отзыва

На первый взгляд кажется, что рецензия и отзыв – это одно и то же, а именно выражение своего мнения об определённой интеллектуальной собственности. Отзыв же на самом деле является выражением мнения и собственных впечатлений от случайного читателя или зрителя, не содержащий точного анализа работы, доказательств приводимых аргументов и чёткой структуры, тогда как рецензия – это официальное письменное исследование от эксперта в выбранной сфере с выдержанным по ГОСТу оформлением. В рецензии обязательно присутствуют данные о рецензенте, полный, подробный анализ работы без субъективного мнения и эмоциональной окраски.

Пример написания плана рецензии на статью

Рецензирование желательно начинать с внимательной вычитки статьи и требований редакции к рецензии. Второй не менее важный шаг – написание плана рецензии. Не все знают, как его составить, поэтому кроме краткого объяснения предоставим пример.

В плане необходимо обозначить структурные и содержательные части статьи, те вопросы, которые нужно раскрыть обязательно. Пример простого плана для рецензии:

  1. Краткое описание предмета (проблемы статьи).
  2. Актуальность.
  3. Описание преимуществ.
  4. Характеристика недостатков.

  5. Заключительная рекомендация.

Шаблон сложного плана:

  1. Краткий рассказ о проблеме, которой посвящена статья.
  2. Актуальность (кратко).
  3. Преимущества работы.
  4. Минусы статьи.
  5. Заключительные рекомендации.

В планы можно также включать такие пункты: особенности структуры, новизна, качество оформления.

Приведенные примеры плана подсказывают, что должна содержать рецензия на статью. Эти шаблоны особенно актуальны для рецензирования в целях допуска статьи (научной) к публикации.

Если вы пишете рецензию на статью как предмет журналистского творчества (не для допуска к публикации, а чтобы помочь читателям сложить мнение об уже готовой публикации), в план следует добавить пункт «Эмоции, вызванные прочтением статьи».

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Речевые шаблоны для написания рецензии на статью

Рецензирование – это особый жанр, который не имеет ничего общего с художественным стилем, поэтому текст рецензии состоит из шаблонных фраз и клише:

      • автор пишет о существующих проблемах в современной педагогике …;
      • автор статьи придерживается следующей точки зрения на…;
      • автор продемонстрировал умение анализировать…;
      • точка зрения автора данной работы подкрепляется…;
      • данная статья – это образец глубокой разработки темы…;
      • безусловная заслуга автора заключается в …;
      • автор изучил и преподнес фактический материал как практическое подтверждение …;
      • утверждения автора логически взаимосвязаны и подтверждены фактическим материалом о …;
      • в статье обоснованы современные аспекты…;
      • к недостаткам исследования следует отнести … ;
      • качество оформления статьи требует …

Виды по форме донесения информации

Классификация рецензий по тематике

В зависимости от того, как автор подает информацию, рецензии разделяют на 5 основных видов:

  • рецензия-статья (традиционная форма анализа с элементами критики и рассуждений автора);
  • рецензия-фельетон (в этой форме объединились 2 жанра, фельетон – литературный сатирический жанр, в котором остро высмеиваются актуальные проблемы общественного строя, из фельетона данный вид рецензии заимствовал острую критику);
  • рецензия заметка (напоминает аннотацию по размерам, небольшой отзыв с поверхностным анализом);
  • рецензия-очерк (большая по объемам, содержит исторические, общекультурные, биографические сведения);
  • рецензия-интервью (анализ подается в форме диалога, по заведомо составленному списку вопросов).

С чего начать

Начинать надо с начала. Название, автор, жанр, аннотация (можно взять прямо с обложки), краткий пересказ сюжета. Если у автора или книги есть награды и премии, то упомянуть их в тексте.

Далее стоит заняться героями. Поделиться впечатлениями о главных персонажах, отметить интересных второстепенных героев книги.

Советы начинающим авторам:

  • Не читайте других отзывов о книге!
  • Чем больше грязи вы выливаете на произведение, тем больше должны привести аргументов в защиту своего мнения.
  • Соблюдайте баланс логики и эмоций в тексте.
  • Не бойтесь мести автора (или рецензируйте слабых безответных писателей!).
  • Не пугайтесь известных авторов — многие писали посредственные книги.
  • Не оценивайте книги людей, которых вы знаете, любите или ненавидите.

Умелый рецензент раскрывает в материале информацию об авторе книги, названии, теме, годе издания, ключевых моментах повествования. Форма и содержание ориентируются на конкретную целевую аудиторию. Анализ книги автор рецензии делает самостоятельно, без оглядки на уже существующие мнения.

Ради нагона знаков в текст отдельные рецензенты описывают формат книги (покетбук, в мягкой обложке) и её габариты. Якобы так можно дать понять читателю, насколько удобно будет читать книгу. Однако с учетом разнообразия форматов книг (бумажных и электронных) такие вставки стоит считать «водой» и игнорировать.

Ах, да! Самый важный совет. Не забудьте прочитать саму книгу прежде, чем приступить к рецензированию.

работы

Монография — это научные изыскания, которые можно использовать в качестве диссертации при защите. работы строится в строгом стиле, содержащем сноски, примечания, цитаты. Приводятся библиографические списки исследуемых авторов, ученых.

Результатом творения должны становиться:

  1. Гипотезы.
  2. Теории.
  3. Концепции.

Монография — это труд одного человека или целого коллектива. Работа содержит информацию по редко возникающим проблемам узкой направленности. В основу закладывается поиск целей, помогающий найти решения для развития науки. Смысловая нагрузка текста выстраивается в соответствии с нормативным документом ГОСТ 7.60-2003, согласно пункту 3.2.4.3.1.1.

В официальном документе указано, что монография — это научный труд. Работа должна содержать всесторонний обзор выбранной темы. В результате собственных умозаключений авторы находят решение, заканчивая изыскания предоставлением достоверной информации.

Требования к оформлению

Относительно объема текста ограничений не приводится. Но на практике обычно монография содержит научный труд из 100 страниц формата А4. У ученых и известных авторов, имеющих степень, хорошая работа содержит около 300 страниц.

Создаваемый текст должен быть подкреплен рецензиями. Количество последних — не менее двух. Очерк работы составляется только компетентными в исследуемой сфере лицами. Они должны иметь ученую степень выбранного направления. Каждый издательский журнал вводит дополнительные требования, не противоречащие ГОСТу:

  • В работе приводятся только оригинальные собственные исследования автора.
  • Обязательны к оформлению разделы: введение, заключение.
  • Используемые цитаты, части трудов учёных и других изыскателей сопровождаются оформлением ссылки с библиографической информацией.

Что указано в ГОСТе?

Статьи монографии оформляются в едином для научных работ стиле. К тексту предъявляются требования, обязательные для исполнения:

  1. Шрифт единый — Times New Roman.
  2. Размер шрифта — 14.
  3. Формат документа — Word.
  4. Формат страницы — лист А4.
  5. Тема исследования — наклонным жирным шрифтом, текст выровнен по центру. Ниже отступить в 2 интервала.
  6. ФИО автора — наклонным текстом, приведенным шрифтом.
  7. Приводится организация и её место расположения. Отступ размером 2 интервала.
  8. Аннотация — текст не должен быть более 500 букв и символов. Отступить также 2 интервала.
  9. Тело работы — текст идёт с отступом в 1,5.
  10. Абзац текста — 1,5 см. Выравнивание по ширине.
  11. Изображения — под рисунком название и номер.
  12. Таблицы — номер и название над ними.

В тексте должны присутствовать сноски, введение, заключение и список использованной литературы.

Если авторов несколько?

Коллективная монография выполняется группой в количестве не более 6 человек. ГОСТ не ограничивает количество исследователей. Допускается участие большего числа авторов, но на практике в этом нет необходимости. При совместном выполнении работы повышаются требования к объему текста.

Встречается много объявлений, приглашающих изыскателей в коллективные монографии. Участие в групповых печатных публикациях повышает статус автора.

Также печатать работу становится не так затратно, как оформлять индивидуальный текст. Издания предлагают два варианта публикации: в бумажном и электронном виде.

С развитием Сети авторы предпочитают печататься на сайтах популярных журналов, где можно извлечь выгоду от посещений издания и просмотра работ.

Рекомендации по написанию рецензии на книгу

  1. Прочитайте, прослушайте или просмотрите произведение не менее одного раза. При первом ознакомлении с материалом у вас возникнет общее впечатление от увиденного или услышанного. Затем необходимо определить сильные и слабые стороны исследуемого произведения. После этого прочтите или просмотрите материал еще раз, сравните свои ощущения с первым впечатлением, запишите, если ваше мнение изменилось.
  2. Предоставьте аудитории подробную информацию о произведении. Например, если пишите литературную рецензию, сообщите дату издания книги, автора, укажите издательство, сообщите, где можно прочитать/купить/найти книгу.
  3. Опишите качество и ценность произведения для себя и для других людей. В чем заключаются его преимущества и недостатки? Кому прочитанное или увиденное принесет пользу? Что в нем нового, актуального, интересного?
  4. Знайте свою целевую аудиторию. Вы должны понимать, для кого пишите. От аудитории будет зависеть стиль написания рецензии (например, научная рецензия будет написана исключительно в формальном стиле). Более детальное изложение своих доводов понадобится для широкой публики, в то время, как для экспертов ваша рецензия должна быть максимально лаконичной, аргументированной и «по делу».
  5. Докажите. Покажите своему читателю, почему и каким образом вы пришли к такому выводу, подкрепите свою критическую оценку доказательствами, фактами, цитатами, сравнениями.
  6. Объясните, какими критериями, стандартами, характеристиками вы руководствовались при разборе и оценке произведения.
  7. Подтвердите свое мнение. Можно использовать цитаты или описать сцены из произведения, можно использовать внешние источники — мнения других критиков, рецензентов и экспертов.
  8. Понимание жанра, вида искусства и темы. Наличие знаний в области оцениваемого произведения — одно из основополагающих требований для создания по-настоящему хорошей рецензии.
  9. Сравнивайте и противопоставляйте. В рецензии допускается и даже, в некоторых случаях, необходимо сравнивать одно произведение с другим. Создавайте контраст.

Виды рецензий

Официальная рецензия — это обычно просто хвалебный текст во славу автора книги. Пишут их по заказу издательств, организаций, известных личностей, чиновников, бизнесменов, мошенников и т. д. Чем пышнее эпитеты в официальной рецензии, тем скучнее и слабее будет книга.

Функциональная рецензия требуется для практического анализа книги. Её могут заказать издательства, чтобы понять, насколько произведение попадёт в целевую аудиторию. Рецензент в данном случае больше аналитик и литературный агент, нежели критик.

Фото: TeroVesalainen, pixabay.com

Информативная рецензия и эссе — самые распространённые форматы книжных рецензий в Интернете. Все блогеры и авторы тематических сайтов пишут именно такие тексты-оценки. Гиперболы, метафоры, выпячивание своего мнения, отсылки к похожим произведениям, обсуждение цвета трусов автора книги — весь этот белый шум составляет 99% книжных интернет-рецензий.

Публицистическая рецензия получается, когда её автор заостряет внимание на поднимаемых в произведении социальных и общественных проблемах. Пишется ярко, жёстко, хлёстко, обязательно спорно — чтобы побольше копий наломали при обсуждении

Критическая рецензия — это когда художественное произведение (часто вместе с автором) анатомируют, препарируют и разбирают по буковкам: что сказал, что хотел сказать, что подумали читатели, кто из них где ошибся и как хорошо, что умница-рецензент всё это заметил.

Какие требования выдвигают ГОСТ и ВАК

Требования к рецензии:

  • редакция принимает файлы Microsoft Word (DOCX);
  • текст нужно отправить по электронной почте или доставить в распечатанном виде.

В заголовке должна быть указана информация о рецензенте:

  • Ф. И. О. (на русском и английском языках);
  • название, регистрационный номер специальности;
  • ученая степень, звание (на русском и английском языках);
  • должность, место работы (на русском и английском языках);
  • каналы связи (телефон, e-mail).

Правила оформления рецензии:

  • поля — 2 см (по периметру);
  • шрифт — входящий в список общепринятых (рекомендуется Times New Roman);
  • кегль — 12;
  • интервал между строк — 1,5;
  • отступ абзаца — 1,25;
  • ориентация — книжная, без проставления страниц, без переносов (сноски нежелательны);
  • формулы редактируются (используется пакет Microsoft Office);
  • графические объекты, иллюстрации — черно-белые (возможна штриховка);
  • наличие кода УДК (универсальной десятичной классификации);
  • заголовок — по центру, без отступа, прописными буквами;
  • масса текста — выравнивается по ширине.

Для группировки произведений по тематическим разделам используется код УДК. По этому коду можно без прочтения материалов определить тип литературы.

Первая цифра индекса обозначает категорию:

  • 0 — общий раздел;
  • 1 — философия, психология;
  • 2 — религия, богословие;
  • 3 — общественные науки;
  • 5 — математика, естественные науки;
  • 6 — прикладные науки, медицина, технология;
  • 7 — искусство, развлечения, спорт;
  • 8 — языкознание, литература, лингвистика;
  • 9 — география, история.

Следующие цифры в номере указывают подкатегорию. Например, 7.097 — телевизионные передачи.

Дополнительные требования ВАКа (высшей аттестационной комиссии):

  • название, аннотация — до 1000 знаков, ключевые слова (на русском и английском языках);
  • личные данные автора;
  • список литературы по ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка».

Нумерация постраничных сносок должна быть сплошной (шрифт Arial, кегль 8) с одинарным интервалом между строк.

Требования к оформлению библиографического списка по ГОСТу 2008 (государственному общесоюзному стандарту):

  1. Перечень литературы размещается в алфавитном порядке после статьи, без нумерации, через Enter.
  2. Курсивом пишутся имена авторов, названия работ.
  3. Ссылки оформляются на языке оригинала.
  4. Сначала указываются источники, написанные кириллицей, затем — латиницей.
  5. Работы одного автора оформляются списком от первой к последней (труды, выпущенные в тот же год, помечаются буквой: 2019a, 2019b, 2019c и т.д.). Отсылки в тексте оформляются так же.
  6. Тире, знаки №, & не используются.
  7. Номер обозначается как N.
  8. Крупный документ (при ссылках на его фрагмент) разграничивается знаком // (отделенным по краям пробелами).

Данные об авторе используемых материалов указывают в таком порядке:

  1. Книги: Ф. И. О., название, место, издательство, год.
  2. Монографии, сборники: к пункту 1 добавляется редактор.
  3. Переводы: язык, переводчик.
  4. Статьи: Ф. И. О., название // источник, том, страницы (разделяются тире).

При оформлении рецензии необходимо соблюдать указанные требования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector