Что такое рецензия и как ее написать

Ошибки в написании рецензии

  1. Вместо критического разбора произведения автор пытается пересказать содержание книги или ограничивается описанием собственного впечатления.
  2. Недостаточный объем (менее 3 000 символов). Он не позволяет провести качественный анализ. К сходной ошибке относится излишне большой текст.
  3. У автора рецензии нет достаточных знаний в рассматриваемой теме.
  4. Отсутствие аргументов и логических выводов, замена их эмоциональными высказываниями.
  5. Неверно выбранная стилистика, например, разговорная лексика в рецензии на научную книгу.
  6. Смешение негативного отношения к автору и разбора содержания книги. Это добавляет в текст отрицательных эмоций и снижает уровень объективности.

Структура рецензии

Как начать рецензию

Написание любой рецензии начинается с выбора основной темы. Дальше необходимо найти, тщательно изучить материал, с которым предстоит работать, причём поверхностное изучение не подойдёт – в тему придётся углубляться

От выбранной темы зависит стиль письма (научный или публицистический), на что обязательно нужно обратить внимание. Дальше определяется структура рецензии, её содержание, при желании можно набросать план рассказа, определить будущее оформление

Наиболее предпочтительный вид речи – сдержанный, без лишней эмоциональной окраски.

После выбора темы и стиля рассуждения на первом этапе указывается информация об авторе: фамилия, имя, место учёбы или работы, непосредственно название исследуемого объекта.

Основная идея произведения

На следующем этапе пишется основная суть исследуемого произведения, краткое содержание (не более двух-трёх предложений), обсуждается актуальность выбранной темы – важность затрагиваемых вопросов, помощь ответов на них в решении современных проблем данной сферы работы – литературы, театра и т.д. Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ

Важно писать кратко, осмыслив перед этим содержание прочитанного произведения, просмотренного спектакля и др., чтобы объединить полученную информацию с уже имеющимся багажом знаний, а затем написать связный рассказ

Критический анализ

Критический анализ должен занимать основную часть рецензии. В первую очередь производится оценка рецензируемого материала, насколько он соответствует требованиям, которые предъявляются исследуемому жанру. Оценка научных работ и художественных отличается: в первом случае оцениваются адекватность применяемых методов, их достаточное обоснование, доказательная база, логичность и последовательность речи. Отмечается грамотное использование схем, рисунков, если такие имеются. Во втором – соответствие формы и содержания, адекватность использования литературных приёмов, богатство языка писателя, особенности композиции.

Дальше рецензент переходит к критическим замечаниям – заявляет о недочётах, промахах автора работы, указывает на недостаток или переизбыток информации, на места, вызывающие вопросы. Однако, критические замечание не стоит переводить в глумление над автором и его работой – рецензент должен мягко указывать на ошибки, не затрагивая личность автора в негативном ключе. Не возбраняется писать пожелания и рекомендации на будущее.

Выводы

На последнем этапе остаётся подвести итоги по работе. Выводы будут разными в зависимости от жанра работы

В случае рецензии на научно-исследовательскую работу, подчёркивается её актуальность и важность в решении проблем, её практическая ценность и возможность применения полученных в ходе работы результатов

В выводе рецензии на художественное произведение акцентируется внимание на том, на какое место в ряду аналогичных работ оно может встать, его значимость для искусства и литературы, вклад в развитие жанра и новизна

Что такое рецензия на научную статью — какие бывают виды

Рецензией на научную статью называется независимый анализ написанной работы, доказывающий компетенцию автора написанной статьи, его профпригодность. В большинстве случаев рецензия рекомендует написанную статью к публикации.

В случае недопущения статья отправляется на доработку. Данный документ является официальным, поэтому электронные его версии особой значимостью не обладают. Его создателями являются ученые, компетентные в той области, в которой написана статья.

Рецензия, определяя место статьи в области той или иной науки, анализирует содержательную сторону работы и дает оценку общему оформлению. Под анализом подразумевается:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • актуальность исследуемой проблемы;
  • область ее применения;
  • научность и целесообразность применяемых методов исследования;
  • логичность излагаемого материала;
  • достоверность результата.

Рецензия заверяется подписью написавшего ее научного сотрудника и заверяется печатью организации, где работает рецензент.

Выделяются рецензии внутренние и внешние. Обе разновидности необходимы для публикации в журналах Высшей аттестационной комиссии – ВАК. Представители ВАК могут запросить рецензию на любую статью. По этой причине в редакции журналов оригиналы долго хранятся в архивах.

Внутренние рецензии создаются представителями аттестационной комиссии, где проходила защита соискателя. Это может быть вуз или НИИ. К тому же отзыв-рецензия может быть оформлена и научным руководителем.

Внешняя рецензия может быть двух видов:

  • написанная приглашенными из другого вуза оппонентами;
  • независимая проверка представителями специальной комиссией.

Рецензия или отзыв?

В основе рецензии лежит отзыв. При этом не всякий отзыв называется рецензией. 

Задумались? Путаница вокруг этих понятий возникает регулярно. На самом деле все просто.

Рецензия — статья о произведении искусства, культуры, науки, публицистики. Да не простая, а аналитическая: с информационным обзором, критическим разбором, аргументированной оценкой. 

Опирается на авторитетность и экспертность. Нужна, чтобы:

  • создать предварительное впечатление у читателей, зрителей, слушателей 
  • пробудить у них интерес — это самое произведение искусства попробовать на вкус 

Отзыв — отклик о чем угодно, без аргументации, с минимальным количеством фактов. В отличие от своей «старшей сестры» лишен аналитической составляющей. Это эмоциональное мнение на уровне «хороший/плохой», «нравится/не нравится». Разовые оценочно-личные впечатления, которые не претендуют на «оружие массового поражения». 

Рецензия, подобно даме из высшего общества, достаточно сдержана в эмоциях. Ее репутация — беспристрастная законодательница мод. Нравится/не нравится не столь прямолинейно, как в отзыве. Оно словно проступает сквозь глубокий, доказательный анализ.

Человека, который пишет рецензии, называют рецензентом

Быть рецензентом ответственно. Нужно укладываться в узкие границы жанра

Акцентировать внимание на самом важном. Знать, как и что писать. Языком отлично владеть

С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать. 

Языком отлично владеть. С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать. 

Зачастую, чтобы составить краткую рецензию на прочитанный текст, необходимо осилить огромный том. Или даже несколько огромных томов. Труд рецензента не так прост, как кажется.

Хотя по сути рецензионная статья — штука критическая, в ней анализируются не только недостатки, но и достоинства произведения. Объективность — важнейшее качество рецензента-профи, показатель его уровня экспертности.

Традиционная, излюбленная цель рецензентов — новинки. Свеженькие, с пылу-жару. Устойчивое мнение о которых у широкого круга слушателей, зрителей, читателей еще не сложилось, потому что их еще толком не смотрели, не слушали, не читали. Как только они появляются, рецензионная братия берется за дело. Во-первых, обозревает, разбирает, оценивает. Во-вторых, рассматривает новые произведения в контексте современности, насущности, злободневности. Поэтому еще один важный атрибут рецензии — ее актуальность.

Виды рецензий

В зависимости от предмета рецензирования, стиля речи самого текста существует несколько разновидностей рецензий, причём у каждого вида свой круг читателей и область распространения.

По объекту

Писать рецензии можно на что угодно. При этом они будут делиться на категории по выбранным темам обзора. Чаще всего встречаются:

  • Литературные – анализ художественных произведений (рассказов, эссе, романов и др.), написанных профессиональными авторами или любителями;
  • Театральные – рецензии на спектакли;
  • Музыкальные – обзоры песен, видеоклипов, альбомов различных жанров и исполнителей;
  • Кинорецензии – обзоры кинофильмов;
  • Рецензии на продукты сферы IT – быстро набирающий популярность вид рецензий, обозревающий компьютерные программы, игры;
  • Товарные – обзор на какой-то продукт;
  • Научные – рецензии на научно-исследовательские работы.

Составлять рецензии разрешено в свободной форме, средним объёмом от страницы А4 и выше.

По субъекту

Рецензии также классифицируются по авторам на четыре категории:

  • Потребительская. Пишется потребителем рецензируемого товара или услуги. Автор должен разбираться в теме на основе собственного опыта.
  • Экспертная. Составляется квалифицированными специалистами – например, театральными, литературными критиками.
  • Заказная. Пишется за определённую сумму, как правило, по заказу автора рецензируемого объекта в качестве рекламной акции, т.е. содержит в себе заранее установленное мнение о предмете.
  • Читательская. Представляет собой сжатый анализ произведений. Распространены на школьных, университетских сайтах, сайтах книжных магазинов и т.п.

По количественному критерию

В зависимости от количества разбираемых произведений, рецензии бывают двух видов:

  • Монорецензия. Анализу подвергается одно произведение автора, но не возбраняется сравнивать его с другими. Объём сравнительной части должен быть небольшим. Чаще всего в таких рецензиях сравнивается новое произведение с уже известным аудитории.
  • Полирецензия. Одновременно разбираются и сравниваются между собой два или более произведений по одной теме, при этом сравнительная часть должна занимать большой объём текста. Обычно анализируются новые или малоизвестные произведения.

По стилю речи

По стилю речи рецензии делятся на:

  • Научные. Они пишутся профессионалами.
  • Публицистические. Они характерны для СМИ, театров, литературы.

Для научного стиля важно в первую очередь опираться на факты, логические рассуждения, объективные аргументы и сдержанность высказываний, кроме того важна структурированность текста. Для публицистики характерно большее количество подходов:

  • Профессиональный – рецензирование экспертами в области;
  • Читательский – выражение мнение читателя, не обладающего познаниями;
  • Писательский – составление рецензии писателем на произведение коллеги.

Стиль речи определяется жанром работы, на которую составляется рецензия.

По объёму текста

В зависимости от количества страниц текста рецензии бывают двух видов:

  • Большие или гранд-рецензии. В основном присуща специализированным изданиям. Такие рецензии развёрнуты, потому что большой объём позволяет рецензенту более глубоко изучить тему, охватив все её аспекты. Гранд-рецензии обычно пишут опытные критики, заслужившие признание общественности, пользующиеся большим авторитетом. Объём таких рецензий – от двух страниц А4 и выше.
  • Маленькие или мини-рецензии. Информация подана в сжатой форме, в основном содержит обозревание прессой новинки в сфере искусства, литературы или кино. Обычно мини-рецензии не содержат чётко обоснованного мнения автора и анализа всех тонкостей выбранной темы. Другой вариант – краткий аргументированный анализ произведения без лишних отступлений. В обоих случаях рецензия должна быть сжатой и лаконичной. Объём работы – один-два листа А4.

Что должна содержать рецензия

Приводится тезисный анализ статьи, дается оценка качеству содержания, соблюдениям требований к оформлению, отражается степень новаторства изыскания, релевантность исследования передовым отраслям науки, значимость данной статьи в практической деятельности.

В заключение ставится подпись рецензента и соответствующая печать.

Поэтому необходимо заблаговременно отправить оригинал рецензии возможными способами (лично либо почтой).

По общему правилу, рецензия пишется объемом около 4 тысяч знаков (с пробелами).

Для того, чтобы рецензия являла собой стилистически грамотный документ, рекомендуем использовать следующие обороты:

  • значимость данного изыскания неоспорима…
  • проанализировав рецензируемую работу…
  • автором в статье подробно освещена проблема…
  • автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  • данная статья является образцом нестандартных методов…
  • работа выполнена на высоком уровне…
  • статья является примером глубокого изучения проблемы…
  • название статьи емко отражает саму ее суть…
  • автор пишет о проблеме.
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  • автором изучен большой объем фактического материала…
  • из рецензируемой работы следует….
  • суть данной статьи заключается в том, что…
  • автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
  • выводы работы последовательно доказаны….

Какие требования выдвигают ГОСТ и ВАК

Требования к рецензии:

  • редакция принимает файлы Microsoft Word (DOCX);
  • текст нужно отправить по электронной почте или доставить в распечатанном виде.

В заголовке должна быть указана информация о рецензенте:

  • Ф. И. О. (на русском и английском языках);
  • название, регистрационный номер специальности;
  • ученая степень, звание (на русском и английском языках);
  • должность, место работы (на русском и английском языках);
  • каналы связи (телефон, e-mail).

Правила оформления рецензии:

  • поля — 2 см (по периметру);
  • шрифт — входящий в список общепринятых (рекомендуется Times New Roman);
  • кегль — 12;
  • интервал между строк — 1,5;
  • отступ абзаца — 1,25;
  • ориентация — книжная, без проставления страниц, без переносов (сноски нежелательны);
  • формулы редактируются (используется пакет Microsoft Office);
  • графические объекты, иллюстрации — черно-белые (возможна штриховка);
  • наличие кода УДК (универсальной десятичной классификации);
  • заголовок — по центру, без отступа, прописными буквами;
  • масса текста — выравнивается по ширине.

Для группировки произведений по тематическим разделам используется код УДК. По этому коду можно без прочтения материалов определить тип литературы.

Первая цифра индекса обозначает категорию:

  • 0 — общий раздел;
  • 1 — философия, психология;
  • 2 — религия, богословие;
  • 3 — общественные науки;
  • 5 — математика, естественные науки;
  • 6 — прикладные науки, медицина, технология;
  • 7 — искусство, развлечения, спорт;
  • 8 — языкознание, литература, лингвистика;
  • 9 — география, история.

Следующие цифры в номере указывают подкатегорию. Например, 7.097 — телевизионные передачи.

Дополнительные требования ВАКа (высшей аттестационной комиссии):

  • название, аннотация — до 1000 знаков, ключевые слова (на русском и английском языках);
  • личные данные автора;
  • список литературы по ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка».

Нумерация постраничных сносок должна быть сплошной (шрифт Arial, кегль 8) с одинарным интервалом между строк.

Требования к оформлению библиографического списка по ГОСТу 2008 (государственному общесоюзному стандарту):

  1. Перечень литературы размещается в алфавитном порядке после статьи, без нумерации, через Enter.
  2. Курсивом пишутся имена авторов, названия работ.
  3. Ссылки оформляются на языке оригинала.
  4. Сначала указываются источники, написанные кириллицей, затем — латиницей.
  5. Работы одного автора оформляются списком от первой к последней (труды, выпущенные в тот же год, помечаются буквой: 2019a, 2019b, 2019c и т.д.). Отсылки в тексте оформляются так же.
  6. Тире, знаки №, & не используются.
  7. Номер обозначается как N.
  8. Крупный документ (при ссылках на его фрагмент) разграничивается знаком // (отделенным по краям пробелами).

Данные об авторе используемых материалов указывают в таком порядке:

  1. Книги: Ф. И. О., название, место, издательство, год.
  2. Монографии, сборники: к пункту 1 добавляется редактор.
  3. Переводы: язык, переводчик.
  4. Статьи: Ф. И. О., название // источник, том, страницы (разделяются тире).

При оформлении рецензии необходимо соблюдать указанные требования.

Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК

Часто возникает вопрос, как написать научную рецензию на статью ВАК. Такой отзыв обычно пишется по общим правилам составления рецензий, подписывается научным руководителем с печатью учреждения, где научный руководитель работает.

Рецензенты могут быть как внутренними, так и внешними.  Первый вид рецензий обычно подписывается научным руководителем. На рецензии ставится печать ВУЗа, где учится, либо работает автор. Второй вид рецензий подписывается должностными лицами сторонних учреждения – редакций, специалисты других ВУЗов.

Необходима объективная оценка статьи, констатируются сильные стороны работы, а также ее недочеты.

Также указываются промахи автора, нужно писать и о недостатках, допущенных им в работе, предлагаются пути исправления недочетов. Рассмотрим пример рецензии на научную статью ВАК.

Фрагмент рецензии на научную статью ВАК «Аспекты экономической устойчивости государства». (Пример)

Виды рецензий

Классификация Название Особенности
По объему текста Гранд-рецензии Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц
Мини-рецензии Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем –  1- 2 листа А4
По рецензенту Читательские Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов
Экспертные Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями
Заказные Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару
По количественному критерию Моно-рецензии Пишутся на одно новое произведение автора
Поли-рецензии

Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме

По объекту Литературные Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4
Кинорецензии
Научные
Театральные

Отклики на компьютерные игры и программы

По стилю речи Научные Характерны для рецензий экспертов
Публицистические Характерны для рецензий прессы

Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Чем отличается рецензия от отзыва

На первый взгляд кажется, что рецензия и отзыв – это одно и то же, а именно выражение своего мнения об определённой интеллектуальной собственности. Отзыв же на самом деле является выражением мнения и собственных впечатлений от случайного читателя или зрителя, не содержащий точного анализа работы, доказательств приводимых аргументов и чёткой структуры, тогда как рецензия – это официальное письменное исследование от эксперта в выбранной сфере с выдержанным по ГОСТу оформлением. В рецензии обязательно присутствуют данные о рецензенте, полный, подробный анализ работы без субъективного мнения и эмоциональной окраски.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Рассмотрим образец

В качестве образца рассмотрим рецензию на статью аспиранта кафедры философии Челябинского педуниверситета В.О.Богдановой, составленную профессором кафедры философии, доктором философских наук С.В.Борисовым.

Текст рецензии можно найти по ссылкам: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2012-2/review-bogdanova.pdf и https://drive.google.com/open?id=0BxbM7O7fIyPcMXQ1aXVhbVZxNWc

Начинается текст с шапки, при этом название «Рецензия» выделяется жирным шрифтом, далее рецензент указывает все нужные сведения об авторе.

Все это располагается «по центру».

Основной текст сразу начинается с разбора актуальности без вступлений и лирических отступов рецензента.

Для описания актуальности С.В.Борисов использует шаблонную фразу: «Статья … посвящена актуальной проблематике…», затрагивает цели статьи для аргументации.

Далее рецензент плавно переходит к описанию достоинств работы.

При этом отчетливо проявляется не только позиция рецензента, но и его глубокие знания теоретической сферы анализированной статьи.

Ключевая фраза рецензии должна отличаться ясностью

Недостатки в рецензии не проанализированы, видимо, рецензент не нашел таковых.

Зато он дает характеристику языку, стилю изложения и практической ценности статьи (последний абзац).

Завершается рецензия решающей фразой: «Рекомендую редакции «Педагогического журнала» опубликовать статью В.О.Богдановой».

Как видим, ключевая фраза отличается ясностью и предельным лаконизмом.

В общих сведениях об авторе обратите внимание на особенности их расположения

Рецензия на статью: пример плана написания

Мнение рецензентов может быть субъективным, однако оно никак не должно отражаться на анализе материала и требованиям к оформлению. Ориентировочная структура рецензии на научную статью следующая:

  • ФИО и должность рецензента, его ученая степень или квалификация для подтверждения компетентности «аналитика».
  • Краткое оглавление (потезисное) для быстрого ориентирования по материалу.
  • Сжатое изложение научной работы, возможно в виде тезисов или цитат.
  • Освещение актуальности изложенной темы.
  • Оценка значимости для профессиональной сферы и общенаучного значения.
  • Рекомендации публиковать/не публиковать статью, почему необходимо издание материала.

Задача рецензии – констатировать сильные и слабые стороны материала, поэтому в корректной форме анализируются такие критерии:

  • есть ли логика и последовательность в работе;
  • какие проблемы/задачи решает научный труд;
  • не является ли статья плагиатом;
  • в наличии ли актуальность тематики;
  • смог ли автор донести свои мысли языком, доступным для понимания читателя.

Как научиться писать рецензии

Чтобы разобрать даже небольшой художественный текст, потребуются предварительная подготовка и некоторый опыт написания статей в публицистическом стиле

Важно научиться критически воспринимать произведение вне зависимости от личного отношения к писателю и его творчеству. Рецензенту-новичку помогут несколько простых советов

С чего стоит начинать

Вначале понадобится прочитать книгу целиком. Судить о произведении, не ознакомившись с концовкой, бессмысленно. Каждый поворот сюжета, описание, литературный прием дополняют картину, приближают к развязке, углубляют понимание текста.

Это поможет выявить ключевые фрагменты, которые потом не придется отыскивать заново.

Что именно необходимо проанализировать

Литературное произведение оценивают по таким параметрам, как:

Рецензент делает для себя полезные пометки.

  • логичность повествования;
  • темп развития сюжета;
  • глубина проработки психологических портретов;
  • стиль изложения;
  • использование тропов (метафор, сравнений, аллегорий и др.);
  • уровень владения материалом (например, при описании отдаленных исторических эпох, сложного оборудования, специфических болезней, научных теорий и т. д.);
  • правдоподобность деталей, поступков и реакций героев;
  • эмоциональный отклик на книгу;
  • наличие ошибок (фактических, смысловых).

Критик анализирует эти особенности в произвольном порядке. Приведенный выше список можно расширить или сократить

Рецензент сосредотачивает внимание на тех сторонах произведения, которые считает самыми интересными и заслуживающими обсуждения

По каким критериям оценивать собственную рецензию

Перед публикацией статьи стоит внимательно прочитать текст.

Следует проверить, соответствует ли отзыв нескольким параметрам:

Рецензия написана грамотным языком (без ошибок, опечаток, нелогичных формулировок).
Фразы и предложения понятны с первого прочтения.
Внимание акцентировано на анализе особенностей произведения, а не на субъективной оценке критика.
При чтении не складывается впечатление о предвзятости автора.
Отзыв не выглядит незавершенным, недописанным, оборванным на полуслове.

Полезно взглянуть на текст с позиции представителя ЦА, случайного посетителя портала, профессионального журналиста, писателя.

Составляющие правильной рецензии – это объективность, непредвзятость и достоверность.

Советы по грамотному оформлению

Статью разбивают на небольшие абзацы по 1-5 (максимум 7) не слишком длинных предложений. Делят на смысловые блоки, к которым придумывают подходящие заголовки.

Рассказывая об авторе произведения, стоит расставить ссылки на его подробную био- и библиографию, отзывы других критиков, сообщения о полученных наградах, указать выходные данные анализируемой книги. Читателю проще ознакомиться с дополнительными сведениями из других источников, чем пытаться усвоить большой объем информации из одного.

Советы и типичные ошибки в рецензировании

При составлении рецензии чаще всего рецензенты допускают следующие ошибки:

  • Переводят своё рассуждение в подробный пересказ прочитанного произведения или просмотренного фильма/спектакля;
  • Активно используют сленговые выражения, эмоционально окрашенные слова, ненормативную лексику;
  • Оскорбляют, унижают или ругают автора работы ненамеренно или специально;
  • Используют нудные длинные фразы, предложения длиной в абзац, что сбивает читателя с толку, заставляя перечитывать текст по нескольку раз, чтобы уловить суть;
  • Плохо знают русский язык: допускают орфографические, пунктуационные, речевые ошибки;
  • Допускают фактические ошибки из-за плохого знания материала;
  • Фамильярно обращаются к читателю либо поучают его;
  • Не доказывают свои аргументы.

Избежать подобных ошибок можно, если быть предельно внимательным и перепроверять написанный текст. Кроме того, рецензент может воспользоваться советами:

  • После просмотра спектакля/фильма, прочтения произведения сразу выделить главную информацию, чтобы отбросить ненужные детали. Это поможет не допускать объёмного пересказа и сэкономит время при рецензировании.
  • Помнить, что рецензия пишется в научном стиле, а не разговорном. Хороший вариант: представить, что рецензия пишется для уважаемого рецензентом человека, писать которому в фамильярном, пренебрежительном тоне просто не захочется.
  • Рецензент имеет полное право не соглашаться с автором, не принимать его работу, но выражать своё мнение обязан корректно.
  • Помнить, что текст должен быть лаконичным и без лишней воды. Избегать обилия канцелярита, выражаться просто и естественно (текст пишется для обычных людей), разбивать длинные предложения на несколько коротких. Чтобы проверить читабельность текста, его стоит прочесть вслух.
  • После написания проверить текст на орфографию и пунктуацию. Если нет уверенности, что фраза написана грамотно, её лучше переписать проще.
  • Тщательно изучить материал, проверить, как правильно пишется имя автора и название его работы, перепроверить даты и термины.
  • Не поучать читателей и не обращаться к ним лишний раз.
  • Предоставлять полные доказательства своих аргументов и не оставлять их в подвешенном состоянии. На все вопросы должны быть даны ответы.

Готовую рецензию всегда стоит перечитать заново, желательно вслух, переписать моменты, на которых спотыкается язык. Даже если придётся переписывать абзац, это лучше сделать – читатели замечают плохого автора сразу и начинают относиться к нему предвзято. Если текст грамотный, лаконичный, но всё равно не нравится рецензенту, возможно, дело в оформлении – разбиение на абзацы и добавление списков способно преобразить работу и освежить восприятие.

Что такое рецензия

Рецензией на статью называют официальный документ, подготовленный экспертом в соответствующей научной теме, представляющий собой профессиональную и объективную оценку проведенного автором исследования. Рецензия касается положительных и отрицательных сторон представленного к анализу документа, содержит замечания, рекомендации и уточняющие вопросы к соискателю.

Рецензии бывают двух видов:

  • Внутренняя рецензия — ее готовит эксперт, работающий непосредственно в учреждении, в котором защищается соискатель. Таким специалистом может быть научный руководитель или член аттестационной комиссии, который работает на кафедре вуза
  • Внешняя рецензия составляется независимым специалистом, работающим в ином учреждении. Таким экспертом может выступать оппонент, приглашенный из другого вуза, член редколлегии или специальной комиссии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector