Для чего нужен дирижер

Профессия дирижер

Рано или поздно у каждого ребенка, занимающегося музыкой, возникает вопрос: кем быть, на кого учиться? Кто-то изменяет музыке и идет получать какую-либо современную прикладную профессию: юрист, экономист, инженер, оставив музыку лишь в качестве хобби, а кто-то всерьез мечтает связать свою жизнь с творчеством и выбирает среди профессий музыкальных: певец, музыкант и другие. Если ваш ребенок все-таки решил связать свою жизнь с музыкой, возможно, по душе ему придется и такая профессия, как дирижер, о которой частенько забывают.

Слово «дирижер» в переводе с французского языка означает «управлять/руководить». Стоит отметь, что профессия эта очень древняя и первые упоминания о ней можно встретить еще в литературе о Древнем Египте.

Профессиональный дирижер должен не только уверенно владеть музыкальным материалом, но и уметь наполнить то или иное произведение выразительностью, а иногда и придать ему совершенно новое, порой даже необычное звучание, представить аудитории новое прочтение знакомых композиций.

Профессия дирижера довольно трудная, ведь он несет ответственность не только за свою собственную работу, но и за работу всего музыкального коллектива. Дирижер должен знать и учитывать особенности и способности каждого отдельного музыканта в оркестре или ансамбле, которым он руководит.

Человек, избравший для себя путь дирижера, должен обладать такими важными качествами: исключительный музыкальный слух, развитое чувство ритма, хорошо развитые память и координация, усидчивость, терпение и несомненно педагогический талант.

Путь каждого будущего дирижера начинается в https://jamschool.ru

На этом этапе очень важно особое внимание уделить музыкальной грамотности: развитие чувства ритма и слуха, уроки сольфеджио, изучение нотной грамоты — все это основы основ не только для будущего дирижера, но и для любого другого музыканта. https://jamschool.ru или игры на музыкальном инструменте послужат отправной точкой в мир музыки и творчества!

Если вы до сих пор не решили стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то ответ здесь может бть только один — определенно стоит! Тем самым вы не только заложите образовательный фундамент, но и займете свободное время вашего непоседы, которое зачастую бывает потрачена перед монитором комьютера. Приходите на пробное занятие или на одно из наших отчетных выступлений, и вы все увидите сами!

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Будущая профессия

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям

Слово «дирижер» произошло от французского «направлять, руководить». В английском языке руководитель оркестра обозначается термином conductor. Основная функция дирижера — задавать темп, ритм, а также согласовывать партии всех инструментов между собой, создавая единое звучание оркестра.

Дирижер располагается в основании оркестра, на небольшом помосте – кафедре, откуда он видит всех оркестрантов, а они – его жесты и мимику. При исполнении музыки он находится спиной к зрителю; все его движения чрезвычайно важны для оркестра – иногда достаточно движения глаз и брови, чтобы музыкант начал играть или изменил громкость звучания своего инструмента.

Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.

Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.

Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:

  • педагога,
  • аранжировщика,
  • арт-менеджера,
  • артиста хора (ансамбля),
  • артиста оркестра (ансамбля),
  • звукооператора,
  • концертмейстера,
  • организатора массовых мероприятий,
  • музыкального редактора.

В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).

Теодор Курентзис (р. 1972)

Этому 47-летнему греко-русскому дирижеру с готической внешностью нет равных в том, что касается озвучивания музыки, которую вы, вероятно, слышали тысячу раз. Курентзис получил стремительный рост известности после того, как в 2011 году был назначен музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета. Он применил нетрадиционный подход к репертуару и изменил отношения между классической музыкой и поклонниками 21-го века. Курентзис превратил Пермскую оперу в Мекку для любителей нестандартной музыки. В прошлом году он решил уйти, чтобы посвятить себяансамблю Musica Aeterna. Билеты на концерты его оркестра продаются, как горячие пирожки, и забронированы на несколько месяцев вперед. Новаторский дирижер может заново изобрести что угодно, от «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича до Реквиема Верди, сохраняя при этом яркую и насыщенную музыку.

За Курентзисом тоже интересно смотреть. Он либо почти непрерывно движется, либо пугающе неподвижен, как хищник, готовящийся к атаке. Его резкие хаотичные движения на подиуме и эмоционально заряженный подход к музыке превращают его концерты в шоу фейерверков. В настоящее время он является главным дирижером симфонического оркестра SWR в Штутгарте.

Курентзис родился в Афинах и начал брать уроки игры на фортепиано, когда ему было всего четыре года. В возрасте 12 лет он поступил на отделение скрипки в Греческой национальной консерватории. В 1994–1999 годах он изучал дирижирование в Санкт-Петербургской государственной консерватории и влюбился в Россию. В 2014 году Курентзис получил российское гражданство в награду за выдающийся труд. Яркий дирижер недавно произвел фурор в киноиндустрии. Курентзис сыграл легендарного советского физика Льва Ландау в фильме Ильи Хржановского «Дау», мировая премьера которого состоялась в Берлине в 2019 году. 

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Бывают ли оркестры без дирижера?

Есть как минимум один знаменитый пример — оркестр «Персимфанс», существовавший в СССР с 1922-го по 1932 год. Он состоял из высококлассных музыкантов и ставил своей задачей обходиться без дирижера — все важные решения принимались коллегиально, а музыканты, чтобы слышать и видеть друг друга, рассаживались не лицом к зрителям, а по кругу. Репетиций поначалу требовалось несколько больше обычного, но потом система стала отработанной. Качество исполнения при этом не страдало — у «Персимфанса» была хорошая репутация, их игру, в частности, очень хвалил Сергей Прокофьев. Но все-таки их история – скорее исключение и является довольно экзотическим примером. Впрочем, в 2008-м году музыкант Петр Айду возобновил работу «Персимфанса», и теперь на игру оркестра без дирижера могут посмотреть все желающие.

Мариинский театр

После окончания консерватории Валерий работал ассистентом дирижера в Кировском театре (в 1992 году вернувшем историческое название Мариинский). Через год, в 1978-м, он впервые встал за главный пульт. Дирижерским дебютом Гергиева стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».

Через десятилетие Валерий Абисалович стал главным дирижером Кировского театра. В первый год на новой должности он организовал тематический фестиваль по произведениям Модеста Мусоргского. В дальнейшем проведение таких мероприятий стало традицией.

Для постановки русских оперных шедевров маэстро приглашает режиссеров и сценографов с мировым именем. Фестиваль 1990 года Гергиев посвятил творчеству Петра Чайковского, 1991-го — Сергея Прокофьева, а 1994-го — Николая Римского-Корсакова. В 1996 году в биографии маэстро произошло знаковое событие: Валерий Абисалович занял пост директора Мариинки. С приходом Гергиева на сцену вернулись многие произведения Рихарда Вагнера, входившие в афиши театра еще в начале XX столетия. Расширился и симфонический репертуар.

При новом директоре изменения коснулись не только художественно-исполнительской части, но и архитектурной. В 2006 году прошло торжественное открытие Концертного зала, в 2013-м — второй сцены (Мариинский-2), а с 2016-го театр расширил границы, создав 2 филиала: во Владивостоке и Владикавказе.

Валерий Гергиев дирижирует симфоническим оркестром Мариинского театра

Еще не будучи директором, Гергиев стремился обеспечить труппе театра комфортные условия для работы. Так, едва получив пост худрука, Валерий Абисалович отвоевал у Ленинградского горкома КПСС строившийся для артистов дом, который планировали передать «афганцам». В 1995 году, в сложный для страны перестроечный период, не побоялся выбить у Виктора Черномырдина $ 10 млн для сохранения Большого и Мариинки.

Вместе с оркестром театра Гергиев появлялся не только на торжественных мероприятиях и международных гастролях — выступления проводились и в связи с трагическими событиями. Так, в 2004 году, после террористического акта в Осетии, дирижер организовал цикл концертов «Беслан. Во имя жизни». Через 4 года исполнители появились в полуразрушенном Цхинвале, чтобы воздать дань памяти невинно погибшим людям. 5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом оркестр Мариинки исполнил классические произведения.

За годы работы в должности директора Мариинского театра маэстро воспитал многих музыкантов мировой величины. Валерий Гергиев тесно сотрудничает с Юрием Башметом. Кроме того, симфонический оркестр регулярно проводит интересные коллаборации с другими музыкантами мирового масштаба. Так, в 2020 году в парке Зарядье прошел совместный концерт с пианистом Мао Фудзитой.

С 1993 года на базе Мариинского театра проводится фестиваль «Звезды белых ночей». В тот год Анатолий Собчак выделил на мероприятие 1 тыс. рублей. Приглашение получили 10 журналистов, работали 2 камеры, а в качестве фуршета были несколько бутылок шампанского и конфеты. С тех пор многое изменилось — сейчас проект вошел в число крупнейших музыкальных фестивалей мира.

дальнейшее чтение

  • Майкл Боулз : Искусство дирижирования (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1959); Английское издание под названием «Дирижер: его артистизм и мастерство» (Лондон: G. Bell & Sons, 1961).
  • Ларри Дж. Кертис и Дэвид Л. Куэн: Руководство по успешному инструментальному дирижированию (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1992); ISBN  978-0697126948 .
  • Мишель Фол: Луи Жюльен : Музыка, спектакль и фоли в XIX веке (Биарриц: Атлантика, 2006); ISBN   .
  • Эллиотт В. Галкин : История оркестрового дирижирования в теории и на практике (Нью-Йорк: Pendragon Press, 1988); ISBN  978-0918728470 .
  • Норман Лебрехт : Миф о маэстро: великие дирижеры в погоне за властью (2-е исправленное и обновленное издание, Нью-Йорк: Citadel Press, 2001).
  • Брок МакЭлхеран : Техника дирижирования для начинающих и профессионалов (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1989); ISBN  978-0193858305 .
  • Илья Мусин : Техника дирижирования ( Техника дирижирования ) (М .: Издательство «Музыка», 1967).
  • Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с Школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина , книга и DVD на английском, немецком, итальянском и испанском языках (Милан: Edizioni Curci, 2007).
  • Фредерик Праусниц : Партитура и подиум (Нью-Йорк: WW Norton, 1983); ISBN  978-0393951547 .
  • Макс Рудольф : Грамматика дирижирования (Нью-Йорк: Macmillan, 2-е изд., 1981); ISBN  978-0028722207 .

Музыка

Впервые Валерий громко заявил о таланте еще в студенческие годы. Юноша участвовал в международном фестивале имени Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил Гран-при. Затем была следующая победа — на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.

С 1981 года молодой талант руководил оркестром в Армении. В 90-х Гергиев часто гастролировал за рубежом. В 1992 году музыкант дебютировал в Метрополитен-опере как дирижер оперы «Отелло». В 1995 году артиста пригласили возглавить филармонический оркестр в Роттердаме. В этом качестве Валерий Абисалович сотрудничал с коллективом до 2008 года.

В 2003 году дирижер основал благотворительную организацию «Фонд Валерия Гергиева», которая помогает в проведении музыкальных, образовательных и просветительских проектов. По инициативе музыканта основан и действует ряд международных музыкальных фестивалей.

Тюльпан Валерий Гергиев

2007 год начался для Валерия Абисаловича с перемен. 1 января дирижер возглавил Лондонский симфонический оркестр. Критики и коллеги характеризовали творчество музыканта как яркое и эмоциональное, всегда с неординарным прочтением классики. На закрытии зимней Олимпиады – 2010, проходившей в Ванкувере, Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Абисаловича и Джеймса Кэмерона — 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.

В 2014 году Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству Майи Плисецкой. Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина.

В 2017-м в курортном поселке Репино, рядом с Финским заливом, открылся концертный зал, построенный на средства Гергиева. Авторами проекта выступили архитектор и реставратор Ксавье Фабр и инженер акустического проектирования Ясухиса Тойота.

Валерий Гергиев и Владимир Путин

Осенью того же года маэстро организовал дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».

В декабре Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провел заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале Чайковского.

Все подробности творческой жизни дирижер освещал на официальном сайте. На концертах музыканта часто присутствовали главы государств, в том числе Владимир Путин.

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Как дирижеры стояли раньше?

У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.

В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.

Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.

Интересно: Почему с горы зимой видно дальше, чем летом?

Куда поступать

Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:

  1. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  2. Российская академия музыки имени Гнесиных;
  3. Государственная классическая академия имени Маймонида;
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
  5. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Интерпретация

Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново. Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения. Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.

«Затянутая сзади прищепкой футболка». Иван Ургант раскрыл свои бьюти-секреты

Восстанавливаем гормоны: доказана огромная польза от пения в душе

Компания Addlink представила самый быстрый накопитель addlink S95

Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)

Этот прославленный дирижёр получил мировую известность по большей части как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки 18―19 ст., а также опер Верди и Моцарта.

Несмотря на то, что его оперная продукция с одной стороны не так значительна, он по сей день остается одним из крупнейших протагонистов музыкальной интерпретации прошлого столетия: стоит хотя бы вспомнить “Короткую жизнь” или “Итальянку в Алжире”.

Карло Мария Джулини много дирижировал произведений Верди, тяготел к русской музыке, восхищался композиторами XVIII века.

Интересы великого мастера были на редкость широки, его симфонический репертуар на самом деле неохватен, а его творческая биография длинна и наполнена громкими профессиональными достижениями.

Изучаемые дисциплины

Дирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя

Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:

  • дирижирование,
  • гармония,
  • история отечественной музыки,
  • история зарубежной музыки,
  • музыка второй половины xx и начала xxi веков,
  • музыкальная форма,
  • сольфеджио,
  • полифония,
  • фортепиано,
  • музыкальная педагогика и психология.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector