Чем занимается дирижер? его основные обязанности

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.

Евгений Светланов (1928-2002)

Светланов родился с музыкой в ​​крови. Его отец был солистом Большого театра, а мать – пантомимой. В 1951 году Евгений окончил Московский институт имени Гнесиных по специальности пианист. Его учитель в Московской консерватории Генрих Нейгауз (среди известных учеников которого были Святослав Рихтер и Эмиль Илельс) научил его думать о фортепиано в оркестровых терминах. Он был настоящим человеком и никогда не следовал слепо традициям ради быстрого успеха.

Светланов два года работал главным дирижером в Большом театре. Затем он перевернул новую страницу и ушел из Большого театра, чтобы дирижировать Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором он размахивал своей палочкой 35 лет (с 1965 по 2000). Светланов достиг творческого и личного пика в 1970-80-е годы, получив признание за свои нетрадиционные интерпретации Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и особенно Малера. Светланов руководил своим оркестром и гипнотизировал его, точно управляя ансамблем, не оказывая лишнего давления. 

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

образование

Практика дирижирования в Кельнском музыкальном университете.

Сегодня профессиональное обучение на дирижера обычно проходит в музыкальных колледжах Германии. Существуют курсы обучения с разной направленностью. Кельнский университет музыки предлагает г. B. курсы хорового дирижирования и оркестрового дирижирования со степенью бакалавра музыки и магистра музыки . На продвинутых курсах, ведущих к получению степени магистра музыки, предлагаются курсы дирижирования оркестром , дирижерским хором и дирижирующим музыкальным театром . Дирижирование также является частью подготовки, чтобы стать церковным музыкантом со степенью бакалавра и магистра. Учебный план программы бакалавриата музыки в Кельне предусматривает, например, следующие предметы: оркестровое дирижирование, обучение дирижеров, игра на фортепиано, партитура , редукция фортепиано , пение , хор , сопровождение , историческое музыковедение , общая теория музыки, гармония и т. Д. контрапункт , тренировка слуха , теория форм , анализ работы. Для сдачи экзамена на получение степени бакалавра предъявляются следующие требования: исполнение трех сложных музыкальных произведений на фортепиано, чтение с листа фортепианных сокращений и оркестровых партитур и подтверждение наличия тренированного слуха. При необходимости для оценки также может быть использована презентация на другом инструменте. В Вене также ожидается исполнение вокального произведения во время теста на способность к оркестровому дирижированию. В своей учебной программе Венский университет музыки и исполнительских искусств ожидает, что выпускники курса оркестрового дирижирования будут обладать навыками

  • «Всесторонне усвоить произведение во всех его аспектах и ​​разработать собственную, устоявшуюся творческую концепцию»
  • «Понятно, эффектно и убедительно передать произведение ансамблю»
  • «Безопасно руководить ансамблем технически и музыкально в ситуации выступления, вдохновлять его и делать музыкальную сущность произведения осязаемой для публики».

Также ожидается, что они «знакомы с оркестровыми инструментами и имеют опыт игры на одном или нескольких оркестровых инструментах». Мартин Берманн считает, что дирижер должен уметь владеть всеми оркестровыми инструментами.

Филипп Херревег дирижирует

Дирижер Филипп Херревег в интервью в 2009 году сказал о квалификации дирижера: «Идеальный дирижер может все: он композитор, знает все прошлое, поет и играет на фортепиано, скрипке и духовых инструментах. Но такого почти не существует ». Ярко выраженные мульти-инструменталисты среди дирижеров 20-го и 21-го веков — редкость. Следует упомянуть Ференца Фрисея , Пола Хиндемита , Стефана Козински и Гельмута Киктона .

Учебная программа базового курса протестантской церковной музыки в Кельне включает следующие предметы: хоровое дирижирование, обучение хоровому вокалу, дирижирование детским хором , оркестровое дирижирование, игра на органной литературе, игра на литургическом органе , пение, обучение разговорной речи, гимнология, фортепиано, сопровождение и т. Д. фигурный бас , партитура, теория музыки, анализ произведений, инструменты, тренировка слуха, историческое музыковедение, литургия , история церковной музыки и органное строительство.

В педагогической программе Кельнская музыкальная академия включает в себя ансамбль основного отделения, проводящий учебную программу. Содержание предмета включает в себя технику проведения, методику репетиций, обработку партитур, аранжировку, работу с нотными программами и секвенсорами, а также обучение голосу. Это будет в центре внимания вокального Джаза / Рок / Поп , Инструментальный Джаз / Рок / Поп , Вокальная Классическая и Инструментальная Классическая ПРЕДЛОЖЕНЫ

По совместительству или почетные дирижеры обычно получают свою квалификацию, посещая специальные курсы подготовки, например Б. в духовой музыке так называемого курса С3. Часто это достаточно талантливые и опытные музыканты, которые продвигаются до дирижеров через должность регистратора, а иногда и внутренних инструкторов (учителей инструментальных средств в музыкальных ассоциациях). В зависимости от региональной ассоциации или организационной единицы, как правило, успешно прошли соответствующие второстепенные курсы ( , C1 , C2).

Где сидит первая скрипка

Первая скрипка располагается слева от дирижёра на первом стуле (отсюда и её название). Это место позволяет исполнителю быть одновременно в контакте с дирижёром и с остальными музыкантами, передавая им его сообщения.

Тимоти Ли рассказывает: «‎Все дни недели у меня разные. Репетиционные дни начинаются у нас середины недели. Для каждой программы нужно от трёх до пяти репетиций.

В дни репетиций я встаю очень рано, чтобы успеть дома разыграться. Репетиция идёт с 10 до 12.30. Если есть вторая, она начинается после обеденного перерыва в 14.00 и заканчивается в 16.00. Примерно за 6-8 месяцев до начала репетиций у меня есть ещё одна задача: я должен пройтись по всему репертуару и отметить все штрихи в партии первых скрипок. Это отнимает много времени, особенно если вещь до этого не была разобрана.

На самих репетициях я очень много общаюсь с дирижёром и с другими скрипачами, а иногда и со всей струнной группой. Так мы приходим к единообразию в исполнении. Довольно часто приходится менять штрихи или артикуляцию, для того чтобы справиться с задачей, которую ставит перед нами дирижёр».

Как и многие профессиональные музыканты из оркестра, Лиз работает в консерватории. Он говорит: «Когда у меня нет репетиций, я преподаю студентам и аспирантам в Музыкальном колледже-консерватории Цинциннати. В среднем это 10-14 часов в неделю».

Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)

Этот прославленный дирижёр получил мировую известность по большей части как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки 18―19 ст., а также опер Верди и Моцарта.

Несмотря на то, что его оперная продукция с одной стороны не так значительна, он по сей день остается одним из крупнейших протагонистов музыкальной интерпретации прошлого столетия: стоит хотя бы вспомнить “Короткую жизнь” или “Итальянку в Алжире”.

Карло Мария Джулини много дирижировал произведений Верди, тяготел к русской музыке, восхищался композиторами XVIII века.

Интересы великого мастера были на редкость широки, его симфонический репертуар на самом деле неохватен, а его творческая биография длинна и наполнена громкими профессиональными достижениями.

литература

  • Арне Штольберг и Яна Вайсенфельд (редакторы): DirigentenBilder. Музыкальные жесты — воплощенная музыка , Базель 2015, ISBN 978-3-7965-3478-2 .
  • Дитфрид Бернет : Аргументы в пользу джентльмена в хвосте: все, что вы всегда хотели знать о дирижировании … Лимбус Верлаг (Австрия) 2008 ( ISBN 978-3-902534-14-9 )
  • Джулиан Каскел — Хартмут Хайн (Ред.): Справочник дирижеров. 250 портретов, Кассель 2015
  • Эльке Маша Бланкенбург : Женщины-дирижеры в 20 веке: портреты от Марин Олсоп до Симоны Янг , Europäische Verlagsanstalt, Гамбург 2003, ISBN 3-434-50536-9 .
  • Ханс-Клаус Юнгхайнрих: Великие дирижеры. Важнейшие переводчики ХХ века, Дюссельдорф, 1986 г.
  • Норман Лебрехт: миф о маэстро. Дирижер. Типология профессии , Atlantis Musikbuch 1993
  • Илья Мусин : Техника дирижирования (Техника дирижирования), Издательство «Музыка», Москва, 1967.
  • Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования Ильи Мусина (Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина) . Книга и DVD (текст на итальянском, английском, немецком и испанском языках). Edizioni Curci Milano, 2007.
  • Ален Пари: Классическая музыка в 20 веке. Инструменталисты, певцы, дирижеры, оркестры, хоры , Мюнхен: dtv 1997 ( ISBN 3-423-32501-1 )
  • Вольфганг Шрайбер: Великие дирижеры , Мюнхен — Цюрих, 2005 г.
  • Юлия Спинола: Великие дирижеры современности . С подробной энциклопедией, Берлин: Henschel 2005, ISBN 3-89487-480-5
  • Анке Стейнбек: По ту сторону мифа о маэстро: женщины-дирижеры 21 века, Дор, Кельн, 2010, ISBN 978-3-936655-74-2

Известные дирижеры России

Музыка, особенно оперная, состоит из множества компонентов. Здесь и оркестр, включающий в себя разнообразные инструменты: духовые, струнные, смычковые, ударные. Солисты, исполнители вокальных партий, хор и другие участники спектакля. Разрозненные фрагменты оперного представления в одно целое объединяют режиссер спектакля и дирижер оркестра. Причем последний активно участвует в действии от начала и до конца. В России есть дирижеры, которые своей музыкой направляют оперу по тому единственно верному пути, который приводит зрителя к настоящему искусству.

Известные дирижеры России (список):

  • Александров Александр Васильевич.
  • Башмет Юрий Абрамович.
  • Безродная Светлана Борисовна.
  • Богословский Никита Владимирович.
  • Броневицкий Александр Александрович.
  • Василенко Сергей Никифорович.
  • Гаранян Георгий Абрамович.
  • Гергиев Валерий Абисалович.
  • Горенштейн Марк Борисович.
  • Дягилев Сергей Александрович.
  • Евтушенко Алексей Михайлович.
  • Ермакова Людмила Владимировна.
  • Кабалевский Дмитрий Борисович.
  • Кажлаев Мурад Магомедович.
  • Коган Павел Леонидович.
  • Лундстрем Олег Леонидович
  • Мравинский Евгений Александрович.
  • Светланов Евгений Федорович.
  • Спиваков Владимир Теодорович.

Каждый известный российский дирижер может успешно руководить любым зарубежным симфоническим оркестром, для этого достаточно нескольких репетиций. Профессионализм музыкантов помогает преодолеть и языковой барьер, и разницу стилей.

Владимир Спиваков (1944 г. р.)

Спиваков изначально прославился как один из самых эмоционально выразительных, разносторонних и уникальных советских скрипачей. Выиграв медали почти на всех крупных международных соревнованиях в период с 1965 по 1970 год, молодой виртуоз, как солист, совершил зигзаг по всему миру, играя со сливками оркестров мирового уровня. Несмотря на ошеломляющий успех, Спиваков понял, что его место (и настоящее призвание) на самом деле на подиуме. Владимир брал уроки у гениального дирижера из США Леонарда Бернсштейна. Он также научился своему ремеслу у Лорина Маазеля, одного из величайших музыкантов своего времени. Бернштейн учил своих учеников, что дирижеры должны быть прежде всего послами и посланниками композитора. В знак дружбы он подарил Спивакову палочку, который маэстро хранил как реликвию.

функция

Дирижер развивает работу с музыкантами оркестра или хора и исполняет ее. С этой целью он, в частности, берет на себя следующие задачи:

Техническая и художественная координация задействованных музыкантов: при дирижировании он определяет темпы, которые являются обязательными для музыкантов (см. Рисунок перкуссии ), и разрабатывает музыкальное выражение (см. Описание презентации ).

Суверенность интерпретирующего дизайна: Работа должна быть разработана и выполнена в соответствии с концепцией дирижера.

Выбор музыки и определение репертуара. Как художественный руководитель, он берет на себя отбор пьесы и отвечает за репетиции и репетиции. В случае небольших оркестров дирижер часто берет на себя планирование выступлений оркестра (« гастроли ») или, соответственно, участвует

Затем он принимает во внимание акустику помещения и любые звуковые технологии, которые могут потребоваться для достижения наилучшего звука.

В профессиональной сфере дирижер не несет ответственности за репетицию отдельных частей. Каждый член оркестра берет на себя эту задачу для себя. Как правило, певчие являются репетировали их хормейстер , солисты имеют в репетитором в театре или в оперных школах .

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954)

Это, вероятно, один из величайших дирижёров первой половины XX столетия. Среди других прославленных гениев дирижерского искусства прошлого Вильгельм Фуртвенглер по праву должен занимать одно из первых мест.

С его кончиной ушла из музыкального мира личность невероятного масштаба, артист, смыслом всего существования которого было умножение красоты и гармонии классической музыки.

Фуртвенглер владел уникальной и многим современникам не понятной техникой дирижирования. На сохранившихся видеозаписях видно, что во время выступления он совершает довольно странные и иногда неуклюжие движения, как будто он находился в своеобразном трансе.

Его жесты могут показаться несколько расходящимися представленным музыкальным ритмом. Однако несмотря на эту необычную методу управления оркестром, а может быть — благодаря ему, музыканты под его руководством действительно оказывались под гипнозом.

Его лучшие исполнения самые удачные выступления были наполнены глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и всплесками эмоциональных кульминаций, базирующихся на вполне логичной трактовке материала.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Изучаемые дисциплины

Дирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя

Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:

  • дирижирование,
  • гармония,
  • история отечественной музыки,
  • история зарубежной музыки,
  • музыка второй половины xx и начала xxi веков,
  • музыкальная форма,
  • сольфеджио,
  • полифония,
  • фортепиано,
  • музыкальная педагогика и психология.

Приобретаемые навыки

Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.

Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:

  1. Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
  2. Руководить творческими коллективами.
  3. Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
  4. Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
  5. Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
  6. Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
  7. Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.

Грамматика

Слово «дирижёр» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из корня «дириж-» и суффикса «-ёр». Ударение, естественно, всегда падает на «ё». Разделение переносами ди-ри-жёр; в рукописях при нехватке места в строке допустимо дир-иж-ёр. Падежные формы:

  • Именительный: дирижёр (ед. ч.); дирижёры (мн. ч.).
  • Родительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Дательный: дирижёру (ед. ч.); дирижёрам (мн. ч.).
  • Винительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Творительный: дирижёром (ед. ч.); дирижёрами (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> дирижёре (ед. ч.); <в, на, о, при> дирижёрах (мн. ч.).

***

ПишемПравильно.ру

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector