Система образования в казахстане — тенденции и особенности развития

Стоимость образования. Миллион – это много или мало?

В 2018 году около 100 тысяч выпускников в Казахстане сдали ЕНТ. Около 40 тысяч из них не поступили в отечественные вузы (уехали за рубеж, получают военное образование, служат в армии). Из 100 тысяч примерно две трети получили гранты. Но это не значит, что они учатся совершенно бесплатно. За их обучение платят налогоплательщики.

«Если разобраться детально, то больше страдают те вузы, которые дают качественное и дорогое образование. Посчитайте сами, государство платит вузу в качестве гранта от 340 до 600 тысяч тенге. Вузам приходится исчерпывать внутренний капитал (давая знания, которые стоят в 2-3 раза дороже), это приведёт к тому, что мы откажемся от государственного гранта», – прогнозирует ректор СДУ Канат Кожахмет.

Эндрю Вахтель считает, что хорошие знания должны иметь соответствующую стоимость.

«Образование, отвечающее международному стандарту в Казахстане, по местным расценкам, будет стоить полтора миллиона тенге в год. Однако проблема кроется в том, что экономика Казахстана не может платить высокую зарплату тем студентам, которые получат конкурентоспособные знания. Вместе с тем меньше чем за 900 тысяч невозможно дать студенту хорошие знания, которыми он мог бы воспользоваться в жизни», – уверен Эндрю Вахтель.

Что представляет собой онлайн-обучение?

Дистанционное обучение подразумевает не физическое посещение занятий, а просмотр и прослушивание курсов в режиме онлайн. Учебные процедуры проходят с использованием современных информационных, а также телекоммуникационных технологий. Для взаимодействия учащегося и преподавателя необходимы Интернет и носитель информации, в качестве которого выступают компьютер, ноутбук, планшет, смартфон.

При ДО большая часть ответственности лежит на студенте. Он самостоятельно изучает материал, приобретает знания и навыки, после чего сдает сессию, которая состоит из тестирований, зачетов и экзаменов. Эта форма обучения схожа с классическим видом занятий. Главным отличием является то, что человек не ходит на пары, а проходит курс в режиме онлайн.

Среди основных форм ДО выделяют:

  • Чат-занятия, которые проводятся синхронно, то есть, преподаватель и учащиеся имеют доступ к чату из аккаунта;
  • Веб-занятия, действующие на различных платформах. Для проведения используют специальные программы, которые разработаны для лекций, семинаров, конференций, практикумов, лабораторных работ и т.д.;
  • Телеконференции, подразумевающие онлайн-присутствие десятков участников, что актуально для официальных выступлений.

На сегодняшний день ДО является оптимальным решением для тех, кто не имеет возможности по разным причинам физически посещать учебное заведение, а также тех, кто совмещает работу и учебу.

Национальный (генеральный) рейтинг лучших многопрофильных вузов Казахстана

Наименование вузов

Итоговые результаты, весовые проценты (вес. %)

1

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

99, 87

2

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

95, 58

3

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауэзова

62,05

4

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова

59,02

5

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

54,72

6

Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати

49,65

6

Восточно-Казахстанский государственный университет имени        С. Аманжолова

49,65

8

Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Яссауи

49,31

9

Кызылординский государственный университет им. Коркыта-ата

47,1

10

Костанайский государственный университет имени

46,82

 А. Байтурсынова

11

Университет имени Сулеймана Демиреля

42,65

12

 Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова

42,54

13

 Государственный университет имени Шакарима города Семей

40,58

14

 Инновационный Евразийский университет

40,28

15

 Северо-Казахстанский государственный университет имени           М. Козыбаева

38,07

16

 Атырауский государственный университет имени

30,77

 Х.Досмухамедова

17

 Кокшетауский государственный университет имени

30,4

 Ш. Уалиханова

18

 Международная образовательная корпорация

30,12

19

 Каспийский общественный университет

28,76

20

 Актюбинский региональный государственный университет  имени  К. Жубанова

26,4

21

Таразский инновационно-гуманитарный университет

23,19

Наименование вузов

Итоговые результаты, вес. %

1

Казахстанско-Британский технический университет

94,81

2

Карагандинский государственный технический университет

84,91

3

Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева

76,2

4

Казахский национальный аграрный университет

75,6

5

Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева

66,06

6

Алматинский университет энергетики и связи

61,93

7

Международный университет информационных технологий

57,78

7

Казахская академия транспорта и коммуникации имени М. Тынышпаева

57,78

9

Алматинский технологический университет

57,13

10

Западно-Казахстанский аграрно-технический университет             имени Жангир хана

56,44

11

Карагандинский государственный индустриальный университет

49,84

12

Рудненский индустриальный институт

43,51

13

Казахский университет путей сообщения

33,58

14

Казахстанский инженерно-технологический университет

29,17

15

Екибастузский инженерно-технический институт имени академика К.И. Сатпаева

28,07

16

Атырауский институт нефти и газа

26,09

Наименование вузов

Итоговые результаты, вес. %

1

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

97,53

2

Алматы менеджмент университет

84,24

3

Университет Нархоз

83,23

4

81,7

5

Академия «Болашак»

69,73

(г. Караганда)

6

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли

59,53

7

Университет «Туран-Астана»

57,55

8

Казахстанско — Американский свободный университет

51,65

9

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

51,09

10

Казахская академия труда и социальных отношений

38,82

1

Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова

98,2

2

Карагандинский государственный медицинский университет

82,67

3

Государственный медицинский университет г. Семей

74,06

4

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия

66,68

Наименование вузов

Итоговые результаты, вес. %

1

Казахский государственный женский педагогический университет

98,39

2

Павлодарский государственный педагогический институт

85,48

3

Костанайский государственный педагогический институт

70,54

4

Таразский государственный педагогический институт

62,44

5

Южно-Казахстанский педагогический университет

34,75

Наименование вузов

Итоговые результаты, вес. %

1

Казахский национальный университет искусств

100

         

Какие преимущества дает дистанционное обучение

Нур-Султан

  • ЕАГИ, Евразийский гуманитарный институт
  • ФинАК, Финансовая Академия Нур-Султана
  • КазАТУ, Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
  • КазГЮУ, Казахский гуманитарно-юридический университет
  • КазУТБ, Казахский университет технологий и бизнеса
  • КазУЭФМТ, Казахский университет экономики, финансов и международной торговли
  • Университет Туран-Астана
  • Академия Кайнар

Алматы

  • АТУ, Алматинский технологический университет
  • КазАТиСО, Казахская академия труда и социальных отношений
  • КУПС, Казахский университет путей сообщения
  • УИЯиДК, Университет иностранных языков и деловой карьеры
  • ЦАУ, Центральный Азиатский университет
  • АЭП, Академия экономики и права имени У.А. Джолдасбекова
  • КазНПУ, Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • КазНУ, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
  • НАРХОЗ
  • Каспийский Университет

Актау

  • МГТУ, Мангистауский гуманитарно-технический университет
  • КГУТиИ — Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова
  • Актауский филиал Университета Кайнар

Актобе

  • АРГУ, Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова
  • АУБ, Актюбинский университет имени С. Баишева
  • КРМУ, Казахско-Русский Международный университет

Атырау

  • АИГИ, Атырауский инженерно-гуманитарный институт
  • АИНиГ, Атырауский институт нефти и газа
  • АТГУ, Атырауский государственный университет им.Х. Досмухамедова

Караганда

  • АЭСА, Алматинская академия экономики и статистики (Карагандинская филиал)
  • МБА, Международная Бизнес-Академия
  • КарГТУ, Карагандинский государственный технический университет
  • КГИУ, Карагандинский государственный индустриальный институт
  • КЭУК, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

Костанай

  • КГПУ, Костанайский государственный педагогический университет им. У.Султангазина
  • КГУ, Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова
  • КИнЭУ, Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова
  • КосСТУ, Костанайский социально-технический университет
  • РИИ, Рудненский индустриальный институт

Кокшетау

КГУ, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Кызылорда

  • КГУ, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата
  • Академия Болашак

Павлодар

  • ПГПУ, Павлодарский государственный педагогический университет
  • ПГУ, Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Петропавловск

СКГУ, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбваева

Семей

  • Государственный университет города Семей имени Шакарима
  • КазГЮИУ, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
  • Университет Кайнар
  • КазФЭА, Казахская финансово-экономическая академия

Тараз

  • ЖГТУ, Жамбылский гуманитарно-технический университет
  • ТарГПУ, Таразский государственный педагогический университет
  • ТарГУ, Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати
  • ТарТИ, Таразский технический институт

Уральск

  • ЗКАТУ, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
  • АТиСО, Академия труда и социальных отношений
  • КазИИТУ, Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем

Усть-Каменогорск

  • ВКГТУ, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева
  • ВКГУ, Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
  • КАСУ, Казахстанско-Американский открытый университет

Шымкент

Нехватка мест в детсадах

10 из 12 аварийных детских садов в 2018 году приходилось на Кызылординскую область. Во всех остальных регионах эту проблему устранили. Но в сёлах ситуация плачевная.

«Число сельских дошкольных организаций с индивидуальным отоплением практически в три раза превышает городские, а с привозной водой – в четыре раза. Наибольшие трудности в благоустройстве дошкольных организаций на селе составляет обеспечение канализацией и горячей водой. Без горячей воды сельских детских садов и мини-центров почти в семь раз больше, чем городских, а без канализации – в 9 раз больше», – отметили авторы исследования.

Самая сложная ситуация в Туркестанской области: в 2018 году там было больше всего детских садов без канализации и горячей воды.

Инфографика информационно-аналитического центра

В городах республиканского значения из-за внутренней миграции встал остро вопрос обеспечения детей местами в дошкольных организациях. Поэтому в городах-миллионниках (Алматы, Нур-Султан и Шымкент) самые низкие показатели охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием.

В 2018 году в очереди в детские сады в Казахстане стояло более полумиллиона детей до шести лет. Темпы строительства не успевают за ростом рождаемости. Особенно в городах, где потребность в детсадах в четыре раза больше, чем на селе (доля городских детей в очереди составляет 80%).

Для решения проблемы в Казахстане внедрили автоматизированную систему выдачи направлений в детсады. Сначала в пилотном режиме её ввели в Нур-Султане и Шымкенте, с 2018 года начали распространять в остальных регионах.

Также государство смягчило требования к строительству и эксплуатации детсадов. Теперь допускается совмещение в одном помещении игровой и спальни из расчёта – не менее 3 м2 на одного ребёнка. Это позволило увеличить число и доступность частных садов.

Разработка онлайн-курсов носит фрагментарный характер

С наступлением пандемии казахстанцы столкнулись с проблемами в онлайн-обучении. Практика показала, что вузы и школы не были готовы к резкому переходу на дистанционное образование. Это было ясно и в 2018 году, когда заочное обучение начало заменять дистанционное. Вузы проявили большую активность, нежели школы в попытках перейти «на цифру». К примеру, КазНУ имени аль-Фараби предлагал более 40 курсов по 15 направлениям с охватом в 16 тысяч человек. Университет Нархоз попытался охватить более восьми тысяч человек онлайн-курсами.

«Несмотря на положительные старания вузов в развитии электронного образования, разработка онлайн-курсов вузами всё ещё носит фрагментарный характер. Дальнейшее продвижение платформ открытого образования позволит обогатить содержание образовательных программ, расширить перспективы вузов и связать преподавателей казахстанских вузов с экспертами других стран», – сказано в исследовании.

Наибольшее число крупнейших провайдеров онлайн-образования сосредоточено в США, в числе которых Coursera, edX, Udacity, Kadenze, Canvas Network, Stanford Languita. Признанными платформами открытого образования также считаются:

  • FutureLear в Великобритании;
  • XuetangX, CNMOOC, Chinese MOOCs в Китае;
  • Gacco, Fisdom, OpenLearning, JMOOC в Японии;
  • Federica.eu в Италии;
  • OpenHPI в Германии;
  • Open Education в России.

Вузы Казахстана объединили усилия и создали собственную Национальную платформу открытого образования moocs.kz. Она предлагает 25 онлайн-курсов по базовым дисциплинам бакалавриата. На сайте запустили интернет-проект Open Master Class с бесплатными онлайн-курсами от медийных личностей Казахстана, в числе которых:

  • доктор медицинских наук, президент Казахской академии питания Торегельды Шарманов;
  • основатель Astana Group, бизнесмен Нурлан Смагулов;
  • победитель международных соревнований NASA и Microsoft Тимур Рыспеков;
  • директор благотворительного фонда ДОМ Аружан Саин;
  • международный шахматный гроссмейстер Жансая Абдумалик и другие.

Молодые учителя увольняются из-за низкой зарплаты

Одновременно с этим растёт дефицит педагогов. В 2018 году не хватало более пяти тысяч человек, среди которых учителя:

  • русского языка и литературы;
  • английского языка;
  • математики.

Почти 40% уволившихся учителей были молодыми специалистами. В 2018 году из школ уволилось более 25 тысяч преподавателей. Из-за нехватки кадров продолжают работать педагоги на пенсии.

«Низкий уровень заработной платы, особенно в начале карьеры учителя, является одной из основных причин оттока учителей из профессии. Несмотря на проводимую работу по повышению статуса педагога, учительство остаётся неконкурентным по сравнению с более высокооплачиваемой сферой деятельности», – резюмируют авторы доклада.

Школьное образование

Среднее образование в Казахстане подразумевает одиннадцатилетнюю систему обучения в школе. Она разделяется на несколько этапов:

  • начальное (1−4 класс);
  • основное (5−9 класс);
  • старшее (10−11 класс).

Для грамотного распределения нагрузки на детей и повышения эффективности среднего образования в стране запланирован постепенный переход на 12-летнюю систему обучения, которая принята уже во многих высокоразвитых странах. Намечено и внедрение двенадцатибальной шкалы выставления оценок. Основной трудностью перехода к новой системе обучения является недостаточное финансирование учебных заведений и неподготовленность педагогического состава к нововведениям. Однако некоторые направления все-таки удалось обновить.

Суть обновлений кратко:

  • Новые требования подразумевают необходимость развития критического мышления и умения анализировать ситуацию.
  • Введение критериального оценивания для определения успеваемости учащихся. Данная система помогает поставить оценку за личные достижения каждого ученика и определить его сильные стороны, выявив сферы, которые необходимо проработать дополнительно.
  • Эффективность понимания ребенком учебных материалов определяется с помощью проведения контрольного теста после изучения каждой новой темы. Результат выражается в процентном соотношении и показывает, как школьник справился с заданием.
  • Оценка за четверть формируется на основе всех контрольных работ.
  • Данные о том, как учится ребенок, заносятся в электронный дневник, доступный для онлайн -просмотра родителями.
  • Постепенно снижаются учебные нагрузки и уменьшается количество времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий. В школах вводится пятидневная учебная неделя и снижается количество учебных часов.
  • На физкультуре дети получают возможность заниматься хореографией или играть в спортивные игры.
  • Для старших классов внедряется система изучения математики и естествознания на английском языке.
  • Школы, в которых большая часть предметов преподается на русском языке, увеличивают количество уроков на казахском.
  • Осуществляется переход на электронные учебники и внедрение новых предметов.

Нововведения затронут и педагогический состав образовательных учреждений. Теперь учителя будут получать оплату за каждый вид выполняемой работы. Существенно будет снижено количество бумажной писанины: педагоги будут заниматься ведением только учебно-методической документации. Государственное финансирование школ будет зависеть от количества обучающихся, благодаря чему каждое учреждение будет заинтересовано в повышении качества обучения и привлечения новых учеников.

Выберите программу обучения:

АТУ. Алматинский технологический университет

Автоматизация и управление
| Биотехнология
| Вычислительная техника и программное обеспечение
| Государственное и местное управление
| Дизайн
| Информатика
| Информационные системы
| Маркетинг
| Менеджмент
| Ресторанное дело и гостиничный бизнес
| Стандартизация, метрология и сертификация
| Технология и конструирование изделий легкой промышленности
| Технология и проектирование текстильных изделий
| Технология перерабатывающих производств
| Технология продовольственных продуктов
| Туризм
| Учет и аудит
| Финансы
| Химическая технология органических веществ
| Экология
| Экономика

АЭП. Академия Экономики и Права

Менеджмент
| Учет и аудит
| Финансы
| Экономика
| Юриспруденция

КазАТиСО. Казахская академия труда и социальных отношений

Вычислительная техника и программное обеспечение
| Маркетинг
| Международные отношения
| Менеджмент
| Психология
| Регионоведение
| Учет и аудит
| Финансы
| Экономика
| Юриспруденция

КазНПУ. Казахский Национальный педагогический университет им. Абая

Информатика
| Информационные системы
| Психология
| Юриспруденция

КазНТУ. Казахский Национальный технический университет им. К. Сатпаева

Автоматизация и управление
| Архитектура
| Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
| Водные ресурсы и водпользование
| Вычислительная техника и программное обеспечение
| Горное дело
| Дизайн
| Землеустройство
| Информатика
| Информационные системы
| Маркетинг
| Математическое и компьютерное моделирование
| Материаловедение и технология новых материалов
| Машиностроение
| Менеджмент
| Металлургия
| Нефтегазовое дело
| Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта
| Оценка
| Полиграфия
| Производство строительных материалов, изделий и конструкций
| Радиотехника, электроника и телекоммуникации
| Стандартизация, метрология и сертификация
| Техническая физика
| Транспорт, транспортная техника и технологии
| Учет и аудит
| Финансы
| Химическая технология неорганических веществ
| Химическая технология органических веществ
| Экология
| Экономика
| Электроэнергетика

КазНУ. Казахский Национальный университет им. Аль-Фараби

Учет и аудит
| Финансы
| Юриспруденция

КазЭУ. Казахский экономический университет им. Турара Рыскулова

Государственное и местное управление
| Маркетинг
| Менеджмент
| Учет и аудит
| Финансы
| Экономика

Каспийский Университет

Менеджмент
| Экономика
| Юриспруденция

КУПС. Казахский университет путей сообщения

Автоматизация и управление
| Дизайн
| Маркетинг
| Машиностроение
| Менеджмент
| Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта
| Производство строительных материалов, изделий и конструкций
| Радиотехника, электроника и телекоммуникации
| Строительство
| Таможенное дело
| Транспорт, транспортная техника и технологии
| Учет и аудит
| Финансы
| Экономика
| Электроэнергетика

УИЯиДК. Университет иностранных языков и деловой карьеры

Журналистика
| Иностранный язык
| Информатика
| История
| Маркетинг
| Международные отношения
| Менеджмент
| Переводческое дело
| Религиоведение
| Туризм
| Учет и аудит
| Экономика

ЦАУ, Центрально-Азиатский университет

Библиотековедение и библиография
| Биология
| Вычислительная техника и программное обеспечение
| Геология и разведка месторождений полезных ископаемых
| Государственное и местное управление
| Дефектология
| Дизайн
| Дошкольное обучение и воспитание
| Журналистика
| Землеустройство
| Информационные системы
| История
| Маркетинг
| Материаловедение и технология новых материалов
| Машиностроение
| Международное право
| Международные отношения
| Менеджмент
| Нефтегазовое дело
| Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта
| Основы права и экономики
| Педагогика и психология
| Психология
| Социология
| Стандартизация, метрология и сертификация
| Строительство
| Таможенное дело
| Технология продовольственных продуктов
| Транспорт, транспортная техника и технологии
| Туризм
| Учет и аудит
| Финансы
| Химия
| Экономика
| Электроэнергетика
| Юриспруденция

Как поступить на дистанционное обучение

ДО доступно всем, независимо от места жительства. Чтобы подать заявку, нет необходимости приезжать лично. Оформить заявление можно на сайте.

Для поступления необходимо:

1) Зарегистрироваться на сайте – создать аккаунт с логином и паролем;

2) Заполнить небольшую анкету;

3) Дождаться ответа сотрудника приемной комиссии;

4) Пройти собеседование (проводится по телефону).

При оформлении заявки указывают следующие сведения:

  • фамилию и имя;
  • город проживания;
  • номер мобильного телефона;
  • адрес электронной почты.

При подаче заявления выбирают из списка вид обучения, специальность, вид оплаты.

Если при заполнении полей анкеты допущены ошибки, опечатки, то запрос можно отредактировать и отправить заново.

Заявка подается бесплатно.

После успешного прохождения собеседования абитуриент получает реквизиты на оплату.

Обязательные документы:

  • паспорт (копия);
  • свидетельство об образовании (диплом с приложением, аттестат);
  • подлинник документа об общем среднем, профессиональном и другом образовании;
  • фото 4х4 см.

Стоимость зависит от профиля и количества курсов. Предоставляются скидки сиротам, инвалидам 1, 2 группы, студентам первой степени родства и людям из многодетных семей.

Получить больше информации о поступлении можно по указанному телефону.

Центр дистанционного обучения Postupi.kz

Postupi.kz – лицензированный представитель вузов и региональная приемная комиссия. Мы стремимся сделать дистанционное образование в лучших высших учебных заведениях доступным, интересным, простым для любого, кто хочет учиться.

Список вузов дистанционного обучения Postupi.kz:

  • Московский международный университет
  • Тульский государственный университет
  • Московский институт психоанализа
  • Тольяттинский государственный университет
  • Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
  • Московская международная академия
  • Белорусский национальный технический университет

Половина выпускников школ поступает в вузы

Статистика по выпускникам школ в 2018 году выглядела так:

  • в вузы поступило чуть больше 50% выпускников 11 классов;
  • в колледжи – чуть больше 14%;
  • на работу сразу после школы устроились почти 8%;
  • уехали за пределы страны – чуть больше 5% (в основном для поступления в зарубежные вузы);
  • неустроенными оказались почти 20% выпускников.

Большая разница между выпускниками обычных школ и выпускниками НИШ. Последние всем составом поступают в престижные вузы Казахстана и зарубежья. Большинство из них обучается на гранте.

«Благодаря эффективной образовательной модели выпускники НИШ востребованы такими зарубежными институтами как Принстонский, Стэнфордский, Колумбийский, Массачусетский технологический, Гонконгский политехнический, Пусанский национальный университеты, Российский национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», – подчеркнули авторы доклада.

Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева

В список высших учебных заведений Казахстана входит и национальный технический университет. Расположен в городе Караганде. Стоимость обучения на программах бакалавриата и магистратуры для иностранных студентов составляет свыше 7000 $ в год. В число структурных подразделений вуза входят следующие институты:

  • информационных и телекоммуникационных технологий;
  • архитектуры, строительства и энергетики;
  • горно-металлургический;
  • химических и биологических технологий;
  • управления проектами;
  • военного дела;
  • дистанционного образования и другие.

Институт геологии и нефтегазового дела был создан в 1934 году. На базе института функционируют семь кафедр, среди которых:

  • Технология и техника бурения скважин.
  • Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
  • Гидрогеология и инженерная геология.
  • Транспортировка и хранение нефти и газа.
  • Геология нефти и газа и другие.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector