Егэ. обществознание. основные термины по теме: «политика»

С

Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление) – 1) структурная часть правовой нормы, содержащая указания на возможные неблагоприятные последствия для нарушителя данной нормы; 2) мера, применяемая к правонарушителю.

Свобода – возможность действовать согласно своим интересам и целям, самостоятельный осознанный выбор индивидом образа жизни и деятельности.

Семейное право – совокупность государственных предписаний, регулирующих отношения брака, родства, усыновления и принятия детей на воспитание.

Семейные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами семейного права.

Семья – группа людей, объединенных кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом.

Система права – порядок организации и расположения частей, составляющих внутреннее строение национального права. Структуру права составляют отрасли, нормы права и правовые институты.

Собственность – принадлежность имущества, средств и продуктов производства кому-либо с правом распоряжения. Существуют различные формы собственности: государственная, акционерная, паевая, совместная, общая, коммунальная, частная и др.

Субъективное право – обеспеченная законом возможность лица или организации достигать целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективными называют те права человека, которые принадлежат ему и зависят от его воли, то есть реализуются по его усмотрению.

Субъект права – физическое или юридическое лицо, наделенное способностью иметь права и исполнять юридические обязанности.

Суд – государственный орган правосудия, осуществляющий свою деятельность в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, уголовных, арбитражных дел.

Судебный прецедент (от лат. praecedens – предшествующий) – решение суда по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца для принятия в будущем решений по аналогичным делам.

А

Абсентеизм (от лат. absentis – отсутствующий) – сознательное уклонение граждан от участия в политической жизни страны, аполитичность.

Административная ответственность – юридическая ответственность за нарушение общественного порядка, проступки в сфере государственного управления.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.

Административное правонарушение – противоправное виновное деяние, нарушающее установленные полномочными органами государства правила, предназначенные для соблюдения интересов государства, общественного порядка и безопасности, интересов граждан и общественных организаций.

Административные правоотношения – вид правоотношений, складывающихся в сфере деятельности исполнительной власти и регулируемых нормами административного права.

Акты гражданского состояния – действия и события, связанные с гражданско-правовым статусом человека. Подлежат обязательной регистрации в государственных органах ЗАГС. К актам гражданского состояния относятся: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, признание брака недействительным, установление отцовства, опекунства, перемена имени.

Алименты (от лат. alimentum – содержание) – средства, выделяемые на содержание отдельно живущих нетрудоспособных членов настоящей или прежней семьи. Алиментные обязательства носят адресный характер. Нельзя переуступить право на получение алиментов или передать обязательство по их уплате другим лицам. Размер выплат устанавливается в судебном порядке или путем заключения соглашения между лицом, обязанным платить алименты и их получателем.

Амнистия (от греч. amnestia – забвение, прощение) – полное или частичное освобождение преступника от наказания, а также его смягчение.

Апелляция (от лат. apellare – призывать, взывать) – один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе, ходатайство перед судом высшей инстанции о пересмотре постановления суда низшей инстанции. Апелляция существует для устранения последствий неправомерного процесса, отмены несправедливых, незаконных решений.

Арест (от позднелат. arrestum – судебное постановление) – заключение под стражу и содержание в изоляции от общества. Является самой строгой мерой государственного принуждения, применяется в порядке, установленном законом. Используется как мера пресечения, уголовного наказания, административного и дисциплинарного взыскания.

Ю

Юридическая ответственность – установленные законом вид и мера принудительного претерпевания негативных последствий противоправного деяния.

Юридическая сила – обязательность правового акта, его приоритет или подчиненное положение по отношению к другим актам.

Юридический акт – любой поступок человека, выражающий его волю или совершенный по его вине и ведущий к возникновению юридических последствий.

Юридический факт – предусмотренные законом обстоятельства, составляющие основание для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия.

Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности или управлении обособленное имущество и являющееся самостоятельным субъектом правовых отношений.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

И

Избирательное право – 1) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов; 2) право гражданина избирать и быть избранным.

Имущественные отношения – отношения по поводу материальных предметов и других экономических ценностей.

Инкриминирование (от лат. in – в и crimen – вина, преступление) – предъявление конкретному лицу обвинения в совершении преступления.

Институт права – часть отрасли права, комплекс норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (право собственности, авторское право, гражданство и т.д.).

Источник права – действующая в государстве форма выражения правовой нормы (правовой обычай, юридический прецедент, религиозный текст, нормативно-правовой акт).

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.

Характерные черты постиндустриального общества

  1. Развитие сферы услуг.
  2. Единицей товара становится информация (знания).
  3. Развитие информационных технологий.
  4. Профессиональное деление общества.
  5. Широкое использование компьютерных технологий.
  6. Глобализация экономики.
  7. Осуществление научно-технической революции.
  8. Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки

  • Так как сельское хозяйство и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг.
  • Главный фактор развития этого общества — теоретические знания или информация.
  • Общество ориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы.
  • Социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина».
  • Ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.
По степени открытости
  • Закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
  • Открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
По наличию письменности
  • Дописьменные
  • Письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
По степени социального расслоения:
  • Простые — догосударственные образования (нет руководителей и подчинённых)
  • Сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Словарь ЕГЭ по обществознанию.

Значительная часть сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2018 году, как показывает статистика и методический анализ, испытывают трудности при формулировке своих мыслей в письменных заданиях части 2. Вы в их числе? «Кто ясно мыслит – ясно излагает»! Мы запускаем новую страницу нашего проекта – словарь по обществознанию.

Учитесь формулировать термины по обществознанию с нами!

Мы готовы помочь Вам с формулировками! Мы уже указывали на необходимость начинать разбор каждой темы ЕГЭ по обществознанию с ключевых терминов и понятий. Наш словарь поможет Вам в этом. Для чего это нужно? Чтобы не мыслить абстрактно, чтобы видеть готовые формулировки в тестовых заданиях, чтобы четко решать задание 1 (ранее 22), например.

Согласитесь, без знания базовых терминов, с эти заданием справиться будет крайне тяжело. Не знаете ответ? Открывайте букву М нашего словаря! Ответ МАЖОРИТАРНАЯ.

Еще один пример, уже из демоверсии ЕГЭ 2019.

Задание 1 ЕГЭ 2019

Понятно, что термин будет из духовной сферы и определять он будет один из ее институтов (раз есть религия для примера).

Системное строение общества

Для лучшего понимания терминов вырабатывайте собственную систему максимально простых, приближенных к действительности и запоминаемых определений. Каждое определение можно строить на близком термине (сфера ценностей) и его функции (свойстве) — регулирующих.

Снова помогает нам буква М нашего словаря. Ответ — МОРАЛЬ!

Задание 1 ЕГЭ 2019

Итак, помним, синоним + отличие, функция.

Ваши 300 терминов-спартанцев на ЕГЭ 2019 по обществознанию!

Мы ведем постоянную работу по пополнению нашего словаря, так как понимаем, насколько для выпускника важно овладеть понятийным аппаратом, который будет ему просто необходим на ЕГЭ по обществознанию. Если Вы посмотрите критерии проверки любого задания письменной части ЕГЭ, то увидите, что сущностные и понятийные ошибки влекут за собой снижение баллов ЕГЭ

Поэтому, наш словарь растет. Сейчас его составляют уже свыше 600 терминов, сформулированных для Вас экспертом ЕГЭ по обществознанию.

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

↑ Науки об обществе

Все научные знания принадлежат человечеству, соответственно каждая из наук, так или иначе, освещает какую-либо сторону жизни общества, общественных отношений или взаимосвязей общества с окружающим миром. Рассмотрим некоторые из них:

Социология — наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отношения и их закономерности. Таким образом, социологи исследуют весь комплекс общественных процессов и явлений, социальные группы и общности, нации и народы, сословия и касты, мужчин и женщин, семью и брак, различные виды общественных объединений и образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение.

История — наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и развитие в хронологической последовательности. История является одной из древнейших общественных наук. Для наиболее полного изучения исторического процесса были созданы еще ряд вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, нумизматика, геральдика и др.

Культурология — наука, которая изучает «вторую природу», созданную руками человека — культуру, во всем многообразии форм ее проявлений. Культурология призвана создать культурную картину мира, определяющую целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи.

Антропология — наука, изучающая процесс происхождение и развитие человека.

Археология — наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего воссоздает картину исторических эпох и событий, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

Этнография — наука, которая исследует происхождение, расселение, быт, культуру и нравы народов (этносов) мира.

Демография — наука, изучающая население, его численность, состав (возрастной, половой, по роду деятельности и т.д.) и социологические показатели (коэффициент рождаемости, коэффициент смертности и т.д.).

Экономика — наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции.

Политология — отрасль знания о политике, структуре, закономерностях, функционирования и развития политической жизни государства и общества.

Правоведение — наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функционирование и развитие общества в целом.

Психология — наука, исследующая внутренние духовные процессы человека, мотивы его поведения, особенности межличностных отношений и взаимодействий в обществе.

Философия — наука, стремящаяся исследовать бытие и смысл человеческой жизни. Философия создает определенную картину миру, особое мировоззрение, стремиться «заглянуть» в сущность вещей и происходящего.

Педагогика — наука о принципах, методах и формах воспитании и обучении, способах и средствах передачи опыта поколений.

Теология — совокупность дисциплин, которые исследуют и объясняют основы учений о Боге, религий и религиозных догматов (непрекословных «вечных» истин веры).

Обществознание — совокупность наук, целью которых является исследование различных сторон жизни общества, общественные процессы и закономерности. В обществознание входят такие дисциплины как философия, социология и политология, а также право, экономика, история, культурология, социальная психология.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.

М

Международное гуманитарное право – совокупность конвенционных и других норм международного права, составляющих правила ведения войны. Предназначено для защиты человека, его личности, прав и имущества во время вооруженных конфликтов, уменьшения числа жертв среди лиц, прекративших участвовать в военных действиях и мирного населения.

Международное право – система правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами: 1) публичное – в связи с их внешними функциями; 2) частное – связанное с личными и материальными интересами физических и юридических лиц. Функционирует на основе межгосударственных договоров, правовых обычаев, актов всемирных организаций, решений международных судебных и арбитражных органов.

Н

Наказание – реакция государства на совершение правонарушения; предусмотренное законом негативное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок.

Налог – общеобязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Норма права – общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством и регулирующее определенное общественное отношение. Формой существования нормы права является нормативно-правовой акт – закон, указ, постановление.

Нормативно-правовой акт – письменный официальный документ, изданный правотворческим органом и предназначенный для установления, изменения или отмены правовой нормы.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество — понятие, с помощью которого характеризуется свободная активность граждан, самостоятельно создающих некоммерческие организации (НКО) и осуществляющих местное самоуправление.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Предпосылки гражданского общества:

экономические:

  • частная собственность,
  • многоукладная экономика,
  • свободный рынок и конкуренция;

социальные:

большой удельный вес в обществе среднего класса;

политико-правовые:

  • юридическое равенство граждан,
  • полное обеспечение прав и их защита,
  • демократизация власти,
  • политический плюрализм;

культурные:

  • обеспечение прав человека на информацию,
  • высокий образовательный уровень населения, с
  • свобода совести.

Структура гражданского общества:

политические партии,

общественно-политические организации и движения, к

кооперативы,

союзы предпринимателей,

ассоциации потребителей,

благотворительные фонды,

спортивные общества,

органы местного самоуправления,

церковь,

семья,

независимые СМИ.

Как узнать, к чему готовиться

Итак, какие документы надо обязательно изучить.

  1. Кодификатор, полное название «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию». Это главный настольный документ для подготовки, в котором приведен набор экзаменационных тем. Все они уже к 3 четверти выпускного класса пройдены. Эксперты рекомендуют скачать или распечатать кодификатор, чтобы внимательно проанализировать каждую позицию и честно ответить себе: знаю я эту тему или нет? Критический взгляд на список поможет составить индивидуальный план работы.
  2. Демонстрационный вариант экзамена. Он полностью воспроизводит всю структуру бланка с заданиями, типы и сложность вопросов, описывает критерии, по которым будут оцениваться ответы. Его изучают, чтобы понимать, с какими вопросами придется иметь дело на ЕГЭ и сколько баллов можно получить за ответы на каждый из них.
  3. Спецификация заданий. Здесь перечислены типы заданий, их распределение по вопросам, изменения текущего календарного года.

И есть еще три дополнительных источника.

Банк заданий

Число ответов неограниченно, и для каждого задания можно посмотреть, знания по какому блоку оно проверяет.

Задания сгруппированы по разделам и темам учебников, уровню сложности, типам ответа (краткий ответ, установка соответствия и т. п.). При желании можно делать собственную подборку «Избранное».

Методички ФИПИ

В этих рекомендациях подробно описано, какие разделы теории по обществознанию к моменту экзамена выпускники знали хорошо, а какие вызывали у них трудности, соответственно, по этим темам было больше всего неверных ответов.

В последние три года на базовом уровне хуже всего участники ЕГЭ справлялись с вопросами нескольких блоков:

  • экономика – налоги;
  • право – темы о понятии и видах юридической ответственности, гражданстве, правоохранительных органах, трудовых отношениях;
  • политика – органы государственной власти (разграничение функций исполнительной и законодательной властей); федеративное устройство РФ.

На эти разделы надо обратить особое внимание тем, кому важно набрать минимальный балл. В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:

В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:

  • экономического – переменные и постоянные затраты; финансирование бизнеса; банковская система и финансовые институты в целом;
  • политического – избирательные и политические системы; конституционный строй;
  • правового – юридические лица;
  • общественно-философского – истина и критерии ее определения.

Эти темы стоит проштудировать тем, кто претендует на высокие баллы за ЕГЭ по обществознанию.  

Рекомендации составителей КИМ

Информационные материалы и видеоконсультации от авторов экзамена дадут общее представление о том, на что обратить внимание при подготовке, и послужат руководством к составлению плана того, что надо выучить из теории и терминологии курса обществоведения

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

Гении

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

К

Кассация (от лат. casser – ломать, отменять) – форма обжалования решения суда в вышестоящей инстанции. Во многих странах кассация – обжалование приговора первой и апелляционной инстанции по формальным основаниям, не предполагает рассмотрения дела по существу. В РФ кассационная инстанция проверяет законность обжалованного решения, для чего рассматривает дело в полном объеме.

Коллизионное право – комплекс норм, разрешающих несоответствия между законами внутри одного государства или законами разных государств.

Коллизия (от лат. collision – столкновение) – противоречие, несоответствие в законах, регулирующих одинаковые общественные отношения.

Конституционный статус – 1) совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей личности, охраняемых государством и характеризующих ее фактическое положение в обществе; 2) закрепленные в Конституции правовые характеристики государства, определяющие его внутреннюю и внешнюю политику.

Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, нормы которой закрепляют важнейшие принципы государственного устройства, внутренней и внешней политики. Конституционное право также называют «государственным правом», а соответствующие правоотношения – «государственно-правовыми».

Конституция (от лат. constitutio – устройство) – основной закон или свод законов, обладающих высшей юридической силой в государстве, база всего текущего законодательства. Конституция является важнейшей правовой нормой, в которой закреплены основные положения конституционного строя, принципы государственно-правового регулирования деятельности властных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector