Как подготовить и оформить научную статью: особенности научного стиля, требования, образец

Содержание:

Почему студентам важно научить писать качественные научные статьи?

Человек, получивший высшее образование, должен уметь заниматься исследовательской деятельностью. Убедиться, насколько успешно это у него получается можно по тому, насколько ему удается писать научные статьи.

Студентам важно освоить эту деятельность по нескольким причинам:

Технологии, информация, в какой бы сфере деятельности они не были бы, со временем имеют особенность устаревать и кардинально меняться

Чтобы стать настоящим специалистом в своей области, важно постоянно заниматься самообразованием, следить за появляющимися новинками, чтобы не отставать от новых тенденций, иметь возможность всегда применить их в своей работе. С каждым годом появляется все больше научных гипотез и фактов, поэтому сегодняшний студент, если хочет стать классным специалистом, должен быть готов к тому, что ему придется учиться всю жизнь

Среди задач, которые будут перед ним стоять, умение вникать и разбираться в отраслевой информации, научиться правильно ее анализировать, применять на практике. Все это сфера непосредственно научной деятельности, которую удается освоить при написании статей.
Уметь написать научную статью студенту необходимо, чтобы в полной мере освоить научные методы познания. Это важные умения и навыки для любого образованного человека.
При создании научных материалов человек учится обмениваться знаниями и полученным опытом с коллегами. Такое сотрудничество в будущем станет важным стимулом для творческой деятельности, поможет расширить кругозор, получить новые перспективы.

Включение своих материалов в сборник научных статей – обязательное условие, если в будущем планируется написать диссертацию. Это первый шаг на пути к получению ученой степени.

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Выбор научного журнала для публикации

Публикация научной работы может происходить в изданиях Высшей аттестационной комиссии, тематических или периодических сборниках публикаций, журналах, изданиях, приуроченных к симпозиумам, конференциям, научным съездам и т.д.

Магистрантам и студентам реальнее и дешевле опубликовать свою работу в научном издании собственного ВУЗа или интернет-сборнике, выходящем в честь памятных научных дат. Правда, в этом случае может быть значительная очередь среди желающих опубликовать работу. Вторым недостатком является отсутствие печатного издания — работы публикуются на интернет-портале.

Правила написания научной статьи для студентов

Смысл написания студенческой статьи не в совершении серьезных исследовательских прорывов

Здесь важно показать умение пользоваться специализированной терминологией, логично идти от формулировки гипотезы к ее подтверждению или опровержению. При этом учащийся вуза показывает, что он готов придерживаться научных критериев в статье

Необходимо соблюдать общие правила:

  • ограничение исследования узкой тематикой;
  • строгое соблюдение формальных требований, оговоренных редакцией сборника;
  • употребление научного стиля, терминологии, соответствующей выбранной тематике и дисциплине;
  • своевременная отправка материалов (печатное издание выходит в конкретные сроки, поэтому действуют жесткие дедлайны по принятию присылаемых текстов).

Особое внимание нужно уделить такому параметру, как уникальность (приемлемым показателем считается не менее 75–80%). Чтобы не получить отказ редакции, необходимо достичь того уровня оригинальности, который оговорен в условиях того или иного журнала

Пошаговая инструкция, как найти пример научной статьи на сайте eLIBRARY.RU

Перед тем как приступить к поиску примера научной статьи или ее оформления на платформе eLIBRARY.RU, следует пройти регистрацию. Это условие является обязательным и его выполнение открывает доступ к большинству полномерных текстов, размещенных в электронной библиотеке.

Для регистрации на портале на главной странице сайта:

  • выбирают в левой колонке меню «регистрация»;
  • заполняют все поля, помеченные звездочкой.

Чтобы найти необходимую публикацию, в поле «поиск» вводят ключевые слова или, если известно, то название искомой работы.

Через несколько секунд система выдаст перечень публикаций, соответствующих запросу. Перед каждым названием стоит иконка с определенным цветом, характеризующим вид доступа к публикации:

  • зелёный – открыт полный текст;
  • синий – полный доступ при переходе на сайт издателя;
  • жёлтый – нужно оплатить (стоимость указана);
  • красный – закрыт.

Если напротив названия иконка отсутствует, то это означает, что данного издания в базе библиотеки нет. В этом случае необходимо обратиться к другим ресурсам.

Для отсеивания лишней информации, можно воспользоваться расширенным поиском. Здесь из представленного списка выбирают необходимые параметры, например, где нужно искать (в названии, в аннотации, в книге и т.д.) и запускают поисковик.

Особенности формулировки названия

Общие
принципы формулирования названий
научных статей мы обсуждали неоднократно.
Сосредоточимся на выигрышных конструкциях,
актуальных именно для юридических
исследований:

  1. «Сравнительный
    анализ…». Показывает, что автор поработал
    самостоятельно, а не просто переписал
    главу из учебника, рассмотрел вопрос
    в контексте разных правовых систем,
    временных отрезков или теоретических
    подходов.
  2. «Анализ
    судебной практики по вопросу…». Сразу
    указывает на эмпирическую базу. Также
    заставляет предположить новизну
    результатов (если практика – за последние
    несколько лет) и личное участие автора
    (каждый сам выбирает интересные дела).
  3. «Проблемы
    правоприменительной практики в области…
    и их решение». Наводит на мысль, что
    автор потрудился как над поиском этих
    проблем, так и над совершенствованием
    действующего законодательства. А это
    уже очевидная новизна.
  4. «Совершенствование
    правовых механизмов…». Этим автор
    покажет себя как ученый-практик,
    стремящийся внести свой вклад в развитие
    выбранной отрасли права.

На наш
взгляд, в названиях юридических статей
проще всего отразить эмпирическую базу
и не поставить при этом под сомнение
общезначимость результатов.

Понятие научной статьи

Этим термином обозначают небольшое исследование, в котором рассматриваются вопросы, важные для какой-либо области науки. Автор, в одиночку или с коллегами-соавторами, представляет результаты проведенной работы и подводит итог, предлагая решить поставленную в статье проблему тем или иным способом.

Читатели таких статей — молодые или состоявшиеся ученые, которые занимаются той же или смежной сферой науки.

Пишущий при этом опирается на данные опытов и текстовые источники с подтвержденной достоверностью: труды других исследователей и справочные материалы. В научной статье не должно быть догадок, необоснованных гипотез и выводов, рассуждений не по теме.

Где студенту публиковать статью?

Для размещения студенческой статьи подходят издания, входящие в перечень «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ). В этот список входят авторитетные научные журналы, систематически публикующие материалы по различным отраслям знаний.

В отличие от журналов, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК), издания РИНЦ предъявляют более мягкие требования к качеству публикаций. Кроме того, опубликовать свою работу студент может в сборнике научных трудов кафедры и вуза, а также в сборнике материалов, выпущенных по результатам студенческих научно-технических конференций.

Пример рецензии на статью

Для наглядности несколько примеров готовых рецензий на научные статьи:

  1. По военному делу и автоматизированным системам анализа данных (есть отрицательные рецензии).
  2. По психологии.
  3. По международным финансам – развернутая рецензия.
  4. По менеджменту знаний.

Рецензия – это не только пропуск для научной статьи к публикации, но и подтверждение профессиональной компетентности ее составителя. Даже если работа, по мнению, пишущего отзыв, недостойна внимания, суждения должны высказываться максимально корректно, без нападок и, конечно же, аргументированно, что продемонстрирует хорошее владение темой и умение рецензента вести научную дискуссию.

Структура научной статьи для студентов

Существует утвержденная структура любой научной работы, согласно которой публикация студента должна содержать следующие элементы:

  • заголовок статьи;
  • сведения об авторе;
  • введение;
  • основная часть;
  • выводы;
  • список использованной литературы.

В зависимости от требований издания, в котором будет публиковаться материал, для статьи придется написать аннотацию, а также подобрать ключевые слова, релевантные содержанию исследования.

Заголовок

  • Лаконичный, но исчерпывающий.
  • Состоит из 10–12 слов.
  • Полностью отражает содержание работы.
  • Запрещается использовать аббревиатуру и формулы.

Аннотация

  • Краткое описание темы исследования.
  • Состоит из одного абзаца.
  • Запрещается использовать формулы, нежелательно использовать специальные термины.

Основная часть

  • Описывается актуальность темы, формулируются цель, задачи и методы исследования.
  • Освещаются труды предшественников автора.
  • Описываются метод и схема наблюдения или эксперимента.
  • Предоставляются фактические результаты исследования.
  • Подводятся и интерпретируются итоги исследования.

Список источников

  • Перечисляются только источники, использованные при написании работы.
  • Библиографический список оформляется согласно ГОСТу.

Заголовок должен отражать содержание работы, быть емким и не превышать 12 слов.

Аннотация представляет собой краткие тезисы статьи и состоит обычно из 5–6 предложений.

Выводы также пишутся в виде тезисов, они должны быть объективными и логичными.

Количество ключевых слов для научной публикации варьируется от 7 до 10 определений, количество источников в списке литературы не ограничено.

Почему именно юриспруденция?

Юриспруденция
– довольно популярная область для
молодежи. Речь идет не только о выборе
факультета для поступления. Как научное
направление она тоже привлекает немало
начинающих исследователей. Причем не
только тех, кто учил право с первого
курса. Некоторые приходят в нее осознанно,
имея за плечами непрофильное высшее
образование.

Журнал «Молодой
ученый» наглядно подтверждает, насколько
интересна юриспруденция в качестве
сферы исследования. Обычно мы отводим
под нее отдельную часть выпуска. Иногда
статей бывает так много, что они охватывают
несколько частей номера.

Но большое
количество статей имеет и обратную
сторону. Оно дает возможность выявить
основные ошибки начинающих ученых. Чем
больше работ, тем четче тенденция.
Поэтому мы решили написать инструкцию
по написанию юридических статей.
Надеемся, эту информацию наши читатели
используют при работе над новыми
исследованиями.

Библиография

Как ни странно, в 95% случаев у авторов в этом разделе встречаются ошибки в оформлении. Список литературы должен соответствовать не только формальным правилам оформления, но и заявленной теме исследования, содержать как новую, так и фундаментальную литературу. Часто список литературы может быть не отсортирован по алфавиту. Следует отметить, что некоторые источники могут начинаться с инициалов автора, а не с фамилии, что затрудняет ранжирование списка источников по алфавиту, ведь некоторые авторы упускают это в своей работе.

Очень часто авторы не знают, как правильно оформить ссылку на Интернет-ресурсы, и поэтому статьи имеют не верно оформленные ссылки на электронные документы. ГОСТ по оформлению литературы содержит множество примеров оформления списка литературы, включая электронные ссылки.

Рецензенты, как правило, очень хорошо знают правила оформления литературы, и надеяться автору, что рецензент этого не заметит, фактически бесполезно. Поэтому нужно обязательно потратить время на оформление литературы по текущим правилам, кроме того, некоторые издательства имеют свои правила оформления списка литературы, с этим тоже необходимо познакомиться, прежде, чем направлять статью на рецензирование.

Кроме того, вместо нумерации по алфавиту авторы могут выставить список литературы в порядке их научного приоритета. Однако, и в этом случае, могут быть казусы следующего типа. Рассмотрим рецензию на такую работу: «Библиография содержит 16 источников, и начинается она с ссылки на Википедию. Нет общего мнения, насколько корректно и правомочно использовать в качестве первого источника в списке литературы информацию с Википедии, так как это открытый для редактирования ресурс. Это означает, что редактировать статьи на Википедии могут все пользователи интернета. В целом этот ресурс использовать не запрещено, хотя достоверность информации определяется теми людьми, кто анонимно вносит правки в статьи. Кроме того, автор может сделать ссылку на статью, которая впоследствии может изменится по содержанию после правок. Формально использование Википедии не запрещается, главное, оформить библиографический источник по правилам оформления электронных документов, как веб-страницу».

Цели реферирования

Основные цели такого типа работы:

  • научиться анализировать информацию и воспринимать научный стиль. Выделять главную идею и доносить ее до читателя в максимально сжатой форме;
  • для студента это возможность попрактиковаться. Если в дальнейшем будет заниматься научными изысканиями и писать диссертацию, магистерскую или кандидатскую, то ему придется составлять автореферат. Он является кратким пересказом магистерской или кандидатской диссертации. А называется так потому, что составляется на собственную работу.

Для заинтересованных читателей это возможность получить необходимые сведения об исследованиях в определенной области. Так, начинающие и опытные ученые должны обработать большой объем информации, чтобы вычленить нужное. Тут на помощь приходят рефераты.

Существуют даже реферативные журналы, содержащие исключительно такие публикации. Благодаря им можно все время находиться в курсе последних мировых исследований и открытий в самых разных сферах науки.

Главные ошибки при написании научных статей

Есть ряд недопустимых ошибок, вследствие которых печатное издание может отказаться от размещения работы. Это касается нескольких пунктов:

  • не полностью раскрыта тема;
  • наличие рекламного и экстремистского подтекста;
  • использование неактуальных и устаревших источников информации и литературы;
  • самоцитирование, то есть когда в работе используется источников предыдущая работа этого автора;
  • объем работы не соответствует количеству авторов;
  • низкая уникальность ниже 70-80%;
  • наличие стилистических и грамматических ошибок;
  • некорректное название;
  • отсутствие научного содержания;
  • неправильно составленная структура;
  • разные недочеты в оформлении текста.

При выборе источников нужно брать самые свежие издания и новые публикации. В статье не должно быть избытка иллюстраций, текст нужно несколько раз прочитать свежим взглядом. В интернете можно найти готовые шаблоны и образцы научных статей, чтобы сопоставить свою работу с теми, что прошли рецензирование и были одобрены специалистами.

Модель реферата научной статьи

Чтобы написать реферат на тему, которую задает научный руководитель или преподаватель по определенной дисциплине, необходимо соблюдать рекомендации:

  • детально ознакомиться с публикацией из научного журнала. Вероятно, придется читать труд несколько раз и не приступать к работе сразу, а постараться максимально глубоко вникнуть в суть изучаемого вопроса;
  • если текст или мысль автора не до конца понятны, то рекомендуется изучить сопутствующие статьи. Для этого просматривают список литературы, на которую ссылается автор. В ней будут материалы, которые помогут студенту;
  • не допускать банального изложения или рерайта материала или его части.

Что касается структурного содержания, то вот какие вопросы должны быть раскрыты в обязательном порядке:

вводная часть. Отражается главная мысль, в которой совмещают тему и проблему работы, поставленную цель и предмет дальнейшего исследования;
характеристика. Проводят упоминание того, выполнена статья самостоятельно или коллективом авторов. Акцент на то, носит она теоретический и экспериментальный характер;
проблематика с анализом того, как в научном мире смотрят на предмет исследования и какие точки зрения по этому поводу существуют;
композиционная часть. Изложение основной сути научной работы. Это самый объемный раздел, в котором должны быть изложены суть и используемые методы;
результат, который был достигнут. Необходимо подчеркнуть какую ценность он имеет – теоретическую, практическую, экспериментальную или другую

Этому пункту уделяют особое внимание, так как ради него и проводилась вся работа.
Здесь студент должен проанализировать выводы автора и в обязательном порядке привести свои умозаключения. Их необходимо оформлять по пунктам, в виде все тех же выводов.

Чтобы выдержать научный стиль изложения, рекомендуется использовать фразы типа:

  • «Статья посвящается теме…»;
  • «В работе выполнен анализ…»;
  • «Автор проводит исследования, посвященные…»;
  • «Структурно и логически работу можно разделить на основные разделы…» и прочее.

Специалисты рекомендуют использовать шаблонные фразы, которые могут существенно облегчить работу студенту, не имеющему опыта написания подобных текстов.

Особую ценность данный вид работы имеет для магистрантов и аспирантов, которым предстоит написание существенного количества научных статей и тезисов.

Как выбрать место для публикации?

Сегодня с этим нет проблем. Простейший путь – участие в студенческой конференции. Такие мероприятия проводятся регулярно и на их основе издаются сборники. Но, чтобы подойти к защите магистерской или дипломной с более солидным багажом, целесообразно отправить статью в журнал, включенный в базу цитирования РИНЦ.

Отправить студенческую работу в один из журналов ВАК или Scopus будет гораздо сложнее, ведь там нужно пройти серьезный этап рецензирования, который студенческая работа вряд ли выдержит. Более того, к публикации допускаются лишь статьи, авторами или соавторами которых являются кандидаты или доктора наук, в крайнем случае аспиранты.

Если вы решитесь готовить материал для ваковского или международного журнала, обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем.

Структура научной статьи для студентов

К студенческим работам предъявляются стандартные требования. Можно почитать специальные материалы о том, как правильно писать научную статью студенту с примерами и пояснениями по отдельным дисциплинам. Но стандартными элементами всегда являются:

  • Название. К его составлению нужно подойти ответственно. Не нужно делать название слишком длинным, при этом оно должно максимально конкретно отобразить цель и проблематику исследования. Этот элемент обязательно обсуждается и согласовывается с руководителем;
  • Аннотация. Ее объем в научных статьях для студентов обычно невелик (4–5 предложений). Здесь нужно четко сформулировать гипотезу, ее актуальность, методику и основные результаты исследования;
  • Ключевые слова. Обязательно выделяются 3–5 терминов, задающих тематику;
  • Введение. Здесь более детально, чем в аннотации, формулируются поставленные задачи, обосновывается актуальность гипотезы;
  • Основная часть. Размер зависит от требований конкретного сборника. Для студенческих работ чаще всего достаточно составить текст на 3–4 страницы. Поэтому нужно содержательно изложить суть проведенных изысканий и аргументировать свою позицию;
  • Заключительная часть. Формулируются выводы, подтверждается или опровергается гипотеза;
  • Список использованной литературы. Минимальное количество – 3–6 работ, но стоит помнить, что более полноценной научной статьей является работа, в которой приведено хотя бы 10 позиций в списке литературы.

Это ориентировочная структура, которая может становиться более детализированной в зависимости от требований редакции конкретного издания. Лучше всего перед тем, как присылать свой текст, изучить предыдущие публикации, просмотрев образцы научных статей студентов.

Типы обзорных статей

Обзорная статья не является оригинальным исследованием. Она рассматривает предыдущие исследования и собирает их данные и доказательства. Хотя описательные обзоры могут быть полезны, они не являются углубленными и не обязательно анализируют данные или размеры исследуемых групп, чтобы определить, являются ли результаты действительными. Систематические обзоры, с другой стороны, являются более подробными и включают более полный поиск литературы – они являются «золотым стандартом» обзорных статей. Мета – анализ – это количественный систематический обзор. Он объединяет данные из нескольких исследований, чтобы прийти к заключению, которое является статистически более сильным, чем у отдельных исследований, главным образом из-за наличия большего количества изучаемых субъектов и большего разнообразия субъектов.

Хороший обзор обычно концентрируется на такой теме, как различные теории, информация о ходе разработки нового медицинского устройства или на том, как прошлые разработки влияют на новые открытия. Обзор может также отметить потребность в использовании больших ресурсов для продолжения исследований в конкретной области.

В написания обзора есть свои достоинства и недостатки. В дополнение к наличию большего количества доступных данных, другие преимущества включают подтверждающий анализ данных и то, что обзоры считаются доказательным ресурсом. Некоторые из недостатков заключаются в том, что они занимают больше времени, и не все исследования дают необходимый объем данных. Кроме того, статистические функции и интерпретации являются более сложными, и авторы должны убедиться, что группы населения в каждом исследовании и во всех исследованиях были неоднородными.

Почему студентам важно научить писать качественные научные статьи?

Человек, получивший высшее образование, должен уметь заниматься исследовательской деятельностью. Убедиться, насколько успешно это у него получается можно по тому, насколько ему удается писать научные статьи.

Студентам важно освоить эту деятельность по нескольким причинам:

Технологии, информация, в какой бы сфере деятельности они не были бы, со временем имеют особенность устаревать и кардинально меняться

Чтобы стать настоящим специалистом в своей области, важно постоянно заниматься самообразованием, следить за появляющимися новинками, чтобы не отставать от новых тенденций, иметь возможность всегда применить их в своей работе. С каждым годом появляется все больше научных гипотез и фактов, поэтому сегодняшний студент, если хочет стать классным специалистом, должен быть готов к тому, что ему придется учиться всю жизнь

Среди задач, которые будут перед ним стоять, умение вникать и разбираться в отраслевой информации, научиться правильно ее анализировать, применять на практике. Все это сфера непосредственно научной деятельности, которую удается освоить при написании статей.
Уметь написать научную статью студенту необходимо, чтобы в полной мере освоить научные методы познания. Это важные умения и навыки для любого образованного человека.
При создании научных материалов человек учится обмениваться знаниями и полученным опытом с коллегами. Такое сотрудничество в будущем станет важным стимулом для творческой деятельности, поможет расширить кругозор, получить новые перспективы.

Включение своих материалов в сборник научных статей – обязательное условие, если в будущем планируется написать диссертацию. Это первый шаг на пути к получению ученой степени.

Как выбрать тему: два варианта действий.

Статья должна соответствовать тематике научной работы и отражать ее результаты. Поэтому при выборе темы для статьи логично отталкиваться от вашего научного исследования.

Если у вас уже есть тема диссертации или дипломной работы, понять, о чем писать статью легче, потому что область поиска очерчена.

Другая ситуация, если вы только обдумываете тему научного проекта. Перед вами очень обширный выбор. Придется проделать большую работу, чтобы сначала определить, что вы будете исследовать вообще, а потом формулировать тему для конкретной статьи.

Исходя из этого, возможно два подхода к выбору темы статьи:

1. Отталкиваться от сути вашей работы и научного результата.

Если у вас уже есть не только тема и общий план научного исследования, но проделана определенная работа, то это и есть материал для статьи. Расскажите, в чем суть данного этапа исследования, обсудите полученные результаты и предварительные выводы.

Основой для формулировки темы могут быть названия глав и подглав диссертации или дипломной работы. Можно опираться на тему самой диссертации, особенно при написании обзорных, теоретических статей.

2. Сформулировать тему статьи, затем собрать контент и писать рукопись.

В этом случае речь идет о начальном этапе научной разработки, когда определяют цели и ставят задачи. Каждая задача может содержать в себе идею для статьи.

Например: стоит задача выбрать методы исследования и спланировать эксперимент. Пишем обзорную статью о существующих методах, их недостатках и преимуществах. Рассматриваем дизайн исследований в уже опубликованных статьях. Выбираем и обосновываем собственную программу.

Если вы начинаете с нуля, cделать выбор довольно сложно. Изучение работ других исследователей поможет найти неизбитую тему для научной работы, в которой есть простор для изысканий и новизна. Изучите онлайн-каталоги и базы научных статей, например:

  • MEDLINE — главная библиографическая база данных в области наук о жизни;
  • Elsevier Scopus — база по техническим, медицинским и гуманитарным наукам;
  • EMBASE — база биомедицинской литературы;
  • Clarivate Analytics Web of Science — включает журналы по социальным наукам;
  • Cumulative Index for Allied and Health Literature (CINAHL) — литература по медсестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения;
  • WEB OF SCIENCE — интернет-платформа, объединяющая базы по естественным, техническим, общественным, гуманитарным наукам и искусству;
  • Индекс цитирования социальных наук SSCI — включает журналы в области общественных наук, а также ведущие научные и технические журналы;
  • сервис Академия Google — бесплатная поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин;
  • проект КиберЛенинка — универсальный каталог, содержит публикации в области естественных и точных наук, медицины, гуманитарных и сельскохозяйственных наук, социальных наук, техники и технологий. Научные статьи находятся в свободном доступе и бесплатно.

Также темы для статей можно поискать в сервисе Sci Hub, а том как им правильно пользоваться, читайте в отдельной статье.

Анализ опубликованных статей в вашей научной области помогает найти идеи и сформулировать собственную тему статьи.

Основные ошибки при написании научной статьи

Сотрудники редколлегий, а также лица, ответственные за выход сборника научных работ, публикуют иногда наиболее типичные ошибки. Среди них:

  • нарушенная обязательная структура работы;
  • неполное раскрытие темы;
  • научная статья имеет рекламный характер;
  • в списке используемой литературы указаны устарелые источники;
  • отмечается несоответствие объемов разделов статьи;
  • неполное описание используемых статистических приемов и методов обработки материала;
  • речевые, и грамматические ошибки;
  • низкий уровень уникальности текста;
  • неправильное цитирование классиков.

Таких ошибок можно избежать, если предварительно тщательно проверить работу на специальных онлайн-сервисах, определив ее уникальность, удобочитаемость, стилистический характер и другие характеристики.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Как написать

Процесс написания научной статьи рекомендуется разбить его на несколько этапов:

  1. Подготовка и сбор информации.
  2. Составление чернового варианта.
  3. Корректировка.

Наиболее трудоемким этапом считается первый. На подготовку необходимых материалов обычно уходит до 70 % от общего времени. Нужно проанализировать литературу для описания актуальности и методов исследования, обработать имеющиеся экспериментальные и теоретические данные.

После того как вся необходимая информация собрана, следует перейти к написанию черновика. На этом этапе нужно простыми фразами изложить свои мысли, не обращая внимания на требования, предъявляемые к научным статьям. Перечитывать материал от начала до конца, вносить правки и структурировать его в соответствии с правилами следует на стадии корректировки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector