Как писать историческое сочинение? основные советы

Содержание:

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Как пишут историческое сочинение все?

Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.

То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных… Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте ЕГЭ по истории дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.

Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!

Проблематика и парадоксы в историческом эссе

Лучшим способом научиться писать хорошие работы будет следование готовым образцам

Проведем краткий анализ нескольких работ, признанных удачными, чтобы понять, на какие моменты важно уделить особое внимание

К примеру в эссе по теме «Когда на сцене появляется другой», предполагает рассмотрение нравственных аспектов, связанных с историческим периодом смены власти в государстве

Чтобы получить за работу положительную отметку, важно привести 2-3 аргумента. Что для этого требуется? Владение информацией об основных реформах, проводимых в стране, последствиях смены власти

Нет необходимости делать конкретный отдельный вывод, достаточно соблюдать логичность изложения материала в структуре работы.

К примеру, название работы «Осмысление войны» говорит о том, что акцент автор делает на события, связанные с боевыми действиями, тяготами и лишениями для мирного населения.

Эссе о фашизме предполагает приведение в качестве аргументов не только периода 1941-1945 годов, но и современности.

Что важно учесть в эссе

При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года. В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси. В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.

Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.

Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.

Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.

Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.

Раскрытие проблемы

Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.

Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует

Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом

И в этом смысле общество — это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.

То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Пример и план эссе по истории

  1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
  2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
  3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
  4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
  5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

  1. Общая характеристика временного промежутка истории.
  2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
  3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
  4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

Рекомендации для подготовки к написанию эссе

Мы выяснили правила, которые существуют при проверке задания по историческому эссе, и нужно понять, как сделать так, чтобы участник олимпиады смог получить эти самые заветные высокие баллы.

Историческое эссе принято считать самым любимым заданием среди участников, так как присутствует большая вариативность выбора темы на олимпиаде, что создает довольно комфортную обстановку написания.

Но при этом нужно понимать , что научиться писать правильное историческое эссе быстро и легко не получится. Чтобы научить школьника писать историческое эссе на высокий балл потребуется терпение и время.

Приведем четыре основных умения и навыка, которыми должен обладать школьник, для того чтобы у него получилось качественное эссе на олимпиаде по истории:

умение правильно выбрать исторический период и тему

При этом стоит, конечно же, руководствоваться интересами самого автора. Тогда и требование личной заинтересованности автора в теме будет достигаться намного легче.

умение быстро и качественно подбирать необходимую литературу

Подготовку к написанию эссе по конкретному историческому периоду нужно начинать со сбора информации в исторической литературе. Для этого необходимо изучить исторические исследования, начиная с базовой литературы. Во время чтения исторической литературы следует формировать досье на каждого исторического деятеля, собрать основные факты его деятельности и факты его биографии, характеристики исторического деятеля, которые школьник найдёт в исторических исследованиях. Все эти характеристики необходимо обязательно подтвердить аргументами.

умение писать эссе на заданную тему

Необходимо внимательно вчитаться в текст высказывания, которое он выбрал для написания эссе

Важно понять утверждение, важно увидеть, что хотел сказать автор

Далее следует начинать писать, но не стоит сразу пытаться определить свое отношение к высказыванию. Начинать надо с формулирования задач и целей на основе базового высказывания.

Следует обозначить интересные, оригинальные и логичные подходы, провести исследование источников по теме, выразить промежуточные выводы.

В завершении работы обязательно наличие общих итогов и подведение результатов.

навык правильной организации времени на самой олимпиаде

Залогом успеха при участии в олимпиаде по истории является правильное распределение времени в рамках самого испытания. На написание исторического эссе следует отвести полтора часа, и 30 минут можно оставить на проверку работы и исправление ошибок.

Отработав методику написания эссе можно сэкономить и не тратить время на изучение всех предложенных вариантов тем и высказываний, а остановиться только на той теме, по которой вами было написано большее количество тренировочного материала.

На этом список рекомендаций подошел к концу.

Попрактикуйтесь самостоятельно!

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1237–1240 гг.; 2) 1881—1894 гг.; 3) 1953—1964 гг.

В сочинении необходимо:– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на обновления блога. На этом статью заканчиваю

Популярные сочинения

  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно сочинение Предки – это наше начало, наши истоки. Славянский народ за период своего существования пережил многие трудности, лишения и войны. Многое менялось за период существования нашего народа.
  • Сочинение Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума (образ и характеристика) Одним из второстепенных персонажей произведения является Наталья Дмитриевна Горич, представленная в образе супруги Платона Михайловича, приходящегося другом главному герою
  • Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского Александр Николаевич Островский за свою жизнь написал большое количество произведений, которые потрясли не только Матушку-Россию, но и целый мир культуры и искусства. Пьеса «Бесприданница» появилась

Историческое сочинение. 1598-1613

1598-1613 гг. — период социально-политического, экономического и династического кризиса в России, известный как Смута.

Смута произошла по целому ряду причин. Страна еще не оправилась после разорительной Ливонской войны, обострилась социальная ситуация вследствие процессов закрепощения крестьян. Пресеклась мужская ветвь династии Рюриковичей, вследствие чего усилилась борьба бояр за власть и появились самозванцы, выдававшие себя за царевича Дмитрия Ивановича.

Смута началась во время царствования Бориса Годунова. Падению его популярности способствовали неудачные действия властей во время голода 1601-1603 гг., репрессии против бояр. В октябре 1604 г. из Польши в Россию вторглись отряды Лжедмитрия. Посланное против них царское войско, узнав о смерти Бориса Годунова, перешло в мае 1605 г. под Кромами на сторону Лжедмитрия, и он вскоре вступил в Москву.

Царствование Лжедмитрия I продолжалось с июня 1605-го по май 1606 г. Недовольство из-за нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, женитьбы на полячке и затеваемой войны с Турцией привело к восстанию в Москве и убийству Лжедмитрия I.

Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.) было временем дальнейшего ослабления России, погружения ее в Смуту. Недовольство Василием Шуйским привело к восстанию И. И. Болотникова в 1606-1607 гг. В августе 1607 г. в России появился Лжедмитрий II. 1 мая 1608 г. царские войска были разбиты армией самозванца под Волховом. В Тушине возникла альтернативная столица с правительством Лжедмитрия II. Во время правления Шуйского Швеция и Речь Посполитая захватили большие территории на северо-западе и западе России. Страна разорялась бандитскими шайками и интервентами. В результате в 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи.

Правительство из семи бояр («семибоярщина») во главе с Ф. И. Мстиславским, правившее в 1610-1612 гг., 17 августа 1610 г. подписало договор с гетманом Жолкевским, согласно которому королем России становился Владислав IV, и пустило поляков в Москву. Это вызвало недовольство народа. В результате в 1611 г. возникло первое народное ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, попытавшееся изгнать поляков из Москвы. После неудачи первого ополчения в Нижнем Новгороде образовалось второе народное ополчение во главе с К. 3. Мининым и Д. М. Пожарским, которое в октябре 1612 г. освободило Москву от поляков. В январе-феврале 1613 г. состоялся Земский собор, на котором был избран царем Михаил Федорович Романов.

Историки, в частности А. Н. Сахаров, оценивают период Смуты неоднозначно. С одной стороны, Смута привела к хозяйственному разорению центра страны, потере территорий на западе (Смоленск) и северо-западе (выход в Балтийское море). С другой стороны, Смута привела к подъему национального самосознания и патриотизма русского народа и сохранению национальной независимости и государственности России.

Критерии оценки эссе на ЕГЭ

Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

  • Древняя история Руси и средневековье.
  • Новая история (конец XVII – конец XIX).
  • Новейшая история (XX век).

Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

  • два и более эпизода/события прошлого;
  • две значимые личности конкретного временного промежутка;
  • каузальность исторических явлений определенного периода;
  • оценочная значимость данного этапа истории;
  • тактичное применение предметных терминов/понятий.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: «Краткая характеристика исторического процесса». Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: «Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация — это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни — 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли

Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало «холодильной технике» (не «холодильники в каждый дом», это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: «Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела».

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с «чистки» самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: «Оценка значимости данного периода для истории страны».

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Критерии эссе по истории ЕГЭ 2021

Готовое сочинение оценивают по семи критериям (К7), максимальная отметка — 12 баллов. 

К1. 2 балла за два правильно указанных процесса.

К2. Еще 2 балла, если правильно отмечены два исторических лица и охарактеризована их роль с указанием конкретных действий, которые повлияли на ход и результат явлений временного интервала.

К3. Также 2 балла за правильно прописанные две причинно-следственные связи. Если уже называли причины и следствия при упоминании роли деятеля и это было засчитано по критерию К2, позаботьтесь о том, чтобы назвать еще две дополнительные.

К4. Плюс 1 балл, если дали оценку явлениям, опираясь на конкретные факты, мнения историков. 

К5. За корректное использование терминологии в изложении — 1 балл.

К6. Дает 3 балла, если в сочинении нет фактических ошибок.

1 или 2 балла выставят тогда, когда по первым четырем критериям выставлено не менее 5.

К7. Дополнительно 1 балл за ответ, представленный в виде именно связного изложения.

1 балл можно получить, если по критериям К1-К4 получена сумма 5.

Роль в литературе

В 18−19 веках жанр эссе занимает значительное место в журналистике Англии и Франции.

Вклад в формирование сочинений манерой эссе внесли в журналистику Англии такие выдающиеся люди, как: Джозеф Аддисон, сэр Ричард Стил, Генри Финдилг. Во французской журналистике — Вольтер и Дидро, в немецкой — Лессинг и Гердер.

В российской словесности стиль не получил такого распространения. Примеры эссеистического стиля наблюдались у А. Н. Радищева в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», у А. И. Герцена в «С того берега», у Ф. М. Достоевского в произведении «Дневник писателя». В 20 столетии к стилю «эссе» приобщались В. И. Иванов , Д. С. Мережковский , Андрей Белый, Осип Мандельштам, Лев Шестов. В более поздний период — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский.

История России в литературе

Наше государство имеет богатейшую историю, которая отражена в произведениях мастеров каждой эпохи. Мне хочется начать свой рассказ с легендарного выдающегося произведения древнерусской поэзии «Слово о полку Игореве», автор которого до сих пор неизвестен. Это повествование о походе князя Игоря на половцев, во время которого погибла вся его дружина. «Слово» по праву можно отнести к памятнику древнерусской литературы, образцу патриотизма русского народа, которое по словам поэта А.Н.Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». Хочу сказать несколько слов о произведении «История государства Российского» великого русского писателя Николая Михайловича Карамзина, ведь именно он был основателем публичного интереса к отечественной истории, с его подачи знание истории своей страны и своего народа стало модным в образованных кругах и обязательной частью светского образования. (цитата) «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», — писал А.С.Пушкин. Говоря об историческом прошлом России в литературных произведениях, нельзя не упомянуть русского исторического беллетриста Валентина Пикуля, который так мастерски изобразил величие Екатерины II и Григория Потемкина — истинного героя «золотого века» в своем бессмертном романе «Фаворит». Вторым романом этого автора, отразившим самые важные вехи в истории страны с придворными и политическими интригами в период Семилетней войны, является роман «Пером и шпагой», справедливо считающийся классикой отечественной исторической прозы. Исторический роман Алексея Толстого «Петр I» — это один из шедевров российской прозы, признанный не только в нашей стране, но и широко за ее пределами, его художественная сила передается из поколения в поколение. Обилие точных исторических деталей той эпохи, красота и неповторимость языка автора, умело воссозданный образ Петра Великого делают роман бесценным. Раскрывая тему нашего сочинения, нельзя не коснуться произведения гения русской классической литературы Льва Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир», в котором автор своим поистине золотым пером воссоздал великую духом Россию во времена гражданской войны 1812 года. Этот роман переведен практически на все языки мира. И, наконец, замечательная находка любого читателя, интересующегося историей своей страны — это романы Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Судьба человека». Читатель будто переживает все исторические события вместе с Григорием Мелиховым и Андреем Соколовым. Два русских характера, две войны, одно Отечество. В мае 1945 года война закончилась великой победой нашего народа. Это был самый счастливый день в жизни моей страны и тысяч солдат, прошедших тяжелые тропы военного лихолетья, они выдержали, выстояли, добились мира и солнца для своих детей, жен, матерей. В рамках одного школьного сочинения невозможно отразить все произведения, которые так или иначе раскрывают исторические вехи моей Родины, но сколько я буду жить, столько буду удивляться силе русского искусства и его великих мастеров.

Алгоритм написания эссе по истории

Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

  1. Выбор периода.
  2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
  3. Называем период, учитывая его специфичность.
  4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
  5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
  6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
  7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
  8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
  9. Собранная информация систематизируется.
  10. Создается план написания эссе по истории, пример:

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ. 

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. 

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить. 

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику: 

допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку, 

до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы. 

Существует пять критериев оценивания: 

  • соответствие теме, 
  • аргументация (привлечение литературного материала), 
  • композиция и логика рассуждения, 
  • качество письменной речи, 
  • грамотность. 
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112021 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector