Как писать сочинение по истории на отлично

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

Пример исторического сочинения. Историческое сочинение 862-945.

Введение.
862-945 гг. – начальный период в истории России, связанный с правлением первых русский князей: Рюрика, Олега и Игоря. В эти годы произошло объединение Северной и Южной Руси с центром в Киеве, начался процесс расширения границ Киевского государства и установления тесных контактов с другими странами (прежде всего, с Византией).
Основная часть. Аргументация.
В 862 г. произошло легендарное призвание варягов. Северо-западные славянские племена пригласили на княжение в Новгород Рюрика. «Повесть временных лет» объясняет это тем, что в славянских землях не было порядка. Примерно в это же время в Киеве утвердились варяги Аскольд и Дир. Таким образом, сложилось два крупных восточнославянских объединения.
После смерти Рюрика в Новгороде стал править его родственник Олег. Он был опекуном при малолетнем наследнике – князе Игоре.
В 882 г. Олег выступил в поход на южные земли, подчинив по пути племя кривичей. Олег захватил Киев, тем самым объединив Северную и Восточную Русь. Это событие считается образованием Древнерусского государства.
Олег вел активную завоевательную политику, расширяя территорию Киевской Руси. Он одержал победу над хазарами; подчинил Киеву большинство восточнославянских племен; взял под контроль торговый путь «из варяг в греки».
В 907 г. Олег совершил удачный военный поход на Константинополь, в результате чего был заключен выгодный торговый договор с Византией. Это соглашение было подтверждено в 911 г. Новый договор расширил права русских купцов в столице Византийской империи.
В 912 г., после смерти Олега, в Киеве стал править Игорь. В первые годы его правления восстали древляне. Игорь подавил восстание и обложил Древлянскую землю данью.
На протяжении всего княжения Игорь воевал с кочевыми племенами печенегов, постоянно совершавшими набеги на Русь. Также он продолжал расширять территорию Киевской Руси, подчинив племена уличей и тиверцев.
В 941 г. Игорь организовал новый поход на Константинополь, закончившийся неудачно. Византийцы сожгли почти весь русский флот с помощью «греческого огня». Спустя три года киевский князь собрал огромное войско и вновь двинулся на столицу Византии. Греки запросили мира, заплатив богатый выкуп. Результатом этого похода стал очередной русско-византийский торговый договор (944 г.).
В эпоху первых русских князей не был четко определен порядок сбора налогов. Он совершался путем «полюдья»: князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал плату на месте.
В 945 г. Игорь попытался дважды собрать дань с древлян. Они в ответ взбунтовались и жестко расправились с князем и его дружиной.
Заключение.
Период 862-945 гг. имеет огромное значение в истории России. Большинство историков положительно оценивают деятельность первых русских князей, направленную на формирование единого государства, защиту его границ и торговых интересов.
На дальнейшую русскую историю больше всего повлияло установление прочных экономических и культурных связей с Византией. Прямым последствием стало принятие на Руси христианства по греческому образцу.

Суперполезные советы по написанию эссе

Информация о просмотренных фильмах и прочитанных книгах относится к личному социальному опыту. Даже если вы посмотрели фильм или прочитали книгу в рамках образовательного процесса.
Будьте аккуратны при использовании фактических примеров. Например, если вы перепутали и написали, что гора Эльбрус находится в Китае, а Северная Корея — демократическое государство с рыночной экономической системой, вам не засчитают фактическую аргументацию.
Количество слов в эссе по обществознанию, к счастью, не ограничено. Пишите столько, сколько душе угодно

Главное — не уходите далеко от темы.
В начале и в конце упомяните актуальность идеи, почему вас затронуло именно это высказывание. 
Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «не менее важно то, что …» и т.д.
Не бойтесь придумывать модели-иллюстрации для фактической аргументации. В 2019 году составители экзамена упростили задачу сдающим

Стало возможным самим «подгонять» пример для проблем. 
Выучите клише. В условиях ограниченного времени лучше думать об аргументах и терминах, чем о том, с каких слов лучше начать писать эссе. 
Пишите сразу в чистовик. Черновик на ЕГЭ нужен только для заметок и небольшого плана письменного задания.

Вам подойдут репетиторы

Шейла Бахтияровна У.
Предмет: обществознание

Ольга Борисовна М.
Предмет: обществознание

Амаяк Варданович В.
Предмет: обществознание

Практическое занятие

То есть занятие, на котором учитель пишет историческое сочинение вместе со своими учениками. Каждый может предложить свои идеи, задать вопросы по критериям – и это всё не «в теории», как на первом занятии, а на примере конкретного сочинения. Учитель, соответственно, может тут же дать обратную связь, скорректировать какие-то предложения и объяснить, почему та или иная формулировка здесь подходит или всё же не уместна. Обычно у меня уходило 60-90 минут на такое занятие, в зависимости от уровня группы.

И еще большой плюс такого практического занятия. По его итогам каждый ученик имеет у себя в тетради качественное, подробное сочинение, написанное совместно с преподавателем. Ученику уже будет на что ориентироваться, когда он будет писать сочинение дома. Хорошо, если есть возможность время от времени повторять такие занятия (раз в два месяца, например).

Правила написания исторического эссе

  1. Соблюдайте предложенную в задании композицию:

    • 2 события;
    • 2 личности и их роли в этих событиях;
    • 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
    • влияние указанных вами событий на историю России.

    То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:

    • Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
    • Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
    • Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
    • Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
  2. Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.

    К историческим событиям относятся:

    • провозглашение или распад государства;
    • революция; восстание;
    • война или отдельная битва;
    • проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
    • принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
    • создание политической партии и т. д.

    Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.

    Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.

    Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:

    • причинами (чего?) послужили/стали…;
    • (что?) было обусловлено следующими причинами…;
    • к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
    • на развитие событий большое влияние оказали..;
    • в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
    • итогом проведенных реформ стало…;
    • (что?) послужило началом…

    Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

  3. Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
  4. Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.

Есть ещё два новшества и одно уточнение

Все они касаются задания № 25

Первое новшество

Критериев, по которым будет оцениваться историческое сочинение, стало меньше: 6, а не 7 как раньше. Теперь выпускники не получают баллы за использование терминологии (бывший критерий № 5). Однако всё равно могут быть «оштрафованы» за неверное употребление терминов и понятий.

Таким образом, критерий, по которому теперь оценивается наличие фактических ошибок – это К5 (ранее К6). За отсутствие фактических ошибок, как и прежде, максимально можно получить 3 балла.

Связность же текста теперь оценивается по критерию 6 (ранее К7). В случае выполнения он по-прежнему может принести выпускникам 1 первичный балл.

Уменьшение количества критериев напрямую связано с повышением баллов за задание на аргументацию (с 4 до 5). Из-за этого, в свою очередь, теперь за историческое сочинение можно получить максимально 11 первичных баллов, а не 12 как в прошлом году (1 балл был отдан 24-му заданию).

Продолжая тему выставления баллов, следует отметить…

Второе новшество

Теперь баллы за К5 (отсутствие ошибок) и К6 (связность текста) можно получить при выставлении пяти баллов за К1-К4.

Это естественно облегчает участникам ЕГЭ получение баллов по К5 и К6. Ведь в проекте демоверсии 2021 г. предусматривалось выставление баллов за отсутствие фактических ошибок и связность текста только при наличии шести (!) баллов за К1-К4.

Уточнение

Относится к критерию оценивания № 4 для сочинения по историческим деятелям.

В проекте демоверсии было сказано, что для получения 1 балла по К4 в сочинении по личностям требуется «используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти».

Это условие вызывало закономерные вопросы относительно, например, личности Н.С. Хрущёва, который ушёл в отставку в 1964 г., а умер лишь в 1971 г. Понятно, что оценить значение его деятельности для периода сразу после его ухода на пенсию намного проще, чем после кончины.

Видимо, чтобы избежать подобных трудных ситуаций, в утверждённом варианте демоверсии относительно К4 для исторических деятелей указано: «В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля».

Т.е. в случае с Н.С. Хрущёвым для выполнения К4 необязательно искать значение его действий после 1971 г. Можно указать его как для периода с 1964 до 1971 гг., так и позднее.

Исторический период

Всего вам будут даны три исторических периода. Они будут относиться к следующим периодам:

  1. История Древней Руси и Средние Века.
  2. Новая история (с 17 по 20 века).
  3. Новейшая история (20 век).

Вам не нужно стараться писать сочинения на все три периода – нужно выбрать тот, который является наиболее лёгкий для вас и тренироваться писать его.

Выбрав период вам нужно выучить:

  1. Исторические события, относящиеся к нему.
  2. Исторических личностей, непосредственно участвующих в этих событиях.
  3. Термины и понятия, характерные для данного периода.
  4. Причины и предпосылки возникновения того или иного исторического события.

Вам могут попасться следующие исторические периоды:

Древняя Русь
  • 912-972
  • 980-1015
  • 1019-1174
  • 1200-1340
  • 1359-1560
  • 1584-1689
Новая история
  • 1689-1801
  • 1801-1894
Новейшая история
  • 1894-1939
  • 1941-2012

Заметьте, что здесь приведены довольно большие временные периоды. Но они обязательно будут делиться на более мелкие, вплоть до периодов в пару лет, затрагивающих только какое-то конкретное событие, например, 1941-1945 – Великая Отечественная война.

Правила оформления работы

Во время ЕГЭ сочинение пишется от руки в специально отведенном для этого месте экзаменационного листа. Поэтому при подготовке напишите вручную несколько вариантов работы и отдайте преподавателю или репетитору. Они оценят не только содержание, но и проверят, насколько понятен почерк и насколько легко читается текст.

Если хотите подготовить черновик в печатном виде, соблюдайте следующие параметры:

  1. Шрифт: Times New Roman Arial.
  2. Размер: 12 или 14 пунктов.
  3. Междустрочный интервал: одинарный или полуторный.
  4. Выравнивание: по ширине.
  5. Абзацный отступ: 1,25 см.
  6. Поля: 2 см со всех сторон.

Объем слов в сочинении по истории составляет 300-600.

Проверка сочинения на плагиат проводится на усмотрение экспертов, которые будут проверять эти работы. Это необязательно, но если отдельные моменты вызовут сомнения, они имеют право проверить уникальность текста. Поэтому не рекомендуем заучивать образец сочинения по истории и воспроизводить дословно.

Если, несмотря на наши советы, вы не до конца уверены в своих силах, лучше довериться профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам всегда готовы решить учебные проблемы. Большой опыт работы позволяет квалифицированно справляться с заданиями любой сложности.

Как писать

Владение материалом о других ключевых деятелях обозначенного периода может стать дополнением, обрамлением двух главных линий повествования. Но упоминание о них – это только штрихи к полной картине выбранного периода. Они не должны уводить рассказ в сторону, отвлекая от главного материала. Четкое соблюдение пропорций (главная линия – контекст) удержит логику повествования и продемонстрирует уверенное владение материалом.

Определившись с фактическим материалом, следует составить подробный план, чтобы текст получился логически связанным, последовательным. Сразу распределить даты, факты, имена, географические названия по значимости, логической связи. То есть, эссе должно иметь следующую структуру:

  1. Вступление с общей характеристикой периода;
  2. Первая линия описания:

    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем, почему послужило предпосылкой для следующего описываемого события;
  3. Вторая линия описания:

    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем;
  4. Общая оценка периода (с опорой на мнение историков или знание последующих событий).

Правильно выстроенный план и строгое следование ему дают 1 балл при оценке повествования с точки зрения формы.

Образность и выразительность баллов не добавят – предпочтение отдают строгому повествованию без фактических ошибок, наличие которых уменьшает окончательный результат до 2 баллов.

Грамотное и уместное употребление исторической терминологии, актуальной для описываемого периода, повысит итоговое количество баллов на 1.

Например, для периода с 945 по 972 важно употребить такие слова, как оброк и погосты (в связи с реформами княгини Ольги), уделы, усобицы (терминология из описания политики Святослава). Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу

Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу.

Зная мнение ученых-историков о знаковых событиях и ключевых персонах того или иного периода, автор эссе получит еще 1 балл. Если цель работы – наилучший результат, то при подготовке надо для каждого периода подобрать цитату из научных исследований, чтобы опереться на авторитетное мнение, завершая работу.

Например, для характеристики периода правления Ольги уместно сослаться на мнение Н. Карамзина, С. Соловьева. Или использовать высказывания Б. Грекова или И. Лебедева о значении военных походов Святослава.

Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?

Исторические источники

Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12-13, 16. 

Таблицы на сопоставление

Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.

Новинкой 2022 года стало задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.

Установление причинно-следственных связей

С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое отсылает нас к критерию К3 (причинно-следственные связи) из исторического сочинения. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов.

Задание на терминологию

С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.

Задание на аргументацию

Задание 19 помимо своей сложной структуры отныне включает в себя элементы всеобщей истории.

Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.

Обновленные задания

В задании 10 надо прочитать текст и соотнести его с исторической картой. А затем заполнить пропуски — как правило какой-то географический объект. В данном случае — столица Хазарского каганата — город Семендер.

Пример задания 10 по работе с картой в экзаменационной работе ЕГЭ 2022

Для выполнения задания не требуется заранее знать город или географический объект. Ученик должен прийти к этому ответу, изучив текст и соотнеся его с картой.

Задания 14 и 15 — на анализ графики: почтовых марок, фотографий, картин и пр. Сначала от выпускника требуется определить отдельных характеристик изображения на основе его анализа.

Пример задания 14 в ЕГЭ 2022 по истории

Также требуется еще объяснить свой ответ. Как к примеру ученик пришел к тому, что название войны в данном случае Гражданская война в России?

Пример задания 15 ЕГЭ по истории 2022

Задание 16 теперь будет вместо задания 8 и будет проверять знания выпускника по Великой Отечественной войне. Здесь даны два текстовых фрагмента источников. Надо провести атрибуцию, то есть понять, какие события в какой период Великой Отечественной они были. 

Далее надо использовать свои контекстные знания для ответа на второй вопрос. В приведенном примере надо написать название любой операции, проведенной Красной армии во время Сталинградской битвы. Понятно, что в реальной экзаменационной работе задания будут сложнее в разы.

Пример задания 16 в ЕГЭ 2022 по истории

Задание 17 представляет собой историческую задачку. Его цель проверить умение выпускника ориентироваться в  причинно-следственных связях. В этом задании всегда надо будет указать три причинно-следственные связи.

Пример задания 18 в экзаменационной работ ЕГЭ по истории 2022

Задание 18 направлено на проверку способности выпускника ориентироваться в исторических понятиях и терминах

Важно обратить внимание, что требуется привести два факта, связанных с данным понятием. И эти факты не должны быть приведены в определении! Также судя по примерам ответов, требуется привести не даты-факты (события), а факты-суждения в связи с изученным курсом истории

Пример задания 18 в ЕГЭ 2022 по истории

Задание 19 представляет собой обновленное задание на аргументацию

Это последнее задание экзаменационной работы ЕГЭ по истории 2022.  Обратите внимание, что задание проверяет материал по Всеобщей истории. Теперь оно требует углубленного знания истории зарубежных стран

Надо сформулировать. 2 аргумента, но не по одной точке зрения. Теперь он аргументирует 2 точки зрения: одна из которых по истории России — отмена крепостного права в России (в данном примере), а второе — по истории Всемирной истории — отмена рабства в США (как в образце).

Пример задания 19

Вот пример ответа к этому заданию

Обратите внимание, что аргумент обязательно должен содержать в себе в том числе и исторический факт:

Пример ответа к заданию 19 на аргументацию

Кстати, я уже на своих курсах подготовки обновил уроки, в которых рассказал, как именно надо решать задания ЕГЭ 2022 по истории на максимальные баллы. Вы можете узнать это прямо сейчас:

Поделиться в соц. сетях

Попрактикуйтесь самостоятельно!

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1237–1240 гг.; 2) 1881—1894 гг.; 3) 1953—1964 гг.

В сочинении необходимо:– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на обновления блога. На этом статью заканчиваю

Секреты подготовки

Согласно статистике, результат в диапазоне от 90 до 100 баллов показывают менее 10% выпускников, что говорит о недостаточно качественной подготовке к экзаменам и подчеркивает ряд проблем, существующих сегодня в школах.

Можно ли самостоятельно выучить историю и получить желаемый сертификат с высоким баллом ЕГЭ? Если на протяжении всех лет обучения в школе вы действительно учили данный предмет и при этом способны организовать самообучения на систематической основе, то повторить теорию и отработать необходимые практические навыки вполне реально без обращения к дорогостоящим репетиторам.

Подготовка к ЕГЭ 2021 по истории должна включать в себя:

  • повторение теоретического материала (по учебникам, печатным изданиям или видео урокам);
  • составление дневника, в котором рекомендуется сохранить информацию о важных событиях и личностях разных временных периодов;
  • решение тестовых заданий, представленных в открытом банке на сайте ФИПИ;
  • написание сочинений (если ранее можно выбрать один из 3-х заранее известных периодов и максимально качественно проработать именно его, то в 2021 году потребуется более тщательная проработка исторического материала);
  • решение демонстрационных вариантов (можно сверить правильность ответов с доступными видео-разборами).

Облегчить задачу составления исторического дневника поможет полный перечень событий и дат, который вы можете скачать себе на устройство для дальнейшей работы в режиме офлайн.

Особое внимание на этапе подготовки стоит уделить написанию исторических сочинений. Опытные педагоги рекомендуют придерживаться такого алгоритма в ходе написания сочинения:

  1. Определитесь с темой.
  2. Выпишите на черновик важную информацию – даты, данные правителей и личностей, влиявших на ход истории.
  3. Выделите важные и второстепенные события.
  4. Установите причинно-следственные связи между событиями выбранного периода.
  5. Определите причину такого поворота событий.
  6. Составьте план сочинения.
  7. Напишите текст на черновике.
  8. В конце обязательно добавьте несколько предложений с вашей оценкой выбранного периода.
  9. Вычитайте текст на предмет логических, стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок.
  10. Перепишите сочинение в Бланк ответов №2.

Конечно, в сети можно найти много готовых сочинений для ЕГЭ по истории, но в 2021 году не стоит просто заучивать чужой текст. Если вас уличат в плагиате, такие необходимые для поступления 12 баллов будут потеряны, тогда как написать эссе самостоятельно, основательно подготовившись заранее вполне реально. Разобраться в тонкостях написания исторического сочинения в 2021 году вам поможет этот видео-урок:

  • ЕГЭ по литературе в 2021 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2021 году
  • ЕГЭ по физике в 2021 году

25 задание ЕГЭ по истории: изменения

Главное изменение, которое коснулось 25-го задания — тема, о которой придется писать в сочинении. Раньше ученикам предлагали на выбор три периода из истории России. Дальше нужно было проанализировать события, процессы и личности выбранного отрезка времени. С этого учебного года в КИМах будут попадаться на выбор по три варианта либо исторических личностей, либо процессов.

Зачем это сделали? Историки ФИПИ уверяют: чтобы снизить количество заученных сочинений, которых за пять лет накопилось очень много. В это легко поверить! Например, в ХХ веке возможных периодов для задания меньше десятка — легко было выучить шаблоны. А теперь задания будут более непредсказуемыми и вариативными. 


Пример задания на исторические процессы (из демоверсии)

Пример задания с историческими личностями (из демоверсии)

↑ Часть 1.

Задание 1Задание 2

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) первое упоминание Москвы в летописиБ) Карибский кризисВ) Бородинская битваГ) Медный бунт 1) 988 г.2) 1147 г.3) 1662 г.4) 1812 г.5) 1939 г.6) 1962 г.

Задание 3

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государстваБ) реформы Избранной радыВ) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в РоссииГ) первые революционные преобразования большевиков 1) созыв Уложенной комиссии2) принятие Судебника Ивана III3) созыв первого Земского собора4) принятие Декрета о земле5) принятие Русской Правды6) создание Временного правительства

Задание 4Пропущенные элементы:

Задание 5

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) Ледовое побоищеБ) Ливонская войнаВ) Полтавская битваГ) разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму 1) А.А. Брусилов2) Андрей Боголюбский3) А.М. Курбский4) Александр Невский5) А.Д. Меншиков6) М.В. Фрунзе

На позиции 6 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 6. Модель 1

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
XIX в. ________________ (А) Создание Тройственного союза
___________ (Б) Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха Третий крестовый поход
___________ (В) Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству _____________ (Г)
XVIII в. ________________ (Д)   _____________ (Е)

Пропущенные элементы:Задание 6. Модель 2.

Век Событие истории России Современник
XIX в. ________________ (А) Отто фон Бисмарк
___________ (Б) Начало княжения в Киеве Ярослава Мудрого Вильгельм Завоеватель
___________ (В) Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству _____________ (Г)
XVIII в. ________________ (Д) _____________ (Е)

Пропущенные элементы:Задание 7Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Задание 8Задание 9На позиции 10 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 10. Модель 1Задание 10. Модель 2Задание 11Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 12 и 13
Задание 12Задание 13Задание 14

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Слово о полку Игореве»Б) «Домострой»В) картина «Боярыня Морозова»Г) роман «Тихий Дон» 1) Автор – И.Е. Репин.2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева.3) Автор – священник Сильвестр.4) Описываемые события произошли в XII в.5) Автору была присуждена Нобелевская премия.6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола.

Особенности ЕГЭ по истории: на что обратить внимание

Особое внимание при изучении материала стоит обратить на четыре блока, в которых чаще всего допускаются ошибки:

Всеобщая история – нужно запомнить даты всех событий из с точностью до половины века.
Картография – при изучении событий и личностей стоит следить за действиями по картам не только отдельных событий, но и всего периода; обращать внимание на такие детали, как названия мест, операций, конфликтующих сторон.
Культура – обязательно сопровождать изучение периода иллюстративным материалом, историческими и художественными текстами, в которых прослеживается дух времени.
Новейшая история – не игнорируйте начало 2000-ых годов: в ЕГЭ могут попасться вопросы по первым путинским преобразованиям и деятельности Д.А. Медведева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector