Тесты по истории

Восстание морисков

В декабре 1568 года две сотни селений, жителями которых были мориски, восстали против испанского владычества. Доведённые до крайней степени отчаяния, арабы жестоко обходились с христианами, проживавшими на их территории — часть они убивали на месте, часть угоняли в рабство и продавали в Африку, в особенности это касалось женщин. Центром сопротивления стала Альпухарра — горный район Гранады, обеспечивавший надёжное положение морискам, которых на момент начала выступления было около 4 тысяч. Тогда же вновь возникли слухи о турецкой поддержке этой акции: «Говорят, что среди них находится 300 турок, но, по другим сведениям, речь идёт всего о восьми или десяти спасшихся с турецкого галиота, который потерпел крушение у тамошних берегов».

Очаги сопротивления испанцам в Гранаде. (commons.wikimedia.org)

Филипп II не мог оперативно отреагировать на выступление морисков. Испанские войска находились где угодно — в Нидерландах, Италии, Новом Свете, — но не в самой Испании. Поэтому в первый год войны мориски имели дело с городским ополчением и отрядами наёмников, для которых нажива была делом куда более важным, чем защита чести испанской короны. В стычках участвовали мелкие отряды. Раз за разом мориски терпели поражение и уходили в горы — для того, чтобы вернуться вновь. Было ясно, что без привлечения регулярной армии и проведения крупных операций не обойтись.

В апреле 1569 года Филипп назначил своего сводного брата Хуана Австрийского на подавление восстания. Однако тот не предпринял решительных действий против повстанцев в ожидании прибытия подкреплений — терции из Италии должны были усилить слабое городское ополчение. К этому времени численность восставших достигла 25 тысяч, и тогда испанская администрация решилась на массовые депортации морисков из Гранады. Десятки тысяч арабов были насильно переселены в Кастилию, многие из них скончались в дороге в суровые зимние месяцы 1570 года.

Только после этих жесточайших мер и получения подкреплений Хуан решился на окончательное подавление выступления. К 1571 году основные очаги сопротивления в горных районах угасли. Многие зачинщики восстания нашли свою смерть на кострах инквизиции. Испанцы выжгли селения морисков «огнём и мечом» — лишь 20 тысяч остались проживать в Гранаде, впоследствии ассимилировавшись с местным населением. Такую жестокость можно объяснить новой вспышкой противостояния с Османской империей — в том же 1571 году была образована Священная лига, война с турками принимала активный характер, и Филипп не желал видеть на своей земле потенциальных шпионов и партизан.

Марраны и мориски — испанские перекрещенцы

Вера в незыблемость католичества в Испании имела довольно глубокие корни, связанные с непростой историей страны. Ещё века не прошло с момента окончания Реконкисты — отвоевания у арабов территории Пиренейского полуострова. Только в 1492 году пала Гранада, а борьба с захватчиками, господствовавшими в Испании несколько веков, шла прежде всего под религиозными знамёнами. Католические священники играли важную роль в общественной жизни Кастилии и Арагона, а инквизиция, образованная в Испании в конце 14-го века, контролировала лояльность новообращённых подданных в отвоёванных областях.

Это были прежде всего марраны и мориски. Первые — евреи, с приходом испанцев в места их проживания принявшие христианство, дабы избежать погромов. В это время уже распространялись фантастические слухи о тайных саботажах иудеев: отравлении колодцев, преднамеренном распространении чумы. К тому же в 1492 году Изабелла и Фердинанд предписали евреям креститься в трёхмесячный срок, иначе они будут высланы из страны. Вторые — арабы, перешедшие в веру Христа по похожим причинам. Не имея возможности уйти в Северную Африку, они предпочитали изменить исламу и не жить в постоянном страхе за жизнь и имущество. После перехода в христианство многие марраны и мориски продолжали тайно исповедовать иудаизм и ислам.

Марраны. (commons.wikimedia.org)

Несмотря на изданные эдикты, зачастую предписания королей не соблюдались. На местах еврейские и арабские общины продолжали жить по-своему, хотя и с опаской. Тем более, что в начале 16-го века Испания была занята другими делами — бесконечными войнами с Францией, противодействием Османской империи и колонизацией Нового Света. Ситуация изменилась с восшествием на престол Филиппа II.

Другие тесты автора Давайте пройдем тесты

4 апреля 2021 8919

Проходили 1128 раз

Тест по биологии: «Клетка»

HTML — код

9 февраля 2021 4497

Проходили 1543 раза

Тест: «Гроза», Островский А. Н.

HTML — код

31 марта 2021 37870

Проходили 4217 раз

Тест на когнитивные способности

HTML — код

18 марта 2021 28552

Проходили 11390 раз

Кто ты из My Little Pony? Тест

HTML — код

3 июня 2021 2426

Проходили 371 раз

Тест: Пьеса «На дне», Горький М.

HTML — код

25 августа 2021 1193

Проходили 231 раз

Тест: Белки

HTML — код

22 декабря 2020 29769

Проходили 7731 раз

Тест: Какая ты принцесса из Disney?

HTML — код

16 декабря 2020 15958

Проходили 1493 раза

Тест на времена английского языка

HTML — код

8 апреля 2021 9743

Проходили 1360 раз

Тест: Какое хобби вам подойдет?

HTML — код

23 марта 2021 17451

Проходили 3550 раз

Тест на умственную отсталость

HTML — код

9 декабря 2020 18835

Проходили 4131 раз

Тест на психопатию: ты псих или нет?

HTML — код

12 января 2021 29925

Проходили 3693 раза

Тест: Какая профессия тебе подходит?

HTML — код

13 июля 2021 1722

Проходили 156 раз

Тест: Отечественная война, 1812 г.

HTML — код

3 февраля 2021 23856

Проходили 3673 раза

Тест: Кто ты из Undertale?

HTML — код

26 декабря 2020 24041

Проходили 3307 раз

Кто тебе подходит по знаку Зодиака?

HTML — код

1 октября 2021 165

Проходили 13 раз

Тест по теме «Лексика»

HTML — код

Преследования протестантов и недовольство морисков

Начав самостоятельное правление после отречения Карла V, Филипп стремился следовать советам своего отца, полученным ещё во времена наместничества — он часто оставался за главного во время многочисленных отъездов императора. Одну из главных целей во внутренней политике молодой король видел в сохранении единства католического мира и недопущении проникновения влияния реформистов на свою территорию. Главным инструментом в реализации этих целей был институт церкви, поддерживаемый королём, и инквизиция.

В первую очередь Филипп разобрался с малочисленными протестантами, чьи общины существовали в Вальядолиде и Севилье. Первые были приверженцами кальвинизма, вторые исповедовали христианство по Мартину Лютеру. В 1559 году обе общины были разгромлены инквизицией, вышедшей на след отступников благодаря доносам и допросам с пристрастием. Многие были сожжены в присутствии короля — казни были призваны показать непримиримость борьбы с еретиками и заставить оставшихся протестантов покинуть пределы Испании.

Казнь протестантов в Вальядолиде. (commons.wikimedia.org)

После отступников настала очередь морисков, сотни тысяч которых всё ещё проживали в южных пределах королевства. В условиях противостояния Османской империи в Средиземном море Филипп II подозревал перекрещенцев в тайной поддержке турок. Эти подозрения не были беспочвенны — мориски имели своих представителей при дворе османского султана, а на территории Османской империи проживало большое количество родственников оставшихся в Испании арабов.

Крещение морисков. (commons.wikimedia.org)

При Филиппе II давление инквизиции на морисков усилилось. Участились случаи обвинительных приговоров и казней, конфискации земель. Учитывая, что население бывшего Гранадского эмирата почти наполовину состояло из таких перекрещенцев, взрыв должен был когда-нибудь состояться. Это случилось уже в 1568 году.

Христианский принц

Любой король прежде всего должен заботиться о своих подданных, ведь он — наместник божий. Только соблюдая христианские нормы морали, можно достичь процветания государства, Царствия Небесного. Так воспитывались практически все монархи, и Филипп не стал исключением. Сын Карла V, стремившегося построить такое царство в масштабах, как минимум, Европы, готовился к похожей судьбе. Наставники будущего короля Испании, цвет аристократии и представители интеллектуальной элиты своего времени, руководствовались теми же принципами, которые изложил в «Воспитании христианских принцев» известный гуманист Эразм Роттердамский, приложивший руку к становлению характера Карла V.

Филипп много читал. В его библиотеке присутствовали труды уже упоминавшегося Эразма, Николая Коперника, известного итальянского гуманиста и философа Пико делла Мирандоллы — всё, что нужно для воспитания разносторонне развитого государя. Однако место воспитания сильно влияло на молодого человека. Испания никогда не была центром Реформации, всегда оставаясь сугубо католической страной. От традиций никуда не деться — и Филипп впитал кастильский жизненный уклад. Это точно не сделало из него монстра, какого потом рисовали короля протестантские публицисты, но явно повлияло на категоричную отрицательную оценку отступников. «Я не предполагаю и не желаю править еретиками», — писал Филипп в 1566 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector