Чем занимается веб-разработчик и что нужно уметь для первой работы

Чем занимаются фулстек-разработчики

Фулстек-разработчик — это специалист, который сочетает в себе навыки фронтендера и бэкендера. Он может разрабатывать как клиентское, так и серверное ПО. 

Клиентом в программировании называют систему, которая отправляет запросы на выполнение каких-то процедур, получает ответы и отдаёт результат пользователю. Сервер же выполняет процедуры в ответ на запросы пользователя и передаёт на клиент результат выполнения этих процедур. В веб-контексте клиентом чаще всего выступает браузер, а сервер — это веб-сервер (машина и набор программ в облаке). 

В разрезе веб-разработки клиентское ПО — это те программы, которые выполняются в браузере. Например, браузер рисует весь интерфейс, реализует его анимацию, отправляет какие-то данные на сервер. Серверное ПО — это те программы, которые выполняются на сервере. Например, сервер может отфильтровать данные миллионов пользователей Яндекса по году рождения и отправить клиенту только рожденных в 1990 году.

Фулстек-разработчик может создать графический интерфейс, запрограммировать всю необходимую логику, выполняемую на сервере, а потом построить связь между этими двумя частями, чтобы получить единое приложение. Помимо работы с HTML и CSS он также знает, как писать программы, которые исполнит браузер, — и то, как запрограммировать сервер. Фулстек может сам создать форму регистрации и дописать к этой задаче весь серверный код, который проверит, не был ли зарегистрирован такой пользователь ранее. Если человек уже есть в базе, то сервер отправит сообщение об ошибке в браузер, если нет — сохранит данные в базу данных, а браузеру отправит ответ об успешной регистрации пользователя.

Преимущества и недостатки профессии

К плюсам относится:

  1. Профессия доступна и новичкам в программировании.
  2. Должность имеет востребованность на рынке услуг.
  3. Имеются перспективы карьерного роста.
  4. Возможность взяться за крупные проекты и работать с зарубежными компаниями.
  5. Высокая зарплата.

Минусы профессии:

  1. Постоянное развитие и освоение новых технологий.
  2. Отсутствие четкой границы и описания обязанностей. Руководитель может сам назначить функции и задачи работника. И это может стать для фронтенд-разработчика проблемой.
  3. Зависимость от других специалистов и постоянное взаимодействие с ними. Не всегда получается все согласовать с первого раза, что приводит к замедлению процесса работы.

Machine learning in Frontend. Trial

ML может применяться в задачах разработки веб-интерфейсов. Благодаря библиотеке Tensorflow, которая является одной из популярных библиотек для ML и имеет версию для Node.js и браузера, мы получаем возможность машинного обучения на известном стеке. Здесь JavaScript подтверждает свою универсальность.

Эти возможности позволяют решать задачи такими способами, о которых раньше не задумывались, но для этого необходимо теоретическое знание ML. Пример задач, где применим ML, — повышение скорости работы интерфейса.

Одна из наших команд экспериментировала и сделала сервис, предсказывающий вероятность посещения следующей страницы. Затем интегрировала этот сервис в стратегию предзагрузки одного из проектов — теперь в некоторых случаях пользователь при переходе на следующую страницу увидит ее моментально, без ожидания загрузки. Мы разработали свое решение на базе Tensorflow.js. Конкретно для этой задачи существует open-source-решение от Google — Guess.js, которое на основе данных из Google Analytics делает похожее. Советуем попробовать.

Еще из примеров использования ML в задачах фронтенда можно выделить анализ кода для выявления дубликатов, анализ верстки на соответствие гайдлайнам и даже возможность поправлять ее, распознавать документы в браузере, не передавая их по сети, генерировать пользователям индивидуально подстроенный интерфейс, повышать accessibility — допустим, голосовым управлением.

Как стать frontend-разработчиком? Что нужно знать и уметь?

Ниже находится пошаговая инструкция, как стать frontend-программистом с нуля и что нужно знать для работы в этой сфере:

  1. Освоить HTML и CSS. HTML – это язык разметки веб-документов. CSS – каскадные таблицы стилей. Они управляют оформлением различных элементов на страницах (например, размером шрифтов).
  2. Изучить JavaScript – основной язык, который нужно знать frontend-программисту. Существуют различные библиотеки готовых скриптов, написанных на JavaScript. Их тоже лучше изучить, чтобы пользоваться ими и ускорять свою работу. Пример такой библиотеки – jQuery.
  3. Изучить методологию верстки, например, БЭМ от Яндекса. Методология помогает создавать веб-приложения по определенным принципам, которые помогают разбираться в чужом коде и в своем тоже по прошествии какого-то времени.
  4. Изучить фреймворки, в частности, Bootstrap. Фреймворк – это набор неких готовых решений, на базе которых можно создавать веб-сайты быстрее, чем при написании кода с нуля.
  5. Освоить кроссбраузерную верстку и научиться создавать страницы, которые одинаково выглядят в разных браузерах.
  6. Изучить адаптивный дизайн, т.е. дизайн, который подстраивается под размеры экрана пользователя. Таким образом сайт приемлемо выглядит на разных устройствах (компьютер, планшет, смартфон).
  7. Не лишним будет освоить языки серверного программирования на базовом уровне. Например, язык PHP – один из самых популярных в среде веб.
  8. Изучить Git и научиться работать с системами контроля версий.

Как видим, программа обучения frontend-программиста весьма обширна и включает множество навыков и умений.

Важные личные качества

  • Однозначно нужны коммуникативные навыки, поскольку придётся работать с требованиями пользователей, уточнять что-то внутри рабочих групп, тесно общаться с проектировщиками, бэкендерами, дизайнерами, тестировщиками. Вы должны уметь задать правильные направляющие вопросы, чтобы получить максимально точные и однозначные ответы. Реализовывать что-то молча, а потом переделывать из-за вала обращений пользователей — признак непрофессионала.
  • Любознательность поможет всегда быть на переднем крае технологий, забирать в проект лучшие новинки в стеке, узнавать первым о возможностях и внедрять их в продакшен.
  • Общая эрудированность, интуиция и эмоциональность помогут лучше понять, чем живут пользователи, «влезть в их шкуру», осознать особенности поведения в вебе различных социальных групп и применить это знание в разработке.
  • Художественные навыки, вкус и чувство стиля помогут сочетать готовый дизайн и грамотно выстроенный интерфейс. 

Как выбрать сферу и начать в ней развиваться

Принято считать, что во фронтенд чаще идут люди, склонные к визуальной репрезентации своих усилий. Ведь фронтенд — это во многом продолжение дизайна, попытки упростить взаимодействие пользователя с продуктами через графические интерфейсы. 

Бэкенд основывается на других вещах: на первый план выходят понятия стабильности работы и отказоустойчивости сервисов, скорости их работы, безопасности хранения и передачи данных, оптимизации производительности процессов в программах. Такая деятельность подойдет скрупулёзному человеку, который проявляет внимательность к деталям и может предположить самые неожиданные исходы в различных ситуациях.

Фронтенд-разработчику стоит начать с изучения HTML, CSS, JavaScript. Бэкенд-разработчику нужно изучить хотя бы один из скриптовых языков (например, Python или Ruby), разобраться с основами работы сетей и интернета. Также нужно будет освоить взаимодействие с реляционными и нереляционными базами данных на выбранном языке. 

Если человек начинает с нуля, то стоит прочесть книгу Чарльза Петцольда «Код. Тайный язык информатики» — в ней простым языком рассказывается о том, как работает компьютер. Она пригодится как начинающим бэкендерам, так и фронтендерам. Для старта в обеих областях достаточно знания школьной математики и английского.

Frontend-разработчик и суть его работы

Профессия frontend-разработчика выделилась относительно недавно и ещё вызывает путаницу у работодателей. Не все до конца понимают, чем конкретно он должен заниматься и периодически предлагают фронтенду заниматься обязанностями верстальщика. Да и с названием часто бывает путаница: в вакансиях его норовят назвать то «фронтендщиком», то «front end разработчиком», то ещё как-то.

В действительности, конечно, работа frontend-разработчика мало что общего имеет с версткой сайтов. Его основная задача – взглянуть на конечный продукт глазами простого пользователя и донести свои замечания до исполнителей. Одним словом, задача типичного фронтенд-разработчика – «подружить» сайт, программу, приложение с клиентом.

Эта профессия требует умения анализировать и адаптировать полученную информацию, активно взаимодействовать с заказчиком.

Пользовательский опыт

▍Поддержка устаревших браузеров (полифиллы)

полифиллыэтомCan I Use

  • Angular. В документации к Angular есть особый раздел, посвящённый браузерной поддержке.
  • React. Проекты, создаваемые с помощью Create React App, поддерживают, как и ReactDOM, браузеры, начиная с IE 9. Эта поддержка основана на использовании полифиллов.
  • Vue. Здесь особенности поддержки устаревших браузеров описаны в к CLI.

▍Локализация и интернационализация

  • Использование на сайте выпадающего списка с перечнем языков, поддерживаемых проектом.
  • Доступ к сведениям о географическом местоположении пользователя (с помощью браузерного API Geolocation) и адаптация веб-сайта в соответствии с полученными данными.
  • Указание сведений о языке в URL. Например, это может выглядеть так: , или так: , или даже так: .
  • Angular. Angular, повторюсь, это полноценный фреймворк, он даёт разработчику готовое решение.
  • React. Задачи интернационализации проектов можно решать с помощью популярной в React-среде библиотеки react-i18next.
  • Vue. В решении рассматриваемых нами задач очень хорошо показывает себя библиотека vue-i18n.

▍Доступность контента

  • Использование атрибута изображений .
  • Применение ARIA-атрибутов для оформления описаний содержимого страниц сайта.
  • Поддержка возможности изменения размеров текста.
  • Наличие высококонтрастного режима.
  • Поддержка навигации по сайту с использованием клавиатуры, в частности, клавиши и клавиш-стрелок.

a11yproject.com

Angular. В документации к этому фреймворку есть особый раздел. Разработка доступных проектов поддерживается и на уровне Angular CDK.
React. Речь о доступности ведётся и в документации к библиотеке React. Существует и специальная библиотека — react-a11y

Но эта библиотека больше не поддерживается, поэтому пользуйтесь ей с осторожностью и учитывайте то, что её планируется заменить на библиотеку react-axe.
Vue. Разрабатывать доступные проекты на Vue поможет плагин vue-a11y

При создании библиотеки vuetify тоже учтены соображения доступности.

Soft Skills и Hard Skills фронтендера

Условно знания можно разделить на Soft Skills и Hard Skills. Они могут отличаться не только по навыкам, но и итоговой зарплате. Программист фронтенд должен понимать различия:

Soft Skills. Личностные качества, необходимые для карьерного роста. Сюда условно относят:

  • аналитический склад ума;
  • стремление постоянно обучаться;
  • умение нести ответственность за проделанную работу;
  • адекватное отношение к критике, внесению правок;
  • нацеленность на результат;
  • умение работать в команде;
  • желание осваивать новые инструменты и технологии.

Hard Skills. Базовые навыки, которые прописываются в должностных инструкциях. Начальные и основные профессиональные умения. Ими обязан обладать даже junior frontend разработчик.

Основное программное обеспечение или что должен знать frontend и использовать в работе:

  • HTML;
  • CSS;
  • JavaScript;
  • jQuery;
  • Photoshop;
  • Шаблонизаторы.

Профессия доступна даже новичкам в программировании. Но не стоит ждать высокой оплаты труда при минимально развитых навыках. К преимуществам профессии относят востребованность должности, перспективы карьерного роста, возможность работать с зарубежными компаниями при условии знания языка.

Но есть и минусы, ведь даже зная кто такой фронтенд разработчик, компании нередко не могут сами назначить четкие границы его обязанностей. Помимо стандартных нередко включают инжиниринг, developing и др.

Поэтому полезно сначала пройти стажировку, чтобы знать с чем придется работать потом. Различия в требованиях компаний могут быть колоссальными.

Общий монорепозиторий. Hold

Будем считать, что общий монорепозиторий — это глобальный репозиторий уровня компании или направления. Группы людей, работающие в таком репозитории, практически не связаны общими целями и могут иметь разные процессы.

С другой стороны — репозиторий уровня команды, где все участники репозитория объединены общими целями, имеют единые процессы, бизнес-контекст. В таком репозитории может находиться код нескольких приложений или пакетов, если над ними работает одна команда. Формально репозиторий останется моно, но меньшего масштаба. Все внешние зависимости, например core-код-компании, должны подключаться через пакетные менеджеры с версионированием.

Из плюсов глобальных репозиториев — возможность быстрее внедрять сквозные изменения, затрагивающие все команды. Из минусов — вероятна сложная модель ветвления, риск получить сильно связанный код, конфликты кода от разных команд.

Если у вас нет планов использовать глобальный монорепозиторий, то ограничьтесь репозиториями уровня одной команды и разделяйте репозиторий, когда текущая команда растет. В других случаях инвестируйте в инфраструктуру и инструментарий вокруг репозитория, чтобы поддерживать работу с глобальным репозиторием на эффективном уровне.

Инструменты

Для того, чтобы войти в профессию, необходимо освоить три инструмента:

  1. HTML — язык разметки документов. С его помощью создается структура страницы: заголовки, подзаголовки, абзацы, списки и т.д.
  2. CSS — язык описания внешнего вида страницы. Благодаря ему структура обретает конкретный дизайн: цвета, шрифты, расположение элементов.
  3. JavaScript — самый популярный язык программирования (по данным Stack Overflow). Позволяет реагировать на действия пользователей, то есть делает страницы интерактивными. Например, если вы навели курсор на иконку, и она подсветилась, это произошло благодаря JavaScript. Также способствует отправке данных на сервер (например, когда вы ввели логин и пароль, чтобы авторизоваться на сайте).

Знание трех языков станет базой для будущего фронтендера. Но это, конечно, еще не все. Понадобится освоить другие инструменты. Какие именно, будет зависеть от проекта.

Например, метаязыки SASS и LESS ускоряют процесс создания CSS-кода, он получается быстрым, валидным. PUG делает то же самое для HTML-кода.

Flexbox (один из модулей CSS) позволяет управлять размером, расположением элементов, выравнивать их по нескольким осям, распределять свободное место между элементами и т.д.

JavaScript-библиотеки, например JQuery, сокращают коды, могут сделать из длинного однострочный. На JQuery разработано множество популярных динамических эффектов, которые удобно подключать к проекту. Также популярна библиотека Redux.

Могут пригодиться фреймворки — наборы из нескольких библиотек, также призванные ускорять разработку сайтов. Angular и Vue.js — JavaScript-фреймворки, которые применяют чаще других.

Владение системой контроля версий Git дает возможность отслеживать изменения в файлах и вести один проект совместно с коллегами.

Node.js — программная платформа, которая позволяет работать с JavaScript вне браузера. Владение Node.js приближает фронтендера к бэкенд-разработчикам. А знакомство с языками PHP и Python не только облегчит работу в команде, но и поспособствует становлению фулстэком.

Какие еще скилы помогут погрузиться в профессию и чувствовать себя в ней комфортно?

  • Математические знания: структуры данных, алгоритмы, переменные и функции + развитое абстрактное мышление.

  • Английский язык, чтобы не переводить спецификацию в Google Translate, общаться с коллегами и заказчиками (если попадете в иностранную компанию), заниматься самообразованием.

  • Коммуникабельность и умение работать в команде. Фронтенд-разработчик — это не соло-специальность, ему необходимо регулярно контактировать с бэкендерами, дизайнерами, тестировщиками. Желательно, чтобы общение было конструктивным и приятным. 🙂

В целом фронтендер — конечно, технарь, но не без тяги к прекрасному, ведь его работа не только про функциональность, но и про дизайн.

Что нужно знать начинающему front-end разработчику

На сегодняшний день услуги специалистов по созданию пользовательского интерфейса весьма востребованы и хорошо оплачиваются. Однако есть и существенные недостатки. В частности, здесь отсутствует четкое описание того, что входит в профессиональные обязанности, а что не входит. По этой причине каждый руководитель может самостоятельно определять и оценивать круг деятельности. Иногда это может стать проблемой, поскольку могут потребоваться знания и навыки, которыми фронт-энд разработчика не обладает.

Вторым, не менее отталкивающим фактом является то, что специалист зависим от огромного количества различных людей, будь то разработчики программно-административной части web-приложения, дизайнеры или аналитики. С каждым из них ему необходимо согласовывать этапы и непосредственно процесс работы, участвовать в обсуждениях для поиска оптимального варианта и т. д. Как правило, местом работы для него служат крупные компании и агентства по разработке созданию веб-ресурсов, клиент-серверных приложений и мобильных клиентов.

Также начинающий front-end разработчик должен знать, где именно он может получить соответствующие знания и образование, подкрепленное дипломом. Во-первых, он может поступить в Международный учебный центр IT-образования «Компьютерная академия Шаг». Здесь только очное отделение, а выпускники получают соответствующие сертификаты и международный диплом. На сегодняшний день филиалы академии представлены в шестнадцати странах мира. Во-вторых, можно пройти онлайн-курсы в Образовательном IT-портале GeekBrains. За шестинедельный курс здесь можно пройти стажировку.

Стоит отметить, что в данных учебных заведениях человек может получить только базовое образование, а чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо заниматься самообразованием, параллельно подкрепляя полученные знания и навыки практикой.

Фронт + бэк = фулстэк

Если в двух словах, то фронтенд (Front-end) — это сцена, бэкенд (Back-end) — закулисье, а фулстек (Full Stack) — их совокупность, то есть вся подготовительная работа к спектаклю и сам спектакль.

Когда вы заходите на какой-нибудь ресурс, и перед вами появляется текст, картинки, анимация, вы видите работу фронтендера. Он отвечает за ту часть сайта или приложения, с которой взаимодействует пользователь:

  • Превращает макет дизайнера в код. Щелкните правой кнопкой мыши прямо сейчас, выберите «Исходный код страницы» — его написал фронтендер.

  • Оживляет дизайн с помощью интерактивных элементов, например, онлайн-калькулятора на строительном сайте.

  • Следит, чтобы информация корректно отображалась на разных устройствах. Если в мобильной версии все «поехало», это недочет фронтендера.

  • Готовит данные к отправке на сервер или в сторонние приложения.

Иногда этого специалиста путают с верстальщиком, но последний занимается только версткой по макету (см. первый пункт в списке выше), функционал фронтендера шире. Он также должен иметь представление об особенностях UI/UX-дизайна и бэкенда — программно-аппаратной части сайта.

Бэкенд-разработчик отвечает за то, что скрыто от глаз пользователя, происходит вне его компьютера или другого устройства. Например, когда вы вводите запрос в поисковой строке Google или Яндекс, вы имеете дело с фронтендом, как только вы нажимаете Enter, в игру вступает бэкенд. Запрос уходит на сервер поисковика, распознается там и возвращается в виде понятного ответа. В выдаче появляется список сайтов — это снова фронтенд.

Коды для фронта и бэка пишутся на разных языках. Для первого наиболее актуальны HTML, CSS, JavaScript, для второго — Ruby, PHP, Python, Java.

Фулстэк-разработчик владеет сразу несколькими языками, отвечает и за «темную» серверную сторону, и за «светлую» пользовательскую. Иногда он также обладает компетенциями UI/UX-дизайнера. В общем, универсал.

Эксперимент 4

Последний эксперимент для отработки выученных правил. Иногда последствия передовых практик не всегда очевидны до тех пор, пока они не применяются для большого проекта.

В качестве последнего эксперимента создайте собственный сайт-портфолио. Для фронтенд-разработчика портфолио—самый важный актив. Сайт-портфолио предназначен для демонстрации ваших работ

Что еще более важно, это постоянно обновляющийся отчет вашего прогресса в разработке. Поэтому создавайте портфолио даже если у вас 1–2 работы

ShiftBrain Studio

Для начала прочитайте статью от Adham Dannaway Мой (простой) процесс дизайна и разработки сайта-портфолио (англ.).

Если первый вариант вашего портфолио не идеален — это нормально! Портфолио пройдет через множество итераций (рус.)

В первую очередь важно использовать при разработке все ваши навыки

Будьте в курсе

До тех пор, пока HTML и CSS не выйдут из употребления, важно оставаться в курсе всех событий в области фронтенда. Мир фронтенда все время изменяется

Мир фронтенда все время изменяется

Ниже приведен список сайтов, блогов и форумов, которые являются передовыми источниками информации.

Чем занимаются фронтенд-разработчики

Фронтенд-разработчик превращает дизайн-макет в страницу, которая открывается и работает в браузере. Также он программирует логику поведения визуальных элементов, получает данные от бэкенда, организует их предоставление пользователю. Фронтендер может собирать данные от пользователя, программировать лёгкую обработку этих данных или отправку на бэкенд для дальнейшей обработки.

Что нужно знать фронтенд-разработчику:

  • Языки: HTML, CSS, JavaScript, всё чаще требуется TypeScript.
  • Фреймворки: React, Vue или Angular. Нужно уметь работать с одним из них.
  • Дополнительные инструменты: работа с внешними расширениями через NPM или Yarn, настройка сборки фронтенда (например, Webpack).

Рассмотрим типичную задачу младшего фронтенд-разработчика.

Предположим, у команды есть проект на React и TypeScript. В него нужно добавить компонент, выводящий на страницу иконку. Иконка может быть разных цветов в зависимости от ситуации, в которой она появляется:

‘primary’ — основной цвет,

‘secondary’ — вспомогательный цвет,

‘error’ — цвет в случае ошибки,

‘success’ — цвет в случае успешной операции.

Все цвета заданы в дизайн-системе. Связь названий и цветов описана в файле utils.ts. Выглядит он примерно так:

// utils.ts

type TIconTypes = 'secondary' | 'primary' | 'error' | 'success';

export type TIconProps = { type: TIconTypes, onClick?:() => void; };
export const getIconColor = (type: TIconTypes) => {

  return `${
    type === 'secondary'
      ? '#8585AD'
      : type === 'error'
      ? '#E52B1A'
      : type === 'success'
      ? '#00CCCC'
      : '#F2F2F3'
  }`;
};

В файле описываются возможные типы иконок и то, как они связываются с цветами из дизайн-системы. Младшему фронтенд-разработчику остаётся описать только сам компонент:

// icon.tsx

import React from 'react';
import { getIconColor, TIconProps } from './utils';

export const Icon = ({ type }: TIconProps) => {
  return (
    <svg
      xmlns="<http://www.w3.org/2000/svg>"
      width="24"
      height="24"
      viewBox="0 0 24 24"
      fill={getIconColor(type)}
    >
      <path d="/* здесь будет длинный набор чисел, описывающих svg-изображение */"/>
    </svg>
  );
};

В файле icon.tsx создаем саму иконку так, чтобы при встраивании этого компонента в любое место приложения можно было задать ее состояние.

Это лишь небольшой пример задачи, но он наглядно демонстрирует необходимость понимания дополнительных технологий помимо HTML, CSS и JavaScript: например, React и TypeScript. То, какие технологии потребуются на конкретном проекте, определяет стек, принятый внутри команды или компании. Его нужно либо знать, либо быть готовым быстро в него погрузиться.

Front-end разработчик: кто это и чем он занимается

  1. Верстка дизайна. На данном этапе происходит создание структуры html-кода, который вмещает в себя элементы, располагающиеся на страницах сайта (картинки, текст, кнопки и т. д.) и отображающегося в пользовательском окне браузера. Главная цель здесь – добиться того, чтобы каждый элемент дизайна был абсолютно идентичен макету. Помимо HTML здесь используется формальный язык программирования CSS.
  2. Настройка функционирования кнопок, форм регистрации и обратной связи, галерей и прочего необходимого на сайте функционала. Для достижения высоких результатов Front-end должен применять готовый скрипт из библиотеки, либо создавать собственный.
  3. После того как основная часть работы выполнена, он приступает к тестированию работы.
  4. В дальнейшем он может давать рекомендации разработчикам касательно оптимального способа реализации той или иной функции на веб-ресурсе.

Как уже отмечалось, фронт-энд разработчик вбирает в себя несколько профессий: верстальщика и программиста. В отличие от обычного специалиста по верстке, который обладает навыками работы в HTML+CSS, в сферу его деятельности входит программирование интерактивных элементов, с которыми в дальнейшем контактирует посетитель сайта.

ES5 vs. ES6

Еще одна важная концепция, которую нужно понять, это отношение ECMAScript к JavaScript. Есть два основных направления в JavaScript, c которыми вы можете столкнуться в повседневной работе: ES5 и ES6. ES5 и ES6 это стандарты ECMAScript, которые использует JavaScript. Вы можете думать о них, как о версиях JavaScript. Окончательная спецификация ES5 была выпущена в 2009 и мы пользуемся ею до сих пор.

ES6, так же известный как ES2015, является обновленным стандартом и предусматривает новые конструкции языка JavaScript, например константы, классы и шаблонные строки

Важно отметить, что ES6 привносит новые возможности языка, но по прежнему определяет их семантику с точки зрения ES5. К примеру, классы в ES6 являются лишь “синтаксическим сахаром” для уже существующих в JavaScript прототипных наследований

Важно знать оба стандарта, ES5 и ES6, поскольку на текущий момент в разработке приложений могут использоваться как один, так и другой. Делюсь хорошими инструкциями по ES6: ES5, ES6, ES2016, ES.Next: What’s going on with JavaScript versioning и Getting Started with ES6 — The Next Version of JavaScript от Dan Wahlin

После их прочтения ознакомьтесь с полным списком отличий ES5 от ES6 в . Если вам все еще не достаточно, то зайдите на этот Github репозиторий с функциями ES6.

Больше практики

Если вы читаете эти строки, то можете поздравить себя. Вы уже узнали много нового о JavaScript. Давайте используем ваши знания на практике.

Лучшие книги и средства обучения

  • Стив Макконнелл «Совершенный код». Просто читайте эту книгу и впитывайте то, что там написано. Вы сразу (нет, не сразу) поймёте, что такое грамотная разработка, и чем она отличается от говнокода.
  • htmlbook.ru — просто добавьте этот сайт в закладки, закреплённое и в своё сердце. Это великолепная энциклопедия веб-разработчика на русском языке с адекватной и удобной структурой. 
  • Книги Кайла Симпсона — ищите то, что вам нужно и то что актуальной даты издания. Он очень круто пишет и структурирует информацию о JavaScript.
  • Хавербеке Марейн «Выразительный JavaScript. Современное веб-программирование» — практически ценная книга от настоящего профессионала. Если не ошибаюсь, у «Питера» пережила издание в 2019 году, свежак.
  • webref.ru — очень классный сайт для разработчиков веба, разбирайтесь, обучайтесь. 
  • Книги по вашей технологии — переводные или в оригинале (ищите O’Reilly).
  • codecademy.com — люблю этот сайт и иногда использую для поддержания мозгов в порядке. Интерактивный сайт для обучения разработке на разных языках программирования на английском, с самого низкого, нулевого, уровня. Есть базовый бесплатный курс, есть платный — 15$ в месяц. Нравится общая интерактивность, значки, ачивки и постепенное нарастание сложности задач. 
  • htmlacademy.ru — есть бесплатные курсы, части курсов и блог. Берите все знания, что сможете унести.
  • Бесплатные курсы и видео, которых бесконечно много на Youtube на русском и английском языках. Просто слушайте, повторяйте, систематизируйте знания. Для начала подойдут любые, очень скоро вы научитесь отличать крутые вещи от дилетантских. 
  • Ну и конечно — не бойтесь и не стесняйтесь коммитить в open source проекты (начните с небольших, а там и до библиотек, и до фреймворков дойдёте), ковыряйте чужой код, изучайте принципы и алгоритмы.
  • Хорошая статья с очень простым английским и подсказками для начинающих свой путь в JavaScript.
  • Конечно же Хабр. Одна команда RUVDS сколько крутого по JavaScript и фронтенду перевела!

Эксперимент 4

Dieter Rams Clock

Эксперимент 4 объединяет все что вы узнали о HTML и CSS, а так же знания по JavaScript. В рамках этого задания вы создадите часы с собственным дизайном и сделаете их интерактивными при помощи JavaScript. Перед началом я рекомендую прочитать Decoupling Your HTML, CSS, and JavaScript с целью изучения основных соглашений по именованию классов в случаях, когда в разработке участвует JavaScript. Я так же подготовил список примеров на CodePen. Вы можете использовать их как шпаргалки для этого эксперимента. Если нужно больше — поищите по слову clock на CodePen.

  • Flat Clock
  • Настенные часы на jQuery
  • Fancy Clock
  • Retro Clock
  • Простые часы на JavaScript

Есть два способа выполнения этого задания. Можете начать с проектирования и создания макета на HTML и CSS, а затем добавить JavaScript. Или вы можете сначала написать логику на JavaScript, а затем перейти к разметке и стилям. Вы можете использовать jQuery или чистый JavaScript.

JavaScript-фреймворки

После того, как вы вооружились основными знаниями о JavaScript, наступает время перейти к изучению фреймворков. Фреймворки — это JavaScript-библиотеки, которые помогут структурировать и организовать код. JavaScript-фреймворки предоставляют разработчикам набор решений для таких сложных задач, как маршрутизация, оптимизация производительности, управление состояниями. Обычно используются для создания веб-приложений.

Я не буду описывать все JavaScript-фреймворки. Тем не менее вот краткий перечень основных: Angular, React + Flux, Ember, Aurelia, Vue и Meteor. Вам не нужно изучать их все. Выберите один и научитесь работать с ним. Не пытайтесь угнаться за всеми новинками. Вместо этого постарайтесь понять основную философию разработки и принципы, на которых строятся фреймворки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector