Как написать эссе по обществознанию 2021

К29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений — 2 балла

2 балла

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

1 балл

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены

ИЛИ

В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт

ИЛИ

В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений

0 баллов

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён; теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания

ИЛИ

Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания

Первая часть

Максимум баллов, которые может принести каждое задание из первой части, – 2. Так оцениваются вопросы на установление соответствия и на выбор нескольких критериев из списка предложенных – с 4 по 9, 11, с 13 по 15 и с 17 по 20. 2 балла выставляются за правильный ответ, 1 – за ответ с одной ошибкой. Остальные шесть заданий оцениваются одним баллом каждое.

Всего в первой части 10 заданий базового уровня сложности и 10 – повышенного. Их верное выполнение оценивается в 34 первичных балла (56 тестовых).

Во всей работе содержится 22 вопроса базовой и повышенной сложности, за правильные ответы на них можно заработать 38 первичных баллов – 61 тестовый.

Демоверсия от ФИПИ по обществознанию, справочник Баранова для подготовки к ЕГЭ

Второй файл, который наряду с кодификатором незаменим при самостоятельной подготовке к испытанию, это демонстрационная версия экзамена. Документ носит название “нулевой вариант” или “демоверсия”, он уже выложен на официальном сайте Федерального Института Педагогических Измерений в свободном доступе в формате PDF.

Демоверсия представляет собой максимально приближенный к предстоящим экзаменам вариант заданий, а также предлагает заранее ознакомиться с бланками ответов, правилами их заполнения и оформления, критериями оценки и количеством возможных баллов за каждое задание.

Информация для изучения тем собрана на многочисленных интернет-ресурсах, а также в виде печатной литературы. Отлично зарекомендовала себя книга “ЕГЭ. Обществознание. Полный справочник” авторов Баранова, Шевченко и Воронцова. Издание постоянно дополняется и дорабатывается, а структура книги соответствует официальным кодификаторам с сайта ФИПИ

Выпускники отмечают важное преимущество справочника Баранова – это действительно полное собрание теоретической информации, не требующее дополнительных поисков и пособий

Подготовиться к ЕГЭ 2019 по обществознанию самостоятельно – вполне посильная задача для учеников, подошедших к делу основательно. Последовательность и систематичность в занятиях обеспечат высокие результаты на экзамене.

Алгоритм написания эссе:

  1. Внимательно прочитать все высказывания. Выделить одну или несколько основных идей. Сформулировать один или несколько тезисов в контексте высказывания, которые требуют обоснования.
  2. Подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их.
  3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.
  4. Качество приводимых фактов и примеров:
    • примеров должно быть не менее двух, но можно привести и больше.
    • в качестве источников могут использоваться факты общественной жизни, личного социального опыта (прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
    • они должны быть приведены без ошибок, конкретные и развернутые
    • пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Смотри также:

  • Критерии оценивания развернутых заданий ЕГЭ по обществознанию.
  • Приблизительный список тем эссе по 5 направлениям для ЕГЭ по обществознанию
  • Шаблон эссе по обществознанию
  • План (структура) эссе по обществознанию

Примерный перевод баллов ЕГЭ в оценки

В 2019 году установлены следующие минимальные баллы (информация с официального сайта):
Ниже информация по тестовым баллам.Для поступления в вузы:
Русский язык – 36
Математика – 27
Информатика – 40
Биология – 36
История – 32
Химия – 36
Иностранные языки – 22
Китайский язык – 17
Физика – 36
Обществознание – 42
Литература – 32
География – 37Для получения аттестата:
Русский язык – 24
Математика – 27
Математика базовый уровень – 3 (оценка)Соответствие первичных и тестовых баллов, будет полезно выпускникам 2019 года.

Математика. Базовый уровень

› Красной линией обозначен минимальный порог для получения аттестата. Вузы не принимают результаты базовой математики!

Оценка

Баллы

2

0-6

3

7-11

4

12-16

5

17-20

Математика

› Красной линией обозначен минимальный порог для поступления в вузы и получения аттестата.

Первичный балл

Тестовый балл

1

5

2

9

3

14

4

18

5

23

6

27

7

33

8

39

9

45

10

50

11

56

12

62

13

68

14

70

15

72

16

74

17

76

18

78

19

80

20

82

21

84

22

86

23

88

24

90

25

92

26

94

27

96

28

98

29

99

30

100

31

100

32

100

Русский язык

› Красной линией обозначен минимальный порог для поступления в вузы. › Зелёной линией для получения аттестата.

Первичный балл

Тестовый балл

1

3

2

5

3

8

4

10

5

12

6

15

7

17

8

20

9

22

10

24

11

26

12

28

13

30

14

32

15

34

16

36

17

38

18

39

19

40

20

41

21

43

22

44

23

45

24

46

25

48

26

49

27

50

28

51

29

53

30

54

31

55

32

56

33

57

34

59

35

60

36

61

37

62

38

64

39

65

40

66

41

67

42

69

43

70

44

71

45

72

46

73

47

76

48

78

49

80

50

82

51

85

52

87

53

89

54

91

55

94

56

96

57

98

58

100

Биология

Первичный балл

Тестовый балл

1

3

2

5

3

7

4

9

5

12

6

14

7

16

8

18

9

21

10

23

11

25

12

27

13

30

14

32

15

34

16

36

17

38

18

39

19

40

20

42

21

43

22

44

23

46

24

47

25

48

26

50

27

51

28

52

29

53

30

55

31

56

32

57

33

59

34

60

35

61

36

63

37

64

38

65

39

66

40

68

41

69

42

70

43

72

44

73

45

74

46

76

47

77

48

78

49

79

50

82

51

84

52

86

53

89

54

91

55

93

56

96

57

98

58

100

История

Первичный балл

Тестовый балл

1

4

2

8

3

11

4

15

5

18

6

22

7

25

8

29

9

32

10

34

11

35

12

36

13

37

14

38

15

40

16

41

17

42

18

43

19

44

20

45

21

47

22

48

23

49

24

50

25

51

26

52

27

54

28

55

29

56

30

57

31

58

32

60

33

61

34

62

35

63

36

64

37

65

38

67

39

68

40

69

41

70

42

71

43

72

44

75

45

77

46

79

47

82

48

84

49

86

50

89

51

91

52

93

53

96

54

98

55

100

Информатика

Первичный балл

Тестовый балл

1

7

2

14

3

20

4

27

5

34

6

40

7

42

8

44

9

46

10

48

11

50

12

51

13

53

14

55

15

57

16

59

17

61

18

62

19

64

20

66

21

68

22

70

23

72

24

73

25

75

26

77

27

79

28

81

29

83

30

84

31

88

32

91

33

94

34

97

35

100

Обществознание

Первичный балл

Тестовый балл

1

2

2

4

3

6

4

8

5

10

6

12

7

14

8

16

9

18

10

20

11

21

12

23

13

25

14

27

15

29

16

31

17

33

18

35

19

37

20

39

21

41

22

42

23

44

24

45

25

46

26

47

27

48

28

49

29

51

30

52

31

53

32

54

33

55

34

56

35

57

36

59

37

60

38

61

39

62

40

63

41

64

42

66

43

67

44

68

45

69

46

70

47

71

48

72

49

74

50

76

51

77

52

79

53

81

54

82

55

84

56

86

57

87

58

89

59

91

60

92

61

94

62

96

63

97

64

99

65

100

Химия

Первичный балл

Тестовый балл

1

3

2

6

3

9

4

12

5

14

6

17

7

20

8

23

9

25

10

28

11

31

12

34

13

36

14

38

15

39

16

40

17

41

18

42

19

43

20

44

21

45

22

46

23

47

24

49

25

50

26

51

27

52

28

53

29

54

30

55

31

56

32

57

33

58

34

60

35

61

36

62

37

63

38

64

39

65

40

66

41

67

42

68

43

69

44

71

45

72

46

73

47

74

48

75

49

76

50

77

51

78

52

79

53

80

54

83

55

86

56

89

57

92

58

95

59

98

60

100

Физика

Первичный балл

Тестовый балл

1

4

2

7

3

10

4

14

5

17

6

20

7

23

8

27

9

30

10

33

11

36

12

38

13

39

14

40

15

41

16

42

17

44

18

45

19

46

20

47

21

48

22

49

23

51

24

52

25

53

26

54

27

55

28

57

29

58

30

59

31

60

32

61

33

62

34

64

35

66

36

68

37

70

38

72

39

74

40

76

41

78

42

80

43

82

44

84

45

86

46

88

47

90

48

92

49

94

50

96

51

98

52

100

Иностранные языки

1 первичный балл = 1 тестовому. Всего 100 первичных. Порог – 22 балла.

География

Первичный балл

Тестовый балл

1

4

2

7

3

11

4

14

5

17

6

21

7

24

8

27

9

31

10

34

11

37

12

39

13

40

14

41

15

42

16

43

17

44

18

45

19

46

20

47

21

49

22

50

23

51

24

52

25

53

26

54

27

55

28

56

29

57

30

58

31

60

32

61

33

62

34

63

35

64

36

65

37

66

38

67

39

68

40

69

41

74

42

78

43

83

44

87

45

92

46

96

47

100

Литература

Первичный балл

Тестовый балл

1

3

2

5

3

7

4

9

5

11

6

13

7

15

8

18

9

20

10

22

11

24

12

26

13

28

14

30

15

32

16

34

17

35

18

36

19

37

20

38

21

40

22

41

23

42

24

43

25

44

26

45

27

47

28

48

29

49

30

50

31

51

32

52

33

54

34

55

35

56

36

57

37

58

38

59

39

61

40

62

41

63

42

64

43

65

44

66

45

68

46

69

47

70

48

71

49

72

50

73

51

77

52

80

53

84

54

87

55

90

56

94

57

97

58

100

(данные таблиц перевода баллов ЕГЭ за 2019 год)

Рекомендуем:

Шкала перевода баллов ОГЭ 2019 в оценки

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Готовиться к экзамену лучше по пособиям, учитывающим изменения ЕГЭ 2022 по обществознанию от ФИПИ, а новые задания и их группы тщательно изучить по критериям и примерам работ от знающих преподавателей. Это поможет избежать ошибок на экзамене и лучше изучить формат этого года.

Обращаться к заданиям прошлого года можно при условии, что они не были изменены или были изменены несущественно. Не забывайте об изменении нумерации в варианте!

Вторую часть желательно всегда отдавать на проверку экспертам, преподавателям или кураторам, особенно первое время. Новое правило о избыточной информации задает более строгие рамки, чем было раньше, поэтому взгляд со стороны на решение нужен обязательно!

Да, изменения в ЕГЭ по обществознанию — это нечто неожиданное и, на первый взгляд, сложное. Но при регулярной практике, нарешивании заданий нового формата вы сможете обойти других выпускников, не знакомых с изменениями, получить высокие баллы и поступить в университет мечты!

О структуре заданий

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.

7-10 – это «Экономика».

11-12 – «Социальные отношения».

13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).

16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:

  • Философия.
  • Социология.
  • Политология.

Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.

Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:

  • проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
  • привести соответствующий аргумент и др.

24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.

27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.

28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

Изменения в ЕГЭ по обществу

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

  • Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
  • Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
  • Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.

Критерии оценивания

Обществознание считается одним из самых сложных экзаменов. Согласно статистике, лишь около 50% учащихся получают высокий балл по данному предмету. Это обусловлено тем, что в экзамен включены задания из 5 модулей:

  • «Человек и общество»;
  • «Социология»;
  • «Экономика»;
  • «Политика»;
  • «Право».

Как сообщает ФИПИ, в обществознании, как и в других предметах, произошли изменения. В задании №20 оценка увеличена с 3 до 4 баллов. Также нововведения коснулись задания №29. Оно стало детализированным и теперь оценивается до 6 баллов. Максимальный первичный балл оценки за всю экзаменационную работу составляет 64 балла.

Внесенные изменения, по мнению Министерства образования, прежде всего направлены на повышение объективности оценивания знаний и навыков учащихся. Нововведения помогут выявить количество и качество информации, которой владеют школьники, сдающие обществознание.

Примеры сочинений ЕГЭ по обществознанию

29.1. Философия «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский). Оценка 5/6, снят балл по К2.

Известный русский
писатель и публицист Н.Г.Чернышевский рассуждает в рамках такой науки как
философия; науки, изучающей внутренний мир человека, его мировоззрение, взгляды
(и факт существования личности в целом). Будучи автором высказывания о процессе
самопознания, Чернышевский говорит о том, что человек, не изучивший и не
понявший себя в полной мере, никогда не достигнет «глубокого знания людей».

Я не согласна с
автором, ведь бывают и такие случаи, когда человек, познав какую-либо часть
своего окружения, начинает проецировать их образы и поведение на себя, анализировать
последнее, и лишь по завершении этого действия осознает свою сущность, находит
свое внутреннее «я».

Само по себе самопознание
— это особый вид познавательной деятельности, главной целью которого является
получение человеком знаний о самом себе. Основными методами самопознания
являются самонаблюдение и самоисследование; эти методы, при их использовании
индивидом можно считать умениями, приобретенными им в процессе становления
личности – социализации, которая, по определению, означает процесс получения
навыков, необходимых для жизни в обществе, путем взаимодействия с другими
индивидами и/или образами человека.

Так, например,
огромную роль в процессе социализации и дальнейшего становления личности играют
школьные уроки литературы — на них учащиеся в сопровождении учителя изучают
различные произведения мировой классики, анализируют действия персонажей, лирических
героев, да и самих «творцов историй» — писателей и поэтов. Проецируя изученные
модели поведения на себя, ученики оценивают их со своей субъективной точки
зрения, чем способствуют осуществлению более глубокого самоанализа и
самоисследования; то есть через познание внутреннего мира и мыслей других людей
(пусть и не всегда реально существующих) подростки находят и изучают свое
истинное «я».

Одним из таких
произведений, изученных нашим классом на уроках литературы, был роман Михаила
Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Основной акцент наш преподаватель
делал на изучении личности и мотивов действия главного героя – Печорина, молодого
человека, ощущающего себя оружием в руках судьбы, являющегося фаталистом и
совершенно не осознающего своих черт характера и личностных качеств (за
исключением пороков), но при этом отлично понимающего других людей, предпосылки
их поступков, их внутренние конфликты и тщательно скрываемые тревоги.

Проанализировав указанные выше примеры и рассуждения, можно сделать вывод, заключающийся в том, что человеку для глубокого знания других людей не обязательно полностью изучать себя, наоборот, практика в непосредственном понимании окружающих может способствовать развитию самопознания и, в дальнейшем, в формировании самосознания.

29.3 «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» (И. Гёте)

29 задание ЕГЭ по обществознанию

Оценивание работы

Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы. Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов

При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей

Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.

Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:

Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.

Общий оценочный балл

Чтобы вычислить итоговый балл за работу, эксперты суммируют оценки за каждое задание теста, которых в общей сложности 25. За правильный ответ на вопросы 1, 4, 10, с 13 по 15, а также 18 и 19 старшеклассник получит 1 балл. Что касается заданий 2, 3, с 5 по 9, 12, 16 и 17, то за них дается 2 балла при отсутствии ошибок или 1, если имеется не более 1 недочета. Наиболее «дорогостоящий» вопрос из первой части – тот, что под номером 11. За него причитается 3 балла при идеальном ответе, 2 – при наличии одной ошибки, 1 – двух или трех.

Вторая часть ЕГЭ – более сложная, а потому и удельный вес у нее выше. Здесь за абсолютно верные ответы на вопросы 20–22 школьник получает максимум 2 балла, а за 23-й – до 3-х включительно. Последние задания (24 и 25) – самые трудные, так как требуют развернутого ответа, и могут принести до 4-х и 12-ти баллов соответственно. Чтобы все эти факты не превращались для вас в мешанину из цифр, упорядочим их в таблице.

Номер задания Максимальный балл
1, 4, 10, 13–15, 18, 19 1
2, 3, 5–9, 12, 16, 17 2
11 3
20–22 2
23 3
24 4
25 12

Таким образом, на ЕГЭ по истории можно в общей сложности набрать до 56 первичных баллов. В итоговом исчислении их максимальное количество – 100, как и для всех других предметов.

Как я решил проблему обучения написанию сочинений по обществу

Я предоставил своим ребятам на курсах подготовки три материала:

  1. Пошаговую методику написания сочинений.
  2. Готовые планы сочинений.
  3. Готовые шаблоны сочинений.

Пошаговая методика — это что конкретно надо делать, чтобы написать сочинение по обществу на максимальный балл. В ней рассказано, что такое идея высказывания, как ее выделить, и многое другое. Там же даны примеры сочинений на разные темы.

Ясно и понятно, что сочинение пишется по плану. Поэтому для своих ребят на курсах я приготовил готовые планы сочинений. Вот пример такого плана: 

Пример плана 

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

Смысл высказывания: автор поднимает идею социальной сущности человека: человек социальное существо и не может обойтись без другого человеческого существа

Теоретическая аргументация:  

  • (аспект 1) теория Дарвина: человек стал человеком благодаря биологическому отбору, благодаря тому также, что люди изначально стали объединяться в общины и вести жизнь сообща.
  • (аспект 2) трудовая теория Ф. Энгельса: только совместный труд сделал из обезъяны человека: в ходе совместного труда люди выработали нормы поведения, правила общения, да и сам язык

Фактическая аргументация:

  • Социальные сети — пример того, что люди не могут жить разобщенно.
  • Отшельники воспринимаются как совершенно непонятные люди.
  • На ранних этапах истории человечества самым страшным было изгнание из общины (остракизм)

Понятия: человек, личность, деятельность, труд, общество, биосоциальная природа человека.

Вроде бы прозрачный план. Но связный текст все равно трудно написать ученику, который по сути в школе никогда этим не занимался. Ну, писал там свои мысли по литературе на заданную тему на трояк — и норм ему было!

А тут выньте пожалуйста связный текст! Поэтому я создал шаблоны.

Шаблон — это не готовое сочинение, которое по сути бесполезно, ведь текст его не уникален! Шаблон — это именно что «полуфабрикат», который надо дописать! В нем уже определена идея автора, в нем уже выбрана теоретическая аргументация и даже указано, какого рода факты подобрать!

И таких шаблонов я сделал для Вас 10 штук. Со временем я буду дополнять сборник новыми шаблонами. Но и 10 шаблонов хватит чтобы понять структуру сочинения. Моя методика проверена временем: каждый год ребята пишут по ней задания 29 на максимальные 6 первичных баллов!

Пример шаблона

«Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен). (Философия)

В своем высказывании автор поднимает идею многовариантности общественного развития. Современный технический прогресс намного опережает нравственный прогресс человечества, что может привести  к катастрофическим последствиям.

Человечество достигло пика своего развития, и вместе с тем достигла своеобразной точки бифуркации: когда прогресс может пойти в абсолютно непредсказуемом направлении. Существует теория модернизации, согласно которой…..

Сегодня общество достигло постиндустриальной стадии, которая может привести к краху нашу цивилизацию, если человечество не откажется от войн и истребления. Ведь общественный прогресс имеет двойственную природу: с одной стороны он дает выгоды — ….., с другой стороны его последствия весьма неоднозначны. Неоднозначность прогресса проявляется в том, что….

Характер направления развития человечества можно предугадать тем, какие сегодня существуют глобальные проблемы человечества. Они так называются, потому что…

Вот некоторые из них.. .(перечисляем конкретные глобальные проблемы, пишем, чем конкретно они опасны и какие международные организации занимаются их решением)

Таким образом, на мой взгляд, человечество может спастись, если сможет скооперироваться, объединиться и заменить свои эгоистичные потребности на общечеловеческие.

Результат оказался потрясающим.

Когда ребята написали 5 сочинений по шаблонам, они стали писать их самостоятельно! Ребята уловили — методику, сформировали навык написания связного текста. Причем в кратчайшие сроки!

Вам я предлагаю поступить также

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

Исторических событий.

Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».

Составное задание

Обратите внимание, что в 2022 году в Кимах ЕГЭ по обществу отсутствует задание №29. Теперь их всего 25, а мини-сочинение разделено на два  задания:

  • №24 – составление сложного плана (4 балла);
  • №25 – объяснение смысла понятия и аспектов, относящихся к нему (4 балла).

По сути, оба задания проверяют, как экзаменуемый умеет готовить доклад на определенную тему.

Важно! Эксперты рекомендуют отвести на подготовку к каждому из этих двух самых сложных заданий ЕГЭ по обществу не менее 8 минут

Задание №24

Экзаменуемому необходимо составить сложный план доклада по заданной теме.

При этом важно выполнить такие требования:

  • в плане должно быть минимум 3 пункта;
  • тема должна быть раскрыта по существу;
  • минимум 2 пункта должны быть детализированы в подпунктах;
  • в каждой детализации должно быть не менее 3-х подпунктов;

Проверять задание №24 в 2022 году будут по таким критериям:

Критерий Максимальный балл
24.1 Раскрытие темы по существу 3
24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Алгоритм написания плана на ЕГЭ 2022 года по обществознанию будет таким:

  1. Выявление ключевого понятия.
  2. Вспомнить пункты темы и определить, без каких тема не будет полностью раскрыта.
  3. Последовательно выписать пункты и детализирующие их подпункты.

Для большинства популярных тем, которые могут встретится на ЕГЭ по обществознанию в 2022 году, можно использовать такое клише:

Пункт Клише
1 «Понятие» как…
2 Признаки

2.1 1-й признак

2.2 2-й признак

2.3 3-й признак

3 Структурные элементы

3.1 1-й элемент

3.2 2-й элемент

3.3 3-й элемент

4 Виды / формы / уровни

4.1 1-й подпункт

4.2 2-й подпункт

4.3 3-й подпункт

5 Функции социального объекта или процесса

5.1 1-я функция

5.2 2-я функция

5.3 3-я функция

Также в некоторых темах можно добавить и 6-й пункт в зависимости от особенностей темы. Подробнее о том, как правильно составить план к заданию №24 в 2022 году, смотрите в видео:

Задание №25

Поскольку задание №25 ЕГЭ 2022 года отличается от задания №29 прошлогодних КИМов структура, обновленного эссе по обществознанию в 2022 тоже будет несколько иной.

Формулировка задания в демоверсии следующая:

Прежде чем приступить к детальному разбору составления мини-сочинения, стоит понять критерии оценивания задания. За выполнение задания №25 можно получить 4 первичных балла, а критерий тут только один – соблюдение структуры ответа, приведенной в самом задании.

Эссе к заданию №25 должно включать такие составные части, которые можно назвать планом сочинения:

  1. Обоснование.
  2. Ответ на поставленный вопрос (с указанием минимум 3-х партий).
  3. Три примера иллюстрации (распространенное а еще лучше сложно-подчиненное предложение).

Важно! Рассуждения общего характера, не раскрывающие суть вопроса, оцениваются в 0 баллов. Подробнее о том, как правильно написать ответ на задание №25, появившееся в КИМе ЕГЭ 2022 года вместо эссе, смотрите в видео:

Подробнее о том, как правильно написать ответ на задание №25, появившееся в КИМе ЕГЭ 2022 года вместо эссе, смотрите в видео:

  • Новые требования к рабочим программам в 2021-2022 году
  • Пересдача ЕГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по английскому языку в 2022 году

Как написать эссе по обществознанию и получить высший балл

При выборе клише для написания эссе по обществознанию или создания работы полностью рекомендуется ознакомиться с некоторыми полезными советами:

  • Регулярно тренировать навыки написания сочинений;
  • При составлении плана эссе по обществознанию и его написания необходимо соблюдать логическую последовательность информации;
  • Не стоит писать все сочинение на черном листе. Достаточно просто сделать набросок будущей работы;
  • По каждому для эссе по обществознанию клише приводить подходящие примеры;
  • Давать объективную оценку сочинению;
  • Внимательно изучить критерии эссе по обществознанию;
  • Не путать терминологию по обществу;
  • Использовать афоризмы для тренировки выражения своих мыслей;
  • Смотреть новостные программы для набора информации, чтобы ее была возможность применять в качестве примеров для создания собственного сочинения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector