Кодификатор огэ по обществознанию 2021-2022 фипи

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.


Текст для заданий с развёрнутым ответом
Текст для заданий с развёрнутым ответом

1 — задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, посмотрев на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 — задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 — задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 — задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

5 — задание 30. Автор пишет, что патриотом может быть любой человек. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два пояснения данной позиции.

Значит, один пример нужно взять из текста, один — из других источников.

6 — задание 31. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.

Кодификатор тем.

Человек и общество

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные

отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Сфера духовной культуры

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного

общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в

жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Экономика

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность

ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и

специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и

фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной

поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

Социальная сфера

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4. Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и

алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость

здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

Сфера политики и социального управления

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной

жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного

строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система.

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека

и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса

несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и

гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных

конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права

потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и

детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство

несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и

наказания

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Рекомендации по работе с заданием

Как я и обещала в самом начале статьи, дам вам три рекомендации по работе с 12 заданием.

1) Учитываем особенность задания

Для этого задания необходимо умение анализировать информацию и делать выводы. Только теоретических знаний недостаточно

Еще важно очень внимательно изучать статистический источник — из-за невнимательности легко потерять баллы

2) Что такое выводы и предположения?

Давайте раз и навсегда зафиксируем, чем отличаются выводы от предположений.

Выводы — это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации.Предположения — это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Делая предположения, вы должны опираться на предполагаемые факты социальной действительности. Порассуждайте о вероятных социальных, экономических, политических явлениях и процессах — или о различиях в жизненном опыте и ценностях респондентов. Это сильно помогает моим ученикам.

3) Что чаще всего придется анализировать?

Чаще всего на экзамене попадаются социологические опросы по следующим тематикам:

  • Сравнение ответов в рамках социологического опроса между мужчинами и женщинами
  • Сравнение ответов между двумя разными возрастными группами (например, молодёжью и людьми пенсионного возраста)
  • Сравнение ответов жителей одной страны, но в разное время (например, 2002 и 2025).
  • Сравнение ответов жителей из разных мест (например, из Твери и Тамбова)
  • Сравнение ответов людей с разным уровнем образования (например, сравнить ответы людей с высшим и средним профессиональным образованием)

Как получить аттестат

Чтобы получить аттестат об основном общем образовании, выпускники девятых классов должны сдать два обязательных предмета (русский язык и математику) и два предмета по выбору. Одним из условий допуска к ОГЭ является успешное прохождение итогового собеседования по русскому языку, которое направлено на проверку навыков спонтанной речи. Каждому участнику предлагается выполнить четыре задания: чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты или высказывания), монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором. Оценивается итоговое собеседование по системе «зачет/незачет». Для тех, кто получит незачет, будут предусмотрены дополнительные сроки для пересдачи.

11-классникам, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании, нужно успешно сдать ЕГЭ по двум предметам: русскому языку и математике базового или профильного уровня. Остальные предметы участники экзаменов сдают по своему выбору для поступления в вуз. Это зависит от того, по какой специальности или направлению намерен продолжить обучение участник ЕГЭ и какие предметы вуз будет засчитывать в качестве вступительных испытаний.

Чтобы получить допуск к прохождению аттестации, выпускники 11-х классов должны успешно написать итоговое сочинение (изложение). На сайте ФИПИ уже опубликовано пять тем для итогового сочинения в 2021/2022 учебном году. Его будут оценивать так же, как и итоговое собеседование по русскому языку для девятиклассников, — по системе «зачет/незачет». По желанию итоговое сочинение могут написать и выпускники прошлых лет, чтобы затем представить его результаты в вузы при поступлении. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Как оценивается экзамен

Максимальный первичный балл тоже изменился – теперь это 35 вместо 39. Большинство тестовых заданий оценивается в один балл. Исключение – №15, где за ответ без ошибок ставится 2 балла, а с одной ошибкой – 1. Остальные баллы распределены так:

  • №1, 6, 21, 22, 24 – по 2 балла;
  • №23 – 3 балла;
  • №12 – 4 балла.

Поскольку теперь выпускники будут приводить собственное мнение по тому или иному вопросу, допускается больше вариативности в оценивании. По словам разработчиков КИМ, точка зрения в ответе может быть любой. Главное, чтобы она не противоречила науке.

Снизить оценку на 1 балл могут в следующих случаях:

  • если пропущены важные составляющие ответа;
  • если был искажен смысл поставленного вопроса.
Баллы Оценка
30-35 5
23–29 4
14-22 3
0-13 2

Шкала перевода баллов ОГЭ-2020

Чтобы получить максимальное количество баллов за первую часть ОГЭ, важно не только правильно ответить на вопрос, но и внимательно и аккуратно заполнить экзаменационный бланк. Эта часть проверяется компьютером, поэтому при неправильном оформлении ответ может быть не засчитан. 

Во второй части стоит обратить внимание на основные требования – ответ должен быть кратким, емким и содержать примеры. Также эксперт будет оценивать владение терминологией и теорией обществознания

Как решать задачи с кратким ответом:

  • внимательно читать все слова в условии – лишних слов в нем обычно нет, а вот ключ к ответу вполне может быть;
  • выучить термины и определения;
  • прочитать первоисточники: Конституцию РФ, основные кодексы и законы. В них можно найти подробности, которых нет в учебниках и пособиях;
  • не использовать дополнительную информацию – если каких-то данных нет в задании, значит, они не нужны. Демонстрация эрудиции в случае с ОГЭ может только навредить – большой риск запутаться и допустить ошибку. Отвечать следует только на поставленный вопрос.

Обществознание – предмет, с основными понятиями которого мы сталкиваемся ежедневно, поэтому знания, полученные во время подготовки к экзамену, не только помогут получить хорошую отметку, но и пригодятся в реальной жизни.

I часть экзамена

I часть ОГЭ по обществознанию 2021-2022 состоит из 20 заданий. Их  можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.

Тестовые задания

Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, № 9 — всегда задание по экономике, а № 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.

Форматные задания

Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:

Задание № 15 (2 балла) – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.И еще один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте. Тут есть небольшой лайфхак: каждая цифра второго столбца должна хотя бы один раз встретиться в вашем ответе.

Задание № 19 (1 балл) — задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть  4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.

Задания с развернутым ответом

В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями.

 Задание 1 (2 балла) — задание на термины. Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия — этим мы занимаемся на курсах ОГЭ. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.В качестве структуры для раскрытия понятия вы можете использовать следующий шаблон: родовое понятие + 2 признака. 

Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации. Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2021-2022 года

Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей. 

Пример задания 12

В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».


Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ: 

1) Сходство. Люди со средним образованием и с высшим образованием меньше поддерживают главенство старших родственников в семье.Предположение: Это может быть объяснено тем, что в государстве Z многопоколенные семьи, включающие старших родственников, встречаются всё реже. Поэтому это наименее популярный ответ среди двух групп респондентов.

2) Различие: Респонденты со средним образованием на 15% больше, чем респонденты с высшим образов считают, что главой семьи должен быть мужчина.Предположение: Это может быть связано с тем, что для менее образованных людей свойственны традиционные взгляды на семью и распределение семейных ролей.

Как устроен экзамен

Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:

Человек и общество, задания 1–4

Духовная культура, 5–6

Экономика, 7–10

Социальная сфера, 11–13

Политика и социальное управление, 14–16

Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности — до 10 минут.

Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:

Задание 26 → 15–20 минут

Задание 29 → 15–20 минут

Задание 31 → 10–15 минут

В задании 26 нужно прочитать текст и составить план. В заданиях 29 и 31 — найти в тексте определённую информацию и привести примеры, используя текст и знания курса обществознания.

Что такое ГИА?

ГИА — это государственная итоговая аттестация (читать «экзамен»). ГИА проходит дважды: первый раз ― в девятом классе (ОГЭ), второй ― в одиннадцатом (ЕГЭ). ОГЭ и ЕГЭ входят в итоговую аттестацию, при этом есть особые условия для того, чтобы быть допущенным к сдаче.

Что такое ОГЭ?

ОГЭ ― это ГИА в 9 классе, расшифровывается как общий государственный экзамен. Сдача ОГЭ является обязательным условием для получения аттестата об основном общем образовании.

Вам нужно сдать четыре предмета: русский и математику обязательно, а два других — на ваш выбор.

Какие предметы можно сдавать, кроме основных:

  • Физика
  • Химия
  • География
  • Литература
  • Обществознание
  • Биология
  • История
  • Информатика
  • Иностранные языки

Для получения аттестата все предметы необходимо сдать минимум на оценку 3. Если вы не сможете сдать 1 или 2 предмета, вам предоставят возможность пересдать экзамен в резервный день. Если не сдадите 3 предмета и более ― можно будет пересдать в следующем году.

Учтите, что оценки, полученные на ОГЭ, влияют на оценку в вашем аттестате.

Как получить допуск к ОГЭ

Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно иметь итоговый балл 3 и выше по всем предметам. Если вы получили двойку по одному предмету, не спешите паниковать. Вас всё равно могут допустить к сдаче ОГЭ при условии, что по этому предмету вы будете сдавать экзамен.

Помимо выпускников текущего года, к экзамену допускаются выпускники прошлых лет, не получившие аттестат. Также сдать ОГЭ могут вынужденные переселенцы, лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане, которые проходят обучение в общеобразовательном учреждении РФ.

Что такое ЕГЭ?

ЕГЭ ― это ГИА в 11 классе. Единый государственный экзамен в обязательном порядке сдают все учащиеся 11-х классов.

Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку и математике ― это основное условие для получения аттестата о полном среднем образовании. Обязательными предметами для сдачи в 2021 году будут русский и математика (базовая или профильная).

Другие предметы сдаются на добровольной основе. Чаще всего выбор падает на предметы, необходимые для поступления на конкретный факультет вуза.

Дополнительные предметы:

  • Физика
  • Химия
  • История
  • Обществознание
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки (английский, немецкий, французский, китайский и испанский языки) 
  • Литература 

Как получить допуск к ЕГЭ

Для допуска к сдаче ЕГЭ требования более строгие. Вы должны иметь оценку не менее «3» за итоговое сочинение. При этом у вас не должно быть оценки «неуд» ни по одному предмету в годовой ведомости.

Сдать ЕГЭ могут также все желающие, но только в определенное время, отдельно от выпускников текущего года. Обычно такой добровольный экзамен проходит в марте-апреле. В это же время ЕГЭ могут сдать выпускники прошлых лет и граждане иностранных государств.

Вот такой краткий экскурс в разницу между аббревиатурами и их расшифровками. Конечно, к каждому из этих экзаменов нужно начинать подготовку заблаговременно. Когда бы вы ни начали, рассчитывайте свои силы. Иногда помощь просто необходима. Вы всегда можете обратиться к репетиторам нашей онлайн-школы ― мы с радостью объясним вам сложные темы и ответим на все вопросы!

Секреты подготовки

Рассказываем, как подойти во всеоружии к одному из самых популярных предметов по выбору в 9 классе и эффективно подготовиться к ОГЭ по обществознанию 2022 года.

Не стоит недооценивать уровень сложности предмета. Не секрет, что многие выбирают общество как предмет ОГЭ, считая его самым простым. Но на самом деле, и тут есть свои нюансы.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию подразумевает, что школьник учится:

  • анализировать практические ситуации,
  • рассуждать,
  • объяснять,
  • аргументировать,
  • выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный опыт и школьные знания.

Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2022 году.

Совет 1. Читайте теорию

Это основа знаний. Чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию, нужно изучить школьные учебники (чаще всего это сборник П. А. Баранова и пособия Л.Н. Боголюбова).

Оптимальный вариант подготовки — учить теорию блоками. Читайте по отдельной теме, а потом закрепляйте её тестом. В идеале — на уровень выше по сложности, чем ОГЭ.

Обычно наибольшую трудность для школьников при самостоятельной подготовке к ОГЭ представляют такие разделы, как политика, государственное устройство, право. Здесь нужно не просто понимать, о чём идёт речь, но и твёрдо знать нормы закона. Поэтому изучайте не только учебник, но и первоисточники. Используйте Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

Совет 2. Правильно конспектируйте

Чтобы конспекты приносили пользу, нужно уметь их вести. Есть разные способы — для самостоятельной подготовки к ОГЭ по обществознанию подойдут метод Корнелла или метод таблиц. Рисуйте картинки, схемы, раскрашивайте записи маркерами.

Ещё можно использовать мнемотехнику — совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Создавайте яркие ассоциации к терминам и понятиям. Этот метод поможет эффективно подготовиться к ОГЭ по обществознанию и другим предметам.

Совет 3. Пишите пробники

Они принесут большую пользу при подготовке к ОГЭ по обществознанию как по части знаний, так и для отработки навыков для сдачи экзамена. Пишите пробные экзамены и решайте экзаменационные варианты — как можно больше. Нужно натаскивать себя на формат. На ОГЭ по обществознанию недостаточно показать свои знания, нужно оформить их «по шаблону». Засекайте время, которое уходит на выполнение заданий во время подготовки, чтобы точно успеть выполнить все задания на реальном экзамене.

Совет 4. Расширяйте кругозор

Важно быть подкованным — смотрите новости политики и экономики. Старайтесь находить в них реальные практические примеры из теоретического курса обществознания, так вы легко усвоите материал и сможете проявить эрудицию в письменной части экзамена

Совет 5. Не полагайтесь на ответы в интернете

ОГЭ — первый серьёзный экзамен в жизни школьников, и некоторые из них ведутся на покупку ключей к экзамену, чтобы подстраховаться. А некоторые и вовсе надеются на слив вместо того, чтобы хорошо готовиться к ОГЭ по обществознанию. Но в сети полно недобросовестных людей, которые просто зарабатывают на обмане девятиклассников.

Лучше не рисковать, а хорошо подготовиться к ОГЭ 2022 по обществознанию и быть уверенным в знаниях.

Также полезными будут разбор заданий демоверсии от опытных педагогов:

  • Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector