Дополнительное образование для школьников

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний. Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути

Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Роль и значение дополнительного образования

Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции. Помимо всего прочего они отвечают за:

  • духовное, патриотическое и трудовое воспитание детей;

  • профессиональную ориентацию подростков;
  • развитие детского творческого потенциала;
  • организацию детского досуга;
  • повышение квалификации, переподготовку и стажировку специалистов;
  • получение новых знаний и развитие профессиональных навыков в определенной сфере всех категорий населения.

На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:

  • очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
  • дистанционная;
  • заочная.

Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения.

Довузовская подготовка УФУ

Факультет довузовской подготовки УФУ предлагает большое количество образовательных программ, направленных на ликвидацию разрыва между уровнем фундаментальных знаний, получаемых в школе, и требованиями, которые предъявляются университетом к студентам 1 курса. Программы ориентированы на старшеклассников и учитывают:

  • уровень знаний и характер увлечений школьников;
  • особенности школьного расписания;
  • особенности факультета, на который собирает поступать школьник;
  • место жительства и финансовые возможности слушателя.

Школьники могут проходить довузовскую подготовку либо на вечерних курсах, которые включают в себя занятия по математике, физике, русскому языку, химии, английскому языку, информатике, обществознанию и истории, либо на воскресных курсах, где школьник может «подтянуть» свои знания по математике, физике, химии, истории, русскому языку и обществознании.

Резюме

Альтернативные системы образования делают упор на свободу в обучении, позволяют глубже изучать любимые предметы и познавать новое в атмосфере взаимоуважения и равенства

При этом нетрадиционные методики редко уделяют внимание развитию дисциплины и стрессоустойчивости: эти навыки ребёнок должен будет получить самостоятельно. . Альтернативное образование выбирают родители, которые хотят дать ребёнку больше, чем способна среднестатистическая школа, — интересный процесс обучения, развитие креативного мышления и духовных и личностных качеств. 

Альтернативное образование выбирают родители, которые хотят дать ребёнку больше, чем способна среднестатистическая школа, — интересный процесс обучения, развитие креативного мышления и духовных и личностных качеств. 


Формы альтернативного образования в России

Концессия даст школам больше возможностей

Дополнительное образование во многом зависит от возможностей школ, именно поэтому участники сессии сосредоточились прежде всего на теме создания образовательных учреждений нового типа. Алиса Денисова, руководитель направления «Современная образовательная среда» ВЭБ.РФ, напомнила, что в послании президента России были даны установочные цифры по вводу к 2024 году не менее 1 300 новых школ (с учётом тех, которые открываются с 2019 года).

Это значит, что с 2021 года по 2024 год новых объектов будет порядка 800, как раз по новой программе, которую ведёт ВЭБ.РФ совместно с  Минпросвещения, — уточнила она.

Особенностью этой программы, по словам спикера, станет механизм государственно-частного партнёрства, а точнее — концессионное соглашение. Иными словами, часть средств на проектирование, строительство и эксплуатацию школ даёт банк-кредитор, оставшиеся суммы выделяют частный инвестор и региональный бюджет. Таким образом, в проекте по созданию школ появляется концессионер — инвестор и одновременно оператор этого проекта, который им руководит. И это, считает Алиса Денисова, очень хорошо, потому что концессионер, будучи представителем частного сектора, может привнести в проект лучшие организационные практики из бизнеса, объединяя их с передовыми образовательными практиками.

Подобные концессионные соглашения уже активно заключаются в регионах. Например, в 2018 году «Сбер» объявил о финансировании концессии по строительству школы в Ханты-Мансийске, а в 2019 году одобрил финансирование создания большого учебного комплекса в Нижнем Новгороде. В апреле 2021 года портал РБК сообщал, что банк также планирует построить девять школ в Пермском крае. На ПМЭФ ВЭБ.РФ и федеральный концессионер «ПроШкола» (его финансовым партнёром выступает «Сбер») заключили с регионами сразу несколько соглашений — например, о строительстве трёх школ во Владимирской области.

Концепция новых школ подразумевает в том числе создание инфраструктуры для дополнительного образования. Благодаря частным инвестициям она может получить гораздо лучшее оснащение, чем то, к которому привыкли в обычных муниципальных школах.

Каким целям должно служить допобразование

Инфраструктура — это, конечно, хорошо, но чему конкретно стоит учить современных детей в рамках дополнительного образования? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким задачам оно должно служить.

Удовлетворение интересов детей

Вероятно, прежде всего оно должно отвечать образовательным потребностям детей, которые не удовлетворяются общеобразовательной программой. Так, Алиса Денисова рассказала, какие пожелания озвучили подростки на другой сессии ПМЭФ — «Большая перемена: инвестируем в будущее». Среди них спикер выделила создание проектных мастерских, кружков по менеджменту, финансовой грамотности и ораторскому мастерству.

Источник радости и способ полюбить учиться

Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович считает, что допобразование должно быть источником радости для детей и средством комфорта для работающих родителей: «Допобразование — мощнейший инструмент, чтобы ребёнку привить любовь к учёбе, привить ему радость от того, что он находится в школе. И из этого складывается то, что мы хотим увидеть в итоге, — мы ведь хотим увидеть наших детей счастливыми. Умными, со скиллами — это на втором плане. Наша задача — научить детей быть счастливыми».

Ранняя профориентация

Должно ли дополнительное образование служить целям профориентации? Взгляды экспертов на этот вопрос разошлись. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина считает, что термин «профориентация» неприменим к допобразованию, потому что это не отвечает современному запросу рынка труда.

«Когда целые отрасли рождаются и умирают, а те, что остаются, радикально меняются, учить ребёнка профориентации сегодня бессмысленно. Мы должны учить его карьерному проектированию — целому комплексу новых навыков, скиллов», — отметила она.

С этой точкой зрения не согласился Павел Зенькович: «В стране есть необходимость ранней профориентации, предпрофильных классов, чтобы детей готовить к следующему шагу», — считает он.

Профориентация не обязательно означает раннее обучение азам конкретной профессии. Это ещё и способ присмотреться к разным профессиональным направлениям и развить навыки, которые могут пригодиться как в конкретной специальности, так и где-то ещё. И в этой сфере дополнительному детскому образованию тоже очень пригодилась бы помощь бизнеса. А бизнес, в свою очередь, получил бы возможность заинтересовать будущее поколение теми или иными профессиональными направлениями. Примеры такого взаимодействия уже есть.

Мы понимаем, что через систему дополнительного образования можно как раз найти те интересные форматы, которые позволят выстраивать индивидуальные треки образования школьников, объединять усилия всех партнёров ради одной прикладной цели — дать ребёнку попробовать себя в деле, дать возможность выбрать тот пул компетенций, который не только будет ему интересен, но и поможет дальше успешно пройти по всей профессиональной траектории, — поделилась Юлия Воротникова, руководитель практики по работе с молодёжью Корпоративного университета СИБУРа.

Семейное образование

Семейное обучение — это форма получения образования, при которой учебная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок учится дома, а за качество образования отвечают родители.

Это наиболее свободная форма альтернативного образования. Она позволяет родителям выбирать программу, учебный план, пособия и ресурсы по своему усмотрению. Можно глубже изучить любимые предметы, подробнее останавливаясь на интересных ребёнку темах. Можно осваивать программу ускоренными темпами и замедляться там, где требуется. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок. 

Перевести ребёнка на семейное образование имеет право каждый родитель. О том, как это сделать, читайте в нашем пошаговом руководстве — в нём содержится подробное описание всех действий, образцы документов и советы юристов.  

Семейное образование не означает, что родители должны заменить ребёнку учителей. Можно пользоваться услугами репетиторов или записаться в онлайн-школу. «Домашняя школа Фоксфорда» позволяет получать знания по школьной программе и не только, находясь дома или в любой точке мира, где есть интернет. Для своих учеников мы разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие глубже изучить интересные ребёнку предметы, подготовиться к олимпиадам и определиться с выбором профессии.  

<<Форма с консультацией>>

Дополнительное образование детей

В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.

Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.

В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.

Организация ДОД

Каждый педагог должен уделять достаточно внимания такому актуальному вопросу, как дополнительное образование школьников и детей

О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивает. При этом основные виды деятельности организаций, занимающихся ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые должны преследоваться в данных учреждениях

Порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детворы и родителей. Востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.

Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.

Все изменения в системе ДОД, каких аспектов обучения они ни касались бы, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением и успехами воспитанников в рамках того или иного направления ДОД.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Как бизнес может сотрудничать с допобразованием

Юлия Воротникова подчеркнула, что систему взаимоотношений бизнеса и организаций дополнительного образования невозможно выстроить раз и навсегда, как и невозможно полностью унифицировать — обучение должно учитывать особенности того или иного региона. Универсальные системы, по её словам, не всегда целесообразны, потому что локальные системы дают ту самую «изюминку», которая может помочь сформировать специалистов для конкретного региона.

Сегодня у СИБУРа есть уже несколько кейсов по развитию образования и сотрудничеству со школами. Свои проекты компания реализует, например, в Тюменской и Амурской областях. Осенью 2020 года холдинг «СИБУР» запустил проект с Ямало-Ненецким автономным округом, который предполагает открытие в местных школах совместно с Российским химико-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева «менделеевских классов». Эти проекты учитываются в долгосрочном плане развития компании. А реализовать их помогает интеграция современных практик вузов, собственного корпоративного университета и партнёрских программ.

Несколько проектов по развитию новых практик образования и подготовке будущих кадров для технологической отрасли есть и у РОСНАНО: например, к ним относятся программа «Школьная лига РОСНАНО» и акселератор технологических проектов «Технолидеры будущего».

РОСНАНО — это взрослый институт развития, мы развиваем крупные предприятия, выращиваем взрослые стартапы, но откуда они возьмутся, если мы не будем «выращивать» для этого детей? У меня есть пример из нашей жизни, когда нам в наших стартап-студиях и наноцентрах нужны люди с предпринимательским мышлением и способные придумать какую-то новую технологию. Мы разыскиваем их по стране — и только процентов на десять удовлетворяем свой спрос. Нет таких людей, в какой-то степени мы потеряли молодое поколение, и теперь мы задумались о том, что их надо «выращивать». И начинать делать это нужно как можно раньше, — подчеркнула Светлана Решетникова, руководитель направления по развитию дополнительного образования детей и педагогов ФИОП (Группа РОСНАНО).

Решетникова также отметила, что система общего образования неповоротлива, но именно дополнительное образование позволяет восстановить пробел и давать современные навыки, которые будут нужны бизнес-сектору и экономике страны. Кроме того, допобразование ставит во главу угла интересы самих школьников, которые, по словам Светланы Решетниковой, хотели бы, например, усовершенствованную систему проектной работы — создавать проекты в команде, а не писать очередной школьный реферат на заданную тему. По словам спикера, у родителей, системы образования в целом и самих ребят уже есть запрос на эффективность проектов и возможность их применения в реальной жизни. И если пока не под силу создать сильный кружок в каждой школе, то можно консолидировать усилия корпораций и школ дистанционно, в том числе с помощью трекеров и онлайн-систем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector