Дополнительное образование детей

Содержание:

Направления

Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

  • Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
  • Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
  • Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
  • Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
  • Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе — это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

История трансформации внешкольного образования в дополнительное образование

Изменения в обществе в 1990-х годах, распад СССР привели к
глубокому социально-экономическому кризису. На развитие деятельности системы
образования, включая внешкольные учреждения, повлияли такие факты, как:
изменение ценностных ориентаций, отказ от ранее установленных ограничений в
сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы
образования.

В это время пересматриваются традиции внешкольного
образования, внеклассного обучения и внеклассной работы. Реорганизация
современной российской системы образования, начавшаяся в 1992 году, определила
процесс эволюционного изменения системы внеклассной работы, ее переход в новое
качественное состояние. Во-первых, внешкольные учреждения и организации для
детей вместе со всей страной находятся в серьезном финансовом кризисе. Можно
говорить и о кризисе системы образования, не в последнюю очередь связанном с
распадом пионерской и комсомольской организаций. Однако деполитизация и
демократизация общества способствовали активному развитию новых форм и методов
работы. Начало поиска путей обновления деятельности внешкольных учреждений.
Обновление, основанное на принципах гуманизации, демократизации, деполитизации
внешкольной работы, усиление парадигмы взаимодействия как основы организации
деятельности во внешкольных учреждениях.

В 1991-1992 годах была создана ассоциация «Союз
пионерских организаций — Федерация детских организаций». В 1990-х годах
появились бойскауты и другие детские организации. Лидеры детского движения
разрабатывают новые программы внеклассных занятий для детей и молодежи.
Традиции внешкольного образования, внеклассного обучения и внеклассной работы
получают новое толкование. В быстро меняющемся постсоветском обществе назрела
необходимость введения нового направления образования — дополнительного
образования.

Замена термина «внеклассная работа» на термин
«дополнительное образование» в Законе Российской Федерации «Об
образовании» (1992) коренным образом меняет статус и функции учреждений
дополнительного образования. Дополнительное образование становится полноценной
самостоятельной единицей в интегрированном образовательном процессе. Вместе с
другими учреждениями социальной педагогики учреждения дополнительного
образования составляют целостную и многоуровневую систему воспитания и
обучения, которая, по мнению исследователей, характеризуется тем, что:

  • Динамика процессов воспитания и образования как социального явления, служащего естественной основой для развития личности и самореализации ребенка;
  • Стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности самостоятельно решать возникающие проблемы и постоянное саморазвитие;
  • Расширение социального опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностных ориентаций, самостоятельная оценка тех или иных действий, событий, ситуаций и соответствующее конструирование собственного поведения;
  • Непрерывность содержания различных видов деятельности с учетом развития личности и развития всего многообразия ее жизнедеятельности.

Возросшая значимость дополнительного образования и большое
внимание, уделяемое специалистами этому направлению педагогической деятельности
в начале 1990-х годов, связано со следующими обстоятельствами:

  • Во-первых, происходит фундаментальный сдвиг в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как на специалиста, уступает место взгляду на человека с точки зрения культурно-исторической педагогики развития.
  • Во-вторых, в развитых странах наблюдается растущая тенденция перехода от техногенной к техногенной цивилизации.
  • В-третьих, культурные, образовательные, информационные и рекреационные возможности становятся все более востребованными детьми и родителями.

В результате возрастает значение различных видов
неформального образования для человека и общества. Одним из таких видов
является дополнительное образование, основной целью которого является
удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и
образовательных потребностей детей.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных
условиях, ученые выделяют различные приоритетные цели. Например, Е.Б. Евладова,
Л.Г. Логинова, Н. Н. Михайлова следующие актуальные идеи:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • Сосредоточьтесь на личных интересах, потребностях и способностях ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания и развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Подробности

Определение видов обучения

Дополнительное образование в виде курсов – это достаточно интенсивный формат. Для людей, которые стремятся получить практические знания, подойдут семинары и тренинги. Здесь большой упор делается на выдачу практической части курса.

Важно! Тренинги и семинары построены так, что обучающий процесс – это анализ действий и ситуаций. Обязательно предусмотрена обратная связь для слушателей, на примере других людей здесь всегда можно подчерпнуть что-нибудь для себя

Мастер-классы обычно ведут эксперты в своей области. Их методики подачи материала позволяют слушателям участвовать в искусственно созданных ситуациях для получения опыта в их решении.

Для авторских программ характерны две цели:

  • удовлетворение меняющихся детских потребностей;
  • максимальное развитие творческого потенциала;
  • ознакомление с культурными ценностями.

Важно! Детское дополнительное образование, в зависимости от модели, включает в себя несколько обязательных дисциплин для развития

Формы детских занятий

Существуют разные формы и направленности занятий в дополнительном детском образовании:

Кружок – это одна распространенных форм образования. Он может развивать творчески способности или подкреплять предметные знания. В кружках дети распределяются согласно интересам и уровню знаний. Это дает возможность преподавателю применить творческий подход в учебном процессе. Занятия формируются согласно подготовленному плану, но с корректировкой в реальном времени.

Ансамбль является творческим коллективом, который нацелен на музыкально-танцевальные постановки. Такие занятия развивают личность ребенка через эстетическое восприятие.

Театр – это творческая группа, цель которой создание художественного спектакля на сцене для развития творческих способностей. На таких занятиях проводятся уроки по театральному искусству, художественной практике, сценической речи.

В студии объединены люди с общими интересами, с одинаковыми задачами и деятельностью. Здесь также в приоритете развитие талантов в сфере или получение углубленных знаний, в каком либо предмете.

Факультатив – это распространенная форма занятий в дополнительном образовании. Он характеризуется как второстепенный процесс обучения. Факультатив нацелен на удовлетворение детских интересов. Может практиковаться исследовательская деятельность, развитие творческих способностей, изучение иностранного языка, развитие мыслительной деятельности и подготовку к олимпиадам. Они могут организовываться в школе. Любое бюджетное учреждение может проводить факультативы в одном из профилей.

Репетиторство – это форма обучения, которая отличается от общеобразовательной программы, здесь акцент на полностью индивидуальный подход. Такие занятия зачастую платные, и проходят согласно заранее установленному графику. На занятиях потеряется уже пройденный материал в школе и закрепляется путем практических заданий. Репетиторство всегда в приоритете при наличии проблем с конкретным предметом.

Деятельность центров творчества нацелена также на всестороннее развитие детей. Такое дополнительное обучение помогает освоить спортивные дисциплины, творческое искусство. На занятиях могут быть дети с 1,5 лет. Для самых маленьких применяются известные методики по развития мозговой деятельности. Для старшеклассников доступны профильные подготовки к экзаменам.

Сегодня практически каждый обучается дополнительно в разных формах. С новыми технологиями это возможно уже на более высоких уровнях. Знания передаются дистанционно, на онлайн уроках. Для многих это прекрасная возможность учится без отрыва от основной деятельности. Дополнительное образование расширяет кругозор и дает знания, адаптированные под текущее время.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Педагогов тоже нужно «выращивать»

Ведущую роль в дополнительном образовании будущего эксперты отводят, конечно, педагогам.

«Построить школу, оснастить школу — это управляемый и хорошо изученный процесс. Мы за сто лет имели три волны массовых программ строительства. Я думаю, что в эту новую волну с этим мы справимся. А вот подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — эта задача очень важная. И так, чтобы она была решена по всей стране с одинаковым уровнем качества, — здесь придётся постараться», — рассказала Алиса Денисова, имея в виду допобразование в новых школах, о строительстве которых шла речь в начале дискуссии.

Светлана Решетникова согласилась с тем, что именно кадры — ключевой элемент в обеспечении современного образования: даже лучшее оснащение не гарантирует эффективного процесса обучения, он зависит именно от желания и усилий педагогического состава. При этом менять существующую систему бессмысленно — необходимо «спускаться» в педагогические вузы и буквально «выращивать» учителей нового поколения.

«Нужно научить наших педагогов консолидироваться — педагогов допобразования с учителями общего образования, — чтобы они говорили с детьми на одном языке, рассказывали, как всё (разные знания и навыки. — Прим. ред.) можно соединить вместе», — сказала спикер.

С этим согласился и Павел Зенькович. Он считает, что одним из способов обеспечить метапредметность и соотносимость того, что дети проходят в школе, с содержанием дополнительного образования, могла бы стать работа в допобразовании педагогов основного образования после уроков. «Если, конечно, у них есть такое желание и готовность», — добавил он.

Чтобы собирать и распространять лучшие наработки допобразования, нужен специальный масштабный проект. ВЭБ.РФ уже задумался о создании специального акселератора лучших практик ДО, которые федеральный концессионер «ПроШкола» сможет масштабировать на российские школы.

«Мы, скорее всего, действительно запустим акселератор или программу, модель наставничества над каждой создаваемой школой в партнёрстве с крупными корпорациями, лучшими промышленными технологическими игроками в каждом регионе, а также с вузами с лучшими практиками, уже сложившимися в региональном допобразовании. Без этого эти школы будут просто, простите, „коробками“, которые не улучшат жизнь наших детей, наших семей, и не сделают их будущее счастливым, и не сделают процесс образования для них интересным, нужным и готовящим их к жизни в будущем мире», — резюмировала Алиса Денисова.

Личное развитие

Дополнительное образование по праву считается одной из самых
благоприятных сфер для развития личности каждого ребенка. Как средство
формирования мотивации к личностному развитию, дополнительное образование способствует
расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к
творчеству. Личность формируется в постоянной деятельности, в самопреодолении,
в переживании горя и радости, в общении, в большом настоящем деле. Система
дополнительного образования — это не готовая социокультурная среда,
предлагаемая ребенку, а разнообразная социокультурная среда, создаваемая самим
ребенком на основе его собственных рефлексивных способностей.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей,
ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в
себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного образования, с другой —
является полем инновационной образовательной деятельности, способствующей
раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации
ребенка.

Одной из существенных особенностей системы дополнительного
образования детей является взаимодействие разнопрофессиональных и
разновозрастных сообществ. В развитии дополнительного образования образовательные
учреждения различных типов взаимодействуют с организациями и учреждениями
других профессиональных и творческих областей, становясь открытой системой и
объектом образовательной политики на муниципальном, региональном и федеральном
уровнях.

В настоящее время перед системой дополнительного образования
стоят следующие задачи:

  • Поддержание и развитие системы дополнительного обучения на основе обновления содержания, форм, технологий, программного и методического обеспечения;
  • Разработка и внедрение научно-методических материалов, обеспечивающих социокультурное развитие ребенка;
  • Повысить профессиональные стандарты педагогов дополнительного образования.

Согласно федеральной целевой программе развития образования
на 2011-2015 годы, должны преобладать новые формы дошкольного образования,
например, система стимулирующих альтернатив традиционным детским садам, которых
в России не хватает. Например, речь идет о развитии частных семейных
мини-детских садов, когда неработающая мать, имеющая соответствующее
образование и достаточное жилье, одобренное санэпидемстанцией, помимо своих
детей, может взять еще несколько детей на дневное содержание и получать
дополнительную оплату от государства. Такие формы уже давно используются в
регионах Российской Федерации. Семейные группы хорошо развиты, например, в
Татарстане, где семьи берут на себя заботу о чужих детях, присматривают за ними
и, прежде всего, проводят для них дошкольную программу.

Как и в традиционных детских садах, группы готовности к
школе создаются и для «детей с домашним образованием», т.е. детей,
получающих образование на дому. Основная цель — разработка и распространение
моделей дошкольного образования для обеспечения доступности дошкольного
образования для всех нуждающихся и полного охвата дошкольным образованием всех
детей старшего дошкольного возраста.

Резюмируя сказанное в первой главе, можно сформулировать
следующие выводы:

  • Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей стали теория и практика народного образования, внешкольного воспитания, детского движения, попечительства и благотворительности в России;
  • Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсаторную функцию — занятия в них компенсировали детям недостаток школьного образования, в то же время помогали организовать свободное время детей, обогащали их коммуникативную активность. Новаторский характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей и новыми педагогическими взглядами на проблемы детского воспитания.
  • На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Наркомате просвещения РСФСР был создан Отдел внешкольного образования.

Преимущества и недостатки мастер-классов

Преимущества мастер-классов как формы обучения:

  • передача практического опыта в реальном времени и с активным участием слушателей;
  • интерактивная форма проведения, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении;
  • ведущий мастер-класса необязательно должен иметь какое-то звание или высокую должность. Ведь главное для мастера это безупречное владение определенной технологией, знаниями по теме и умение эффективно донести их до участников;
  • возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.

Если же говорить о недостатках данной формы обучения, то необходимо выделить то, что:

  • мастер-класс это универсальная методология, которая проводится ограниченное число раз и имеет узконаправленную цель, так как служит лишь дополнительной, но не ведущей формой обучения;
  • участник мастер-класса обязан иметь подготовительную базу по теме, так как занятие не предусматривает разъяснение основных теоретических аспектов.

Функции дополнительного образования

Социальная функция — встречаться:
(а) социальная потребность (социальная потребность формируется на стыке культуры, образования и здравоохранения);
б) родительский спрос (представления о том, что нужно или чего не хватает их ребенку: временная занятость, предпрофессиональная подготовка, обучение дополнительным предметам, решение проблем одиноких родителей, престижность занятий, здоровье);
в) потребности детей — удовлетворение потребностей в познавательном и личностном развитии, общении, досуге и времяпрепровождении. Потребности детей динамичны, так как они меняются в процессе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и вида ведущей деятельности;
d) экономические потребности — возможности заработка (основные, дополнительные, неполный рабочий день и т.д.) для взрослых и подготовка к работе для детей; e) потребности правоохранительных органов — профилактика, предотвращение преступлений, предотвращение насилия в отношении детей.
e) потребности правоохранительных органов — профилактика девиантного и антисоциального, в том числе преступного, поведения детей.

Психологическая функция: a) развитие — создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация интересов детей, приобретение навыков и умений. Ребенок, который не имеет возможности выразить себя в семейной и школьной среде, может проявить в своем развитии и самоутверждении; б) компенсаторный — психологическая компенсация за неудачи в семье и школе; в) рекреационный — способ восстановления после строго регламентированного поведения в семье и школе г) консультирование — для учителей, родителей и детей.

Образовательная функция: a) преподавание дополнительных предметов, т.е. предметов, дополняющих стандартный перечень учебных предметов, предлагаемых общеобразовательными учреждениями. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. (б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия); в) профессиональное самоопределение; г) обучение, отвечающее познавательному интересу ребенка; д) социализация — общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, включая попытки найти себя в разных видах деятельности, обогащение социального опыта, формирование ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

Организация системы

Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

  • Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы.
  • Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях.
  • Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими.
  • Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия.
  • Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.

Кто может пройти обучение в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+»

Учиться в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» могут граждане России, имеющие профессиональное образование.Те, у кого уже есть какое-либо профессиональное образование. Чтобы пройти обучение по образовательным программам АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+», необходимо наличие диплома о среднем специальном или высшем образовании.

Учебные программы дополнительного профессионального образования

На сегодня АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» реализует следующие виды подготовки специалистов:

  • Курсы профессиональной переподготовки (от 276 ак. часов и более) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Курсы повышения квалификации персонала (от 16 часов до 249 ак. часов) — очно, очно-заочно и заочно.
  • Очные образовательные семинары — на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».
  • Очное обучение группы сотрудников на территории заказчика  — для корпоративных заявок от юридических лиц.

Курсы профессиональной переподготовки

Переподготовка — это второе профессиональное образование. Согласно Федеральному закону «Об образовании» одной из форм получения дополнительного профессионального образования является переподготовка профессиональных кадров. При этом данная форма получения новой специальности равноценна базовому проф. образованию. Это означает, что если у слушателя на момент получения второй специальности есть средне-специальное образование, то выдаваемый диплом о переподготовке также будет равен диплому о среднем профессиональном образовании (условно: второе средне-специальное образование).

Идентична ситуация с высшим образованием: если у слушателя уже есть высшее образование, то после обучения на курсах переподготовки слушатель получит диплом равный второму диплому о высшем профессиональном образовании (условно, второе высшее образование).

Кому можно пройти курсы профессиональной переподготовки? Курсы переобучения могут пройти те, кто желает сменить свою профессию или специализацию. Например, лица с медицинским образованием могут переобучиться на педагога и работать в образовательном учреждении. Или, например, учитель русского языка может переквалифицироваться на учителя истории или педагога-психолога и т.д. Все программы обучения соответствуют требованиям профстандартов, ФГОСов и отраслевых нормативных актов.

Выдаваемые документы, сроки и формат обучения на курсах профессиональной переподготовки. АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» выдает диплом о переподготовке установленного образца. Дипломы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака и являются бессрочными. Такой диплом является основным документом, дающим право вести профессиональную деятельность по новой специальности.

Обучение на курсах профессиональной переподготовки проходит по индивидуальным планам, которые согласуются с АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+».

Курсы повышения квалификации

Согласно требованиям профстандартов, а также отраслевым требованиям нормативных актов, специалисты обязаны проходить курсы повышения квалификации с определенной периодичностью.

Обучение на курсах повышения квалификации в АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» проходит в нескольких форматах:

  • Очное обучение группы слушателей на территории заказчика. Для обеспечения такой формы обучения АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» направляет своих преподавателей к месту обучения слушателей.
  • Очные однодневные и многодневные образовательные семинары на территории АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ+» 

Слушателям выдается удостоверение установленного образца. Все документы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака. Для слушателей семинаров предусмотрены сертификаты.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

Образовательный процесс должен:

иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
включать разнообразные формы и типы;
опираться на существующие сертифицированные программы образования;
использовать развивающие методики в работе с детьми;
принимать во внимание потребности общества;
учитывать региональные и национальные традиции.

Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Уровень зарплат педагогов дополнительного образования

Заработок преподавателя зависит от нескольких факторов:

  • его стажа и квалификационной категории;
  • ставки (стандартная ставка — 18 часов в неделю);
  • региона;
  • условий в конкретном учебном заведении;
  • наличия/отсутствия учеников, которые платят педагогу дополнительного образования за частные занятия;
  • репутации (известный педагог может брать за обучение крупные суммы).

В результате разброс зарплат получается огромным — в среднем от 15 до 75 тыс. р. в регионах и от 25 до 120 тыс. р. в Москве. Чтобы зарабатывать больше, повышайте квалификационную категорию, укрепляйте свою репутацию, присматривайтесь к вакансиям в престижных учебных заведениях.

Остались вопросы? Задайте их специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО».

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector