Археолог: особенности профессии, где учиться и сколько зп

Стать археологом: плюсы и минусы профессии

Как мы уже сказали, археология ― очень интересная наука. Она открывает много нового, знакомит с другими мирами, позволяет узнать то, что иначе узнать невозможно. Прибавьте к этому интереснейшие путешествия, знакомство с огромным количеством по-настоящему увлеченных людей ― что еще нужно? Но поскольку профессию выбирают не на пару лет, а чаще на всю жизнь, рассмотрим поподробнее, с чем придется столкнуться молодому археологу.

К минусам профессии можно отнести:

  • физически тяжелый труд;
  • сложные, поистине спартанские условия работы и проживания в экспедициях;
  • длительное и частое пребывание вдали от семьи, что не способствует нормальной личной жизни;
  • зависимость науки от финансирования, которое может в любой момент прекратиться;
  • нестабильный доход, который также зависит от финансирования (см. предыдущий пункт).

И, наконец, в этой профессии, как и во многих других, нужна удача. Ведь вы никогда не знаете, что вам предстоит найти: сотую по счету монету или никем ранее не открытое древнее поселение. Конечно, перед тем, как поехать в экспедицию, ученые проводят огромную подготовительную работу, результаты которой могут подтвердить или опровергнуть находки

Но к чему приведут раскопки и удастся ли открыть что-то действительно важное ― заранее не знает никто

Плюсы и минусы

Очевидным плюсом работников в сфере археологии считается возможность часто подолгу путешествовать в кругу своих единомышленников. Помимо этого, львиную долю своего рабочего времени представители этой профессии проводят в природной среде на свежем воздухе — и это тоже можно считать преимуществом специальности.

Никаких других преимуществ данной специальности определить не удалось. Не исключено, что именно такой неубедительный перечень достоинств и стал причиной того, что в наши дни археология как учебное направление стремительно теряет свою популярность у абитуриентов.

В то же время минусов у профессии археолога намного больше. Перечислим самые весомые.

  • Со стороны может показаться, что археология представляет собой приключения, походы и знаковые открытия. Однако на практике это тяжелый, изматывающий физически труд и монотонная работа, с которой зачастую не справляются даже самые сильные и выносливые мужчины.
  • Низкие зарплаты, а порой и вовсе полное отсутствие заработков. Это объясняется слабым государственным финансированием расходов на проведение любых исследований артефактов.
  • Многие месяцы, проводимые в спартанских условиях, приводят к тому, что археологи зачастую вынуждены питаться тем, что предлагает природа и спать на голой земле под открытым небом.
  • Далеко не каждые раскопки заканчиваются великими открытиями. Случается, что значимые находки совершает кто-то другой, и в этом случае у специалиста возникает чувство, что часть жизни прожита напрасно.
  • Ну и конечно, продолжительные археологические экспедиции препятствуют созданию семьи и построению полноценной личной жизни.

Перспективы профессии

Археология – наука очень гибкая. Она открыта к интеграции с другими дисциплинами. Сегодня наблюдается стремительное развитие молекулярной археологии. Это направление, которое появилось на стыке с молекулярной генетикой. Оно дает возможность расшифровки генетического материала различных органических артефактов – начиная от останков человека до костей животного, фрагментов пищи и пыльцы растений.

Не менее перспективна виртуальная археология. Это симбиоз компьютерных технологий и классических геофизики, геодезии, картографии, научной реконструкции. С помощью лазерного сканирования успешно выполняется высокоточное трехмерное моделирование памятников. Теперь ученый может свободно делать необходимые расчеты и замеры прямо в кабинете. Раньше для этого надо было обязательно находиться на объекте.

Исследователь памятников Таманского полуострова археолог Иван Рогов считает, что все-таки наступит момент, когда эта профессия прекратит существование. Изучать будет попросту нечего. Однако совсем она не исчезнет. С точки зрения ученого, она, скорее всего, трансформируется в какую-нибудь новейшую науку либо сольется с искусствоведением или реставрацией. Правда, случится это нескоро. Поэтому поступающим в вузы безработицы после выпуска бояться не стоит.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия археолог подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Где работают археологи

Не только в поле

В крупных исследовательских центрах и во многих зарубежных организациях одни археологи занимаются камеральной работой, другие ездят в поле — на раскопки. Камеральная работа — это систематизация, описание находок и составление каталогов. В российской науке археолог часто выполняет бумажную работу зимой, когда раскопки вести невозможно. Чтобы копать, не требуется особого темперамента и склада характера, а в камеральной работе нужны усидчивость и внимательность к деталям.


Экспедиция в д. Першино, Нижегородская область, 2014 год
Экспедиция в д. Першино, Нижегородская область, 2014 год

Не только в науке

Археологи нужны не только в музеях, университетах или научно-исследовательских институтах. В развивающихся городах действуют частные археологические компании. Они выполняют разведку и ведут раскопки по заказу застройщиков. Крупные нефте- и газодобывающие предприятия могут иметь археолога в своём штате.

Дело не в любви к истории, а в соблюдении федерального закона. Чтобы вести строительство на территории, которая имеет историко-культурное значение, нужно получить разрешение. Поскольку большинство городов стоит на месте древних поселений, почти на любой стройке нужна археологическая разведка. Особенно тщательно проверяют берега и поймы рек, озёр, а ещё территории будущих водохранилищ.

Режим и график

В тёплых регионах, например, в Крыму, раскопки проводят круглый год. Там, где выпадает снег, сезон начинается в апреле и заканчивается в ноябре. Бывает, что работы нужно провести срочно, допустим, в связи со строительством дороги или моста, тогда работают и зимой. В этом случае раскоп накрывают тентом, а внутри грунт отогревают с помощью тепловых пушек. Внутри крепостных башен с земляным полом или в подвалах строений археологи могут работать круглый год.

Продолжительность рабочего дня выездной экспедиции зависит от климата. В жарких регионах копают по четыре часа утром и вечером, а днём устраивают сиесту. Там, где погода позволяет, работают восемь часов с перерывом на обед.

Важнейшие археологические организации в XIX веке

В 1846 году в Санкт-Петербурге геральдист Российской империи Бернгард Кёне, художник-медальер Яков Рейхель и граф А. С. Уваров основали Санкт-Петербургское археологическо-нумизматическое общество. Его возглавил президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский, муж любимой старшей дочери Николая I Марии. У герцога имелся опыт самостоятельных археологических раскопок в Египте между Сфинксом и Великой пирамидой. В ходе тех работ были найдены саркофаги членов семьи царя Амасиса, которые сейчас можно увидеть в Эрмитаже.

На первом этапе существования общество ограничивало себя классической археологией и современной нумизматикой, в основном стран Запада. Общество было обязано издавать статьи о своих трудах на русском, французском и немецком языках.

Учредители хотели, чтобы

«посредством которого бы любители археологии и нумизматики могли бы находиться в постоянных сношениях и, сообщая взаимно плоды разысканий и трудов своих, принести некоторую пользу наукам в отечестве, распространяя в оном и вне пределов Империи полезные сведения о фактах археологии и нумизматики».

26 октября 1849 года общество было переименовано в «Императорское археологическое Общество», а в 1924 году оно вошло в состав Академии истории материальной культуры.

Учредители С.-Петербургского археологическо-нумизматического общества. 1848 год.Слева направо — М.А.Бартоломей, Яков Я. Рейхель, Борис В. Кёне,граф Алексей С. Уваров, Мирза Джафар Топчибашевwikipedia.org

Сам император Николай I тоже уделял много внимания вопросам охраны и изучения древних памятников истории и культуры. Уже в самом начале его царствования, в 1826 году, он издал циркуляр всем губернаторам с требованием о доставлении сведений о древних памятниках архитектуры и воспрещении разрушать их. В течение его долгого правления император неоднократно принимал подобные постановления

Особое внимание Николай обращал на памятники русской истории и культуры

Важным событием в развитии археологических исследований в России стало основание Императорской Археологической Комиссии графом С. Г. Строгановым на основе Комиссии для расследования древностей. 2 февраля 1859 года император Александр II утвердил положение об Императорской Археологической комиссии, положив начало первому государственному учреждению отечественной археологии.

Это первое в Российской империи государственное учреждение по руководству археологическими изысканиями. Она занималась:

  • рассмотрение находок;
  • выдачей разрешений на раскопки по всей территории империи за исключением помещичьих земель («открытые листы»);
  • охраной и реставрацией памятников.

С 1880-х гг. Императорская Археологическая комиссия располагалась в верхнем этаже одного из павильонов здания Эрмитажа, а затем переехала в более благоустроенные помещения в Зимнем дворце. С первого года своего существования Археологическая комиссия развернула масштабные раскопки и стала устраивать ежегодные выставки наиболее значимых в научном отношении, ярких и эффектных находок. Их трудами были сохранены уникальные свидетельства о древностях различных племен и народов огромных территорий Российской империи от каменного века вплоть до современной им этнографии: описания, картотеки, рисунки, фотографии.

После русской революции Комиссия была реорганизована в Институт истории материальной культуры, позднее слившийся с Академией Наук.

Положение в монографии «Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917).К 150-летию со дня основания».

Литература по археологии

Можно поискать нужную покупку в сетевом магазине Май-шоп по названию товара,
фамилии автора (редактора) книги, режиссера фильма…:

Учебные пособия и справочники по общей археологии

  • Археология: Учебник / Под ред. акад. В. Л. Янина. Москва: Изд-во МГУ, 2006.
  • Клейн Л. С. Археологический источник. Учебное пособие. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978.
  • Ehrich, R. H. (ed.) 1992 Chronologies in OldWorld archaeology.

Библиография по ближневосточной археологии

  • Ilan, D. 2003 The Middle Bronze Age (circa 2000—1500 B.C.E.).
    In Near eastern archaeology: a reader (ed. S. Richard), pp. 331–342.Winona Lakes, IN: Eisenbrauns.
  • Richard, S. 2003a The Early Bronze Age in the southern Levant.
    In Near eastern archaeology: a reader (ed. S. Richard), pp. 280–296. Winona Lake, IN: Eisenbrauns.
  • Richard, S. (ed.) 2003b Near eastern archaeology: a reader. Winona Lake, IN: Eisenbrauns.

Литература по частной археологии

Археологическая книга по определенным эпохам или регионам статьи по археологическим культурам.

  • Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке. Москва, 1983.
  • Кузьминых С. В., Агапов С. А. Медистые песчаники Приуралья и их использование в древности //
    Становление и развитие производящего хозяйства на Урале. Свердловск, 1989.
  • Никитин В. В. Медно-каменный век Марийского края (середина III – начало II тысячелетия до н. э.). Йошкар-Ола, 1991.

Научные статьи по археологическим культурам

В порядке: название культуры, автор (древнеямная будет располагаться в конце — как ямная).

  • Бадер О. Н., Халиков А. Х. Балановская культура //
    Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Ред. О. Н. Бадер, Д. А. Крайнов, М. Ф. Косарев /
    Археология СССР. Москва, 1987. С. 76-83.
  • Крайнов Д. А. Волосовская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР.
    Ред. О. Н. Бадер, Д. А. Крайнов, М. Ф. Косарев / Археология СССР. Москва, 1987. С. 10-27.
  • Матвеева Г. И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981.
  • Насибуллин Р. Ш. К проблеме этнической принадлежности носителей именьковской археологической культуры //
    Вестник Удмуртского университета, 6. Ижевск, 1992.
  • Семёнов В. А. Этнокультурные компоненты поломской культуры //
    Новые исследования по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1989. С. 20-33.
  • Воронин К. В. К вопросу о происхождении и развитии культуры с сетчатой керамикой бронзового века //
    Тверской археологический сборник. Вып. 3. Тверь, 1998. С. 308-323.
  • Бадер О. Н., ХаликКрайнов Д. А. Фатьяновская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР.
    Ред. О. Н. Бадер, Д. А. Крайнов, М. Ф. Косарев / Археология СССР. Москва, 1987. С. 58-75.
  • Мерперт Н. Я. Древнеямная культурно-историческая область и вопросы формирования культур шнуровой керамики //
    Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. Москва, 1976. С. 103-127.

На главную

Археология :

Палеолит |
Мезолит |

Мегалиты |

Доместикация |

Предыстория Америки |
Предыстория Евразии |
Древнейшая история Африки |
Доисторическая Океания |
Первобытная Австралия |

История России
Сведения археологу |
Специальная археология |
Авторские статьи (в т.ч. о
Пенайских банках)
Библиотеки и музеи |
Антропология |
Языки |
Письменности |
Страны |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)


Ключевые слова для поиска сведений по археологическим ресурсам:

На русском языке: древнейшая история, культуры древности, новости археологии,
археологические ресурсы, справочные сведения археологу, исторические общества, литература о доисторических цивилизациях,
древние системы мер, каталоги предметов материальной культуры, исследование артефактов;

На английском языке: archaeologic web.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 14.12.2020

Вдалеке от родимых домов: немного истории

Как ни парадоксально звучит, но профессия археолога — довольно древняя. Так, первым археологом считают поэта Лукреция Кара, который жил в I веке до нашей эры. Именно он разделил дописьменную историю на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный. Такое разделение используется и по сей день.

Как наука (от греч. archaios («древний») и logos («учение») археология появилась в XIX веке. В это время были открыты древние цивилизации Египта и Междуречья. Но что же делают археологи? Их задача ― поиск и изучение артефактов, с помощью которых совместно с историками они могут воссоздать быт и культуру древних эпох. Сегодня археологи всего мира работают преимущественно в трех направлениях:

  • полевая археология — ведение раскопок и поиск артефактов на суше;
  • подводная археология — то же самое, но под водой;
  • экспериментальная археология — это реконструкция предметов и технологий, которые использовали древние люди.

Вопреки расхожему представлению, археологи работают не только «в поле». Хотя экспедиции, без сомнения, — важнейшая часть их работы. Но недостаточно найти древний предмет. Ведь сам по себе он ничего нам не расскажет. Артефакт надо изучить, описать, если нужно, отреставрировать. Это важная, кропотливая работа, которая потом позволяет ученым предположить, к какой эпохе относится находка и для чего она была нужна древнему человеку.

Работа археолога, несмотря на внешний романтизм, подходит тем, для кого это настоящее призвание. Археолог ― человек, обладающий многими важными качествами. Одной любви к истории и приключениям недостаточно.

На раскопках ученые живут в далеко не самых комфортных условиях, поэтому умение довольствоваться малым, не капризничать, готовить на костре и обходиться без горячей воды вам очень пригодится. Кроме этого, работа на раскопках довольно тяжела физически. А значит, хорошее здоровье и выносливость необходимы.

Археологи проводят в экспедициях очень много времени. Все это время они проводят вдалеке от дома и родных, в ограниченном кругу соратников и коллег. Поэтому если вы не умеете работать в команде, не обладаете терпением, уравновешенным характером и умением искать компромиссы, вам и остальным участникам экспедиции будет нелегко.

И, конечно, самые главные, наверное, качества археолога ― любопытство, склонность к аналитике, умение задавать вопросы и искать на них ответы и способность к непрерывному самообразованию. Ведь археология идет бок о бок с историей, палеонтологией, антропологией, геологией, топографией. А значит, ограничиться только своей областью знаний никак не получится.

Что такое археология и для чего она нужна?

Археология – это раздел исторической науки, изучающий прошлое человечества и закономерности его развития по сохранившимся памятникам материальной культуры. Это «история, вооруженная лопатой». Именно это отличает археологию от других разделов исторической науки, где ученые имеют дело в основном с письменными источниками.

Само слово «археология» состоит из двух древнегреческих слов ’αρχαι̃ος — древний и λόγος — учение. Полностью это переводится как «рассказы о древности» или «наука о древности». Хотя понятие стало известным еще в Древней Греции, в современный научный оборот оно вошло только в начале XIX века.

Археология как наука помогает:

  • получить и систематизировать данные о быте, повседневной жизни людей;
  • выявить воздействие человека на окружающий мир во времени («антропогенез»).

Обязанности

Итак, что делает археолог. Прежде всего, он принимает участие в экспедициях. На первом этапе специалисту нужно конкретизировать область раскопок и получить разрешение для их проведения. Затем он приступает к изучению истории этой зоны, чтобы знать о ней все.

Второй этап – практический. Как работают археологи «в поле»? Они буквально добывают из земли артефакты

Каждая находка максимально осторожно извлекается и укладывается в специальный пакет, коробку или ящик. Ее обязательно нумеруют, описывают и заносят в каталог, после этого отправляют на исследование в лабораторию

Артефакты фотографируют и обрабатывают специальным защитным раствором. Если этого не сделать, есть риск их разрушения из-за воздействия открытого воздуха. В «арсенал» археолога входят не только увесистые лопата, кувалда, кирка, но и мини-инструменты, предназначенные для самой аккуратной работы. К примеру, подточенный 6-дюймовый гвоздь с успехом используется для очищения хрупкой косточки.

Сегодня археологи работают с современными компьютерными технологиями, которые помогают сделать 3D-реконструкцию участка местности по данным древних карт или воссоздать объемную модель какого угодно предмета. Появилось даже целое направление – виртуальная археология. Основывается оно на новейших методах моделирования, трехмерной графики и реконструкции.

Продолжительность исследований бывает разной – от 2-3 часов до 10 лет. Состояние некоторых артефактов может быть неудовлетворительным настолько, что они рассыпаются даже при легком касании. Это существенно осложняет и затягивает работу археолога.

3 Археолог очень быстро учится отшивать идиотов, алкашей и хулиганов

Однажды во время раскопок в Костроме нас так достали прохожие, которые пялились как бараны и спрашивали «а че делаити?», что мы начали говорить, будто копаем метро. Сработало. Поверили и отстали.

Вообще, археологические раскопки в черте города — это приманка для городских сумасшедших, скучающих бабок и алкоголиков. Они валят со своими вопросами как орда гуннов на пашню и иногда пытаются что-нибудь украсть (сигареты, одежду, шлем Александра Македонского — без разницы). В очень редких случаях к археологам лезут действительно адекватные и мирные граждане. Они просто хотят убедиться, что мы — не террористы, а, убедившись, узнать что-нибудь эдакое об истории, чтобы щегольнуть перед соседями. Но таких — подавляющее меньшинство.

Помимо фриков лезут и откровенно озабоченные. В дикую жару девчонки-археологи на раскопе могут раздеться до купальников — и вокруг тут же собираются группы «энтузиастов» с потными лицами маньяков. Хочется верить, что хотя бы половина из них не пытается здесь же мастурбировать. Таких гоним лопатами.

Чем занимается и где трудится историк?

Историческая наука – это целый комплекс научных отраслей. Учёный, занимающийся историей, изучает всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов (отечественная историю).

Также  есть учёные-историки, занимающиеся изучением первобытного мира, древности, средневековья и нового времени.

Есть историки, изучающие экономическую историю, военную историю, историческую географию и историографию. Отдельные историки специализируются в археологии и этнографии.

История культуры, науки и техники также изучается историками в соответствующих разделах наук (история математики, история астрономии и так далее) и видов искусства (история музыки, история театра и так далее).

Историки могут изучать тот или иной регион нашей планеты, например, учёные-историки в области африканистики изучают историю континента и народов Африки, учёные-историки в области балканистики изучают историю Балканского полуострова и историю населявших и населяющих его народов.

Историки могут быть экскурсоводами. Восстановлением памятников истории и культуры занимаются реставраторы, которые также относятся к историкам.

Магия личности

Стать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки – «пропала», и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти… После окончания такой «поселковой» школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ – ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один – Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами… В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири – края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты «небожителей», человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет – мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию… Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Как стать археологом

Для получения профессии археолога нужно закончить исторический факультет с этим направлением или же окончить факультет по специальности «Музейное дело и охрана памятников».

Какие навыки нужны

Чтобы стать археологом, пригодятся следующие навыки:

Эрудированность. Археолог должен быть эрудированным в самых разнообразных сферах – начиная с истории и заканчивая физикой.
Умение чертить. Профессия археолога требует составление схем и подробных планов.
Владение фототехникой

Процесс раскопок и находок важно фиксировать.
Навыки скалолазания и владения альпинистским или дайверским оборудованием.
Коммуникабельность. Долгое время необходимо провести с одними и теми же людьми

Нужно уметь договариваться и решать конфликты.
Готовность к монотонной работе. Раскопки могут затягиваться, и для работы лопатой и кисточкой нужно иметь терпение.
Аккуратность
Артефакты требуют бережного отношения.
Внимание к деталям. Археолог должен уметь анализировать и делать выводы из мелочей и порой не самых видных признаков.
Аналитические и дедуктивные способности
Археолог должен уметь соединить знания из разных областей и провести сравнительный анализ.

Какие предметы нужно сдавать на археолога

На археолога нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Иногда понадобятся: черчение, физика, биология или химия.

Сколько учиться после 9 и 11 класса

Если Вы хотите стать археологом после 9 класса, то нужно пойти в колледж по направлению «История», а после поступить в ВУЗ по направлению «Археология».

Если Вы решили пойти учиться после 11 класса, то стоит сразу нацелиться на вуз.

Обучение после 9 класса в колледже составит 3 года и 10 месяцев. После 11 класса – 2 года 10 месяцев.

Обучение в вузе составляет минимум 4 года.

Возможно ли дистанционное обучение

Дистанционное обучение по данной специальности невозможно. Но можно на базе полученного высшего образования пройти дистанционные курсы повышения квалификации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector