Психологические тренинги для персонала: почему они важны и как переубедить тех, кто отказывается это признать

Применение социально психологического тренинга

Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении «прикладных аспектов тренинга», является своеобразной «горячей точкой» и заслуживает более обстоятельного рассмотрения.

«С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы практики: менеджмент, образование, медицинские обслуживание, брак и семья и др.» . Причем, с одной стороны, тренинг выступает как составная часть систем обучения (он входит, например, в университетские программы факультетов социальных наук, широко представлен в программах подготовки менеджеров и т.д.). С другой стороны, групповой тренинг стал одной из форм работы в системе психологических и социальных служб (например, служб семейного консультирования и служб занятости). Конкретные запросы практики к специалистам в области тренинга на Западе касаются и работы с менеджерами в системе городского управления с целью повышения его эффективности; и подготовки дипломатических работников, направленной на совершенствование управления персоналом посольств; и помощи преподавателям в работе с иностранными студентами; и подготовки студентов, избранных в управление колледжем; и совершенствования взаимоотношений между обслуживающим персоналом и врачами в психиатрических лечебницах и многое другое .

Среди наиболее общих принципов использования прикладного тренинга М. Лакин называет понятие так называемых «помогающих» профессий («helping professions»). Все профессии, объединяемые в этот класс, содержат в себе такие элементы, как развитие понимания и навыков межличностного общения у людей, выступающих в качестве объекта помощи .

Описывая схему взаимодействия «помогающего» с тем, кому оказывается помощь, А. Бламберг и Р. Голембиевски отмечают, что во всех видах деятельности, объединяемых понятием «helping», присутствует общий момент это попытка воздействовать на того, кому оказывается помощь, и, следовательно, произвести в нем определенные изменения . Однако различные группы людей нуждаются в различного рода опыте, и в этом смысле конкретные программы тренинга, безусловно, совершенно различны в различных ситуациях.

   .. 
593 
594
595   ..

Профессиональный тренер или профан: как понять?

К сожалению, сегодня нередки случаи проведения групповых тренингов не профессионалами своего дела, а профанами, главная цель которых – банальный заработок. Как распознать, кто есть кто, и отличить квалифицированных специалистов от шарлатанов? Последние обычно хвастают «громкими» дипломами иностранных вузов, а вот образование в сфере психологии (даже базовое) у них отсутствует. Они знают наизусть множество разных упражнений и разбираются в последовательности их выполнения участниками группы. Как правило, каждый их тренинг подчинен строгому тайм-менеджменту. Большинство руководителей подкупает такая пунктуальность и продуманность. Однако они упускают важный момент: нет никакого учета специфики компании, тренер не владеет знаниями, как работать с коллективом, из-за чего просто не способен решать спонтанно возникающие проблемы. В результате «модное» занятие не приносит желаемых плодов работникам фирмы. Хуже всего то, что они зря тратят свое время и получают искаженное мнение о тренинге как о бесполезном времяпровождении.

Рассмотрим пример такой профанации. Кадровик предприятия, где с коллективом проводили групповой тренинг, была очень удивлена и возмущена, так как тренер вообще пренебрег общением с ней и не пожелал узнать нюансы работы в этой компании, не счел нужным даже поинтересоваться, какой цели хотело достичь руководство благодаря занятию. В результате у сотрудников отсутствовало малейшее понимание, для чего их «притащили» и заставляют выполнять какие-то странные действия. Создалось впечатление, что тренер, как школьник, вызубрил наизусть материал и рассказывает его, как на экзамене. Только не на оценку, а за деньги.

Сегодня на предприятиях крайне редко можно увидеть в штате психолога. Почему-то считается, что он не нужен. Зато высок спрос на эйчаров и тренинг-менеджеров. А ведь эти профессии предполагают работу с людьми и, соответственно, отличное знание психологии. Поэтому идеальный тренер – тот, у кого есть сразу два образования: в области психологии и менеджмента. Такой специалист лучше всего будет понимать специфику работы компаний.

Польза тренинга

Что такое полезный тренинг, зачем люди вообще посещают такое мероприятие и чего от него ждут?

На хорошо организованных занятиях, которые ведут профессионалы своего дела, можно научиться многим вещам:

  1. получать полезную информацию и пользоваться ею;
  2. приобретать необходимые навыки поведения и общения;
  3. решать поставленные задачи;
  4. анализировать ошибки и извлекать из этого уроки;
  5. познавать себя за счет обратной связи в группе;
  6. выбирать приемлемую модель поведения;
  7. избавиться от привычек, мешающих в жизни;
  8. делиться своими страхами, переживаниями, проблемами;
  9. провести время интересно и полезно.

Откуда растут ноги тренинга?

В цивилизованном обществе принято разбираться с психологическими проблемами, прибегая к помощи специалистов, а именно – психотерапевтов различной направленности. В России с ее наследием советской карательной психиатрии любое слово, имеющее корень «псих», вызывает панику, презрение, отторжение – в общем, сплошной негатив. А между тем «психэ» – буквально означает «душа». Психиатр – врачующий душу, психотерапевт – душевный лекарь, психолог – изучающий душу. Так что настоящие профессиональные тренинги должны проводить люди с фундаментальным образованием и обширной практикой. Но психиатрия и психотерапия – это классические медицинские разделы. Тренинги же имеют в основе те же корни, но сильно трансформированные их создателями.

Источник фото: pixabay.com

Сравнительная таблица видов тренингов

  «Попса» «Шансон» «Джаз»
Структура тренинга Заранее расписана, жесткая. Заранее расписана, не жесткая. Заранее известны конечные цели, не жесткая.
Роль тренера Учитель, «звезда» Учитель-наставник Наставник, эксперт
Содержание тренинга Заранее написано, основывается на представлениях тренера (школы). Заранее написано, может меняться в зависимости от опыта участников. Заранее написаны основные ключевые моменты, создается совместно в процессе работы на тренинге.
Результат тренинга Предсказуем, часто баллирован, не зависит от состава группы. Зависит от артистизма и харизмы тренера. Частично предсказуем, зависит от дополнительных факторов мотивации участников. В меньшей степени зависит от артистизма тренера. Предсказуем в рамках системы. Зависит от работы группы, которую тренер приводит к самостоятельному поиску информации.
Разделение ответственности за результат Полностью на тренере. В основном, на тренере, частично передается слушателям. Тренер отвечает на процесс достижения результата, за сам результат – группа.
Долговременность и глубина усвоения материала Поверхностное усвоение на уровне знаний о существовании навыков. Краткосрочные изменения поведения на уровне деятельности. Понимаются собственные шаблоны поведения и необходимость их изменения. Более длительный эффект на уровне способностей. Долговременный эффект. Глубокое усвоение самостоятельно полученной информации. Изменения на уровне ценностей и убеждений.
Подготовка тренера В рамках материала тренинга. В рамках темы тренинга и прилегающей к ней областей знаний. В рамках темы тренинга и прилегающих к ней областей. Знания и опыт управления группой. Личностная проработка.
Раздаточный материал Объемный, не зависит от специфики группы. Объем меньше, частично изменяется в зависимости от специфики группы. Объем небольшой, так как в процессе тренинга группа дополняет и самостоятельно создает необходимые ей материалы. Полностью зависит от специфики группы.
Длительность Кратковременные Долговременные Долговременные
Доходность и известность тренеров Быстрый заработок и известность в массах. Средний заработок и известность среди специалистов. Много не зарабатывают, известны и уважаемы в узком круге профессионалов.
Виды компаний С жесткой корпоративной культурой. С размытой корпоративной культурой. Самообучающиеся компании.

Минусы и плюсы открытого тренинга

К плюсам открытых тренингов можно отнести то, что состав участников подбирается случайным образом. Велика вероятность того, что больше эти люди не встретятся, поэтому присутствующие могут не беспокоиться о том, что что-то было сказано не так. Они ведут себя более естественно, активнее участвуют в упражнениях и это приносит хорошие результаты:

  • Открытые тренинги хороши для руководящего персонала, так как это – отличная площадка для обмена опытом с коллегами и руководитель может вести себя более расковано, не боясь оценки и осуждения персонала.
  • Открытые тренинги больше подходят, если есть необходимость отработать навык, который нужен только одному сотруднику.
  • Специалистов творческих направлений лучше также направлять на открытые тренинги, так как там они смогут почерпнуть вдохновение от других участников.

Минусом открытого семинара является то, что обычно на нем говорится обо всем без конкретики и как любят говорить “льётся одна вода”. Просидев 8 часов на подобном мероприятии вас будут много раз уговаривать:

  • купить еще десяток платных курсов
  • записаться на личные консультации

Одним словом “втюхивать” любую ересь, кроме предоставления реально полезной информации, за которой вы пришли. Цель подобных мероприятий в бесплатном формате – это заманить, как можно больше людей и дальше “обработать” их на покупку курсов.

Чем отличается тренинговая форма обучения от других?

Считается, что воздействие на группу людей эффективнее, чем <?xml:namespace prefix = st1 ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags» />работа с каждым отдельно. Почему так? Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее. В группе происходит взаимное обучение ее членов. Они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге.

Известно, что обучение может быть разным: лекционное, семинарское, моделированное, и, наконец, тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения?

С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению и овладению любыми видами деятельности, связанными с общением

Если мы обратим внимание на темы наиболее распространенных тренингов в бизнесе, то увидим, что все они связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

Тренинги для детей

Как правило, после рождения каждый здоровый ребенок обладает всеми необходимыми для жизнедеятельности навыками, в основе которых лежат безусловные рефлексы. Так, дети после рождения самостоятельно дышат, реагируют на изменение окружающей среды и практически без посторонней помощи способны питаться грудным молоком.

Однако, по мере взросления, жизнь ребенка постепенно усложняется. Это связано не только с развитием сознания, но и изменением социального окружения. Так, у детей появляются новые обязанности, которые требуют определенных навыков и знаний.

Как правило, первые в жизни тренинги для детей проводятся родителями в семье. Именно они прививают ребенку нормы поведения в обществе и оказывают значительное влияние на процесс социализации. Также, именно родители впервые стараются предостеречь ребенка от подстерегающих его опасностей. Так, они запрещают им общаться с незнакомыми людьми и вести себя неподобающим образом.

В дальнейшем, в школах также проводятся тренинги для детей. Как правило, основным предметом, направленным на подготовку ребенка к безопасной жизни, является ОБЖ, что дословно переводится как «основы безопасности жизнедеятельности». На этой дисциплине не только изучаются правила поведения в процессе ежедневной жизнедеятельности, но и в чрезвычайных ситуациях. Этот предмет проходится с начальных и до выпускных классов, однако дает лишь общие представления, хотя и является очень полезным для дальнейшей жизнедеятельности человека.

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

Так, основными разделами ОБЖ, изучаемыми в школе, являются:

  • поведение человека в чрезвычайных ситуациях;
  • основы оказания медицинской помощи;
  • основы здорового образа жизни;
  • основы военной службы.

Также на сегодняшний день существуют государственные программы, при которых проводятся специализированные тренинги для детей, направленные на повышение уровня медицинской подготовки. В комплекс навыков, которыми по истечении курса овладевают школьники, входят:

  • мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации;
  • алгоритм действий при чрезвычайной ситуации;
  • наложение жгута;
  • последовательность действий при оказании первой медицинской помощи.

В ряде случаев родители специально обеспечивают посещение детьми таких тренингов, однако нередко они носят платный характер.

Как правило, нередко детям требуется психологическая помощь в период полового созревания, когда они претерпевают стресс, связанный с изменением гормонального фона. Причиной обращения за помощью становится сильное изменение поведения ребенка. Однако, посещение тренингов подростками в таких ситуациях не всегда оправданно, так как к каждому ребенку требуется индивидуальный подход. В таких ситуациях следует отдать предпочтение помощи психиатра.

Тренинги для детей могут быть полезны при появлении у них различных хобби. Так, при увлечении ребенка рисованием, лепкой или танцами, посещение тренингов может позволить развить ему свой потенциал и понять, что ему по душе.

Тренинг обращения с деньгами

Это специфический бизнес-тренинг, цель которого — коррекция установок, стереотипов и психологических барьеров относительно финансового положения человека, возможностей повысить свой социально-экономический статус.

Как правило, проводится с теми, кто планирует начать собственный бизнес, но при этом ему не хватает психологической готовности к этой деятельности, а также с теми, кто хочет улучшить свой материальный уровень, однако через психологические причины ему это не удается.

-Б-

  • Безработица. Виды безработицы
  • Бизнес-тренинги
  • Биографический метод
  • Бюрократ
  • Бюрократизм

Методы тренинга

Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:

Групповая дискуссия

— совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

«Игровые методы

— (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные).Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы.Телесная терапия .Медиативные техники «.

В числе специфических методов

, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:

  • «Аквариум» — Мастерские;
  • «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;
  • Брифинг-группы — Метод инцидентов;
  • «Папка с входящими документами» — Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
  • Игры-симуляции
  • Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.;
  • Дебаты — Программированные инструкции;
  • Демонстрация — Работа в малых группах;
  • Дискуссия — Разговор;
  • Игры — Решение узкоспециальных вопросов — Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
  • Кратковременные ротации — Ролевые игры;
  • Лекция — Семинар;
  • Стратегические креативные сессии.

Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения. Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию

Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.

Чем полезен тренинг предпринимателю

Многиеиз нас знают или интуитивно чувствуют, что контроль – это один из основныхкомпонентов успешного управления. Вместе с развитием прогресса менялась итехнология контроля. Буквально за одно поколение механика уступила местокомпьютеру, который контролирует все больше и больше процессов в бизнесе.Сегодня сложно себе представить современный офис без компьютера.

Также быстро, как мы перешли от механического контроля к компьютерному,вскоре перейдем от компьютерного контроля — к психологическому. Мне сложносегодня описать, как конкретно это будет происходить и сколько потребуетсявремени для перехода, но то, что переход произойдет, могу сказать однозначно –да. Сегодня это кажется фантастикой, а через несколько лет станет реальностью.

Точнотак же, как в конце 80-ых радиолюбители и аматоры собирали свои первые ПК (Z80и подобные), предприниматели только наблюдали за процессом развития техники, влучшем случае думали о том, как заработать деньги на выпуске этих ПК. Омассовом их использовании в офисах тогда только мечтали. Так же и сегодня вклубах и центрах практической психологии ведутся работы по созданию, проверке иразвитию тренинговых технологий. Технологий, которые через несколько лет станутлидирующими в сфере управления бизнесом и те компании, которые своевременновнедрят у себя новые технологии, будут иметь преимущество на рынке при прочихравных условиях.

Что могут тренинги сегодня? Это создание открытойдоверительной и рабочей психологической среды, атмосферы на предприятии и ее поддержание. Возможность из группы людейсформировать единую рабочую команду, создать среду для формирования миссиипредприятия, стратегических целей, выбора ценностей и корпоративной культуры.Формирование конкретных навыков и приемов работы сотрудников, решениеактуальных ситуационных задач предприятия.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

  • (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает , который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое (знание потребностей и , сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое и интуиция;
  • высокий , образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Помощь семьям

Как долгие годы сохранять свежесть чувств и не увязать в бытовых мелочах?Вопросы, которые помогут разрешить семейные психологи:

  • Факторы, провоцирующие конфликты в семье, а также способы их устранения,
  • Сохранение семьи при угрозе развода,
  • Помощь при нарушении взаимопонимания в семье,
  • Определение и устранение негативных психогенетических установок,
  • Обучение решению проблем в семье,
  • Устранение манипуляции родителями со стороны детей,
  • Помощь в становлении детской психики, а также в создании правильных жизненных установок,
  • Помощь в адаптации в детском коллективе, школе и студенческой среде.

Показания к посещению семейного психолога:

Конфликты между мужем и женой. В том числе частые ссоры, измены.
Отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями. Конфликты могут быть следствием развода, круга общения подростка, отношения к учебе.
Конфликты между детьми в семье

Часто причиной их бывает повышенное внимание одному ребенку и пренебрежение другими, сравнение детей между собой, наследство.
Нарушение психики одного из членов семьи (невроз, депрессия). Нередко отношения в семье ухудшаются из-за нарушения характера и привычек одного из родных.
Наркотическая или алкогольная зависимость одного из членов семьи

Остальные родственники могут отстраниться от него и даже испытывать отвращение, что ведет к распаду семьи. В некоторых же случаях больной наоборот заставляет всех членов семьи жить по своему сценарию, что не является нормой.
Усыновление ребенка, распад семьи. Адаптация усыновленного ребенка в новой семье бывает очень сложной, непросто привыкнуть и новоиспеченным родителям к появлению в доме нового человечка.
Смерть одного из членов семьи.

Психологическая помощь семьям проходит в несколько стадий:1.Диагностика.2.Определение.3.Содействие в устранении фактора, вызвавшего проблему.4.Введение в обиход новых методик поведения.

Какие бывают тренинги

В целом все тренинги можно разделить на три
категории.

1. Для себя просто любимого (еще его называют «тренинг
личностного роста
«). В этом тренинге сладострастно ковыряются в вашем
детстве и отрочестве. Тренер вытаскивает наружу ваши комплексы, после чего вы
совместно пытаетесь их преодолеть. В результате, вы выходите с тренинга слегка
ошалевший, но «всемогущий».

2. Для себя делового и общительного
(специалисты называют эту разновидность тренингов коммуникативными, или
психологическими). Сюда относятся тренинги, развивающие ваши индивидуальные
деловые качества, а именно: планирование собственного времени, расстановка
приоритетов при решении задач и т.д. А также тренинги для начальства, т.е.
рассматривающие различные аспекты работы с подчиненными типа делегирования
полномочий, мотивации сотрудников, методов решения конфликтов и т.д. Сюда же
можно отнести группу тренингов по технике продаж, проведению переговоров и
презентаций. Если свалить все в кучу, то можно сказать, что объединяет все эти
тренинги одна особенность — они учат нюансам общения применительно к
бизнесу.

3. Для пользы дела (на языке психологов — специализированные,
или же профессиональные). Если название тренинга выговаривается с трудом, это
явный признак специализированного тренинга. Пример: «Реинжиниринг
бизнес-процессов с целью создания организационной основы для решения командой
задач по развитию бизнеса» или «Эффективная сейлз-промоушн кампания как
инструмент маркетинга». Понимаете о чем речь?

Две последние категории и
называют обобщающим термином «бизнес-тренинги«.

Подвидов же
тренингов сейчас видимо-невидимо. Например, одна компания может предложить
восемь разновидностей тренингов по продажам. А если вы не нашли желаемый тренинг
в «программке», то, вполне вероятно, специально для вас тут же разработают
«эксклюзивный» вариант, составленный из уже имеющихся блоков. Стоит также
учитывать, что на тренинг сильное влияние оказывает личность
тренера.

Тренинги и семинары могут быть подготовлены для сотрудников
одной организации с учетом специфики бизнеса и уровня подготовленности — это
корпоративные программы. На открытые приглашают представителей
различных компаний, и тема предлагается в типовом варианте.

Тренинг —
один из самых актуальных сегодня видов экспресс-обучения. Это путь от осознания
нехватки знаний к новым устойчивым навыкам, он дает сильнейший творческий
импульс, высвобождает сознание и заряжает такой энергетикой, что те, кто попал
на настоящий тренинг один раз, не могут удержаться от соблазна посетить и другие
интересующие их темы.

Виды тренингов

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.

  • физические:
    • силовая;
    • интервальная;
    • уличная (Street Workout);
    • фартлек;
  • психологические:
  • специальные:
    • гипоксическая;
    • закаливание.

Психотерапевтический тренинг

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения:
как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами

Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.. Бизнес-тренинги в свою очередь, так же могут подразделяться на группы и подгруппы:

Бизнес-тренинги в свою очередь, так же могут подразделяться на группы и подгруппы:

  • Профессиональное развитие:
    • Личная эффективность
    • Предпринимательская деятельность
    • Менеджмент
    • Маркетинг
  • Развитие личностных качеств:
    • Управление эмоциями
    • Тайм-менеджмент
    • Постановка и достижение целей
  • МВА

    По сферам деятельности (маркетинг, менеджмент, управление персоналом и так далее)

MBA (Master of Business Administration) — программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (стандарт MBA).

Бизнес-мастерская — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера — модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector