Виды практики в университете

Содержание:

Типы практик:

Учебная практика

  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
  • Учебная практика по развитию социально-профессиональных умений и навыков
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительная)
  • Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (проектная)

 Производственная практика

  • Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (ознакомительная)
  • Производственная технологическая практика
  • Производственная технологическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
  • Производственная преддипломная практика

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!

Где пройти педагогическую практику

Для многих студентов главной проблемой становится место прохождения педагогической практики. Оно зависит от специальности и условий конкретного вуза.

Прохождение педагогической практики в ДОУ

В детских садиках педагогическую практику обычно проходят те, кто учатся по направлению «дошкольное образование». У студентов этой специальности таких практик за период обучения может быть несколько, т. к. их будущая профессиональная деятельность будет проходить именно в этой сфере.

Обычно кафедры, которые готовят педагогов и воспитателей для дошкольных образовательных учреждений, сотрудничают с определёнными ДОУ и направляют своих студентов именно туда, самим искать подходящий садик не требуется.

Прохождение педагогической практики в школе

Учреждения среднего образования — самое распространенное место прохождения пед. практики. Сюда направляют как профильных педагогов, так и тех, кто учится на специальностях, которые дают право преподавания.

Не у всех кафедр есть школы-партнёры, которые могут выступить базами практики, поэтому часто студенты вынуждены искать учебное заведение самостоятельно. Многие обращаются в те школы, которые оканчивали сами: дирекция часто идёт навстречу выпускникам и даёт возможность пройти пед. практику.

Прохождение педагогической практики в лагере

В отличие от практики в школах, такая практика проходит в летний период и считается более лёгкой. Студентов назначают вожатыми и их задача — в течение смены следить за порядком в отряде, проводить для детей развлекательные мероприятия, организовывать экскурсии и пр.

Часто студентам приходится искать лагерь самостоятельно, но вожатые нужны многим учреждениям, к тому же при официальном оформлении во время этой работы можно получить не только полезный опыт, но и зарплату.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Цель пед. практики — подготовить студента к работе учителем

Основные виды практики в университетском обучении

Существует три вида получения практических навыков во время обучения в университете:

  • ознакомительная
  • преддипломная
  • производственная

Каждый из этих видов тесно взаимодействует друг с другом, что порой выделить существенные
различия проблематично. Но мы постараемся осветить основные особенности каждого вида.

Практика с целью ознакомления

Название данного вида получения практических навыков говорит само за себя. Целью такой
разновидности практики является ознакомление студента с основными принципами практической
работы, студент знакомится с условиями, в которых ему предстоит осваивать профессию, впервые
учится применять накопленный теоретический материал в реальной профессиональной деятельности.

Например, студент, который обучается по специальности «педагог и воспитатель детского сада»,
впервые знакомится с процессом в определенном учебном учреждении. Задачами такого практического
ознакомления будут:

  • увидеть организацию, структуру учебного процесса в дошкольном заведении;
  • ознакомиться с основными методами и принципами воспитания дошкольников;
  • попробовать самостоятельно, на начальном уровне реализовать свои теоретические знания
    в реальном процессе обучения, разработать план педагогического процесса;
  • научиться делать ключевые выводы по своей работе и работе опытных педагогов, выделять
    ошибки.

Этот пример показывается, что ознакомительная практика – начальная стадия профессионального
обучения студента. Этот этап можно назвать своеобразным «вхождением» в реальный профессиональный
мир, где делаются первые шаги в реализации теоретических навыков и обретении практических.

Преддипломная и производственная практики

В целом, преддипломная практика включает в себя и получение производственных практических
навыков. На последних курсах обучения в университете провести определенную черту между ними
практически невозможно, так как они тесно переплетаются между собой.

Цель преддипломной практики – это подготовка к окончательной защите своей квалификационной
работы. Производственная практика предполагает расширение профессиональных навыков, полученных
во время ознакомительной. Эти два вида практической деятельности студента напрямую влияют
друг на друга:

  • студент разрабатывает теоретическую часть своей дипломной работы, после чего теоретические
    навыки применяет на практике
  • непосредственно реализованные и углубленные практические умения на производстве влияют
    на дальнейшее написание и завершение дипломной работы – ее практической части.

Таким образом, эти два вида тесно связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности.
Обычно производственная и преддипломная практика проходят в одно и то же время – на
третьем-четвертом курсе для получения степени бакалавра или на пятом курсе магистратуры

Актуальность для студентов

Некоторые студенты относятся к практике, будто это отдых от учебы, а потому не уделяют ей достаточно внимания. Чаще всего это происходит из-за того, что учащийся не видит в практике реальной ценности и значимости для себя. Но все не так пессимистично, как может показаться на первый взгляд. 

Во-первых, практика дает понять, насколько студент на самом деле заинтересован в выбранной специальности. Да, может не совсем повезти с местом практики. Да, может быть трудно. Да, никто не поручит практиканту сложных и ответственных задач. Но чтобы в общих чертах понять свои мысли насчет профессии, времени будет достаточно.

Во-вторых, это реальная среда, которая позволит практиканту выявить свои сильные и слабые стороны. Они могут быть связаны с недостаточно прочными теоретическими знаниями, с отсутствием необходимых черт характера, с неуверенностью, страхами и сотней других причин. Но чем раньше пробелы будут обнаружены и устранены, тем проще будет в будущем.

В-третьих, после окончания учебы придется искать работу. И, как всем известно, студенты — не самая популярная категория потенциальных сотрудников. Основной аргумент работодателей — недостаток опыта, основной контраргумент выпускников — активность. Почему бы не добавить еще один? О желании работать и развиваться, а также продемонстрировать свое рвение на реальных примерах. В конце концов, место практики может стать местом работы, и шансов на это больше, если студент хорошо себя проявит.

Как выбрать место для прохождения практики

Для начала составьте список компаний по вашей специализации. Затем уточните, нет ли у вуза возражений против ваших вариантов

Важно, чтобы место практики соответствовала тем задачам, которые ставят перед студентами: освоить определенный навык, иметь возможность получить знания в определенной области и так далее. Далее напишите письма с вопросом о возможности прохождения практики

Этот процесс сильно напоминает поиск работы, поэтому не отчаивайтесь, если вам сразу не отвечают из Google или Amazon. 

Студенты-журналисты вам расскажут, что самое полезное — написать кому-то из компании мечты напрямую, спросить, не нужен ли им практикант. 

Еще один вариант — поспрашивать знакомых и друзей, а также однокурсников, где они проходят практику, какие места могут порекомендовать, а в какие точно идти не стоит. 

Сайты по поиску работы тоже стоить учесть. Многие компании размещают там вакансии с предложением о практике или стажировке. Для таких случаев пригодится резюме, в котором может еще не быть никакого опыта работы, а только ваше образование (которое вы получаете), навыки и владение иностранным языком. Также для поиска места практики подойдут профессиональные сообщества в соцсетях. 

Где можно пройти практику студентам разных специальностей

Многие студенты (особенно это касается младших курсов) не имеют чёткого представления, где проходить практику. Мы подскажем, куда стоит обратиться, чтобы получить полезный опыт.

Где пройти практику студенту-программисту

На рынке труда в ИТ-отрасли все ещё чувствуется «кадровый голод», и потому найти компанию, где можно пройти практику студенту-программисту не очень сложно

Стоит обратить внимание на крупные и средние фирмы: именно они заинтересованы в работе со студентами, т. к

часто расширяются и набирают персонал.

Во многих ИТ-компаниях есть специальные учебные центры по программированию, где студенты могут выполнять реальные проекты параллельно с основной командой разработчиков.

Где можно пройти практику студенту-юристу

Ответ на вопрос «где лучше проходить практику студенту-юристу» зависит от его специализации. Лучше выбрать базу практики, связанную с будущей работой:

  • адвокатское бюро;
  • прокуратуру;
  • суд и пр.

Особенно актуален этот совет для тех, кто решает, где пройти преддипломную практику, ведь ВКР надо писать на основе реальной работы.

Если же вы учитесь на младших курсах и ещё не определились с будущим направлением, можно остаться в юридическом отделе университета (обычно там требуются помощники для бумажной работы) или на кафедре.

Где проходят практику лингвисты

Самый простой способ попрактиковаться в иностранном языке и получить характеристику с базы практики — устроиться в брачное агентство, которое специализируется на знакомствах с иностранцами. В такие конторы всегда требуются сотрудники, которые помогают девушкам заполнять анкеты и вести переписку.

Если эта сфера деятельности не привлекает, можно обратиться в бюро переводов: студенту, который хорошо знает язык, могут поручить несложный заказ.

Где можно пройти практику студенту-бухгалтеру

Чтобы подкрепить теоретические знания практическими навыками, будущим бухгалтерам стоит выбирать в качестве базы крупные предприятия. Там студент научится работать со специальными бухгалтерскими программами и вести документацию. В маленьких фирмах может не быть отдельной должности бухгалтера, и в таком случае студент останется без наставника.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Залог успешной практики — хорошие отношения с коллективом фирмы

Где пройти практику студенту-экономисту

Тем, кто ищет, где можно пройти практику студенту-экономисту, советуем остановить свой выбор на крупных банках. Как правило, в такие учреждения постоянно набирают сотрудников, которые могут работать консультантами (в стационарном, телефонном или онлайн-режиме). Это хорошая возможность изнутри изучить деятельность финансового предприятия и получить базовые профессиональные навыки работы с банковским продуктами.

Сложнее всего тем, кто ищет где пройти практику по специальности «экономическая безопасность»: эта отрасль предусматривает работу с конфиденциальной информацией и в профильные организации неохотно берут стажёров. Следует обратиться к куратору практики от кафедры — возможно, он порекомендует доступные варианты.

Где пройти практику психологу

Должность психолога или целые психологические службы сегодня есть во многих компаниях, но не в каждой готовы доверить душевное здоровье своих сотрудников студенту. Проще всего устроиться в социальный центр помощи зависимым, государственный детский дом или геронтологический центр: в таких организациях часто не хватает персонала и они охотно берут на практику молодых специалистов.

Другой вариант — прохождение стажировки в службе с «телефоном доверия»: там всегда нужны люди, особенно с профессиональными знаниями.

Где проходить практику менеджеру

Базой практики для будущего менеджера может стать предприятие любого профиля: главное, чтобы там были должности менеджера и студент мог видеть, чем занимаются данные специалисты.

Обычно кафедры менеджмента сами заключают договора с подходящими компаниями и помогают студентам с выбором места, где можно проходить практику.

Часто самым сложным оказывается вопрос не «где пройти практику?», а «как получить за неё хорошую оценку?». Справиться с этой проблемой, как и с многими другими, поможет студенческий сервис: его эксперты помогут определиться с базой, составить грамотный отчёт и хорошую характеристику.

Цели и задачи практических занятий в вузе

Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.

Цель практического занятия в вузе

Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:

  • научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
  • показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
  • развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
  • привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
  • заложить основы критического мышления;
  • научить решать практические задачи;
  • сформировать основные принципы профессиональной этики;
  • развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.

Лабораторная работа по химии в вузе

Задачи практических занятий в вузе

Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:

  • использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
  • применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
  • искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
  • проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
  • подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
  • решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
  • изучать правила и нормы профессиональной этики;
  • делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.

Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов

Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.

Студенческая практика: ожидания и реальность

Практика для студента – всегда предвкушение открытия чего-то нового. Но не всегда наши ожидания оправдываются. Часто случается, что придя на практику студент сталкивается с ситуацией, когда его попросту не допускают вообще ни к каким процессам, даже посмотреть. Тогда, собственно говоря, и записи в дневник сделать невозможно, и отчет написать тяжело.

А бываю случаи, когда вас отправили на производство, а ваш непосредственный руководитель обрадовавшись тому факту, что у него появился человек, на которого можно «взвалить» все поручения,  прямо заваливает вас работой.

В такой ситуации ваш дневник прирастает записями ежедневно. К концу практики в нем черт ногу сломит и написать отчет из вороха информации просто невозможно.

Если вы оказались в сложном положении перед сдачей отчета о прохождении практики, то мы всегда с радостью вам поможем. Успехов вам в учебе!

«На вопрос: что делать тем, кто живет с пожилыми родственниками, ответили — думайте позитивно!»

Студентка 4 курса МГПУ (городской педагогический)

В субботу поступила информация, что, скорее всего, мы 19-го числа выходим на практику в школы. Нам ничего не сообщается кроме того, что эта практика будет длиться один-полтора месяца, да и это не точно, её могут увеличить. Ни на один вопрос нам четкого ответа не дали. Было очень много вопросов касаемо количества часов, которые мы проведем на практике, того, чем мы должны будем заниматься на этой практике, насколько вообще правомерно так менять вид практики. Изначально предполагалось, что мы проведем 15 уроков, сделаем отчет по практике, а нам в итоге увеличили количество часов и ничего не говорят о том, чем мы там будем заниматься. Далее был вопрос о том, что многие студенты проживают с родителями или бабушками/дедушками, которые старше 65 лет. Им непонятно, что они должны делать в этой ситуации, поскольку они не хотят подвергать родных такой опасности. На это нам дали ответ: «Выходите на практику!». Это прозвучало в очень грубой форме. Было видно, что в наше положение никаким образом не хотят войти и никак не будут помогать решать эту проблему. Ближе к концу собрания, после ряда всех этих вопросов об организации и наших попыток выяснить, что же вообще нас ждет и что с этим делать, нам предложили «не нагнетать обстановку, думать позитивно и задавать позитивные вопросы».

Также во время собрания многократно упоминалась ситуация со студентами-медиками, но мы посчитали такое сравнение нецелесообразным, потому что студентам-медикам за это платили, и они работали со своими коллегами. В нашей же ситуации получилось так, что учителей оставляют дома, а нас отправляют на их место в классы. Вот эта вот замена одного человека на другого неравнозначна тому, что было в случае с медперсоналом. Подводя итог этого собрания, мы по-прежнему не знаем, что нас ждет в школах. Мы по-прежнему не понимаем, сколько часов мы будем работать. Мы не понимаем, сколько будет длиться практика. Мы не понимаем, что будет с нашим образованием после такого большого перерыва без семинаров. Выпускные курсы не понимают, как они при этом должны параллельно готовиться к государственным экзаменам и писать ВКР. Университет ясно дал понять, что либо мы выполняем этот приказ и просто работаем бесплатно под видом практики неопределенное количество времени, либо забираем документы.

В МГПУ на запрос The Insider не ответили.

Порядок проведения

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Лекция & практическое занятие

Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.

Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.

Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.

Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.

Отчет по итогам практики

После прохождения практики студент должен подготовить о ней необходимую документацию. Список документов, которые нужно предоставить в свой вуз:

Руководителю от факультета:

  • отчет по итогам практики; 
  • характеристику студента.

Куратору группы: 

  • конспекты уроков; 
  • конспекты внеклассных занятий. 

Преподавателю по педагогике: 

  • дневник педагогической практики;
  • конспект одного урока с анализом себя как педагога; 
  • педагогический анализ одного урока однокурсника; 
  • микроисследование по педагогике; 
  • конспект и анализ воспитательного мероприятия.

Преподавателю по психологии: 

  • психологический анализ урока; 
  • психологическую характеристику учащегося/класса. 

Преподавателю по школьной гигиене: 

  • анализ соответствия расписания уроков вверенного класса гигиеническим требованиям; 
  • отчет по выполнению поставленного задания. 

Выводы

Подготовка студента к самостоятельному рабочему процессу.

Производственная практика – важная часть учебного плана для студентов любой специальности. В этот период учащийся ВУЗа попадает в профессиональную среду, в которой ему предстоит находиться всю дальнейшую жизнь.

Практиканту и его руководителям предстоит понять, насколько он подготовлен к выбранной профессии. Это отличный шанс применить полученную теорию на деле, получить необходимые знания и навыки и стать частью реального рабочего процесса. По окончанию производственной практики каждый студент получит заслуженную оценку.

О том, что думают сами студенты по поводу прохождения производственной практики, вы можете узнать, посмотрев видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector