Вхутеин : высший государственный художественно-технический институт в москве.

Закат ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа

В конце 1920-х началась борьба с авангардным искусством, и закрытие ВХУТЕИНа было логичным следствием. Искусство теперь должно было отражать линию партии, быть понятным и воплощать представления власти о лучшей жизни. Разнообразие форм и стилей стало невозможным — от художников требовали единства средств и целей, а соцреализм стал главным направлением в искусстве. За несколько лет до расформирования из института постепенно стали убирать неугодных преподавателей и студентов. Многочисленные доносы и внутренние конфликты привели к ликвидации института в 1930 году.

Некоторым факультетам удалось выжить: одни вошли в состав новых специализированных заведений, другие присоединились к профильным вузам. В здании на Мясницкой на базе полиграфического факультета ленинградского и московского ВХУТЕИНа был открыт Московский полиграфический институт во главе с бывшим деканом и ректором Фаворским, текстильный факультет стал частью Текстильного института, а архитектурный остался на Рождественке и вошел в состав нового Московского архитектурного института. Студентов и преподавателей скульптурного и живописного факультетов перевели в Ленинград, в Институт пролетарских изобразительных искусств, керамический факультет — в экспериментальный Институт силикатов, который почти сразу и закрыли. Остальные факультеты были полностью расформированы.

Многие преподаватели ВХУТЕИНа ушли из педагогики, а те, кто остался, разъехались по стране. Полностью изменилась система преподавания в художественных институтах, все вхутемасовские учебные наработки были забыты до 60-х годов XX века, когда ассистентам преподавателей ВХУТЕИНа и самим преподавателям удалось вернуть некоторые методики в вузы.

ВХУТЕИН в Петрограде/Ленинграде

Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году было преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ), в 1921 году переименованы в Петроградские высшие государственные художественно-учебные мастерские (ВХУТЕМАС).

В 1930 году московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт, Московский государственный академический художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (ныне — Московский государственный университет печати).

На базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ в апреле 1930 года был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932 году преобразованный в Институт живописи, скульптуры и архитектуры.

В 2014 году дизайнерской компанией «МОДУЛОР» при поддержке Санкт-Петербургского Союза дизайнеров воссоздан Художественно-технический институт (ВХУТЕИН), названный в честь своего прародителя — Высшего художественно-технического института. Ректором нового института назначена почётный работник высшего профессионального образования РФ, д. п. н., профессор Татьяна Васильевна Ляшенко.

Ректорат

За время существования у ВХУТЕМАСа было три ректора: Ефим Равдель, Владимир Фаворский и Павел Новицкий. Первый больше ориентировался на авангардное направление в искусстве и был сторонником такой системы обучения, при которой студенты получали знания, выполняя определенный художественный заказ. Ученикам и преподавателям не нравилась идея ориентироваться только на производственное искусство, и в 1923 году по просьбе студентов Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения РСФСР) назначил нового ректора — Владимира Фаворского.

Новый руководитель сумел найти компромисс между преподавателями — традиционалистами и авангардистами, уладил конфликт производственных и художественных факультетов, возникший при Равделе, и окончательно закрепил в структуре ВХУТЕМАСа обязательное для всех основное отделение. При Фаворском в 1923 году появились вступительные экзамены и открылся художественный рабфак (рабочий факультет), где к поступлению в мастерские готовили рабочих и крестьян.

В 1926 году Фаворского сменил Новицкий и сразу вывел вперед производственные факультеты — третий ректор сделал ставку на подготовку промышленных специалистов, для чего изначально и создавался ВХУТЕМАС. При Новицком в 1928 году заведение переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), занятия на основном отделении сократили до года, а весь срок обучения увеличили с четырех до пяти лет. Основной задачей института при новом ректоре стала подготовка специалистов нового типа — художников-производственников, умеющих выполнять конкретные работы производственного характера.

Ближайшие вузы

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Университет основан 07 января 1925 года, как Институт охраны материнства и младенчества. На протяжении многих десятилетий вуз является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека его окончило несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран с 4 континентов. В настоящее время двери Университета распахнуты для обучающихся из более чем 50 стран мира. В ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России может быть принято лицо любого пола, нации и расы, вне зависимости от политических и религиозных убеждений из любого государства, имеющего дипломатические отношения с Российской Федерацией.

874 м

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5

Лесотехнический университет сегодня — это крупнейшее государственное высшее лесное учебное заведение России. Здесь Вы можете получить качественное образование по всем направлениям так или иначе, связанным с лесным комплексом страны, стать специалистом высшей квалификации в области лесного хозяйства, ландшафтной архитектуры, лесной, деревообрабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности, стать квалифицированным экономистом, особенно хорошо разбирающимся в экономике природопользования, получить знания в области лесоуправления, экологии, безопасности жизнедеятельности, эксплуатации и сервиса транспортных средств и по многим другим направлениям, без которых немыслима жизнь современного общества. Наш выпускник всегда найдёт хорошую работу!

1.07 км

Военный институт физической культуры (филиал) Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский просп., д. 63

1.11 км

УНИВЕРСИТЕТ ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, литер Б

УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ! БУДУЩИЕ АБИТУРИЕНТЫ!
У Вас наступает самый ответственный период в жизни, когда нужно сделать выбор!
Перед Вами открывается множество путей для реализации своего потенциала и достижения успеха в жизни.
Этот успех во многом зависит от того, насколько обдуманным будет Ваш выбор профессии и учебного заведения, в котором Вы её обретёте.
Предлагаю весь путь по освоению новой интересной профессии пройти вместе с нами!
Ректор Университета при МПА ЕврАзЭС И. Ж. Искаков

1.60 км

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет `ЛЭТИ` им. В.И. Ульянова (Ленина)` 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5

Университет основан в 1886 году и является старейшим электротехническим вузом Европы. Сегодня СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – образовательный центр с мировым именем, в котором обучается около 9000 студентов, проходящих подготовку по направлениям бакалавриата, специалитета и программам магистратуры.

1.95 км

Больше? Ещё 20 ближайших вузов

Сведения об электронных образовательных ресурсах

На договорной основе организован доступ к Электронно-библиотечной системе (ЭБС) «Издательство Лань» www.e.lanbook.com

  • http://минобрнауки.рф – Министерство образования и науки Российской Федерации
  • http://www.ege.edu.ru – Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
  • http://www.gov.ru –  Сервер органов государственной власти РФ «Официальная Россия»
  • http://info.edu-sci.ru –  Информационно-Аналитический Портал Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере информационного взаимодействия
  • http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
  • http://abitur.cbias.ru – Информационный ресурс для абитуриентов «Поступай правильно»
  • http://www.rusolymp.ru – Всероссийская олимпиада школьников
  • http://www.olympiads.ru – Олимпиадная информатика 
  • http://www.eidos.ru/olymp  – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады 
  • http://www.en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал  
  • http://www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
  • http://www.computer-museum.ru – Виртуальный компьютерный музей
  • http://fipi.ru/ – «Федеральный институт педагогических измерений» 

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов

В состав учебных площадей входят учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы. Помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Учебные аудитории оснащены наглядными материалами и учебными пособиями. Свободный доступ в Интернет действует на всей территории Института. Институт имеет свой сайт, а лекции ведущих специалистов Института транслируются Он-лайн и доступны студентам всех курсов и потоков.

Имеются компьютерные классы и учебные аудитории для самостоятельной работы и выполнения курсовых работ (проектов), оборудованные современными компьютерами и периферийной техникой с подключением к системе телекоммуникаций (электронная почта, Интернет), оснащенные лицензионным и свободно распространяемым программным обеспечением. 

Все помещения института оснащены оборудованием, обеспечивающим возможность обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в том числе аудитории, буфет, лаборатории, медицинский кабинет и т.д.

Учебные аудитории

Учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации оснащены основным оборудованием:

  • cтолы и стулья;
  • рабочее место преподавателя: персональный компьютер с подключением к локальной сети и выходом в Интернет;
  • жидкокристаллическая панель;
  • маркерная доска – 1 шт.;
  • операционная система Windows;
  • Microsoft Office;
  • Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный, Russian Edition;

Для проведения занятий лекционного типа имеются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин. 

Создание ВХУТЕМАСа

Постановление Совета народных комиссаров об открытии в Москве ВХУТЕМАСа было подписано Лениным в декабре 1920 года, однако работать заведение начало еще осенью. Согласно документам, ВХУТЕМАС был специальным художественно-техническим учебным заведением, где готовили «художников — мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».

Мастерские сильно отличались от существовавших ранее художественных учебных заведений: здесь учили искусству не ради искусства, а готовили художников, реформирующих быт, включенных в жизненные процессы общества. Во ВХУТЕМАСе было восемь факультетов: три художественных (архитектурный, скульптурный и живописный) и пять производственных (текстильный, полиграфический, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Последние два позже объединили в один факультет со звучным названием-аббревиатурой «дерметфак».

Дом-фара и гараж-подкова: изучаем здания архитектора Константина Мельникова Дома на ножках и дома-корабли: самые необычные жилые здания столицы

Одним из основных методологических нововведений ВХУТЕМАСа был пропедевтический, вводный курс. Независимо от выбранной специальности все студенты первые два года должны были отучиться на основном отделении, сформированном из подготовительных курсов разных факультетов. Здесь изучали универсальные для всех специальностей основы — цвет, графику, объем и пространство.

Пропедевтический курс состоял из научно-технических, художественных и гуманитарно-общественных дисциплин, которые составляли базу общего образования студентов. Благодаря вводному отделению учащиеся ВХУТЕМАСа становились универсальными специалистами. Со временем курсы основного отделения менялись, уменьшалась продолжительность обучения, но основная база вводных дисциплин существовала во ВХУТЕМАСе до самого закрытия.

Студенты

«Возрастной и социальный состав студентов был чрезвычайно пестрым. Многие отвоевали Гражданскую войну… Много было студентов из далеких, захолустных тогда окраин России, большой процент составляли рабфаковцы, и возраст колебался от восемнадцати до сорока и более лет», — вспоминал об учебе во ВХУТЕМАСе художник Валерий Алфеевский.

Между студентами редко возникали конфликты, потомки профессорских семей спокойно уживались с выходцами из деревни. В первом наборе студентов училась Варвара Арманд — дочь известной революционерки Инессы Арманд. Девушка жила в общежитии на Мясницкой, как и остальные вхутемасовцы. Однажды проведать ее приехали Ленин с Крупской. Тот вечер 1921 года позже стал одной из легенд ВХУТЕМАСа — учащиеся рассказывали Владимиру Ильичу о своей студенческой жизни, кормили его кашей и обсуждали творчество Маяковского, который часто захаживал в общежитие в гости к своему другу Родченко. Разговор о поэзии инициировал сам Ленин: Надежда Крупская вспоминала, что он спросил студентов, читают ли те Пушкина. Вхутемасовцы возмущенно ответили отрицательно, назвали Пушкина буржуем и сообщили, что любят Маяковского. «Ильич улыбнулся: “По-моему, Пушкин лучше”», — писала Крупская.

Досуг у студентов был не менее интересным, чем учеба. Ребята ставили спектакли, выпускали стенгазеты и самиздатовские журналы, устраивали творческие вечера и танцы, читали стихи и показывали карикатуры на преподавателей. Хватало места и для спорта: работали секции бокса, стрельбы, гребли, волейбола. Некоторые учащиеся делали серьезные успехи — например, тренер Александра Дейнеки считал, что лучше бы ему бросить живопись и стать профессиональным боксером.

Крылатая судьба. Рассматриваем легендарного «Сокола» Алексея Сотникова Эпоха на блюдечке: изучаем агитационный фарфор из коллекции музея керамики в Кускове Пантеон Славы и Дворец труда: неосуществленные проекты Москвы Предшественница ВДНХ: как проходила первая всесоюзная выставка

Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий

Для проведения практических занятий оборудованы специализированные классы и лаборатории:

Классы академического рисунка, академической живописи, скульптуры и пластического моделирования

Перечень основного оборудования:

  • натюрмортный фонд;
  • гипсовый фонд;
  • станки скульптурные;
  • мольберты.

Лаборатория информационных технологий

Перечень основного оборудования:

  • столы и стулья;
  • рабочее место преподавателя: персональный компьютер с подключением к локальной сети и выходом в Интернет;
  • жидкокристаллическая панель;
  • персональные компьютеры с подключением к локальной сети и выходом в Интернет;
  • маркерная доска;
  • операционная система Windows;
  • Microsoft Office;
  • Kaspersky Endpoint Security для бизнеса– Стандартный Russian Edition.

Для проведения практических занятий имеются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин.

Эпоха до ВХУТЕМАСа

До Октябрьской революции художественное образование в стране находилось в ведении Академии художеств, учрежденной Сенатом в 1757 году. Больше 100 лет академия была единственным высшим учебным заведением в стране, где изобразительному искусству обучали по европейским стандартам. Поступить туда мог далеко не каждый: обучение было платным и только для мужчин.

В 1918 году академию упразднили и открыли Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), введя кардинально новый принцип организации обучения: вступительные экзамены упразднили, женщин принимали наравне с мужчинами, а наличие начального образования стало необязательным критерием — для поступления требовалось лишь желание учиться. Занятия строились по принципу обучения в индивидуальных мастерских, абитуриент сам выбирал мастера, к которому хочет пойти.

Через два года стало понятно, что и новому учебному заведению не избежать перестройки: студенты и профессора были недовольны отсутствием четкой программы, а страна нуждалась в профессиональных художественных кадрах для работы в промышленности. Осенью 1920 года ГСХМ I и II объединили в одно учебное заведение, на базе которого открыли Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС.

Преподаватели

В разные годы в мастерских преподавали крупные мастера советского искусства: скульпторы Вера Мухина и Алексей Бабичев, архитекторы Моисей Гинзбург и Николай Докучаев, художники и графики Петр Митурич и Василий Кандинский, первопроходцы в дизайне Эль Лисицкий и Александр Родченко. ВХУТЕМАС объединил педагогов с разными взглядами и подходами к искусству: авангардисты Петр Кончаловский, Илья Машков и Владимир Татлин работали вместе с Иваном Жолтовским, Алексеем Щусевым и Василием Яковлевым, которым установки авангарда не были близки. Принадлежавших к разным идеологическим лагерям педагогов объединял формально-аналитический метод преподавания. На всех факультетах ВХУТЕМАСа студентов нацеливали на активную интеллектуальную работу, заставляли анализировать реальность, а не копировать ее.

Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы История одного здания: зачем был построен Дом Наркомфина

Занятия в индивидуальных творческих мастерских тоже были распространены. Ярким примером такой организации учебного процесса был живописный факультет. Его студенты могли свободно выбирать мастера и переходить из мастерской в мастерскую — от Машкова к Куприну, от Куприна к Фальку. Остальные факультеты состояли из отделений, каждое из которых имело несколько кафедр.

Литература

  • Ежегодники Общества архитекторов-художников. — Л., 1927, 1930, 1935, 1940. — Вып. 12-16.
  • Архфак Академии художеств. — Л., 1929.
  • Архитектурный факультет Академии художеств. — Л., 1936.
  • Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005 / Сост. С. Б. Алексеева; научн. ред. Ю. Г. Бобров. — СПб.: ИЖСА РАХ, 2007.
  • Иванова-Веэн Л. И. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН: Москва — Ленинград: Выпускники 1920—1930: Справочник. — М.: АртКомМедиа, 2010. 48 с. Тираж 500 экз.

Теория и практика

Во ВХУТЕМАСе большое значение придавалось связи с производствами — факультеты стремились максимально обеспечить студентов практикой. Например, у керамического факультета была договоренность с Дулевским фарфоровым заводом, а у текстильного — с Трехгорной мануфактурой и Первой ситценабивной фабрикой. Студенты учились и параллельно работали, педагоги тоже работали со студентами без отрыва от производства. На текстильном факультете преподавали Людмила Маяковская, трудившаяся на Трехгорной мануфактуре, и Варвара Степанова, которая параллельно была дизайнером на Первой ситценабивной фабрике.

Братья и сестры Маяковского, Есенина и Гоголя. Пять историй из музеев Полтора века столичного текстиля. Кураторский гид по выставке «Ткани Москвы»

На архитектурном факультете не было повторяющейся из года в год учебной программы. Преподаватели часто давали студентам задания, связанные с актуальными архитектурными конкурсами, и даже привлекали их к реальному строительству. Например, Хавско-Шаболовский жилой комплекс, где сейчас находится Центр авангарда, спроектировал студент Николай Травин.

Один из самых известных нереализованных студенческих проектов — Красный стадион, огромный спортивный центр на Воробьевых горах со стадионом на несколько тысяч человек. Его строительство было начато, и студенты принимали в нем активное участие, но во время работ начались оползни, и проект закрыли.

Здание Московского планетария построили выпускники ВХУТЕМАСа — архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский. После окончания института они остались работать там ассистентами. Когда был объявлен конкурс на проект планетария, маститые архитекторы подумали, что он не стоит их внимания, а Барщ и Синявский представили свой вариант и выиграли.

Неизвестный планетарий: раскрываем секреты звездного дома «Никто не выключит мне звездное небо»: истории о Московском планетарии

Студенты ВХУТЕМАСа часто выполняли госзаказы. Например, для III Всемирного конгресса Коминтерна, проходившего в Москве в 1921 году, на керамфаке делали сувениры, а полиграффак выпускал печатную продукцию. Студенты принимали участие и в оформлении городских праздников. Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку 1923 года на Воробьевых горах расписывали учащиеся живописного факультета, скульптуры создавали студенты скульптфака, а сооружения и павильоны оформляли ученики архитектурного факультета.

Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся

В целях создания условий для охраны здоровья обучаемых, институт заключил договор с ООО «КОРИС ассистанс (Санкт-Петербург)», для обеспечения: 

  • оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучения и воспитания в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в институте;
  • прохождения обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

На территории института предусмотрена работа медицинского кабинета.

Для обеспечения питанием обучаемых, преподавателей и сотрудников института заключен договор с ООО «Столовая СПАРЗ-2» на оказание услуг по организации работы буфета ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА на 25 посадочных мест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *