Куда поступать: что лучше

Уровни и виды образования

И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:

  1. Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
  2. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.

Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.

Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.

За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:

  • дошкольные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
  • учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
  • высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).

Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.

Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.

Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.

В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:

  • познавательная;
  • прогностическая;
  • мировоззренческая;
  • изобретательная.

Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике

Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества

Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.

Когда высшее нужно

Высшее образование необязательное и без него можно прекрасно жить, построить успешную карьеру, открыть доходное дело. Но бывает, без него не обойтись.

Вышка необходима:

  1. Чтобы освоить профессию, которой невозможно научиться другим способом
    Вот пример: когда работала в издательстве, познакомилась с тремя дизайнерами. Все трое окончили разные курсы по верстке или дизайну и отлично справлялись со своей работой, каждый день оформляли газеты, журналы и книги. Стоило ли им получать высшее образование? Скорее всего, нет.

    Но большинство профессий невозможно, опасно или неэтично изучать вне вуза + квалификационные требования для большинства позиций содержат высшее. Вы не научитесь самостоятельно лечить людей, проектировать машины, исследовать планеты или преподавать в университете сопромат.

  2. Попасть «в среду»

    Если говорить об очном (и дистанционном, если вуз позаботился), высшая школа погружает в особую академическую среду, где студенты учатся мыслить творчески, критически, исследовательски.

    Есть мнение, когда мы взаимодействуем с человеком с высоким уровнем интеллекта, мы считываем и усваиваем его модели и механизмы мышления и поведения. На парах (видеолекциях), семинарах (вебинарах), конференциях и просто в коридорах (чатах, форумах веб-университетов) студент находится в круговороте умных, интересных и заинтересованных людей. Косвенно это взаимодействие дает большой интеллектуальный толчок. Как когда вы едете в другую страну на несколько месяцев и сами не замечаете, как начинаете свободно говорить на иностранном языке.

  3. Повысить общую эрудицию

    Специализация начинается только со второй трети обучения, первые 1,5-2 года – общее высшее образование в сфере, которое не имеет прямого отношения к профессии. Обычно из-за этого все возмущаются, а студенты считают, что непрофильные предметы святое дело прогулять. Но программа обучения составлена так, чтобы у специалиста было полное представление о том, как его сфера знаний вписывается в мироустройство.

    Это хорошо видно на медиках – сначала все получают общее медицинское образование, только на последних курсах выбирают узкую область. Например, чтобы работать со зрением, врач должен знать о нервах, мозге, кровеносной системе. Так же экономист, чтобы оптимизировать процессы в одной организации, должен понимать, как работают деньги, ресурсы, рынки в целом.

  4. Повзрослеть

    Для выпускников школ это плавный способ перейти к взрослой жизни из детства. Преподаватели отмечают, что первокурсники, иногда и второкурсники – это еще не те студенты, с которыми можно работать как со взрослыми, а наполовину детишки, которых все еще нужно вести за ручку, бранить и воспитывать. К медиуму они постепенно меняют поведение, отношение к учебе и себе. Переход ко взрослой жизни может быть травматичным, но вуз делает процесс более естественным и мягким.

    Для многих студенчество – запоминающееся время как продление беззаботной юности, не столько как академическая ступень. Сложно использовать это в качестве причины для поступления, но момент важный и совершенно нормально его учитывать при планировании будущего.

В первую очередь высшее дает квалификацию, надежный способ обеспечить себя работой и заработком. Затем – опыт развития и взросления, контролируемый с разных сторон и отлаженный. Можно выбрать другие пути становления, и не менее эффективные, но для этого нужно больше воли, целеустремленности и осознанности. Эти качества редко сформированы у выпускников школ и даже колледжей.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Как поступить в аспирантуру после окончания бакалавриата

Каковы итоговые перспективы бакалавра, грезящего научной практикой?

  • Магистрат. Зачисление возможно по результатам итоговой экзаменации бакалавра. Для студентов нашего вуза возможно дальнейшее льготное образование. Диплом (право перехода на третий уровень) можно получить через 2−2,5 года (очная, заочная формы). Нашим абитуриентам предложено более 10 программ подготовки. При поступлении можно «скорректировать» или расширить профиль.
  • Специалитет. Решение переучиться на специалиста непопулярно. Времени займет столько же, сколько магистрат, на международном поле связка «BD + MD» ценится выше (специалитет не котируется).

Классификация функций образования

Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

Функции общего образования:

  • воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

  • образовательная — сам процесс обучения;

  • социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

  • подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

  • приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Функции образования с точки зрения государства:

  1. Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

  2. Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

  3. Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

  4. Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

Как проходит обучение?

Поступить в магистратуру могут абитуриенты с дипломом бакалавра или специалиста.

Специалитет — классическая форма высшего образования, без двухступенчатого разделения. Студенты обучаются 5−6 лет и получают диплом о высшее образование специалиста с указанием профессии. Форма актуально для медицинских институтов, где практикуется получение сертификата после ординатуры.

Учиться в магистратуре могут бакалавры и специалисты, независимо от года и места окончания учебной организации. Образование можно получать непрерывно — сразу поступить после 4 лет обучения и в том же ВУЗе, пойти работать по специальности, ознакомится со спецификой и нюансами должностных обязанностей, продолжить повышение квалификации, без прерывания трудового стажа. В магистратуре можно радикально сменить сферу деятельности за 2 года. Проф. квалификация подтверждается официальным дипломом государственного образца.

Длительность обучения за рубежом

Болонская система, действующая в настоящее время почти повсеместно, предполагает единые стандарты профессиональной подготовки, но здесь есть два уточнения.

  • Существуют исключения — страны, которые не перешли на унифицированную систему, у них бакалавриат может длиться от трех до пяти лет и дольше.
  • Разные государства применяют отличные стандарты.

Средние сроки обучения бакалавров Европы составляют 3−6 лет. Американские молодые люди сами определяют длительность своей подготовки, формируя индивидуальный набор осваиваемых дисциплин. Статистика показывает, что четырех лет большинству для прохождения своего списка предметов достаточно. Британцы получают BD через три года, но для них обязателен еще один год предвузовской подготовки.

Стоит ли поступать?

Магистры могут приступить к работе до получения диплома. Документа о квалификации бакалавра достаточно для трудоустройства. Параллельное освоение магистратуры повышает ценность и квалификацию сотрудника. Диплом о ее окончании — плюс в карьерном росте или смене должности на более престижную.

Бакалавры не могут рассчитывать на получение руководящих должностей сразу после вышки, магистры имеют такую возможность.

Очно-заочная, заочная и дистанционная форма позволяют совмещать работу и учебу.

Преподавание в ВУЗе требует обязательного наличия магистратурного диплома. Прохождение аспирантуры для этого необязательно.

Возможности:

  • Совершенствование профкометенций, освоение аналитической и научной деятельности;
  • Трудоустройство на руководящие должности, занятие научными разработками;
  • Поступление в аспирантуру, адъюнктуру или ординатуру, после получения диплома;
  • Смена специальности, при успешной сдаче вступительных экзаменов.

Исключения

Например, в некоторых ответственных профессиях стандартный четырехлетний «лимит» увеличивается за необходимостью получить более глубокие знания сложной области, пройти достаточную практику. Яркие примеры: медицинская отрасль, стоматология, ветеринария. Будущим бакалаврам по данным направлениям нужно учиться 5−5,5 лет.

Дополнительно срок обучения бакалавра может быть увеличен внутренними стандартами вуза. «Синергия» выпускает учеников бакалавриата через 4 года 6 месяцев при выборе абитуриентом следующих вариантов очной учебы;

  • школы вечерних занятий;
  • ПВД (по выходным).

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или
специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся
специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не
является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут
предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении
базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста
дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить
должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4
года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же
с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который
и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и
узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с
наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться
в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию.
С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе —
это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист
специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить
в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим
образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки
специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января
2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома
«Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк»
и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист».
В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки
специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на
платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во
многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист
может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или
преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

График учебного года

Учебный год в отечественных вузах обычно идет с первого сентября по тридцатое июня, в принципе, вне зависимости от видов высшего образования в России. Подготовка структурирована на два полугодовых семестра, каждый из них завершается сессией (в конце астрономического года и летом). Перед сессией обучающиеся должны сдать ряд зачетов, а в период сессии — экзамены по пройденным ранее предметам. Каникулы у учащихся ВУЗов, разумеется, тоже существуют. И начинаются они после каждой сессий. Зимние проходят две-три недели, летние дольше, – как правило, восемь недель. Наиболее трудные экзаменационные препятствия студент преодолевает в последний год своего пребывания в ВУЗе. В зимний период он сдает государственные экзамены, они объединяют в себе вопросы по всем предметам учебного плана. А в летнее время защищает собственную оригинальную дипломную работу по какой-либо проблеме.

Сроки обучения: от поступления до выпуска

Медицинский факультет России предполагает очную форму, заочной формы не существует. Поэтому многим важен вопрос: сколько лет учатся в медицинском университете. Чтобы обладать званием врача, понадобится много терпения, усилий.

Рассматривать конкретную программу лучше не по срокам обучения, а по заинтересованности. Учёба доставляет студентам множество страданий при отсутствии интереса изучаемой отрасли. Трудный путь медика предполагает следующие риски, которые следует проанализировать заранее, до поступления:

  • много абитуриентов-конкурентов, большой конкурс;
  • сложности процесса — углубленное знание химии, биологии;
  • специфика специальности может оказаться психологически тяжелой — предполагается анализ открытых ран, частей тела.

Не нужно идеализировать выбранную программу — она равноценно имеет плюсы и минусы. Срок обучения специалистов — 6 лет минимум. Конкретный период времени зависит от того, поступает абитуриент после школы или колледжа.

Ординатура необходима врачам более узкой направленности (уролог, гинеколог, кардиолог, хирург, невролог). В зависимости от конкретного направления ординатура длится от 2 до 4 лет. Начинается после специалитета.

Сроки обучения в колледже

Сколько учебных программ колледжа работает:

  • фармация (фармацевт);
  • медицинская сестра/брат;
  • фельдшер.

Все направления предполагают необходимый срок обучения после 9 класса — 3 г. 10 мес. После 11 класса время обучения — 2 г. 10 мес. Поступить на фельдшера возможно только по окончании 11 класса.

Плюсы колледжа — обучение дешевле, нет необходимости проходить ЕГЭ, можно раньше приступать к работе. Спорный минус — частое желание выпускников получить высшее образование. Причина — осознание, что должность «средний медицинский персонал» не сопровождается творчеством, большой зарплатой, высокими карьерными перспективами.

На первом курсе обучают фундаментальным мануальным навыкам. На втором курсе прибавляются вмешательства средней сложности. На 3 и 4 этапе обучают, как оперировать полученными знаниями на практике. Каждый медик ежегодно проходит больничную, клиническую практику.

После 9 класса школы на первом курсе происходит знакомство с общеобразовательными предметами. Практикуется углубленное изучение естественных биологических наук. Перечень профильных дисциплин обучения поступающим после 9 класса: фармакология, анатомия, физиология, теоретические основы профессии, технология предоставления мед. услуг.

Сроки обучения в вузе

Имеется несколько программ высшего образования: лечебное дело, педиатрия — учеба длится по 6 лет. Стоматология — учиться 5 лет. Клиническая психология, фармация — 5,5 лет. Разрешено закончить направление «Сестринское дело», длящееся 4 г. При желании работать врачом общей практики, учеба растягивается на дополнительные 2 г.

Вузы разрешают посещать занятия исключительно в белом халате, шапочке. Это касается даже тех дисциплин, которые мало относятся к медицине (философия, иностранный язык). Форму приходится стирать, заводить пару экземпляров, не забывать брать с собой.

Согласно статистике, самым сложным годом становится начальный курс. Конец первого года — статистически, каждый 5-й учащийся утрачивает стремление продолжать процесс. Могут отталкивать несколько факторов. Сложность, строгость преподавателей, сильная нагрузка. Многие страдают непереносимостью вида ран, крови, трупов.

Учиться придется дольше — 6 лет, если поступать, окончив 11 класса школы. Обучаться 5,5 лет возможно, освоив колледж. Выпускники-бакалавры и специалисты медицинской направленности будут проходить процесс первичной аккредитации. На данном этапе проверяются теоретические знания, практические навыки учащихся.

После того, как выпускной экзамен будет успешно сдан, студенты получают право приступать к должности терапевта, педиатра. Чтобы стать хирургом, кардиологом, врачом узкой направленности, нужно учиться в ординатуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector