Документация школьного психолога: что должно быть?

Содержание:

Где можно получить профессию педагог-психолог?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для педагогов-психологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности Педагог-психолог, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Для осуществления профессиональной деятельности педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование. Можно вполне ограничиться обучением в ВУЗе и в дальнейшем прохождением курсов повышения квалификации.

Однако некоторые специалисты советуют сначала получить профильное образование в колледже/техникуме, где в учебной программе присутствует достаточный объем практических занятий. Для педагога-психолога важен опыт практической деятельности с первых шагов, так как профессия, ко всему перечисленному, обязывает к умению быстро ориентироваться в обстановке, импровизировать, даже проявлять актерские качества.

Получив профессию в среднем специальном заведении, можно продолжить обучение в ВУЗе по сокращенной программе. Лучшими ВУЗами в области педагогики и психологии на сегодняшний день являются:

  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • РГГУ (Российский Государственный гуманитарный университет);
  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет «Высшей школы экономики»);
  • Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
  • Российский Государственный социальный университет (РГСУ).

Московский городской университет управления Правительства Москвы

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 20 500 000,00 ₽

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 500 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 598 000,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 420 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 475 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 182 000,00 ₽

Международный еврейский институт экономики, финансов и права

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 360 000,00 ₽

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ

Москва

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 353 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 324 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 82 000,00 ₽

Всероссийская академия внешней торговли

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Менеджмент

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽

Экономика

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очно-заочная 115 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 105 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 340 000,00 ₽

Что нужно помнить при составлении инструкции

В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.

Стандартная форма инструкции:

  • Общая часть.
  • Трудовые функции специалиста.
  • Его ответственность.
  • Его права.

Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.

Наиболее востребованные дополнительные части:

  • Условия для работы.
  • Должностные связи.
  • Критерии оценки достигнутых результатов.

Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.

Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году

Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.

Общая часть

Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.

Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.

Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе

Обязанности

Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.

Ответственность

В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.

Права

В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.

Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Начинать надо с учителей…

И прежде всего, с начальной школы. Требования к педагогу начальной школы выше, условия работы тяжелее. Но педучилища не дают понимания того, какими сейчас бывают дети, с какими видами сложного поведения придётся работать.

Например, гиперактивность. Гиперактивный ребенок с прекрасно развитым интеллектом легко овладевает знаниями, но в то же время доводит учительницу до белого каления. Не владея никакими методиками, она пытается увещевать родителей. Родители воспринимают это как то, что она хочет переложить на них свою вину (что часто не лишено оснований). Любой анализ или диагностика приводит к расследованию. И тут мы уже переходим в область медицины и начинаем «лечить больной орган». А надо менять ситуацию в целом.

Школьные психологи должны стать тренерами педагогов.

Это не сложней, чем работать с детьми. Более того, если у специалиста с детьми получается, значит и со взрослыми дело пойдет. Но не наоборот.

Когда я обучаю бизнес-тренеров, я советую им хотя бы один раз в год на два часа приходить в школу и проводить игру с детьми. После детей уже никакие советы директоров не страшны.

Оплата труда

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Этика и профессионализм

Безопасность и конфиденциальность — на этих принципах строится работа каждого профессионального психолога, в том числе школьного. Именно поэтому сведения о детях, учителях и родителях, полученные в процессе работы, должны храниться в специальном сейфе. Доступ к нему имеет только сам психолог — таково правило профессионального Этического кодекса. И, конечно, эти сведения специалист может использовать только для своей работы: разглашать их третьим лицам запрещено. Но есть исключение. Если психолог узнал о чем-то, что может навредить другим людям, — например, о подготовке преступления — он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Психолог — фигура беспристрастная. Это значит, что специалист должен рассматривать ситуацию с разных сторон, изначально не занимая какую-то из них. Непредвзятость исключает желание — иногда неосознанное — разрешить конфликт в чью-то пользу.

Чтобы начать работу с ребенком, нужно уметь создавать доверительную атмосферу. Это один из базовых профессиональных навыков школьного психолога: даже с самым сложным клиентов (в нашем случае — школьником) необходимо наладить контакт. Результаты любых исследований, которые проходят в процессе работы, психолог обязан сообщать ребенку. Это могут быть выявленные способности, которые имеет смысл развивать, или моменты, над которыми стоит поработать, чтобы они не переросли в проблему. К последним относится тренировка памяти и коммуникативных навыков, обучение правильно выражать негативные эмоции.

Что наша жизнь? Игра!

Школьному психологу нужно не просто быть в центре событий — он должен эти события генерировать сам. Игра — отличный инструмент, который помогает узнать, как обстоят дела, что-то изменить, предотвратить, наладить и даже просто ближе «познакомить» учителей и учеников друг с другом.

Как-то я попросил второклассников принести их любимые игрушки, и целый урок мы выстраивали отношения между игрушками. Когда игра закончилась и дети ушли, их учительница сказала «Ну надо же, оказывается, какие они».

Кстати, учительницу я тоже попросил принести любимую игрушку. Жаль, что она не играла. Но игрушку принесла.

Однажды одна учительница обратилась ко мне с вопросом — что делать, если ребенок боится темноты, когда в классе используется проектор и выключается свет. Не показывать фильмы нельзя. Другие дети их любят, а этот мальчик рыдает, его трясет, начинается истерика.

И тогда я предложил поиграть с ним в темноту, не гася свет. Причём поиграть честно, соблюдая все нюансы. Сначала мы убедились, что ребёнок чувствует себя в безопасности, а потом мало-помалу начали воспроизводить обычный порядок действий. Игра могла быть прекращена в любой момент по желанию ребенка. Совсем не факт, что всё получилось бы с первого раза. Но медленное, постепенное расширение зоны комфорта ребенка в итоге всё равно дает огромный прогресс.

На такого рода игры я всегда приглашаю какую-то часть остального класса. В дальнейшем эти дети станут опорой в адаптации «главного героя» нашей игры. Из них сформируется структура помощников, способных предотвращать различные негативные явления в классе вроде травли и дискриминации слабых.

Смягчаются вертикальные неформальные подчинения, зависимые и невзаимные отношения, борьба за внимание, изолированность, равно как и «звёздность» отдельных учеников. Этими притяжениями и отталкиваниями занимается вообще-то социометрия, но здесь я говорю в целом о миссии школьного психолога, который через события в классах не только сильно влияет на положительную динамику отношений и развитие детей, но и позволяет контролировать всё огромное, на самом деле, пространство школы

Чтобы играть эффективно, школьному психологу нужно владеть социодраматическими приёмами и технологиями, знать социометрию, групповую диагностику, практику реабилитации, психологию отношений, теорию ролей, профилактику травли и многое другое.

Школа — это место, где учатся не только дети, но и учителя, родители, да и вообще любой человек, туда попадающий.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности

Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно

Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

  • владеть знаниями особенностей возрастной психологии;

  • обладать соответствующим объемом знаний в области медицины, права и некоторых других профессий;
  • быть доброжелательным и терпеливым;
  • иметь гуманитарный/аналитический склад ума;
  • уметь сопереживать и вызывать доверие;
  • обладать даром убеждения.

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости

Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни

Чем полезна дозированная самостоятельность

Независимое и саморегулируемое обучение — понятия скорее из андрагогики, чем из педагогики. Но, по мнению Смита и Фёрта, в образовании детей и подростков элементы независимого обучения тоже применяются постоянно.

Ученик действует самостоятельно во время активного или исследовательского обучения (в противоположность пассивному восприятию контента), во время создания проектов и других творческих работ и при выполнении домашней работы.

Навыки независимого обучения очень важны для жизни. К тому же в независимом обучении учащиеся, как правило, более мотивированы и любопытны. Но есть и проблемы.

Авторы книги «Психология в классе» подчёркивают: психологические знания — важный, но не основной показатель профессионализма учителя. Полезно знать, как работает мышление, но нужно ещё уметь применить это знание в конкретной ситуации.

Документация педагога-психолога образовательного учреждения

Подробности
Опубликовано: 18.10.2012 11:52
Просмотров: 48644

В основе документации положены следующие принципы (Семаго М.М.)

  1. Документация должна основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000), материалах Всероссийского совещания «Служба практической психологии с системе образования России» (6-7.06.2002, г. Москва).
  2. Документация должна охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
  3. Документация должна обладать определенной унификацией для деятельности педагогов-психологов всех типов образовательных учреждений.

Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.

К ней относятся:

  1. План  работы (на учебный год).
  2. График работы.
  3. Журнал регистрации видов работ.
  4. Отчет о работе (за учебный год).
  5. Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий.
  6. Отчеты по результатам диагностических обследований.

План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

К этой документации относятся:

  1. журнал консультаций;
  2. журнал учета индивидуальных и групповых форм работы;
  3. протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);
  4. наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий;
  5. карты развития ребенка (помощи…).

Заполнение основных видов документации

Перспективный план работы (на учебный год).

Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в соответствии с профилем конкретного учреждения, запросами администрации данного образовательного учреждения.

Годовой план работы утверждается подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.

План работы включает цели, задачи и направления профессиональной деятельности. Он может дополнительно составляться на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (неделя, месяц, квартал, учебная четверть).

Структура плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, экспертная деятельность, организационно-методическая работа.

При наличии двух и более специалистов в образовательном учреждении рекомендуется добавить графу «Ответственный».

Во вложениях находятся формы основных документов, а также презентации занятий «Школы начинающего психолога».

Вложения:
Документация психолога 160 Кб
Журнал 271 Кб
Комплексное обеспечение психодиагностической практики 33 Кб
Оформление коррекционно-развивающих программ 59 Кб
Перечень нормативно-правовых документов 34 Кб
Презентации.rar 614 Кб
Примерная схема психологического заключения при поступлении на ПМПК 40 Кб
Психологическое представление на ПМПК 35 Кб
Рекомендации по самопрезентации 53 Кб
Темы для бесед с детьми 45 Кб

С какими вопросами нужно обращаться к детскому психологу

Родителей часто интересует, почему, имея школьного психолога, надо идти к другому специалисту и платить деньги. Очень радует, когда на приеме родители говорят: «Нас к вам направил школьный психолог». Тогда становится понятно, что человек точно понимает, чем он занимается в школе, и свой уровень ответственности.

Бывает, родители сомневаются в уместности своих вопросов. Этого не нужно бояться. Возможно, в процессе общения с психологом у вас возникнут новые вопросы — не менее важные, чем те, которые тревожили вас раньше. Конечно, дети меняются, и запросы родителей, да и самих детей, тоже меняются. 

Сейчас очень много родителей обращаются к психологу с такими трудностями:

  • компьютерная зависимость;
  • ребенок (чаще подросток) ничего не хочет, нет интереса в жизни;
  • плохо учится;
  • как ребенку пережить смерть близкого человека;
  • вопросы профориентации;
  • сложные взаимоотношения в семье и со сверстниками;
  • как ребенку пережить развод родителей;
  • энурез/энкопрез;
  • чрезмерная обидчивость ребенка;
  • ребенок плохо ест.

Важно сказать, что нет какого-то определенного списка вопросов и сложностей, с которыми можно приходить к психологу. Все индивидуально

Дети разные, и случаи их тоже разные. 

Бывает, родители хотят скорректировать свои отношения с ребенком. Мы встречаемся, допустим, раз в месяц, обсудить некоторые сложности, и ребенка я даже не вижу при этом. Иногда дети приходят домой и рассказывают родителям, чем занимались у психолога. И часто родителям непонятно, что же такого волшебного делает психолог, что ребенку становится легче. 

Обучение

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Направления работы

Школьный психолог следит за взаимоотношениями в группе и регулирует психологический климат во всей школе, еще он занимается с отдельными школьниками. К слову, индивидуальную работу с детьми можно проводить строго с согласия родителей. На первый взгляд может показаться, что профессиональная деятельность специалиста представляет собой ответ на внешние обстоятельства — конфликты, обращения учителей и родителей. Но нет: работа школьного психолога имеет четкую структуру и строится системно. Она включает в себя диагностику и консультирование, профилактику и просветительскую деятельность.

Психолог может проводить развивающие и коррекционные тренинги, чтобы сплотить одноклассников или помочь им преодолеть кризис во взаимоотношениях с учителем. К специалисту можно прийти на консультацию: такую работу он проводит с детьми, учителями, представителями администрации школы, родителями школьников. Как правило, на индивидуальные встречи со специалистом надо записываться заранее, если только речь идет не об экстренном случае.

Психолог работает не только в своем кабинете или классах: наблюдая на переменах за детьми, он может разрешить конфликт

Поведение отдельных школьников может показаться ему нетипичным – в этом случае он обратит на них особое внимание уже во время занятий или пригласит их на личную встречу. Все это относится к профилактической работе.  

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша». 

На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».

‍Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.

Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится. Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время. 

Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком

Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.

Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector