7 главных недостатков традиционной школы

Содержание:

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Дальше сам! Россия и «Я» человека Сатана отбирает своих. Творец — тоже! 
(5/1)

Мы знаем, где мозги у Эрдогана 
(5/4)

Страна обломовых 
(5/3)

«Балансирование, поддерживающее стабилизец» 
(5/3)

Денежная радиация и Русский Дух 
(5/2)

Парус судьбы: От боли душевной в резонанс сердец! 
(5/1)

Дальше сам! Россия и «Я» человека Сатана отбирает своих. Творец — тоже! 
(5/1)

Методологическая философия. Предельно обобщающие понятия. Триединство 
(5/1)

Война за волосы 
(5/1)

Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина 
(5/5)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография 
(5/4)

Мы знаем, где мозги у Эрдогана 
(5/4)

Свобода! Свобода? Свобода… 
(5/4)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Контакт с «тонким миром» 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/47)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/39)

Сравнение Болонской и советской системы образования — плюсы и минусы

Конечно, переходу на Болонскую систему были рады не все и даже сегодня, спустя 16 лет после её внедрения, не утихают споры о преимуществах старой советской системы.

К очевидным плюсам, которые обычно приводят приверженцы новой системы можно отнести то, что талантливые российские студенты, могут получать образование в ведущих европейских учреждениях. А далее реализовывать свои карьерные замыслы в Европе, получая дополнительный опыт. Еще одно преимущество Болонской системы – её специализация, более детальные знания в конкретных областях и возможность получать несколько высших образований. Но для России и нашей действительности данная система выглядит достаточно неорганично и имеет больше минусов.

Во-первых, у нас в своё время была сильная система образования советского периода, признанная в мире как одна из наиболее успешных. И в данной ситуации получается, что мы отбрасываем тот уникальный опыт, накопленный десятилетиями, и переходим на европейские рельсы.

Во-вторых, Болонская система в некоторой степени провоцирует утечку талантливой молодёжи за границу. Она открывает дорогу тем, кто не смог реализовать на Родине. Таким образом, Болонская система является инструментом «выкачивания» молодой российской интеллектуальной элиты за границу. Ничего хорошего для отечественной экономики в этом нет, создаётся она в первую очередь людьми. Другое дело, что ещё надо разобраться, почему страна не может обеспечить возможность развития в рамках своих границ?! Разумеется, у нас есть грантовые программы поддержки молодых учёных, но этого недостаточно в масштабах государства.

И всё же, основываясь на социологических исследованиях, большинство студентов остаётся учиться в России. Конечно, часть делает выбор в пользу европейских университетов, но возможность получать образование там есть только у самых выдающихся россиян.

Если рассматривать обратную ситуацию, то для европейских студентов российские вузы особого интереса не представляют. В Европе за исключением МГИМО, РУДН и СПБУ, наши учебные заведения особо не котируются. Конечно, в сравнении российских и европейских высших учебных заведений присутствует некоторый снобизм. Он проявляется во многом, в том числе и по отношению к нашим студентам.

Задумываясь об изменениях образовательной системы в России, мы конечно же не можем отказываться от тех положительных достижений, которые имеем ещё с советских времён. В первую очередь, это универсальность, в которой и состоит принципиальное отличие от западной системы

Её приверженцы профессионалы в своей области, но за пределами компетенции взять на себя ответственность, принять какое-либо важное решение и активно себя реализовывать им очень сложно. Российская система образования напротив универсальна — готовит человека, являющегося специалистом в разных направлениях

Плюсы и минусы платного образования в школах и гимназиях

Эти учебные заведения позволяют получить полное среднее образование. Практически в каждом более-менее крупном населенном пункте есть школы, в которых официально обучают за деньги. В чем же состоят преимущества платных школ в сравнении с бесплатными:

Наличие секций и кружков в самой школе. Плавание, гимнастика, танцы, каратэ — все это немногое из того, что может предложить своему ученику платное среднее учебное заведение. Безусловно, чтобы заинтересовать родителей и детей пойти учится за деньги, школы предлагают индивидуальные программы по развитию талантов и способностей у детей.

Более качественная материально-техническая база. Внесение платы за обучение предполагает создание максимально комфортной базы для получения знаний. Более современные компьютеры и программное обеспечение, бассейн, тренажеры, современная мебель и учебные принадлежности выгодно отличают платные школы от бесплатных.

Создание престижа учебного заведения. Руководство старается сформировать позитивный имидж, следит за качеством полученных знаний и прочее.

Забота о здоровье учащихся

В школах есть свой терапевт, стоматолог, психолог, которые следят за здоровьем детей, что особенно важно в тот момент, когда ребенок растет и развивается.

Качество питания. Меню формируется с учетом потребностей детей в витаминах, белках, углеводах и жирах

Поэтому на столах больше овощей и фруктов, чем в обычных школах. Детей кормят два-три раза в день.

Недостатки платных школ:

  • Как ни странно, но практика показывает, что в обычных школах уровень дисциплины среди учеников обычно выше.
  • Ученику из семьи со средним уровнем дохода будет сложно адаптироваться к коллективу, в котором учатся дети из богатых семей, из-за разницы в социальном положении.
  • Высокая стоимость обучения.
  • Уровень полученных знаний может не оправдать ожидаемых результатов и потраченных денег. Поэтому прежде чем сдавать ребенка в платную школу, лучше навести справки о ней.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы

Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы

Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.

Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.

Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.

Что подразумевается под модернизацией образования в РФ?

Определение этого понятия имеет культурологический и философский характер. Оно обозначает специфичный способ организации образовательного процесса. Одна из главных черт этого способа – целенаправленность. Также он обладает управляющим характером.

Модернизацию в данной сфере начали осуществлять 20 лет назад. Правительство России утвердило Концепцию по модернизации, отнеся образование к числу главных отраслей.

Какова же, собственно, эта концепция? Под модернизацией образования понимают процесс адаптации образовательной системы к политическим и социально-экономическим реалиям развития государства в настоящее время. Россия осваивает опыт модернизации тех образовательных систем, которые имеют место в высоко развитых странах.

Почему в образовательной системе РФ так важна модернизация? Дело в том, что ее реализация способствует определению динамики прогресса российского общества в экономическом, социальном и политическом отношениях.

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

В этих сферах есть куда расти. Все зависит от того, как вы себя проявите. Подробнее о поступлении в колледж читайте в статье: «Все о поступлении в колледж после 11-го класса».

После колледжа вы сможете сразу приступить к работе

Плюсы и минусы учебы в университете

Положительная сторона учебы в ВУЗе

1.    Студенческая жизнь — это самый веселый и беззаботный жизненный период. Масса новых знакомств, полезных связей, студенческих вечеринок. Это уже взрослая жизнь, которая еще и дает возможность побыть немного подростком. Каково это — быть студентом, должен испытать каждый.

2.    Помимо того, что вы получаете реальные знания, вы можете все это подтвердить практикой. Такого, к сожалению, нельзя проделать, к примеру, на домашнем или самостоятельном обучении.

3.    Есть доступ к университетской библиотеке, в которой хранятся книги, журналы, буклеты, которых нет в магазинах и интернете.

4.    По окончании учебы, вас ждет незабываемый выпускной вечер и, конечно же, заветный диплом.

5.    Оконченное высшее образование дает значительное преимущество при приеме на работу.

6.    Наличие диплома может положительно отразиться на собственном мнении о себе и повысить вашу значимость в глазах окружающих.

Да и вообще, окончив университет, вы можете с гордостью говорить о том, что вы дипломированный специалист!

Отрицательная сторона учебы в ВУЗе

1.    Дорога к получению диплома занимает достаточно много времени. Вам придется отсидеть в аудитории минимум 5 лет, а то и больше.

2.    Трудности при поступлении, особенно, если вы планируете занять место бюджетника.

3.    Потраченные нервы и силы на сдачу зачетов. Непередаваемое чувство страха и волнения на государственных, итоговых экзаменах и защите диплома.

4.    Обучение на коммерческих условиях — довольно затратно. То есть ваш диплом влетит в немалую копеечку.

Направления модернизации российского образования

Вот какие направления модернизации образования в России изложены в Концепции:

  • Качество образования должно быть повышено на всех его стадиях: дошкольной, школьной, профессиональной. Это достигается благодаря изменению его содержательной стороны.
  • В российской системе образования должны формироваться эффективные организационно-экономические механизмы. Эти механизмы направлены на то, чтобы привлечь и впоследствии использовать высококвалифицированные ресурсы в области педагогики.
  • Система образования должна развиваться и совершенствоваться, ориентируясь на открытость государству и обществу.
  • Весь процесс модернизации необходимо качественно и своевременно сопровождать на нормативно-правовой основе.
  • Профессионализм педагогов должен регулярно повышаться. Также педагогическим работникам повышают социальный статус и оказывают больше поддержки на общественном и государственном уровнях.

Стоит вернуться к диверсификации. Ее главные направления:

  • Разнообразие программ, образовательных учреждений, квалификации педагогических работников и пр.
  • Многообразие уровней и субуровней образовательной системы. Также варьируются сроки получения образования, обеспечиваются возможности приобретения квалификации, ее повышения, переквалификации. Есть возможность получения допобразования.
  • Обеспечение образовательных учреждений качественным и разнообразным финансированием.
  • Обеспечение образовательных учреждений качественным управлением.
  • Одна из приоритетных задач модернизации российского образования – его гуманизация.

Что это значит? Образовательная система развивается таким образом, что в ней признается личность обучающегося. Личностно-ориентированный подход –  ведущая ценность педагогического процесса, независимо от стадии обучения и преподаваемого предмета.

Реализуется гуманизация образования следующим образом:

  • Учитываются интересы, увлечения ученика.
  • Педагог и учащиеся уважают друг друга. Важен авторитетный (не авторитарный) стиль педагогического общения.
  • Чтобы ученики могли развиваться и саморазвиваться, необходимо организовать специальные условия.
  • У учащихся формируются общекультурные компетенции. Также ученики приобретают навыки саморазвития и самовоспитания.
  • Инновации – неотъемлемая часть процесса обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возрастов.

Итак, модернизация в образовательной сфере в РФ необходима

Важно правильно реализовывать ее концепцию. За 20 лет удалось частично это сделать, т.к

появились курсы повышения квалификации, условия для учащихся с ОВЗ и т.д.

Плюс №6

Дети в их заморских школах (как это увидела я!) предоставлены сами себе. Системы классного руководства у них нет, дежурства учителей по школе тоже. Зато с удивительной регулярностью наши заокеанские коллеги обсуждают (в прессе, на конференциях, в телесюжетах и шоу) тему, когда дети невзлюбили одного из своих сверстников и, что называется, «достают» его: дразнят, подсмеиваются, издеваются. По-английски, это — «bullying». У них там это — большая проблема в школах. Так и хочется сказать заморским коллегам: «А вы следить за детьми, заниматься детьми, общаться с детьми, быть в курсе всего происходящего вокруг школьников, быть в контакте с их семьями не пробовали?! Говорят, помогает!».

Меня удивило, как часто говорят об этой проблеме на разных уровнях. Лично у меня в моей педагогической деятельности не было ни одного случая травли школьника одноклассниками. Поэтому, читая и слушая их обсуждения и советы всяких разных психологов на эту тему, единственное, что мне приходило на ум, так это наш известный фильм «Чучело». Хотя понимаю, что и в наших школах такое случается, но, по-моему, не в таких масштабах, как у них. И это мне нравится.

Стоит ли так надеяться на современные технологии в обучении?

Онлайн-технологии являются уникальным и эффективным подспорьем в ряде случаев: когда работающему специалисту в условиях дефицита времени необходимо расширить свои знания в определенной предметной области, когда будущий абитуриент «ищет себя», выбирая направление будущей профессиональной деятельности, когда получить классическое очное образование невозможно из-за территориальной удаленности или наличия серьезных проблем со здоровьем.

Но нельзя переходить на «онлайн», разрушая действующую систему образования (ведь расширение онлайн-каналов образования неизбежно повлечет за собой структурные изменения в вузах, сокращение численности профессорско-преподавательского состава, перераспределение финансовых потоков, и т.д.) в условиях, когда новые образовательные технологии еще не стали полноценной альтернативой традиционным подходам к обучению, обеспечивающей генерацию «образовательного продукта» вуза, сопоставимого с прежним по уровню качества.

Стремление вузов к обеспечению массовости высшего образования, снижению его стоимости, внедрению в учебный процесс достижений цифровой революции, обеспечению высоких конкурентных позиций в новой рыночной нише, при безоглядном следовании модному тренду может нанести непоправимый вред системе высшего образования.

Минусы дистанционного обучения для учеников

Неоправданные ожидания

Красивая обложка курса и громкие слова не гарантируют, что курс окажется полезным и вы получите обещанные результаты. За хорошей рекламой могут скрываться не очень качественные материалы.

РешениеПрежде чем принимать решение о покупке курса, познакомьтесь с его автором или преподавателем — посетите несколько вебинаров или пробных уроков. Если на данном этапе вы получите пользу, можно принимать решение о покупке основного курса. Чтобы выдавать официальные сертификаты ученикам, у организации должна быть лицензия на образовательную деятельность. Проверяйте наличие этой лицензии, прежде чем покупать у нее курс.

Мало живого общения

Ученику может не хватить личного контакта с преподавателем и другими учениками. Особенно когда курс состоит из записанных лекций, и ученик не может в момент изучения материала получить ответ на интересующий вопрос от преподавателя.

РешениеЕсли для вас это важно, выбирайте курсы с синхронным обучением — когда преподаватель в режиме реального времени ведет урок. В первую очередь такой формат необходим для обучения дошкольников и школьников

Неумение самостоятельно организовать процесс обучения

РешениеОпределите свою мотивацию — зачем вы проходите обучение, что хорошего и ценного вы получите после него. Регулярно напоминайте себе, зачем вы учитесь. Чтобы в процессе обучения вас не отвлекали уведомления и социальные сети, убирайте телефон и устраните другие отвлекающие факторы.

Перенасыщенность информацией

Ученик самостоятельно регулирует темп обучения. Чтобы ускорить результаты, может появиться соблазн пройти за месяц курс, рассчитанный на полгода. Информации становится так много, что происходит перегруз и пропадает желание учиться.

РешениеПридерживайтесь рекомендуемой скорости обучения. Для каждого курса она индивидуальна и устанавливается его автором

Важно отводить определенное время на усвоение новых знаний

Вывод. Теперь вы знаете, что вас ожидает на дистанционных курсах. С любыми недостатками онлайн формата можно справиться, если правильно организовать обучение. Используйте полученную информацию, чтобы выбрать подходящий формат и учиться в удовольствие!

Что такое семейное обучение

Это форма получения образования вне учебной организации, легальная на территории Российской Федерации. Под ней подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

Синонимы семейного обучения — домашнее обучение и хоумскулинг

Но важно не путать его с надомным. Надомное обучение — это способ организации образовательного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы

Школьные учителя приходят на дом либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Зачастую это два-три предметника, которые преподают надомнику сразу несколько дисциплин. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

Если вы задумываетесь о том, чтобы забрать сына или дочь из традиционной школы, то, скорее всего, беспокоитесь о правильности решения. Переход на хоумскулинг — важный шаг. Рекомендуется взвесить все плюсы и минусы семейного обучения. Вот примерный перечень пунктов, о которых стоит задуматься. 

Школа не заботится о здоровье детей

По факту в современных школах не используются здоровьесберегающие технологии. Пять-шесть уроков по 45 минут ежедневно точно не способствуют ни хорошему кровообращению, ни правильной осанке. 

О психологическом здоровье в традиционной школе тоже не сильно заботятся. Создаются специальные службы, но по факту мало что меняется. Психологический климат оставляет желать лучшего: дети ругаются между собой, то и дело выбирая новый объект для буллинга, учителя не всегда выбирают выражения.   

При подготовке этого текста я задала вопрос о причинах перехода на семейное образование в одном чате родителей-хоумскулеров. Ответы о недостатках традиционной школы были разные. Но один неизменно повторялся и звучал примерно так: «Учителя кричат. Это факт. Про уважение нет смысла им напоминать: настроишь против себя и против ребёнка». Такое единогласие во мнениях несколько пугает.

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Проблема 6. Большие домашние задания

Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.

По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей. 

Семейное образование приучает детей к самостоятельности. Особенно быстро учатся распоряжаться своим временем экстерны. Ученик «Фоксфорда» Василий Полторацкий в этом году заканчивает 11 класс, хотя по возрасту должен быть только в 8-м.

«За год экстерната я полностью освоился в самообразовании и начал получать удовольствие от обучения дома. Долой подъёмы в шесть утра и часовые поездки в метро с двумя пересадками! Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь».

«Отбили всякую охоту к сопротивлению, желанию думать»

Юрий Монастырев. Фото: Сергей Сардыко

«Начну с самого главного. Я проработал в школе учителем 35 лет, но никогда не сталкивался с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы, т.е. отсутствуют требования к объёму знаний учащихся. Рабочую программу сам себе пишет учитель, но его этому не учили. Для этого есть методисты, но они программы не составляют, им некогда. Они проверяют, как их составили учителя. И, думаете, их интересует содержание программы? Отнюдь! Их интересует интервал между строчками, оформление обложки и прочая бумагомарательная дребедень.

Теперь поговорим об учебниках. Я могу судить только об учебниках географии. Те учебники, по которым занимаются крымские школьники – это проявление полной некомпетентности в географии. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. Абсолютно хаотичная подача материала. Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали всё в кучу, а учащийся сам разберётся. Каждый раз, когда я обращался к школьным учебникам по географии, я забывал всё, что знал. Шестой параграф в учебнике для 9-ого класса должен называться на родном русском языке «Зоны вечной мерзлоты на территории РФ», а там написано — «Мерзлотная Россия»! Это в чьей больной голове родилось такое определение?!

Единого учебника по каждому курсу нет, а самих учебников десятки и даже сотни. Это просто бизнес. Напиши учебник, пройди комиссию, получи «добро», а, значит, и госзаказ, и – стриги чистую прибыль. Родитель от многого откажутся, но учебник ребёнку купят за любую цену. Что внутри учебника, никого из ответственных товарищей не интересует. Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!

Педагог – это теперь «обслуживающий персонал». У учителя всегда было два направления деятельности: обучающий и воспитывающий. Так вот, воспитания больше нет, школа только обучает. От учителя требуют, чтобы он поменьше говорил, а больше слушал и корректировал ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания, никто не задумывается, мол, надо будет – найдёт, Интернет есть.

Задача у чиновничьего аппарата одна – завалить учителя чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчёты, отчёты, отчёты… И – тем самым забить, унизить как человека до такой степени, чтобы отбить всякую охоту к сопротивлению, желанию думать…

Про оплату труда учителя говорить можно много и яростно. Зарплатой это назвать нельзя. Это 101 плевок в лицо учителю. Гнилая бюрократическая система оплаты позволяет администрации школы по своему усмотрению кого-то казнить, кого-то миловать. У 70% рядовых учителей зарплата и стимулирующие – 12-14 тысяч рублей в месяц, у меньшинства (30% лизоблюды и административные любимчики) – 34-36 тыс руб. А в среднем, да, как утверждает статистика, 25 тыс руб. Ну а приказ министра образования Крыма Гончаровой об обязательном ведении поурочных планов всеми учителями и сохранении их весь учебный год вообще за гранью добра и зла.

И самое главное – дети. Сколько они выдержали реформ, держались, а подкосил их Интернет. Скажу честно, сейчас подростки курят в 5-7 раз меньше, чем 10-15 лет назад. У них нет времени. Они на переменах уходят в киберпространство и играют, играют… А учебная нагрузка выросла в разы, сейчас в пятомм классе 7 уроков – норма. Раньше СЭС никогда не согласовала бы такое расписание. С 8.30 до 15.00 – занятия, а потом – музыкальная и художественные школы, спортивная секция, танцевальный кружок, репетиторы… Во дворах не слышно детей, никто не играет в войнушку, прятки, резиночку, классики. Объясните, почему в 5-ом классе ребёнок ходит к репетитору? Господи, что мы делаем? Мы забрали у детей детство, считая, что обучение важнее.

Сейчас весь Интернет забит открытыми письмами преподавателей, криками отчаяния учителей от «дайте дожить» до «ненавижу». Власть не слышит или не хочет слышать. Зря. Нет образования – нет будущего у страны, несмотря на «человеческий капитал», запасы газа, ракеты «Тополь» и победы в Сирии. Голодные и нищие учителя, которых уже сегодня катастрофически не хватает — это приговор. Никогда не думал, что доживу до такой ситуации. Горько…

Мы попросили некоторых петрозаводских учителей прокомментировать этот текст. Они рассказали о своих претензиях к современной школьной системе.

Традиционная школа не даёт свободы

Среди моих знакомых очень много тех, кто забрал детей из школы на семейное образование из-за недостатка свободы. Одним семьям хотелось как можно больше путешествовать. В других растут танцоры и спортсмены, которых то и дело надо было отправлять на сборы и соревнования. Школа не готова к этому даже при наличии индивидуальных учебных планов. 

На семейном образовании возможностей для свободы гораздо больше. Да, приходится подстраиваться под график аттестаций, но всё же сдавать зачёты нужно не чаще раза в четверть, а в большинстве школ можно договориться на полугодовые или годовые аттестации. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector