Как правильно вести конспекты

Необычные варианты

Оформление конспектов может быть нестандартным. Например, ментальная карта подойдет тем людям, которые любят мозговые штурмы. В центре альбомного листа пишется тема лекции. К ней добавляют разные смысловые блоки, которые будут содержать основные слова и идеи. Дополнять карту можно рисунками и значками. Для лучшего восприятия информации текст записывают разными цветами.

Метод Корнелла очень популярен в США. Конспект лучше записывать на листе альбомного формата. Его делят на две колонки (первая чуть уже второй), вверху записывают тему лекции и дату. В правой колонке указывают подробно информацию. После занятия заполняют левую колонку и в ней фиксируют важные тезисы, даты, формулы. В конце страницы пишется вывод

Важно дополнять конспект сразу, иначе большая часть лекции забудется.

Билл Гейтс использовал оригинальный способ ведения записей. Он рисовал в блокноте несколько квадратов, каждый из которых имел свое значение. Например, один был предназначен для записи вопросов, которые возникли по мере прослушивания лекции.

Метод предложений подразумевает почти дословное записывание слов лектора. Каждое предложение нумеруется и начинается с новой строки. В дальнейшем это позволяет делать короткие пометки.

Вариант конспектирования Скотта Янга существенно отличается от традиционного ведения записей. В нем человек должен записывать ключевые моменты лекции и дополнять их своими комментариями. Таким образом, происходит серьезная переработка и осмысливание текста. Готовый конспект проще запомнить и с его помощью легко освежить память.

Разные образцы оформления записей помогут понять, какой вариант подходит человеку для работы.

Для чего студенту нужен конспект

Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.

В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:

  1. План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
  2. При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
  3. Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
  4. Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
  5. Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
  6. Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
  7. Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.

Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.

Что такое тезис и где он встречается

Тезис – это главная мысль с точной лаконичной формулировкой, которая выдвигается для того, чтобы ее доказать.

Тезис пишется к сочинению, курсовой, дипломной работе

Тезисных утверждений может быть несколько.

Иногда они прописываются отдельно от научной работы в качестве самостоятельной статьи, иногда выносятся в аннотацию или во введение.

Все остальные предложения служат для доказательства тезиса. Они называются аргументами.

Тезисы включают в себя описание предмета, задач, целей, актуальности, разделов, а также результатов работы.

Основные элементы тезиса:

  • тема,
  • ФИО автора,
  • введение,
  • краткое описание этапов работы,
  • список источников,
  • приложения, схемы.

Есть несколько видов тезисов:

  1. Основные тезисы. Они обобщают содержание документа, являются неотъемлемыми от текста.
  2. Простые тезисы. Главные мысли отдельных смысловых абзацев. Они служат для раскрытия основных.
  3. Сложные тезисы. Состоят из основных и простых. Каждый простой тезис поясняет основной.

В тексте может быть всего одна часть, поэтому и тезис будет один.

Если же текст развернутый, то тезисных утверждений может быть множество, важно выделить все. Располагать тезисы стоит так, как идет развертывание идей в тексте

Это не всегда совпадает с последовательностью самого текста

Располагать тезисы стоит так, как идет развертывание идей в тексте. Это не всегда совпадает с последовательностью самого текста.

Тезисы должны вытекать один из другого. Они не содержат примеров, обоснований, аргументов.

По сути, тезисы встречаются практически везде: в логике, в математике, в философии, журналистике, филологии, истории, обществознании, лингвистике.

Когда разрабатывается какая-то теория, осваивается новая область знания или опровергаются старые утверждения.

Тезисы применяют школьники, когда пишут сочинения или анализируют тексты, студенты в курсовых и дипломных работах, доктора наук в своих диссертациях.

Тезисы в зависимости от цели написания могут иметь различный вид: быть короткими или развернутыми, представляться в виде формул или иметь текстовую форму.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

  1. Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
  2. Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
  3. Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
  4. Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Какая польза от конспектов

Сначала разберёмся, зачем вообще надо вести конспекты.

Быстрее запоминать: когда вы просто читаете, то задействуете краткосрочную память. Записывание переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память, а зрительная память дополняется двигательной.

Быстро освежить в голове нужную информацию, найти ответ на срочный вопрос. Конспект сэкономит время: не придётся пересматривать лекцию или перечитывать книгу, достаточно пролистать тетрадь с важными тезисами.

Лучше концентрироваться на предмете. Когда вы записываете, то мозг не пассивно поглощает информацию, а обрабатывает её. Вы глубже погружаетесь в содержание лекции, анализируете материал. Можете начать искать примеры из жизни, становитесь активными и вовлечёнными. Такие знания уже будет легче применить на практике.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них

Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Начальный этап

От выбора ручки и тетрадки зависит почерк

К лекциям надо предварительно подготовиться и хоршие канцтовары играют здесь важную роль. Нужно подобрать удобные и практичные тетради, блокноты, ручки, текстовыделители. Здесь всё индивидуально. Помните: выбирая канцтовары, отдавайте предпочтение тем, которые вам нравятся, ведь работать с ними намного приятнее. Прикупив новые удобные ручки, сразу хочется испробовать их и сделать несколько записей.

Выбираем тетрадь

Самый лучший вариант – это тетради со сменным блоком. В них удобнее структурировать информацию, можно бесконечно менять листы и легко убирать ненужное. А ещё – необязательно носить стопку тяжёлых тетрадей. Достаточно взять листы и, придя домой, разложить их. Когда мы используем обычные тетради, половина листов часто остаётся неиспользованной. В итоге и тетрадь жалко выкидывать, и для нового предмета её уже не возьмёшь. Тетрадь со сменным блоком решает и эту проблему.

Как вести записи

Применяйте предложенные ниже советы:

  1. Используется разноцветные ручки и текстовыделители, чтобы быстро ориентироваться в записях. Например, выделяйте заголовки одним цветом, а основное содержание – другим. Можно разработать собственную систему цветов. К примеру, зелёным выделяйте определения, жёлтым – даты, синим – примеры, розовым – выводы.
  2. Если это возможно, старайтесь конспектировать от руки. Согласно результатам исследования, это помогает лучше запоминать материал, ведь вы не просто печатаете всё, что слышите или читаете, а формулируете информацию своими словами.
  3. Учитесь сокращать. Например, можно пропускать гласные буквы или использовать значки вместо часто используемых, но не несущих информацию слов, как «который», «если», «потому что».

Важные нюансы

Ведение конспекта

Главное в каждом конспекте – он должен быть удобным и понятным, в первую очередь, вам. Чтобы передать информацию, вы можете использовать самые разные способы или подстраивать уже существующие, под свои потребности. Пробуйте разные методики конспектирования и отмечайте, с какими вам проще и интереснее работать, в дальнейшем используйте именно их. Таким образом, ведение конспекта, из скучного процесса превратится в увлекательное и одновременно полезное занятие.

Сразу после лекции…

Вспомните план лекции или быстро набросайте его в уме, если он не был дан. Мысленно «пробегитесь» по ключевым моментам, которые были озвучены, вспомните интересные примеры и факты. А затем проверьте, всё ли вам удалось вспомнить. Всего 5 минут, но они помогут легко запомнить материал.

Спустя время…

Перечитайте конспект, исправьте все неточности и выделите важные моменты, например, цветными ручками. Затем дополните информацию. Если не хватает места, используйте стикеры. Затем остаётся только повторить лекцию по памяти целиком.

Учимся быстро и грамотно писать конспекты

Ручку в руки — и вперед!

Итак, мы уже поняли с вами приблизительную схему того, как правильно писать конспект по любому учебному предмету.

Теперь самое время перейти к технологии самого процесса. Вот несколько основных правил, которые помогут краткий конспект писать на высоком уровне.

Работаем над собственным почерком. Статистика показывает, что более 60% студентов смотрят в написанное и совершенно ничего не понимают из-за неразборчивости собственного почерка

Разработай собственную систему сокращений, если работать над почерком нет времени и желания.
Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, ставь рядом с ним привлекающий внимание знак. Разбираться с термином будешь потом

И разобраться нужно обязательно — возможно, именно это понятие будет ключом ко всему, что ты успел записать во время лекции.
Во время написания не стремись вместить как можно больше текста в одну строчку. Оставляй свободные места — там при необходимости потом можно будет вставлять собственные примечания (например, номера билетов, соответствующие экзаменационным вопросам).
Подчеркивай важные даты и ключевые слова. Если овладеть навыками скорочтения, по ним можно будет быстро вспомнить содержание лекции и сэкономить на этом массу времени. А самые важные фразы можно заключать в рамку.

Вот, собственно, и все самые необходимые советы. Ну а если желания писать конспект по ГОСТ у тебя так и не появилось, обращайся в учебный сервис — он не только поможет с качественным конспектом, но и выполнит любую студенческую работу, будь то контрольные, курсовые или дипломные.

Наталья — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Советы, которые могут помочь при составлении конспекта

Не имеет смысла начинать записывать конспект сразу же, как преподаватель начал свою мысль. Разумнее будет дослушать мысль, дождаться комментариев с его стороны, а уже потом начать конспектировать.
Нельзя делать конспект одной сплошной «простыней», иначе поиск нужных сведений будет занимать много времени. Приветствуются заголовки, подзаголовки в тексте, лучше, если они будут выделены ярким цветом. Обязательно нужно делать отступы между абзацами, нумерованные списки, выделение основных мыслей и цитат, обозначение формул.
В конспекте желательно наличие обозначающих знаков, которые будут помогать в навигации по тексту

Это могут быть указывающие стрелки, символы, акцентирующие внимание и т.д.
Отдельно нужно сказать о сокращениях, так как при наличии объемного исходного материала, конспект получится очень большим, что усложнит навигацию и запоминание основных тезисов. Привычные способы сокращения тут не подойдут, так как в перспективе изучать такой конспект будет трудно по причине того, что автор просто забудет расшифровку своих сокращений

Разумнее всего изначально проработать примерный список повторяющихся слов и сокращений к ним, после чего использовать одинаковые обозначения во всем тексте.
Наличие сложных конструкций в предложениях усложнит восприятие конспекта, поэтому по возможности от них нужно отказаться.
Весь материал фиксировать смысла нет, так как это сделать практически невозможно, плюс есть шанс упустить действительно важную мысль. Лучше сконцентрироваться на тезисах.
Все непонятные термины и сложные мысли лучше уточнить уже после лекции, а не пытаться интерпретировать их сразу своими словами.

Все эти правила позволяют получать удовольствие от процесса записывания конспектов, так как он перестанет быть рутиной, скорее напротив – написание конспектов превратится в творческую работу.

Если лень писать длиннющий конспект: лайфхак

Советы касательно конспектирования часто включают пункт о красивом выведении букв. В таком деле требуется сноровка, многочасовые тренировки. Потому иногда проще составлять лекционные записи в электронной форме. Если же преподаватель непременно требует предъявления того, что законспектировано, причем в рукописном варианте, который априори отсутствует, стоит пойти на одну хитрость, создав «подделку», сложно отличимую от созданных вручную записей. Для воплощения подобной идеи пригодится Word, в который и потребуется перенести нужный текст, а потом основательно над ним поработать. Детальная инструкция приведена здесь.

Календарно-тематический план

Школа создает рабочие программы по дисциплинам на основе ФГОС. Такая необходимость вызвана  тем, что Россия имеет единое образовательное пространство и  образовательную систему,  построенную на преемственности    программ.

Каждая рабочая программа составляется  на всю ступень обучения.  В рабочую программу школы входит календарно-тематический план. На основе данного КТП, примерной программы по дисциплине и рабочей программы к учебнику преподаватель составляет свой КТП на год. 

Календарно-тематический план включает перечень всех тем дисциплины. Основные темы (блоки) делятся на подтемы.  

План составляется в соответствии с календарем.  Учебное время распределяется по полугодиям и четвертям (триместрам).

Педагог указывает как общее количество часов на каждый блок, так и время на отдельные занятия.  

План может содержать такие разделы, как виды и цель занятий, оборудование, ожидаемые результаты, домашнее задание (с пометками соответствующих страниц, параграфов и упражнений из основного учебника). 

Конспект по литературе

Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста.

Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).

Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.

Выделение цитат

Ещё один важный момент – цитирование. Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Правила составления

Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком.

Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.

Советы о том, как писать конспект по параграфу:

Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
Составить четкий план своей работы.
Выделять только важную информацию.
Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
Оформлять материал в таблицы/схемы.
Уделять внимание разборчивости своего почерка.

Правила составления конспекта

Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.

Принципы ведения конспектов

Есть несколько правил грамотного составления конспектов.

Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов

Не записывайте за преподавателем каждое слово

Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях

Чтобы оставаться вовлечённым:

Дослушайте предложение, сказанное лектором, до конца, осмыслите информацию и выделите в ней только самое важное
Запишите слова и понятия, которые больше всего отражают тему: имена, даты, связки, примеры.
Старайтесь пересказать суть своими словами, без подробностей.
Не записывайте то, что и так уже знаете, обращайте внимание в первую очередь на новую информацию. Например, если вы знаете, что первый полёт на Луну был в 1969 году, нет смысла записывать это.
Если вы конспектируете книгу — не поддавайтесь искушению переписывать всю её целиком
Сначала прочитайте главу, раздел или подтему полностью: так вы увидите общую картину и выделите только то, что действительно важно.. Сокращайте

Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

  • Подумайте, как сократить ключевые термины и слова, которые часто повторяются. Например, «зн» вместо «значит», «ф-я» — «функция». Пишите аббревиатуры: ЦА — «целевая аудитория», РОП — «руководитель отдела продаж».
  • Используйте символы: стрелку → вместо «следовательно», ↑ — вместо «увеличение», + в значении «положительно».
  • Цифры пишите знаками.

Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.

Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:

  • Ставьте даты, записывайте имена лекторов и нумеруйте страницы.
  • Выделяйте главные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, делайте списки.
  • Пишите с одной стороны листа, а новую идею — с новой строки, разбивая на абзацы. Оставляйте отступы между строками, потом впишете там свои примечания.

Визуализируйте, используйте графику.

Включайте в конспект таблицы, схемы, графики, формулы, рамки и рисунки

Такие подсказки выделяются среди текста и легче запоминаются.
Символы — стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, пометки: ! — «важно», N.B
— «обратить внимание!».. Добавьте цвета

Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст

Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.

Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску

Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов

Перечитывайте конспект

Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:

  • Сразу после лекции, пока она не выветрилась из головы, исправьте ошибки, заполните пробелы, закончите недописанные фразы.
  • В течение суток после лекции: так вы закрепите всё, что слышали и изучили. Могут выясниться новые детали, которые вы пропустили или не поняли при первом чтении.
  • Перед следующей лекцией. Потратив 10–15 минут, вы освежите в памяти важные тезисы и определения, это поможет лучше усвоить новый материал.

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, , знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

1 этап: подготовка и концентрация

Пусть ребёнок заранее подготовит тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверит, пишет ли ручка, и возьмёт всё необходимое: маркеры, линейку, карандаш, ластик

В поисках канцелярских принадлежностей во время урока можно пропустить что-то важное. . Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:

  • убрать со стола всё лишнее,
  • отключить мессенджеры и поставить телефон на беззвучный режим,
  • закрыть не относящиеся к уроку вкладки браузера,
  • закрыть дверь в комнату, чтобы не отвлекаться. 

Объясните, что не стоит пытаться делать несколько дел одновременно — например, слушать один урок и параллельно готовиться к другому. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач мы выполняем за один раз, тем меньше можем выучить или запомнить. 

Базовые правила конспектирования

Чтобы написание конспекта не стало пустой тратой времени, соблюдайте базовые правила конспектирования.

1. Прежде чем начать конспектирование, прочтите текст, который вам предстоит изучить, или внимательно выслушайте план урока или краткий обзор лекции, который преподаватель сделает в начале пары.

2. Не пренебрегайте планом. Наглядно представить перед собой структуру конспекта – важный этап.

3. Даже если в изучении темы от вас не требуется знание точных цитат, добавляйте их в умеренном количестве в конспект. Когда спустя много времени вы вернетесь к своим записям, по цитатам вы легко вспомните, о чем писали.

4. Записывать за преподавателем каждое слово нерационально, да и не все обладают быстрой скоростью письма. Дождитесь завершения мысли и запишите себе в конспект только ключевые слова. Этому же правилу следуйте при работе с печатным источником.

5. Успеть записать за преподавателем и просто сэкономить место в тетради помогут сокращения и условные обозначения. Если боитесь впоследствии запутаться в написанном, отведите в тетради место для расшифровки используемых знаков и сокращенных слов.

6. Если что-то упустили на лекции, переспросите. Не откладывайте в долгий ящик. Максимально заполняйте все пробелы. Но не перебивайте, дождитесь окончания лекции – там, где сразу было непонятно, в конспекте можно оставить пустое место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector