Опорные вузы 2021

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Иркутская история

Губернатор области С. Левченко назвал опорные вузы РФ вредным начинанием, призвал всеми силами пытаться уклониться от участия в этом конкурсе Минобрнауки. Он уверен, что без тяжких последствий никак невозможно провести чисто механическое объединение в опорный вуз: обязательно пострадают и студенты, и региональная научная элита.

Такого плана экспериментальное деление учебных заведений «по сортам», непродуманная и явно насильственная консолидация во имя каких-то мифических семи показателей, якобы способных определять качество в сложнейшем процессе образования, С. Левченко считает неправильным и вредным.

Где работают выпускники

У выпускников есть два варианта трудоустройства – предприятия региона, в котором расположен опорный вуз или учреждения в других областях страны со схожими стратегическими задачами.

Вероятность того, что выпускнику опорного вуза придется осваивать другую профессию, минимальна (если только он сам решит, что выбранное поприще ему не по душе). Ведь каждый конкретный участник проекта ведет подготовку по направлениям, в которых в регионе отмечается колоссальная нехватка специалистов. Детальная информация о предприятиях, с которыми сотрудничает каждый из опорных университетов, представлена на сайте Национального фонда подготовки кадров на страничке вуза.

Список вузов

В перечень образовательных организаций, имеющих статус опорных университетов, входят узкопрофильные и многопрофильные вузы. География учебных заведений, общее количество бюджетных мест и стоимость обучения в них приведены в таблице.

Регион Название вуза Количество бюджетных мест Разброс стоимости за год, руб.
Кемеровская область КемГУ – Кемеровский государственный университет 1 201 107 220 – 118 000
Алтайский край (г. Барнаул) АлтГУ – Алтайский государственный университет 887 41 720 –190 200
Омская область ОмГТУ – Омский государственный технический университет 1 428 56 500 – 110 000
Псковская область ПсковГУ – Псковский государственный университет 520 96 900 –189 480
Белгородская область БГТУ – Белгородский государственный технический университет им. В. Г. Шухова 1 105 75 000 – 105 900
Самарская область (плюс еще один опорный вуз в г. Тольятти) СамГТУ – Самарский государственный технический университет 2 191 96 800 – 157 600
Воронежская область ВГТУ – Воронежский государственный технический университет 1 682 92 000 – 152 400
Саратовская область СГТУ – Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина 980 86 780 – 148 800
Краснодарский край СГУ – Сочинский государственный университет 247 107 200 – 175 600
Тульская область ТулГУ – Тульский государственный университет 1 417 101 000 – 160 000
Ульяновская область УлГУ – Ульяновский государственный университет 795 89 510 – 15 1510
Вологодская область ЧГУ – Череповецкий государственный университет 603 59 322 – 115 482
Ярославская область ЯрГУ – Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова 747 109 304 – 122 632
Мурманская область МАГУ – Мурманский Арктический государственный университет 345 150 000 – 210 000
Томская область СибГМУ – Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России 832 148 300 – 206 820
Республика Башкортостан УГНТУ – Уфимский государственный нефтяной технический университет 1 269 105 000 – 164 000

Это не полный список – опорные вузы есть и в других регионах России: в Тюменской, Тульской, Орловской, Челябинской, Костромской, Владимирской, Волгоградской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Новгородской и Нижегородской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми, Марий Эл и в Калмыкии.

Обучение в вузах можно пройти на платной основе и на бюджетных местах. Оказываемая государством субсидиарная поддержка дает возможность осуществлять прием в больших объемах на стратегически значимые для региона специальности.

В расценках на платное образование также наблюдается существенный разброс. Традиционно чем привлекательнее для абитуриента направление, тем оно дороже. Диапазон стоимости услуг (от самой низкой до максимально возможной) представлен на графике.

Самые высокие расценки на учебу в опорных вузах, которые относятся к узкопрофильным университетам. В частности, в Томске готовят первоклассных медиков, а в Мурманске занимаются разработками в сфере освоения Арктики и Крайнего Севера. Обе отрасли высокотехнологичны и требуют существенных затрат на подготовку специалистов, поэтому цена обучения вполне оправданна.

Что значит «опорный вуз»

Понятие «опорный университет» – новое в системе российского, да и мирового, высшего образования.

Программа создания в регионах технологических и инновационных центров запущена в 2015 году, первый перечень учебных заведений, получивших такой статус, Минобрнауки утвердило в начале 2016 года. В него вошло 11 университетов, в следующем году он был расширен, и в настоящий момент список опорных вузов включает 33 учебных заведения.

Цель учреждения опорных университетов – создать в каждом субъекте РФ вуз, способный на равных конкурировать со столичными учебными заведениями, чтобы обеспечить региональные рынки труда квалифицированными научными и профессиональными кадрами, требующимися для решения задачи развития конкретного субъекта федерации. Взамен получаемого бюджетного финансирования образовательные учреждения обязуются готовить студентов по тем направлениям, которые востребованы в регионе.

К сожалению, пока в зоне охвата программы далеко не все области. Чтобы получить статус опорного вуза, необходимо представить в Министерство образования и науки 5-летнюю стратегию развития учебного заведения. В ней должны быть отражены следующие аспекты:

  • предлагаемые нововведения в образовательный процесс и систему управления вузом;
  • развитие кадровых возможностей;
  • направление модернизации научно-исследовательских работ и инновационной деятельности;
  • развитие коммуникаций с местными работодателями, городской администрацией и всей региональной средой.

Не все образовательные организации могут участвовать в конкурсе. Критерии, препятствующие получению статуса опорного вуза:

  • территориальное расположение в Москве или Санкт-Петербурге;
  • присвоенная ранее категория федерального университета;
  • участие в программе «5–100» (направлена на повышение конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке);
  • расположение в городе, уже имеющем опорный университет.

В целом, «Опорный вуз» – это совместный проект государства и региональных университетов, цель которого – перейти на новый, более качественный уровень подготовки кадров. Программа предусматривает постоянный контакт с ведущими предприятиями региона и профориентацию выпускников школ.

Встречные предложения

По его мнению, все специализированные и отраслевые вузы в регионах должны сохранить самостоятельность и ту идентичность, которая им на данный момент присуща. С. Левченко предлагает вместо механического слияния более мягкий вариант — корпоративное объединение с автономным управлением, при котором удастся избежать конфликта интересов.

Конкурсные условия должны быть пересмотрены, по мнению и заместителя губернатора В. Игнатенко. Должна быть возможность единоличного участия, чтобы мог стать опорным любой отдельный вуз, даже если нет необходимости объединения, но он выполняет более половины показателей, внесённых в условия конкурса.

Причина реформ

Также Д. Ливанов отметил, что более двадцати вузов потенциально готовы к объединению. Их будут всячески поддерживать и финансово, и организационно, поскольку шаг этот ответственный и важный для страны. Учёные советы вузов тем не менее должны самостоятельно принимать решения о консолидации, ибо она в любом случае добровольна.

Этот процесс вынужденный только потому, что диктуется демографической ситуацией в стране. Количество одиннадцатиклассников сокращается резко и неуклонно, поэтому вузы с маленьким контингентом студентов будут вынуждены либо объединиться с сильными и крупными, либо перестанут существовать.

Опорные ВУЗы России список 2018: в перечне свыше 50 учебных заведений

В списке опорных ВУЗов России в 2018 году:

  • Алтайский госуниверситет;
  • Балтийский ФУ им. И.Канта;
  • Белгородский ГТУ имени Шухова;
  • Владимирский госуниверситет им. Столетовых;
  • Волгоградский ГТУ;
  • Волгоградский госуниверситет;
  • Воронежский ГТУ;
  • Воронежский госуниверситет;
  • Вятский госуниверситет;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Донской ГТУ;
  •  Иркутский НИТУ;
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет;
  • Казанский НИТУ имени Туполева;
  • Кемеровский госуниверситет;
  • Костромской госуниверситет;
  • Крымский федеральный университет им. Вернадского;
  • Кубанский госуниверситет;
  • Магнитогорский ГТУ имени Носова
  • Томский НИТУ;
  • Томский национальный исследовательский политехнический университет;
  • Нижегородский государственный педуниверситет им.К.Минина;
  • Нижегородский ГТУ имени Алексеева;
  • Нижегородский госуниверситет имени Лобачевского;
  • Новосибирский ГТУ;
  • Орловский госуниверситет им. Тургенева;
  • Петрозаводский госуниверситет;
  • Поволжский ГТУ;
  • Самарский государственный медуниверситет;
  • Самарский НИУ им. Королева;
  • Саратовский ГТУ им. Юрия Гагарина;
  • Севастопольский госуниверситет;
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. Михаила Ломоносова;
  • Северо-Восточный федеральный университет им. Аммосова
  • Северо-Кавказский федеральный университет;
  • Северо-Осетинский госуниверситет им. К.Л.Хетагурова
  • Сибирский государственный медуниверситет;
  • Сибирский федеральный университет;
  • Ставропольский ГАУ;
  • Сыктывкарский госуниверситет им. П.Сорокина;
  • Тихоокеанский госуниверситет;
  • Тольяттинский госуниверситет;
  • Тюменский госуниверситет;
  • Тюменский индустриальный университет;
  • Ульяновский госуниверситет;
  • Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина;
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет;
  • Череповецкий госуниверситет;
  • Южно-Российский государственный политехнический университет им. Платова;
  • Южный федеральный университет;
  • Ярославский госуниверситет имени Демидова.

Опорный университет Кировской области – городу, региону, стране

Одной из центральных новостей весны стало сообщение о включении промышленного кластера биотехнологий Кировской области, элементом инфраструктуры которого является ВятГУ, в реестр Минпромторга России

Важность этого факта переоценить невозможно: ведь федеральная поддержка промышленного кластера биотехнологий позволит расширить сферу совместной деятельности опорного вуза и ведущих предприятий Кировской области в целях дальнейшего развития инновационной экономики

  

Стратегически важным для региона явилось открытие в опорном университете направления подготовки «Лесное дело», разговор о необходимости которого состоялся между заместителем Председателя Правительства Кировской области Максима Кочеткова и ректора ВятГУ Валентина Пугача всего два года назад. А уже сегодня 17 первокурсников осваивают в опорном вузе востребованную региональной экономикой специальность – нет сомнений, что вятская лесная отрасль через несколько лет будет укомплектована новыми высококвалифицированными кадрами!

  

Другим важным для региона событием стало открытие Инжинирингового центра. Созданный в тесном взаимодействии с губернатором, Правительством, Советом главных конструкторов и промышленными предприятиями Кировской области, Инжиниринговый центр ВятГУ направлен на разработку инновационной продукции, изготовление опытных образцов и подготовку их к внедрению на предприятиях региона. Значимость достижения была усилена победой заявки ВятГУ в конкурсе Минобрнауки РФ и Минпромторга РФ на получение дополнительного финансирования, что придаст развитию Инжинирингового центра новый импульс!

  

Конкретный пример успешной деятельности инновационной площадки был продемонстрирован месяц назад при запуске новой производственной линии на ООО «Прожектор» в г. Котельниче. Речь идет об изготовлении мононити из полиэтилентерефталата, налаженной при активном участии специалистов Института химии и экологии и Инжинирингового центра ВятГУ. Комментируя событие, ректор ВятГУ Валентин Пугач подчеркнул:

  

Обсуждению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья был посвящен форум «Создание системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования», собравший в опорном вузе Кировской области более 230 участников из разных регионов России, а также Ирландии, Франции, Кыргызстана, Беларуси. Организованный при поддержке Минобрнауки РФ, форум стал площадкой обобщения практики реализации инклюзивного высшего образования и определения перспектив развития доступного профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  

Говоря о форумной кампании ВятГУ, нельзя не вспомнить о «Киров Urban Форуме», воплощенном командой опорного университета по инициативе главы администрации областного центра Илья Шульгина. 1-ый урбанистический форум в Кирове позволил обсудить лучший региональный, российский и мировой опыт и поделиться свежими идеями по созданию комфортного и содержательного городского пространства. ВятГУ представил на форуме собственные проекты, одним из которых явился «ВятГУ-Челлендж».

Идеологами проекта выступили молодые управленцы университета, прошедшие боевое крещение в Московской школе «Сколково». Новизна почина заключалась в том, что его адресатами явились первокурсники, которым предстояло провести мониторинг проблем областного центра и предложить собственное решение одной из них в виде завершенного кейса. Брошенный организаторами «ВятГУ-Челленджа» вызов был принят – в результате руководству университета и города был предложен молодежный взгляд на решение животрепещущих проблем!

Подводя итоги 2018-ого, невозможно не вспомнить о том, что в России он был объявлен Годом добровольца. Тем ценнее стала победа Кировской области во всероссийском конкурсе «Регион добрых дел», обеспечившая получение федерального гранта на развитие добровольчества. И как не отметить, что активными участниками регионального волонтерского движения являются студенты ВятГУ? Это и сделала министр спорта и молодежной политики Кировской области Анна Альминова, выразившая в ходе недавней встречи со студентами слова признательности волонтерам опорного вуза.

Всего несколько моментов года – каждый из них имеет самостоятельное значение, но при этом они взаимодополняют друг друга, являясь звеньями созидательной деятельности ВятГУ как центра инновационного, технологического и социального развития региона. Опорный университет достойно поддерживает высокий статус, внося вклад в развитие города, области и всей страны.

Противники программы

Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.

Опорные региональные вузы РФ

В октябре 2015 года Д. Ливановым был подписан приказ относительно проведения конкурсного отбора региональных вузов с целью финансового обеспечения программ их развития и последующего создания базы образовательных организаций. Участником этого конкурса будет любой государственный федерального значения вуз, где принято совместное решение в пользу реорганизации за счёт присоединения к нему одного или нескольких вузов. Это решение должны подтверждать учёные советы всех задействованных учебных заведений. Находящиеся в процессе консолидации вузы тоже могут принимать участие в конкурсе, если приказ о реорганизации вышел позже июня 2015 года.

Опорный вуз – новые возможности

— Дмитрий Владимирович, что такое опорные вузы?

— В 2013 году в рамках программы развития образования на федеральном уровне Министерством образования и науки была выдвинута инициатива создания нового типа университетов. Опорные вузы должны играть роль ведущих вузов в своих регионах: обеспечивать инновационное развитие территории, удерживать и привлекать молодежь, чтобы эти программы развития были обеспечены кадрами. Мы участвовали во второй волне конкурса, вышли в финал и из 86 заявителей попали в число 8 лидеров, которые получат федеральное финансирование на ближайшие 3 года.

— А что дает получение статуса опорного вуза?

— Присвоение этого статуса – это не награда, а вызов для университета, дающий возможность стать настоящей опорой образованию региона. Это и новые возможности:  в опорных университетах предполагается увеличение количества мест бюджетного приема на приоритетные для региона направления. Мы ожидаем, что ЧГУ получит дополнительные бюджетные места на базовые направления подготовки, связанные с металлургией, химией, машиностроением, педагогикой, а также на гуманитарные направления. Уже сегодня университет предлагает 63 направления подготовки. В этом году открыты 983 бюджетных места на различные специальности. В последующем мы ожидаем их увеличения. Готовится к открытию ряд новых направлений. В частности, уже сегодня впервые объявлен набор на такие направления, как робототехника и мехатроника, подготовка учителей иностранного языка, математики, информатики, а направление дефектологии вообще является уникальным не только для нашего региона.

Опорные вузы получают дополнительные бюджетные места на второй и третьей ступенях высшего образования — мы говорим о магистратуре и об аспирантуре

Это очень важно, потому что здесь ведется подготовка высококвалифицированных кадров, заточенных под конкретные потребности организаций и предприятий

Кроме того, опорный вуз — это дополнительные возможности развития научной деятельности. Мы сможем получать государственные субсидии на реализацию научных проектов и финансирование инновационных разработок

Это важно для региона, который хочет стать инновационным

— Какие условия должен выполнить университет как опорный вуз?

— Речь идет о пакете из двух десятков проектов, охватывающих научно-инновационную, образовательную деятельность, развитие инфраструктуры, систему управления университетом. Это гигантский объем работы на ближайшие 5 лет. Мы выделили несколько направлений, касающихся промышленности, бизнеса и социальной сферы, повышения привлекательности региона, поддержки развития муниципалитетов. Проекты связаны с созданием лабораторий, инжиниринговых центров, с развитием пояса высокотехнологичных малых предприятий вокруг университета, с внедрением цифровых технологий в научно-образовательный процесс. Предполагается развитие уникальной системы внеучебного взаимодействия со студентами, их  личностного и профессионального роста.

Задача опорного вуза сегодня — способствовать удержанию и привлечению и молодого, и более старшего поколения на территорию региона. За счет чего? За счет лучшего предложения — более качественного образования, широкого набора образовательных программ, интересных схем трудоустройства, программ личностного и профессионального развития, широкого послевузовского образования, в том числе цифрового. Для поступающих — это возможность остаться жить и работать в своем регионе, получив при этом достойное высококачественное образование, возможность гарантированного трудоустройства после окончания вуза. Добавлю, что сегодня Череповец – молодой, динамично развивающийся город, который позволит преуспеть не только в профессиональном, но и в культурном развитии. Кроме того, близость к Москве и Санкт-Петербургу делает Череповец привлекательным местом для студентов. А быстро развивающаяся инфраструктура и университета, и города будет способствовать повышению комфортности и учебы, и работы, и жизни.

Из источника:

https://www.chsu.ru/news/-/asset_publisher/T7kog939SY0S/content/opornyj-vuz-novye-vozmoznosti?_101_INSTANCE_T7kog939SY0S_redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1&redirect=https%3A%2F%2Fwww.chsu.ru%3A443%2Fnews%3Fp_p_id%3D101_INSTANCE_T7kog939SY0S%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_count%3D1

Зачем это на самом деле?

Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть — только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.

При этом, не очень понятна роль опорного — на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит — понятно уже сейчас.

Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах — и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился — потерял статус.
Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых — даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).

Проходные баллы

Учитывая внушительное количество бюджетных мест, по которым опорные вузы России ежегодно проводят набор, уровень проходных баллов не такой высокий, как, к примеру, в столичных учебных заведениях. Конкретные цифры зависят от выбранной специальности. В таблице приведен сводный обзор возможного разброса значений.

Название опорного вуза Диапазон минимальных баллов Диапазон проходных баллов
КемГУ 99–118 173–195
АлтГУ 90–110 112–197
ОмГТУ 99–120 134–221
ПсковГУ 99–105 174–248
БГТУ 99–164 155–333
СамГТУ 105–150 141–226
ВГТУ 99–198 151–341
СГТУ 99–123 152–275
СГУ 101–159 129–257
ТулГУ 99–105 134–345
УлГУ 99–150 126–371
ЧГУ 99–154 145–253
ЯрГУ 90–110 174–278
МАГУ 106–125 164–276
СибГМУ 116–121 179–302
УГНТУ 100–119 130–245

Минимальный рейтинг, превышающий 120-балльный порог, складывается не только из итогов ЕГЭ. В него включены дополнительные вступительные испытания, проводимые опорным вузом самостоятельно при поступлении на некоторые специальности.

Судя по данным с сайтов вузов, сложнее всего пробиться в Ульяновский государственный университет: несмотря на лояльный порог допуска к участию в конкурсе, реальные проходные баллы высокие. Ненамного отстают Тульский ГУ, Воронежский и Белгородский технические университеты.

Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?

Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться — и, возможно, какие-то из них смогут выжить.

Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.

А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.
Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах — стоит задуматься.

Для жителей столицы стоит поторопиться — через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.

iPhones.ru

Новая реформа образовательной системы призвана помочь высшему образованию. Или убить множество ВУЗов в Москве и регионах. Как не оказаться за бортом без диплома, закончить полное высшее и получить актуальные знания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector