Что нужно знать об олимпиаде спбгу

Особенности олимпиады

1. Не только школьные предметы

Помимо классических предметов на олимпиаде СПбГУ представлены направления «Инженерные системы», «Современный менеджер», «Журналистика» и «Медицина». Они проверяют знания из разных дисциплин, пробуждают интерес к научной деятельности и дают представления о практических профессиях.

Задание про пищеварительный тракт и кроссворд по медицине

Также в 2018 году ввели профиль «Китайский язык». Он пока не входит в Перечень и не дает льгот при поступлении, но 336 школьников всё равно попытали свои силы в знании китайской культуры.

2. Материалы для подготовки с решениями

С сайта олимпиады можно скачать целый архив заданий, но их дают сразу с ответами и ключами. Это не совсем удобно. Если хотите готовиться эффективней, попросите кого-нибудь закрасить правильные ответы

3. Наглядные лекции по предметам

Преподаватели СПбГУ проводят онлайн-лекции по олимпиадным предметам, в которых дают полезные материалы и делают работу над ошибками. Если не успеваете смотреть выпуски в назначенное время, не беда: архив лекций есть в официальной группе во «ВКонтакте» и на сайте олимпиады.


Работа над ошибками по географии

4. Нужно знать если не всё, то многое

В олимпиаде 18 направлений, и большинство из них не ограничивается заданиями из профильной области. Вот список дисциплин, в которых нужно быть подкованным для выполнения заданий на некоторых олимпиадах.

Список предметов для подготовки к некоторым олимпиадам СПбГУ

Например, в олимпиаде по социологии меньше социологии, но больше истории, особенно советского периода. В прошлом году дали задание про плащ болонья.

В этом году мы исправляли ошибки в киносценарии исторического фильма. А ошибки были заковыристые: чтобы правильно ответить на вопрос, надо было знать, в каком году в СССР издали книгу «Хоббит».

5. Победителей может не быть

Обычно пороговый балл высчитывают из результатов всех участников. Но в этом году в олимпиаде по обществознанию его определили заранее: для победителей 90, а для призёров — 75 баллов. Лучшим результатом оказались 84 балла. Поэтому победителем никто не стал, а дипломы 3 степени вообще не присуждались. Думаю, из-за этого СПбГУ потерял много мотивированных студентов.

6. Сложно подать апелляцию

К сожалению, на этой олимпиаде критерии оценивания публикуют уже после того, как утверждены результаты, и то порой не для всех вариантов заданий. Поэтому апелляцию подавать неудобно.

Бывает, что и свою работу сложно запросить. В таком случае заявление лучше присылать не через интернет, а ехать подавать очно. В обоих случаях тщательно изучайте порядок рассмотрения апелляционных заявлений.

Основные факты

1. На олимпиаде СПбГУ можно попробовать свои силы не только в школьных предметах, но и в дисциплинах «Инженерные системы», «Современный менеджер», «Журналистика», «Медицина» и «Китайский язык».

2. В материалах для подготовки есть ответы, поэтому старайтесь решить задания самостоятельно до последнего.

3. Можно готовиться по онлайн-лекциям от преподавателей СПбГУ.

4. Чтобы победить, нужно быть подкованным в разных областях знаний.

5. Победителей в олимпиаде может и не быть.

Рекомендованная литература

Анохин А. А., Житин Д. В. География населения с основами демографии: учебник. М., 2019.

Антонова Л. В. Удивительная география. М., 2014.

Аракелов А. Российские землепроходцы. Путешествия, которые изменили мир. М., 2018

Безруков А. М., Пивоварова Г. П. Занимательная география. 2 изд., стереотип. М., 2006.

Березовская А. О., Глушкова А. Д., Коваленко С. Н. Геологические понятия в школьном курсе географии. 2003. 87 с.

Берлянт А. М. Земля: универсальная энциклопедия для юношества. М., 2001.

Бертон Д. Великие карты. Мировые шедевры и их толкование / пер. с англ. В. Третьяков, Э. Ибрагимов. М., 2017

Бобков А. А., Селиверстов Ю. П. Землеведение: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования. 4 изд., перераб. и доп. М., 2012.

Богачев Д. В., Даньшин А. И., Кириллов П. Л., Лев И. А., Мозгунов Н. А.,

Наумов А. С., Соколова Д. В. Олимпиадные задания по географии. Полевые маршруты и практические задания на местности. 9–11 классы. М., 2015.

Большой иллюстрированный атлас мира. Большой атлас мира. М., 2017.

Большой иллюстрированный атлас школьника. Иллюстрированный атлас мира для школьников. М., 2016.

География мира. В 3 т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. М., 2017.

География мирового хозяйства. Учебник. Отв. ред. Н. С. Мироненко. М., 2012. 352 с.

География: от урока к экзамену: сборник задач. Книга для учителя / под ред. А. С. Наумова. М., 1999.

Демографическая энциклопедия / гл. ред. А. Ал. Ткаченко. М., 2013.

Еськов К. Ю. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней. 2008. 312 с.

Ефремов Ю. К. Природа моей страны. М., 1985.

Задачи по географии: пособие для учителей / под ред. Наумова А. С. М.,1993.

Иллюстрированный атлас России. Большой атлас России / ред. Г. В. Борисова. М., 2018

Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник. М., 1991.

Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / Стивен Ф. Кунха, Наумов А. С.; пер. с англ. В. А. Алексеевой. М., 2008.

Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебник. М., 2001.

Короновский Н. В. Земля. Метеориты, вулканы, землятресения. 2014.

Курошев Г. Д. Геодезия и топография: учебник для студентов вузов. М., 2009.

Лобжанидзе А. А., Горохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий. Учебник и практикум. 2-е изд., пер. и доп. М., 2019.

Майорова Т. С. География. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ/ под ред. Т. Ю. Симоновой. М., 2010.

Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2 кн. М., 2008.

Малов В. Географические карты. М., 2001.

Мир географии: география и географы. Природная среда / под ред. Г. И. Рычагова и др. М., 1984.

Михайлов В. Н., Добровольский А. Д. Общая гидрология. М., 1991.

Национальный атлас России в 4 т. Т. 1. Общая характеристика территории. М., 2004.

Низовский А. Ю. 500 великих путешествий. М., 2013.

Нурминен, М. Т. Мир на карте. Географические карты в истории мировой культуры. М., 2017.

Обзорно-географический атлас мира / гл. ред. А. Б. Кезлинг. М., 2004.

Обручев В. А. Занимательная геология. 1965.

Олимпиады по географии. 6–11 кл.: методическое пособие / под ред. О. А. Климанова, А. С. Наумова. 3 изд., стереотип. М., 2004.

Полякова М. О. География. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2008.

Пономаренко М. Глобус Блау. М., 2017.

Родионова И. А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы. В 2 ч. М., 2004.

Россия: социально-экономическая география: учебное пособие / под ред. А. И. Алексеева, В. А. Колосова. М., 2013.

Слука Н. А., Гречко Е. А., Федорченко А. В. Мировое хозяйство и процесс транснационализации: учебное пособие. М., 2017.

Социально-экономическая география: понятия и термины: Словарь справочник / отв. ред. А. П. Горкин. Смоленск, 2013.

Спицын Е. Ю. История России в картах, портретах и фотографиях с древнейших времён до конца XX века. М., 2016.

Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. 2015. 255 с.

Физическая география: справочное пособие. 2 изд. / под ред. Пашканга К. В. М., 1995.

Холина Н. В., Наумов А. С., Радионова И. А. Атлас. География. Углубленный уровень. М., 2016.

Чернова В. Г. География в таблицах и схемах. СПб., 2014.

Экономическая и социальная география России. География отраслей народного хозяйства России: учебник для вузов / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой. М., 2013.

Экономическая и социальная география России: География экономических районов России: учебник / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановой М., 2017.

Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / сост. В. Г. Карпов. М., 1981.

Энциклопедия стран Мира. М., 2004.

Рекомендованная литература

Brieger N. The language of business English: grammar and functions / Nick Brieger, Simon Sweeney. — Harlow: Longman, 2002.

Duckworth M. Business grammar & practice / Michael Duckworth. — New ed. — Oxford; New York: Oxford University Press, 2003.

Hewings M. Advanced Grammar in Use Book with Answers and CD-ROM: A Self-Study Reference and Practice Book for Advanced Learners of English. Cambridge University Press, 3rd edition, 2004.

MacKenzie I. English for Business Studies. Cаmbridge  University Press. 2010

Mascull B. Business Vocabulary in Use: Advanced and CD-ROM . Cambridge University Press, 2010.

McCarthy M., O’Dell F. English Phrasal Verbs in Use: Advanced. Cambridge University Press, 2007.

Redman S. Test Your English Vocabulary in Use. Advanced. Cambridge, 2nd edition, 2005.

Sweeney S. Test your professional English: management / Simon Sweeney. — Harlow: Penguin English/Pearson, 2002.

Vince, M. Advanced Language Practice. Macmillan, 2010.

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Изд.»Аст» Москва, 2014

Агаханов Н.Х., Богданов П.А., Кожевников П.А. и др. Математика. Областные олимпиады. М. Просвещение.  2010. -239 с.

Агаханов Н.Х., Богданов П.А., Кожевников П.А. и др. Математика. Всероссийские олимпиады. М. Просвещение.  2008,2009. -192, 159 с.

Агаханов Н.Х., Богданов П.А., Кожевников П.А. и др. Математика. Международные олимпиады. М. Просвещение.  2010. -127 с.

14.Васильев Н.Б., Савин А.П., Егоров А.А. Избранные олимпиадные задачи. Математика. -М. Библиотека Квант. Вып. 100.

Рекомендованная литература

Для подготовки к Олимпиаде рекомендуется использовать школьные учебники по биологии последних 4-5 лет издания с грифом Министерства образования и науки РФ «утверждено», «рекомендовано» или «допущено». Проверить себя можно по изданиям, разработанным с участием Федерального института педагогических измерений в 2018-2019 годах, например, по тематическим тренировочным заданиям ЕГЭ.

Барабанов С. В. Анатомия и физиология человека. Атлас. — М.: Просвещение, 2007.

Брэм А. Э. Жизнь животных. В трех томах: 1 т. — Млекопитающие, 2 т. — Птицы, 3 т. — Пресмыкающиеся. «Терра», 1992.

Быков В. Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека) — СПб., СОТИС, 2002

Гайворонский И. В., Яблонский П. К., Ничипорук Г. И. Анатомия здорового и нездорового образа жизни.-Санкт-Петербург. СпецЛит, 2014.

Жизнь животных. Т.4-7. Гл Ред. В. Е. Соколов. М., «Просвещение», 1989

Первый шаг по дороге в медицину. Учебное пособие в помощь участникам олимпиады школьников «Дорога в медицину». Астратенкова И. В., Балахонов А. В., Голованова Н. Э., Ерофеев Н. П., Захарова Л. Б., Кулибаба Т. Г., Парийская Е. Н. — Издательство «СпецЛит», 2016.

Первый шаг по дороге в медицину. Учебное пособие в помощь участникам олимпиады школьников «Дорога в медицину». Астратенкова И. В., Балахонов А. В., Голованова Н. Э., Захарова Л. Б., Кулибаба Т. Г., Парийская Е. Н. — 2-е издание, исправленное и дополненное.- Издательство «СпецЛит», 2018.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У.. Биология (в 3-х томах). Biological Science. Издательство: Мир, 2008. Том 1 — 454с., Том 2- 436с., Том 3

Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — 3-е изд. — М.: Изд-во «Мир», 2005. Том 1 — 323 с., Том 2 — 314 с., Том 3

Школьные олимпиады СПбГУ. Медицина. Методические указания. Под ред. Т. Г. Кулибаба. — Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017.

Школьные олимпиады СПбГУ 2018. Медицина. Учебно-методическое пособие. Под ред. Т. Г. Кулибаба. — Издательство Санкт-Петербургского университета, 2018.

Как устроена олимпиада

Участники. Масштаб олимпиады охватывает не только Россию, но и зарубежные страны: Армению, Казахстан, Кипр, Латвию, Сербию, Польшу, Украину, Республику Беларусь и Таджикистан. Поэтому если вы живете в другой стране, но хотите поступать в СПбГУ, смело регистрируйтесь.

60 000 участников

10 000 финалистов

922 призёров

225 победителей

Этапы. Как и у большинства перечневых олимпиад, в олимпиаде СПбГУ всего два этапа.

1. Онлайн-тест. Его можно пройти в любое время с конца октября до конца января. Всего можно набрать 100 баллов, но проходной на следующий этап у каждого предмета свой. Например, на обществознании это было 84 балла, а на математике 40.

2. Финал проходит очно с февраля по март. Соревнования по многим профилям организуют в регионах на специальных площадках. Только на «Иностранный язык», «Журналистику», «Филологию» и «Китайский язык» придётся ехать в Санкт-Петербург.

Результаты публикуют в апреле, а победителей и призёров награждают в мае в здании Двенадцати коллегий СПбГУ.

Льготы. 16 из 18 профилей олимпиады входят в Перечень и дают победителям и призёрам привилегии при поступлении на многие образовательные программы. В какие именно вузы, зависит от уровня олимпиады. В олимпиаде СПбГУ представлены все три уровня:

1 уровень

биология, география, иностранные языки, история, математика, обществознание, право

2 уровень

медицина, филология, социология, химия, экономика, журналистика

3 уровень

информатика, физика, инженерные системы

Победители и призёры по этим предметам могут поступить в СПбГУ без вступительных испытаний или получить максимальный балл по ЕГЭ. Но подтвердить диплом надо минимум 75 баллами по профильному предмету.

История олимпиады

Медицинский факультет участвует в олимпиадном движении более 20 лет. В 1997 году Малый медицинский факультет Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных совместно с Медицинским факультетом СПбГУ начал регулярное проведение Медико-биологической олимпиады старшеклассников «Человек и его здоровье» (ныне – Санкт-Петербургская медико-биологическая олимпиада школьников). В 2009 году Ученый совет Медицинского факультета принял решение продолжить олимпиадное движение в рамках Олимпиады школьников СПбГУ.

Актуальность проведения Олимпиады школьников по медицине определялась тем, что до 2010 года в утверждаемом Минобрнауки РФ Перечне олимпиад не было олимпиад медицинской направленности. Профориентационная работа среди поступающих в медицинские вузы необходима, при этом общеобразовательного предмета, соответствующего профилю будущего обучения, не существует.

Особенность Олимпиады состоит в том, что участники должны продемонстрировать как подготовку в области медицинских знаний, так и знания физике, химии, ОБЖ и особенно биологии. От современного врача требуется не только механическое запоминание признаков той или иной болезни, но и достижений естественных наук, расширяющих представления о сущности болезней человека и его здоровья

Первый декан Медицинского факультета академик Юрий Викторович Наточин на своих лекциях повторяет студентам: «…Разностороннее образование, обширные знания в области фундаментальной науки — важное условие в системе подготовки врача. При постановке диагноза, назначении лечения врач должен владеть точными физиологическими знаниями, пониманием особенностей отклонения от нормы молекулярных процессов обеспечения функций, что поможет назначить пациенту адекватную фармакотерапию…»

Олимпиада школьников СПбГУ по географии

  • Общая информация
  • Традиции
  • Подготовка к олимпиаде

Опубликованы результаты заключительного этапа Олимпиады школьников СПбГУ по географии

На официальном сайте Олимпиады школьников СПбГУ опубликованы результаты. С результатами по географии можно ознакомиться по ссылке.

Ежегодно в Олимпиаде школьников по географии принимает участие не менее 2000 человек. В 2020/2021 гг. отборочный этап прошли 2477 школьника из 78 регионов Российской Федерации и 14 стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья. Общее число победителей и призёров отборочного этапа составило 620 человек. Заключительный этап прошли 324 школьник из 51 региона Российской Федерации и 6 стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья (Азербайджан, Белоруссия, Венгрия, Латвия, Узбекистан, Украина). Общее число победителей и призёров заключительного этапа составило 76 человек из 25 регионов Российской Федерации и 2 стран «ближнего» зарубежья (Белоруссия, Украина).

С информацией об Олимпиаде школьников СПбГУ по географии и другим предметам, а также с Регламентом Олимпиады 2020/2021 учебного года  можно ознакомиться на официальном сайте СПбГУ.

Лекции-консультации в онлайн-формате

Лекции проводятся тремя тематическими блоками:

  1. вначале Отборочного этапа Олимпиады школьников СПбГУ (октябрь 2020 года);
  2. по окончании Отборочного этапа Олимпиады школьников СПбГУ (январь-февраль 2021 года);
  3. после завершения Заключительного этапа Олимпиады школьников СПбГУ (апрель-май 2021 года).

Расписание онлайн-лекций по географии:

19.10.2020 15:00-17:00
19.01.2021 15:00-17:00
26.04.2021 15:00-17:00

Во время первого онлайн-занятия были рассмотрены вопросы Олимпиады, касающиеся разделов экономической, социальной и политической географии. Лектор: Дмитрий Викторович Житин, кандидат географических наук, доцент Кафедры экономической и социальной географии. 

Второе онлайн-занятие было посвящено использованию географических карт в заданиях Олимпиады.Лектор: Евгений Александрович Паниди, кандидат технических наук, доцент Кафедры картографии и геоинформатики.

Во время третьего онлайн-занятия были разобраны задания Олимпиады из раздела физической географии. Лектор: Андрей Ильич Резников, кандидат географических наук, старший преподаватель Кафедры физической географии и ландшафтного планирования.

Для информации

Олимпиада школьников СПбГУ — уникальный образовательный проект, направленный на развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, распространение и популяризацию научных знаний среди школьников, поддержку наиболее подготовленных и талантливых учащихся в получении качественного профессионального образования.

Олимпиада школьников СПбГУ по географии проводится с 2006 года. При подготовке и проведении Олимпиады школьников СПбГУ по географии используется опыт участия сотрудников Института наук о Земле Санкт-Петербургского университета в организации, проведении и методическом сопровождении муниципальных и региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Помимо сотрудников СПбГУ в организации и работе Жюри и Методической комиссии олимпиады принимают участие представители других вузов и профессиональных организаций.

Методическую комиссию олимпиады возглавляет директор Института наук о Земле, вице-президент Русского географического общества, доктор географических наук, профессор Кирилл Валентинович Чистяков. 

Это Олимпиада 1 уровня, что означает, что на протяжении двух и более лет в ней принимает участие более двух тысяч обучающихся из различных субъектов России. Победители и призеры Олимпиады в случае получения ими результатов ЕГЭ по предмету олимпиады не ниже 75 баллов получают особые права при поступлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector