Государство, его функции
Содержание:
- Признаки социальных институтов
- Из Конституции РФ
- Внутренний мир человека
- Основные отличия человека от животного
- Частное и публичное право
- Ограничители свободы человека в обществе
- Темы эссе по экономике
- План эссе по обществознанию
- Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
- С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
- Как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию
- Структура экзамена в 2021 году
- ДЕМОКРАТИЯ
- Структура деятельности
- Критерии оценки ответа на задание 28
- ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
- Самореализация
- Формирование способностей
- Какие темы по обществознанию для ЕГЭ важно знать
Признаки социальных институтов
- Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
- Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
- Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
- Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
- Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
Из Конституции РФ
Статья 14
1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Пояснения:
- Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
- Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
- Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.
Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.
Внутренний мир человека
Макрокосмос (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.
Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.
Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.
Мировоззрение – взгляды человека на мир, общество и самого себя.
Виды мировоззрения
- Научное – признание решающей роли научных знаний при познании мира, отрицание всего, что не доказано наукой.
- Паранаучное (от греч «вне») – предполагает существование иного мира, иного измерения(параллельного мира, инопланетного разума).
- Религиозное – основано на вере в сверхъестественное, в Бога и богов.
- Атеистическое – отрицание существования Бога, высших сил.
- Житейское (обыденное) – в его основе лежит жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.
Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
Человеконенавистническое мировоззрение – основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Революционное – в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
Некоторые термины.
- Толерантность – от лат. терпимость, терпимое отношение к людям различных взглядов, если они не создают угрозу для окружающих.
- Пессимизм – убеждение, что ничего хорошего в жизни ждать не приходится, что будет всё ещё хуже.
- Оптимизм— вера в лучшее, в силы и возможности человека, в то, что жизнь – прекрасна.
- Скептицизм – сомнение во всём, что происходит и будет происходить в жизни ( в возможность познания, в то, что произойдут позитивные измения в обществе, в жизни человека и т.д.)
- Альтруизм – нравственная позиция, в основе которой лежит любовь к людям, желание жить для них, готовность жертвовать собой во благо общества.
- Эгоцентризм – руководство в действиях и поступках , осванное на собсвенных прихотях, потребностях, безразличие к окружающим, неспособность и нежелание рассматривать иную точку зрения.
- Компромисс – способность и умение поступиться некотрыми своими интресами ради решения общих проблем, взаимные уступки сторон.
- Консенсус –полное согласие, единый подход к решанию проблемы или по какому-то вопросу.
Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
– выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.
Частное и публичное право
- Частное право регулирует отношения частных лиц, то есть горизонтальные отношения, обе стороны в нём равны , им предоставлена возможность выбора ( семейное, трудовое, гражданское право).
- Публичное право — регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.) В нём стороны неравноправны, для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы (конституционное, административное, уголовное) . Публичное право обеспечивает интересы публичного характера, то есть всего общества.
НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ:
Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.
Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.
Ограничители свободы человека в обществе
- Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
- Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
- Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами (обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)
- Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).
Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности, отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.
Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.
Темы эссе по экономике
- «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
- «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
- «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
- «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
- «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
- «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
- «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
- «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
- «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
- «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
- «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
- «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
- «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
- «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
- «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
- «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
- «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
- «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
- «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
- «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
- «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
- «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
- «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
- «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
- «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
- «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
- «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
- «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
- «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
- «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
- «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
- «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
- «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
- «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
- «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
- «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
- «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
- «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
- «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
- «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
- «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
- «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
- «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
- «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте
План эссе по обществознанию
Для написания правильной работы вам нужно следовать приведённым пунктам:
- Сделать вступление.
- Написать теоретическую часть.
- Первый аргумент и его пояснение.
- Второй аргумент и его пояснение.
- Вывод.
Минимальное количество слов, которые необходимо написать в эссе, не указывается, поэтому вы можете писать работу любой длины.
Вступление
В этом пункте (первый абзац) вам нужно сформулировать одну из идей выбранного вами высказывания и объяснить его смысл.
Пример:
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс). – Это цитата по экономики, которое говорит о государственном бюджете (идея), её смысл заключается в том, что от того, как и куда распределяется расходная статья этого бюджета зависит настроение населения государства (смысл цитаты).
Таким образом вам необходимо работать с любым высказыванием, определяя его идею и раскрывая смысл.
Для вступления вы можете использовать следующие клише:
- В своём высказывании/ цитате (ФИО автора) говорит о…
- Смысл её/ его слов заключается в следующем: …
Это универсальные предложения, которые подойдут под любое высказывание.
НО! Эссе по обществознанию меняется, и, согласно новым критериям, нужно писать именно об идее, а не проблеме. Также не нужно писать об актуальности, потому что это устаревший шаблон, который раздражает большинство экспертов.
Теоретическая часть
В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.
Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.
Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».
Первый и второй аргументы
С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.
Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:
«Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.
В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:
«Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.
Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.
Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.
Вывод
Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.
В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:
«Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»
https://youtube.com/watch?v=QREIew-SlsI
Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:
- Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
- Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
- При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
- Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.
С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию
Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова за 10–11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.
Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать планы и работать с текстом.
Учитесь бесплатно
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Получить демо-доступ на неделю
Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.
Выполнять задания из демоверсий нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.
Источники. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». Следует обратиться к спецификации ЕГЭ по обществознанию, которая выложена на сайте ФИПИ. На страницах 16–17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить.
Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность»
Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания
Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.
Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.
Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.
Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.
Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.
Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.
Как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию
В первую очередь ознакомьтесь со структурой экзамена. Когда вы поймёте, каких знаний или навыков вам не хватает, начните подготовку к ЕГЭ по обществознанию с упором на эти недостатки.
ЕГЭ по обществознанию рассчитан на 235 минут. Работа состоит из 29 заданий. Они делятся по уровням сложности: базовый, повышенный и высокий. Первая часть содержит задания с кратким ответом, а вторая — с развёрнутым. В экзамен входят темы из школьного курса, которые проходят с 5 по 11 класс.
Чтобы подготовиться к первой части ЕГЭ, нужно знать основные факты, явления и процессы, а также владеть терминологией. С помощью этих заданий проверяют, умеет ли школьник анализировать схемы и таблицы, искать нужную информацию на диаграммах и делать выводы.
Для второй части ЕГЭ по обществознанию важно уметь работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, формулировать своё мнение и аргументировать его, составлять план развёрнутого ответа. Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего
Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания.
Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего. Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания.
Задача экзаменуемого — показать, что он умеет формулировать и грамотно и логично излагать мысли, раскрывать смысл высказывания и владеет теоретической базой. На самом деле, чтобы писать крутые эссе на ЕГЭ по обществознанию, достаточно читать побольше книг и набивать руку тренировками
Обратите на это внимание во время подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Структура экзамена в 2021 году
Экзамен по обществознанию состоит из двух частей:
- Вопросы-тесты с вариантами ответов
- Вопросы, требующие развернутый ответ и творческий подход
Чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию на высокий балл, подробнее разберемся с каждым из пунктов:
- Вопросы-тесты. Их всего 20. В заданиях 1-3 проверяется знание основ предмета. Задания 4-19 сложнее: здесь нужно уметь характеризовать основные социальные объекты с помощью фактов, явлений, процессов, искать социальную информацию в текстах, схемах, таблицах и диаграммах, применять гуманитарные знания для поиска решения актуальных социальных проблем. В последнем задании первой части нужно уметь систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.
- Вопросы с развернутым ответом. Их всего 9. В них нужно дать объяснение, высказать и аргументировать точку зрения. Последнее задание — эссе.
ДЕМОКРАТИЯ
Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных
дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
Признаки демократии: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства.
Виды демократии:
непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно- политической жизни путем проведения выборов и референдумов;
партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:
представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве
«Провалы» демократии – неспособность западных демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности типа полной свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов, наконец, личных свобод — неприкосновенность жилища, тайны
переписки и телефонных переговоров.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе:
- всеобщего
- равного
- прямого избирательного права
- при тайном голосовании.
Деспотия – форма самодержавной власти – неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.Идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают ( по Веберу М):
- Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
- Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
- Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
- Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
Критерии оценки ответа на задание 28
Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.
Чтобы получить три балла за содержание нужно:
- написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
- расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).
Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.
Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Гражданское общество — понятие, с помощью которого характеризуется свободная активность граждан, самостоятельно создающих некоммерческие организации (НКО) и осуществляющих местное самоуправление.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Предпосылки гражданского общества:
экономические:
- частная собственность,
- многоукладная экономика,
- свободный рынок и конкуренция;
социальные:
большой удельный вес в обществе среднего класса;
политико-правовые:
- юридическое равенство граждан,
- полное обеспечение прав и их защита,
- демократизация власти,
- политический плюрализм;
культурные:
- обеспечение прав человека на информацию,
- высокий образовательный уровень населения, с
- свобода совести.
Структура гражданского общества:
политические партии,
общественно-политические организации и движения, к
кооперативы,
союзы предпринимателей,
ассоциации потребителей,
благотворительные фонды,
спортивные общества,
органы местного самоуправления,
церковь,
семья,
независимые СМИ.
Самореализация
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
Виды самопознания
- Непосредственное – самонаблюдение
- Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
Пути самопознания
- Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
Виды самооценки
- Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
- Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
- Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.
Формирование способностей
- В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельные ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
- Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
- Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Какие темы по обществознанию для ЕГЭ важно знать
Вот основные блоки, по которым нужно готовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы на экзамене ответить на любой вопрос:
- Человек и общество. О познании и мировоззрении человечества, морали и этике, религии и ее развитии, науке и искусстве.
- Социальные отношения. О конституции, семье, брачных отношениях, конфликтах.
- Основы экономики. О производстве и производственных отношениях, финансовых и налоговых системах, видах рынков.
- Основы политики. О политических системах, системах органов власти, функциях, обязанностях государственной власти.
- Правоведение. О конституционных правах человека, законодательных, исполнительных и судебных органах государства.
Все эти темы распределены отдельно по первой части и по второй. В первой части обычно задания построены так:
- Задания 4-6 – Человек и общество
- Задания 7-10 – Экономика
- Задания 11,12 – Социальные отношения
- Задания 13-15 – Политика
- Задания 16-19 – Право