Научный аппарат курсовой работы

Содержание:

Ошибки при определении

  1. Объект не соответствует теме работы или установлены узкие границы.
  2. Границы так широки, что позволяют провести несколько исследований.
  3. Предмет не конкретизирует проблему или не входит в объект исследования.

Приведём примеры ошибок:

Тема

Объект

Предмет

Композиционные решения в классической музыке XIX века

Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн

Особенности композиционных решений в классической музыке

Реклама в деятельности туристических организаций

Туристическое бюро «Капитан»

Информационные технологии

Методы проведения статистических исследований

Муниципальное образование

Результаты анкетирования в муниципальном образовании

Разберём ошибки на одном из примеров: тема предполагает изучение рекламной деятельности в туристических организациях, а исследование ведется на примете одного конкретного бюро; понятие информационные технологии шире рекламы, поскольку её использование на просторах интернета является лишь частью. В этом примере информационные технологии могут выступать в качестве объекта других исследований.

Таким образом, каждая исследовательская работа должна начинаться с определения объекта и предмета изучения, которые должны соответствовать теме и позволять провести исследование в нужном направлении. Нельзя забывать, что предмет изучения обеспечивает научную новизну каждой работы.

Эмпирическая база исследования: что это такое

Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования? 

Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.

Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.

Что может составлять эмпирическую базу

Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:

  1. В лингвистических исследованиях эмпирической базой могут выступать словари и данные языковых экспериментов.
  2. В социологических курсовых и дипломах — результаты соцопросов, интервью и анкетирования.
  3. В работах, посвящённых экономике — экономические индексы, данные статистических отчётов, балансовые показатели организации.
  4. В литературных исследованиях — биографические данные и примеры произведений.
  5. В курсовых и дипломных по юриспруденции — законодательные акты, материалы дела, официальные правовые нормы.
  6. В исследованиях, посвящённых менеджменту — кейсы, примеры организационной работы в компании, особенности ведения бизнеса, статистические данные.

В эмпирическую базу могут входить как первичные, так и вторичные данные. Первичные получают из первых рук — годовая отчётность на предприятии, результаты социального опроса. А вторичные — из открытых официальных источников. Например, законы, нормы и акты российского правительства.

Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Для основательного исследования, стоит собрать больше данных

Месторасположение эмпирической базы в работе

Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.

Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:

  • показать, что данные надёжны, указать источник и сославшись на авторитетные имена;
  • уточнить, насколько они соответствуют проблеме и охватывают изучаемые вопросы;
  • привести желательно точное количество данных, используемых в исследовании;
  • объяснить, почему вы выбрали именно их для своего исследования.

Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.

Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.

Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.

Советы по выбору методологии исследования

Из всех существующих методов, вы должны выбрать несколько. Как это сделать?

  1. Выбирайте те, которые принесут максимум пользу и будут соответствовать исследуемому объекту и предмету.
  2. Убедитесь, что с их помощью вы решите поставленные задачи.
  3. Делайте акцент на актуальность и современность. Старая методика себя изживает.
  4. Методы должны быть взаимосвязаны и работать сообща на один результат.
  5. Изучите другие курсовые работы и посмотрите, какая методология используется чаще других.
  6. Посмотрите, соответствуют ли выбранные вами методы принципам научных изысканий;
  7. Проверьте наличие прогностичности и научной обоснованности.

Как связаны понятия объекта и предмета между собой?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.

Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Способы, которые помогают определить предмет исследования

Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:

Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня

Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.

Роль руководителя работы

Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:

  • выбор темы;
  • систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
  • контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
  • консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
  • помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
  • рекомендации по поводу используемых источников.

Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны

Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны

Примеры объектов и предметов исследования

Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:

Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.

Что такое объект и предмет в курсовой работе

1. Как определить объект курсовой работы2. Как определить предмет курсовой работы3. Примеры формулировки объекта и предмета

Во введении курсовой работыобязательно нужно указать объект и предмет исследования. Смешение этих понятий – очень распространенная ошибка.

Рисунок 1 – Формулировка объекта и предмета

Как определить объект курсовой работы

Для понятности объект можно назвать «предметной областью». По сути, это какой-то фрагмент действительности (ответ на вопрос: «Что будем изучать?»). В этой роли могут выступать:

  • общественные отношения,
  • процессы,
  • явления,
  • институты,
  • организации.

Один объект может встречаться в разных науках. Но каждая из них имеет собственный подход. Например, «здание офисного центра» может изучаться архитекторами (как его спроектировать), экологами (какое влияние оно окажет на окружающую среду), экономистами (сколько стоит его построить, какую прибыль оно будет приносить) и другими специалистами.

Как определить предмет курсовой работы

Предмет – это та сторона объекта, которой посвящено исследование (ответ на вопрос: «На каких аспектах сконцентрируемся?»). Предмет всегда уже, четче выделен. Он отражает специфический интерес конкретной учебной дисциплины, а также индивидуальное направление изысканий.

Например, вся группа проводит экономический анализ одного предприятия – ООО «РуфСнаб». Темы у всех разные, предметы исследования тоже:

  • управление дебиторской задолженностью,
  • управление кредиторской задолженностью,
  • управление основными средствами,
  • управление оборотными средствами.

Другой пример – курсовик по педагогике. Объект для всей группы – процесс обучения в младшей школе, но один студент рассматривает мотивацию учеников, другой – стиль общения учителя, а третий – педагогические приемы при изучении умножения.

Существует небольшая хитрость, облегчающая жизнь: предмет полностью (или почти полностью) повторяет тему.

Рисунок 2 – Соотношение объекта с предметом курсовой

Примеры формулировки объекта и предмета

Введение труда по гражданскому праву: «Объект данного исследования — общественные отношения, связанные с гражданской процессуальной ответственностью. Предмет – нормы законодательства, регулирующие гражданскую процессуальную ответственность».

Введение работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки»: «Объектом исследования является ПАО «РГС Банк». Предмет — возможность управления кредитным риском ПАО «РГС Банк»».

Еще один экономический пример: «Объектом является АО БОН «Центр». Предмет – деятельность АО БОН «Центр» как субъекта малого предпринимательства».

Основное отличие объекта от предмета

Чтобы правильно выбрать или дипломной работе нужно знать следующее:

  • Объект – факт или явление, которое выдвинуто на рассмотрение и изучение.
  • Предмет – действия, которые необходимо выполнить, чтобы изучить объект.

Не понятно? Рассмотрим примеры:

  • Объектом в исследовании являются школьники средних классов, предметом будут выступать особенности поведения этой категории лиц.
  • Объект — компания ООО «Долина», производящая строительные материалы, предметом может стать финансовая деятельность этой организации.
  • Если требуется написать курсовую работу на тему связанную с образованием, объект — общеобразовательные школы, в качестве предмета могут служить методы обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях или предметом может быть определение успеваемости.

Примеры выделения объекта и предмета исследования

Анализируем тему Выбираем объект исследования Выделаем предмет исследования
Реферат связан со СМИ Средства массовой информации и культура Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения
Для темы, связанной с развитием дошкольников Детские сады, как фактор, влияющий на развитие Влияние детских садов на детей дошкольного возраста
«Персонал компании» Персонал строительной организации Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании.
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама» Процесс становления культа ислама Женщины в процессе становления и развития культа ислама
Если работа изучает методы увеличения доходов организации Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа
В дипломной работе по праву «Похищение человека» Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия Само предприятие Конкурентоспособность предприятия
Договор купли-продажи недвижимого имущества Отношения, которые складываются между людьми  в процессе купли-продажи недвижимого имущества Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество
Библиотеки как главная база непрерывного образования Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения

Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.

Основные ошибки при выделении объекта и предмета

Первая и главная ошибка — путаница двух понятий, подмена одного другим. Вы сможете избежать такой ловушки, если будете опираться на подсказки выше. 

Неверным будет излишне широкий либо слишком узкий обзор. Границы исследования должны соответствовать виду и объему работы: в реферате предмет будет максимально конкретным, в дипломе — на порядок масштабнее, курсовая работа лежит в «золотой середине». Ее предмет не должен быть очень узким — тесные рамки не позволят полноценно проанализировать проблему. Слишком широкая формулировка таит свои подводные камни: поставленные во введении задачи не смогут быть рассмотрены в рамках одного исследования без превышения максимально допустимого объема.

Избегайте несоответствия теме всех остальных элементов введения. Именно она является первичной и диктует предметно-объектную специфику, методы, цели и задачи. 

Будьте на одной волне с современной наукой и прогрессом, выбирайте то, что актуально и еще недостаточно изучено. 

Наконец, используйте точные, четкие, лаконичные, однозначные формулировки. Откажитесь от сложных и замысловатых конструкций, слов-паразитов, смысловых повторов. 

Проблема

Проблема занимает важное место в научном аппарате курсовой работы. Это тот неизученный вопрос, ради ответа на который вы и занимаетесь исследованием. Такие вопросы появляются, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы

Иногда проблема лежит на поверхности, но чаще всего её приходится искать. Проблему важно увидеть и грамотно сформулировать.

Уравнения Максвелла неинвариантны относительно преобразований Галлилея, что противоречит Ньютоновской механике. Эта проблема легла в основу создания специальной теории относительности и привела к пересмотру концепции пространства-времени.

Виды методов исследования в курсовой работе

Выделяют две основных категории методов:

1. Теоретические. Подразумевают анализ фактов, поиск закономерностей создание гипотез и мысленных моделей. В качестве теоретического метода могут использоваться построение аналогий, классификаций, сравнительный анализ, синтез новых идей.

2. Практические (эмпирические). В них автор на практике описывает события и явления, проводит исследования, эксперименты, направленные на подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, выявление каких-либо закономерностей. В качестве эмпирического метода могут использоваться эксперименты, наблюдения, моделирование, составление расчетов, проведение опросов и т.д.

Главная разница — в теоретических методах автор самостоятельно работает с источниками данных. В практических для исследования могут привлекаться другие люди, события, проводится наблюдение за чем-либо.

Что такое предмет и объект курсовой работы?

Курсовая работа – это не только результат ваших ментальных действий, но и соблюдения строгих правил оформления работы. Среди прочих глав, в курсовой работе всегда должно присутствовать введение.

Прочитав это введения, комиссия/преподаватель четко будет понимать, о чем курсовая и какой вклад в данное исследование внесли лично вы. А введение, в свою очередь состоит из таких обязательных элементов как объект и предмет исследования.

Важно понимать смысл каждого и четко их разграничивать. Если выразиться более простым языком, то можно сказать следующее: объект и предмет курсовой работы соотносятся как общее и частное

Объект определяет, что конкретно вы будете изучать в данной теме, а предмет более узок и конкретен.

То есть, из всей системы, представляющей собой объект исследования, выделяется либо процесс, либо часть этой систему, который и является тем самым пресловутым предметом. Другими словами, предмет – это «повод» для изучения всего объекта.

Чтобы представить эту нелегкую, на первый взгляд, схему, приведем пример:

Тема курсовой: «Валютная система в Российской Федерации»

Что здесь может быть объектом, а что предметом? Сразу же хотим вам сказать, что объект и предмет исследование – это не жестко заданные догмы. Каждый студент или другой исследователь вправе выбирать свой собственный объект и предмет исходя из личных побуждений.

Поэтому вам никто не может «навязать» какой-то определённый объект или предмет. Такие действия со стороны ваших преподавателей противоречат свободе в научных изысканиях! Ваши учителя могут лишь посоветовать что-то, но окончательный выбор всегда должен оставаться за вами.

Но это так, к слову.

Ведь, деньги, как и вы, постоянно куда-то «ходят»: из одного здания в другое, из рук в руки. Помните ещё нашу замысловатую форму? Мы не зря дали вам тот пример.

Теперь вы всегда при нахождении объекта курсовой работы будете вспоминать, что он, объект – это нечто большое, и, скорее всего, абстрактное.

Так, объект мы нашли, теперь давайте разберёмся с предметом. Как мы уже писали выше, предметом может быть любая часть рассматриваемого объекта. Поэтому, в качестве предмета мы можем выбрать всё, что нам пожелается (в пределах «забора» — объекта исследования). Давайте возьмём в качестве предмета роль Центрального Банка РФ.

Если вы сумели усвоить эту простую истину, а в вашем мозгу отпечаталось четкое понимание объекта и предмета курсовой работы, то вам не составит труда написать работу — составить теоретическую и практическую часть, не путаясь в элементах исследования.

Цель и задачи

Цель напрямую вытекает из проблемы и обозначает то, что мы хотим получить в итоге.

Примеры целей: 

  • разработка теоретической модели Вселенной;
  • выявление, обоснование и экспериментальная проверка чего-либо
  • разработка какой-либо технологии и т.д.

Задачи – действия, которые приводят к цели. И если цель в работе одна, то задач как правило может быть несколько. Как сформулировать задачи работы? Просто продумайте, какие шаги необходимо сделать для достижения поставленной цели, и выпишите их по порядку.

Подробнее о методах исследования вы можете почитать в нашей отдельной статье.

Грамотная формулировка темы, актуальности, целей, задач и прочего научного аппарата очень важна в курсовой

Но не менее важно и грамотное оформление работы! На всякий случай напоминаем, что любая курсовая должна быть оформлена по ГОСТу

Нужна помощь в учебе или остались вопросы по методологическому аппарату курсовой работы? Обращайтесь за ответами в профессиональный сервис для студентов в любое время суток!

Проверка и защита курсовой работы

К защите допускают только курсовые работы, которые оформлены в соответствии с методическими требованиями. Подведение итогов подготовки курсовой работы делится на следующие этапы:

  • сдача курсовой работы для проверки руководителю;
  • доработка курсовой работы с учетом замечаний руководителя;
  • сдача готовой курсовой работы на защиту;
  • защита курсовой работы.

Руководитель курсового проекта определяет требования к содержанию и продолжительности доклада при защите, устанавливает регламент для оппонентов. Для защиты потребуется информативная презентация.

Чтобы успешно защитить курсовую работу, лучше написать текст отчета. Как правило, студентам задают вопросы по практическому разделу, а теоретические должны быть представлены самостоятельно. Необходимо грамотно, лаконично, структурировано и уверенно освещать тему

Внимание не должно быть сосредоточено на информации, не относящейся к теме работы

Теоретическая стадия

В сравнении с основными (универсальными) путями проведения исследования, теоретический подход, так же как и кибернетический, является более современным. Все биологические объекты становятся частью системы со своей иерархией. С учетом того, что все конструкции многоступенчатые, каждая ее часть может рассматриваться и как система, и как элемент более высокого порядка. Такой принцип справедлив для всех уровней — от макромолекул до земной биосферы.

В противоположность эмпирической стадии теоретический уровень предполагает использование вторжение в природу объекта, раскрытия его внутренней текстуры, устройства становления, источников возникновения, описание функционирования.

Статистический путь исследования биологии

Метод основан на использовании полученного материала (моделирования, различных экспериментов, наблюдений), его обработке, всестороннем анализе, выявлении закономерности и окончательном изложении в виде статистического заключения. Это общее определение статистического пути исследования.

Необходимость в данном исследовании возникла как естественный переход от описательного метода, предоставляющего первоначальные данные наблюдений, к его окончательному анализу и выводам. Именно математическая статистика позволяет систематизировать данные и извлечь максимально возможную полезную информацию из всех остальных базовых методов. Исследование проходит в 3 этапа:

  1. Наблюдение и сбор первичных данных для составления статистики.
  2. Обработка и анализ результатов, группировка полученных результатов. Сведение данных в статистические таблицы. На данном этапе происходит переход от характеристики единичного объекта к сводным характеристикам совокупности в целом или ее группы.
  3. Анализирующая статистика. Заключительный этап, на котором методом обобщения всех показателей проводят анализ и осуществляют оценочный прогноз.

Статистический анализ — это заключительный, наиболее важный этап исследования. Он выявляет особенности и причины данного явления, сравнивает его с другими, принятыми за основу (в результате исторического метода), формулирует выводы, предположения, гипотезы и прогнозы, проводит статистическую проверку по всем указанным данным. Анализ является завершающей стадией статистического (математического) метода.

Метод моделирования

Создание моделей дает техническую возможность для изучения и измерения процессов, явлений и объектов, которые невозможно познать в естественных условиях. Моделирование частично заменяет эксперимент. Но у него есть и несколько дополнительных положительных преимуществ:

  1. Имея единичный комплекс данных, возможна разработка некоторого числа моделей, для которых будет применена различная интерпретация исследуемого процесса. В итоге выбирается наиболее перспективная и плодотворная версия для теоретических истолкований.
  2. При моделировании можно производить различные изменения, вводить дополнения, использовать упрощение.
  3. Возможно совмещение экспериментального метода и теоретического (модельные эксперименты). Пример: синтез аминокислот по Миллеру.
  4. В сложных многоструктурных моделях большинство задач выполняют с помощью компьютерных технологий, что существенно упрощает процесс исследования.

Помимо неоспоримых достоинств, у теоретических методов исследования присутствует один, но неоспоримый недостаток: они не могут оказывать воздействие на наблюдаемые процессы, объекты или явления. Они только помогают их обнаружению и выявлению скрытых закономерностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector