Ресурсы

Что такое национальный исследовательский университет

Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:

  • обладает высоким кадровым потенциалом;
  • имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
  • участвует в международных проектах по обмену;
  • представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.

Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.

Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:

  • Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
  • Московский институт стали и сплавов (МИСИС).

По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается.            В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.  

Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в .

Оценка деятельности НИУ

, по которым оценивается развитие НИУ:

  • доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
  • число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
  • доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
  • доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
  • уровень технической базы;
  • наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.

В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:

  • в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
  • научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
  • на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
  • успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.

Кампусы

Нижний Новгород

Первый региональный кампус был открыт в Нижнем Новгороде в 1996 году. По состоянию на 2018 год в кампусе проживало 2700 студентов и 320 преподавателей. По качеству бюджетного приема он занимает первое место среди вузов Нижнего Новгорода и занимает 19 позицию в рейтингах России по качеству образования.

Санкт-Петербург

Кампус в Санкт-Петербурге был основан в 1997 году. По состоянию на 2018 год Санкт-Петербургский университет занимал третье место среди социально-экономических вузов России и второе место в городе по рейтингу среднего балла поступающих на ЕГЭ абитуриентов. По состоянию на 2019 год в кампусе проживает 5500 студентов и 485 преподавателей.

Пермь

Третий региональный кампус в Перми также был открыт в 1997 году. По состоянию на 2018 год в университете было около 2000 студентов и 120 преподавателей, и он занял 29-е место в рейтинге России по качеству приема. В 2017 году бакалаврская программа «Бизнес-информатика» заняла четвертую позицию в этом же рейтинге). Кампус сотрудничает с Университетом Эссекса и Университетом Эври Валь д’Эссонн, чтобы предложить совместные двойные степени с этими учреждениями.

История института

В 2013 году был образован педагогический институт НИУ «БелГУ» с целью создания единой структуры, аккумулирующей материально-технические и кадровые ресурсы в сфере образования, объединивший все основные факультеты, готовящие будущих учителей. Создавая педагогический институт, основной целью стало не просто объединить факультеты, а создать качественно новое образование, направленное на формирование личности педагога.

На момент создания в состав института входят пять факультетов:

  • факультет физической культуры;
  • факультет дошкольного, начального и специального образования;
  • историко-филологический факультет;
  • факультет математики и естественнонаучного образования;
  • факультет иностранных языков.

С 01 сентября 2014 года в состав педагогического института вошел факультет психологии.
В настоящий момент в институте 18 кафедр (из них 15 выпускающих и одна базовая), научно-исследовательская лаборатория исторической антропологии, научно-образовательный психологический и педагогический центр «Ресурс», лаборатория инновационных педагогических технологий, научно-проектный центр когнитивных нейронаук и нейротехнологий и Центр глобально-ориентированного образования дошкольников «Ноосфера».

В 2013 году начинается реализация проекта «Школа НИУ «БелГУ», который нацелен на выявление и целенаправленный отбор учащихся школ города Белгорода и Белгородской области, проявивших склонности к изучению отдельных предметов. В работе школы принимают активное участие преподаватели факультета математики и естественнонаучного образования.

В декабре 2013 года создается образовательный центр «Полиглот».

С 1 сентября 2014 года в состав Педагогического института вошел факультет психологи.

В 2014 году решением ученого совета НИУ «БелГУ» и последующим приказом ректора создан Общественный совет по развитию педагогического образования и утвержден его состав, в который вошли представители ректората университета, его выпускники, ныне возглавляющие образовательные организации. Деятельность совета направлена на повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей через привлечение в образовательный процесс социальных партнеров и представителей работодателей.

С 2015 года в институте организован Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.

Преподаватели и студенты получают в ресурсном центре свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам. На базе центра проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.

В 2017 году с участием ректора университета открыт Центр студенческих инициатив «СТУДиЯ» для продуктивной работы членов студенческих советов педагогического института с возможностью он-лайн трансляции и общения с собеседниками из других регионов и городов, участниками вебинаров, форумов и других мероприятий, в том числе обмена опытом с другими ВУЗами со всей России и ближнего зарубежья.

С 1 сентября 2018 года в состав факультета психологии вошли две выпускающие кафедры: кафедра психологии (из состава факультета дошкольного, начального и специального образования) и межфакультетская кафедра педагогики.

Сегодня педагогический институт является продолжателем лучших традиций педагогического образования Белгородской области.

Центры, отделы

  • МФЦ НИУ «БелГУ»

  • Отдел гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
  • Отдел документационного обеспечения
  • Отдел коммерческий
  • Отдел контрольно-ревизионный
  • Отдел материально-технического развития, текущего и капитального ремонта
  • Отдел материально-технического снабжения
  • Отдел мобилизационный
  • Отдел охраны труда
  • Отдел паспортно-визовой работы
  • Отдел планово-финансовый
  • Отдел труда и заработной платы
  • Центр бережливых компетенций
  • Центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся
  • Центр международных образовательных программ
  • Центр межкультурной коммуникации
  • Центр менеджмента качества
  • Центр организационно-контрольный
  • Центр развития компетенций

Учеба в филиале

Миссия Старооскольского филиала ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» – обучение для будущего. С давних времен Alma Mater была очагом мудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал и передавал имеющиеся в обществе знания, духовные и культурные ценности, но и воспитывал интеллект ради высоких общественных целей. Поэтому наше преимущество – целостный учебно-воспитательный процесс, реализующий задачи обучения, воспитания и развития будущего профессионала.

В настоящее время Старооскольский филиал реализует образовательные программы высшего образования по педагогическим и социально-гуманитарным направлениям по 4 укрупненным группам специальностей и 4 программам среднего профессионального образования. По дневной и заочной формам обучения получают образование на трех факультетах около 3000 студентов.

С 2011 года филиал реализует новую практико-ориентированную модель образовательного процесса – обучение в действии по широкому спектру направлений:

  • 01.03.02 Прикладная математика и информатика;
  • 21.03.02 Землеустройство и кадастры;
  • 38.03.01 Экономика (профили Экономика городского хозяйства, Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ и аудит);
  • 38.03.02 Менеджмент;
  • 38.03.03 Управление персоналом;
  • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление;
  • 44.03.01 Педагогическое образование (профили Начальное образование, Дошкольное образование, Физическая культура);
  • 44.03.05 Педагогическое образование (профили Начальное образование и информатика, Начальное образование и история, Русский язык и литература, Иностранный язык, Математика и информатика).

и специальностей среднего профессионального образования:

  • 40.02.01 Право и организация социального обеспечения;
  • 44.02.01 Преподавание в начальных классах;
  • 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

С 2013 года в рамках непрерывного образования в СОФ НИУ «БелГУ» успешно развивается дополнительное профессиональное образование. Слушателям Старооскольского городского округа и прилегающих муниципальных районов Белгородской и Курской областей предлагается большой перечень дополнительных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Для студентов филиала созданы оптимальные условия обучения:

  • оборудованы конференц-зал, современные аудитории, укомплектованные новейшим мультимедийным оборудованием;
  • открыты центр педагогического образования, 7 учебно-исследовательских лабораторий «Геодезии картографии и фотограмметрии», «Банковского дела» и «Физиологии» – самые оснащённые лабораторий по данному профилю в Старооскольской территории;
  • функционируют 4 именные аудитории: имени первого профессора СОФ НИУ «БелГУ» Людмилы Александровны Цель, имени мастера спорта международного класса, чемпиона мира по боям без правил Федора Емельяненко, «Учебный банк» и аудитория имени первых глав местного самоуправления Старооскольской территории;
  • сформирован высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив;
  • работает библиотека, располагающая широким перечнем современных учебных, научных, методических, периодических изданий в предметной области в соответствии с направлениями подготовки;
  • организованы конкурсы, олимпиады, конференции, развивающие практический и мировоззренческий потенциал будущих профессионалов.

Филиал предоставляет студентам для обучения современную материально-техническую базу, отвечающую высоким требованиям международных стандартов качества. В распоряжении преподавателей и студентов – современные компьютерные и поливалентные залы; медиатека; зал открытого доступа, учебные аудитории и лаборатории, оснащенные интерактивными досками. В учебном заведении функционируют современные лингафонные кабинеты, работают читальный зал, библиотека, спортивный зал и бассейн.

Совет ректоров высших учебных заведений Белгородской областиСОФ НИУ «БелГУ»

СОФ НИУ «БелГУ» располагает богатым библиотечным фондом, в котором представлены не только ценные печатные, но и электронные издания, создающие студентам благоприятные условия для учебы, занятия наукой, творчеством и спортом.

Описание учебного заведения Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Высшая школа экономики — это отличный старт для карьеры в науке, бизнесе и на государственной службе. Сочетание фундаментальности образовательных программ с возможностью уже с первого курса участвовать в научных проектах и исследованиях рядом с авторитетными российскими и зарубежными учеными позволяет выпускникам Вышки добиться профессионального успеха. Сегодня Высшая школа экономики -это: 4 кампуса (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь) 

3 500 преподавателей 29 400 студентов 57 500 выпускников Этапы развития НИУ ВШЭ 1992 — создание Высшей школы экономики 1993 — первый прием в университет: 65 бакалавров и 92 магистра 1996 — открытие кампуса в Нижнем Новгороде 1997 — открытие совместно с Лондонским университетом Международного института экономики и финансов (МИЭФ) 1998 — открытие кампусов в Санкт-Петербурге и Перми 2000 — проведение первой Международной Апрельской конференции ВШЭ 2010 — ВШЭ получает статус национального исследовательского университета (НИУ). Создан Международный консультативный комитет ВШЭ, его возглавил лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин 2011 — к НИУ ВШЭ присоединяется Московский институт электроники и математики (МИЭМ) 2013 — победа в конкурсе «5/100» по повышению между¬народной конкурентоспособности российских вузов 2014 — реорганизация внутренней структуры университета: создание «больших» факультетов. ВШЭ и Яндекс открывают факультет компьютерных наук Бакалавриат 64 образовательные программы  самостоятельная работа с 1 курса под контролем курирующего преподавателя возможность получать несколько стипендий сразу за высокие оценки и активное участие в жизни университета; возможность заниматься исследованиями в научно-учебных и проектно-учебных лабораториях и группах; обязательное получение международного сертификата об уровне владения английским языком; ·участие в международных научных конференциях наравне с ведущими мировыми учеными; ·участие в программах обмена с университетами-партнерами ВШЭ в Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, США, Южной Корее, Франции, Японии и других странах; возможность стать оплачиваемым учебным ассистентом; доступ к одной из крупнейших университетских библиотек России. Магистратура 29 направлений подготовки 129 магистерских программ 

21 программа на английском языке возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью · участие в международных стажировках и студенческих обменах · участие в программах двойных дипломов · возможность стать оплачиваемым учебным ассистентом или преподавателем · участие в исследовательской и проектной работе в лабораториях и научных институтах ВШЭ. Обучение за рубежом и двойные дипломы Высшая школа экономики тесно сотрудничает с ведущими зарубежными университетами, бизнес-школами и исследовательскими центрами. Каждый факультет НИУ ВШЭ предлагает студентам возможность пройти стажировку и участвовать в программах обмена с вузами-партнерами. Основные образовательные партнеры НИУ ВШЭ за рубежом: Университет Эразмус (Нидерланды) Университет им. Дж. Мэйсона (США) Сорбонна (Франция) Университет Болоньи (Италия) Университет Гумбольдта (Германия) Университет Поля Сезанна Вестфальский университет имени Вильгельма (Германия) Технический университет Эйндховена (Нидерланды) и др/ Аспирантура Высшая школа экономики первой из российских университетов перешла к системе аспирантских школ по отдельным отраслям науки, которые должны задать общие внутри каждой школы стандарты исследований и подготовки диссертаций. Особенности программы академической аспирантуры: полная занятость и участие в исследовательских проектах университета; руководитель из числа зарубежных исследователей; обязательная стажировка в зарубежном университете-партнере НИУ ВШЭ. В НИУ ВШЭ 120 научно-исследовательских институтов и центров, 27 научно-учебных и проектно-учебных лабораторий, 21 международных лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых. НИУ ВШЭ имеет собственный Издательский дом, который специализируется на выпуске научной, учебной и справочной литературы по профильным дисциплинам университета: экономике, менеджменту, бизнес-информатике, социологии, политологии, психологии, праву, философии и другим.

Образование

Реализация образовательных программ в НИУ «БелГУ»

 Перейти

Описание:Содержит информацию:
— о реализуемых уровнях образования,
— о формах обучения, нормативных сроках обучения, сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации),
— об описании образовательной программы с приложением ее копии,
— об учебном плане с приложением его копии,
— о рабочих программах дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии),
— о календарном учебном графике с приложением его копии,
— о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса,
— о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой,
— о языках, на которых осуществляется образование (обучение).
Соответствие установленным нормам обеспеченности основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательных программ высшего образования по всем специальностям и уровням подготовки специалистов, учебных предметов, факультативных и элективных курсов отражено в каждой рабочей программе дисциплины.

Направления научной (научно-исследовательской) деятельности

 Перейти

Описание:Содержит информацию о направлениях научной (научно-исследовательской) деятельности

Результаты научно-исследовательской деятельности

Результаты НИД за 2018 г.: Загрузить / Результаты НИД за 2019 г.: Загрузить / Результаты НИД за 2020 г.: Загрузить

Описание:Содержит информацию о результатах научной (научно-исследовательской) деятельности

Научно-исследовательская база НИУ «БелГУ»

 Перейти

Описание:Содержит информацию о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности

Инфраструктура инновационной деятельности

 Перейти

Описание:Содержит информацию о научных подразделениях, ведущих научную (научно-исследовательскую) деятельность

Наличие в НИУ «БелГУ» публикаций и объектов интеллектуальной собственности

Загрузить

Описание:Содержит информацию:
— количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за отчетный период;
— количество патентов, полученных на разработки за последние 5 лет: российских/зарубежных;
— количество свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных на разработки за отчетный период.

Результаты приема по каждому направлению подготовки или специальности ВПО и СПО с различными условиями приема

 Перейти

Описание:
Содержит информацию о результатах приема по каждой профессии, специальности СПО
(при наличии вступительных испытаний),
каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема
(на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов,
по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц)
с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам

Загрузить

Описание:Содержит информацию:
— о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Результаты перевода, восстановления и отчисления студентов

Загрузить

Описание:Содержит информацию:
— о результатах перевода;
— о результатах восстановления и отчисления.
с 01.10.2020 до 01.04.2021

Лицензия на право ведения образовательной деятельности

 Перейти

Описание:

Где они, лидеры?

Из 29 вузов — обладателей статуса НИУ — 13 располагаются в Москве и Санкт-Петербурге (факт, сам по себе не требующий комментариев).

Из региональных вузов новый статус получили университеты из 11 городов — Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Белгорода, Перми, Иркутска, Саранска, Челябинска, Саратова (см. таблицу № 1 и таблицу № 2).

Очевидно, что попасть в число победителей многим вузам удалось благодаря существенной поддержке местных властей. Один из показательных примеров — история с Белгородским госуниверситетом. Ещё десять лет назад в возможность победы бывшего пединститута вряд ли мог кто-то поверить. Сегодня по объёмам научных исследований он конкурирует с ведущими техническими вузами. Немалую заслугу в развитии вуза сыграли региональные власти, которые во второй половине 90-х годов проявили заинтересованность в том, чтобы Белгород, который в советские годы пребывал в тени соседнего Харькова, приобрёл статус университетского города. Вложения областного бюджета в развитие БелГУ исчисляются сотнями миллионов рублей. В общей сложности за последние десять лет на его развитие потратили свыше пяти миллиардов рублей из разных источников финансирования. Вуз оснащён по последнему слову техники, может похвастать современным кампусом и развитой инфраструктурой. Площадь университетского комплекса составляет более 200 тысяч квадратных метров.

В целом, география победителей НИУ более-менее равномерно «покрывает» территорию страны. Но организаторы конкурса, судя по всему, не рассматривали месторасположение вуза как определяющий фактор. Иначе в нескольких городах не оказалось бы по два НИУ. Например, в Томске — крупнейшем научно-образовательном центре Сибири. В первом отборе исследовательским признали Томский политехнический университет (ТПУ), во втором — Томский государственный университет (ТГУ).

«С момента основания (в 1878 году) наш вуз считался университетом исследовательского типа, — говорит проректор по научной работе ТГУ Григорий Дунаевский. — Кроме того, мы первые в стране начали развивать концепцию исследовательского университета — в 2001 году выполняли проект на грант от Мирового банка. Потом было ещё два похожих проекта. Так что было бы странно, если бы университет, который всю эту идею отрабатывал для вузовской общественности, сам не попал в число НИУ. Победой в конкурсе мы хотели закрепить за ТГУ статус исследовательского университета, которым он на практике является много лет».

Ещё один богатый исследовательскими университетами город — Пермь: осенью победу праздновал Пермский государственный технический университет, сейчас — госуниверситет (ПГУ).

И наконец, самое завидное положение — у столицы Татарстана. Там не только два исследовательских университета (Казанский технический и Казанский технологический), но ещё формируется и Приволжский федеральный (ПФУ). У Казани теперь есть все шансы превратиться в ведущий студенческий центр страны, тем более с учётом той грандиозной подготовки (включая строительство спортивных и культурно-массовых объектов) к Всемирной Универсиаде, которая пройдёт там в 2013 году.

Администрация

  Ректорат
  Ученый совет
  Аппарат ректора
  Аппарат ректора. Правовое управление
  Аппарат ректора. Управление по развитию персонала и кадровой работе
  Аппарат ректора. Управление по связям с общественностью и СМИ
  Департамент воспитательной деятельности
  Департамент довузовской подготовки и организации приёма
  Департамент комплексной безопасности
  Департамент научно-исследовательской работы
  Департамент научной коммуникации и издательской деятельности
  Департамент образовательной политики
  Департамент подготовки и аттестации научно-педагогических кадров
  Департамент социальной политики
  Департамент управления имуществом и организации закупок
  Департамент цифрового развития
  Дирекция программ стратегического развития и повышения конкурентоспособности
  Управление бухгалтерского учета
  Управление международного сотрудничества
  Управление по обслуживанию и ремонту инженерных сетей
  Управление Представительство НИУ «БелГУ»
  Центр бережливых компетенций
  Центр международных образовательных программ
  Центр менеджмента качества
  Центр развития компетенций
  Центр трансфера технологий и инноваций в АПК
  Многофункциональный центр
  Коммерческий отдел
  Организационно-контрольный центр
  Отдел документационного обеспечения
  Отдел контрольно-ревизионный
  Отдел материально-технического развития, текущего и капитального ремонта
  Отдел материально-технического снабжения
  Отдел паспортно-визовой работы
  Отдел труда и заработной платы
  Планово-финансовый отдел
  Приемная комиссия
  Спецчасть
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *