Медиатор

История из медиативной практики

Социальный педагог Марина Кулаковская:

В нашей школе служба медиации появилась в 2014 году. Одну из программ примирения мы проводили таким образом. 

После этого понадобилась медиативная процедура. Она проходила в несколько этапов.

На первом этапе медиатор беседовал с Алексеем и родителями обоих мальчиков при участии школьного совета. Леша сразу извинился (он уже навестил Олега в больнице), его родители предложили помощь в лечении и починке сломанных очков. Алексей рассказал, что Олег начал оскорблять его, поэтому сам он не сдержался и толкнул оппонента. Медиатор предложил Леше консультацию психолога. В отделении по делам несовершеннолетних дело закрыли по просьбе родителей Олега.

Второй этап состоялся, когда Олег уже выписался из больницы. Мальчики встретились в кабинете медиатора. Каждый из них рассказал о случившемся, о своем отношении к инциденту и смог при этом встать на место своего противника. Они поняли, что поссорились из-за ерунды. Медиатор предложил им подписать договор о примирении. Оказалось, что мальчики готовились к этой встрече и предварительно обсудили со своими родителями пути предотвращения подобных конфликтов. Алексей и Олег пожали друг другу руки и дружески попрощались перед летними каникулами.

Добавлю, что в сентябре мальчики так же дружески встретились в школе. Мы пообщались с каждым из них по отдельности и убедились, что повторная медиация не нужна

Важно, что конфликт обошелся без последствий для здоровья и без постановки мальчиков на учет в полиции. Алексей и Олег поняли, что в споре всегда нужен конструктивный подход, чтобы избежать нарастания конфликта

За это родители мальчиков поблагодарили нашу службу

Что такое медиация в школе и для чего она нужна

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. 

Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.

Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. 

Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.

И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства. 

Перспективы профессии

Медиация в ближайшие годы будет активно развиваться, начнется процесс формирования специализации посредников в разных сферах (корпоративная, семейная и др.). Прогнозируется расширение практики использования внесудебной и досудебной медиации для решения вопросов на ранней стадии, когда они еще не достигли критической остроты. Потребность в квалифицированных специалистах этого направления будет расти.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия медиатор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Европейский кодекс поведения специалистов в области медиации

02.06.2004 был принят Европейский кодекс поведения медиаторов. Он стал результатом работы инициативной группы профессиональных медиаторов и был одобрен на конференции в Брюсселе.

Данный документ устанавливает ряд принципов, которые должны соблюдать присоединившиеся к нему на добровольной основе посредники при урегулировании гражданских и коммерческих споров:

  • независимость и беспристрастность (предварительный анализ ситуации на предмет связей между медиатором и сторонами, возможный отказ медиатора от участия, если он сомневается в своей беспристрастности);
  • конфиденциальность;
  • честность процесса (процедура прекращается, если соглашение, к которому, вероятно, придут стороны, будет невыполнимым или незаконным либо соглашение крайне маловероятно);
  • осведомленность сторон о порядке и последствиях процедуры и соглашения.

А как сейчас, без миротворцев?

Судебные примирители, судебные медиаторы, судебные миротворцы — как только не называют служащих данной должности! Кажется, они смогут сделать судебные процессы подобными телевизионным шоу, в которых добрый и мудрый судья за несколько минут выписывает небольшой штраф, и виновная сторона вполне удовлетворенная уходит домой.

Как существует судебная система сейчас, без миротворцев, и какие существуют способы решения спорных вопросов?

  1. Досудебный порядок. Он все же существует, но процедура весьма затруднена, так как  не существует официального порядка общения истца и ответчика. В художественных фильмах огромное количество раз показаны сложности общения между, к примеру, виновником ДТП и жертвой. Излишние эмоции и неадекватное поведение никоим образом не способствуют не то, что досудебному решению вопросов, а вообще какому-либо общению вне стен суда. Введение должности медиатора в судебном процессе явно повысит эффективность досудебного общения и увеличит количество мировых соглашений. Современная система решения споров уже предусматривает досудебное процедуры, но это не мировое соглашение, а обычное соглашение сторон. К нему часто прибегают физические лица, в ход чаще всего идет финансовая компенсация. Очевидно, что такие переговоры будут намного результативнее при наличии официального государственного чиновника.
  2. В порядке судебного процесса. Чаще всего в наше время споры разрешаются все же через суд. Именно для этого и создана эта институция. Любые споры в любой области права в любой стране, будь то США, Россия или любая европейская страна, решаются именно через суд.
  3. Обращение “к старшим”. Лучший способ решения детского спора — не определение того, кто прав, кто нет, а обращение к старшим. У них больше опыта, их решение более корректно. Истец и ответчик зачастую обращаются к вышестоящим инстанциям, которые могут их рассудить.

Чем отличается профессиональный медиатор от непрофессионального?

В отличие от медиатора, который занимается медиативной деятельностью на непрофессиональной основе, профессиональный медиатор в Краснодаре может помочь сторонам достичь взаимовыгодного решения на любой стадии судопроизводства. У такого специалиста всегда есть возможность рекламировать свои услуги в СМИ, а также состоять в организации профессиональных медиаторов и продвигаться по карьерной лестнице.

Теперь Вы знаете, как стать непрофессиональным медиатором и что нужно для того, чтобы стать профессиональным медиатором, однако в последнем случае стоит брать пример с людей, которые преуспели в данной области

Дело в том, что профессиональные медиаторы стремятся к совершенствованию своих навыков и уделяют внимание повышению квалификации. А этот значит, что нельзя просто пройти обучение и прекратить собственное развитие

Нужно постоянно быть «в тонусе», т.е. принимать участие в соответствующих мероприятиях и следить за всеми изменениями в законодательстве.

О студентах и факультете медиации

В январе мы набрали 40 студентов. После финальных тестов мы решим, кто из них будет с нами работать, надеемся, это будут все. Но мы оставляем возможность того, что тестирование уже в пространстве монтажа, где мы сможем поговорить с каждым человеком отдельно, пройдут не все.

Факультет медиации, конечно, не стремится дублировать систему академического образования. Для нас это место, где собираются единомышленники, которые хотят изучить материал и освоить профессию. У нас свобода высказывания: мы допускаем отличные от мнения лекторов мысли, выстраиваем совместный диалог и обмен опытом между студентами и экспертами. Будущие медиаторы для нас в каком-то смысле тоже эксперты, ведь они — вчерашние зрители, которые приходили к нам смотреть выставки. На занятиях также обсуждаются многие философские вопросы: почему музей перестал быть статичным, как он будет выглядеть в будущем, нужен ли будет медиатор через 15 лет (потому что, скорее всего, нет, мы и сегодня весь контент получаем с экрана телефона).

Мы брали людей с максимально релевантным опытом или точным представлением о том, что это за профессия. Это совершенно не означает, что все эти люди — искусствоведы с серьезной подготовкой. Среди наших медиаторов есть люди совершенно разных профессий: менеджеры, переводчики, историки, режиссеры, преподаватели, школьники, инженер на пенсии… На самом деле медиатор — это набор прежде всего когнитивных качеств и умений у человека, умения слушать, умения говорить тогда, когда тебя готовы слушать. Если человек обладает этими навыками, то работать с ним проще — ведь таким вещам намного сложнее научить, нежели просто дать контент выставки.

Верхнего ограничения по возрасту нет, у нас есть двое студентов-школьников, им по 17, но к моменту старта проекта они станут совершеннолетними. Есть и человек старше 60 лет, но вообще средний возраст — 25–30 лет.

Мы также стремимся не набирать один типаж людей — например, очень улыбчивых и приветливых

Нам не хочется, чтобы эти люди просто были милыми и привлекательными, нам важно, чтобы они были содержательными в беседе

Также у медиатора всегда должен быть выбор, работать с проектом или нет, он должен иметь полное право на институциональную критику. Если ты обязан работать на всех проектах организации без права выбора, это уже не медиация.

О профессии

профессия

 

Медиатор

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ

 

Около 20 лет назад, в нынешнем виде в России — 2 года назад

КОМУ ПОДХОДИТ

 

Выпускникам юридических и психологических факультетов

ЗАРАБОТОК

 

2 000 — 15 000 рублей в час

КЛИЕНТЫ

 

Конфликтующие бизнесмены, компании, супруги

С 2011 года в России действует Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». В компетенцию медиаторов входят предпринимательские, товарные, экономические, трудовые и семейные конфликты гражданского порядка. Площадкой для развития института медиации была выбрана Уральская государственная юридическая академия (УрГЮА), на чьей базе был создан Центр медиации. Сейчас УрГЮА выпускает 180 профессиональных медиаторов в год, а другие вузы, например, Высшая школа экономики и МГУ, предлагают прослушать курс лекций студентам юридических и психологических факультетов. Выбор именно этих двух направлений не случаен: медиатор должен обладать знаниями юриста и задатками психолога, чтобы суметь уладить спор.

 

Как правило, к медиатору обращается один из участников конфликта, готовый идти на мировую.

 

Задача специалиста — уговорить вторую сторону начать обсуждение и довести процедуру до логического конца — подписания медиативного соглашения.

Встречи должны происходить «в комфортной атмосфере», часто первый сеанс медиатор назначает в кафе, а затем место действия переносится в офис посредника или арендованные переговорные. Функции медиатора, на первый взгляд, не сложные: он должен задавать вопросы, выясняя, в чём суть конфликта, какие претензии и пожелания есть у каждой стороны. Часто приходится проводить индивидуальные встречи с каждым участником процесса, чтобы точно выяснить детали и понять возможные позитивные и негативные последствия от заключения договора для спорящих. Обычно каждая встреча длится не более 1,5-2 часов.

Законодательством предусмотрены максимальные сроки проведения процедуры медиации: она может длиться не более 180 дней со дня обращения к специалисту. Если за это время мирный договор не подписан, дело переходит в суд. 

За два года рынок медиации в России стал заметным, за первое полугодие 2012 года, согласно статистике Высшего арбитражного суда, 17 000 дел из почти 230 000 поданных исков были улажены мирным путём, и ключ к решению проблемы — медиация. 

 

Порядок и правила медиации

После получения определения, что такое и кто участники процедуры медиации в гражданском процессе, субъекты по обоюдному решению приступают к поиску медиатора. Они могут найти его самостоятельно или же обратиться за рекомендациями в федеральный орган медиаторов.

Весь процесс походит по следующей схеме:

  1. Медиатор рассказывает сторонам о своей функции, миссии, знакомится с ними. Указывает на роль каждой стороны в переговорах. Уточняет, имеют ли стороны достаточно свободного времени. Указывает, что в период медиации могут потребоваться к проведению кокусы – переговоры с каждой стороной отдельно.

Важно: переговоры в среднем длятся 2,5 – 3 часа

  1. На этапе презентации специалист выслушивает позицию каждого участника, детально углубляется в вопрос.
  2. Этап дискуссии – стороны доводят до ведома оппонента свое мнение и свое понимание ситуации, они могут вести себя эмоционально, специалист даст им возможность выплеснуть гнев. В случае ожесточенной перепалки и отсутствия диалога он проводит кокусы.
  3. Далее стороны письменно составляют основные важные вопросы, которые нужно решить, предлагают свое решение проблемы.
  4. Медиатор предлагает увидеть позитив в предложении оппонента, услышать его. Он предлагает протестировать, как будет развиваться ситуация при том или ином решении.
  5. На завершающем этапе подводятся итоги и стороны принимают решение, оценивают работу медиатора и собственную удовлетворенность от достигнутого.

Как проходит медиация

Получи официальный диплом в сфере юриспруденции в кратчайшие сроки и начни применять свои знания на практике!

Выбранный Вами курс – это отличная возможность получить официальный диплом в сфере юриспруденции и стать востребованным специалистом в самые короткие сроки!
Современная и актуальная программа дистанционного обучения позволит Вам овладеть всеми необходимыми знаниями, чтобы Вы смогли начать применять их на практике уже в самое ближайшее время и достигли максимальных успехов в выбранной сфере деятельности.
Инновационная система дистанционного образования Университета Бизнеса №1 поможет Вам легко и увлекательно освоить все материалы курса, а постоянная поддержка наших преподавателей и тьюторов сделает Ваше обучение максимально эффективным.
Университет Бизнеса №1 окажет Вам содействие при трудоустройстве на высокооплачиваемую работу по новой специальности среди большого количества своих коммерческих и государственных партнёров в России и за рубежом.
Подтвердить полученные знания, Вам поможет официальный диплом о профессиональной переподготовке с приложением международного образца на английском языке и квалификационный сертификат для ведения профессиональной деятельности.
Ваш диплом обязательно будет внесен в Федеральный реестр документов об образовании, таким образом, любой работодатель сможет убедиться в его подлинности.

О высоком уровне образования в Университете Бизнеса свидетельствует наличие сертификатов соответствия требованиям самых строгих национальных и международных стандартов ГОСТ Р №EAC.04ИБН1.СУ.6222 и ISO 9001:2015 №МСК.ОС1.Б03369, а также лицензии на право ведения образовательной деятельности №038379, выданной Департаментом Образования г. Москвы.

Чем занимается?

К обязанностям медиатора относятся выяснение причин и предпосылок конфликта, его независимая оценка и восприятие точек зрения обеих сторон. Далее специалист делает следующее: налаживает коммуникации между противоборствующими сторонами с целью информирования об интересах и логике оппонента

Важной функцией является посредничество при установлении взаимовыгодных правил общения сторон и поддержания контакта. Специалист должен удерживать участников в рамках конструктивных переговоров, создавая располагающую атмосферу и препятствуя манипуляциям, угрозам и давлению

Наконец, конфликтолог помогает спорщикам совместно выработать финальное соглашение.

Во время решения рабочих задач посредник должен руководствоваться Кодексом профессиональной этики, составленным Национальной организацией медиаторов. Привести противоборствующие стороны к взаимовыгодному решению конфликтологу необходимо за 180 дней, а в том случае, когда дело передано из суда, – за 60 дней.

Профессиональный медиатор должен находиться в постоянном процессе усовершенствования своих знаний и умений в сфере медиации и переговорного процесса. Большим плюсом будет, если специалист продолжит развиваться по вопросам психологии и юридического процесса. В том случае, когда конфликтолог решает специализироваться на какой-то конкретной сфере деятельности, к примеру, экономике или здравоохранении, ему придется углубляться и в эти процессы. Вообще, медиатору стоит браться за дело только в тем случае, когда он уверен, что его навыков будет достаточно для успешного проведения процесса переговоров.

На протяжение процедуры конфликтологу следует приостановить медиацию, если он осознает, что стороны не стремятся договориться и лишь имитируют эту готовность.

Сколько стоят услуги медиатора

Профессиональные посредники оказывают помощь в примирении за вознаграждение. Оплата оговаривается на начальной стадии процедуры. Стоимость услуг медиатора зависит от квалификации, опыта и деловой репутации. Единых тарифов нормативными актами не утверждено. Самые высокие ставки традиционно у отставных судей, адвокатов и юристов.

Увеличить гонорар конфликтующим сторонам придется при привлечении медиатора-полиглота. Урегулирование споров с участием иностранца обойдется дороже. Ценник вырастет и в случае разрешения сложного правового вопроса. Здесь посреднику придется выстраивать отношения не только между оппонентами, но и привлеченными правозащитниками.

А вот помощь в преодолении семейных противостояний доступна даже рядовым гражданам. В таких ситуациях достичь единого мнения удается за 2 – 3 часа. Вознаграждение же во многом зависит от времени, потраченного на процедуру.

Стоимость услуг зависит от региона. В столице, а также мегаполисах тарифы медиаторов значительно выше. Это обусловлено интенсивностью делового оборота.

В заключение отметим ключевые принципы работы специалиста. Посредники гарантируют клиентам конфиденциальность, независимость и комплексную поддержку. Медиатор заинтересован лишь в одном – успешном урегулировании конфликта. Он поддерживает и признает субъективную правоту каждой из сторон. За свои действия специалист отвечает материально. Закон обязывает его возмещать убытки, причиненные нарушением правил оказания услуги.

Лучшие вузы для обучения

Знания, необходимые для занятия медиацией, дают несколько столичных и региональных вузов:

  • Российский новый университет (г. Москва) обучает студентов основам психологического консультирования, выпускники могут работать как с частными клиентами, так и с организациями.
  • Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург) в своем Гуманитарном институте предлагает предмет «Прикладная этика», направленный на подготовку специалистов по межкультурной коммуникации и этическому сопровождению предпринимательства.
  • Российский государственный социальный университет (г. Москва) при подготовке медиаторов делает упор на психологии разных общественных групп, вопросах межличностных отношений.
  • Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь). Здесь можно получить специальность «организационно-управленческие конфликты».
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на факультете политологии готовит профессиональных конфликтологов, а также специалистов по управлению персоналом.
  • Институт конфликтологии Санкт-Петербургского государственного университета в рамках основной образовательной программы предлагает программы дополнительного образования «Служба медиации в школе», «Управление переговорным процессом», «Посредничество в разрешении конфликтов».

В медиацию можно прийти из разных сфер деятельности. Сегодня в России профессиональным медиатором может стать достигший 25 лет дееспособный человек, имеющий высшее образование любого профиля и прошедший обучение по программе подготовки медиаторов.

В чём преимущество медиатора перед судьёй

Преимуществ насчитывается шесть:

  1. Медиация экономит время и деньги. Также экономит эмоциональные силы участников конфликта.
  2. Медиатор подстраивается под своих клиентов: обстановка, регламент и организация могут быть определены индивидуально.
  3. Медиация не ориентирована на выявление виновного, она подразумевает разумный поиск решений, поиск консенсуса.
  4. Медиатор учитывается характерные черты личностей сторон.
  5. Процесс медиации всегда конфиденциальный.
  6. При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договорённости, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Как стать профессиональным медиатором?

Нижеперечисленный набор требований является скорее неким минимумом, установленным на законодательном уровне, а не полноценным списком всех важных качеств, которыми должен обладать настоящий профессионал. В первую очередь, это определенные познания в области психологии и умение находить общий язык с людьми. Без этих качеств посреднику (медиатору) будет сложно создать доброжелательною обстановку и снять эмоциональное напряжение, чтобы настроить участников на конструктивный диалог, в процессе которого они могли бы найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Для того, чтобы стать профессиональным медиатором, нужно:

  • достигнуть двадцатипятилетнего возраста;
  • получить высшее профессиональное образование;
  • пройти обучение по специальной программе подготовки медиаторов.

Как пришла в профессию

Я окончила Московский открытый социальный университет по специальности «социальный психолог». Ещё студенткой прочла книгу «Выиграть может каждый» Хелены Корнелиус и Шошаны Фэйр, где в популярной форме рассказывалось о практике работы с конфликтами и о возможностях подхода win-win. Медиация показалась мне логичным и естественным инструментом, но наши преподаватели сами мало об этом знали. Полноценный курс удалось пройти только в 2009 году в Центре переговоров кафедры конфликтологии философского факультета СПбГУ, а потом — в Центре переговорных стратегий и мирного урегулирования конфликтов (партнёрская программа с американским институтом Линкольна). Сейчас я провожу тренинги по подготовке медиаторов в Академии приоритетного образования, но и практику не оставляю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector