Ректор: суть его работы в вузе

Чем отличаются дипломы

В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.

Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.

Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.

Юридическое образование

Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Экономическое образование

Бакалавриат – Экономика

Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.

Специалитет – Экономическая безопасность

Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.

В дипломе бакалавра указано общее направление

Диплом и армейская служба

Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.

В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра

На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.

Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично — кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.

Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.

Отличительной особенностью будет то, что вы изучите строевую подготовку, познакомитесь наглядно с разными видами боевого оружия.

Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).

Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.

Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.

Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.

В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:

Чем академия отличается от университета и института

Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:

  • квалификация преподавательского состава;
  • число учащихся в аспирантуре;
  • количество профилей обучения;
  • ведение научной работы.

Отличие академии от университета и института определяется:

  • Числом аспирантов на каждую сотню студентов: не меньше четырех в университете и двух – в академии и институте.
  • Среднегодовым размером финансирования основных исследований: в университетах – не меньше 10 млн, от 5 до 10 млн для академий и максимум 5 млн рублей для институтов.

В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.

  • Количество педагогов в штате: от тридцати человек для молодых вузов (3-5 лет); не менее сорока преподавателей, если возраст учебного заведения не превышает 9 лет; не меньше пятидесяти для вузов старше 10 лет.
  • Академии и университеты должны основывать свою работу на инновационных технологиях и подходах, в таких вузах обязательно наличие электронной научной библиотеки.

Обучение в вузе

Существуют два принципиально разных определения влияния статуса заведения, в котором учится студент. У выпускника, окончившего разные вузы, возможности трудоустройства различные. Некоторые убеждены, что нет разницы между университетским дипломом и институтским, но работодатель заинтересован в способностях потенциального работника и смотрит на его документ об образовании.

К слову, это мнение часто подтверждают выпускники, которые хотят достичь определённых профессиональных высот. Действительно, университет, как и институт, обеспечивает базовое образование, обучение в обоих вузах гарантирует получение диплома. Во многих рабочих сферах есть возможность оценить образование в конкретном учреждении.

В то же время институт обладает огромным потенциалом для получения хорошего образования, ведь там более прогрессивная материально-техническая база, сильные преподаватели и лучшие возможности для повышения образовательной ценности. В результате абитуриенты, которые мечтают о карьере и планируют чего-то достичь в своей профессиональной деятельности, хотят попасть в вуз, имеющий статус института, а не академии или колледжа. Речь идёт не только о репутации, но и о возможности получения более качественных и универсальных знаний.

Таким образом, различие между терминами «университет» и «институт» состоит в том, что первое понятие является кумулятивным, обозначающим определённую категорию организаций, а второе означает особый преподавательский состав.

Если абитуриент собирается попасть в высшее учебное заведение, то он должен определить удобную для себя форму обучения. Образовательные учреждения имеют также свои ступени, структуры, филиалы и кафедры для иностранных студентов. Как правило, престижный институт располагает широким книжным хранилищем. Государственный институт имеет широкий спектр образовательных программ и научно-исследовательской работы, внутри заведения можно переводиться с одного отделения на другое.

Если абитуриент на 100% уверен в факультете, считает, что выбранная профессия ему подходит, и его мнение не изменится через 5 лет, тогда можно поступить в университет или институт. Но в любом случае нет гарантии, что выпускнику не придется работать в тех местах, где он не планировал, а также не по своей специальности. Чтобы работа человека, окончившего вуз в России, не разочаровала его, нужно отдавать предпочтение востребованным во все времена специальностям.

Назначение на должность ректора

Таким образом, ректор вуза – это не профессия, а должность. Руководитель образовательной организации выполняет множество задач по обеспечению студентов качественным образованием. Сюда входит создание необходимых условий для преподавания, поиск и привлечение инвестиций, курирование научных разработок и в целом научно-исследовательской работы в вузе и т.д. Заниматься этим должен только очень опытный и грамотный человек с большим стажем работы в вузе. 

И по этой причине назначение на должность ректора проводится несколькими способами. Порядок прописан в п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ:

  1. избрание собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

  2. назначение на должность учредителем образовательной организации;

  3. назначение на должность Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

  4. назначение на должность Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

Как ранжируют ученые степени?

Российская система высшего образования предполагает также наличие двух званий для преподавателей вузов – доцент и профессор. Чтобы получить их, надо иметь определенный стаж преподавательской и исследовательской работы, опубликовать научные труды по своей специальности (согласно ВАК), включая монографии.

Доцент по своему статусу располагается ниже профессора, это сказывается как на престиже, так и на размерах оплаты. Достижение кандидатского уровня не делает преподавателя вуза автоматически доцентом, а получение докторского – профессором.

Чтобы получить степень, надо иметь опубликованные работы и защитить в диссертационном совете университета или научно-исследовательского института диссертацию. После успешной защиты документы направляются в ВАК, который принимает окончательное решение о присвоении ученой степени.

Ученая степень

Должность

Ученое звание

Членство в академии

лаборант

ассистент

старший преподаватель

кандидат наук

доцент

доцент

член-корреспондент

доктор наук

профессор

профессор

академик

заведующий кафедрой

Ученые степени в порядке возрастания в медицине

Не только медики-преподаватели вузов и сотрудники медицинских исследовательских центров, но и практикующие врачи ведут исследовательскую деятельность по своей специализации. Иерархия научных рангов в медицине такая же, как в других сферах теоретической деятельности. Выделяются две ступени: кандидат и доктор медицинских наук.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным). 

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.

Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

  • филологическом;
  • журналистики;
  • социологии и культурологии.

Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

  • биологический;
  • химический;
  • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
    • мехмат – механико-математический;
    • прикладной математики;
    • механики;
    • компьютерных наук;
    • кибернетики;
  • физический;
  • географический;
  • геологический;
  • медицинский;
  • подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.

На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет),  ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.

Диплом и армейская служба

Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.

В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра

На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.

Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.

Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.

Отличительной особенностью будет то, что вы изучите строевую подготовку, познакомитесь наглядно с разными видами боевого оружия.

Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).

Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.

Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.

Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.

В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:

Как стать ректором

Возглавить университет или институт можно несколькими способами:

  • быть избранным конференцией или общим собранием педагогов, научных и других сотрудников и студентов заведения;
  • получить это назначение от учредителя вуза;
  • быть назначенным Президентом страны;
  • быть назначенным Правительством Российской Федерации (для федеральных вузов).

Чаще всего ректоры получают свою должность первым способом. Каждый, кто желает стать участником выборов, подаёт необходимые документы:

  • заявление о том, что он намерен поучаствовать в выборах;
  • протоколы заседаний коллективов учебного заведения, которые выдвигают кандидатуру и поддерживают её;
  • автобиографию с перечислением научных достижений и трудов;
  • другие важные бумаги, необходимые по мнению кандидата.

Ещё до выборов каждый претендент обязательно должен пройти аттестацию в Комиссии по аттестации кандидатов.

Что такое университет и зачем ему история

Долгое время в Европе и России по каждому университету выходила своя историческая литература, приуроченная, как правило, к юбилею альма-матер, который праздновали раз в 50 или 100 лет. В преддверии годовщины начальство поручало профессорам написать книгу о героическом прошлом родного учебного заведения, снабдив ее яркими иллюстрациями и дорогой обложкой, чтобы не стыдно было дарить высокопоставленному чиновнику или августейшей особе — завсегдатаям юбилейных торжеств. В благодарность за труды авторы получали щедрые гонорары и привилегии

Нетрудно догадаться, что в праздничных изданиях такого рода всё внимание доставалось университету-имениннику

Писать историю всех университетов даже в рамках одной страны очень трудно — либо приходится упрощать, а для науки это вредно, либо штудировать многотомные юбилейные сочинения, где таится масса ловушек. Откуда?

В результате история университетов, как и любая другая, переполнена мифами, выявление и анализ которых лежат на плечах современных историков.

Самый продуктивный путь рассказать о прошлом университета — это сфокусироваться на каком-то одном аспекте его жизни и проанализировать его как можно глубже с разных сторон. В последние десятилетия популярностью пользуются такие темы, как борьба женщин и национальных меньшинств за право на высшее образование, соучастие ученых в геноцидах и государственном терроре (Холокост, сталинские репрессии), политическая активность профессоров и студентов, сексизм и расизм в научно-образовательной среде, культурное конструирование учеными времени и поколений, изобретение университетами собственных традиций и другие.

Членов этого сообщества так много, что все они никогда не смогут увидеть друг друга в глаза, никогда не смогут прийти к единому мнению и всегда по-разному будут воспринимать самих себя и место, в котором они учатся и работают. Поэтому университет — это очень абстрактная конструкция, внутри которой существуют сотни разных групп интересов (факультеты, кафедры, лаборатории, институты, студенты, преподаватели, администрация и пр.), отношения между которыми регулируются иерархиями, контрактами, репутациями, эмоциями и многим другим.

Зачем вообще вникать в эти тонкости и что полезного нам может дать история университетов?

Во-первых, это направление чрезвычайно важно для тех, кто интересуется производством знания в разные эпохи, поскольку без университетов новое знание было бы невозможно. Во-вторых, в нашем бурно развивающемся мире всё большую ценность приобретает образование, а дискуссии о том, где, как и зачем его получать, проходят всё чаще

К сожалению, профессиональное качество этих дискуссий оставляет желать лучшего.

Немного о законодательстве

Свой статус учреждение получает после аккредитации. Только тогда вуз имеет право выпускать специалистов перечисленных специальностей и выдавать после обучения стандартные государственные дипломы.

Все вузы подразделяются на две основные группы: частные и государственные. Многие имеют достаточно много филиалов в разных населенных пунктах по всей стране и даже за рубежом. Обязательным для института, университета и академии является индивидуально составленный устав, который дает право каждому заведению быть независимым автономным учреждением.

Требования к вузам

  1. Различия между данными заведениями четко указана в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  2. О конкретных требованиях, предъявляемых государством к вузу можно ознакомиться в главе 2 (ч. 9). Обязательным действием государственных органов является проведение специального среза знаний и выставление итоговой общей оценки, после которой вуз может поменять статус, допустим, с университета на институт.

Чем выше университет в сравнении с институтом и академией

Существует ряд отличий данного вуза от академии и института.

  • Особое требование выдвигается для университетской программы, в которую должно входить обучение по 7 — ми специальностям. Если такое количество не набирается, тогда статус университета не присуждается. Аналогичных требований к институту и академии не выдвигается.
  • Исследования и научная работа должна проводиться одновременно по нескольким направлениям. Бюджет выделяется не менее 10 млн. руб. в год. Для сравнения: для института всего пять миллионов рублей, для академии — от 5 до 10 млн. руб.
  • Общие требования к уровню подготовки и опыту преподавательского состава более высокие — не меньше 60% обязаны иметь научные звания. В академии этот показатель меньше на 5%.
  • На каждые 100 человек студентов должно быть не менее 4 аспирантов, в других категориях достаточно на такое же количество двух аспирантов.
  • Для академии и университета выдвигается несколько дополнительных, но не менее важных требований: обязательное наличие электронной библиотеки и использование для обучения инноваций и различных новых технологий.
  • Если высшему учебному заведению не больше 5 лет, то количество преподавателей равняется 30 человекам, 9 лет — 40 человек, 10 лет и больше — 50 человек.

Анализируя все выше изложенное, делаем вывод: именно университет обладает самым высоким положением, выше, чем академия или институт. Несмотря на это, в совсем небольшой академии уровень профессионализма преподавателей может быть очень высокий, и, соответственно, знания будут лучше и обучение углубленней.

Топ — 12 лучших вузов в Москве

Данные представлены в виде таблицы, согласно самым востребованным специальностям за последнее время.

Специальность ВУЗ
Бухгалтерский учет, финансы ФА, РЭА, МГУ
Банки, инвестиции Те же
ТНП (товары народного потребления) ГУУ, МГУ, РЭА
IT, телекоммуникации МГТУ
Строительство, архитектура МГСУ, МАрхИ, МАДИ
Транспорт, логистика МАДИ, МИИТ, МАИ
Реклама, маркетинг МГУ, РЭА, ГУУ
Кадровые службы МГУ, ГУУ, РЭА
Технологии производства МГТУ, МАИ, МФТИ
Медицина, фармацевтика ММА им. Сеченова, РГМУ
Юриспруденция МГЮА, МГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ
Туризм, гостиничное хозяйство РМАТ, РУДН

Как появлялись университеты

Университет — ноу-хау средневековой Европы. Ни Греция, ни Рим, ни Китай не знали ничего подобного. Первые университеты начали складываться примерно в конце XII века как самостоятельные корпорации по обмену знаниями. Собственно, латинское слово “universitas” — это и есть корпорация или сообщество. В Средние века это называлось universitas magistrorum et scholarium — сообщество учителей и учеников, принесших друг другу взаимную присягу.

Тяга средневековых горожан к образованию всевозможных коммун, прежде всего торговых и ремесленных гильдий, легко объяснима. В те времена это была самая удобная форма сосуществования, когда группа профессионалов могла заниматься своим ремеслом и одновременно защищать себя от произвола какого-нибудь местного епископа, обитавшего неподалеку.

Появление университета — долгий процесс, в который вовлечено много людей. Чаще всего мы представляем его себе только в общих чертах, обходя стороной детали, а зря, ведь исторические мифы чаще всего рождаются из-за нашего отказа вникать в сложности.

Отождествлять Московский университет с Ломоносовым начали только со второй половины XIX века, а в 1940 году университет получил свое современное имя, став «Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова». Гумбольдта же сделали основателем Берлинского университета только в начале ХХ века, а в 1949-м университет был переименован властями Восточной Германии в честь братьев Гумбольдтов — Вильгельма, филолога-классика, и младшего Александра, известного своими научными экспедициями и открытиями в области естествознания.

С датами дела обстоят еще сложнее. Поскольку первые европейские университеты вырастали сами собой, назвать месяц или даже год их возникновения крайне трудно. С XIV века всё больше университетов начинают появляться по воле светских владык, но и в таких случаях точную дату удается определить далеко не всегда. На первый взгляд, всё просто, ведь у каждого исторического события, по идее, должны быть год и число. Тем не менее указанные в учебниках числа, незатейливые на первый взгляд, возникают не сами собой, а в результате продолжительных дискуссий между историками.

Процесс основания университета состоит из множества разных подробностей. Тут и указ об учреждении, и принятие устава, и торжественная церемония открытия главного здания, и день начала занятий, и многое другое. Сложности начинаются тогда, когда интервалы между событиями составляют годы, а то и десятилетия.

Указ об учреждении Берлинского университета был подписан прусским королем в августе 1809 года, открытие состоялось в октябре 1810-го, тогда же и начались занятия, а вот устав университет смог получить только в апреле 1817-го. Еще один яркий пример — Казанский университет, вроде бы основанный в 1804 году указом Александра I. Однако в 1804-м университет получил только устав и вплоть до 1814-го был частью Казанской гимназии, не имея администрации и факультетов.

Университет и город

Университеты — очень городское явление. Их появление отчасти вызвано результатом стремительного роста городов в эпоху высокого Средневековья (XI–XV века). Как же складываются отношения университета и города? На первый взгляд, неплохо. Университет выпускает новых юристов, медиков и прочих специалистов, чья работа идет на пользу горожанам; открывает новые больницы и исследовательские центры; создает дополнительные рабочие места; устраивает пышные юбилеи, привлекающие туристов; периодически обращается за услугами к частному бизнесу. Город снабжает университет всем необходимым (продуктами, книгами); разрешает пользоваться своими площадями, театрами и парками во время академических праздников; предоставляет место под новые учебные корпуса и общежития; создает студентам и профессорам комфортные бытовые условия.

Не забудем и еще об одной стороне в этом любовном треугольнике — государстве. Чем хуже становились отношения университета с монархом или правительством, тем сильнее ученое сословие сближалось с муниципальными органами власти. И наоборот. Например, в средневековой Англии университеты часто пользовались расположением правителей, а вот отношения с городами у них не складывались.

Доходило и до кровопролития. 10 февраля 1355 года в Оксфорде начался печально известный погром в День святой Схоластики: студенты, недовольные качеством вина, поданного в таверне, собрали своих сторонников, расправились с хозяином заведения, закрыли городские ворота и занялись грабежами и поджогами, правда, горожане быстро объединились и дали отпор. Со студентами-смутьянами расправлялись несколько дней.

Руководство Оксфордского университета, пытаясь защитить студентов, объявило виновником беспорядков городские власти. Король Эдуард III поддержал университет. Бургомистр и члены городского совета должны были каждый год 10 февраля ходить по улицам с непокрытой головой и платить университету штраф — по одному пенни за каждого убитого студента. Формально университет помирился с городом только в 1955 году!

Солидарность со своими студентами ректоры и деканы проявляли не всегда.

Топ-30 лучших вузов России 2020

Место в рейтинге

Название

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
3. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
4. Санкт-Петербургский государственный университет
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
6. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
7. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
8. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
9. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
10. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
11. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
12. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
13. Университет ИТМО
14. Финансовый университет при Правительстве РФ
15. Национальный исследовательский Томский государственный университет
16. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
17. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
18. Казанский (Приволжский) федеральный университет
19. Российский университет дружбы народов
20. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
21. Сибирский федеральный университет
22. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина
23. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
24. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
25. Дальневосточный федеральный университет
26. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ
27. Южный федеральный университет
28. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ
29. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ
30. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Ознакомиться с полным списком Топ-100 лучших вузов РоссииRAEX

Базовое и военное отделения

В современных высших учебных заведениях активно формируется базовая кафедра. Её специфика заключается в ориентированности на потребности и интересы бизнеса, производства. На должность преподавателя привлекаются педагоги, студенты-практиканты. Принцип работы базовой кафедры — вовлечение студентов в специальность, повышение качества образования, открытие возможностей для карьерного роста.

Подготовка специалистов ведётся по просьбе конкретного бизнеса. После защиты дипломной работы студенты начинают работать на данном предприятии. Выпускники прикладной информатики политехнического университета привлекаются на работу в следующие компании:

  1. Acronis;
  2. Virtuozzo.

Компании, которые предоставляют учебную базу, заинтересованы в сотрудничестве с квалифицированными специалистами. В университетах формируется военная кафедра, на которой готовят офицеров, рядовых и сержантов запаса. Выпускники получают не только диплом о высшем образовании, но и военный билет. В нём ставится отметка о прохождении срочной службы. Студентам предоставляется возможность в период учёбы заключить контракт с Министерством обороны. Таким способом они обязуются отслужить 3 года после получения диплома.

Что такое студенческое самоуправление

Существует много определений студенческого самоуправления, но его главная составляющая — совместная деятельность студентов, направленная на улучшение их положения в вузе.

Члены студенческого самоуправления:

  • представляют интересы студентов;
  • инициируют интересные проекты;
  • решают текущие проблемы коллектива или отдельных студентов;
  • вместе с администрацией участвуют в управлении вузом.

Студенческое самоуправление в вузе характеризуется наличием разнообразных органов. Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих представителей в ученый совет университета.

Студенческое самоуправление в колледже отличается меньшей системностью. В силу возраста студенты и аспиранты вузов считают приоритетными проблемы стипендий и учебного процесса, взаимодействие с другими отделами и службами университета. Представители студенческого самоуправления в техникуме больше занимаются вопросами досуга учащихся, организовывают праздничные мероприятия, концерты, экскурсии.

Деятельность студенческого самоуправления регламентируется соответствующим положением.

Действует студенческое самоуправление и в общежитии. Его представители:

  • следят за санитарным состоянием комнат и общих помещений;
  • устанавливают график дежурств;
  • отвечают за соблюдение порядка и дисциплины;
  • инициируют ремонтные работы;
  • участвуют в разработке и изменений правил проживания в общежитии.

Схема  студенческого самоуправления может отличаться в разных вузах, но цели и задачи всегда одни

Почему важно не только направление, но и отдел?

 Важно: два разных факультета в одном и том же университете могут проводить курсы с одинаковым названием, которые существенно различаются.  Например: область компьютерных наук может управляться физическим факультетом и математическим факультетом. Из-за принадлежности к факультету, первые могут читать лекции по информатике с большим упором на физические предметы, а вторые – на математический аспект

 Например: область компьютерных наук может управляться физическим факультетом и математическим факультетом. Из-за принадлежности к факультету, первые могут читать лекции по информатике с большим упором на физические предметы, а вторые – на математический аспект.

 Направление информатики на факультете медицинских наук, в свою очередь, будет выглядеть совсем по-другому, где, вероятно, будут представлены все вопросы с точки зрения вспомогательных методов лечения.Что такое студенческое правительство?

 В средних школах есть учреждения, называемые студенческими советами, которые на практике ничего не делают – о них мало кто знает.

 Иная ситуация, когда вы учитесь, где студенты выбирают своих представителей на выборах. Эти представители формируют студенческое самоуправление.

 Местное правительство избирается на уровне факультета, и его задачи: помощь студентам в случае возникновения проблем, ведение переговоров и сотрудничество с администрацией факультета, реализация идей и улучшений, организация мероприятий (например, лекции для волонтеров, дни открытых дверей и т. Д.).

 Поэтому, если у вас есть какие-либо проблемы, лучше всего сначала связаться с самоуправлением студентов факультета, где вы сможете найти сверстников, готовых помочь.

Порядок избрания

Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.

Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.

Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Должность ректора – одна из вершин карьерного роста для преподавателя университета или института. Как правило, на это место претендуют педагоги с многолетним стажем, которые заслужили огромное доверие в коллективе высшего учебного заведения. Ведь руководитель – лицо альма-матер, обязанный достойно представлять вуз как в своей стране, так и за ее пределами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector