Формы организации процесса обучения
Содержание:
- Что такое формы организации обучения
- Структура урока
- Лекция & практическое занятие
- Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
- Какие существуют формы занятий
- Основные виды
- Формы проведения практических занятий в вузе
- Структура практического занятия в вузе
- Формы обучения
- Практическое занятие в вузе: что это такое
- Сущность и структура обучения
- Место дополнительного образования в системе
- Новые стандарты обучения — нестандартные уроки
Что такое формы организации обучения
Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.
Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.
Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История развития форм обучения
На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.
- Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
- В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
- Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
- Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
- На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
- В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
- Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.
Структура урока
В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:
- выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
- выбрать методы и приемы проведения урока;
- подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
- провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
- продумать ход занятия.
Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.
Структура урока включает в себя три части:
- Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
- Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
- Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.
В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.
Лекция & практическое занятие
Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.
Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.
Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.
Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.
Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.
Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:
фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем
Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая
Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.
Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- методы проблемного обучения.
Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.
Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.
Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.
К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.
Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения.
Формы обучения по ФГОС |
Фронтальная |
|
Групповая |
Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания) |
|
Кооперативно-групповая (группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания) |
||
Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний) |
||
Индивидуальная |
||
Методы обучения по ФГОС |
Словесные |
Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов) |
Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения») |
||
Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений) |
||
Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы) |
||
Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует); |
||
Работа с литературой |
||
Наглядные |
||
Практические |
Упражнения |
|
Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся) |
||
Лабораторно-практические работы |
||
Методы проблемного обучения |
Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.
Какие существуют формы занятий
Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.
К классическим видам относятся:
- лекции — изложение преподавателем предметной информации;
- семинары и коллоквиумы — заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
- дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- конференции — совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
- экскурсии, научные экспедиции — поездки с ознакомительными и информационными задачами;
- туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
- обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:
- презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;
- защиту проекта — обоснование проделанной работы;
- круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;
- мозговую атаку — коллективное решение нестандартных задач;
- ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий — все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.
Основные виды
К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.
Индивидуальная
Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.
Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.
Групповая
Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.
Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.
Фронтальная
Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.
Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.
Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.
Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.
Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.
Формы проведения практических занятий в вузе
Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:
По месту проведения | По форме выполнения |
аудиторные; | индивидуальные; |
онлайн-занятия (дистанционные); | работа в малых группах; |
частично аудиторные. | коллективные. |
Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
- Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
- Заявление темы, целей и задач практического задания.
- Подробное объяснение практического задания.
- Методические указания по его выполнению.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
- Формирование команд, если это групповая форма работы.
- Непосредственное выполнение задания.
- Сдача готовых работ или презентация результатов.
- Подведение финальных итогов.
- Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.
Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно.Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
Практическое занятие в вузе: что это такое
Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.
Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.
Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.
Сущность и структура обучения
Преимущества лекции:
творческое общение лектора с аудиторией, со-творчество, эмоциональное взаимодействие;
Лекция — это очень экономичный способ получить основы знаний в общем виде;
Лекция активизирует умственную деятельность, когда ее хорошо понимают и внимательно слушают, поэтому задача лектора — развить активное внимание студентов и спровоцировать движение их мысли вслед за мыслями лектора.
В последнее время наблюдается тенденция к свободному выбору преподавателя студентами, что актуализирует проблему квалификации преподавателя. Максимальное использование потенциала этой ведущей формы высшего образования зависит от мастерства лектора. Но процесс обучения, который начинается с лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.
Многие преподаватели считают, что работа лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что означает «ясность изложения»? Это самая сложная педагогическая проблема: речь идет как о последовательности и ясности изложения, так и о сознательном активном усвоении слушателями излагаемого, а значит, и о понимании.
Недостатки чтения лекций
В настоящее время, помимо сторонников, есть и противники представления учебных материалов. В их аргументах есть доля правды. Каковы их аргументы?
1.Лекция побуждает к пассивному принятию мнения других, она подавляет самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем выше вероятность.
2) Лекция препятствует самостоятельному изучению.
Если учебники отсутствуют или их мало, необходимо читать лекции. 4.
У одних студентов есть время, чтобы понять, у других — только механически записывать то, что говорит лектор.
Однако опыт показывает, что пропуск лекций снижает академический уровень студентов и нарушает последовательность и регулярность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в вузах. Указанные недостатки могут быть в значительной степени преодолены правильной методологией и рациональной структурой материала.Систематические основы активного обучения были заложены в конце 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в школьном контексте, что осложнило внедрение проблемного обучения в процесс дидактики высшего образования. Многолетняя дискуссия «Проблемное обучение — концепция и содержание» в Вестнике высшей школы помогла осветить специфику проблемного обучения в высшем образовании. Особенно интересны в этом отношении работы А. М. Матюшкина, который ввел понятие диалогического проблемного обучения, что привело к появлению «субъективно-объективных отношений» и установило необходимость включения проблемных методов во все виды и связи учащихся.
Независимо от того, какие методы обучения — активные, интенсивные или проблемные — используются, для повышения эффективности высшего образования важно создать такие психолого-педагогические условия, при которых студент может занять активную личностную позицию и полностью проявить себя как субъект учебной деятельности. Нет необходимости противопоставлять понятия «активный» и «пассивный»
Речь должна идти об уровне и содержании деятельности учащихся, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении определяет систему требований к учебной деятельности ученика и педагогической деятельности учителя в едином учебном процессе.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
Новые стандарты обучения — нестандартные уроки
Обычные уроки проходят по всем известной стандартной схеме: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов. Многим ученикам становится скучен и неинтересен мир знаний из-за скучного подхода к процессу обучения.
Чтобы разнообразить серые школьные будни учащихся, были придуманы нестандартные уроки. Необычно и креативно провести можно не только урок, но даже контрольную работу. При помощи проектора разнообразить процесс обучения и вовсе не составить труда.
Учитель также может прибегнуть к играм, конкурсам, театральным сценкам. Здесь все зависит от воображения и уровня креативности педагога. Рассмотрим несколько примеров нестандартных уроков:
- урок в форме игры. Особенно эффективны такие занятия в младших классах, где детям нужно объяснить материал максимально доступно. Сюда можно отнести забеги по станциям, игру в «КВН», конкурсы. Для старшеклассников отлично подойдут игры-соревнования на уровень знаний;
- творческий урок. Многие дети любят проявлять творчество. Для этого учитель может организовать конкурс стенгазет или плакатов, попросить придумать какой-нибудь рассказ или сказку. Творчество можно проявлять абсолютно в разных направлениях;
- метод проектов. Учитель предлагает своим ученикам создать проект на одну из предложенных тем. Такой подход позволит учащимся раскрыть свой потенциал и применить свои практические знания, научиться чему-то новому, развить навыки. Проект может быть в виде диаграммы, таблицы, рисунка, графика, подделки и так далее.
Нестандартные уроки позволяют школьникам посмотреть на процесс обучения с другой стороны. Такие занятия должны вызывать интерес и желание получать знания.