Что такое право на выбор формы образования и как им воспользоваться

Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Определение 1

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.

С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.

Классификация функций образования

Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.

Функции общего образования:

  • воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;

  • образовательная — сам процесс обучения;

  • социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;

  • подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;

  • приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Функции образования с точки зрения государства:

  1. Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.

  2. Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.

  3. Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.

  4. Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.

Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.

Базовые понятия

Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.

Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании девяти классов.

Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.

Своим людям

Марина Ракова заняла должность замминистра просвещения в октябре 2018 года. Согласно данным базы СПАРК, с 2016 года до назначения она возглавляла ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» — тот самый, которому впоследствии министерство выделяло миллионы и даже миллиарды из федерального бюджета.

До 2018 года фонд получал средства из федерального бюджета только от Минобрнауки РФ. В разные годы суммы варьировались от 6 млн до 79 млн рублей. С февраля 2018 года фонд начал получать деньги от Минпросвещения, а затем Марина Ракова перешла на работу в ведомство. Размеры выделяемых субсидий сразу подскочили в разы. В феврале 2018 года это было 350 млн рублей, а 31 января 2019-го — уже 1,7 млрд рублей. В 2020 году фонд получил два бюджетных транша — на 1 млрд 62 млн рублей в январе и 7,9 млн рублей в августе. Деньги перечислялись в качестве «субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)». Всего за три года фонду было перечислено 3,36 млрд рублей.

16 марта 2020-го премьер Михаил Мишустин подписал указ об освобождении Марины Раковой (по ее просьбе) с поста замминистра просвещения РФ, после чего она перешла на работу в Сбербанк.

Сбежала из дворца

Частный дом Марины Раковой

Фото: РИА Новости

28 сентября прошли обыски дома у самой Марины Раковой и у близких к ней людей: Максима Инкина, который в 2019 году был директором ФНФРО, Евгения Зака, тогда работавшего его заместителем, и Анны Хамардюк, в 2019 году занимавшей пост руководителя департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности Минпросвещения. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию.

В среду, 29 сентября, Марину Ракову доставили в следственный департамент МВД для допроса. На очередной допрос она должна была явиться и утром 30 сентября, уточнил источник. По его результату должен был решиться вопрос о мере пресечения. Однако на допрос Ракова не пришла и попросту исчезла из поля зрения правоохранительных органов. В четверг ее телефоны весь день были недоступны. Местонахождение экс-чиновницы неизвестно.

По данным источника на вечер среды, границу РФ она не пересекала. Ей помогает скрываться от ока закона ее сожитель и сотрудник (возможно, уже бывший) ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Артур Стеценко, гражданин Украины, считает источник «Известий».

По данным «Известий», дом Марины Раковой, в котором прошли обыски, находится в деревне Немчиновка Одинцовского района Московской области. Жилье в частном секторе в этом районе продается по 50–90 млн рублей.

Приход сотрудников органов, похоже, застал Марину Ракову врасплох. Судя по видео, которое позже было опубликовано в СМИ, бывшая чиновница встретила пришедших с обыском в домашнем халате и босиком. На запись попала любопытная деталь интерьера — висящая на стене картина «Сын человеческий» известного бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта.

Сбежала из дворца

Вице-президент Сбербанка Марина Ракова во время следственных действий у себя дома

Фото: РИА Новости

Это важнейшая работа этого автора и сюрреализма в целом, рассказал кандидат искусствоведения и арт-обозреватель «Известий» Сергей Уваров. Является ли картина подлинником или репликой, по одному только видео сказать наверняка нельзя, добавил он.

— Последняя ее продажа на публичных торгах была в 1998 году на аукционе Christie’s за $5,4 млн. Личность владельца Christie’s не раскрывает. Теоретически работа могла быть потом перепродана в частном порядке. Однако если бы эта вещь сегодня попала на публичный рынок, ее стоимость измерялась бы в десятках миллионов долларов. Текущий аукционный рекорд на работу Магритта — $26,8 млн. Учитывая исключительную известность и историческую значимость «Сына человеческого», он был бы оценен сегодня гораздо выше, — сказал эксперт.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

↑ Функции образования

Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций

  • ликвидация неграмотности;
  • передача знаний и опыта предшествующих поколений;
  • приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
  • социализация личности;
  • обеспечение профессионального становления молодежи;
  • способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
  • социальный контроль.

В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образование, предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик находятся на большом расстоянии друг от друга, и может быть, в разных странах. Это сделало возможным получение качественного образования в любой точке планеты.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.

Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.

Дошкольные заведения

Образование украинских детей, как и многих европейских, начинается с дошкольных учебных заведений, то есть детских садов. Малыши в возрасте от полутора до трёх лет попадают в разные группы. Родители определяют, сколько времени ребёнок будет проводить в саду. Иногда дети могут оставаться там только до половины дня, а порой и круглосуточно.

Практически сразу после рождения ребёнка родители получают места в онлайн-очереди, где можно выбрать подходящий детский сад и записать в него малыша. Согласно постановлению, принятому в 2001 году, с пятилетнего возраста дети обязательно должны получать дошкольное образование. До этой отметки родители могут обучать ребенка дома самостоятельно.

Сегодня в Украине существует более 1000 детских садов, а также групп кратковременного пребывания. А при большинстве общеобразовательных учебных заведений работают подготовительные классы.

Какие виды образования существуют в России

Чтобы лучше понимать, какие именно виды образования существуют в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к положениям действующего законодательства, которое регулирует этот вопрос. Главным документом в контексте рассматриваемого вопроса является Федеральный закон №273 от 29.12.2012, в котором раскрываются общие принципы регулирования российской системы образования в целом.

К видам образования в Российской Федерации относятся:

  • Общее.
  • Профессиональное.
  • Дополнительное.
  • Профессиональное обучение.

При этом многие из вышеприведенных видов образования имеют собственное подразделение на различные категории. В Российской Федерации каждый человек имеет право на бесплатное получение общего образования. Остальные виды образования уже не являются безусловной гарантией для граждан, однако фактически действующие социальные льготы и гарантии дают реальную возможность для получения любой из ступеней образования бесплатно. В то же время, не запрещается также предоставление образования и на платной основе коммерческими организациями, а также обучение в формате самообразования или семейного обучения.

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Как оформить обучение вне организации

По желанию родителей можно организовать обучение в семье. Сообщите, что для этого надо подать заявление и уведомить учредителя о переходе на семейную форму, даже если хотят обучать в семье дошкольника (п. 4 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014). Издайте приказ об отчислении ребенка на семейную форму.

 Образцы:  

  • Заявление об отчислении на семейную форму образования
  • Приказ об отчислении на семейную форму

Вопрос: надо ли учитывать ФГОС дошкольного образования при организации обучения в семейной форме

Родители вправе, но не обязаны использовать ФГОС дошкольного образования, если дети получают образование в семейной форме (п. 1.1 ФГОС дошкольного образования). Они имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ). Поэтому родители могут самостоятельно определять содержание и направление их образования, контролировать их результаты, корректировать образовательный маршрут.

Вопрос: можно ли совместить семейную форму с образованием в школе?

Да, можно.

Родители и ученик вправе сочетать различные формы образования и обучения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, по нескольким предметам организовать обучение ребенка в семейной форме, а на остальные водить в школу. В таком случае примите от родителей заявление. Проконтролируйте, чтобы там был перечень предметов, которые будут осваиваться в семье и которые будет преподавать школа. Разработайте индивидуальный учебный план с учетом выбора родителей (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой приглашает учеников, находящихся на семейном обучении на промежуточную аттестацию и изучение электронных уроков.

Промежуточная аттестация в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой – оптимальный выбор родителей, обучающих своих детей самостоятельно, так как качество образовательного процесса можно определить именно её результатами. Для промежуточной аттестации в школе (колледже) Анны Муратовой создан уникальный электронный образовательный ресурс, содержание которого представляет собой систему тестовых заданий по всем предметам с 1 по 11 класс.

Тестовые задания сгруппированы не только по отдельным предметам, но и по отдельным четвертям, полугодиям, годам. Это значительно облегчает прохождение годовой промежуточной аттестации, так как позволяет дозировать нагрузку на ребенка, самостоятельно определять период времени, который потребуется для её завершения. Каждый родитель лучше знает способности и особенности своего ребенка, особенности жизни семьи в тот или иной момент времени (отъезды, соревнования, лечение и проч.), поэтому возможность самостоятельно определить временной «отрезок» для прохождения промежуточной аттестации является явным преимуществом.  Более того, в связи с тем, что законодательство делегирует образовательной организации право самостоятельно определять сроки промежуточной аттестации, то существенным отличием школы (колледжа) Анны Муратовой от других учебных заведений является то, что аттестоваться дети могут и в летний период.

В школу (колледж) Анны Муратовой можно зачисляться для прохождения промежуточной аттестации не только по предметам комплексного школьного курса за определённый класс, то есть по всем предметам образовательной программы определенного класса, но и аттестоваться по отдельным предметам совершенно независимо от наличия аттестации по каким–либо другим предметам.

Ученик, который учится на уровне среднего общего образования или достиг 18 лет, вправе уйти на самообразование. Попросите его написать заявление об отчислении и отчислите в общем порядке.

Вопрос: надо ли школе разрабатывать локальный акт о получении образования в форме семейного образования и самообразования?

Нет, не надо.

Семейное образование и самообразование – формы образования вне школы. Поэтому вы не вправе устанавливать правила. Однако обязаны регламентировать порядок организации и прохождения промежуточной аттестации экстернов. Это можно сделать двумя способами: принять отдельный локальный акт или включить нормы об аттестации экстернов в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Чтобы организовать промежуточную и итоговую аттестацию детей, которые находятся на самообразовании или обучаются в семейной форме, попросите написать заявление. Издайте приказ и зачислите экстерна в школу на период прохождения аттестации.

 Образцы:   

  • Заявление на прохождение промежуточной аттестации экстерном
  • Приказ о зачислении экстерна на аттестацию

Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.

По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях.

По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.

1. Самой старой формой учебного процесса является индивидуальная форма обучения. Суть – учащиеся выполняли задания индивидуально, помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно через изучение учебника, автором которого являлся сам учитель.

2. Индивидуальная форма обучения постепенно уступила место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. Суть – занятия велись уже с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различным, в силу чего учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно.

3. В ХVII в. была основана и широко популяризировалась классно-урочная система обучения (Я.А. Коменский).

4. Первая попытка модернизации классно-урочной системы обучения принадлежала английскому священнику А. Беллу и учителю Дж. Ланкарстеру (конец ХVIII – начало ХIХ в.). Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под названием Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Суть – старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше.

5. В начале ХХ в. в Европе стала создаваться Маннгеймская система (Йозеф Зиккенгер) дифференцированного обучения по способностям. При сохранении классно-урочной системы учащиеся в зависимости от их способностей и степени подготовки распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

6. В 20-е гг. ХХ столетия в СССР появилась бригадно-лабораторная система обучения. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителей, отчитывались коллективно.

7. В 50—60-е гг. ХХ в. Ллойдом Трампом был разработан план Трампа. Суть – максимальное стимулирование индивидуального обучения с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянный, он постоянно меняется. Данная система требует слаженной работы учителей, четкой организации, материального обеспечения.

Обучение на практике

Обучение на практике или обучение действием (action learning) — это активная форма обучения навыкам, необходимых в работе. Метафора: «Обучение в боевых условиях». Отличительной особенностью метода является то, что участники сразу решают свои актуальные задачи с помощью необходимых знаний. В связи с этим возникает ряд преимуществ. Участникам не приходится переносить знания и умения, полученные в учебных условиях на реальную ситуацию. Кроме того, происходит одновременное усвоение новых знаний и решение значимых задач

Наставничество — это одна из форм обучения на рабочем месте для вновь принятых или переведенных на другую должность работниками, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человек, а также на социокультурную адаптацию в коллективе.

Стажировка — это обучение в процессе деятельности, которое предусматривает изучение лучшего отечественного и зарубежного опыта, обретение практических умений и навыков относительновыполнения обязанностей на занимаемой должности или на должности высшего уровня. Стажировка полезна тем, что позволяет попрактиковаться и получить обратную связь. В ТБМ стажировки применяются не так часто и используются они, чаще всего, для обмена опытом руководителей подразделений.

Участие в проектах — процесс обучения действием состоит из обучения через проживание ситуаций, решения проблемных и креативных задач, получения соответствующих знаний, направленной групповой обучающей работы.

Основными характеристиками метода являются:

— Сосредоточенность на обучении через делание

— Групповая работа

— Принятие командных решений

— Формализация результатов (презентации, материалы).

В ТБМ, чаще всего, обучение на проектах применяется для подготовки кайдзен-менеджеров. 

Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС

Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.

Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.

Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:

фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем

Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая

Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.

Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • методы проблемного обучения.

Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.

Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.

Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.

К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.

Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения. 

Формы обучения по ФГОС

Фронтальная

 

Групповая

Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания)

Кооперативно-групповая

(группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания)

Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний)

Индивидуальная

 

Методы обучения по ФГОС

Словесные

Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов)

Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения»)

Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений)

Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы)

Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует);

Работа с литературой

Наглядные

 

Практические

Упражнения

Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся)

Лабораторно-практические работы

Методы проблемного обучения

 

Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.

Какие формы обучения существуют?

Прежде чем разбираться с тем, что это такое — очно-заочная форма обучения, рассмотрим другие варианты получения образования в школе.

  • Очная форма. Самая распространенная и привычная жителям постсоветской страны форма обучения. Предполагает под собой то, что ребенок ежедневно посещает учебное заведение, придерживаясь строгого расписания. Трудность для многих родителей заключается в том, что согласно действующему законодательству школьники закрепляются за определенным учебным учреждением в зависимости от прописки. Существует и другой вариант – частная школа, в которую принимаются учащиеся вне зависимости от регистрации. Но обучение в частном заведении часто бывает достаточно дорогим, что могут себе позволить далеко не все родители.
  • Заочная форма. Данная форма обучения набирает все больше популярности в образовательной среде. Согласно закону, очная и заочная форма обучения в школе равнозначны. Разница заключается в том, что при заочной форме ребенок не посещает учебные занятия, а осваивает учебный материал дома самостоятельно или при помощи взрослых. Задания ученик заочной формы обучения получает в электронном виде по интернету или приходит за ними в учебное учреждение непосредственно. Контроль усвоения знаний проводится не реже, чем раз в четверть в виде контрольных работ, тестов, срезов знаний.
  • Также выделяют семейное обучение, самообразование и очно-заочную форму обучения, о которой мы поговорим в следующем разделе.

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector