Сроки обучения в вузах россии — формы и периоды получения образования

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат — это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом. Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр — это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет — выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам — это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Возможности сократить время обучения

Закон и Федеральные стандарты предусмотрели для активных студентов и возможность ускорить получение диплома. Выпускники нашего вуза могут стать таковыми менее чем за 4−4,5 года при следующих обстоятельствах:

  • поступление на бакалавра по окончании колледжа (можно получить диплом о высоком образовании за три года);
  • учеба по программам второго высшего (бакалавриат при наличии диплома специалиста, бакалавра, магистра — от трех до трех с половиной лет);
  • возможность взаимозачета дисциплин, уже пройденных ранее (перезачет — отражение в зачетной книжке оценок по предметам, которые предусмотрены нашей программой, но уже были освоены в другом вузе).

Если это первое образование, то сократить период освоения образовательной программы бакалавриата можно максимум на год. Активные студенты заочного или очного обучения, которые получают второе образование по направлению, близкому к первой профессии, могут выпуститься и за два года.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность

Все российские вузы предлагают желающим поступить в магистратуру на множество направлений обучения различного профиля. Стать магистром можно в тех же областях, что и  бакалавром — экономической, технической, гуманитарной, юридической, психолого-педагогической, творческой.

Для специальностей медицинских университетов магистратуры нет, так как студенты-медики могут получить только квалификацию специалиста. Необязательно использовать магистратуру в качестве продолжения совершенствования знаний по специальности, полученной в бакалавриате.

Магистратура – это отличный способ освоить новую для себя профессию. Но не стоит заниматься кардинальной сменой профессии (например, лингвист-биолог, психолог-агроном и т.д.).

Все же лучше выбирать смежные специальности или те, которые кажутся необходимы для дополнения бакалавриата. Например, можно быть бакалавром в области экономики/финансов/логистики/таможенного дела и магистром в сфере лингвистики/юриспруденции/управления персоналом/менеджмента/гостиничного или ресторанного бизнеса.

Во многих университетах есть программы обмена студентами в магистратуре. То есть можно один год учиться в России, а второй год обучения провести за границей. Это дает возможность получить диплом магистра двух образцов – российского и зарубежного. Также это позволит выучить иностранные языки, установить деловые связи и, возможно, остаться строить карьеру за границей.

Срок обучения в магистратуре после бакалавриата и специалитета

Время обучения в магистратуре не зависит от предыдущей ступени. Поступить и получить документ государственного образца, подтверждающего квалификацию магистра, реально, закончив бакалавриат, специалитет, другую магистратуру. Количество лет учебы зависит от выбранного формата. Следует понимать, бакалавр — уже состоявшийся специалист, вторая ступень необходима для углубления знаний, если планируется дальнейшая работа в науке, преподавательская деятельность. Направление магистратуры может не совпадать со специальностью, дополнять ее или кардинально отличаться.

\

Влияние магистратуры на шансы трудоустройства

Реальное положение дел сулит трудности с устройством на работу по специальности, чтобы вдобавок и платили хорошо. Самостоятельно осуществить такую затею имеет примерно 10 выпускников из 100. Даже наличие степени магистра не факт, что поможет.

Работодатель очень часто даже не обращает внимания на диплом о высшем образовании, тем самым не уточняя, кто ты на самом деле – бакалавр или магистр

Важно наличие «вышки» и все. Что касается отметок, вообще стоит промолчать

Для компании, в которую вы будете устраиваться, важен только результат. Если он есть как таковой, то могут взять и без образования, а если пришел на работу академик, и результат нулевой – собирайте вещи на новое рабочее место, которое еще придется поискать.

На основании таких утверждений с подключением здравого смысла делаем простой вывод – смысла в дополнительных 2-х годах магистратуры практически нет. За это время можно подыскать неплохую работу и зацепиться в какой-нибудь средней компании.

Основная масса бакалавров считает, что магистр даст некие преимущества. Вполне возможно. Только это касается тех людей, которые приходят за реальными знаниями и научными исследованиями в образовательное учреждение. Что касается остальных, это лишняя нервотрепка на протяжении двух лет с обыденным просиживанием штанов.

Виды учебных программ

Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.

Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.

Прикладная

Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.

Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.

Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве

Академическая

Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.

Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства. 

При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.

Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.

Преимущества и недостатки системы образования

Главными плюсами образовательных программ бакалавриата являются:

  • По окончании выдается диплом европейского образца, который дает право реализовать профессиональную деятельность во всех странах, подписавших Лиссабонскую конвенцию;
  • Можно обучиться на бакалавра за пределами страны, почти во всех странах Европы и США;
  • При желании возможно поменять учебное заведение или специализацию в случае, если поняли, что выбранная профессия вам не подходит.

Но есть и минусы такого образования:

  • До сих пор встречаются работодатели, живущие по старым принципам и предпочитающие нанимать на работу выпускников специалитета;
  • При дальнейшем поступлении в магистратуру на получение образования затрачивается на год больше, чем при окончании программ специалитета.

Однако плюсы все-таки перевешивают и в дальнейшем будущем бакалавры будут котироваться на рынке труда еще больше.

Диплом бакалавра и трудоустройство

Чтобы оценить шансы на получение престижной должности или вообще работы, нужно обратиться к статистике. Исследование проводил портал, который предоставлял опросы компаниям, ищущим молодых специалистов. Интересные цифры: 

  1. 45% работодателей все равно на степень образования сотрудника. Они оценивают практические знания, быстроту принятия решений, ответственность и стремление. Стоит отметить, что и бакалавр тоже требуется не так часто. Некоторым сотрудникам в работе понадобятся знания, которые нельзя приобрести в ВУЗе. 
  2. 57% опрошенных работодателей сделали заявление, что откровенно не видят различий между дипломами бакалавра, специалиста, магистра. А знания сотрудников с разными степенями и вовсе не отличаются, что проверено на практике. 
  3. Хорошая новость для тех, кто не желает поступать в магистратуру – 79% опрошенных считают, что диплома бакалавра достаточно для получения должности. Легче всего устроиться на работу в банк или другие учреждения, связанные с финансами. 92% работодателей охотно связываются с бакалаврами. Из сферы управления это 90%. В строительной сфере только 54% ценят знания, полученные на бакалавриате. 
  4. 69% работодателей поделились мнением о том, что они возьмут на одну должность как бакалавра, так и магистра. Чем больше компания – тем меньше равны сотрудники с разными дипломами. В небольших организациях шансы равны. 

Большинство работодателей нейтрально или отрицательно оценили переход на многоуровневую систему

А в специальностях, которых нет в списке «закрытых» для бакалавров важно проявить знания, а не предъявить диплом «магистра». 

Куда не возьмут бакалавров

Многим работодателям важно наличие диплома без подробностей о пройденных ступенях. Но в некоторые сферы просто не попасть без звания «магистр»

Какие профессии входят в перечень «закрытых» для бакалавров: 

  1. Преподаватель в ВУЗе обязан иметь диплом магистра или специалиста, не ниже. Ограничение не касается педагогов школ и других учебных учреждений, не имеющих статут высших. В профессорско-преподавательском составе должны находиться сотрудники, которые прошли специалитет или магистратуру по своему профилю. Закончить бакалавриат и пройти следующую ступень по другому направлению не удастся. Если преподаватель хочет вести научную деятельность в заведении – он тоже обязан получить оконченное высшее образование. 
  2. Государственный служащий. Тем, кто занимает должности в министерстве или комитете тоже нужно иметь диплом магистра или специалиста. Все депутаты обладают знаниями, которые дают при получении полного высшего образования. 
  3. Чтобы статья судьей, необходимо соответствовать целому перечню требований. В него входит отсутствие судимости, стаж работы в государственной структуре по специальности, возрастное ограничение. В любом случае судья обязан иметь квалификацию «магистр». Бакалавр также должен быть пройдет по направлению подготовки «Юриспруденция». 

В первом пункте есть исключение для преподавателей. Но стоит отметить, что педагоги даже внешкольных учреждений идут доучиваться, чтобы получить документ со словом «магистр», выполняя требования начальства. Если в планах нет преподавания в ВУЗе, следует уточнить у работодателя, насколько важна для него ступень образования.  

Какие перспективы открываются перед выпускниками?

В российской системе высшего образования магистратуру относят ко второй ступени получения профессионального образования. Сюда поступают студенты, которые уже окончательно определились со своей будущей специальностью.

Стоит признать, что с первым дипломом часто выходит промах. Поступая сразу после школы, человеку сложно решить, в чем его призвание. В результате часто он только к четвертому-пятому курсу осознает направление, в котором хочет развиваться. Иногда приходится несколько корректировать специализацию, а в некоторых случаях менять ее кардинальным образом.

Если в студенческой действительности преподаватели часто подгоняют студентов, то на магистратуре учащийся целиком и полностью предоставлен сам себе. Ключевое место занимает список предоставляемой литературы. Основным становится самообразование, когда студенту предстоит самому вникать во все тонкости, только при случае разбирать с преподавателем самые сложные моменты.

Обучение в магистратуре продолжается два года. Это отличная возможность, чтобы получить дополнительную квалификацию или полноценную профессию. Освоить новые знания или суметь максимально глубоко разбираться в более или менее знакомой теме.

Диплом магистра в России: возможные направления обучения

Магистерские программы несколько отличаются от тех, что предназначены для бакалавриата и специалитета. Они также связаны с определенными направлениями: юридическим, инженерным, экономическим и так далее – но предполагают более узкое профилирование. Другими словами, нельзя поступить на магистратуру, например, по профилю «Экономика» или «Менеджмент». Но можно по профилю «Статистический анализ в экономике», «Международная торговая политика», «Аналитик деловой разведки», «Менеджмент в ритейле» и многим другим.

Конкретные программы предлагают конкретные вузы: их нужно смотреть на официальных сайтах учебных заведений. Многие из них проводят дни открытых дверей, в рамках которых можно получить полезную информацию, в том числе, о магистерских программах. Условия обучения: например, форма получения образования, количество бюджетных мест – также зависят от вуза.

В рамках прохождения программ будущие специалисты изучают теорию, приобретают практические навыки, проводят научные исследования.

Считается, что лучше всего поступать в магистратуру в вуз, для которого выбранное направление является профильным. В технический вуз для инженеров, в экономический для экономистов, и т.п. Это позволит получить более качественные знания и повысит ценность будущего магистранта на рынке труда.

Что такое академический бакалавриат?

Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.

Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования
. Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию. В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.

Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации
. Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.

Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени. Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее. Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.

Освоение программы обучения академического бакалавриата ориентировано на получение всей фундаментальной базы теоретических знаний в выбранной специальности. Студент после обучения больше сосредоточен на продолжении научно-исследовательской деятельности и поступлении в магистратуру. Академический бакалавриат продолжает прошлые традиции содержания высшего образования, его можно назвать классическим. Чаще всего на первых двух курсах параллельно изучают профильные предметы с общеобразовательными, только на более высоком уровне, вне школьной базы с опорой на неё.

Эта ступень образования следует после общего среднего или профессионального образования и предполагает усвоение теоретической основы выбранного направления и овладение всеми практическими умениями и навыками.

Система высшего образования имеет две ступени. Первая – это получение уровня бакалавра, и вторая – обучение в магистратуре с достижением уровня магистра. Еще в некоторых университетах можно встретить уровень специалиста. Это что-то промежуточное между бакалавром и магистром. Сейчас, согласно требованиям к участникам Болонского процесса, квалификация «специалист» приравнивается к «магистр».

В идеале эти две ступени неразрывны и следуют одна за другой. Но не всегда это происходит так. После получения бакалавра, чаще всего этот период обучения длится не менее четырех лет, можно завершить обучение в ВУЗе. Еще несколько лет назад в постсоветских странах диплом бакалавра считался неоконченным высшим образованием, но уже сегодня представляет собой полноценное оконченное высшее образование, как и во всем мире. Исходя из этого, становится совершенно логичным то, что бакалавриат должен обеспечить учащегося всеми необходимыми базовыми и специальными знаниями по профилю.

Преимущества и недостатки бакалавриата

Как это ни странно, но бакалавриат в России сейчас очень популярен. В современных российских ВУЗах он встречается гораздо чаще, чем специалитет. Чем же обусловлена такая популярность бакалавриата? Конечно же, теми преимуществами, которые он дает:

  • бакалавриат считается международной системой образования. Поэтому после выпуска студент может смело отправляться заграницу для работы там. В Европе действует такая же двухуровневая система.
  • у студента появляется большой выбор места работы. Благодаря практико-ориентированному характеру подготовки без привязки к какой-то одной узкой специализации, бакалавр может претендовать на многие вакансии, требующие наличия высшего образования.
  • обучение длится всего 4 года (то есть, вы «экономите» как минимум один год).
  • уже в процессе обучения студент может определиться с дальнейшим выбором профессии и поступить в магистратуру на более узкую специальность (при этом продолжить обучение он может за счет бюджета).
  • на время обучения будущим бакалаврам предоставляется отсрочка от армии.

Теперь скажем несколько слов о недостатках этой программы обучения.

Как уже говорилось выше, работодатели часто не ценят бакалавров, потому что убеждены, что четырех лет обучения недостаточно для приобретения высокого уровня профессиональных знаний и навыков. Еще один серьезный недостаток – поступить на бюджет в магистратуру хоть и можно, но очень сложно. А платное отделение магистратуры может быть очень дорогостоящим. При этом отсрочка от армии будет предоставлена только в случае, если студент обучается в магистратуре на очной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector