«физика проще, чем кажется»

Содержание:

В чём секрет успешного освоения курса физики?

Простая, но эффективная стратегия заключается в повторении материала. Это 70% успеха — особенно на уровне старших классов.

Даже если ты усвоил на занятии абсолютно всё, материал без повторения выветрится к следующему уроку. Одно дело — понять, что тебе сказали простыми словами. Другое — применить новые знания в домашней работе. Бывает, что на уроке понял объяснения, а потом смотришь на задачу и не понимаешь, что происходит.

Нужно перечитывать учебник и конспекты после занятия, полностью выполнять домашнее задание, пробовать дополнительные упражнения. Тогда информация уложится в голове. А главное, научишься применять знания на практике. 

ДИНАМИКА. Теория и формулы (кратко).

Динамика – раздел физики, изучающий причины движения тел.

Первый закон Ньютона утверждает, что существуют инерциальные системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют скорость постоянной, если на них не действуют другие тела.

Второй закон Ньютона утверждает, что ускорение, приобретаемое телом под действием силы, прямо пропорционально модулю силы и обратно пропорционально массе тела.

Третий закон Ньютона утверждает, что взаимодействующие тела действуют друг на друга с силами, векторы которых равны по модулю и противоположны по направлению.

Закон всемирного тяготения гласит: сила гравитационного притяжения двух материальных точек прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Коэффициентом пропорциональности служит гравитационная постоянная.

Закон Гука устанавливает пропорциональность модуля силы упругости модулю удлинения тела, если его деформация является упругой. Коэффициентом пропорциональности служит коэффициент жёсткости тела.

Закон Амонтона-Кулона устанавливает пропорциональность силы трения скольжения или максимальной силы трения покоя силе нормальной реакции опоры. Коэффициентом пропорциональности служит коэффициент трения.

Импульсом силы называют произведение вектора скорости на интервал времени её действия. Единица модуля импульса силы – 1 кг·м/c.

Импульсом тела (количеством движения) называют произведение массы тела на вектор его скорости. Единица модуля импульса тела – 1 кг·м/c.

Закон сохранения импульса гласит: сумма импульсов тел до их взаимодействия равна сумме импульсов этих же тел после взаимодействия, если система замкнута.

Изменение кинетической энергии тела равно работе равнодействующей всех сил. Кинетическая энергия тела, перемещающегося в пространстве без вращения, равна половине произведения его массы на квадрат скорости. Единица для измерения – 1 Дж.

Изменение потенциальной энергии тела равно взятой с противоположным знаком работе рассматриваемой потенциальной силы. Потенциальная энергия при действии силы тяжести равна произведению модуля силы тяжести на расстояние от тела до выбранного нулевого уровня энергии. Потенциальная энергия при действии силы упругости равна половине произведения коэффициента жёсткости на квадрат удлинения тела по сравнению с его недеформированным состоянием. Единица для измерения потенциальной энергии любого вида – 1 Дж.

Динамика. Таблицы.

1 файл(ы) 350.35 KB

Конспект по физике «Динамика. Теория и формулы для ЕГЭ» + шпаргалка.

Еще конспекты для 10-11 классов:

Шпаргалки по физике за 7 класс

В рамках одной статьи сложно охватить весь курс по физике, но мы осветили основные темы за 7 класс и этого достаточно, чтобы освежить знания в памяти. Скачайте и распечатайте обе шпаргалки — одна из них (подробная) пригодится для вдумчивой подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а вторая (краткая) послужит для решения задач.

.

.

Для тех, кто находится на домашнем обучении или вынужден самостоятельно изучать материал ввиду пропусков по болезни, рекомендуем также учебник по физике А. В. Перышкина с формулами за 7 класс и легкими, доступными пояснениями по всем темам. Он был написан несколько десятилетий назад, но до сих пор очень популярен и востребован.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Свойства треугольников

Раз треугольник можно задать тремя элементами, значит их можно классифицировать. Если два треугольника похожи, значит у них есть общие свойства.

Треугольник можно составить совсем не из любых трех отрезков: они должны удовлетворять важному свойству — неравенству треугольника. Кратчайшее расстояние между двумя точками — это длина отрезка, который их соединяет

Из этого следует, что любой другой путь между двумя точками будет длиннее, чем этот отрезок

Кратчайшее расстояние между двумя точками — это длина отрезка, который их соединяет. Из этого следует, что любой другой путь между двумя точками будет длиннее, чем этот отрезок.

Неравенство треугольника

Сумма любых двух сторон треугольника больше его третьей стороны.

Еще одно свойство верное для всех треугольников: сумма всех углов треугольника составляет половину полного оборота. Или по-другому: сумма углов треугольника — два прямых угла.

Мы знаем, что две геометрические фигуры считают равными, если их можно совместить наложением. Это справедливо и для треугольников. Равные фигуры имеют равные размеры и формы. Значит, если два треугольника равны — элементы одного треугольника соответственно равны элементам другого треугольника.

Равенство треугольников ABC и A1B1C1 обозначается так: ΔABC = ΔA1B1C1.

Есть даже специальные теоремы про равенство треугольников.

Первый признак равенства треугольников звучит так:

Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны

ΔABC = ΔA1B1C1, так как AC = A1C1, AB = A1B1 и ∠A = ∠A1 (∠A лежит между сторонами AC и AB, а ∠A1 между A1C1 и A1B1).

Второй признак равенства треугольников

Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

ΔABC = ΔA1B1C1, так как AB = A1B1,  ∠A = ∠A1, ∠B = ∠B1.

Третий признак равенства треугольников

Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

ΔABC = ΔA1B1C1, так как AC = A1C1, AB = A1B1 и BC = B1C1.

Из теоремы следует, что треугольник — жесткая фигура, то есть фигура, которую невозможно деформировать.

Лучшие дополнительные учебники по алгебре

Дополнительная литература способствует глубокому, прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию интереса к изучению математики. Задания из дополнительной алгебры учат сверять знания с несколькими источниками, сравнивать свойства фигур, выводить новые методы решений, систематизировать полученную информацию, выбирать основное из множества.

Мы отобрали 3 учебника по алгебре для дополнительного обучения. Они содержат нестандартные уроки-игры.

Нестандартные уроки. Математика. 5-10 классы. Чернокнижникова Л.М.

Предлагает нестандартные задания, развивает творческое математического мышление. Используется при подготовке к олимпиадам, изучении сложных тем.

Приложение включает материал к урокам с учётом проблем взаимодействия между учащимися, учителем, модели поведения в трудных ситуациях. Ориентирует на качественную работу с учениками.

Пятый класс представлен играми, математическими гонками, турнирами, путешествиями в мир чисел, дробей. Разделы по шестому, седьмому классам предлагают выжимку из базовых программ, проверочные работы, игры. Десятый включает логарифмирование, решение показательных уравнений для подготовки к ЕГЭ. Математические настольные игры, КВН, суды, соревнования формируют интерес к алгебре, готовят к покорению сложных вершин. Стоимость книги колеблется в районе 300 рублей.

Достоинства:

  • Качественная офсетная печать;
  • Подходит для развития аналитического мышления;
  • Есть задания, упражнения, тесты.

Недостатки:

  • Описаны не все темы, мало материала;
  • Последнему изданию 11 лет;
  • Отсутствует девятый класс.

Пособие рекомендовано педагогам всех ступеней школы, школьным психологам.

Темы проиллюстрированы, графически ясны. Учитель освободит время, ученики систематизируют знания перед поступлением в вузы, колледжи.

Включает темы из школьного курса математики, готовит к экзаменам, олимпиадам

Название отражает суть: уделяется внимание примерам, практическому применению знаний

Содержание представлено следующими темами: функции, уравнения, неравенства, производная, первообразная, интеграл, планиметрия, векторы, стереометрия, таблицы. В темах расписаны основные формулы для экзаменационных задач.

Достоинства:

  • Качественная печать;
  • Последнему изданию 3 года;
  • Низкая цена;
  • Подходит для систематизации знаний;
  • Чёткость, структурность, последовательность тем, выделение правил в рамки.

Недостатки:

Не выявлено.

Репетитор со стажем 15 лет рекомендует справочник для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. По его словам, пособие издавалось только с геометрией, позже включили разделы алгебры 5-11 классов.

Как выбрать учебник по алгебре

Определитесь с целью обучения, уровнем знаний. Если известны функции, переходите к уравнениям; от первообразных к интегралам. Зависит от того, нужно ли соотносить материал с классной работой или он пригодится для домашнего обучения; тема изучается впервые или повторяется. Мы подготовили список критериев выбора.

Соответствие ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт – образец программы обучения, которому следуют школы, вузы, колледжи. Чтобы знания соответствовали экзаменационным критериям, узнайте элементы, прописанные в кодификаторе ФИПИ. Дополнительная литература не гарант заданного школьного образования, но одна из вариативных частей государственной программы.

Стандарт определяется по трём аспектам: программе, условию, результату. Выявить соответствие информации ФГОС легко по печати на издании либо сверив с кодификатором. Гарантировано постепенное продвижение по образовательным ступеням. Дополнительная литература закрепляет, расширяет полученные знания.

Разнообразие заданий

Математические задачи делятся на семь видов: вычисление, доказательство, построение, исследование, конструктивные задачи, контрпримеры, словесное описание. Виды определены с учётом логического закона исключённого третьего. Основные цели задач – составление и решение уравнений, приведение конкретных примеров.

Все эти виды, кроме последних двух, есть в школьной программе ФГОС. Задания из дополнительных пособий должны соответствовать системе “задача равно комплекс критериев: условие, требование, искомое, формула, способ решения, отношения между данным и искомым”.

Уровень сложности

Уровень сложности определяется по двум критериям: новизна материала, сложность подбора формул, решений.

Существует четыре этапа сложности. Первый указывает на математическую модель. Второй предлагает соотнести заданное с искомым – уравнения. В третьем заданное с искомым соотносится неоднозначно – неравенства с элементами уравнения. Четвёртый требует соотнести определённые предметы, выделить оптимальный вариант на основе комплексных математических знаний.

Школьная программа не включает последний этап, но он предлагается в дополнительной предвузовской литературе. Пособия Звавич, Чернокнижниковой относятся к ней.

Доступность подачи материала

Наглядность и доступность прослеживаются в компактном способе подачи материала. На определённом этапе можно вернуться к неизученным или непонятным положениям, это не собьёт с общего курса.

Нестандартные задачи формируют изобретательность, творческое мышление, умение упрощать формулы, создавая новые решения. Необычные задания бывают простыми словесными, среднего уровня, олимпиадные. Интерактивный, игровой формат материала мотивирует к углублённому изучению алгебры, увеличивает удовольствие от получения знаний. Отдавайте предпочтение иллюстрированным, детальным пособиям.

Дополнительная информация

Пособия должны обучать базовым навыкам счёта, основываться на практической математике, понятно объяснять абстрактные термины, вроде функций и интегралов. Разделы с историей алгебры, биографиями математиков, сводки по математическим профессиям на страницах, предложение сложных заданий с элементами эвристики формирует интерес к алгебре.

С чего начать учить химию

Химия – одна из наиболее сложных школьных дисциплин. Физические и химические свойства элементов, особенности протекания реакций между различными веществами, валентность, электролитическая диссоциация и многое другое – все это школьники должны знать и понимать.

3 рекомендации, с чего лучше начать учить химию:

  • Определить свой уровень знаний – от этого будет зависеть план обучения. К примеру, если вы не разбираетесь даже в основах химии, то придется учить весь материал с нуля – с таблицы Менделеева. Если хорошо знаете предмет, но планируете поступать на медфак или химфак, то химию лучше изучать углубленно, за рамками школьной программы.
  • Решить, как будете заниматься – самостоятельно, с репетитором или на онлайн-курсах. В первом случае нужно выбрать учебники, рабочие тетради, найти задачники (желательно с ответами), составить план и т. д. В двух других случаях вам не придется делать этого самому – у преподавателя уже есть готовая учебная программа и материалы для обучения.
  • Подумать, как будете делать лабораторные работы. Химия – это не только теория, но и практика. Не всегда уроков в школе хватает, чтобы научиться проводить химические опыты.

Чем вы увлекаетесь?

Со школы занимаюсь футболом, баскетболом, волейболом, плаванием. Играл в сборной МФТИ по футболу. Сейчас учусь в магистратуре, капитан факультетской команды. Прошёл школу вожатых — учу подопечных «вожатить». Играю на гитаре — научился по роликам в интернете. Даже пишу свои песни, но в публичный доступ не выкладываю.

Сейчас читаю Ричарда Фейнмана «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Крутые рассказы о жизни известного и талантливого физика. Написано простым языком — поэтому доступно не только специалистам, но и массовому читателю.

Люблю сериалы — например, «Ходячие мертвецы» и «Остаться в живых». 

Эксперимент – как выход из тупика

Чтобы повысить интерес студентов колледжей и техникумов к изучению этой науки, необходимо организовать преподавание, основываясь на эксперименте. Такой подход позволит продемонстрировать захватывающие природные явления в действии, показать их уникальность и неповторимость. Эксперимент – это реальный шанс снова вернуть популярность физической науке в глазах современных студентов. На это как раз и нацелено выполнение лабораторных работ.

Поэтому одним из ключевых методов изучения должны стать лабораторные работы:

  1. Наблюдение и анализ различных физических явлений.
  2. Знакомство с измерительными приборами и их применение с целью проведения наблюдений и экспериментов.
  3. Измерение различных величин, будь то внутреннее сопротивление источника тока, сопротивление проводника посредством амперметра и так далее.
  4. Анализ взаимосвязи физических процессов.
  5. Знакомство с работой установок, а также приборов.

Главное преимущество эксперимента заключается в том, что его довольно легко интегрировать во все этапы современного урока и внеурочные занятия:

  • опросы;
  • актуализация полученных знаний;
  • постановка проблем урока;
  • внешкольные занятия;
  • лабораторные работы и так далее.

Использование при изучении физики в колледжах и техникумах эксперимента позволяет существенно увеличить активность студентов. Кроме того, он полностью избавляет полученные знания от формализма, способствует выработке критического подхода в оценке результатов экспериментальной работы.

Учитывая все вышесказанное, имеет смысл уделить максимум внимания домашним внеклассным опытам. Отсутствие контроля педагога при домашних лабораторных работах позволяет пробудить живой интерес к предмету изучения. Это способствует активизации самостоятельности и инициативности.

О строении вещества

Вы познакомитесь с понятием «молекула», которое будет встречаться и в химии, и биологии. Это очень и очень маленькое вещество, которое можно увидеть только под мощнейшим микроскопом. В кабинете физики есть плакаты, показывающие молекулярные структуры тех или иных веществ (например, воды, металла).

Впервые учащимся предстоит познакомиться с лабораторными работами, которые обязывает проводить физика. С какого класса начинается изучение, исследование по той или иной теме занятия? Именно с 7-го. Обязательно слушайте учителя, записывайте, какие необходимые инструменты и принадлежности приносить на следующий урок.

11 класс

01.Строение атома. Периодический закон

01.Строение атома
02.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева03.ЕГЭ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

02.Типы химической связи

01.Типы химической связи ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Ионная связь02.Металлическая и водородная химические связи
03.Типы кристаллических решеток04.ЕГЭ. Строение вещества типы химической связи, типы кристаллических решеток, степень окисления

03.Классификация реакций, термохимия, скорость

01.Классификация химических реакций. Тепловой эффект химических реакций02.Скорость химической реакции03.Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения

05.Окислительно-восстановительные реакции

01.Окислительно-восстановительные реакции02.Электролиз03.ЕГЭ. Типы химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Понятие о скорости химической реакции. Обратимые р

07.Основные металлы и неметаллы

01.Водород. Галогены02.Кислород. Сера
03.Азот
04.Фосфор
05.Углерод06.Кремний. Благородные газы07.ЕГЭ. Неметаллы08.Металлы и их свойства. Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий09.Переходные металлы10.Общие способы получения металлов. Коррозия11.ЕГЭ. Металлы. Способы получения металлов. Электролиз12.ЕГЭ. Многообразие неорганических веществ, их классы и свойства. Аллотропия

Астрономия в школе раньше

Предмет «астрономия» в школе был введён ещё в царской России Петром Великим. Тогда наука о небесных телах была обязательной в технических учебных заведениях.

В 19 веке в Российской империи астрономия объединялась с курсом физики в программе среднего школьного образования.

В Советском Союзе астрономия преподавалась по идеологическим соображениям — считалось, что астрономические познания привьют учащимся научное мировоззрение и уменьшат распространение религии. Кроме того, роль играла начавшаяся космическая гонка.

Но уже к концу существования Советского Союза преподавание астрономии в школе сошло на нет — во многом из-за экономического положения в стране и недостатка денежных средств. 

В 1993 году в российских школах отменили астрономию, убрав её из списка обязательных предметов. Но наука о небесных телах осталась на уровне факультативных дисциплин — её продолжили изучать в отдельных учреждениях. 

<<Форма демодоступа>>

Экспериментальная и теоретическая физика

Теоретическая и экспериментальная физика гармонично сосуществуют вместе. Дело в том, что для постановки гипотезы требуется либо наблюдение, либо теоретическое обоснование. Каждая теория нуждается в проверке и подтверждении, поэтому на помощь в этом случае приходит эксперимент. В то же время любая экспериментально доказанная закономерность должна найти своё отражение в теоретическом знании. Чтобы доказать, что эксперимент был проведён правильно, нужно соблюдать общие научные принципы и законы, руководствоваться ресурсами научного знания. Отделение этих сфер – вопрос сложный, но он отпадает если рассматривать оба направления как этапы в изучении чего-либо. Например, если есть теория – её проверяют, если есть практика — её фиксируют в теории. На основе этих доводов и теория, и эксперимент составляют структуру физического знания.

Для проведения эксперимента требуется детальная и преждевременная подготовка условий. Благодаря этому способу наука позволяет открыть новые объекты, закономерности, явления или найти подтверждение ранее озвученных фактов и теорий. Считается, что доля экспериментального открытия новых знаний в физике превышает другие виды получения знаний – например, именно так был открыт фотографический эффект. Иногда известные закономерности и вовсе не описываются теоретически.

Примечание

Квантовая механика может служить примером той области знаний, в которой теория и практика вошли в противоречие. Теоретическая физика излучения отвергала учение о квантах, а гипотеза Планка вызывала критику. Тем не менее экспериментально доказанное значение этой области науки свидетельствуют об обратном.

Теоретическая физика, в свою очередь, помогает выявить общие закономерности, сформировать из существующих доказанных знаний законы, сделать прогноз на развитие (причём это касается как известных объектов и явлений, так и пока что неизведанных). Проверить теоретическое знание можно посредством эксперимента.

Как подготовиться к ЕГЭ по физике?

Сначала определитесь с целью. Если ребёнку требуется только сдать государственный экзамен — это одно. А если хочется реально понимать физику, то необходима иная стратегия подготовки. 

В первом случае — монотонно решайте тесты. Если задача состоит в том, чтобы сдать экзамен и забыть про физику, то такой подход сохранит силы и энергию. 

Во втором случае — метьте на олимпиады. Фишка в том, что олимпиадные задачи по физике — это в большинстве случаев сложные задачи по школьному курсу. Для написания олимпиад по физике не требуются дополнительные знания. Скорее, нужно научиться видеть альтернативные подходы и методы решений.

Если хотите по-настоящему понимать физику, фокусируйтесь на олимпиадных задачах и участвуйте в конкурсах. А за решение непосредственно тестов ЕГЭ можно взяться гораздо позже.

Даже если вы ничего не займёте на олимпиаде — сам факт участия и подготовки даст огромную базу. Структура ЕГЭ и задачи госэкзамена покажутся легче. Я рекомендую начинать участвовать в интеллектуальных конкурсах уже с седьмого класса. Это развивает голову во всех направлениях. 

Какие новые предметы введут в школе в 2021-2022 годах

В предстоящем учебном году ряд школ коснутся существенные изменения. В программу будут введены новые предметы. Перемены коснутся только нескольких подмосковных учебных заведений, остальным школьникам можно не волноваться из-за обновления дисциплин.

Введены в 2021 году будут только дополнительные предметы, для которых выделяется 10 часов в неделю. К новым дисциплинам будут относиться:

  • финансовая грамотность — школьников обучат управлять активами и сбережениями;
  • программирование — на профессиональном уровне ученики 7 класса будут изучать языки программирования, научатся создавать программы, сайты, приложения;
  • кибербезопасность — в рамках предмета разбираются различные преступления, происходящие в сети, дети получают информацию о том, как защитить себя от незаконных действий;
  • олимпиадные задания — решение сложных задач, с которыми школьники сталкиваются во время олимпиад.

Проводить уроки по дополнительным новым предметом будут не учителя школ. Государство планирует выделить практикующих специалистов в каждой области. Это позволит лучше погрузиться в изучение дисциплины. Также эксперт отрасли сможет на конкретных примерах разобрать ряд вопросов.

Сейчас у школ есть право выбора по введению дополнительных предметов. Одновременно все 4 дисциплины вводить в учебном учреждении не потребуется. Однако уведомить министерство образования о своем выборе необходимо заранее.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический  Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

Четырехугольники

Про четырехугольники мы много говорим на уроках в школе: прямоугольник, квадрат, ромб.

Но говорим о них не в общем случае, как для треугольников (такие вещи, как теорема синусов, косинусов), а можем формулировать только какие-то свойства для определенных видов четырехугольников.

Четырехугольникам лучше уделить побольше времени — у каждого из них есть особые свойства, которые не пригодятся для других фигур. Поэтому каждый четырехугольник лучше внимательно изучить на уроке или почитать в наших материалах:

  • площадь фигуры
  • периметр фигуры
  • площадь прямоугольника
  • периметр прямоугольника
  • площадь квадрата
  • периметр квадрата
  • параллелограмм
  • прямоугольный параллелепипед.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector