Есе: що це таке, як написати і як не наробити помилок

План (структура) эссе

Как написать эссе? Казалось бы, что может быть проще изложить на бумаге свои мысли по какому-либо вопросу. Но пишущий эссе человек, как правило, сталкивается с некоторыми затруднениями в составлении структуры (плана) эссе.

Написание эссе должно начинаться с некоторых важных аспектов:

Стиль изложения эссе, должен быть подкреплен собственными эмоциями, мнением и виденьем автора;
Четко должен быть обозначен предмет материала

Поставлен вопрос или обращено внимание читателя на объект текста в вступлении и сделаны выводы по нему же в заключении;
Правильная расстановка «вопроса – ответа» в абзацах, гармоничные и плавные переходы между ними.. Как и любой текст, эссе имеет свой «скелет»

Структура эссе должна быть следующая:

Как и любой текст, эссе имеет свой «скелет». Структура эссе должна быть следующая:

  1. Тезисная постановка мысли автора или вопроса (объекта);
  2. Аргументирование поставленных вопросов.

Аргументировать поставленный вопрос, проблему или описываемый объект нужно любым образом: историческими фактами, наблюдениями, цитатами из статей или научных работ и аналогичными способами.

Следуя из вышесказанного эссе приобретает следующий план:

План эссе:

  1. Введение;
  2. Тезис и его аргументы;
  3. Тезис и его аргументы;

Так же следует помнить, что эссе отвечает на вопрос поставленный в самом начале. И необходимо придерживаться этого по ходу написания всего текста.

Например, если вы пишите эссе га тему какой-либо проблемы, то ответом должен служить вывод о том, как ее избежать в следующий раз и какие выводы стоит сделать. Или, если эссе о каком-либо событии, то ответом будет то, к чему оно привело и нужно ли его повторять.

Анализ

Это эссе довольно близко соответствует стандартному аналитическому плану эссе. Он начинается с введения, где я решил использовать цитату, чтобы начать эссе. (Это стало моим любимым способом начать сочинение в старшей школе, потому что, если я не был уверен, что сказать, я мог бы передать работу на аутсорсинг и найти цитату, относящуюся к тому, о чем я буду писать.) Цитата в этом эссе не имеет отношения к обсуждаемым мною темам, насколько это возможно, но это все же немного другой способ начать эссе и может заинтриговать читателей. Затем я расскажу немного о Гроздья гнева и его темы, прежде чем закончить вводный абзац моим тезисом: что Стейнбек использовал литературные приемы во вставочных главах, чтобы показать, насколько это было у грубых мигрантов.

Каждый из четырех основных абзацев отформатирован примерно одинаково: вступительное предложение, объясняющее то, что я буду обсуждать, анализ этого основного момента и как минимум две цитаты из книги в качестве доказательства.

Мое заключение повторяет мой тезис, резюмирует каждый из четырех пунктов, которые я обсуждал в основных абзацах, и заканчивает эссе кратким обсуждением того, как работы Стейнбека помогли познакомить мир читателей с несправедливостью, с которой мигранты столкнулись во время пыльной чаши.

Что дает этот пример аналитического эссе? Для начинающих, в нем есть все, что должно быть в сильном аналитическом эссе, и его легко найти. В тезисе четко излагается, о чем будет написано эссе, первое предложение каждого основного абзаца вводит тему, которую он охватывает, а в заключении четко резюмируются все основные моменты. В каждом из основных абзацев есть анализ, а также несколько отрывков из книги, чтобы придать легитимности моим тезисам.

Кроме того, эссе хорошо помогает всесторонне рассмотреть проблему, затронутую в диссертации. Обсуждаются четыре способа использования Стейнбеком литературных приемов, и для каждого из примеров приводится и анализ, чтобы читатели могли понять, почему Стейнбек включил эти устройства и как они помогли сформировать взгляды читателей на мигрантов и их тяжелое положение.

Где можно улучшить это эссе? Я считаю, что самый слабый абзац основного текста — это третий абзац, в котором обсуждается, как Стейнбек использовал простой, грамматически неправильный язык, чтобы точно описать мигрантов и сделать их более понятными для читателей. В абзаце пытаются затронуть обе эти причины, и в результате он оказывается несколько несфокусированным. Было бы лучше сосредоточиться только на одной из этих причин (вероятно, как это сделало мигрантов более привлекательными), чтобы быть более ясным и эффективным. Это хороший пример того, как добавление новых идей к эссе часто не улучшает его, если они не работают с остальной частью того, что вы пишете. Это эссе также может объяснить отрывки, которые включены больше, и то, как они соотносятся с высказанными соображениями. Иногда их просто бросают в эссе в надежде, что читатели установят связь между примером и анализом. Возможно, это особенно верно в отношении второго основного абзаца, в котором обсуждаются сходства с библейскими отрывками. Дополнительный анализ котировок укрепил бы его.

Готовое эссе на тему «Дружба»

Никто не может похвастаться тем, что у него нет друзей, и он счастлив по-настоящему. Такого не может быть по той причине, что человек испытывает счастье только относительно кого-то, находящегося рядом с ним.

Ведь если ты один на всей планете, то никто тебя не порадует, никто не скажет доброго слова, не обнимет крепко и не улыбнется.

А ведь это и есть настоящее счастье, когда ты кому-то нужен, для кого-то ты являешься другом.

Сегодня проблема дружбы как никогда актуальна, ведь многие закрылись в своих комнатах, изолировались от внешнего мира наедине с собой.

Поэтому я хочу поразмышлять о том, как дружить, когда друг далеко.

Один исследователь выразился, что дружба является главным ключиком к счастью.

Жить без друзей невозможно. Интересно, что другом может быть кто угодно, будь то человек или животное.

В чем же основное качество друга?

Главное, что друг может тебя выслушать и понять. Ну или даже если не понять, то просто даст тебе возможность выразиться, поделиться своими чувствами и эмоциями.

Друг никогда не будет перебивать тебя и навязывать свою точку зрения. Потому что он уважает твои взгляды и твое мнение. Даже если он с этим не согласен.

Друг просто скажет, как бы он лично поступил в той или иной ситуации. И сделает он это по-доброму, не на повышенных томах.

Когда я мог общаться с одноклассниками, я даже не замечал, как у меня много друзей. Мы просто общались, куда-то вместе ходили.

А сейчас, когда мы далеко друг от друга, я понял, что дружба для меня очень важна.

Получается, что дружба для меня это то, что делает меня личностью.

Правила написания эссе

  1. Формальное правило лишь одно – эссе должно иметь заголовок.
  2. Допускается произвольная внутренняя структура. Учитывая, что эссе является малой формой письменной работы, не обязательно повторять выводы, которые могут содержаться в основном тексте или заголовке.
  3. Формулировке проблемы вполне может предшествовать аргументация, а сама формулировка может быть тождественна окончательному выводу.
  4. Эссе не стоит загромождать служебными деталями типа: «я расскажу о том-то и том-то» или «я определил то-то и то-то», как, например, часто делается в рефератах. Вместо этого лучше уделить больше внимания раскрытию темы.

Особые стратегии написания

Если вам кажется, что ничего из вышеперечисленного не помогает, не паникуйте. Я припрятал для вас особые стратегии. Вот они:

  • писать вступление последним. Вступление необязательно писать первым. Если у вас уже сложился основной текст, начинайте с него. Вступительную часть сможете потом подстроить;
  • работайте над идеями. Если вы теряетесь и не знаете, с чего начать, просто записывайте все идеи, которые приходят в голову. Потом выберете то, что подходит. Это точно работает;
  • не бойтесь корректировок. Хорошие тексты не пишутся сходу. За ними стоят многочисленные корректировки. Перечитывание поможет найти ошибки, описки, неточности, нарушение логики и т. д;
  • дайте кому-нибудь почитать написанное. Взгляд со стороны укажет на моменты, над которыми стоит поработать получше. А в процессе обсуждения вы найдете новые решения. Двойная польза.

Порядок написания эссе: структура

Структура эссе

Теперь давайте конкретно поговорим, как написать эссе и что в нем писать. Вот примерная структура, как пишется материал:

1. Вступление

О нем мы уже говорили выше. Указанные советы помогут вам начать текст правильно. В первой части не стоит писать много. Достаточно рассказать, какую проблему вы хотите решить. Вступление делается на пару предложений, пишите в общих чертах. Либо задайте вопрос читателю.

2 и 3. Основные и дополнительные причины

В этих частях вы должны показать, что разбираетесь в теме

Важно соблюдать баланс. Например, во второй части вы раскроете причины, которые поддерживают четвертую часть

Пусть это будут аргументы «За». Ну а третья часть будет раскрывать аргументы против.

4. Развязка

В этой части вы должны указать определенное утверждение. Это должно быть что-то из 2 и 3 части. Добавьте что-то лично от себя

Это важно, чтобы эссе было именно вашим. И не забудьте про утверждения

В основном это самая большая часть из материала. В ней снова перечисляются факты, подтверждаемые цитатами. Понятно, что писать вы должны только то, что относится к вопросу.

5. Заключение

Оно тоже должно быть небольшим. В нем делается вывод из всего текста. Это общий вывод из всего эссе.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3

Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть

В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Затем следует перечитать план, убедиться в том, что каждый пункт находится на своем месте и достаточно детализирован.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

  1. Вступительная часть

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д

важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме

  1. Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

План написания

Наш план — 7 простых шагов, которые помогут сориентироваться в написании и понять, с каких слов начать эссе:

Подумайте над первым предложением, заинтересующим читателя

Это важно: не все готовы уделить время информации, которая им неинтересна и не решает их задачу. Читатель должен сразу понять, о чем речь.

Такие «крючки» найти непросто, но они гарантируют высокую оценку. Это малоизвестный факт, оригинальная статистика, «хайповая» информация (вроде феминизма, бодипозитива, прививок и т. д). Можно словами создать яркую картинку.

  1. Подведите к сути. 2-е и 3-е предложения должны служить связкой между 1-м, главным, и остальной частью. В них нужно развивать мысль из первого предложения, расширять контекст. Создайте плавный переход, а не переход с трамплином.
  2. Теперь расскажите, о чем эссе. Собираясь его писать, вы ставили перед определенную цель: не просто что-то сообщить, но выразить свое мнение, в чем-то убедить, раскрыть какой-то секрет. Поделитесь этим с читающим, чтобы он принял решение остаться (или уйти).
  3. Обрисуйте структуру. Это поможет вам сохранить логику повествования, сделает работу понятной и целостной. Имея представления о структуре, вы не рискуете что-то забыть. Только вы должны видеть структуру, а читающий — гладкий и четкий текст.

Если тема эссе простая и не требует сосредоточенности, конкретики, то над структурой можно и не думать. Спонтанность — залог отклика и открытий.

  1. Сформулируйте основное положение. Как и в случае со структурой, если есть необходимость и желание. Это всего одно предложение, лаконично и емко описывающее основной посыл. Иногда основное положение обязательно (зависит от специальности). Этим положением завершают первый абзац.

На основе анализа данных о демографической ситуации, в этом эссе будут рассмотрены варианты повышения уровня рождаемости.

  1. Определитесь с тоном сочинения. Стиль письма — основной фактор, влияющий на привлекательность вашего текста в глазах читателя. Пишите просто и понятно, постарайтесь установить связь с читателем, говорить с ним на одном языке.
  2. Сокращайте. Ориентируйтесь на максимально короткое вступление. Напишите все, что вы хотите сказать. Перечитайте. Сократите написанное на треть. Перечитайте. Возможно, вы найдете места, в которых можно написать проще и короче. Так и сделайте.

Коротко — не значит сухо. Ваш текст должен дышать, но быть емким, цепляющим и живым.

Распространенные ошибки при написании эссе

Существует ряд недочетов, которые обычно допускают авторы:

  • подмена жанра;
  • отход от темы;
  • стиль произведения не соответствует письменному высказыванию, которое должно включать элементы рассуждения;
  • аргументы не соответствуют сформулированному тезису;
  • аргументация повторяется в процессе высказывания собственного и чужого мнений;
  • отсутствует развернутая аргументация;
  • некорректная формулировка контраргументов;
  • отсутствие описания проблемы в начале эссе и вывода в конце;
  • неверное деление текста на абзацы;
  • ошибки, связанные с логикой рассуждений;
  • отсутствие или неуместное использование средств логической связи;
  • лексические, грамматические, орфографические ошибки;
  • пренебрежение требованиями к объему работы.

Существует ряд причин, по которым подобные ошибки совершают авторы:

низкий уровень коммуникативной компетенции;
отсутствие знаний различных видов речевой деятельности;
неумение использовать разные стратегии извлечения информации из источников;
отсутствие компенсаторных навыков;
недостаточный культурный кругозор и невысокий уровень когнитивных способностей;
неумение концентрировать внимание и отсутствие стрессоустойчивости.

Научиться писать качественные эссе достаточно просто, если воспользоваться полезными советами:

  • заранее определить личное отношение к тому или иному вопросу по теме;
  • сделать выбор в пользу соответствующего стиля;
  • активно пользоваться речевыми моделями и формулами, следовать принципам логики, приводить примеры;
  • делить текстовую информацию на отдельные абзацы;
  • использовать не только простые, но и сложносочиненные предложения, а также приемы логической связи, лексические и грамматические средства для выражения мыслей автора;
  • в завершении работы необходимо выполнить внимательную проверку эссе, исходя из таких критериев, как корректность формулировок, соблюдение формата и стиля, логичное деление текста на абзацы, правильное употребление средств и слов.

Основная часть

Продолжаем оформление сочинения по литературе по образцу. В основной части автор приводит аргументы, чтобы раскрыть тему и обосновать личное мнение по данному вопросу. Кроме собственной точки зрения лучше упомянуть мысли значимых людей: известных писателей, ученых и других выдающихся личностей. Если приводите цитаты, пишите фразу в кавычках. Обязательно сошлитесь на источник литературы. Это можно сделать по ходу, упомянув автора речи в самом предложении. Например, «По мнению Александра Сергеевича Пушкина…». Дальше следует ссылка на информационный источник. Если вы ставите ссылку в тексте, используйте круглые скобки. В них укажите название и автора книги, год издания, страницы, с которых вы взяли фразу. Можно упростить задачу и сослаться на учебник в квадратных скобках. Тогда останется указать лишь номер источника из библиографического списка и страницы. Этот вариант целесообразен при наличии большого числа ссылок.

Итак, как оформляется эссе по образцу? Автор перечисляет тезисы, предоставляет аргументы, делает пояснения, приводит примеры. Если разбиваете сочинение на разделы, в конце каждого делайте вывод.

Что такое эссе

Эссе представляет собой прозаическое сочинение, отличающееся небольшим объемом и свободной композицией. В произведении автор выражает собственные впечатления и мысли относительно конкретного повода или вопроса, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Согласно «Толковому словарю иноязычных слов» Л.П. Крысина, эссе является очерком, в котором трактуются какие-либо проблемы в свободной форме. «Большой энциклопедический словарь» определяет эссе, как один из жанров философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы. В нем автор излагает в непринужденной форме, ориентированной на разговорную речь, свою индивидуальную позицию. 2021

Как и у любого литературного жанра, у эссе есть специфические особенности. К некоторым признакам данного произведения можно отнести:

  • конкретика в выборе темы;
  • выражение субъективного мнения автора по какому-то вопросу;
  • предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо;
  • содержание основано на мировоззрении, мыслях, чувствах автора.

Создателем жанра считается М. Монтень, автор произведения «Опыты», опубликованного в 1580 году. В последнее время эссе пользуется большой популярностью. Подобные сочинения нередко предлагаются в качестве заданий учащимся средней школы, техникумов, ВУЗов. Авторы участвуют в конкурсах разного уровня, демонстрируя талант и профессионализм в данном направлении. Опыт, полученный в результате такой работы, будет полезен в будущем, поможет активно развивать собственные коммуникативные навыки и умение грамотно излагать мысли с помощью:

  • подбора четких формулировок;
  • структурирования информации;
  • использования основных понятий;
  • выделения причинно-следственных связей;
  • иллюстрации опыта по средствам конкретных примеров;
  • аргументации выводов.

Наиболее актуальная тема для молодых специалистов — «Будущая профессия». Исходя из качества сочинения о карьере, будущие работодатели оценивают уровень мышления, наличие творческих способностей, энтузиазм и потенциал кандидата. Наиболее эффективный способ написать хорошее эссе — излагать мысли прямо и откровенно, быть честным перед самим собой.

Сочинение-рассуждение про Мир

Что такое мир? Жить в мире — это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально

Ведь ни одна война не обходится без смертей.

И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и между собой.

Война – понятие, не придуманное животными. Это исключительно человеческий фактор. Ведь любая война происходит в силу человеческой алчности, жадности или для самоутверждения личности правителя.

Яркими примерами могут быть Гитлер или Наполеон. Разрушая собственную гармонию, ломая мир, они мечтали поработить Землю. Добились ли они счастья? Удовлетворились ли войной? Нет.

Это были сильные личности, и не нарушая мира, оставаясь правителями своих стран, могли добиться уважения и признания среди своих наций, войдя в историю, как великие люди, развивавшие свои страны. Но разрушение мира разрушило их жизни. На крови никогда не будет пользы, затеявшему войну.

Никто не знает, есть ли на Земле Бог, но что-то сверху всегда покарает того, кто разрушает мир на планете, кто виноват в смертях людей. Сохранить мир на Земле — вот истинная цель всего человечества, которая должна быть неоспоримой аксиомой для каждого.

Что такое мир? Мир – это счастье всего человечества.

Мир – это сам человек, и все, что его окружает, и образ жизни, состояние всего и каждого. Состояние великое и, не всегда достижимое.

Что такое эссе

Эссе (от французского essai — попытка, проба, очерк) является литературным жанром прозаического сочинения, которое отличается небольшим объемом и свободной композицией.

В эссе автор делится с читателем индивидуальными впечатлениями и соображениями относительно какой-либо темы, не претендуя на исчерпывающее изучение вопроса. Эссе предполагает субъективное выражение мыслей в любой степени. При этом нет необходимости освещать тему полностью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Эссе является популярным художественно-публицистическим жанром, который активно используется и имеет важное значение в современной печати и литературе. Ключевая роль отводится оригинальному мышлению автора, а фактам — второстепенная

Писатель может рассуждать на любые темы, демонстрируя свои интеллектуальные и эмоциональные способности. Из-за отсутствия ограничений конкретным стилем и шаблонов автор может использовать свой слог, любые выражения и все краски языка.

Отличие эссе от сочинения

Сочинение представляет собой разновидность письменной работы, в которой автор рассуждает, анализирует, излагает собственные мысли и чувства, исходя из выбранной тематики. Эссе и сочинение отличаются целью и методикой написания. Сочинение призвано решить следующие задачи:

  • совершенствование навыков письменной речи;
  • корректное формулирование собственных впечатлений относительно какого-либо вопроса;
  • исследование фактов;
  • изложение собственных мыслей;
  • логическая последовательность рассуждений;
  • обобщение выводов.

Эссе является видом сочинения-рассуждения, который предполагает творческий подход к осмыслению темы. На первое место в эссе ставят мысли писателя. Автор выражает собственный взгляд на проблему, предлагает варианты ее решения, основываясь на опыте. Для эссе характерны риторические вопросы, предположения, фразеологизмы, что придает произведению выразительный характер. В заключении не обязательно должен быть вывод. Для сочинения предусмотрен определенный план:

  1. Введение с сутью вопроса.
  2. Основная часть с глубоким и последовательным описанием мыслей.
  3. Заключение с логичным выводом.

В отличие от сочинений, эссе не требует четкого плана и формы написания. Другие особенности:

Стилистика. В эссе автор может ярко выражать собственное мнение и нестандартно мыслить. Сочинение предполагает лишь анализ литературного произведения.
Объем. Сочинение, как правило, объемнее, чем эссе.
Композиция. Эссе пишется произвольно и побуждает читателей к рассуждению

Для сочинения важно соблюдать требования к структуре и алгоритм написания.

Полезные советы

Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.

Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.

Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.

Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.

Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.

Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Изображения: Shakuro Graphics / Dribbble

# 4: Найдите выдержки или доказательства, подтверждающие ваш анализ

Теперь, когда у вас есть основные моменты, вам нужно их подкрепить. Если вы пишете статью о тексте или фильме, используйте отрывки / отрывки из них в качестве основного источника доказательств. Если вы пишете о чем-то другом, ваши доказательства могут быть получены из различных источников, таких как опросы, эксперименты, цитаты из знающих источников и т. Д. Здесь подойдут любые доказательства, которые будут работать для обычной исследовательской работы.

В этом примере я процитировал несколько отрывков из Гроздья гнева в каждом абзаце, чтобы поддержать мой аргумент. Вы должны иметь возможность подкрепить каждое свое заявление доказательствами, чтобы иметь сильное эссе.

Эссе для ЕГЭ

Мини-сочинение обязательно входит в задания Единого государственного экзамена по русскому языку, литературе. Больше всего к жанру эссе приближается письменный ответ, который надо дать на 29-е задание КИМ по обществоведению:

В демоверсии КИМ содержатся и критерии оценивания эссе. На сегодняшний день их три:

  1. Степень раскрытия смысла высказывания (К1) – проверяющий должен увидеть, что идея понята правильно.
  2. Использование при раскрытии темы соответствующего понятийного и терминологического аппарата (К2) – тема излагается на основе общепринятой научной базы и терминологии.
  3. Качество аргументации (К3) – все факты, данные и т. д., должны быть достоверными. Примеры, подтверждающие выдвинутый тезис, могут быть почерпнуты из личного опыта.

К1 – главный из критериев оценивания эссе по обществоведению. Если высказывание понято неверно или его идея не раскрыта, за сочинение суммарно выставляется 0 баллов.

Именно требование блока К1, которое, по сути, сводится к необходимости «перевести с русского на русский» предложенный для анализа афоризм, обычно вызывает сложности. Как правило, любое из высказываний посвящается:

  • роли (кого или чего);
  • сущности…;
  • единству…;
  • взаимосвязи…:
  • отношению…
  • противоречивости…

Эти базовые проблемы и надо «примерять» к отрывку – одна из них обязательно подойдет – и начинать эссе, используя речевые клише:

  • Великий (русский, французский, английский и т. д. писатель, экономист, социолог, учетный, философ и т. п.) Имя Фамилия в своем высказывании выражает отношение к… Он считает, что…
  • Высказывание (кого?) открывает простор для размышлений о роли … в жизни общества/человека. Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь…

Как вариант можно перефразировать цитату, используя научную терминологию:

Смысл высказывания (кого? и обязательно добавить сферу его деятельности, научных интересов – это демонстрирует эрудицию) я вижу в том, что…

Для написания основной части эссе на ЕГЭ идеальной схемой считается ПОПС-формула (позиция – объяснение – пример – суждение).

В общем, при написании эссе на экзамене главное – не забывать о критериях оценивания и следовать шаблонам аргументации.

Образец эссе

Эссе является отличным способом тренировки структурированного мышления. Это ценное качество пригодится в профессиональной деятельности любому современному специалисту. Творческие люди с помощью практики в популярном жанре учатся управлять потоком сознания и развивают воображение. Главное при написании эссе — сформулировать мысль и качественно ее аргументировать, что обязательно пригодится человеку в работе, учебе, личной жизни. Грамотная и конструктивная формулировка мыслей является важным коммуникативным навыком, с помощью которого автор взаимодействует с собеседником.

2- Мораль

Очерки по вопросам морали охватывают широкий круг дилемм, включая вопросы, касающиеся обращения с людьми и животными. Эти темы идеально подходят для аргументированных эссе, поскольку они спорны.

Наиболее распространенные моральные проблемы:

— Нужно ли использовать животных для тестирования косметики и лекарств?

— Правильно ли покупать товары из стран, поддерживающих детский труд?

— Имеют ли пациенты право на самоубийство (эвтаназию)?

— Уместна ли выставка произведений искусства, изображающих обнаженные тела, в музеях, рассчитанных на любую аудиторию?

— Верующие моральнее атеистов? Зависит ли мораль от религии?

— Дает ли свобода слова людям право направлять злые слова в адрес других людей или ситуаций?

— Заслуживают ли смертной казни люди, совершающие чудовищные преступления?

Структура эссе и план

Как и любое сочинение, эссе легче и правильнее писать по плану. Но не надо его раздувать до пунктов и подпунктов. Достаточно сделать три важные структурные единицы:

  • титульный лист;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы.

Вот и все пункты.

Приведу пример. Дана тема: написать эссе «Как я выиграл миллион».

План эссе

Вступление…3

Пошаговая инструкция выигрыша миллиона…4

Заключение…9

Список литературы…10

Все.

Можно слегка расширить план, добавив в основную часть аргументацию.

Вступление…3

1. Зачем мне нужен был миллион…4

2. Пошаговая инструкция моего выигрыша миллиона…6

3. Что я не учел…8

Заключение…9

Список литературы…10

Как видим, у нас есть вступление, в котором может быть представлена некая гипотеза, а слабо ли мне выиграть, если я сделаю так или так.

Затем мы перешли к тому, зачем мне вообще это надо-то, миллион какой-то.

И когда мы подробно написали все свои шаги навстречу к заветной деньге, мы аргументируем, что да, дескать, этот прием-таки работает в действительности.

В заключении мы подводим итоги и добавляем, что гипотеза-то подтвердилась (ну или не подтвердилась, увы)!

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 


‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.


‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector