Что выбрать

Выбор пути

После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

  1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
  2. Второй вариант: поступление в магистратуру. Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью. В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.
  3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры — еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Виды учебных программ

Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.

Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.

Прикладная

Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.

Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.

Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве

Академическая

Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.

Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства. 

При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.

Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.

Диплом бакалавра и трудоустройство

Чтобы оценить шансы на получение престижной должности или вообще работы, нужно обратиться к статистике. Исследование проводил портал, который предоставлял опросы компаниям, ищущим молодых специалистов. Интересные цифры: 

  1. 45% работодателей все равно на степень образования сотрудника. Они оценивают практические знания, быстроту принятия решений, ответственность и стремление. Стоит отметить, что и бакалавр тоже требуется не так часто. Некоторым сотрудникам в работе понадобятся знания, которые нельзя приобрести в ВУЗе. 
  2. 57% опрошенных работодателей сделали заявление, что откровенно не видят различий между дипломами бакалавра, специалиста, магистра. А знания сотрудников с разными степенями и вовсе не отличаются, что проверено на практике. 
  3. Хорошая новость для тех, кто не желает поступать в магистратуру – 79% опрошенных считают, что диплома бакалавра достаточно для получения должности. Легче всего устроиться на работу в банк или другие учреждения, связанные с финансами. 92% работодателей охотно связываются с бакалаврами. Из сферы управления это 90%. В строительной сфере только 54% ценят знания, полученные на бакалавриате. 
  4. 69% работодателей поделились мнением о том, что они возьмут на одну должность как бакалавра, так и магистра. Чем больше компания – тем меньше равны сотрудники с разными дипломами. В небольших организациях шансы равны. 

Большинство работодателей нейтрально или отрицательно оценили переход на многоуровневую систему

А в специальностях, которых нет в списке «закрытых» для бакалавров важно проявить знания, а не предъявить диплом «магистра». 

Куда не возьмут бакалавров

Многим работодателям важно наличие диплома без подробностей о пройденных ступенях. Но в некоторые сферы просто не попасть без звания «магистр»

Какие профессии входят в перечень «закрытых» для бакалавров: 

  1. Преподаватель в ВУЗе обязан иметь диплом магистра или специалиста, не ниже. Ограничение не касается педагогов школ и других учебных учреждений, не имеющих статут высших. В профессорско-преподавательском составе должны находиться сотрудники, которые прошли специалитет или магистратуру по своему профилю. Закончить бакалавриат и пройти следующую ступень по другому направлению не удастся. Если преподаватель хочет вести научную деятельность в заведении – он тоже обязан получить оконченное высшее образование. 
  2. Государственный служащий. Тем, кто занимает должности в министерстве или комитете тоже нужно иметь диплом магистра или специалиста. Все депутаты обладают знаниями, которые дают при получении полного высшего образования. 
  3. Чтобы статья судьей, необходимо соответствовать целому перечню требований. В него входит отсутствие судимости, стаж работы в государственной структуре по специальности, возрастное ограничение. В любом случае судья обязан иметь квалификацию «магистр». Бакалавр также должен быть пройдет по направлению подготовки «Юриспруденция». 

В первом пункте есть исключение для преподавателей. Но стоит отметить, что педагоги даже внешкольных учреждений идут доучиваться, чтобы получить документ со словом «магистр», выполняя требования начальства. Если в планах нет преподавания в ВУЗе, следует уточнить у работодателя, насколько важна для него ступень образования.  

Что такое бакалавриат и специалитет?

Специалитет — традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию «дипломированный специалист». При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

Бакалавриат — это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию «бакалавр» и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

И на бакалавриат
, и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

Отличия от специалиста

Проще перечислить, что у бакалавра и специалиста общего (список получится более коротким). Обе ступени относятся к первому высшему. В обоих случаях поступить на курс можно, только окончив 11 классов общеобразовательной школы или ссуз. В остальном больше отличий, чем схожих качеств.

  1. Длительность учебного процесса. Для бакалавра это 4−4,5 года против 5−6 лет на специалитете.
  2. Дальнейшее обучение. Поступление после бакалавриата в магистратуру рассматривается образовательным законодательством, как этап непрерывного процесса учебы. Для специалиста же это второе высшее. Зато ему не нужно становиться магистром, чтобы поступать в аспирантуру.
  3. Болонская система действует в большинстве стран мира, а специалитет сохранился в немногих государствах. С первым дипломом при условии его нострификации можно трудоустроиться практически в любой точке мира. Специалисту придется подтверждать квалификацию или проходить обучение заново.

Магистратура и бакалавриат — чем они отличаются?

Две ступени образования даже тогда, когда они предполагают равные права при приеме на работу, непохожи по сути. Отличие бакалавриата от магистратуры заключается в том, что:

  1. На место бакалавра может претендовать абитуриент со свидетельством о полном школьном образовании, а в магистратуру его возьмут только после прохождения степени бакалавра.
  2. Средний срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратура занимает 2 года.
  3. Зная ответ на вопрос, бакалавриат и магистратура – что это такое, нетрудно догадаться, что на первом этапе можно получить одну специализацию, а на втором – сменить ее на другую при желании.
  4. Попасть в аспирантуру может только студент, имеющий за плечами академическую степень магистра.

Уровни высшего профессионального образования в России

Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.

Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.

Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.

Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.

Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.

Бакалавриат

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.

Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.

Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.

Специалитет

Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.

Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.

Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.

Магистратура

Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.

Что такое бакалавриат и специалитет?

Специалитет – традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию «дипломированный специалист». При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

Бакалавриат – это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию «бакалавр» и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

И на бакалавриат, и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат — это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом. Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр — это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет — выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам — это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Главные отличия

До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.

Бакалавриат и магистратура это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.

Бакалавр это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.

Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной профессии, и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.

Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.

Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:

  1. Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
  2. Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по специальности, которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
  3. Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
  4. Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.

Таким образом, бакалавр и магистр это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.

Какие у белорусского высшего есть трудности

Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.

Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:

Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.

Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.

Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы

При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.

Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.

Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям

Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.

Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.

Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.

Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).

Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.

Что значит магистратура и бакалавриат?

Два этих термина объединяет то, что они означают освоение определенного уровня государственной образовательной программы. Первый шаг к новой схеме был осуществлен в 1997 году, когда были приняты поправки к Болонской конвенции, вводящие двухуровневую систему обучения. Они пришли из США, где носят названия undergraduate education и graduate education. На примере Америки можно рассказать о преимуществах такого образования:

  1. Оно дает право сменить специализацию, если предыдущая наскучила.
  2. Понимая, кто такой бакалавр, потенциальный работодатель предпочтет его человеку со специалитетом, потому что его проще обучить с нуля.
  3. Студенчество, стипендия, проживание в общежитии и другие гарантии продлеваются еще на несколько лет.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр — это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия дипломов бакалавра, магистра и специалиста

Различия бакалавров, магистров и специалистов не только в том, что у них написано в дипломе.

На разных ступенях студенты получают различные знания, которые по-разному применяются.

Нередко встречаются случаи, когда по смышлености и образованности магистр не превосходит бакалавра. Но это говорит о том, что он не получил ничего от последней ступени образования, кроме документа об ее прохождении. 

Что учат студенты по программам: 

  • бакалавры 4 года изучают азы своей специальности. На первом и втором курсе студенты не углубляются в специальность, как на третьем и четвертом, а также проходят курс «общих» предметов, которые могут не относиться к профессии. Третий год – преддипломный. Количество часов специальности увеличивается. Практика в зависимости от специальности начинается на втором или третьем году учебы. Практически весь 4 курс посвящен написанию дипломной работы, подготовке к государственным экзаменам и защите. Именно поэтому курс бакалавров считают несовершенным. Лишь 2 и 3 курс посвящены специальности, а далее все время уходит на написание одной работы. Это очень мало для овладения всей необходимой информацией; 
  • на специалитете первый и второй курс также посвящены изучению отдаленных предметов и введению в специальность. Далее студенты более углубленно изучают свою нишу два года. И уже пятый год обучения – написание работы; 
  • 2 года магистратуры – написание научного труда. В это время студенты берут достаточно узкую область и досконально изучают ее. Прохождение курса магистратуры подразумевает, что человек будет дальше заниматься наукой, расти в профессиональном плане, занимать руководящие должности.  

Различия между специалитетом и магистратурой 

В последние 2-3 года процент студентов, поступающих дальше после получения диплома бакалавра, вырос. Но за этот промежуток времени с разницей между специалитетом и магистратурой ознакомились не все. Основные различия: 

  • в магистратуру поступают после обучения на бакалавриате, по программе специалитета учатся после 11 класса; 
  • специалистами становятся спустя 5 лет обучения, магистрами – 2 года; 
  • магистратура направлена на углубление в узкой области, знания, полученные на специалитете, можно сравнить со знаниями бакалавров; 

Порядок присуждения степеней

Для получения ранга кандидата наук необходимым условием является сдача кандидатского минимума – экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Экзамены являются допуском к защите кандидатской квалификационной работы – диссертации.

Кандидатская диссертация – квалификационная работа, имеющая ценность для научной отрасли, представляющая новые практические научные достижения или разрешение теоретических научных проблем.

По основным идеям диссертации необходимо опубликовать несколько статей в научных изданиях (не менее двух публикаций).

На написание диссертации дается 3 месяца отпуска, если соискатель работает в научной организации.

Большинство претендующих на степень кандидата наук обучаются в аспирантуре – ступень первого уровня послевузовского образования. Аспирантуры есть при ВУЗах и научных организациях, причем в НИИ конкурс в разы меньше.

Срок обучения в аспирантуре составляет 3-4 года. Обучающимся в аспирантуре присваивают одну из младших научных должностей и возлагают преподавательские или другие обязанности.

Те, кто не хотят посвящать себя науке и преподаванию, имеют возможность защищать свою диссертационную работу в форме свободного соискательства – то есть самостоятельно сдавать экзамены и писать исследование без зачисления в аспирантуру.

По статистике из трех претендентов лишь один получает кандидатскую степень с первого раза. У многих получается защитить диссертацию только со второй или третьей попытки.

Докторская диссертация – квалификационная работа, представляющая собой важное научное достижение или решение научных проблем, имеющих большое политическое, экономическое, культурное значение для научного общества и государства в целом

Доктором наук может стать только тот, кто уже имеет кандидатскую степень

Для защиты докторской диссертации надо иметь не менее 10-15 публикаций по исследуемой теме.

Докторскую диссертацию может защищать только тот, кто уже имеет степень кандидата наук. Утверждает докторскую степень Президиум ВАК.

Для подготовки докторов наук существует аналогичная аспирантуре ступень послевузовского образования – докторантура. Обучение в докторантуре составляет также 3-4 года.

Свободное соискательство, без зачисления в докторантуру, тоже практикуется.

Учитывая высокий уровень требований, на степень доктора наук претендует гораздо меньшее количество соискателей. В основном это признанные «мэтры», посвятившие научной деятельности много лет.

Интересен факт, что отрасль, в которой ученый претендует на степень кандидата или доктора, не обязана совпадать с полученным образованием или ранее присужденной степенью.

То есть, закончив, к примеру, технический ВУЗ, вы можете получить степень кандидата юридических наук, а затем – доктора химических наук.

Присуждение ученой степени подтверждается квалификационным документом – дипломом.

Для сравнения, при награждении научным званием вручается аттестат о его присвоении.

Чтобы достичь присуждения степени, надо защитить диссертационную работу, отвечающую высоким требованиям.

Если вы собираетесь строить свою карьеру в науке, вам не обойтись без ученой степени – она подтверждает вашу квалификацию в научной отрасли, и в большинстве случае предшествует присвоению ученого звания.

Получение степени влияет и на размер заработной платы – ее обладателям полагается больший должностной оклад.

В последние годы получить титул, подтверждающий высокий уровень образования, стремятся также многие топ-менеджеры и руководители высшего уровня в государственных структурах – это повышает их кадровую ценность, в крупных компаниях растет спрос на сотрудников с такой квалификацией.

В этом видео вы узнаете, как нужно правильно писать диссертацию:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector