Московский государственный университет путей сообщения

Где можно получить профессию железнодорожника?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы повышения квалификации железнодорожника. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Получить профессию железнодорожника можно в любом учебном заведении России (независимо от уровня аккредитации), которое специализируется на подготовке квалифицированных работников железнодорожного транспорта. Выбор же учебного заведения целиком и полностью зависит от того, какую специальность вы хотите освоить. Например, чтобы стать специалистом по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта или электроснабжению железных дорог, то необходимо выбирать один из ведущих железнодорожных ВУЗов России, ТОП-5 которых выглядит следующим образом:

  • Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Забайкальский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения;
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
  • Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Если же вас прельщает романтика работы проводника или машиниста локомотива, то местом вашего обучения может стать один из лучших железнодорожных техникумов или колледжей России, в число которых входят:

  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта;
  • Санкт-Петербургский электромеханический техникум железнодорожного транспорта;
  • Рязанский колледж железнодорожного транспорта;
  • Московский колледж железнодорожного транспорта;
  • Нижегородский техникум железнодорожного транспорта.

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 257 572,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 74 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная не указано

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 217 500,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 67 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 74 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 217 500,00 ₽

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 000,00 ₽

Московский государственный строительный университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 192 000,00 ₽

Московский политехнический университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 185 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 78 000,00 ₽

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 72 800,00 ₽
Бакалавриат Очная 172 300,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 172 300,00 ₽
Бакалавриат Заочная 72 800,00 ₽

Тюменский индустриальный университет

Тюмень

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Москва

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Условия приема

Предварительный отбор кандидатов из числа военнослужащих

  • копия документа (аттестата, свидетельства, удостоверения, диплома) о среднем образовании;
  • три заверенные фотографии (без головного убора, размером 4,5 х 6 см);
  • автобиография;
  • характеристика;
  • служебная карточка;
  • карта медицинского освидетельствования;
  • карта профессионального психологического отбора, которая оформляется в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах.

определение годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровьявступительные испытанияпрофессионального психологического отбора

  • рекомендуется в первую очередь — первая категория
  • рекомендуется – вторая категория
  • рекомендуется условно — третья категория
  • не рекомендуется — четвертая категория

оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов

  • русский язык;
  • математика;
  • физика.
  • русский язык;
  • математика.

свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и математике являются обязательнымиоценки уровня физической подготовленности кандидатов

История создания

Советская история

Приказом главного комиссара Военно-учебных заведений Российской Республики № 140 от 17 июля 1918 года в городе Торжок Тверской губернии были учреждены Первые Советские инструкторские военно-железнодорожные курсы. Приказом РВСР № 107028 от 28 апреля 1922 года Военно-железнодорожная школа созданная на базе курсов была переведена в Петроград.

В 1924 года школа стала именоваться — Ленинградская военно-железнодорожная школа для подготовки командного состава. В 1925 году школа была переименована в Ленинградскую школу военных сообщений. Приказом РВСР № 39 от 12 января 1926 года «за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке» Ленинградской школе военных сообщений было присвоено имя М. В. Фрунзе. Приказом народного комиссариата обороны СССР № 36 от 16 марта 1937 года Ленинградская школа военных сообщений была переименована в Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе.

27 июня 1969 года Постановлением Совета Министров СССР Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе было преобразовано в Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе.

Постсоветская и новейшая история

23 октября 1993 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1072 на базе Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменное командного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе был создан Военно-транспортный институт железнодорожных войск и военных сообщений.

22 октября 1997 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1342 на базе Военно-транспортного института железнодорожных войск и военных сообщений был создан Военно-транспортный университет железнодорожных войск. В 2001 году в структуре университета был создан факультет подготовки руководящих кадров железнодорожных войск.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1951-р от 24 декабря 2008 года Военно-транспортный университет железнодорожных войск в качестве отдельной структуры начал входить в Военную академию тыла и транспорта имени А. В. Хрулева. В 2009 году Военно-транспортный университет был переименован в Военно-транспортный институт и стал филиалом Военной академии тыла и транспорта.

За почти 100-летнее существование Военного института железнодорожных войск и военных сообщений было подготовлено около сорока тысяч офицеров, из них двадцать три тысячи специалистов с высшим профессиональным образованием. В составе профессорско-преподавательского состава института более восьмидесяти докторов и кандидатов наук, три заслуженных деятеля науки и техники, четыре заслуженных работников высшей школы, два член-корреспондента и пять академиков отраслевых академиков наук. Среди выпускников института было двадцать пять Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда и один Герой Российской Федерации.

Железнодорожные вузы России

Чтобы было проще разобраться, рассмотрим некоторые железнодорожные вузы страны.

Государственный университет путей сообщения в Петербурге – учебному заведению более 200 лет. Обучение осуществляется по 80 программам подготовки. Не все из них связаны с железной дорогой, но это все-таки кузница кадров для потребностей РЖД и не только. Вуз государственный, а значит, здесь есть бюджетные места и хорошие результаты ЕГЭ здесь непременно будут иметь значение. Цены на контракте высоки, но и диплом выпускника ПГУПС высоко ценится.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе ПГУПС?

Стоит попробовать поступить на Электрический транспорт или всегда востребованную работодателем специальность Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта. Есть также десятки других направлений – Вагоны, Локомотивы, Магистральный транспорт, Автомобильный сервис, Электроснабжение железных дорог и другие.

Российский университет транспорта – яркий представитель железнодорожных вузов страны. А еще это столичный вуз, поэтому иметь диплом РУТа еще и почетно. По сравнению с ПГУПС здесь меньше специальностей, но их все-таки немало.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе РУТ?

Если говорить о тех специальностях, что связаны с железной дорогой, можно попробовать поступить на направления Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей или интереснейшую специальность Мехатроника и робототехника.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения – еще один сильнейший железнодорожный вуз страны, благодаря которому абитуриентам нет необходимости ехать за получением образования в Москву.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе ДВГУПС?

Варианты разные. Можно пойти учиться на направление Строительство, поступить на Промышленное и гражданское строительство или САПР, а если говорить о профессиях для РЖД, то обучиться можно по направлению Информационные системы и технологии на ж.д. транспорте, Электропривод и автоматика, Транспортная логистика.

Иркутский университет путей сообщения – отличный вариант для жителей крупнейшего региона нашей страны и не только для них. ИРГУПС – существует с 1994 года и не может похвастаться таким почетным возрастом как ПГУПС, но в рамках региона – это сильнейшее учебное заведение, а выпускники ценятся по всей стране, не уступая по уровню знаний столичным работникам.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе ИРГУПС?

Конечно же, здесь есть не только железнодорожные профессии и обучиться можно на ряде других направлений. Но если говорить о связанных с РЖД профессиях, поступить можно на направление Подвижной состав железных дорог, Системы обеспечения транспорта или, например, на направление Эксплуатация железных дорог.

Какую профессию в железнодорожном вузе выбирать мне?

Все профессии и нужны и важны, а на железной дороге особенно, поэтому нет четкого ответа, какую из них лучше выбрать. Пожалуй, лучшими станут несколько и поступить можно будет на ту, на которую хватит баллов по результатам ЕГЭ.

С точки зрения вакансий, на которые часто открыт набор, востребованы инженеры, технологи, начальники участка пути, помощники начальника вокзала, инспекторы, электромеханики и диспетчеры. Данные направления интересны и вакантны, но стоит ли на них поступать – решать вам.

Кстати, далеко не все специальности и направления имеют очевидную взаимосвязь с железной дорогой. Такой большой системе, как РЖД требуются не только работники железной дороги, но и юристы, экономисты, бухгалтеры и специалисты ведомств. Поэтому даже не имея железнодорожного образования вам вполне по силам работать именно в РЖД.

А значит, обнаружив в железнодорожном вузе специальность Экономика и управление предприятием, Бухгалтерский учет, Менеджмент или Управление персоналом, не удивляйтесь. Все эти профессии также востребованы у крупнейшего в нашей стране работодателя – РЖД.

Не все профессии осваиваются именно в вузе. Не забывайте о железнодорожных техникумах, где можно получить профессию помощника машиниста или машиниста, обучиться на диспетчера, составителя поездов или монтера пути. Также для мечтающих работать в РЖД есть курсы и программы повышения квалификации, поэтому выбор лишь высшим образованием не ограничивается. Но хорошо то, что выбор остается за вами. 

Правила приема в академию

Поступление в МВАА на программы среднего профессионально и высшего образования производятся на конкурсной основе, из кандидатов, наиболее соответствующих требованиям к профессиональной пригодности.

Кандидатами к обучению в МВАА могут быть граждане РФ мужского пола, отвечающие следующим требованиям:

  • Не старше 22 лет (не старше 24 лет для служивших, и не старше 27 лет для служивших по контракту).
  • Имеющие полное среднее образование (11 классов или среднее профессиональное образование) для программы высшего образования, или общее среднее образование (9 классов) для программы среднего профессионального образования.
  • Не имеющие высшего образования.
  • Не судимые.
  • Годные к военной службе по состоянию здоровья.
  • Имеющие соответственную физическую подготовку.

После предварительной проверки военными комиссариатами субъектов РФ по месту жительства, кандидаты в период с 1 по 30 июля, направляются на сборы в учебном центре академии в городе Луга, где производится их окончательная проверка, которая включает в себя:

  • оценку годности по состоянию здоровья;
  • психологическую оценку;
  • вступительные испытания.

Необходимые документы

Предварительный отбор кандидатов на поступление в учебное заведение ведут военные комиссары субъектов РФ по месту жительства абитуриента. Для этого, до 1 апреля, кандидат должен подать в комиссариат рапорт, к которому прилагаются такие документы, как:

  • Нотариально заверенные копии свидетельства о рождении и паспорта.
  • Автобиография.
  • Характеристика с места учебы или работы.
  • Нотариально заверенная копия документа об образовании.
  • Справка об отсутствии судимости.
  • Три заверенные фотографии 4,5х6 см.

В комиссариате кандидаты, в обязательном порядке, проходят военно-врачебную комиссию, в медицинскую карту кандидата, помимо заключения ВВК, должны быть вложены результаты следующих обследований и анализов:

  • флюорография в двух проекциях;
  • рентген пазух носа;
  • электрокардиограмма в покое и с нагрузкой;
  • ОАК и ОАМ;
  • анализ крови на присутствие наркотических веществ;
  • анализ крови ВИЧ, гепатиты, сифилис;
  • справки с заключениями психиатра, нарколога, невролога, дерматовенеролога;
  • копия сертификата о вакцинации (должны быть все прививки по возрасту).

При прибытии в ВУЗ на вступительные испытания кандидат должен иметь при себе оригиналы таких документов, как:

  • Паспорт.
  • Военный билет.
  • Справка о допуске к государственной тайне (выдается в комиссариате по месту жительства).
  • Документ об образовании.
  • Документы, дающие право на льготы при поступлении (дети-сироты, дети военных, военных пенсионеров и пр.).
  • Документы, подтверждающие личные достижения: дипломы, грамоты, награды и т.д.

Сдача экзаменов

При поступлении на программу высшего образования учитываются результаты ЕГЭ по следующим предметам (в скобках количество минимальных баллов для 2020 года):

  • математика (27);
  • русский язык (36);
  • физика (36).

Физические нормативы

Проверка физической подготовки кандидатов осуществляется на основании выполнения трех упражнений:

  • Подтягивание.
  • Бег на 100 метров.
  • Бег на 3 километра.

Оценка результатов осуществляется на основании Приказа Министра обороны РФ №200 от 21.24.2009, по бальной системе:

  • подтягивание: 100 баллов – 30 раз, 0 баллов – менее 4 раз;
  • бег на 100 метров: 100 баллов – 11,8 секунд, 0 баллов – более 15,4 секунд;
  • бег на 3 километра: 100 баллов – 10,3 минут, 0 баллов – более 14,56 минут.

Какими личностными качествами должен обладать железнодорожник?

Так как от работы железнодорожника зависит безопасность большого количества людей или сохранность большого объема грузов, представители этой профессии, прежде всего, должны обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность и аккуратность. Кроме того, для большинства специальностей этой профессии характерны:

  • коммуникабельность;
  • наблюдательность;
  • способность к переключению и распределению внимания;
  • стрессоустойчивость;
  • бдительность;
  • находчивость;
  • добросовестность;
  • осмотрительность;
  • технический склад ума;
  • педантичность;
  • исполнительность;
  • хороший слух и зрительное восприятие;
  • развитая координация движений.

Очень важны в работе железнодорожника выносливость и хорошее здоровье. Также нельзя не сказать и о профессиональных знаниях и навыках, среди которых особого внимания заслуживают: физика, слесарное дело, система специальных сигналов, используемых на железной дороге, конструктивные особенности тепло- или электровозов, их узлов и вагонов, требования техники безопасности, навыки работы с компьютером и многое, многое другое.

Достоинства университета

У вуза много положительных сторон. Ключевые преимущества, которые получают абитуриенты и студенты:

  1. Абсолютная прозрачность деятельности. Ежегодно сотрудники университета выставляют отчётность в открытый доступ. На сайте университета каждый может ознакомиться с результатами его деятельности.
  2. Возможность получения качественного образования на бесплатной и платной основах. Бесплатное образование предоставляется всем по конкурсу и количеству свободных квот. Платное образование может получить каждый поступающий при взносе необходимой суммы денежных средств.
  3. Шанс получить качественное образование на нескольких уровнях (первое высшее, второе высшее, а также дополнительное профессиональное образование).
  4. Доступная практика: можно пройти прямо на базе кафедры.
  5. Свободный выбор между специалитетом и бакалавриатом. Специалисты более востребованы в рамках РФ, в то время как бакалавры могут трудиться даже за рубежом. Но для получения успешной работы потребуется пройти два уровня образования, и помимо бакалавриата получить степень магистра.
  6. Услуга предварительной подготовки школьников, прохождения специальных курсов. Для всех школьников работает академия путей сообщения, которая предоставляет каждому учащемуся достойную конкурирующую базу знаний. После будет легко попасть в сам вуз.
  7. Огромное количество открытых бесплатных кружков и культурных мероприятий, которые способствуют всестороннему развитию.
  8. Возможность пройти стажировку в РЖД или иной близкой области. Получение практических знаний и навыков в большом объёме.
  9. Выбор между разными формами обучения.
  10. Дни открытых дверей, позволяющие получить полноценную информацию обо всех программах обучения, которые предоставляются университетом, и непосредственно о самом поступлении.
  11. Исключительно опытные, профессиональные и доброжелательные сотрудники, которые всегда рады помочь студентам и ответить на любой их вопрос.
  12. Более 31 специальности, на которую может поступить каждый человек.
  13. Иногородним студентам предоставляется общежитие на бесплатной основе.

Правила приема

В университеты и институты РЖД могут поступать лица, получившие среднее образование. В пакет документов абитуриента входят:

  • паспорт;
  • аттестат или документ о среднем профобразовании;
  • фото 3 х 4 см – 6 штук;
  • медицинская справа № 086/У.

Ввиду специфики работы на железнодорожном транспорте для поступления на целый ряд специальностей необходимо иметь здоровье без изъянов.

Документы принимают в период с 20 июня по 26 июля у поступающих по результатам ЕГЭ, претендующих на бюджетные места. Те, кто рассчитывает учиться на платной основе, могут подать заявления до 21 августа. Абитуриенты, сдающие вступительные экзамены непосредственно в вузах РЖД, должны подать все необходимые бумаги до 17 июля – на бюджет и до 16 августа – на платную основу.

Перечень вступительных испытаний и результатов ЕГЭ зависит от направления обучения. В любом случае русский язык обязателен. Остальными предметами могут быть:

  • математика профиль;
  • физика;
  • химия;
  • иностранный язык;
  • история России;
  • обществознание;
  • информатика.

Точный перечень документов, которые прилагаются к заявлению, а также предметов, выносимых на вступительные испытания или необходимых для поступления при сдаче ЕГЭ в школе, необходимо уточнять в приемной комиссии конкретного РЖД вуза.

Железнодорожное образование — детям

В 1936 г. ЦИК и СНК приняли постановление о передаче в ведение Наркомата путей сообщения начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ для детей железнодорожников. Перед школами была поставлена задача — привить учащимся интерес к железнодорожному делу, чтобы после окончания школы они пошли учиться в техникумы и вузы путей сообщения.

Замечательной школой для подготовки будущих железнодорожников стали детские железные дороги. Первая детская железная дорога в Советском Союзе была открыта в 1935 г. в Тифлисе (с 1936 г. — Тбилиси). Ее длина составляла 1 км, функционировали 3 станции, эксплуатировались 2 поезда. В 1926 г. открылась детская железная дорога в Днепропетровске, в 1937 г. — под Москвой. В 1939 г. вошла в строй Малая Горьковская дорога. В дальнейшем сформировалась целая сеть детских железных дорог.

В настоящее время в железнодорожной отрасли действует система подготовки кадров всех уровней, включающая:

  • 10 высших учебных заведений
  • 49 техникумов и колледжей
  • 12 медицинских училищ
  • детские образовательные и дошкольные учреждения
  • 22 детские железные дороги

Структура

Управление

Отделы:

  • Учебно-методический отдел
  • Отдел материально-технического обеспечения

Отделения:

  • Строевое отделение
  • Военно-политическое отделение
  • Отделение кадров

Службы:

  • Служба защиты государственной тайны
  • Медицинская служба
  • Служба артиллерийского вооружения
  • Инженерно-техническая служба
  • Продовольственная служба
  • Вещевая служба

Основные подразделения

Факультеты:

  • 1 факультет (Железнодорожных войск)
  • 2 факультет (военных сообщений)
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации

Отделения:

  • Отделение (среднего профессионального образования)
  • Специальное отделение

Кафедры:

  • Кафедра (организации повседневной деятельности и безопасности военной службы)
  • Кафедра (восстановления, проектирования и строительства железных дорог)
  • Кафедра (технического прикрытия и техники ЖДВ)
  • Кафедра (восстановление устройств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах)
  • Кафедра (военных сообщений)
  • Кафедра (общей тактики и общевоенных дисциплин)
  • Кафедра (восстановления искусственных сооружений на железных дорогах)
  • Кафедра (физической подготовки)
  • Дисциплина отдельная (эксплуатации подвижного состава)
  • Кафедра (гуманитарных и социально-экономических дисциплин)
  • Кафедра (общетехнических дисциплин)
  • Кафедра (иностранных языков)
  • Кафедра (русского языка)
  • Кафедра (общенаучных дисциплин)

Середина XIX века — открытие технических железнодорожных училищ

К середине XIX века протяжённость железнодорожных путей начала стремительно расти, все острее чувствовалась нехватка обслуживающего персонала. Для решения этой проблемы в 1869 г. правительством было принято решение об открытии технических железнодорожных училищ на средства городов, общественных организаций и частных лиц. На строительство и содержание этих училищ владельцы железных дорог ежегодно отчисляли от доходов по 15 рублей с версты пути. Кроме технических училищ существовали кондукторские школы, выпускавшие кондукторов, писарей и других низших служащих.

В 1869 г. в Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги было открыто Александровское железнодорожное училище, начавшее готовить средний технический персонал для железнодорожного транспорта: начальников станций и их помощников, машинистов, техников и мастеровых по ремонту подвижного состава и пути, телеграфистов. Выпускникам присваивалось звание техника II разряда

Преподаватели училища уделяли огромное внимание практическим занятиям в учебных мастерских. Прикладной характер носило преподавание не только специальных, но и общеобразовательных дисциплин

С конца 80-х гг. XIX века в средних учебных заведениях был установлен 3-летннй срок обучения, внесены существенные изменения в программу, увеличено число общеобразовательных и специальных предметов. Практическая подготовка железнодорожников была значительно выше подготовки выпускников многих других технических училищ.

В 1886 г. было утверждено «Положение о технических железнодорожных училищах», введены новые учебные планы, а в следующем году — единые для всех училищ этого типа учебные программы по предметам. Согласно этому положению технические железнодорожные училища готовили машинистов, помощников машинистов, дорожных мастеров и других специалистов. Обучение продолжалось 3 года, после чего учащиеся проходили обязательную двухлетнюю практику. В училище принимались лица в возрасте 14 — 18 лет, в основном дети железнодорожных служащих.

Железнодорожные колледжи — список

  • Тайгинский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Челябинск;
  • железнодорожный техникум Чита;
  • Курский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный колледж Омск;
  • железнодорожный техникум Ярославль;
  • Ростовский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Нижний Новгород;
  • Тюменский железнодорожный колледж;
  • Красноярский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный колледж Пермь;
  • Саратовский железнодорожный техникум;
  • Томский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Самара;
  • Брянский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Новосибирск;
  • Воронежский железнодорожный колледж;
  • железнодорожный колледж Тула;
  • железнодорожный колледж Рязань;
  • Мичуринский железнодорожный колледж.

Недостатки профессии железнодорожника

Но не стоит думать, что высокую зарплату работникам железной дороги платят за «красивые глазки». Если рассмотреть все недостатки профессии железнодорожника, то можно понять, что зарплата не такая уж и высокая. Конечно же, перечислить все недостатки каждой из специальностей железнодорожника в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы перечислим только основные, характерные для большинства из них.

  • Во-первых, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров: например, отсутствие даже одной соединительной детали в рельсах может стать причиной катастрофы и огромного количества жертв, а несоответствие вагона санитарным нормам – массового заболевания пассажиров.
  • Во-вторых, сложные условия труда: работники железной дороги работаю при любых погодных и климатических условиях, днем и ночью, в праздники и выходные.
  • В-третьих, поступить в железнодорожные учебные заведения, чтобы стать квалифицированным специалистом, очень сложно. Мало того, что абитуриентам приходится «преодолевать» большой конкурс, так еще и бороться за право поступления им предстоит с потомственными железнодорожниками (что, согласитесь, дает последним явные преимущества).

Профессиональные обязанности

Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.

  1. Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
  2. Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
  3. Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
  4. Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
  5. Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.

Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.

Заработная плата

Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.

Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.

Кто такой железнодорожник?

Железнодорожник – обобщенное название разных специалистов и представителей рабочих профессий, так или иначе имеющих отношение к железнодорожному транспорту, и обеспечивающих эффективную работу железнодорожной инфраструктуры.

Название профессии произошло от устойчивого сочетания слов «железная дорога» (то есть, дорога, вымощенная железом), которым принято называть комплексное транспортное предприятие, которое имеет все технические средства, позволяющие обеспечивать перевозки пассажиров и грузов. Первые железнодорожники появились одновременно с изобретением паровоза и появлением первых железных дорог общественного пользования. Становление профессии в России стало возможным в 1837 году, когда между Петербургом и Царским Селом была построена первая в стране железная дорога, протяженностью 27 километров. Кстати, по протяженности железнодорожного полотна Россия сегодня занимает второе место в мире (первое место принадлежит США).

Принято считать, что к профессии железнодорожника имеют отношение только проводник и машинист локомотива. На самом же деле узких специализаций у этой профессии намного больше: это и начальник состава, и дежурный по станции, и путевой обходчик, и поездной диспетчер, и электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки), и строители, прокладывающие железнодорожные пути, и сотрудник ведомства РЖД.

Не сложно догадаться, что обязанности железнодорожника целиком и полностью зависят от направления деятельности. Например, машинист локомотива и проводник обеспечивают безопасность и комфортность перевозок, поддерживают чистоту подвижного состава, придерживаются графика и пути следования. Путевой обходчик отвечает за состояние железнодорожного полотна, а поездной диспетчер руководит движением поездов в пределах своего участка. Но в любом случае, каждый железнодорожник обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы перевозки по железной дороге были безопасными, а поезда приходили строго по расписанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector