Реферат: характеристика основных школ и направлений психологии

ВВЕДЕНИЕ

Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2500 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться еще позже — на рубеже XIX и XX вв.

Зарождение психологии во многом связано с развитием философии, существованием двух во многом противоположных школ — идеалистической и материалистической. Наиболее ярким представителем идеализма считается Платон (427—347гг. до н. э.). В основу было положено утверждение, что дух, сознание являются первичным началом всего существующего. Природа, материя — это производное, вторичное от идей, духа, сознания. Идеализма придерживались и дуалисты. В соответствии с данным учением существует два начала: материя и дух. С их точки зрения, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует само по себе. Сознание и психика трактовались’ как самостоятельное начало, не связанное с материей и не зависящее от нее.

Материалистическим является учение Демокрита (460—370 гг. до н. э.). Согласно его взглядам все существующее, включая и душу, состоит из атомов (мельчайших, неделимых частиц). Материя первична, а психика и сознание — вторичны. Это отражение мозгом объективной действительности, они неотделимы от деятельности мозга.

На рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие стимулируется успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.

Выделяются такие специальные области психологии, как медицинская, детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Все это создает условия для переориентации психологической науки. Возрастает удельный вес психологических исследований. В результате психология утрачивает свою обособленность и превращается в самостоятельную, разветвленную область научного знания.

За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Целью данной работы является более подробное рассмотрение и характеристика основных школ психологии – бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, гуманистической и трансперсональной психологии, а также советской психологии.

Рефлексология

Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга — органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания. В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название — рефлексология.

Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин — условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.

A. Гуманистическая психология Маслоу

Гуманистическая психология — это отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Гуманистическая психология возникла в первой половине 20 века. Он был основан психологами Г. Олпортом, А. Маслоу и Си. Роджерс.

А.Маслоу рассматривает здоровую, творческую личность человека как объект психологического исследования. Такой человек ориентирован не на гомеостаз, как это делает психоанализ, а на самореализацию, самореализацию и рост конструктивной природы человеческого «Я». Человек открыт миру, имеет возможности для постоянного развития, самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — эти и подобные термины характеризуют основные человеческие потребности. По его словам, более высокие потребности играют важную роль в психическом здоровье людей и развитии заболеваний. Его главный вывод: высшие ценности (мета-значения) и стремление к ним (метамотивация) присущи человеческой природе.

Треугольник потребностей» Маслоу представляет большой интерес с точки зрения структуры человеческих потребностей, поскольку он подчеркивает, с одной стороны, социальную, интерактивную зависимость человека и, с другой стороны, когнитивную природу человека, связанную с самореализацией. Далее представлен треугольник потребностей А. Маслоу

В обзоре обращается внимание, во-первых, на место и значение, придаваемое познавательным и коммуникативным потребностям человека, а во-вторых, на то, что сфера потребностей человека рассматривается вне структуры его деятельности, только по отношению к его личности, ее самореализации, развитию и комфортному существованию

Отличительной особенностью психологических знаний является наличие разнообразных научных школ, концепций и направлений. Научные школы отличаются по изучаемому предмету, проблемам и схемам, используемым для объяснения определенных явлений. Человеческая психика рассматривается в них с особой точки зрения.

Психоанализ

Параллельно бихевиоризму начинает свое развитие психоанализ. Он открыл за сознанием пласты неосознаваемых индивидом психических процессов, сил, механизмов. Психоанализ расширил область психического за пределы явлений, испытываемых субъектом, о которых он может дать отчет.

Родоначальником психоанализа стал Зигмунд Фрейд.

Фрейд пересмотрел прежнюю трактовку сознания. Его роль в поведении человека не отвергалась, но представлялась кардинально отличной от традиционной психологии. Благодаря пониманию причин потаенных комплексов и подавленных влечений, то есть техники психоанализа становится возможным избавление от душевной травмы, нанесенной ими личности человека.

Открытие объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмега психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотера­певтическая работа обнажала важнейшую роль мотивационных факторов как объективных, стало быть независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения. У Фрейда было множество учеников. Собственные направления на основе психоанализа создали Карл Юнг и Альфред Адлер. Юнг назвал свою психологию аналитической, а Адлер — индивидуальной.

Функционализм

Прежний образ предмета психологии, в начале XX столетия, сильно потускнел. Сознание, его явления все чаще соотносились с жизнедеятельностью организма и его двигательной активностью.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Определение 1

В это время происходит становление функционализма. Данное направление отвергало анализ внутреннего опыта и считало основной задачей психологии выяснение работы этих структур при решении задач, касающихся актуальных потребностей людей

Таким образом, предметная область психологической науки расширялась. Она охватывала психические функции как внутренние операции, производящиеся организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к окружающей среде.

В США у истоков функционализма стоял У.Джемс, который также являлся лидером прагматизма. Он считал, что внутренний опыт человека представляет собой не цепь элементов, а поток сознания, который отличает личностная избирательность. Исследуя проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, по которой изменения в сосудистой и мышечной системах организма являются первичными, а эмоциональные состояния вызванные ими — вторичными.

§5. Трансперсональная психология

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.

Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.

Слово «трансперсональная» происходит от слов trans и persona и буквально может быть переведено как надличностная. Первоначально трансперсональное направление называлось трансгуманистическим и, по мнению А.Маслоу и других основателей, должно было рассматриваться как продолжение гуманистической парадигмы.

Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме. (holos- целостный). Холистическая парадигма заменяет современное противоречие между «мозгом» и «разумом», «телом» и «психикой», «материей» и «духом» системно-ориентированной, построенной на взаимосвязях моделью сознания. То, что сегодня рассматривается как экстрасенсорика, завтра может быть названо суперсенсорикой, то, что сегодня считается бессознательным, когда-нибудь может быть названо вечным сознанием.

В этой парадигме признается возможность аномальных явлений, тонких энергий и не открытых еще законов природы и принципов, которые могут вступать в противоречие с материалистической моделью или привести к ее пересмотру. Холистический взгляд на вещи ориентирован на системный подход, целое для него больше, чем просто сумма его частей.

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Посредством техник трансперсональной психологии возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных (направленных на обретение внутренней целостности) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем.

Бихевиоризм

Под влиянием рефлексологии зарождается новое направление, в котором предметом психологии является поведение в качестве совокупности реакций организма, обусловленных общением со стимулами адаптационной среды.

Родоначальником бихевиоризма считается Д.Уотсон. Он полностью отказался от понятия субъективной психологии сознания и пропагандировал объективно наблюдаемые реакции живых существ на различные раздражители.

Определение 2

Бихевиоризм называют — «психологией без психики». Психика в бихевиоризме идентична сознанию. Устраняя сознание, бихевиористы не стремились превратить организм в устройство, лишенное психических качеств, они изменили представление о данных качествах. Они включили в область изучения психологии доступные объективному внешнему наблюдению и независимые от человеческого сознания стимулы – отношения реактивного характера.

до 27 сентября 2021 г.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ:Бакалавриат «Инновационная юриспруденция» — 1 курсБакалавриат «Инновационная юриспруденция» — 2 курсМагистратура «Master of International Business Law» (1 курс, ОФО)Магистратура «Цифровое право (IT-LAW)» (1 курс, ОФО)
Календарный учебный график на 2021/2022 уч.г.Бакалавриат «Инновационная юриспруденция» — 1 курсБакалавриат «Инновационная юриспруденция» — 2 курсМагистратура «Master of International Business Law»Магистратура «Цифровое право (IT-LAW)»Магистратура «Медицинское право (биоправо)»Локальные нормативные акты УниверситетаСтипендииСистема дистанционного обучения. Портфолио студентаБиблиотека ВШПДоступ к информационным системам МГЮАМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫЗаказ справок с места обучения

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Поведение

Американский учёнй Д. Уотсон был основоположником бихевиоризма, который провозгласил необходимость замены традиционного объекта психологии (психических феноменов) на новый (поведение) и заявил, что психические феномены принципиально невозможно обнаружить научными методами.

D. Ватсон считал, что конечной целью поведенческой науки является понимание и объяснение поведения, а не психических явлений, без которых поведенческая наука не может обойтись. Для достижения этой цели достаточно трех условий: точное описание самого поведения, выяснение физических стимулов, от которых оно зависит, и установление отношений, которые существуют между стимулами и поведением. Научные поиски бихевиористов были направлены, прежде всего, на выяснение соответствующих взаимосвязей, чтобы на их основе объяснить поведение как реакцию на раздражители.

С точки зрения бихевиористов (тогдашних), поведение животных и человека принципиально одинаково. Поэтому при изучении поведения животных вполне допустимо применять результаты соответствующих исследований непосредственно к человеку и, наоборот, «антропоморфировать» виды и формы поведения животных. Утверждалось, что люди отличаются от животных только большей сложностью их поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые они могут реагировать.

D

Однако Ватсон не мог полностью отрицать ни наличие, ни важность психических явлений в жизни человека. Он рассматривал их как «функции», которые играют активную роль в адаптации организма к условиям жизни, но в то же время признавался, что не может точно определить эту роль

Ватсон отрицал возможность в принципе научного исследования человеческого сознания. Поскольку бихевиорист, объективно изучая поведение человека методами, заимствованными из естественных наук, «не замечает ничего, что можно было бы назвать сознанием, чувством, ощущением, воображением, волей, он уже не верит, что эти термины обозначают подлинные явления психологии».

В последнее время бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью среди психологов, но они продолжают привлекать к себе внимание, особенно благодаря интересной работе над человеком одного из самых известных современных сторонников этого подхода Б.Ф. Скиннера

Абитуриенту ВШП

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция 
(уровень бакалавриата)
Направленность (профиль): Инновационная юриспруденция

Особенности образовательной программы «Инновационная юриспруденция»

В программе «Инновационная юриспруденция» сделаны несколько акцентов: на инновационных сферах юриспруденции (медицинском праве, спортивном праве, информационном праве и т.д.); на предпринимательском праве; на международном праве и на сравнительном правоведении (английском праве, немецком праве, китайском праве, исламском праве и др.). 
Кроме того, значительно увеличен объем часов, выделяемых на философию, логику, экономику и историю. Идея состоит в том, чтобы выпускники ВШП не только могли решать узкие задачи, но и видели картину в целом, были способны принимать сложные стратегические решения на основе оценки множества факторов.
Еще одна особенность программы – структуризация (ступенчатость) практики: на первом курсе студент выполняет техническую работу, например, судебного исполнителя или секретаря судебного заседания; на втором – знакомится с работой следствия, адвокатуры и суда; на третьем – с работой органов исполнительной и законодательной власти; на четвертом – с работой организаций и учреждений, имеющих отношение к теме его научного исследования.

Выбор образовательной траектории

Учебный план ВШП предусматривает несколько дисциплин по выбору, которые ведутся с шестого семестра (третий курс). Каждый раз выбор предоставляется между дисциплинами трех направлений: 

1) цифровизация гражданского оборота; 

2) международное право; 

3) биоэкономика и биобезопасность. 

Например, в седьмом семестре студенту предлагается выбор между дисциплинами «Договорное регулирование инновационной деятельности», «Международное экономическое право», «Основы фармацевтического права», а в восьмом – между дисциплинами «Правовые основы цифровизации гражданского оборота», «Международное правосудие», «Правовые основы биоэкономики и биобезопасности». Таким образом, студент может придерживаться одного направления (например, заниматься исключительно предпринимательским правом) либо менять приоритеты. 
Некоторые дисциплины указанных направлений – «Гражданское право», «Международное право», «Информационное право» и др. – являются общими.

Диплом

Выпускник ВШП получает диплом по специальности «юриспруденция».

_________________________________________________________________________________

Подробнее: 

Группа ВШП ВКонтакте: https://vk.com/msal_hsl 

Вопрос 12. Понятие методе и методике. Классификация методов психологии

Методы психологии — это способы получения информации о психике человека. Среди них можно выделить четыре группы:

  1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

    2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы. 3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. 4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Методика — это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика — более широкое понятие, чем метод. (например: Методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д.Парыгина- Назначение теста

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

… навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования … и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ …

Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климатв коллективе.)

Ближайшие колледжи

Тверской промышленно-экономический колледж 170001, Тверская область, Тверь, улица Спартака, 39

Наша миссия — это воспитание личности и специалиста через систему образования нашего колледжа.
Всей своей деятельностью Тверской промышленно — экономический колледж стремится стать самодостаточной организацией, реализующей стратегию очного и заочного обучения на основе использования новейших информационных и образовательных технологий.
Сохраняя уже достигнутое, и внедряя инновации, колледж является гарантом качественного профессионального образования, обеспечивающего возможность карьерного роста и достойного положения в обществе. Стратегическая цель ТПЭК – обеспечение устойчивого и поступательного прогресса колледжа на основе приемственности почти вековых традиций и новой стратегии, ориентированной на инновационное развитие, удовлетворение современных образовательных и интеллектуальных потребностей личности, социальных партнеров, работодателей, общества.

268 м

Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова 170002, Тверская область, г. Тверь, пр-т Чайковского, 19

Сюда приходит творческая юность, мечтающая о дороге в искусство. Здесь собираются романтики, готовые вопреки всем препятствиям идти к людям и нести им свою увлеченность миром духовности и красоты.

1.44 км

Тверской кооперативный техникум Тверского облпотребсоюза 170033, г. Тверь, Волоколамский пр-т, 20

Тверской кооперативный техникум одно из ведущих образовательных учреждений среднего профессионального образования Тверской земли. Свою историю техникум ведет с 1964 года. Со дня открытия наше учебное заведение пользуется большой популярностью среди молодежи. За этот период подготовлено свыше 15 тысяч специалистов различных специальностей, которые работают как в системе потребительской кооперации, так и в других отраслях деятельности. Со дня основания и до сегодняшнего дня Тверской кооперативный техникум является известным и престижным учебным заведением области. Образование, полученное в нашем учебном заведении, отвечает современным требованиям.

2.21 км

Тверской художественный колледж имени А.Г. Венецианова 170026, Тверская область, Тверь, набережная Афанасия Никитина, 46

ГБПОУ «ТХК им. А.Г. Венецианова» было открыто в 1974 году.

2.28 км

Тверской торгово-экономический колледж 170100, Тверская область, Тверь, улица Трехсвятская, 40

верской торгово-экономический колледж: КОРПУС 2 И ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

2.36 км

Больше? Ещё 20 ближайших колледжей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector