Оформление тезисов к исследовательской работе

Что такое тезис и где он встречается

Тезис – это главная мысль с точной лаконичной формулировкой, которая выдвигается для того, чтобы ее доказать.

Тезис пишется к сочинению, курсовой, дипломной работе

Тезисных утверждений может быть несколько.

Иногда они прописываются отдельно от научной работы в качестве самостоятельной статьи, иногда выносятся в аннотацию или во введение.

Все остальные предложения служат для доказательства тезиса. Они называются аргументами.

Тезисы включают в себя описание предмета, задач, целей, актуальности, разделов, а также результатов работы.

Основные элементы тезиса:

  • тема,
  • ФИО автора,
  • введение,
  • краткое описание этапов работы,
  • список источников,
  • приложения, схемы.

Есть несколько видов тезисов:

  1. Основные тезисы. Они обобщают содержание документа, являются неотъемлемыми от текста.
  2. Простые тезисы. Главные мысли отдельных смысловых абзацев. Они служат для раскрытия основных.
  3. Сложные тезисы. Состоят из основных и простых. Каждый простой тезис поясняет основной.

В тексте может быть всего одна часть, поэтому и тезис будет один.

Если же текст развернутый, то тезисных утверждений может быть множество, важно выделить все. Располагать тезисы стоит так, как идет развертывание идей в тексте

Это не всегда совпадает с последовательностью самого текста

Располагать тезисы стоит так, как идет развертывание идей в тексте. Это не всегда совпадает с последовательностью самого текста.

Тезисы должны вытекать один из другого. Они не содержат примеров, обоснований, аргументов.

По сути, тезисы встречаются практически везде: в логике, в математике, в философии, журналистике, филологии, истории, обществознании, лингвистике.

Когда разрабатывается какая-то теория, осваивается новая область знания или опровергаются старые утверждения.

Тезисы применяют школьники, когда пишут сочинения или анализируют тексты, студенты в курсовых и дипломных работах, доктора наук в своих диссертациях.

Тезисы в зависимости от цели написания могут иметь различный вид: быть короткими или развернутыми, представляться в виде формул или иметь текстовую форму.

Оформление доклада

Структура документа с докладом:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть с теорией и практикой;
  • выводы;
  • библиография.

Каждая часть начинается с новой страницы.

Общие правила оформления:

  • шрифт Times New Roman скеглем 12–14;
  • межстрочный интервал — 1,5–2;
  • отступы — 30 мм слева, 20 мм с остальных сторон;
  • кегль заголовков — 14–16;
  • все страницы нумеруются, но номер ставится только с третьей.

Как оформить титульный лист для научного доклада, рассказываем здесь.

В верхней строке оглавления по центру пишется «Содержание». Ниже идет перечисление глав.

В библиографии указываются источники, используемые для исследований и подготовки научного доклада. Оформление библиографии зависит от источника:

  • авторская книга — сначала имя автора, потом название, город и издательство, год выпуска, количество страниц;
  • энциклопедия, словарь и другие книги под чьей-то редакцией — название, имя редактора, издательство, год и количество страниц;
  • статьи в журнале или газете — автор и название статьи, название журнала через двойной слэш (//), год выпуска, номер издания, страницы статьи;
  • сайт — название статьи, сайта, ссылка.

Мы перечислили стандартные правила. Если организаторы конференции дали свои рекомендации, следуйте им.

Определение и значение тезисов

Под тезисами понимаются основные мысли и ключевые выводы научного труда. Какого? Да любого, начиная от курсовой работы и завершая диссертациями. На конференциях чаще всего презентуют научные статьи и серьезные исследования. Но фактически такой формат может организовываться даже на школьном уровне. Мораль – знание, как писать тезисы, еще никому не помешало.

Основные принципы тезисов:

  • краткость;
  • емкость;
  • логичность изложения;
  • грамотность;
  • уникальность;
  • полнота;
  • абсолютное соответствие содержанию основной работы.

Чтоб было более понятно, тезисы можно расценивать как подробный (ну очень подробный) план. Например, студенты юридических факультетов обучаются искусству, как за ограниченное количество времени представить тезисы по иску в суде. Так и на конференции – времени мало, а презентовать себя надо. Вот и помогают такие очерки.

Суть тезисов можно раскрыть через их задачи и цели:

привлечь инвесторов;
донести потенциал научной работы;
заявит о себе в мире науки и образования;
привлечь внимание к научной проблеме.

Конечно, о некоторых задачах можно сказать – что за пафос

Но, по сути, молодому специалисту или опытному исследователя важно периодически «выходить в свет» и демонстрировать свои наработки. Иначе как еще показать потенциал, перспективу, себя, в конце концов, и свое место в мире

Что-то мы отошли от академического стиля. Итак, подытожим. Тезисы нужны, чтоб раскрыть суть работы, ознакомить общественность с результатами труда и основными идеями, предоставить убедительное и краткое обобщение.

Деление тезисов на виды

Классификация тезисов очень разнообразна. Если говорить в общих чертах, тезисы бывают простыми, средней сложности и сложными. В этом ракурсе, как правило, важна золотая середина – средние, то есть такие, которые состоят из нескольких простых тезисов.

В зависимости от места, где материал будет презентоваться, тезисы подразделяются на те, которые подготавливаются для журналов, международных и локальных конференций, устных выступлений и т. д.

В зависимости от порядка написания есть тезисы, которые предшествуют написанию основного труда, и тезисы, которые пишутся на основе уже готовой работы. По критерию авторства тезисы делятся на два вида: подготовленные на основе своего научного труда или по результатам проработки материала других авторов.

Распространенные ошибки

Концентрированное логическое содержание тезисов, необходимость выразить в работе главные позиции в сухом, но понятном виде, может привести автора к следующим распространенным ошибкам:

  • большому количеству сложных оборотов (специализированная терминология, сложные речевые формулировки);
  • низкой информационной составляющей(показатель качества научной работы);
  • лишнему разбиванию предложений и фраз (приводит к потере целостности доносимой мысли);
  • чрезмерной экспрессивности (восклицания, эмоциональные метафоры и т. д.);
  • смешению речевых стилей (контрастность темы и формы изложения);
  • небрежности в оформлении (невыполнение требований к оформлению).

Как написать тезисы на конференцию

Структура этой работы зависит от того, какой вид тезисов будете использовать. Допустим, вы решили описать поставленную проблему. Тогда ваше выступление должно содержать следующие информативные блоки:

  • небольшое вступление, где акцент делается на актуальность;
  • описание цели и задач;
  • краткий обзор использованных источников, анализ экспертных мнений;
  • собственные мысли по теме;
  • предложения решения проблемы;
  • подведение итогов.

В случае написания текста по результатам проведенного исследования, лучше, если структура будет содержать следующие пункты:

  • небольшое введение с указанием актуальности;
  • описание поставленной цели;
  • основные гипотезы и общие положения;
  • перечисление использованных методик и обоснование их выбора;
  • расчетные данные;
  • приведение промежуточных результатов, их анализ;
  • подведение итогов.

Выступление, цель которого — презентовать новые методики, будет иметь следующую структуру:

  • вступление;
  • цель и задачи, которые были поставлены при разработке;
  • анализ имеющихся методик, описание сфер их применения;
  • оценка плюсов и минусов использования;
  • подведение итогов, степени реализации поставленных задач, описание погрешности методики.

Виды тезисов

У каждого доклада есть определённая цель. Поэтому тезисы бывают нескольких видов и включают ряд важных моментов.

Авторство научного труда

Под авторством научной работы подразумевают интеллектуальный вклад в исследование определённого лица или нескольких субъектов при коллективном (групповом) участии. Это должен быть полностью самостоятельный труд, без заимствований.

Авторство показывает следующее:

  • самостоятельность работы, отсутствие плагиата;
  • способность претендента осознанно подходить к изучению проблемы;
  • умение точно, связно, понятно излагать суть исследования, объяснять детали;
  • хорошую ориентированность в полном объёме материала.

По тому, как представлены тезисы доклада, судят о глубине труда и личных данных автора.

Место представления

Место, где тезисно представляют доклад, может различаться по цели проведения мероприятия, составу публики, форме показа. С основными положениями научных трудов обычно выступают на конференциях, семинарах, перед комиссией, состоящей из авторитетных учёных, исследователей. Тезисы составляют для публикации в журналах, альманахах, научных сборниках.

Существуют незначительные различия в составлении формулировок тезисов в зависимости от места представления. Нюансы обычно оговариваются заранее, исходя из интересов целевой аудитории.

Форма представления

По форме презентации доклада бывают устные и письменные представления. В печатном варианте изложение материала следует чёткому плану в соответствии с общими требованиями. Тезисы доклада на научную конференцию строятся с учётом целевой аудитории, возможных вопросов, задаваемых публикой.

Особенностью устных публичных выступлений является чётко обозначенный регламент. Выходить за его рамки запрещается. Если автор готовится к такому показу своей деятельности, он должен продумать каждую мелочь, прорепетировать несколько раз. Это позволит ему избежать нарушений временных рамок.

Краткие формулировки доклада должны содержать суть работы в части теоретической основы и практической важности, целесообразности. Упор делают на актуальности исследования, его новизне и возможности реального воплощения.. Тезисно обозначают все моменты введения, отчасти теорию и в большей степени практику

Обязательно указывают источники, которыми пользовались при подготовке и проведении исследования.

Тезисно обозначают все моменты введения, отчасти теорию и в большей степени практику. Обязательно указывают источники, которыми пользовались при подготовке и проведении исследования.

Сложность

Согласно общепринятой классификации тезисы бывают

  1. простыми;
  2. средними;
  3. сложными.

Первые содержат минимум информации, освещают предмет исследования неглубоко. Средние обозначают некоторые наиболее важные, существенные моменты. В сложных тезисах материал представляют максимально глубоко и подробно.

Стиль написания

Для написания формулировок используют научный стиль речи. Он предполагает использование терминологии, специальных фраз и выражений, точность, аргументированность изложения.

Высказывание строится по типу повествования, имеет чёткую логику. Традиционно состоит из завязки (вступления), развития действия (основных моментов исследования) и заключения.

Какую информацию должны содержать тезисы?

Информация тезисов должна отвечать основным требованиям:

  • достоверность;
  • соответствие теме доклада;
  • аргументированность;
  • логичность и последовательность представления (оформления).

Автор должен хорошо разбираться в освещаемом им вопросе. Поэтому информация должна быть доступной для восприятия её им самим и слушателями.

Оформление тезисов в Ворде

Печать тезисов должна соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению их в конкретном учреждении. Обычно перед выполнением работы авторы знакомятся с ними и учитывают в процессе подготовки.

Чтобы правильно создать документ в системе Word, следует узнать у научного руководителя о нюансах подачи материала в печатном виде. Лучше внимательно прочитать правила, чем неоднократно переделывать формат.

Пошаговая инструкция написания сочинения-рассуждения

Написание рассуждения лучше всего поделить на этапы:

Подготовка к написанию: определение темы и стиля текста, составление плана.
Сбор информации для рассуждения (вспомнить или найти достоверные факты, актуальные новости, сюжеты фильмов или литературы, можно также апеллировать к своему жизненному опыту).
Формулировка ключевого тезиса (проблемы).
Изложение доказательств, собранных на 2 этапе для подтверждения или опровержения ключевой мысли. Как правило, от автора требуют не менее трех аргументов. Если рассуждение связано с каким-либо произведением, нужно обязательно обратиться к его содержанию, привести примеры из текста.
Формулировка выводов (собственного мнения по данной теме).
Проверка содержания работы

На этом этапе важно проследить, чтобы нигде не нарушалась логика аргументации, чтобы рассуждения автора не противоречили друг другу.
Проверка орфографии, пунктуации, стилистики и лексического наполнения текста.

Обратите внимание! Очень важно следить за тем, чтобы текст не отходил от темы, а выводы соответствовали тому, что написано в основной части. В противном случае на хорошую оценку можно не рассчитывать

Варианты тезисов

Есть как минимум 7 вариантов тезисов, с которым стоит ознакомиться заранее:

По авторству основной научной работы. Для составления таких тезисов используются как собственные публикации, так и публикации других авторов. В последнем случае нужно тщательно изучить работу другого автора, выделить в ней основную идею и суть. Все это должно лечь в основу отдельных положений, выбранных для доклада. Если для написания тезисов используется работа самого автора, то своими тезисами он должен продемонстрировать, что глубоко изучил вопрос.

По месту использования

Перед подготовкой тезисов немаловажно представлять себе, где они потом будут представлены. Тезисы для семинаров будут отличаться от тезисов, подготовленных для международных конференций.

По форме

Тезисы можно представлять в виде презентаций с выступлением, отдельных публикаций, заочного слушания и др. То, в каком виде будут тезисы, напрямую зависит от места их использования (предыдущий пункт). К примеру, тезисы для заочной научной конференции лучше делать краткими, емкими и информативными — это позволит беспрепятственно опубликовать их в сборнике статей по итогам конференции. Если в качестве формы для тезисов для заочной научной конференции вы выбираете презентацию, то вас можете ожидать неудача и разочарование — такая форма попросту не зайдет слушателям.

По порядку написания. Есть два варианта: писать тезисы до написания основной работы или после — по ее примеру. Второй вариант более легкий: в готовом материале проще выделить основные моменты. Но чаще всего на конференцию тезисы пишутся до написания основной работы. И здесь студентам приходится сложнее: материал еще не до конца изучен и не всегда есть представление, о чем писать. В этом случае в написании тезисов помогает четко продуманный план.

По содержанию. Тезисы могут содержать различную информацию: от постановки проблемы и описания новых методов работы, до результатов проведенных исследований.

По сложности. От сложности зависит содержание тезисов: простые раскрывают основные проблемы работы, средние — основные идеи и положения научного труда, а сложные просто включают в себя простые и сложные тезисы.

По стилю подачи. Есть тезисы, которые представляют собой краткие научные описания и состоят из глагольных сказуемых, а есть и другие — они просто фиксируют научные данные.

Структура тезисов на конференцию

Структура текста может включать в себя следующие элементы:

  1. Введение, в котором отражается актуальность исследования.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Может быть представлен краткий обзор литературы и существующих методик.
  4. Описание индивидуальных наработок по проблеме или раскрытие собственного видения.
  5. Представление расчетов или доказательной базы.
  6. Вероятные пути развития проблемы в дальнейшем и очерчивание вероятных перспектив исследования.
  7. Выводы.
  8. Оценка полученных результатов. Здесь также может быть представлена оценка погрешности проведенных расчетов и результатов. Неточности в используемой методике и пути их устранения.

Тезис в логике

В науке данное понятие чаще всего связано с описанием каких-либо трудов, а в сфере логики этот термин является ключевым для процесса обоснования. Когда необходимо объяснить какое-то явление, человек должен оперировать тезисами, которые обязаны иметь свои аргументы.

Когда кто-то старается доказать верность (или неверность) определенного тезиса, он должен четко следовать двум правилам. Первое заключается в том, что смысл изначального утверждения не должен меняться до самого конца обсуждения. Подобное возникает нередко – пытаясь аргументировать какой-то не слишком достоверный тезис, человек постепенно заменяет его более точным и сильным.

Второе правило заключается в том, что такие утверждения не должны допускать многозначности. Их формулировка обязана быть четкой, чтобы не возникло двусмысленности или неопределенности. Нередко создаются ситуации, когда доказывающий приводит определенную аргументацию, но при этом остается неясно, что же конкретно он пытался доказать.

В логике примерами тезисов являются спорные выражения, побуждающие к дискуссии. Классические варианты – это утверждения вроде «Бог существует» и «В современном искусстве нет хороших художников».

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

Сферы применения тезисов

Где только не нужны четкие тезисы! Это и бизнес, и армия, и даже воспитание детей. Умение четко выразить свои требования или взгляды ценно экономией времени. Если вы, например, находитесь на научной конференции, то вам нужно стараться максимально довести рассказ до уровня инструкции.

Старайтесь извлекать факты из речи докладчика. Это касается не только науки, но и в любой сфере, где нужно понимать человека. Вообще, он может наговаривать очень много текста. Но его можно сократить, как минимум, в два раза.

Нужно стараться максимально сжимать человеческую речь и самому говорить тезисами. Так и вы будете лучше понимать другого, и сами яснее будете выражаться.

Вообще, все порядочные люди стараются сразу выражаться тезисами. Есть только один случай, когда данное умение не нужно – это когда нужно быть запутанным. Вот тогда усложнение только поможет вам выжить. Например, когда приходится общаться с потенциально опасным человеком.

Также говорить тезисно можно в тех случаях, когда речь просто легкая и непринужденная, обсуждаются какие-то несерьезные вопросы. Если же нужно близких и серьезных отношений с другим человеком, то, будьте добры, высказывайтесь тезисно.

Формулировать тезис нужно приблизительно таким образом. Сначала высказывается его ядро – короткая формулировка, что вы хотите сказать. После этого идет тело тезиса или же обоснования. Здесь нужно лаконично изложить, почему вы считаете именно так.

Ну а далее вывод – это набор инструкций к действию. Человек должен четко понимать, к чему вы клоните. Старайтесь избегать недосказанностей. Они не помогают строить подлинные отношения с другими людьми.

Подготовительная работа

Чтобы выступить перед специалистами и преподавателями с научно-исследовательской работой, студент должен составить собственно сам доклад, подготовить презентацию, а также сам подготовиться к устному выступлению по теме. Доклад на конференцию — это авторское произведение, в котором студент описывает значимость научного опыта, а также предлагает свои методы исследования и обозначает результаты их реализации.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Сформулировать главные тезисы проделанной работе

На устном выступлении и презентации работы учащемуся не нужно пересказывать все то, что рассказано в докладе. Устно слушателям доносятся основные тезисы доклада. Чтобы разобраться с тем, как подготовиться к выступлению по своему докладу на конференции, студенту нужно поставить перед собой следующие вопросы:

  1. О чем я буду говорить? Студенту нужно выделить тезисы из всего объема изучаемой информации, эти тезисы должны соответствовать нескольким требованиям:
  • подтверждение темы работы, основной ее мысли, определение цели и надобность в дополнительном раскрытии вопроса;
  • краткость, информативность, логичность и понятность;
  • содержание главное и опорное понятие в исследовании.

Зачем я буду говорить? Выступающий должен донести до слушателей основную цель своего выступления, обращая при этом внимание на их реакцию к своим высказываниям.

Сколько я буду говорить? Каждый конкурс или конференция регламентируют, сколько времени будет у студента на устное выступление. В среднем это 8-10 минут, за это время автору нужно упомянуть важные теоретические и практические данные, не забывая о выводах.

Кому я буду говорить? Отталкиваясь от аудитории выступающий должен подбирать терминологию и стиль преподнесения информации.

Где я буду говорить? Если это большой актовый зал, нужно учесть это при создании презентации, а также при выборе тактики построения речи

Гораздо легче выступать в классной комнате.

Как я буду говорить? Речь должна быть нормальной скорости, чтобы слушатели понимали все сказанные слова. Также выступающему нужно грамотно, уверенно, четко и выразительно рассказывать о проделанной работе, чтобы всем было понятно и интересно слушать.

Что я буду говорить? Помимо преподнесения терминологии, фактов и данных, у студента должна быть аргументация и подкрепляющие факты. Образец выступления – понятие, которое обуславливает главную мысль доклада (его нужно повторить 7 раз), основной тезис из доклада (4 раза), информативные аргументы, факты, наглядные примеры, а также выводы.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда

Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
  7. Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  8. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  9. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  10. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  11. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector