Университеты выходят из моды? почему выпускники школ всё чаще выбирают колледжи

Правила приема в ВУЗ после колледжа

Различия между поступлением в ВУЗ вчерашнего школьника и выпускника колледжа касаются двух моментов:

Вступительных испытаний. После техникума абитуриент волен выбирать, по каким основаниям ему поступать.

Сроков обучения. Обладатели диплома среднего профессионального заведения имеют право обучаться по ускоренным программам.

В остальном, порядок точно такой же. Вот алгоритм:

Подать документы в приемную комиссию выбранного ВУЗа. Перечень бумаг включает паспорт, заявление по форме, диплом колледжа с приложением.

  • ВУЗ примет бумаги.
  • Если человек поступает на базе среднего заведения, вместо ЕГЭ он сдает внутренние вступительные испытания. В устной или письменной форме.
  • По результатам экзаменов абитуриент получает место в конкурсных списках. Претендует на место на общих основаниях. Необходимо постоянно мониторить динамику приемного процесса, чтобы трезво оценивать собственные шансы.

При успешном прохождении по конкурсу, вчерашний выпускник колледжа с СПО зачисляется в ВУЗ на бюджетной или коммерческой основе.

Если же обладатель СПО решает участвовать в конкурсе по результатам ЕГЭ, порядок поступления ничем не отличается от установленного в общих правилах.

Особенности средне профессионального образования

Обучение мало отличается от ВУЗовского с точки зрения организации процесса. Абитуриенты по своему желанию могут учиться очно, заочно или дистанционно. Все занятия проходят по установленному графику и делятся на две категории:

  • Лекционные. Преподаватель дает актуальную информацию по предмету, студенты конспектируют, запоминают материалы.
  • Семинарские или практические. Проверка знаний учащихся, совместное обсуждение возникающих вопросов.

Год делится на 2 семестра. По окончании каждого студенты сдают зачеты и экзамены в соответствии с разработанным планом.

В отличие от школы, в заведениях средне специального обучения жестко контролируют посещаемость. Также и успеваемость. За академические долги студент рискует потерять свое место.

Есть отличия и от ВУЗа:

  • Сравнительно малые сроки обучения. На базе 11 классов речь идет о сроках от 1 года 10 месяцев. Все зависит от программы.
  • Отсутствие вступительных испытаний. Экзамены для поступления в колледж на программы СПО не предусмотрены.
  • Ограниченные перспективы карьерного роста. Для занятия высокооплачиваемых должностей требуется диплом университета.

Для школьников

С 2015 года Департамент образования Москвы запустил для школьников проект «Профессиональное обучение без границ». Его суть состоит в том, что старшеклассники одновременно с учебой в школе могут пройти программы профподготовки на базах колледжей и вместе с аттестатом получить свидетельство о рабочей профессии.

Участвовать в проекте могут:

  • школьники с ОВЗ (с разными формами умственной отсталости) – для них нет ограничений по возрасту, но у них не должно быть аттестата об окончании 9 или 11 класса;
  • ученики 9–11 классов в возрасте до 18 лет.

Каждая из профессиональных программ, которые школьники проходят в учебных заведениях СПО, состоит из набора взаимосвязанных дополнительных общеразвивающих программ. Фактически это занятия в кружках по модулям, соответствующим содержанию блоков определенной профессиональной программы СПО. После окончания каждого модуля ученику выдается сертификат.

Если после завершения первого программного модуля ученик понял, что выбранная специальность ему нравится, он может продолжить учебу и перейти к следующему блоку. Если выбор был неверным, можно попробовать себя в другой области. Направления самые разные: от машиностроения, авиационной техники, электроэнергетики до поварского дела, медицины и фармации, культуры и искусства. Школьники, которые прошли все предусмотренные в профессиональной программе модули, могут сдать квалификационный экзамен и по его результатам получить свидетельство о профессии с присвоением квалификации.

Де-юре, конечно, такая учеба не будет дополнительным средним профессиональным образованием (так как у школьников нет никакого базового профобразования), но де-факто – да. Ведь ученики 9–11 классов могут получить одновременно с обычным школьным общим дополнительное среднее профессиональное образование по интегрированным программам допобразования и профобучения. Вместе с аттестатом им выдадут свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации, к примеру лаборанта-микробиолога третьего разряда или младшего воспитателя второго разряда.

В любом случае каждый из способов получить дополнительное среднее профессиональное образование дает возможность быстро освоить востребованную на рынке труда специальность – современное СПО реагирует на запросы работодателей, остро нуждающихся в квалифицированных кадрах, поэтому курсы не перегружены лишней теорией, а ориентированы на практическую подготовку специалистов. Соответственно, период обучения по «коротким» программам профобучения и дополнительного среднего профобразования сокращен до необходимого минимума, а сами курсы нередко создаются под конкретные рабочие места.

Профессиональная ориентация образовательных программ

Елена Комарницкая, кандидат педагогических наук и проректор Института развития профессионального образования (ИРПО), отметила, что программы подготовки в учреждениях СПО должны в первую очередь развивать компетенции, которые будут необходимы выпускнику в рабочей деятельности.

Здесь и возникает сложность: общеобразовательные дисциплины в техникумах и колледжах, как правило, преподают бывшие школьные учителя. Порой они даже совмещают преподавание в школе и учреждении СПО, не меняя подход к программе.

Среди существующих проблем Комарницкая также отметила недостаточную интеграцию общеобразовательных учебных предметов и профессиональных дисциплин. По её словам, содержание применяемых в СПО учебников тоже не отражает специфику получаемой профессии или специальности.

Комарницкая сообщила, что ИРПО сейчас активно работает над решением этих проблем в рамках федерального проекта «Современная школа». Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО — одна из его важных целей.

Это внедрение планируется проводить в несколько этапов:

  1. Разработка концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе среднего общего образования.
  2. Разработка методик преподавания по восьми общеобразовательным дисциплинам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история (или «Россия в мире»), физическая культура, ОБЖ, астрономия.
  3. Повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин по дополнительной профессиональной программе.
  4. Апробация методик преподавания вышеназванных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ СПО.
  5. Разработка примерных рабочих программ, фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по восьми общеобразовательным дисциплинам с учётом профиля по укрупнённым группам профессий и специальностей.

Комарницкая подчеркнула, насколько важно связать общеобразовательную подготовку с развитием профессиональных компетенций, формировать у обучающихся определённые практические навыки. Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах

И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин

Людмила Шаповалова, кандидат педагогических наук и начальник управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области, согласна с тем, что уровень общеобразовательной подготовки в техникумах и колледжах недостаточно высокий — особенно это заметно в технических программах. И в качестве приоритетного направления называет работу над восполнением недостатка знаний учащихся — как математики и физики, так и других дисциплин.

Невозможно стать классным сварщиком, не зная законов Ома. Невозможно стать техником-механиком, не владея элементами черчения.

Людмила Шаповалова, канд. пед. наук, начальник управления профессионального образования департамента образования Белгородской области

Кроме профилизации обучения, которую Шаповалова называет главной задачей, она также отмечает важность дополнительной подготовки для тех студентов, которые после окончания техникума или колледжа планируют поступать в вузы. В Белгородской области таких выпускников около 30%, а через несколько лет, по прогнозам, их количество вырастет до 50%

Для них Шаповалова предлагает ввести программы дополнительного образования, финансируемые из федерального или регионального бюджета.

Специальности доступные в колледже

Пройти профессиональное обучение можно по десяткам специальностей. Крупные колледжи при университетах готовят выпускников только по актуальным направлениям. Среди возможных вариантов:

  • Информационные системы и программирование. Студенты осваивают профессию разработчика ПО, системного администратора. Могут устроиться на должности программистов в коммерческие компании.
  • Игровой дизайн. Новое направление, позволяет получить фундаментальные знания и навыки в области разработки компьютерных игр.
  • Право и организация социального обеспечения. Обучающиеся осваивают профессию юриста. Начинают деятельность на должностях помощников, младших специалистов.
  • Интернет-маркетинг. Готовит специалистов по продвижению товаров, услуг компаний в сети.
  • Предпринимательство. Экономическое образование. Прививает студентам культуру коммерческого мышления. Обучающиеся осваивают практические навыки предпринимательской деятельности, планирования бизнес-процессов для извлечения прибыли. Выпускники начинают собственные проекты или устраиваются на должности, которые требуют экономической подготовки.
  • Банковское дело. Экономическая специальность, ориентированная на подготовку банковских служащих. Выпускники, которые получили диплом по специальности банковское дело, устраиваются специалистами по работе с клиентами, руководят подразделениями коммерческих структур.
  • Экономика и бухгалтерский учет. Приоритет — подготовка кадров, хорошо ориентирующихся в вопросах налогового учета, ведения отчетности, аудита предприятия.
  • Финансы. Широкая специальность. Выпускники, которые получили образование по направлению финансы, работают аналитиками, консультантами.
  • Электронная коммерция. Подготовка профессионалов области электронной торговли, сбыта товаров через интернет-площадки.
  • Коммерция в игровой индустрии и киберспорте. Специальность, которая позволяет монетизировать интернет-деятельность в сфере видеоигр.
  • Спортивный менеджмент. Готовит управляющих спортивными проектами и мероприятиями.
  • Управление продуктами и проектами. Специалисты, которые получили диплом по этому направлению, занимаются организацией торговых процессов.
  • Гостиничное дело. Подготовка управленческих кадров сферы гостеприимства.
  • Дизайн. Подготовка графических дизайнеров, иллюстраторов, художников универсального направления.

Диплом колледжа, техникума — один из вариантов успешного карьерного старта. Выбор специальности зависит от личных интересов.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Структура профобразования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.

  • СПО, или среднее профессиональное образование (School). В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.

Нижегородский гуманитарно-технический колледж

Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Ванеева 205
Сайт: Телефон: +7 (831) 416-30-61Стоимость: по запросу

Индивидуальные учебные планы и обучение при помощи электронных гаджетов по специальностям:

  • Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений
  • Землеустройство
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
  • Операционная деятельность в логистике
  • Правоохранительная деятельность
  • Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
  • Земельно-имущественные отношения
  • Право и организация социального обеспечения
  • Дошкольное образование
  • Прикладная информатика (по отраслям)

Колледж имеет государственную аккредитацию. Поступление на базе аттестата 9 или 11 класса.

Анализ зарубежных образовательных траекторий

В России существует не так много образовательных траекторий: школьники либо оканчивают 11 классов и поступают в вуз, либо после 9-го класса идут в колледж или техникум. Как обстоят дела за рубежом — изучил Федеральный институт развития образования. Результаты этого анализа представил Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС.

Исследователи выбрали континентальные европейские страны с более традиционным подходом к образованию (Германию и Италию), а также государства с более либеральной образовательной политикой (США и Великобританию).

США

В США принято 12-летнее обязательное общее образование. В старшей школе (11–12-й классы) учащийся может выбрать профиль — академический (его выбирают около 75% учеников) или профессиональный (его предпочитают 25% школьников). Наиболее популярные направления профессионального профиля — IT и медицина. Обучение реализовано по сетевому принципу, так что школьники могут изучать профессиональные дисциплины как в самой школе, так и в ближайших колледжах или вузах.

Общеобразовательная программа заканчивается после 12-го класса. Далее учащийся может поступить в вуз на бакалавриат или двигаться дальше по профессиональной программе обучения. Её продолжительность в США значительно варьируется и может длиться менее двух лет, от двух до трёх лет и дольше.

Великобритания

Так же, как и в США, в Великобритании доступно довольно большое количество образовательных траекторий. По закону подросток должен получать общее образование до 16 лет, затем до 18 может совмещать учёбу с работой.

После 11 классов выпускник сдаёт экзамен GCSE (General Certificate of Secondary Education) и получает аттестат об общем среднем образовании. Затем человек может продолжить обучение по академической траектории и после подготовки сдать так называемый экзамен A-уровня (аналог нашего ЕГЭ), чтобы поступить на бакалавриат. Либо выпускник получает профессиональное образование. Здесь тоже большая вариативность: обучение может длиться от двух до четырёх лет в зависимости от получаемой квалификации.

В профессиональном образовании Великобритании, как и в Америке, тоже нет общеобразовательных модулей. Тем не менее вузы принимают как тех абитуриентов, которые сдали A-экзамен, так и тех, кто получил профессиональное образование определённого уровня квалификации — начиная от пятого.

Германия

В этой стране на обязательную общеобразовательную подготовку отведено десять лет. В 10-м классе школьник выбирает профиль с академическим либо профессиональным уклоном. Окончив 10-й класс, ученик может продолжить академическое обучение в специализированной образовательной организации, чтобы затем поступить в вуз. И второй вариант — после окончания школы получить профессиональное образование, в том числе по дуальной системе, когда занятия в учебном заведении сочетаются с практикой на рабочем месте.

В Германии общеобразовательная подготовка после выпуска из школы тоже отсутствует.

Испания

В Испании профессиональное образование разделено на программы первого, второго и третьего уровня, которые длятся по два года. Общеобразовательный модуль продолжительностью 670 часов присутствует только в программе первого уровня, обучение по которой школьник может начать после девятого класса.

После года подготовки по академическому или профессиональному направлению десятиклассник сдаёт экзамен ESO и получает аттестат о среднем образовании. Затем он может продолжить профессиональное образование или выбрать двухгодичную академическую программу Bachillerato для подготовки к поступлению в вуз — это аналог старших классов в российских школах.

Согласно испанским законам, также в вуз можно поступить, получив профессиональное образование третьего уровня.

Из приведённых данных Сатдыков делает несколько выводов.

  • В рассмотренных зарубежных странах общеобразовательная подготовка длится как минимум на год дольше, чем в России. Как правило, она заканчивается по достижении учащимися 18 лет.
  • В каждой названной стране человек может выбирать между академической и профессиональной траекториями.
  • Как правило, за границей общеобразовательная подготовка заканчивается в школе (за исключением базовых профессиональных программ в Испании). При этом повсеместно в общеобразовательную подготовку включаются профессиональные модули.
  • Программы профессионального образования в США, Великобритании, Испании и Германии длятся от двух до четырёх лет. Для сравнения — российские программы СПО, если вычесть из них общеобразовательный модуль, продолжаются от одного года до трёх с половиной лет (в случае углублённой программы подготовки специалистов среднего звена).

Колледж

Согласно статистике, на 2018 год в РФ действуют около 3-х тысяч колледжей. Колледжи — популярное место для получения среднего профессионального образования среди выпускников школ. Эти учебные учреждения готовят специалистов медицинского, юридического, технического и многих других профилей.

Учёба в колледже похожа на учёбу в высших учебных заведениях: обучают студентов по семестрам, есть лекции, семинары, сдаются сессии

Колледж отличается от техникума тем, что имеет программы как базового, так и углубленного уровня подготовки. Получение образования в среднем длится 4 года

В колледжах большое внимание уделяется теоретическим знаниям студентов

Зачисление осуществляется на основе среднего балла аттестата. В 2018 году на одно бюджетное место в среднем претендовало 2 выпускника.

Специалисты приемной комиссии изучают выпускные оценки всех бывших абитуриентов и объявляют средний балл чем он больше, тем выше вероятность поступления

Платное обучение в колледжах стоит дороже, тем в техникумах и зависит от престижа учебного заведения, а также направления подготовки. Стоимость учебного года варьируется от 40 до 80 тысяч рублей.

Существуют колледжи, ведущие образовательную деятельность при ВУЗах. По сути, они представляют собой структурные подразделения при институтах, поэтому выпускники получают льготы при поступлении. А если закончивший колледж при университете абитуриент поступает на платное отделение, то есть вероятность получить скидку на обучение.

Очень часто колледжи организовывают при ВУЗе или заключают договора с ними, предметы в них ведут преподаватели этих университетов, поэтому часто выпускные экзамены в колледже одновременно становятся вступительными в них или выпускники получают льготы при поступлении

Молодой специалист, закончивший колледж, имеет право поступить в институт на специальность того же профиля по сокращенной программе обучения, сдав вступительные испытания в высшем учебном заведении.

Если есть склонности к точным наукам, то вам стоит ознакомиться с профессиями в сфере экономики или бухгалтерского учета, специалистов по которым готовят в колледжах и техникумах.

Обучение по ускоренной программе

Ускоренная программа получения диплома позволяет сократить период обучения. При нормативных сроках в 4 года для очников и 4.6 для заочников, студент получает шанс сэкономить до 1−1.5 года.

Достигается это за счет перезачета пройденных дисциплин и сокращения количества часов по предметам, которые студент проходил ранее. Пусть и не так углубленно.

Отделения ускоренного обучения выделяют в особые подразделения. Меньшие сроки — не гарантированная привилегия для выпускников колледжа. Окончательное решение о возможности приема на сокращенную программу принимает аттестационная комиссия.

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.

Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector