30 популярных специальностей колледжей москвы 2021

В чем заключается среднее специальное образование, где можно получить

В советское время ССО получали в техникумах и училищах по сотням профессий. После развала СССР многие учебные учреждения этого типа сменили название на колледжи. К акие учебные заведения дают среднее специальное образование? Но и эта классификация неоднозначна, сегодня обрести диплом доступно:

  1. В техникумах реализованы образовательные профессиональные программы, обеспечивающие необходимые основы к подготовке специалистов.
  2. Технические лицеи, здесь уровень учебы несколько выше, чем в техникумах.
  3. Колледжи, реализующие программы ПСО и ССО.

Что такое профессиональное образование определение? Этот тип обучения назван промежуточной ступенью между школой и высшими заведениями. Поступать на учебу этого типа можно после 9 класса, значительная часть первых курсов дублирует программу 10–11 классов школы. Преимущество состоит в сокращении срока дальнейшей учебы в ВУЗе. К тому же, данный тип диплома дает ряд возможностей для практики и выбора профессий, востребованных на рынке труда сегодня.

Большинство специальностей ССО пользуется большим спросом, чем высшее экономическое. Дело в некогда большей популярности, вызвавшей кризис нахождения свободных мест работы.

Преимущества средних специальных учебных заведений

Некоторые из достоинств ПТУ или колледжа могут оказаться важными для принятия решения, но не всегда сразу очевидными. Давайте рассмотрим их.

  1. Не все профессии осваиваются в вузах. Например, не существует высшего образования у художников по гриму для кино и театра. В Новосибирске на гримера можно обучиться в Новосибирском колледже парикмахерского искусства. Так же дело обстоит с кондитерами и поварами. Конечно, можно стать технологом пищевого производства, получив высшее образование, но это другая профессия. На поваров и кондитеров учат, например, в Новосибирском колледже питания и сервиса, Новосибирском лицее питания. А на судового повара можно обучиться в Новосибирском речном колледже!
  2. Обучение в колледже даст ясное понимание, готов ли подросток посвятить свою жизнь именно этой профессии. Кроме того, он увидит профессию изнутри и поймет, совпало ли действительное с желаемым. Если вдруг нет, то, после окончания двух курсов, если ученик поступал после 9 класса, он может взять справку с оценками по школьным предметам и вместе с выпускниками школ сдать ЕГЭ. Но, кроме результатов ЕГЭ, нужен будет еще аттестат о среднем образовании. Имея его плюс оценки по ЕГЭ, можно подавать документы в любой вуз или колледж.
  3. Даже если учеба не оправдала ожиданий, в любом случае выпускник уже будет иметь профессию, а его сверстники в вузе только перейдут на третий-четвертый курс.
  4. Шансов поступить в вуз больше при обучении в колледже при этом же вузе. ЕГЭ в этом случае сдавать не надо, т.к. достаточно будет только самих вузовских экзаменов. В некоторых вузах предусмотрен сокращенный вариант обучения для тех, кто учился в колледжах при вузах — обучение сокращается за счет родственных специальностей.
  5. На современном рынке все больше ценится работник с опытом. А вот без практики сейчас сложно устроиться даже выпускнику вуза. Работодатели все чаще ищут специалистов, которые «потрогали железо» на практике, знают нюансы работы и могут пойти сразу на более высокую должность. А тех, кто пришел после вуза, просят сначала показать, что они умеют.
  6. На сегодняшний день мастера, имеющие высокую квалификацию, часто получают больше, чем менеджеры среднего звена. Например, в Новосибирске водитель автобетоносмесителя имеет зарплату 90 000 р., сварщик на крупном производстве – 107 000 р. Разрыв зарплат между выпускниками вузов и СПО постепенно сокращается.

Стереотипы восприятия «техникумов» остаются в прошлом. Современный мир иначе смотрит на обучение в средних специальных заведениях, а их выпускники ценятся не меньше выпускников вузов. В 2012 году Россия присоединилась к проекту WorldSkills. Эта ассоциация повышает статус и стандарты профессионального образования рабочих профессий по всему миру. Она помогает учащимся и профессионалам выходить на такой уровень квалификации, который позволяет работать по профессии в любой точке мира. Это повышает престиж рабочих профессий.

Особенности средне профессионального образования

Обучение мало отличается от ВУЗовского с точки зрения организации процесса. Абитуриенты по своему желанию могут учиться очно, заочно или дистанционно. Все занятия проходят по установленному графику и делятся на две категории:

  • Лекционные. Преподаватель дает актуальную информацию по предмету, студенты конспектируют, запоминают материалы.
  • Семинарские или практические. Проверка знаний учащихся, совместное обсуждение возникающих вопросов.

Год делится на 2 семестра. По окончании каждого студенты сдают зачеты и экзамены в соответствии с разработанным планом.

В отличие от школы, в заведениях средне специального обучения жестко контролируют посещаемость. Также и успеваемость. За академические долги студент рискует потерять свое место.

Есть отличия и от ВУЗа:

  • Сравнительно малые сроки обучения. На базе 11 классов речь идет о сроках от 1 года 10 месяцев. Все зависит от программы.
  • Отсутствие вступительных испытаний. Экзамены для поступления в колледж на программы СПО не предусмотрены.
  • Ограниченные перспективы карьерного роста. Для занятия высокооплачиваемых должностей требуется диплом университета.

Какие востребованные специальности останутся в перечне?

Сегодняшних выпускников колледжей и техникумов, в первую очередь, конечно же, интересует вопрос, куда пойти учиться, чтобы после окончания учебного заведения как минимум не оказаться на бирже безработных, а как максимум найти применение полученному диплому.

Специалисты назвали ряд приоритетных направлений подготовки, которые, по их мнению, позволят выпускникам ССУЗов не только реализоваться в профессиональной сфере, но и заработать на хлеб с маслом. Среди этих направлений подготовки особого внимания заслуживают такие специальности, как:

  • Медсестра;
  • Педагог;
  • Продавец-кассир;
  • Повар;
  • Специалист по закупкам;
  • Социальный работник;
  • Юрист.

В Министерстве труда особо подчеркивают, что для перечисленных профессий, которые не исчезнут в обозримом будущем, важно, чтобы специалист был универсалом, (то есть, обладал знаниями и умениями сразу в нескольких направлениях)

Тем, кто не нашел в приведенном выше списке направлений подготовки, профессии, соответствующей призванию, следует обратить внимание на тот факт, что в других отраслевых направлениях наименования специальностей либо исчезли, как анахронизмы, либо получили новые названия в связи с расширением уровня подготовки. В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:

В частности, по прогнозам специалистов в ближайшем будущем новые профессии появятся в сферах:

  • Информатики и вычислительной техники;
  • Нефтегазовой отрасли;
  • Социологии;
  • Строительства.

При этом большие сокращения ожидаются по таким направлениям, как:

  • Технологии легкой промышленности;
  • Туризм и сервис;
  • Химические технологии.

Менее заметными будут сокращения в группе специальностей «Информационные технологии». Например, исчезнет специальность «оператор ЭВМ» — она будет переименована и объединена с другими квалификациями в области информационных технологий. Та же участь постигнет и профессию «машинист локомотива» — ожидается, что она исчезнет уже к 2025 году.

Глобальные «перестановки» в списке актуальных профессий свидетельствуют о том, что нынешним абитуриентам необходимо внимательно следить за обновлением перечня специальностей, чтобы правильно сориентироваться в выборе своего будущего.

Какие профессии еще популярны

Всего в народном хозяйстве стране насчитывается более полутора тысяч видов деятельности. Кроме указанных в первой двадцатке в топ-50 профессий входит еще целый ряд интересных и необходимых людям специальностей. Одни требуют глубоких интеллектуальных знаний, другие физической силы и выносливости, третьи – терпения и ответственности. Просто перечислим их:

  • Электромонтажник.
  • Специалист по информационным системам.
  • Работник сферы гостеприимства.
  • Повар-кондитер.
  • Слесарь.
  • Техник авиационных двигателей.
  • Фрезеровщик-универсал.
  • Плиточник-облицовщик.
  • Наладчик-ремонтник оборудования для промышленности.
  • Сварщик.
  • Специалист по КИПиА (контрольно-измерительным приборам и автоматике).
  • Парикмахер-стилист.
  • Техник-конструктор.
  • Оператор станков с числовым программным управлением.
  • Микробиолог.
  • Педагог.
  • Специалист по вентиляционной и холодильной технике.
  • Ландшафтный дизайнер.
  • Дизайнер одежды.
  • Горный инженер.
  • Стюардесса (бортпроводник).
  • Ветеринарный фельдшер.
  • Мастер столярно-плотницких работ.
  • Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей.
  • Военный.
  • Генный инженер.
  • Специалист по работе с персоналом.
  • Сборщик электронных систем и устройств.
  • Мастер декоративных работ.
  • Оператор по управлению различными механизмами.

Решая, кем стать, какую профессию для себя выбрать, подходить к выбору нужно взвешенно, тщательно проанализировав свои достоинства и недостатки, а также спрогнозировав свою карьеру после окончания университета или колледжа. Нередко в вузах и ссузах из-за устаревшей программы учат тому, что уже не пригодится на практике. В таком случае придется проходить дополнительные курсы, чтобы соответствовать требованиям работодателей.

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, по мнению экспертов, желательно освоить дополнительную профессию из смежной отрасли или вообще из другой сферы деятельности. Это поможет быстрее найти новую работу в случае возникновения проблем. Другой вариант – это достичь высшего мастерства в своем деле. Сотрудника-аса даже в трудные для предприятия времена руководитель будет держать до последнего, но в случае потери работы снова трудоустроиться по специальности будет нелегко, а дополнительных навыков нет.

Желательно за 1–2 года до того, как начинать готовиться к поступлению в вуз, внимательно изучить аналитические материалы центра занятости или рекрутинговых агентств о спросе на те или иные профессии, их перспективности, уровне заработных плат. Нелишним будет встретиться со специалистом по персоналу известной HR-компании и задать ему все волнующие вас вопросы. Также заранее стоит продумать о потенциальных местах работы, а в ходе обучения стараться попасть туда на практику или стажировку. Это облегчит процесс трудоустройства, если вам удастся зарекомендовать себя с лучшей стороны.

Что готовит Минпросвещения в сфере средне-специального образования?

Проведенные исследования и дух здорового рационализма, присущий «цифровому поколению», заставляют задуматься о перспективах развития профессионального образования.

Так, в Госдуме обсуждается проект введения прикладного бакалавриата, который, по мнению инициаторов, предоставит студентам возможность узнать профессию «в близком контакте». По мнению чиновников, добиться этого можно благодаря увеличению часов для проведения практических и лабораторных занятий.

Пока, по этой инициативе заместителя председателя Комитета по образованию и науке М. Чернышева не принято никаких решений. Но уже известно, что в предстоящем учебном году произойдут некоторые перемены. В частности, у студентов появится возможность поменять специальность после II курса. Ожидается, что в России появится система «2+2+2», давно используемая в европейской школе. Она даст возможность, дополнительно, изменять направление не только после 2 лет учебы, но и после бакалавриата. Такой подход позволит минимизировать количество отчислений из-за разочарования в профессии, а заодно подготовить универсального специалиста.

У Министерства просвещения сегодня, как никогда, имеется возможность для маневрирования – бюджет 156,2 млрд. рублей, выделенный на реализацию федерального проекта «Молодые профессионалы». Уже в 2020 году, в рамках осуществления Национального проекта «Образование» планируется обновить колледжи и создать дополнительную материально-техническую базу.

Преимущества дистанционного обучения для среднего образования

По прогнозам, к 2020 году число выпускников дистанционной формы обучения в мире вдвое превысит численность слушателей очных курсов. Оснований для подобных ожиданий достаточно. Преимущества удаленного обучения:

  • Свободный выбор времени начала. Поступление открыто круглогодично. Начать учиться, сдать выпускные экзамены, получить диплом можно с января по декабрь.
  • Удаленная учеба — комфортный формат для совмещения с работой. Учащийся не привязан к месту, времени, четкому графику сдачи курсовых работ, дипломных трудов, экзаменов. Он формирует индивидуальный план занятий, постоянно имеет выход на куратора, обрабатывает теоретический материал, параллельно практикуясь на рабочем месте. Двигаясь к цели, учащийся развивается в личном темпе без давления.
  • Учеба в Москве перестала быть привилегией избранных. Колледжисты принимаются с 10 класса (нужен аттестат, достаточно высокого среднего балла), по окончании школы по результатам ЕГЭ.
  • Стоимость обучения оптимизирована. Курс обойдется дешевле. Плюс, скидка до 15% выпускникам колледжа, поступающим в вуз.
  • Непрерывное образование — важный пункт становления профессионала и личности. Удаленно оно возможно при любых жизненных обстоятельствах (материнство, служба, уход за больным родственником).

Дистанционное среднее специальное образование снимает два барьера: высокий конкурс на место признанного вуза (колледжистам достаточно ЕГЭ, аттестата), необходимость временного переезда для подготовки на достойном — столичном — уровне.

Получить среднее профессиональное образование дистанционно: программы

Школьникам открыты специальности областей:

  • Гостиничного дела. Выпускники — будущие специалисты отдела рекламы отельных брендов мирового значения, сотрудники финансовых служб гостиниц, ночные аудиторы, администраторы, менеджеры службы приема постояльцев. За время учебы колледжисты осваивают технологии бронирования гостиничных услуг, оформления гостей, продаж отельных продуктов.
  • Коммерции. Уникальная программа подготовки объединяет теорию с практикой менеджмента торговли, ритейла. После 2 лет 10 месяцев обучения студенты вольны выбирать между собственным делом и трудоустройство на крупные оптовые базы, международные торговые предприятия (сети), складские комплексы.
  • Права и организации соцобеспечения. Путь по траектории в госаппарат, социальные службы. Освоение правовых (юридических), психологических, управленческих компетенций работника социальных служб. По окончании (или во время учебы) — трудоустройство в Фонд статистики, Пенсионный фонд, нотариальные конторы (частные, государственные), юридические бюро.
  • Банковского дела. «Кузница» новых успешных банкиров. Обучает основам бухучета, финансового банковского менеджмента, работы с кредитами, обслуживания безналичных расчетов.
  • Информационных систем. Профессия XXI века — программист — начинается с колледжа. Уже на первом курсе учебы вы становитесь востребованным сотрудником для московских IT-центров, международных кол-центров. Колледжисты учатся проектировать, эксплуатировать, настраивать информационные системы нового поколения.
  • Экономики и бухучета. Школа аудиторов, бухгалтеров, экономистов предприятий, менеджеров по ведению хозяйства, финансистов.

Режим дистанционного обучения на среднем профессиональном образовании доступен слушателям языковых курсов — участников лагеря I-Camp. Программа «настраивается» под уровень подготовки абитуриента, активную учебу планирует ученик.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Изменения, продиктованные временем

До сих пор запросы рынка труда существовали отдельно от системы профессионального образования. Во многом именно это стало причиной отсутствия востребованности молодых специалистов по целому ряду «умирающих» профессий и дефицита квалифицированных кадров по профессиям будущего.

Исключение невостребованных устаревших профессий, изменение некоторых наименований с одновременным расширением уровня квалификации специалистов и появление новых специальностей – все это вынужденная необходимость, продиктованная требованием времени.

Рассмотрим для наглядности некоторые примеры:

  • Ручной труд пекаря ушел в прошлое, и на хлебозаводах тяжелую работу выполняет сложная техника с программным управлением, которую обслуживают операторы, техники, программисты.
  • В жилищно-коммунальной сфере возникла необходимость заменить узких специалистов – слесарей, электриков, плотников, стекольщиков – мастерами-универсалами, сократив неоправданно «раздутый» штат и расходы на его содержание.

Нельзя также забывать о том, что сегодня достижения науки внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека. В том числе в область атомной энергетики, машиностроения, других ведущих сфер экономики, обслуживание которых невозможно без специально подготовленных рабочих кадров. В связи с этим, перечень профессий СПО необходимо дополнить новыми профессиями.

Работа по усовершенствованию перечня профессий идет уже второй год и сейчас находится в самом разгаре. Черновой вариант был вынесен на обсуждение под патронажем Национального агентства развития квалификаций 5 апреля нынешнего года, а следующий, но не последний этап согласований пройдет июле 2019 года. К 1 сентября 2020 года планируется не только завершение согласования с Министерством образования и обновление всех учебных программ для СПО, но и начало подготовки специалистов по новым программам.

Чтобы подстроить систему СПО под условия современного рынка труда, колледжам и техникумам, в рамках осуществления государственной политики, предоставлена возможность изменения учебной программы на 30%. Вместе с тем, как подчеркивает Алексей Овчинников, начальник Центра развития СПО при Московском политехническом университете, у работодателя и системы образования – разные цели. Если задача колледжа заключается в качественной подготовке учащихся к будущей самостоятельной жизни в более широком диапазоне, чем требует рынок труда, то работодатель заинтересован, прежде всего, в том, чтобы получить только лишь квалифицированного специалиста.

В сложившейся ситуации, которая связана преимущественно с быстроменяющимся рынком труда, решение об исключении устаревших и невостребованных профессий из перечня специальностей можно считать аргументированным. Но вопрос о том, не повлияет ли объединение некоторых профессий без увеличения сроков обучения на качество подготовки, остается открытым.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

Любой человек в определенный момент своей жизни сталкивается с тем, что ему нужно выбрать для себя профессию. Нередки случаи того, что юноши и девушки не хотят или не могут идти после школы в университет.

Или же сразу после девятого класса ученик хочет получить специальность, чтобы была возможность работать. В таком случае можно получить какую-нибудь профессию в колледже или техникуме.

Новое поколение выбирает профессиональный опыт

Исследователи только вскользь коснулись результатов, которые показала подгруппа, имеющая высшее и среднее специальное образование. А, между тем, стабильный показатель респондентов, получивших сначала специальное, а затем – высшее образование, доказывает, что определенной категории граждан присущи последовательность и неспешность в принятии решений, рационализм и умение добиваться цели.

Практическая разница между высшим и средним специальным образованием всегда была очевидна, что и продемонстрировали 11-14% граждан, принимавших участие в проведенном опросе. Ведь 2-4 года, проведенные в стенах колледжа или техникума – это:

  • Диплом специалиста среднего звена с практическими навыками в профессии (колледжи и техникумы больше ориентированы на практические занятия, чем ВУЗы);
  • Возможность самостоятельно зарабатывать (обрести материальную независимость), получив профессию в кратчайшие сроки;
  • Работодатели предпочитают принимать в коллектив молодых специалистов, которые знают не только теорию, но и практику. То есть тех, кому не нужно объяснять все сначала, как это случается с выпускниками ВУЗов, которые не имеют практических навыков, поскольку ни разу не бывали на производстве;
  • Выпускник школы зачастую выбирает будущую профессию под влиянием мнения окружающих – не осознанно. Обучение в техникуме дает возможность «потрогать» выбранную специальность руками, разобраться в собственных желаниях, при необходимости сменить направление, не теряя много времени на получение ненужного диплома;
  • Поступить в профильный ВУЗ после техникума или колледжа намного проще: есть представление о профессии, начальный практический опыт, осознанное стремление к профессиональному росту – такой студент пользуется заслуженным авторитетом у преподавателей ВУЗа;
  • В техникумах часто работают преподаватели институтов, или вообще, колледж входит в структуру ВУЗа, как начальное звено – поэтому общение студента и преподавателя начинается задолго до поступления студента в университет, соответственно, увеличивается время на изучение дисциплины, что повышает качество знаний.

Приходя в университет после колледжа, студент уже не скажет, что напрасно теряет время на изучение дисциплин, которые ему никогда не пригодятся. Начальное представление о профессии, сформированное в колледже на практических занятиях, дает понимание о необходимости фундаментальных знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector