Система образования в украине: стипендия одарённым школьникам, внешнее независимое оценивание вместо цт и другие нюансы

Международный лицей “Гранд”

Позиционируют себя, как учебное заведение обучающее лидерству, существует более 10 лет. Все обучение разделено на 5 блоков. Здесь дают знания по экономическим специальностям, компьютерным технологиям, иностранным языкам (английский, немецкий, французский), всесторонне развивают (есть уроки счастья и богатства, ответственности и харизмы). Отсюда выходят начинающие предприниматели.  Среди необычных предметов выделяются: IT-тренинги, тайм-менеджмент, этикет, профориентацию. Работают кружки музыки и рисования, фото и видеосъемки, а также секции: тенниса, футбола, горных лыж, верховой езды, волейбола, плавания, баскетбола. Поскольку школа работает полный день, детей кормят три раза, есть услуга довоза детей в школу и домой.

Где находится: Киев, М. Олимпийская, ул. Жилянская, 38

Стоимость обучения: 950 евро в месяц (детальнее уточнять у администрации)

Минимальная стоимость обучения в частной школе — от 400 долларов в месяц

Школьное меню запустят после Нового года

Анонсированное ранее новое школьное меню откладывается. По данным пресс-службы его автора — Евгения Клопотенко, оно еще до сих пор не утверждено в министерствах. А по информации Минздрава, для введения новых продуктов в перечень закупок требуется время, поскольку некоторые тендеры и другие закупочные процедуры на этот календарный год уже проведены.

Поэтому, для того чтобы обеспечить закупки продуктов в соответствии с нормами, было принято решение о переносе введения новых норм питания в учебных заведениях до 1 января 2022 года.

Материал опубликован в газете «Вести» от 30 августа №155. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Какие изменения ждут среднюю школу.

Депутаты сделали первый шаг к введению в Украине 12-летней школы.

Рада приняла соответствующий законопроект в первом чтении.

Также в Украине может появиться институт образовательного омбудсмена.

У 12-летней школы есть, как критики, так и сторонники.

Корреспондент.net разбирался в образовательных инновациях.

Суть реформы

Законопроект предусматривает, что полное среднее образование будет длиться 12 лет и состоять из начального образования длительностью 4 года, базового среднего образования длительностью 5 лет, которое получается в гимназии, и профильного среднего образования длительностью 3 года, которое получается в лицее либо заведениях профессионального образования.

Обучение в школе дети могут начинать в 6 или 7 лет.

Профильное среднее образование (старшие классы) может быть двух направлений — общеобразовательным и профессиональным.

Общеобразовательное предусматривает углубленное изучение некоторых предметов с учетом потребностей и способностей ученика. Профессиональное образование предусматривает большую ориентированность учащегося на потребности рынка труда с учетом его способностей.

Обучение учащихся по программам 12-летней школы для начального образования начинается 1 сентября 2018 года, для базового среднего образования — 1 сентября 2022 года и для профильного среднего образования — 1 сентября 2018 года.

Зачем это нужно

Приоритетная задача реформы — усовершенствовать содержание образования.

«Дети должны получить в школе умения и компетентности XXI века, которые согласованы странами Европейского Союза и которые нужны современному украинцу. Это знание родного, государственного и двух иностранных языков, информационных технологий, умение критически мыслить, анализировать, работать в команде, иметь навыки финансовой грамотности и предпринимательства», — объясняет Лилия Гриневич.

В 136 странах учатся по 12 лет, в том числе в США, Великобритании и Франции.

Сколько это будет стоить

Согласно экспертному заключению Министерству образования на реализацию законопроекта необходимо предусмотреть дополнительное финансирование в размере 36 миллиардов гривен в 2017 году и 66 миллиардов гривен в 2018 году.

По расчетам Министерства финансов, для имплементации законопроекта нужно 44,1 миллиард и 55,3 миллиардов гривен в 2017 и 2018 годах соответственно.

Аргументы против

Большинство родителей высказываются против внедрения 12-летней школы из-за неконструктивной перегрузки детей.

По мнению критиков, достаточно убрать ненужные предметы, чтобы высвободить время для современных дисциплин.

Ни учебно-методическая, ни материальная база школ Украины пока не готова к переходу на 12-летний срок обучения, считает первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.

Спиваковский также выразил убеждение, что нормы проекта закона об увеличении срока обучения в школе на один год не являются взвешенными.

«Концепция 12-летнего образования и сроки для ее внедрения, не являются достаточными. На сегодня выпускники наших школ получают достаточно знаний для того, чтобы вступать в высшие учебные заведения не только Украины, но и европейских стран, в частности Польши», — отмечает первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.

Новый омбудсмен

Законопроект предусматривает также введение должности омбудсмена для обеспечения надлежащих условий реализации права на образование.

Образовательный омбудсмен назначается на должность Кабинетом министров сроком на 5 лет без права повторного переизбрания.

Военные лицеи для девушек

Военный лицеи Украины открыты и для девушек. Они всегда с
удовольствием принимают почти всех представительниц слабого пола. Это
обусловлено тем, что военное ремесло непопулярно среди прекрасной половины
человечества. Для девушек, как правило, довольно символические вступительные
экзамены (особенно по физической подготовке). Если девушка на самом деле желает
поступить в лицей, то она туда поступит наверняка.

Список военных лицеев Украины обучающих девушек несколько
меньше. Таким образом, после 9 класса девушки могут смело подавать документы в
такие учебные заведения:

  • Лицей-интернат «Патриот», Харьковская область, Чугуевский район, город Эсхар, ул. Горького,13. Набор после 9 классов;
  • Каменец-Подольский с УВФП, Хмельницкая область, улица Гагарина, 56. После 9 лет школы;
  • Кременчугский с усиленной ВФП, Полтавская область город Кременчуг, ул. Ватутина, 54/17. Необходимо неполное среднее образование;
  • Криворожский, г. Кривой Рог, улица Брозовского, 81. 9-летнее образование в школе;
  • Львовский государственный лицей с УВФП имени Героев Крут, город Львов, улица Пасечная, 68;
  • Одесский лицей для девушек, разрешается подавать документы только выпускникам 9 классов (местонахождение: г. Одесса, ул. Профсоюзная, 9);
  • Государственный «Кадетский корпус» имени Г. Харитоненка, набор производится из детей, окончивших только 8 лет школы (следовательно, обучение длится 3 полных лицейских курса), город Сумы, улица Кирова 165;
  • Гимназия-интернат государственного типа «Кадетский корпус», набор совершается только из подростков, окончивших 7 классов школы любой аккредитации, расположен в городе Харьков, улица Полтавский путь, 192.

Примерно так устроен порядок службы, поступления и учебы в военных лицеях Украины. Достойные
места для воспитания будущих защитников родины с высоким патриотическим духом. Кадры,
выпущенные оттуда, принято считать перспективной молодежью, имеющей высокий
уровень сознания и сформировавшийся характер. И запомните — никогда не
принимайте решения о поступлении в такие заведения вместо своих детей. Вряд ли
кто-то захочет, не по своей воле, провести несколько лет жизни в военном лицее.

Кто определяет сроки каникул

Даты каникул в каждой школе определяет самостоятельно администрация учебного заведения. Министерство образования позволило школам самим корректировать график обучения в соответствии с потребностями. Особенно это актуально в период пандемии.

Так, в большинстве школ установлена ​​классическая семестровая система, содержащая 4 четверти и два семестра. Первый семестр продлится с 1 сентября по 25 декабря 2021 года. А второй семестр продлится с 9 января по 31 мая 2022 года.

Сколько часов должны учиться ученики:

  • начальная школа (1 – 4 классы) – 720 часов,
  • гимназия (5 – 9 классы) – 890 часов,
  • лицей (10 – 11 классы) – 1110 часов.

В каких городах Польши есть украинские и русские школы?

Найти обучение на русском и/или украинском языках возможно. Но прежде чем перейдем непосредственно к учебным заведениям, нужно уточнить: различных курсов, лекций, отдельных программ и т.п. на данных языках очень много, однако речь пойдет о школах, которые будут признаны участниками обязательного образования.

Следующий момент. Говоря об обучении на украинском или русском, подразумевается глубокое изучение именно языковых предметов (родной язык, литература), факультативно могут быть добавлены иные, но законодательные требования к образованию все равно заставят учеников знать польский, и обучаться на нем некоторым предметам.

«Україномовні» для украинских детей

Упоминая украинский язык обучения, подразумевается официальная литературная форма. Случаи близких, но отдельных диалектов и/или языков, таких, например, как «Лемківська мова», на которой также можно встретить обучение в РП, в данном контексте не рассматривается.

Всего подобных школ не так много:

Город Название Контакты
Белый бор Им. Тараса Шевченко
  • ul. Dworcowa 25, 78-425 Biały Bór.
  • liceum-bialybor.eu
Бартощице Им. Леси Украинки (начальная)
  • ul.Leśna 1, 11-200 Bartoszyce.
  • Тел: 530 231 207.
Легница Им. Богдана – Игоря Антонича
  • ul. Tarasa Szewczenki 10 (dawna Pancerna 10), 59-220 Legnica.
  • Тел: 76 723-31-06.
  • zso4legnica.pl
Перемышль Им. Маркияна Шашкевича
  • 37-700 Przemyśl, ul.Smolki 10.
  • Тел: 16 678 53 47.
  • szaszk.edu.pl
Гурово-Илавецке Комплекс школ с украинским языком обучения
  • ul. Szkolna 6, 11-220 Górowo Iławeckie.
  • Тел: 89 761 12 43.
  • szkolazdumka.pl

Все указанные заведения называются «комплексами школ», т.к. включают в себя различные направления и уровни погружения в предметы на украинском. При этом условия в каждой могут значительно отличаться.

Русскоязычные для белорусов и россиян

Если украиномовные школы располагаются в основном в небольших населенных пунктах, где компактно проживают украинцы, то с русскоязычными школами ситуация обратная. Самая известная из них – это общеобразовательная школа при посольстве РФ в Варшаве.

Ее контакты:

  • Warszawa, ul.Kielecka 45
  • Тел: 22 849-18-75
  • school.rusemb.pl

Остальные учебные заведения на русском, которые удалось найти, либо находятся на других ступенях образования, либо являются языковыми курсами.

Уровень знаний падает

Ранее «дистанционку» поддерживали всего 5% родителей, сегодня и того меньше.

Как показывают исследования, в отличие от «живого» образования в школе, входе онлайн-уроков дети хуже усваивают материал. Отсутствие же общения со сверстниками оказывают большое отрицательное влияние на формирование молодой личности.

Еще одним минусом онлайн-обучения является необходимость технического оснащения ученика: наличие компьютера или ноутбука, а также скоростного интернета, с которым в сельской местности большие проблемы. Если же в семье двое и больше учеников, то компьютер нужен каждому из них. Хорошо, если родители могут себе это позволить. Большинству же это не по карману, учитывая снижение уровня жизни населения.

Последние новости

  • Белый дом изучает Pandora Pappers

    00:29, 05.10.2021

  • Европейские послы согласовали декларацию саммита ЕС — Западные Балканы

    00:14, 05.10.2021

  • Соцсети не работают. Кто попал под глобальный сбой (полный список)

    23:59, 04.10.2021

  • Топ-7 моделей: стилист показала самые актуальные джинсы на осень

    23:44, 04.10.2021

  • В «Охматдете» Львовской области рекордное количество больных COVID-19 детей

    23:29, 04.10.2021

  • Экономист дал прогноз курса доллара на октябрь. И он не очень утешительный

    23:14, 04.10.2021

  • Убийство полицейского в Чернигове: суд арестовал всех подозреваемых

    22:59, 04.10.2021

  • Пожар в больнице Белой Церкви: потерпевшая скончалась, открыли дело

    22:44, 04.10.2021

Аврал с детскими садами

Возможность устроить ребенка в детсад не только развязывает руки родителям, но и оказывает на малыша положительное влияние в плане лучшей социализации. К сожалению, детских садов в Украине катастрофически не хватает. По данным той же Новосад, более 40% детей не могут посещать детсады.

Острая нехватка мест привел к тому, что коммунальные детские сады непомерно раздулись и не могут вместить всех желающих, даже если в группах будет от 30 до 35 человек, что, кстати, является нарушением, так как допустимый максимум — 20 малышей на группу.

Чтобы устроить ребенка в детсад, скажем, в Киеве, необходимо ждать очереди в течение двух лет. Добавим, что для иногородних детсад является платным — 3 500 грн без учета питания. Есть вариант с частным детсадом, но суммы там начинаются от 6 500 грн.

Что касается персонала дошкольных учреждений, то здесь также все печально. Из-за низких зарплат и нагрузок работники уходят. Администрация готова брать в воспитатели людей, не особо перебирая качеством кадров, так как иного выхода нет.

На сегодняшний день средняя ставка в детсадах равняется минимальной зарплате — 6 тыс. грн, а в селах и того меньше. Но даже такой оклад сопряжен с высокой нагрузкой. По опросам Центра социальных и трудовых исследований, чрезвычайно высокий уровень стресса в работе испытывают 57% воспитателей.

В результате перегрузок и материальных проблем, многие сотрудники детсадов пребывают в подавленном и стрессовом состоянии, что не может не отражаться на детях. Малыши усваивает негативную картину мира, беспомощность, бедность, что оставляет осадок в их психике.

Итог. Реформы последнего времени привели к снижению качества образования с перспективой его дальнейшей деградации. И не нужно быть аналитиком, чтобы понимать, к чему это приведет. Впрочем, жизнь тем и прекрасна, что полна неожиданных поворотов. Ведь даже разрушенное образование и науку можно в итоге восстановить и вывести на качественно иной уровень. Что, кстати, продемонстрировала история СССР, в котором количество грамотного населения выросло с 30% до 80% всего за 20 лет. И образование признано лучшим в мире. Так что, все восстанавливается, была бы цель. А она в Украине как раз отсутствует. Сегодня балом правят те, кто в свое время разжился на ограблении страны, а учитель, врач, ученый вынуждены жить на нищенские зарплаты только потому, что хотят честно выполнять свою работу. Ну или не вписались в рынок, как говорил один известный деятель.

Александр Бочкарев автор

Добавьте Klymenko Time в список ваших источников

Послевузовское образование

В Украине послевузовское образование рассматривается как специальное образование и профессиональная подготовка, начинающиеся после этапов специалиста , магистра. Закон о высшем образовании (статья 10) и Закон об образовании (статья 47) рассматривают Послевузовское образование как специализированное образование и профессиональную подготовку на основе полученных ранее образовательно-квалификационный и опыта практической работы. Он определяется как переподготовка , специализация по профессии ; расширение профессионального профиля; стажировка по профессии, то есть послевузовское образование или непрерывное профессиональное развитие . Система послевузовского образования служит площадкой для непрерывного обучения .

Непрерывное обучение

Существует давняя традиция и гордость такого рода образовательных услуг для « непрерывного образования » и «социальной интеграции», которые продолжаются и сегодня. Непрерывное обучение (LLL) концептуализируется, с одной стороны, как продвижение через академические квалификации : бакалавр, специалист , магистр, кандидат наук , доктор наук . С другой стороны, он также охватывает широкий спектр образовательных курсов, предназначенных для: студентов «второго шанса» ; для желающих сменить профессию; для обучения граждан при приеме на работу ; для профессионалов обновления ; для второго диплома, когда необходимо пройти только специальную часть учебной программы ; и предоставить аттестат о среднем образовании тем, кто бросил школу без квалификации.

Решили не печатать

Как объясняет «Вестям» экс-советница министра образования и науки, сооснователь ГО «Родительский контроль» Оксана Макаренко, проблема учебников в Украине обостряется каждый год перед 1 сентября. «Хуже всего дела обстоят с учебниками для 5–7-х классов. Когда в 2014 году закупались учебники, а они закупаются в Украине раз в пять лет, была введена новая процедура — закупка с местными властями по принципу 50/50. Причем покупался не один конкретный учебник на каждый предмет, а несколько — на выбор учителей. В итоге какие-то местные советы справились лучше, а какие-то — хуже. Получился хаос, в результате которого учебников изначально было закуплено меньше, чем нужно было. Затем, когда обсуждался вопрос печати очередной линейки учебников для 5–7-х классов, то возник вопрос: а стоит ли вообще их допечатывать или лучше дождаться обновления. Дело в том, что уже в этом году пилотные классы начнут обучение в 5-м классе по программе НУШ. А со следующего года вся младшая школа будет учиться по программе НУШ. Поэтому чиновники посчитали, что не имело смысла на пару лет печатать учебники по старой программе. Но было принято решение допечатать недостающее количество учебников и отложить вопрос новой масштабной закупки до момента обновления контента учебников. Получается, что 5–7-м классам не повезло, так как они попали на переходный период. Ну и, конечно же, имели место организационные ошибки чиновников», — рассказывает «Вестям» Макаренко.

Взамен традиционным учебникам школьникам предлагают использовать «электронные». Как говорят в МОН, в Электронной библиотеке института модернизации содержания образования (ИМСО) содержится 96% всех учебников, в том числе в переводе на языки национальных меньшинств.

Но, как показывает практика, пользоваться ими не всегда удобно. Во-первых, далеко не у всех школьников есть планшеты или электронные книжки.  Во-вторых, это вредно для зрения. Ведь, как говорит Макаренко, те учебники, которые находятся в бесплатном открытом доступе, «электронными» можно назвать разве что с натяжкой.

«На самом деле это просто скан-копия обычного учебника в формате PDF. В идеале же учебники нужно печатать каждый год. Это должен быть один глобальный учебник, дополненный тоненькой рабочей тетрадкой и действительно электронным онлайн-учебником с интерактивами. Но такой комплект учебников стоит порядка $20 на ученика. А у нас на пять лет на одного ученика выделяется от 50 до 100 грн. Без серьезной реформы изготовления учебников мы далеко не продвинемся», — отмечает Оксана Макаренко.

Какие были каникулы в прошлом учебном году

Осенние каникулы 2020 года

Правительство разрешило сделать осенние каникулы в школах с 15 по 30 октября и устроить дистанционное обучение для студентов в течение месяца с 15 октября 2020 года. Все из-за увеличения случаев заражения COVID-19 и проведения местных выборов.

Однако не все школы согласились. Например, в Киеве столичные школы начали осенние каникулы для учеников с 21 октября, они длились всего неделю. Какие еще школы не прислушались к этому решению и продолжили обучение – читайте в материале.

Зимние каникулы 2020 – 2021

Из-за лондауна ученикам дали дополнительный отдых. Так, зимние каникулы были в школах дополнительно с 8 по 24 января, поэтому некоторые ученики отдыхали целый месяц – с 25 декабря по 24 января.

По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, это сделали для того, чтобы не допустить развертывание новой волны заболеваемости после новогодних праздников. Усиленные карантинные ограничения вводились, чтобы разорвать цепь заболеваемости, которая могла сформироваться в течение праздников.

Весенние каникулы 2021 года

Школы во многих областях изменили даты весенних каникул. К примеру, ученики некоторых городов Киевской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Житомирской и других областей начали отдыхать с 9 марта. Каникулы в них длились до 14 марта включительно.

Также некоторые школы из-за увеличения случаев заболевания COVID-19 ввели двухнедельные каникулы для детей.

Задержка летних каникул

Школы из-за дополнительных каникул в течение года могли продлить обучение на лето, если не успели вычитать программу. Поэтому многие школы в разных областях Украины продлили срок учебного года.

Учеба в июне продолжалась в городах:

  • в Сумах – до 11 июня;
  • во Львове – по-разному: до 28 мая, 4, 10 и даже 14 июня;
  • в Черкассах – до 8 июня;
  • в Киеве – до 4 июня;
  • в Хмельницком – до 11 июня;
  • в Тернополе – до 8 июня;
  • в Полтаве – до 9 июня;
  • в Харькове – до 5 июня;
  • в Кропивницком – дo 7 абo даже 14 чеpвня;
  • в Днепре – до 28 мая, 11 июня или даже до конца июня;
  • в Херсоне – до 10 июня;
  • на Волыни – до 30 мая, 4 или 16 июня;
  • в Чернигове – до 4 июня;

в Одессе – 90 школ будут обучать до 4 июня, еще 7 школ – до 28 мая, другие – до 8 июня.

Вместо табелей — свидетельства с буквами

Также новое в системе школьного образования — ученикам начальной школы в конце семестра больше не будут выдавать табеля. Их заменили свидетельствами достижений. Главное отличие новых свидетельств в том, что в них будет развернутое оценивание компетенций, приобретенных детьми за время учебного семестра.

Свидетельства достижений будут состоять из четырех блоков: характеристика учебной деятельности, результатов обучения в отдельных образовательных отраслях, рекомендации учителя и пожелания родителей.

В первой части свидетельства учитель будет отмечать уровень сформированности определенных компетенций. Например, в списке предложено оценить такие компетентности, как интерес к учебе, умение пользоваться цифровыми носителями информации, способность подбирать к тексту иллюстрации, умение работать в команде, управлять своими эмоциями и пр.

Свидетельства достижений будут отличаться у учеников 1–2 и 3–4 классов. Так, в 1–2 классах учитель будет ставить так называемые вербальные оценки: «есть значительные успехи», «демонстрирует заметный прогресс», «достигает результата с помощью учителя», «требует значительного внимания и помощи». В 3–4 классах, на усмотрение школы, может продолжиться либо вербальная система, либо вводится уровневая. При последнем варианте школьников будут оценивать буквами: «начальный» (Н), «средний» (С), «достаточный» (Д), «высокий» (В).

Какая система оценок в польской школе?

На первом этапе начального образования (как правило, 1 – 3 классы) учителя используют описательную систему оценки работ. Это довольно детальные пояснения о сделанных ошибках, неверно выполненных заданиях, или, наоборот, поощрительная информация о хороших итогах.

Далее вводится шести балльная система оценок. При этом абсолютно негативной являет только единица:

  • «1» — недостаточный уровень знаний.
  • «2» — допустимо.
  • «3» — достаточно.
  • «4» — хорошо.
  • «5» — очень хорошо.
  • «6» — отлично.

Используются и привычные плюсы с минусами. Причем с их помощью значительно расширяется предел допустимого. Например, двойка с двумя минусами – это, конечно, очень и очень плохо, но все же не «кол», а значит худо-бедно подойдет.

Отдельно оценивается поведение ученика. Изменяясь от меньшего к большему, поведение может быть: предосудительным, неуместным, правильным, хорошим, очень хорошим и образцовым. В общем зачете успеваемости в начальной школе отражается и этот параметр.

Что такое «Waga oceny» в польских школах?

Частично такая Waga oceny установлена на уровне министерства, частично вводится непосредственно школой.

Для примера рассмотрим реальные данные одного учебного заведения:

Форма проверки учебных достижений Вес
оценка за четверть / период 6
контрольная/диктант 5
участие в конкурсе 5
устный ответ/чтение/сочинение 4
чтение с пониманием (для иностранных языков) 4
проекты 4
представление интересов школы (например, участие в празднике) 4
фонетическое чтение (для иностранных языков) 3
домашняя работа/практическое задание/реферат 3
работа на уроке 2
подготовка к уроку 2

Для вычисления оценки с учетом Waga oceny, суммируется ее числовое значение с показанием веса и делится на число значений. Например, пятерка за контрольную будет равна: (5 + 5) / 2 = 5. За домашнее задание: (5 + 2) / 2 = 3,5.

Декоммунизацию — в жизнь

Из новых украинских программ тщательно вычищают все, что связано с советским периодом, даже детские песенки и стишки. Их называют «не актуальными».

Под благим предлогом будут «вычищены» и «советские» педагоги. Существующая система образования пока что дает возможность работать в школах учителям, получавшим образование в педагогических институтах еще в 1960-е годы. Такие кадры на словах, «без учебника» способны объяснить детям, что жизнь до обретения Украиной «незалежности» выглядела не совсем так, как им пытаются внушить по программе. Поэтому по достижению пенсионного возраста педагогам будут предлагать заключать годовые контракты. Сказал что-то лишнее — и сразу после завершения учебного года оказался на улице с пенсией в размере $ 80.

Впрочем, настоящая «декоммунизация» кроется, конечно, не в борьбе с Маршаком и не в изгнании пожилых учителей. С 1 сентября 2018 года начнется радикальный слом советской универсальной образовательной системы, готовившей всесторонне развитых людей. Узкий специалист, прослушавший краткий двухчасовой курс истории или литературы (естественно, с упором на Украину) уже не будет иметь достаточной базы для того, чтобы копаться в первоисточниках и искать истину самостоятельно. Его уделом станет — потреблять заваренную в Киеве информационную лапшу.

«Киевские власти перестраивают образование под новые реалии. Несмотря на все красивые слова, детей, вместо того, чтобы учить думать, начнут превращать в „квалифицированных потребителей“. Это неизбежное последствие любого упрощения образовательной системы», — заявил в разговоре с EADaily директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.

Впрочем, украинские власти не собираются останавливаться на достигнутом. В регионах Юго-Востока департаменты образования напоминают родителям, что в 2018 году они в последний раз могут выбирать язык обучения своих детей. Согласно принятому в 2017 году «рамочному» закону об образовании, украинский язык становится единственным базовым в образовательной системе. После долгих препирательств с Венгрией, Польшей и Румынией, Киев забил в обсуждаемый сейчас проект закона о среднем образовании норму, разрешающую читать детям из нацменьшинств до 40% предметов на официальных языках Евросоюза (в младших классах — и того больше). Однако на русский язык подобные привилегии не распространяются. Даже в специализированных классах на нем не может читаться более 20% дисциплин.

Молодых учителей пытаются заставить принять реформу и не возмущаться обещаниями повысить им зарплату. Педагогам говорят, что, согласно требованиям новых законов, им через несколько лет сделают минимальный оклад на уровне 10,5 тыс. гривен. При этом скромно умалчивается о том, что до Майдана, состоянием на 2013 год украинские педагоги в валютном эквиваленте столько уже и получали — порядка $ 350.

Политолог Ростислав Ищенко не видит в действиях украинских властей желания не только развивать, но даже элементарно поддерживать украинское образование: «Если бы они могли, они бы все школы на Украине уже закрыли. Школы им вообще не нужны. А пока за красивыми вывесками реформ будет скрываться тотальная экономия. Под шумок будут закрываться образовательные учреждения и расти нагрузка на учителей. Ну, а бонусом к этому всему станет превращение оставшихся школ в кузницу русофобии».

Украинский народный трибунал начал изучение материалов дела против режима Порошенко

Будут уезжать за границу

В Украине реформа школьного образования должна завершиться в 2024 году. Все школы планируется разделить на три ступени. Первая ступень — начальная школа, где учатся с 1-го по 4-й класс, вторая — гимназии, в которых учатся с 5-го по 9-й класс, третья — специализированные лицеи, где проходят обучение с 10-го по 11-й (12-й) класс, куда выпускникам гимназий придется поступать, как в вузах на магистратуру. Те, кто не поступит в лицей, могут продолжить учебу в профессиональных колледжах (аналог ПТУ или техникума), где обучение продлится от двух до четырех лет. 

Однако, как говорит эксперт в области трудоустройства Татьяна Пашкина, в Украине всегда был перекос с профтехобразованием, которое финансировалось по остаточному принципу.

«У нас перекос с высшим образованием — рынку труда не нужно столько экономистов и юристов, сколько их выпускают, причем иногда желание идти учиться именно на эти специальности больше принадлежит родителям, готовым оплачивать учебу не всегда способных чад. Но все, что сейчас происходит со средними школами, очень похоже на навязчивую пропаганду нашего профтехобразования, к качеству которого большие вопросы. Ведь не секрет, финансировали по остаточному принципу», — говорит Пашкина.

По ее словам, из рабочих специальностей, которые получают в профессиональных колледжах, востребованы строители всех специальностей, сантехники, плотники, механики, слесари, сельхозработники и повара.

«Такие специалисты востребованы как здесь, так и за границей. Но, простите, какого талантливого повара выпустил хотя б один «кулинарный техникум»? Все всему учатся уже на работе. Я знаю только Савву Липкина, который, закончив ПТУ, сейчас владеет сетью известных ресторанов (в Одессе. — Авт.). Детям нужно показывать, какое образование можно получить и сколько потом денег заработать», — говорит Пашкина.

Также, по ее словам, в последнее время резко вырос спрос на медицинских работников среднего звена — фармацевтов, медсестер. «Фармация наша, которая выпускает генерики — заменители дорогих лекарств известных брендов, — сейчас задыхается от отсутствия специалистов нужного уровня и нужных специальностей. Ведь в вузах ограниченное количество мест на фармакологические специальности», — подчеркивает Татьяна Пашкина.

Но в то же время, по ее мнению, такая реформа может привести к оттоку выпускников украинских гимназий за границу. «Если нашим детям не дадут возможности получать среднее образование здесь, они, вполне вероятно, могут выбрать лицеи, а потом и вузы, в Польше, Чехии, Германии и т. д.», — говорит Пашкина. Чем это может обернуться для страны — очевидно: дефицитом мозгов и рабочей силы, а также еще большей демографической ямой.

Материал опубликован в газете «Вести» от 14 января №4. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector