Духовная семинария: как поступить, стоимость обучения, какие предметы изучают

Содержание:

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:

  • «Митрополит Московский Платон Левшин», совместный проект Спасо-Вифанского монастыря и научного богословского портала Богослов.Ru:

    — материал использован частично

  • (недейств.)

  Большая биографическая энциклопедия, и «Вифанская духовная семинария», Православная Энциклопедия, т. 8, с. 590-592,

  «Не будучи от левитской лозы и от духовной школы, я всегда привык преклоняться перед нашим священническим сословием…» Переписка профессора Свято-Сергиевского Православного
Богословского института в Париже архимандрита Киприана (Керна) и протопресвитера Русской Православной Церкви Заграницей Василия Виноградова (1956–1959) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 3 (46), с. 107, сноска № 73,

  Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1897 год, СПб., 1897, с. 73.

  РГИА, и Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1904 год, СПб., 1904, с. 76.

  «Введенский Алексей Иванович», научный богословский портал Богослов.Ru,

Духовная семинария, обучение для мужчин

Список документов для поступления, правила приема в семинарию и вступительные испытания отличаются от требований в обычных вузах. 

Возраст для поступления

Путь в духовную семинарию открыт не всем. Поступить могут только воцерковленные мужчины от 18 до 35 лет, неженатые или находящиеся в первом браке, причем жена должна быть православной.

Воцерковленными называют крещенных в православной церкви людей, которые живут по законам православия и соблюдают религиозные обряды. Они регулярно причащаются, посещают церковные службы и поддерживают отношения со священнослужителями своей церковной общины.

Поступающие в семинарию должны иметь представление о церковной жизни, опыт какой-либо деятельности в церкви. Например, участвовать в церковных песнопениях, заботиться о церковной утвари, помогать в воскресной школе.

Список документов для поступления

Молодому человеку, решившему поступать в такое учебное заведение, необходимо подготовить документы согласно списку:

  • аттестат об общем среднем образовании;
  • сертификаты ЕГЭ по предметам, заявленным конкретной семинарией (чаще всего это история, русский язык, литература, обществознание); 
  • справку о состоянии здоровья;
  • российский паспорт;
  • медицинский полис;
  • военный билет;
  • рекомендацию от священнослужителя своего населенного пункта, заверенную архиереем.

Рекомендации от священнослужителей

Для того чтобы абитуриенту дали необходимую рекомендацию для поступления в духовную семинарию, ему нужно активно участвовать в жизни прихода, быть на виду у священнослужителей и настоятеля. Кандидату в студенты семинарии рекомендовано:

  • регулярно посещать церковь;
  • регулярно участвовать в таинствах исповеди и причащения;
  • петь и читать на клиросе;
  • помогать священникам; 
  • регулярно беседовать с настоятелем своего храма.

Дополнительные документы

При поступлении в семинарии могут потребовать дополнительные документы:

  • справку о состоянии семьи;
  • документ о крещении;
  • свидетельство о венчании (при наличии брака) и др.

Известные выпускники

  • 1836 — свт. Гурий (Карпов), архиеп. Таврический
  • 1842 — Прав. Александр Чагринский, свящ.
  • 1850 — Нестор (Метаниев), еп. б. Дмитровский
  • 1876 — сщмч. Константин Голубев, прот.
  • 1883 — Несмелов Виктор Иванович, проф. КазДА
  • 1885 — Петр (Соколов), архиеп. Петровский
  • 1886 — Соколов Иван Иванович, проф. КазДА
  • 1888 — сщмч. Феофан (Ильменский), еп. Соликамский
  • 1889 — Серафим (Александров), митр. Казанский
  • 1891 — сщмч. Иоанн (Днепровский), свящ., выбыл из 1-го класса по прошению
  • 1893 — сщмч. Петр Покровский, свящ.
  • 1895 — Полянский Евлампий Яковлевич, проф. КазДА
  • 1899 — сщисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский
  • 1900 — Серафим (Лукьянов), митр. Западно-европейский
  • 1901 — Онисифор (Пономарев), архиеп. б. Калужский
  • 1901/2 — сщмч. Иоанн Миротворцев, свящ.
  • 1902 — Николай Часовников, свящ.
  • 1911 — сщмч. Феодор (Смирнов), еп. Пензенский
  • 1914 — сщмч. Петр Зиновьев, свящ.
  • 1915 — Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий
  • 1917 — сщмч. Гавриил Архангельский, свящ.
  • 1918 — сщмч. Николай Сафонов, прот.
  • 1951 — Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский
  • 1953 — Ювеналий (Тарасов), схимитр. б. Курский
  • 1955 — Варфоломей (Калугин), архим.
  • 1961 — Серафим (Тихонов), архиеп. Пензенский
  • 1997 — Флавиан (Митрофанов), еп. б. Череповецкий
  • 1999 — Симон (Морозов), еп. Шахтинский
  • 2000 — Серафим (Домнин), митр. Пензенский
  • 2002 — Тарасий (Владимиров), еп. Балашовский
  • 2004 — Филарет (Коньков), еп. Барышский

История

Дореволюционный период

В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа.

Положение Казанской епархии, населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращённых иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников.

В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки.

В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ.

В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.

Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении.

После революции была закрыта.

Современный период

В 1997 году в новом здании было открыто Казанское духовное училище.

17 июля 1998 года Казанское духовное училище решением Священного Синода было преобразовано в семинарию.

Сегодня здесь сохраняются и развиваются лучшие традиции отечественного духовного образования, складывавшиеся веками. Регулярное участие в богослужении, внимательное изучение Священного Писания и богословских наук, жизнь в студенческой семье и совместный труд составляют необходимые условия для подготовки будущих пастырей и церковных работников к высокому и ответственному служению Церкви Божией.

Небесные покровители Казанской православной духовной семинарии — святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Гавриил Седмиезерный. Семинарский храм — первый в России, освященный в честь Кронштадтского пастыря, является одновременно приходским, что дает возможность учащимся приобретать навыки активного участия в жизни церковной общины. Среди святынь храма — часть мощей преподобного Гавриила Седмиезерного.

Сегодня КазПДС включает в себя пастырско-богословское и регентско-катехизаторское отделения, а также отделение дополнительного образования.

Ректоры

  • Никодим (Лебедев) (1830 — 1833)
  • Анастасий (1833)
  • Спиридон (Грацианов) (29 ноябpя 1833 — 16 апреля 1849)
  • Сергий (Назаретский) (16 апреля 1849 — 1857)
  • Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 — 1865)
  • Григорий Максимов (1906 — 1910)
  • Василий (Бирюков) (1910 — 1911)
  • Серафим (Лукьянов) (9 августа 1911 — 1914)
  • Борис (Соколов) (1914 — 1918)
  • Феогност (Дерюгин) (1948 — 1950)
  • Сокаль Иван Иванович (1950 — 1953)
  • Феодосий (Погорский) (1957 — 1958)
  • Агафонов Николай Викторович (1992 — 1995)
  • Александр (Тимофеев) (1995 — 2003)
  • Лонгин (Корчагин) (2003 — 25 августа 2020)
  • Игнатий (Депутатов) (25 августа — 20 ноября 2020)

Духовные семинарии Москвы и Московской области

В столице есть несколько учебных заведений, где можно получить религиозное образование. Согласно правилам приема, поступление в духовную семинарию в Москве возможно только для мужчин определенного возраста (18-35 лет). Это относится и к другим семинариям страны.

Московская духовная семинария (Сергиев Посад)

Входит в состав Московской духовной академии. Позволяет получить образование на уровне бакалавриата и магистратуры по следующим направлениям:

  1. Теология.
  2. Подготовка служителей и религиозного персонала.

В академии также действует аспирантура.

Коломенская духовная семинария

Один из ведущих духовных вузов РФ, ведет свою историю с 1723 года. Благодаря строительству новых корпусов может принять достаточно большое число студентов: до 150 слушателей очного отделения и 700 — заочного.

Кроме обучения по основным специальностям, в семинарии можно также получить профильную подготовку на:

  • курсах повышения квалификации священнослужителей;
  • библейско-богословских курсах;
  • миссионерско-катехизаторских курсах.

Также семинария знаменита своим хором: он входит в хор духовенства Московской епархии.

Сретенская духовная семинария

Была открыта относительно недавно (в 1999 году) и находится на территории Сретенского монастыря. Одна из первых среди духовных семинарий в Москве перешла на Болонскую систему образования. Кроме основных направлений бакалавриата, здесь также действует магистратура по трем специальностям:

  1. Пастырское богословие.
  2. Христианское учение о государстве и обществе.
  3. Церковнославянский язык.

Здесь особое внимание уделяют встречам студентам с руководством семинарии: регулярно проходят пастырские беседы с ректором и духовниками, которые рассказывают семинаристам о пастырской жизни

Перервинская духовная семинария

В семинарии действует:

  • богословско-пастырский факультет;
  • катехизаторское отделение.

Преподаватели и семинаристы участвуют в научной жизни РПЦ, а также занимаются социальной и просветительской деятельностью.

Руководство семинарии активно использует информационные технологии: помимо удобного и информативного сайта с виртуальным 3D-туром у вуза также есть канал на YouTube.

Николо-Угрешская духовная семинария

Семинария, расположенная в Дзержинске, начала свою работу в 1999 году: до этого момента на базе монастыря действовало духовное училище. Действует бакалавриат (теология и подготовка служителей) и магистратура:

  1. Богословие.
  2. История Русской Церкви.

Также организованы духовно-просветительские курсы «Сокровенный мир Православия», где преподаватели и студенты помогают светским людям открывать для себя Священное писание, традиции и законы духовной жизни.

Задний план

Миссия Свято-Троицкой православной семинарии — служить Русской Православной Церкви Заграницей, готовя студентов к служению Церкви. Он обучает студентов дисциплинам, которые подготавливают их к активному служению Церкви в качестве духовенства, монахов, руководителей хоров и канторов, иконописцев и мирян для реализации этой миссии.

Как единственная семинария Русской Православной Церкви за рубежом, семинария принимает абитуриентов не только из США, но и из-за рубежа. Он обслуживает приходы во всех уголках мира. После иммиграции русских в Соединенные Штаты, Соединенное Королевство и другие западные страны после революции в начале 20 века многие члены РПЦЗ теперь в основном говорят по-английски. Кроме того, английский язык приобрел известность как международный язык. Поэтому Свято-Троицкая православная семинария предлагает англоязычным семинаристам обучение на английском языке. Русский язык продолжает преподаваться в ВТШ.

Семинария подчеркивает важность духовной жизни в богословском образовании. Активное участие в жизни Свято-Троицкого монастыря, на территории которого расположена семинария, позволяет студентам лично приобщиться к духовной глубине Православной Церкви и дает будущему духовенству редкую возможность получить основательную основу и опыт Православия

литургическая жизнь. Семинария стремится сохранить высокие научные стандарты, преподавание и традиции Русской Православной Церкви.

Семинария расположена недалеко от исторической долины могавков в Нью-Йорке , которая проходит через центр штата к западу от реки Гудзон. Он расположен в одной миле к северу от деревни Джорданвилл в округе Херкимер , в треугольнике, образованном Куперстауном , Ютикой и Олбани , столицей штата. Семинария была основана в 1948 году под эгидой Свято-Троицкого монастыря, и жизнь семинарии по-прежнему неразрывно связана с жизнью монастыря.

Поступление

Главные требования, предъявляемые к поступающим: это должны быть исключительно мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, исповедующие православие. Абитуриент должен подтвердить свою воцерквленность. Кроме того, обязательно иметь документы об окончании средней школы, то есть аттестат. Лица женского пола поступить в такое учреждение не могут.

Прекрасно, если священник из церкви, которую посещает абитуриент, сможет дать ему свои рекомендации. Также нужно представить свой военный билет.

Как и в любом другом учебном заведении, здесь есть вступительные экзамены. Но это испытания не по математике или другим школьным предметам. Абитуриенты подтверждают свои знания в области Закона Божьего. Кроме того, они должны написать сочинение по одной из церковно-исторических тем

Попадание в семинарию случайных людей не поощряется, поэтому важно, чтобы молодой человек смог подтвердить, что он действительно готов служить людям и имеет опыт духовной жизни, будучи сторонником РПЦ

Важно и семейное положение поступающего. В идеале, он должен быть холост

Допускаются и те, кто состоит в браке, но только в первом.

Для поступления потребуются следующие документы:

  • заполненное в канцелярии семинарии прошение к ректору;
  • рекомендательное письмо от священника церкви, которую посещает абитуриент (необходимо заверить его у епархиального архиерея);
  • восемь фотокарточек;
  • анкету и автобиографию, заполненные в отделе канцелярии;
  • ксерокопии страниц паспорта;
  • подтверждение медицинского страхования;
  • военный билет;
  • документ о составе семьи поступающего;
  • свидетельства: о браке (если человек женат) и о прохождении крещения;
  • справку из поликлиники;
  • удостоверение чтеца, если молодой человек проходил соответствующее обучение.

Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, необходимо прочитать литературу на тему православного богослужения, библейской истории, церковнославянского языка, вероучения Церкви и церковного пения.

Кроме экзаменов абитуриенту предстоит прохождение собеседования, во время которого его попросят не только прочитать молитвы, но и суметь правильно их истолковать. Его будут спрашивать о заповедях, тропарях и псалмах. Цель, которую при этом преследует комиссия, — убедиться, что юноша знаком с церковной жизнью и приобщен к ней. Могут прозвучать и  вопросы, не связанные напрямую с религией, чтобы выявить интересы и увлечения, устремления и культурный уровень поступающего, узнать, как он  будет относиться к тем или иным событиям и явлениям. Сфера духовного очень тонка, поэтому так важны нюансы и высокий нравственный уровень абитуриента.

Обучаться в российских духовных семинариях могут не только россияне, но и жители стран СНГ. Иностранцы, проходящие в них обучение, в основном являются выходцами из тех стран, где христианство преобладает как религия и где их окружало православное общество.

Миссионерская работа

Особое место в жизни студентов и преподавателей семинарии занимает миссионерская деятельность. Будущие священники и их наставники ежегодно участвуют в главных духовных и культурных мероприятиях России. К таким событиям можно отнести форум «Православная Русь».

Много лет подряд это мероприятие является одним из самых ожидаемых событий в кругах священников и прихожан. Но миссионерская работа не ограничивается участием в просветительских и благотворительных форумах.

Занятия в семинарии

  • Студенты семинарии становятся экскурсоводами на различных выставках православной направленности и во время паломнических поездок.
  • Немало времени занимает и миссионерская работа с детьми и подростками. Учащиеся Сретенской семинарии ведут просветительскую деятельность в школах и интернатах. Некоторые интернаты находятся под постоянным патронатом Сретенской обители, поэтому студенты семинарии — частые гости в этих стенах. Кроме того, многие студенты регулярно трудятся в православных оздоровительных лагерях для детей. Один из самых известных таких лагерей носит название «Княжеская Русь».
  • С миссионерской деятельностью учащиеся семинарии посещают самые отдаленные уголки страны, самые маленькие поселки и забытые города. Такие поездки несут обоюдную пользу — прихожане общаются с будущими священниками, присутствуют на богослужениях, приобщаются к церковной жизни. Студенты же имеют возможность сблизиться с простыми людьми, получить представление о жизни в провинции.
  • Важнейшим инструментом миссионерской и просветительской деятельности издавна были средства массовой информации. Ученики семинарии имеют возможность участвовать в работе печатных издательств Русской Православной Церкви. Кроме того, студенты регулярно сотрудничают с крупнейшим российским православным интернет-порталом «Православие.ру».

Выпуск и посвящение во чтецов выпускников Сретенской семинарии, 2021 год

Отдельно следует сказать и о паломнической службе Сретенской семинарии. Во время обучения студенты имеют практически неограниченные возможности посещения святых мест. Все студенты бывают на Святой Земле и совершают многие паломнические поездки по России.

Известные выпускники

  • 1834 — Иаков (Кротков), еп. б. Муромский
  • 1846 — Игнатий (Рождественский), еп. Костромской
  • 1867 — Иннокентий (Соколов), архиеп. Бийский
  • 1887 — сщисп. Петр Розанов, прот.
  • 1903 — Кирилл (Соколов), еп. Пензенский
  • 1907 — сщмч. Николай Толгский, прот.
  • 1947 — Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский; Сергий (Голубцов), архиеп. Казанский и Марийский
  • 1951 — Алексий (Коноплёв), митр. Калининский; Алексей Остапов, прот., проф.
  • 1953 — Иоанн Беляков, прот.; Иоанн Мазов, прот.; Димитрий Саган, прот.
  • 1956 — Алексий Лапин, прот.
  • 1970 — Сергий (Фомин), митр. Воронежский
  • 1976 — Павел (Пономарёв), митр. Крутицкий
  • 1986 — Александр Левченко, прот.; Петр Кашурин, прот.
  • 1987 — Петр Лукин, прот.
  • 1991 — Иоанн (Сазонов), архим.
  • 1994 — Валентин Бобылев, прот.
  • 1995 — Алексий (Орлов), еп.
  • 1996 — Андрей (Тарасов), еп. б. Россошанский
  • 1998 — Филипп (Васильцев), архим.
  • 2011 — Димитрий Степаненков, свящ.

Слуцкая духовная семинария (1785 — 1840)

Во время польского восстания — годах семинария прекратила свое существование. К июлю года, когда это случилось, в ней было около 100 студентов.
По освобождении из-под ареста в июле года ее ректор, преосв. Виктор (Садковский), еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и собрать ее учеников. 8 января года она была вновь открыта под прежним названием: «Благочестивая Слуцкая, Преосвященного Виктора, семинария». В восстановленных пяти классах обучался 31 человек.

13 апреля года, по втором разделе Польши, семинария стала именоваться Минской, в соответствии с новым наименованием обширной епархии преосв. Виктора. Впрочем сама семинария не была переведена в Минск (что случилось значительно позже — в году) и продолжала находиться в Слуцком монастыре.

В период — годах, при архиепископе Минском Иове (Потемкине), Минская семинария была в соответствии с веяниями времени преобразована «сообразно прочим великороссийским семинариям». Преемник его на кафедре, архиеп. Серафим (Глаголевский) продолжил дальнейшее устроение Минской духовной школы «с целью возвести ее на высшую ступень совершенства».

Семинария значительно пострадала во время Отечественной войны года — хотя деревянные здания чудом уцелели, но многие книги были сожжены и расхищены. По изгнании французов школа возобновила свою деятельность (20 февраля года), однако ученики собирались крайне медленно. К сентябрю их насчитывалось лишь немногим более 80. Архиеп. Серафим предписал священникам отдавать своих детей в семинарию уже с 7-8 лет.

В году, при еп. Анатолии (Максимовиче), Минская семинария, состоявшая дотоле из восьми классов, была разделена на следующие три учебных заведения: приходское училище (объединило два начальных класса), уездное училище (низший и высший «грамматические» классы) и собственно семинария (с тремя отделениями — низшим, средним и высшим). Все они имели как общее управление, так и общие средства для содержания.

Вступительные испытания

Для поступления в духовную семинария нужно сдать один специфический экзамен. Он проверяет знание абитуриентом Закона Божьего. Главным письменным заданием является сочинение. Темы всегда разные, но обязательно касаются истории русской церкви

В письменном задании важно последовательно и четко обосновать свою точку зрения о библию, о православной вере, поделившись своими откровениями и жизненным опытом. Экзаменаторы ценят открытость, отзывчивость и доброту, сердечность и сострадание к ближним

Следующим этапом поступления будет собеседование с приемной комиссией, члены которой являются действующими церковными служителями. Во время интервью абитуриент должен будет рассказать о своем жизненном пути, о своей вере, а также о причинах, сподвигших его на поступление в духовную семинарию.

Целью вступительных испытаний является оценка искренности кандидатов. Приемная комиссия хочет понять следующие моменты:

  • уровень знания библии, Закона Божьего, истории православной церкви;
  • желание абитуриента посвятить всю свою жизнь служению Богу;
  • степень приобщения кандидата к церкви;
  • знание церковных традиций и праздников;
  • умение читать и писать на церковнославянском языке;
  • умение заучивать большое количество молитв, тропарей и псалмов.

В остальном приемная комиссия уделяет внимание общему развитию и образованности абитуриента, умению красиво выражать мысли и вести себя уверенно. Большое значение играет начитанность и культура

На собеседовании обязательно несколько вопросов будут касаться истории родной страны и самых важных глобальных проблем в мире. Определенное значение имеет досуг абитуриента, круг его общения и мнение близких о его поступлении в духовную семинарию.

Стоит отметить, что сегодня духовная семинария дает такой же уровень образования, как большинство светских отечественных ВУЗов.

Документы, литература

  • ГАТО, 1779-1918 гг., ф. 575, 1541 ед. хр.
  • Колосов, В. И., История Тверской духовной семинарии. К 150-летию семинарии, Тверь, 1889.
  • Никольский, А. А., Страничка из истории Тверской духовной семинарии, Тверь, 1894.
  • Разрядный список воспитанников Тверской духовной семинарии, составленный педагогическим собранием правления семинарии по окончании учебного года… [1908/1909-1910/1911, 1912/1913-1915], Тверь, 1909 — 1915.
  • Православная Богословская энциклопедия, т. 2, стб. 469.
  • Скворцов, Д., Замечательные рукописи Феофилакта Лопатинского в тверской семинарской библиотеке, Тверь, 1891 — каталог семинарской библиотеки

Ректоры

  • Гедеон (Вишневский) (1723 — 1728)
  • Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — 1758)
  • Гавриил (Петров-Шапошников) (20 сентября 1761 — 6 декабря 1763)
  • Дамаскин (Семенов-Руднев) (май 1778 — 1782)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794 — 1795)
  • Евлампий (Введенский) (1795 — 1799)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808 — 1 января 1810)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (24 января 1810 — 1816)
  • свт. Филарет (Амфитеатров) (1816 — 1819)
  • Кирилл (Богословский-Платонов) (1819 — 1824?)
  • свт. Филарет (Гумилевский) (14 декабря 1835 — 1841)
  • Евсевий (Орлинский) (17 ноября 1841 — 1847)
  • Алексий (Ржаницын) (1847 — 1853)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (31 августа 1853 — 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (4 октября 1857 — 21 января 1861)
  • Савва (Тихомиров) (21 января 1861 — 1862)
  • Александр Горский (23 октября 1862 — 11 октября 1875)

    Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич (1875 — 1876) и/о

  • Христофор (Смирнов) (30 июля 1886 — 13 декабря 1890)
  • Антоний (Храповицкий) (1890 — 1895)
  • Лаврентий (Некрасов) (17 июля 1895 — 1898)
  • Арсений (Стадницкий) (13 марта 1898 — 5 декабря 1903)
  • Евдоким (Мещерский) (1903 — 1909)
  • Феодор (Поздеевский) (19 августа 1909 — 1 мая 1917)

    сщмч. Иларион (Троицкий) (1917) и/о

  • Анатолий Орлов (10 сентября 1917 — 1922)
    1922 — 1946 — закрыта

Тихон Попов (1946) и/о

Николай Чепурин (23 октября 1946 — 7 февраля 1947)

Сергий Савинский (1947) и/о

Гермоген (Кожин) (28 октября 1947 — 15 августа 1949)

  • Вертоградов Владимир Семенович (1950 — 1951) и/о

Ружицкий Константин Иванович (август 1951 — 18 ноября 1964)

Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 — 14 мая 1966)

Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 — 18 апреля 1973)

Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 — 16 июля 1982)

Александр (Тимофеев) (16 июля 1982 — 12 августа 1992)

Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 — 17 июля 1995)

Евгений (Решетников) (17 июля 1995 — 14 июля 2018)

Амвросий (Ермаков) (14 июля 2018 — 30 августа 2019)

Питирим (Творогов) (30 августа 2019 — 25 августа 2020)

Феодорит (Тихонов) (c 25 августа 2020)

Экзамены при поступлении

При поступлении абитуриенты в обязательном порядке проходят вступительные испытания. Как правило, это:

  1. Свободный экзамен на знание Закона Божьего (чаще всего устный).
  2. Письменное сочинение по теме православной церкви.
  3. Собеседование с комиссией.

Задача вступительных испытаний при поступлении в духовную семинарию — понять, насколько абитуриент подходит к церковной жизни.

Закон Божий

Как правило, экзамен проводится в свободной форме. Главной его задачей является проверка абитуриента на знание Священного Писания, Ветхого и Нового заветов. 

В ходе данного испытания поступающему также могут:

  • задать вопросы по катехизису и основам богослужения;
  • прокомментировать с 10-30 молитв;
  • дать для прочтения текст на церковнославянском языке;
  • задать вопросы по истории Церкви;
  • проверить знание православных праздников и церковных традиций;
  • попросить прочесть по памяти утренние или вечерние молитвы, 50-й и 90-й псалмы и тропари двунадесятых праздников.

Сочинение по теме православной церкви

Распространенным испытанием абитуриентов является сочинение по истории Церкви. Данный экзамен позволяет не только проверить знания поступающих по заданной теме, но и оценить их кругозор, грамотность, умение логично выражать свои мысли.

Собеседование с комиссией

Собеседование проводится в свободной форме и представляет собой беседу члена экзаменационной комиссии и абитуриента.

Вопросы, задаваемые на собеседовании, помогают определить, насколько близка поступающему церковная тема, соблюдает ли он традиции, насколько хорошо он знает Библию и является ли он воцерковленным человеком.

Помимо этого на собеседовании оценивается:

  • уровень образованности и начитанности;
  • культурное и духовное развитие;
  • уважаемые абитуриентом традиции и ценности;
  • кругозор, знание истории и современных процессов, происходящих в мире;
  • хобби и увлечения поступающего.

Процедура поступления в разных учебных заведениях может отличаться, поэтому важно заранее ознакомиться с правилами приема в конкретное учреждение

Духовные семинарии в России — перечень 2021

Помимо вузов столицы, высокие позиции в рейтинге духовных семинарий РФ занимают следующие учебные заведения.

Санкт-Петербургская духовная семинария

Одна из ведущих семинарий страны, на данный момент стала частью комплекса Санкт-Петербургские духовные школы. Ведет свою историю с 18-го столетия, богословские курсы в семинарии действовали даже во времена Советского Союза. Сегодня в структуру вуза входят:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • аспирантура;
  • регентское и иконописное отделение;
  • факультет иностранных студентов.

В вузе есть собственное издательство, выпускается несколько академических журналов, преподаватели активно работают над учебными пособиями.

Саратовская духовная семинария

Организована в 1830 году, сегодня занимает ведущие позиции в рейтинге духовных семинарий России. Осуществляет обучение по направлениям «теология» и «подготовка служителей» на уровне бакалавриата. Для тех, кто не может обучаться стационарно, действует Сектор заочного обучения.

Особое внимание в учебном процессе вуза уделяется богослужебной практике: слушатели несут певческое и пономарское послушание в семинарском храме, произносят проповеди для прихожан

Пензенская духовная семинария

Получить образование по основным духовным направления можно и в семинарии Пензенской Епархии РПЦ. Кроме обучения и общественного труда, педагоги и семинаристы занимаются научной деятельностью: вуз является организатором Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика».

Кроме этого в семинарии ежегодно проводятся Сретенский бал и Георгиевский фестиваль: такие мероприятия привлекают внимание молодежи региона к духовной жизни

Екатеринбургская духовная семинария

Один из ведущих вузов в списке духовных семинарий России находится в Свято-Троицком Кафедральном Соборе Екатеринбурга. Здесь действует:

  1. Пастырско-богословское отделение.
  2. Регентское отделение.
  3. Певческие курсы.

Также в семинарии работает центр подготовки церковных специалистов с вечерней формой обучения. Туда принимаются и мужчины, и женщины православного исповедания.

Оренбургская духовная семинария

В семинарии Оренбурга можно получить не только высшее образование (уровень бакалавра, магистра), но и среднее профессиональное — образовательная программа «регент церковного хора».

В семинарии хорошая материально-техническая база: комфортное общежитие, библиотека православной литературы, мультимедийные аудитории, компьютерные классы. Вуз предоставляет семинаристам все необходимое для занятий спортом и творчеством.

Кроме приведенного списка духовных семинарий России, семинарии РПЦ есть также на Украине (Харьков, Одесса, Сумы), в Беларуси, Молдавии, Франции и США. Это дает возможность жителям других государств приобщиться к ценностям православной веры.

Правила приема в духовные семинарии в России могут различаться. В предыдущей статье мы рассказывали том, как поступать в такие вузы. А если после поступления вам понадобится помощь с учебой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты объяснят сложную тему или расскажут, как правильно подготовить учебную работу.

Экзамены при поступлении

Белгородская семинария: адрес, режим работы, условия приема семинаристов и отзывы

При поступлении абитуриенты в обязательном порядке проходят вступительные испытания. Как правило, это:

  1. Свободный экзамен на знание Закона Божьего (чаще всего устный).
  2. Письменное сочинение по теме православной церкви.
  3. Собеседование с комиссией.

Задача вступительных испытаний при поступлении в духовную семинарию — понять, насколько абитуриент подходит к церковной жизни.

Закон Божий

Как правило, экзамен проводится в свободной форме. Главной его задачей является проверка абитуриента на знание Священного Писания, Ветхого и Нового заветов.

В ходе данного испытания поступающему также могут:

  • задать вопросы по катехизису и основам богослужения;
  • прокомментировать с 10-30 молитв;
  • дать для прочтения текст на церковнославянском языке;
  • задать вопросы по истории Церкви;
  • проверить знание православных праздников и церковных традиций;
  • попросить прочесть по памяти утренние или вечерние молитвы, 50-й и 90-й псалмы и тропари двунадесятых праздников.

Сочинение по теме православной церкви

Распространенным испытанием абитуриентов является сочинение по истории Церкви. Данный экзамен позволяет не только проверить знания поступающих по заданной теме, но и оценить их кругозор, грамотность, умение логично выражать свои мысли.

Собеседование с комиссией

Собеседование проводится в свободной форме и представляет собой беседу члена экзаменационной комиссии и абитуриента.

Вопросы, задаваемые на собеседовании, помогают определить, насколько близка поступающему церковная тема, соблюдает ли он традиции, насколько хорошо он знает Библию и является ли он воцерковленным человеком.

Помимо этого на собеседовании оценивается:

  • уровень образованности и начитанности;
  • культурное и духовное развитие;
  • уважаемые абитуриентом традиции и ценности;
  • кругозор, знание истории и современных процессов, происходящих в мире;
  • хобби и увлечения поступающего.

Процедура поступления в разных учебных заведениях может отличаться, поэтому важно заранее ознакомиться с правилами приема в конкретное учреждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector