Обучение в нетологии на курсах sound-дизайна: отзывы + обзор

В каких сферах востребован

Специалист сегодня работает в самых разных сферах. Мы уже упоминали музыку и кино. В первом случае саунд-дизайнер тесно сотрудничает с композитором, согласно его замыслу предлагает технические и художественные решения. Проводит запись произведений, иногда исполняет их на концерте. Вместе два профессионала создают законченный продукт.

В кино и мультипликации дизайнер звука занимается аудиооформлением, гармонично дополняет видеоряд. Специалист стремится обострить восприятие зрителя. При этом ему необходимо учитывать жанр, стилистику фильма, технические требования. Порой, например в фантастических картинах, нужно разработать звуковые эффекты явлений/персонажей, которых нет в реальности.

Так, в фильмах «Парк юрского периода» динозавры заговорили благодаря саунд-дизайнеру Гэри Райдстрому, который собрал и соединил голоса различных животных и птиц.

Кстати, в мире кино есть узконаправленная специальность, которую вобрал в себя современный саунд-дизайн, — фоли. Эти ребята занимаются исключительно записью звуков: тяжелых шагов главного героя или шелеста платья героини. 

Оформлением и дополнением картинки sound designer занимается, работая с рекламными роликами, телепередачами, компьютерными играми, театральными постановками.

Организаторы современных выставок также прибегают к помощи саунд-дизайнеров, чтобы усилить эффект от восприятия живописи, скульптуры, других арт-объектов. При этом звуковое оформление может быть интерактивным. Зритель взаимодействует с экспонатом, меняя звукошумовое сопровождение. Чтобы это произошло, sound designer должен выступить в роли программиста и написать определенный алгоритм.

Есть более прикладные сферы для специалиста. Например, звуковое оформление бытовых приборов. Замечали, что с вами «говорит» стиральная машина? Ее научил этому sound designer. Он же оформил мобильные приложения. Благодаря ему Instagram, Telegram, WhatsApp и другие звучат по-своему.

Skillbox

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌

Вы научитесь работать со звуком: от записи до сведения и мастеринга. Сможете озвучивать видео, писать саундтреки и заниматься звукорежиссурой. Соберёте портфолио и получите востребованную профессию.

Чему вы научитесь

  • Записывать и создавать эффекты для видео и моушн-роликов
  • Создавать звуковой дизайн для анимационных и видеороликов
  • Работать с sfx и акустическими источниками
  • Разбираться в слоях звука
  • Обрабатывать речь, синхронные шумы, спецэффекты
  • Использовать в работе психоакустику, колористику и ассоциативное мышление
  • Работать в программе Ableton Live
  • Создавать звуковой дизайн отдельных персонажей

Программа
Вас ждут 2 курса, онлайн-лекции и практические задания. 49 тематических модулей, 182 онлайн-урока

I. Ableton Live с нуля до PRO
Вы научитесь профессионально работать в программе Ableton Live: создавать семплы и сеты, применять звуковые эффекты и сводить музыку. Узнаете, как обрабатывать семплы и менять аранжировки треков в режиме Live. Изучите основы DJ-мастерства и сможете импровизировать прямо во время выступления.

  • Введение
  • Начало работы с программой
  • Знакомство с интерфейсом
  • Монтаж аудио в Arrangement View
  • Создание партии ударных
  • Мелодические инструменты
  • Создание вариативности
  • Секция аудиоэффектов
  • Session View
  • Работа с программными и аппаратными MIDI-контроллерами
  • Автоматизации
  • Создание синтезаторных тембров
  • Применение эффектов после синтезатора
  • Неочевидные функции
  • Сведение аудиоматериала
  • Мастеринг
  • Диджеинг в Ableton Live

II. Sound Design c нуля до PRO
Вы научитесь создавать звуковые эффекты, движение в звуке и компрессию. Поймёте, как чистить семплы, обрабатывать речь, синхронные шумы и спецэффекты. Узнаете, как работать с акустикой помещения.

  • Введение
  • Работа саунддизайнера
  • Знакомство с Ableton Live
  • Теория звука
  • Основы музыкальной теории. Часть 1
  • Оборудование студии
  • Создание звуковых эффектов (SFX)
  • Семплинг
  • Синтез звука
  • Обработка звука
  • Запись и работа с голосом
  • Работа с видеорядом
  • Основы музыкальной теории. Часть 2
  • Субтрактивный синтез
  • FM-синтез
  • Таблично-волновой синтез
  • Работа со статичными объектами
  • Работа с объектами в динамике
  • Озвучивание персонажей
  • MIDI и саунддизайн
  • Основы музыкальной теории. Часть 3
  • Аранжировка
  • Цвет в контексте звука
  • Пространственная обработка звука
  • Эквализация
  • Компрессия
  • Микширование
  • Мастеринг
  • Звуковой брендинг
  • Примеры кейсов
  • Как найти заказчика

Games Academy

На онлайн курсе «Саунд-дизайн, углублённый» вы поэтапно, начиная с самых азов, научитесь создавать свои композиции, поймете, в чем разница суандтрека для игр типа Match3 и лирических композиций, поймете насколько важна музыка для атмосферы и как ею управлять при помощи стилей и динамики трека.

За 12 занятий вы пройдете путь от первого знакомства с программой Cubase, секвенсорами, эмуляторами инструментов для компьютера — до создания своего первого трека. Вы получите системные знания, которые помогут вам избежать долгого блуждания по видео на YouTube. Которые порой, только запутывают понимание того, как работать и развиваться дальше.

От вас понадобится только терпение и упорство, а преподаватель – Илья Крижепольский, поделится с вами всеми секретами, выработанными за годы работы и поможет избежать многих ошибок, которые совершают начинающие.

Саунд-дизайн в визуальных и аудиовизуальных медиа

К визуальным и аудиовизуальным медиа относится самый широкий спектр медийной продукции. В том числе, конечно же, реклама

Здесь важно, чтобы реклама не просто нравилась, а побуждала к действию, т.е. к покупке

В идеале аудио должно отображать не только тип той или иной продукции, и не просто быть эксклюзивным и легко отличимым в потоке рекламы. Идеально, если оно способно подчеркнуть индивидуальность рекламируемого продукта или изделия.

В качестве примера можно привести презентацию Porsche Macan. Дизайнеры, когда готовили презентацию, «зацепились» за слово Macan, выяснили, что Macan – это тигр, одно из пяти балинезийских божеств. И после этого начали думать, как рычание тигра трансформировать в рычание двигателя. Может, это и не самая неожиданная идея, однако во время шоу в зале презентации она произвела необходимое впечатление на зрителей. Получился некий концептуальный sound design. К слову, сходство тигриного рыка и рычания мотора было использовано в звуковом дизайне некоторых других роликов, рекламирующих Porsche Macan .

Чтобы получить интересный и необычный синтез звуков, иногда недостаточно существующих аудио библиотек. Поэтому слушателей курса обучают работе со звукозаписывающими устройствами – так, чтобы записанный, как говорят профессионалы, «в поле» звук был качественным. Для непрофессионалов уточним, что «в поле» – это условное обозначение любого места за пределами студии звукозаписи, когда у вас нет возможности создать идеальные условия для звукоизоляции от посторонних шумов и записи нужного звука.

Точно так предполагает саунд-дизайн обучение основам композиции, теории музыки, оркестровке, правилам синтеза и сведения звуковых дорожек. Это поможет найти оптимальный способ передачи того или иного звучания. Так, если в наличии нет именно того шума дождя, который нужен по сюжету видео, звук капель дождя можно имитировать… ударами по струнам рояля! А короткое замыкание похоже на звук разрываемого листа бумаги, так что вовсе не обязательно его устраивать специально, если оно нужно вам по сюжету ролика. Другими словами, саунд-дизайнер способен переосмысливать звуки окружающего мира и находить им новое применение.

Разумеется, подобные лайфхаки не нарабатываются за один день. И чтобы быстро сориентироваться в ситуации и найти адекватный выход, саунд-дизайнеру нужно «перелопатить» огромное количество музыки и треков, научиться слышать звуки живой природы, идентифицировать звуки искусственного происхождения и многое другое.

К слову, саунд-дизайн уже изучают в Академии медиаиндустрии в Москве. В частности, на кафедре экранных искусств. А результаты исследований различных аспектов саунд-дизайна оформляют в виде научных статьей, т.к. объем информации по данной теме растет с каждым годом .

Направления саунд-дизайна

Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая  — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.

Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Что такое саунд дизайн и кто им занимается?

Во многих фильмах показываются вещи из будущего. Для каждого предмета нужно создать определённый звук, но его же надо где-то взять. Удары по металлическим предметам, запуск двигателя, загрузка компьютера – всё это может стать основой для звуковой дорожки. Дизайн заключается в том, что человек должен соединить всё воедино, чтобы зритель не усомнился в подлинности звучания.

Разберём на конкретном примере для лучшего понимания. Представьте Железного Человека. Его броня собрана из тысячи деталей, в неё встроены лазерные пушки, механизмы постоянно заряжаются. Все эти действия должны озвучиваться, ведь в реальности костюма не существует, поэтому создаётся озвучка практически из ничего.

Профессию саунд дизайнера нельзя полностью называть творческой, ведь он работает по проработанному алгоритму:Человек получает задание, в качестве которого может выступать озвучка фильма, ролик для рекламы, интерфейс к мобильной игре, трейлер к мультфильму и так далее.

Задание разбирается на несколько частей. Делается это для того, чтобы понять, где и какая будет находиться звуковая картина, ведь на одной дорожке могут присутствовать сотни файлов.

Далее открывается звуковой редактор для выбора подходящих звуков для саунд дизайна. Понравившиеся аудиофайлы добавляются в проект, сводятся для создания единого целого, после чего работа отправляется заказчику.

Однако творчество всё же необходимо. Без яркого воображения и глубокого восприятия пространства невозможно создать идеальную дорожку, которая понравится слушателю.

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌ – Skillbox

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌ – 12 месяцев обучения, практика и наполнение портфолио, помощь в трудоустройстве.

Чему вы научитесь:

  • записывать качественный звук;
  • добавлять спецэффекты к различным видеороликам;
  • монтировать аудио;
  • разбирать и собирать звук по слоям;
  • использовать программу Ableton Live;
  • записывать и изменять речь;
  • создавать звуковое сопровождение персонажа;
  • формировать звуковую айдентику компаний;
  • влиять на эмоции зрителя при помощи звука.

Преимущества:

  1. Пошаговая программа для старта с нуля в новой перспективной профессии.
  2. Неограниченный доступ к урокам. Можно возвращаться к ним, пересматривать и переслушивать в любое время.
  3. Помощь куратора, постоянная связь с ним в индивидуальном чате.
  4. Знакомство с другими начинающими и уже практикующими специалистами, комьюнити и офлайн-воркшопы.

Стоимость обучения – 3 545 руб. в месяц.

Где учиться

Некоторые саунд-дизайнеры, которые работают не первый год, пришли в профессию через самообучение. В основном с помощью англоязычных книг, видеороликов и форумов. Музыкальное образование — также хорошая база для sound designer.

Несмотря на новизну профессии, в России уже есть вуз, который готовит непосредственно саунд-дизайнеров. Это Институт звукового дизайна, он работает в Москве с 2015 года и предлагает очные и онлайн-курсы. Дизайн звука изучают в других высших школах. Например, это делают пятикурсники, выбравшие программу «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» в столичном Институте кино и телевидения (ГИТР). ВШБИ НИУ ВШЭ предлагает получить профессию, освоив программу «Менеджмент игровых проектов» или «Основы создания игр».

Также стать саунд-дизайнером можно, пройдя курсы в одном из образовательных центров. В школе «Бруноям» мы предлагаем познакомиться со специальностью в рамках онлайн-программы Режиссер видеомонтажа.

Онлайн-курс Режиссёр видеомонтажа

Практический курс по видеомонтажу: Adobe Premiere Pro, After Effects, работа со звуком — Adobe Audition, режиссура, композиция, принципы монтажа, анимация и работа с техникой. Курс подойдет всем, кто планирует работать с видеоконтентом.
Узнать больше →

Благодаря программе вы:

  • разберетесь в принципах и видах монтажа,

  • узнаете основы композиции и режиссуры,

  • научитесь работать с оборудованием и в программах Adobe Premiere, After Effects,

  • познакомитесь с основами саунд-дизайна,

  • получите навыки работы в Adobe Photoshop,

  • научитесь взаимодействовать с площадками для публикаций: YouTube, Instagram, TikTok.

В блоке, посвященном дизайну звука, наш преподаватель рассказывает о:

  • создании аудиального ряда в видео,

  • усилении видеоряда,

  • звуке на экране (речь, шумы, атмосфера, музыка и эффекты),

  • последовательности звуков,

  • синхронизации звуков.

Изучив курс, вы сможете самостоятельно оформлять звук, претендовать на должность режиссера видеомонтажа.

Sound designer — творческая профессия, при этом предполагает знание технических аспектов, программ. В России ее еще не оценили в полной мере. Но, безусловно, это перспективная специальность. Ведь мир вокруг должен быть красивым не только для глаза, но и для уха. Он должен звучать, и звучать разными голосами. А создавать эти голоса будут саунд-дизайнеры.

Использование готовых семплов

Отправной точкой для накрутки своего звука вполне может стать и готовый семпл, взятый из библиотеки. В дизайне звука это распространенный и допустимый метод, потому как от исходного звука мало что остается: мы не просто берем из библиотеки звук и используем его «как есть», а кардинально его меняем. При должной обработке из семпла легко можно сделать совершенно новый звук, который и близко не будет похож на свой исходный вариант.

Для изменения готовых семплов применяют различные техники морфинга по времени, динамике, тональности и спектру – все это можно сделать без единого внешнего плагина. Простой набор инструментов, встроенный во все современные DAW, легко справится с трансформацией звука в новый вид.

Примеры саунд-дизайна в кинематографе

  • Кинг Конг, 1933. Чтобы получить крик Конга, замедлили скорость воспроизведения плёнки с записью животных.

  • Звёздные войны, 1977. Бен Бёртт провёл год, экспериментируя со звуком. И вместо того, чтобы применять синтезаторы, он применял всё возможное из мира реальных звуков — от работающих моторов до стука по металлическим поверхностям. Даже сейчас звуки «Звёздных войн» являются фирменным знаком мира фантастики.

  • Матрица, 1999. Для большей глубины погружения в фильм применяли преимущественно цифровые звуки, созданные при помощи компьютерных эффектов и синтезаторов.

  • Трансформеры, 2007. Смешивая звук синтезаторов и живые записи кликов, переключателей, рычагов и машинных индустриальных звуков, получили те самые характерные звуки роботов.

Звуковой дизайн и создание синтетических звуков

Считается, что саунд-дизайнеры хорошо разбираются в компьютерах, различных электронных приборах, при помощи которых они синтезируют необычные звуки. Действительно, «звуковой синтез»2 применяется для создания специальных звуковых эффектов, озвучивания футуристических, фантастических или сказочных персонажей, объектов, действий. Звуки, не имеющие аналогов в природе, синтезируются дизайнером, то есть создаются при помощи электронных приборов: программных и аппаратных синтезаторов, генераторов, электромузыкальных инструментов (терменвокс, тенори-он).

2 Звуковым синтезом называют процесс построения спектров звуковых сигналов при помощи генерации простых волновых форм и их последующей обработки. Синтез звука в основном преследует две цели: имитация есте­ственных звуков (шум ветра и дождя, звук шагов, пение птиц и т. п.), а также акустических музыкальных инструментов (имитация звуков акустических и электроинструментов) и получение принципиально новых звуков, не встре­чающихся в природе.

Синтезаторы — прекрасное средство для изобретения новых синтетических звучаний, но для звукового дизайна синтез звука не всегда приемлем. По мнению большинства западных и российских специалистов по дизайну звука, самые простые звуки и шумы, записанные на природе или в студии и смонтированные в необычные композиции, звучат более насыщенно, комплексно и «натурально», нежели осцилляторы синтезаторов. Чаще дизайнеры предпочитают получать необычные сочетания, используя множественные наложения и обработку реальных органических звуков. Даже самые нереалистичные звуки можно создать, используя природные и органические шумы. Каким бы фантастичным ни было действие на экране, дизайнеры стараются сохранить в звуке естественность и натуральность тембров, ведь зритель быстрее поверит в невероятные фантастические кадры на экране, если будет слышать знакомые, узнаваемые тембры.

Так, например, именитый дизайнер звука Бен Бёртт, работая над звуком к научно-фантастической эпопее «Звёздные войны» Джорджа Лукаса, в качестве аудиоматериала для озвучивания самых необычных и вымышленных образов предпочитал записывать естественные звуки: Реальные «органические» звуки привносят ощущение достоверности происходящего. Я пробую придумывать что-то, что звучит почти «знакомо», но остаётся неузнаваемым. Это придаёт героям, транспортным средствам и прочим объектам иллюзию реальности .

http://vk.com/video_ext.php

Особенности профессии

Звукооператора часто отождествляют со звукорежиссёром. Хотя на самом деле задачи звукорежиссёра значительно шире. Задача звукооператора — добиться качественного звука, удобного для восприятия. Обычно фонограмма складывается из звуков от разных источников. И делая запись, звукооператор следит, чтобы звуки были сбалансированы и не мешали друг другу. Например, музыкальное сопровождение в фильме не должно заглушать речь диктора, и т.д. В кино и на телевидении звукооператор подчиняется звукорежиссёру.  Он контролирует (микширует) уровень звука в соответствии с экспликацией, которую заранее составляет звукорежиссёр.  Хотя порой он составляет экспликацию сам в процессе записи. В кино звукооператор занимается звукозаписью.

На телевидении и на радио звукооператор может работать и в прямом эфире. Это особенно ответственная работа, т.к. не даёт шанса повторить неудачный эпизод и исправить ошибку. Звукооператор может работать и с живым звуком,  обеспечивая хорошую акустику на концертах.

Какие звуковые эффекты встречаются в играх

Звуки можно разделить на несколько категорий.

Окружение

Шум воды, стрекотание насекомых, вой диких волков в тёмном лесу. Всё это делает игровое пространство живее.

Отличный пример хорошего саунд-дизайна окружения можно найти в игре «Zelda: Breath of the wild»

Музыка

Оркестр в «Титанике» продолжает играть, даже когда корабль уже ушёл под воду. Но это не убивает ощущение реальности происходящего. Наоборот, момент становится ещё драматичнее.

Песня Довакина любого заставит почувствовать себя героем

Музыка в играх и фильмах почти всегда искусственная. Если задуматься, то она просто играет в голове героя, будто он знает наизусть несколько композиций либо просто шизофреник. Но это не мешает создавать с её помощью нужную атмосферу.

Звуки персонажей

Голоса, дыхание, кряхтение, насвистывание. Например, мы можем услышать, как персонаж кричит от боли, когда в него попадают. Даже если игрок не увидит, что в него попала пуля, он поймёт это по вскрику своего героя.

Речь и голос персонажа G-Man из начала «Half-Life 2». Пугает, но интригует

Также персонажи могут издавать звуки при падении с высоты — это будет воспринято игроками лучше, чем простое уменьшение полосы здоровья.

Реакция мира на действия персонажа

Игровые объекты должны издавать такие же звуки, как и в реальном мире, если бы мы с ними что-то сделали. Было бы абсурдно услышать хлюпанье, шагая по песку.

Игра «Thief: The Dark Project», вышедшая в 1998 году, была одной из первых в жанре стелс (англ. stealth — скрытность). В ней вероятность обнаружения в том числе зависела от поверхности, по которой двигается персонаж.

Звуки интерактивных предметов

Когда персонаж использует предмет, должен быть какой-нибудь звук. Например, есть звуки стрельбы, перезарядки, открытия инвентаря, использования верстака и так далее.

В «Dead Space» звуки издают не только оружие, но и интерфейсы бортовых компьютеров

Из чего состоит курс

Обучение саунд-дизайну занимает 4 месяца. За это время студенты рассмотрят 6 модулей и изучат 11 видеоуроков.

Модуль 1. Введение в звуковой дизайн

  • из каких слоев состоит аудиофайл;
  • особенности каждого слоя;
  • примеры саунд-дизайна с разбором;
  • звуковое оформление, его необходимость.

Модуль 2. Техника и программы для создания звуков

  • необходимое техническое оснащение для звукозаписи;
  • программы для записи звуков;
  • что такое audio engine и какие они бывают;
  • все, что надо знать звуковому дизайнеру.

Модуль 3. Запись и обработка

  • подготовка к записи звуков;
  • акустика и помещение;
  • как создать шумоизоляцию в помещении;
  • техника для качественной звукозаписи;
  • синхронные шумы;
  • предметы и фактуры для записи.

Модуль 4. Звуковые спецэффекты

  • понятие и создание спецэффектов;
  • соответствие аудио и видео картины;
  • атмосферы, как с ними работать;
  • фонограммы, как их очищать;
  • техника для звукозаписи в полевых условиях;
  • готовые решения sound-дизайна;
  • саунд-дизайнер в действии.

Модуль 5. Интерактивный саунд-дизайн

  • понятие интерактивной звуковой среды;
  • звуковой дизайн в видеоиграх;
  • что такое баланс звука;
  • работа с библиотекой FMOD;
  • имплементация и сеттинг.

Модуль 6. Музыка в саунд-дизайне

  • как саунд-дизайнер видит музыку;
  • восприятие музыки аудиторией;
  • музыка в видеороликах;
  • примеры удачных кейсов студентов;
  • распространенные ошибки новичков;
  • самые важные моменты в озвучке.

Особенности профессии

Очень часто саунд дизайнера приравнивают к звукорежиссеру, звукооператору, композитору. Но это не совсем верно. Саунд дизайнер не создает новые музыкальные композиции. Не монтирует аппаратуру на стадионе перед рок-концертом. Не переключает звуковые дорожки во время театрального спектакля и не работает в прямом эфире на радио. Его основная задача — создавать или находить нестандартные решения для звукового оформления. Будь то спектакль, концерт, фильм или рекламный ролик.

Основу работы саунд дизайнера составляют не музыкальные инструменты и микрофон, а компьютер и специальные программы. Примерное понимание того, что делает саунд дизайнер дает представление о работе звукооформителя на советском телевидении. Эти люди придумывали, как изобразить в кадре цокот конских копыт, скрип двери, дыхание привидения или марш взвода солдат. И если звукооформитель в своей работе использовал все, что способно издавать звук — посуду, пробки от бутылок, бельевую веревку, мебель и т. д., то теперь на помощь саунд дизайнеру пришли специальные секвенсоры и компьютерные программы.

Где работает саунд дизайнер:

  • телевидение;
  • радио;
  • театр;
  • киностудия;
  • студия аниме и мультипликации;
  • рекламное агентство;
  • звукозаписывающая студия.

Чтобы создавать именно тот звук, который идеально передаст атмосферу всего проекта, саунд дизайнер активно взаимодействует с режиссером, звукорежиссером, операторами, актерами и музыкантами, то есть со всем коллективом, участвующим в создании проекта — фильма, рекламного ролика, спектакля или концерта.

Трудности записи


Микшерный пульт. Фото: Ari Wid / Shutterstock

Создать ощущение реальности происходящего в виртуальной среде крайне тяжело. В реальном мире любое действие сопровождается звуком, и даже что-то простое вроде щелчка выключателя света его издаёт. В играх звуковые эффекты часто не только сообщают нам, что произошло какое-то действие, но и дают другие тонкие подсказки. Например, если игрок собирается открыть дверь, то дверная ручка может неестественно заскрипеть, как бы сообщая, что тут пройти пока нельзя.

Только вот добиться подобного скрипа порой довольно трудно. Современное оборудование для аудиозаписи крайне чувствительно к любым шумам, а происхождение и источники некоторых звуков не совсем очевидны. Также иногда у разработчиков нет возможности записать необходимый звук «с натуры». Тогда в ход идут всевозможные ухищрения, приёмы и активное редактирование аудиозаписей.

К примеру, звуки поездки в тоннеле в Need for Speed: Hot Pursuit — результат кропотливой работы саунд-дизайнеров, которые обрабатывали обычный звук движения автомобиля по дороге.

«Когда мы создавали саунд-дизайн в Need for Speed: Hot Pursuit, нашей главной целью было воспроизвести ощущение пребывания в машине. Взять, к примеру, езду по туннелям. Я пошла на большой риск, попросив ребят расположить реверберацию несколько непривычным образом, чего никогда раньше не делала, и мы потратили много времени, чтобы сделать конечное звучание отчётливым и реалистичным».

Ванесса Лорена Тейт, композитор и саунд-дизайнер серии Need for Speed


Скриншот: игра Need for Speed: Hot Pursuit / Criterion Games

А иногда при создании звуковых эффектов дело доходит до совсем безумных и абсурдных моментов. Так, авторы Mortal Kombat 11 для записи звуков фаталити активно давили, рвали и уничтожали прочими методами овощи. А саунд-дизайнер Black Mesa Джоэл Нильсен вообще попросил «помощи» у своей жены.

«Звук шагов по поверхности из плоти получился из лёгкого шлепка ладонью по влажным ягодицам. Пусть остальное дорисует ваше воображение, но могу сказать лишь сердечное „спасибо“ своей жене Кале, которая помогла со многими аспектами этого проекта».

Джоэл Нильсен, саунд-дизайнер Black Mesa

Создавая саунд-дизайн для игр, вы можете столкнуться с трудностями не только при записи эффектов, но и при их использовании. Порой разработчики несколько халатно подходят к применению звуковых эффектов. Ошибки такого рода можно разделить на три типа:

  • звук дезинформирует игрока;
  • звук появляется, не неся никакой существенной информации;
  • звук появляется слишком часто.

Взять, к примеру, повторяющиеся звуки вроде сигнала о низком уровне здоровья. Если они будут слишком частыми и громкими, то могут подтолкнуть игрока к безрассудному поведению и нарушить его концентрацию. В итоге звук, который должен был помочь, только помешает прохождению.


При грамотной реализации даже «служебные» звуки могут стать культовыми, как произошло с сигналом обнаружения в серии Metal Gear Solid. Кадр: Nyxus MGS / YouTube

Иногда фоновые звуки, которые саунд-дизайнеры создают для усиления иммерсивности, слишком сильно перетягивают на себя внимание и начинают раздражать

Тут важно следить, чтобы каждый звуковой эффект грамотно вписывался в общее звучание локации

«Я работала над созданием атмосферы для матча в фавелах, и одним из звуков был петух, который кукарекал каждые 30 секунд. Я решила, что это вполне реалистично, и осталась довольна своей работой. Через несколько дней один из продюсеров появился в моём офисе с лицом, полным отчаяния, и сказал: „Пожалуйста, остановите этого петуха, я больше не могу его терпеть!“».

Вивиана Каро, саунд-дизайнер FIFA 18

Интерактивный sound design

Можно разделить звуковой дизайн на несколько современных направлений. Первое — это . К нему относится создание звуков для компьютерных игр, мобильных приложений, инсталляций современного искусства. Саунд-дизайнер должен понимать, как будет воспринят тот или иной звук, поэтому изучение психологии восприятия, коммуникаций, драматургии является необходимой частью обучения. В Институте есть несколько курсов, которые нехарактерны для рынка, за что мы часто получаем упреки коллег. Аудиопрограммирование, операторское мастерство, PR и коммуникации — важная часть работы над проектом. Как минимум, работая в команде, необходимо понимать, что делает другой человек и, несомненно, найти с ним общий язык.

Возьмем самый простой пример. У вас в мобильном телефоне несколько приложений для общения. Скажем, пусть это будут Вконтакте, WhatsApp, Telegram. Каждый раз, когда приходит сообщение, вы понимаете, какое приложение открыть. Звук упрощает коммуникацию с устройством.

Если говорить об окружающем пространстве, звук помогает и тут: вы знаете, что замок открыт, автомобиль завел двигатель без ошибок или что чайник вскипятился. На уровне ощущений вы сразу же понимаете, что дверь открылась.

Я выступаю за концептуальный саунд-дизайн. Возьмем, например, проект для «СИЛЫ света» — презентацию Porsche Macan. Вводных со стороны агентства было немного, пришлось самому полюбопытствовать, «а что же такое Macan»?

Оказалось, это одно из пяти балинезийских божеств — тигр. Это точка входа в концепцию проекта. Сразу задаешь себе вопрос: «Как звучит это божество? Как это будет звучать в автомобиле? Какие музыкальные инструменты у этих народов?». Здесь хорошо срабатывает концепция «А что, если…?». Она подталкивает к изучению, исследованию, и, как следствие, созданию необычных и интересных звуков. «Что если совместить голос тигра и двигатель автомобиля» выросло в концепцию по гранулярному синтезу во время шоу. А национальный музыкальный инструмент гамелан по праву занял место в музыкальной партитуре. Саунд-дизайнер должен записать двигатель автомобиля, найти в библиотеке нужный голос тигра, купить библиотеку сэмплированного гамелана, с помощью синтеза скрестить все эти звуки воедино. В итоге, зрителю передаются уникальные ощущения, и у звука рождается история, подчеркивающая происходящее на экране или сцене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector