Задание 6 по русскому языку егэ 2022: теория
Содержание:
- Как узнать, к чему готовиться
- ↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
- ↑ Список наречий меры и степени
- Как переводить первичные баллы в тестовые?
- ↑ Формулировка 8 задания ЕГЭ
- ↑ Теория для задания 23
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов
- ↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку
- Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
- ↑ Алгоритм выполнения задания 23
- ↑ Формулировка задания
- Полезная литература
- ↑ Алгоритм выполнения задания 19
- ↑ Теория. Правописание приставок
- ↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Как узнать, к чему готовиться
- фонетика;
- лексика, фразеология;
- морфология;
- синтаксис;
- орфография;
- пунктуация;
- выразительность речи;
- речь.
Большинство из этих разделов включает в себя целый ряд тем, знание и понимание которых проверяются на экзамене. Их перечень и послужит для вас ориентиром при подготовке. Стоит добавить, что материалы на сайте ФИПИ всегда обновляются с учетом последних нововведений в структуре экзамена. Теоретическую базу, о которой мы говорим, изменения затрагивают мало, но в любом случае стоит помнить, что информацией из первых рук можно считать лишь те сведения, которые представлены на сайте института.
↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4…СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка | вероисповЕданиеновостЕйеретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.
Примеры:
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4… СЛОГИ |
кУхонныйслИвовыйзнАчимый | оптОвыйпрожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли | клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3…СЛОГИ |
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя | завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго |
↑ Список наречий меры и степени
Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.
Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.
Как переводить первичные баллы в тестовые?
Первичный балл | Тестовый балл | Первичный балл | Тестовый балл |
30 | 54 | ||
1 | 3 | 31 | 55 |
2 | 5 | 32 | 56 |
3 | 8 | 33 | 57 |
4 | 10 | 34 | 59 |
5 | 12 | 35 | 60 |
6 | 15 | 36 | 61 |
7 | 17 | 37 | 62 |
8 | 20 | 38 | 64 |
9 | 22 | 39 | 65 |
10 | 24 | 40 | 66 |
11 | 26 | 41 | 67 |
12 | 28 | 42 | 69 |
13 | 30 | 43 | 70 |
14 | 32 | 44 | 71 |
15 | 34 | 45 | 72 |
16 | 36 | 46 | 73 |
17 | 38 | 47 | 76 |
18 | 39 | 48 | 78 |
19 | 40 | 49 | 80 |
20 | 41 | 50 | 82 |
21 | 43 | 51 | 84 |
22 | 44 | 52 | 86 |
23 | 45 | 53 | 88 |
24 | 46 | 54 | 90 |
25 | 48 | 55 | 93 |
26 | 49 | 56 | 95 |
27 | 50 | 57 | 97 |
28 | 51 | 58 | 99 |
29 | 53 | 59 | 100 |
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на ЕГЭ по русскому языку
1 | Различные виды анализа | |
1.1 | Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов | |
1.2 | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | |
1.3 | Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм | |
1.4 | Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов | |
1.5 | Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов | |
2 | Чтение | |
2.1 | Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи | |
2.2 | Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации | |
2.3 | Владеть основными приемами информационной переработки письменного текста | |
3 | Письмо | |
3.1 | Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст | |
3.2 | Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка | |
3.3 | Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
3.4 | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем | |
Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, непроверяемые на едином государственном экзамене | ||
4 | Знать смысл понятий: национальный, государственный, мировой язык; язык межнационального общения | |
5 | Знать сходства и различия фонетической, лексической и грамматической систем русского и родного языков, речевого этикета русского народа и других народов России | |
6 | Осознавать национальное своеобразие русского языка | |
7 | Вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации | |
8 | Переводить с родного языка на русский тексты разных типов |
↑ Формулировка 8 задания ЕГЭ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ
Пример из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. | |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемымБ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемВ) ошибка в построении предложения с однородными членамиГ) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомД) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя.8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед. |
А | Б | В | Г | Д |
Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
-
к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
-
к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).
↑ Теория для задания 23
Повествование
Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки.Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).
Описание
Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.
Бывают следующие описания:
- описание предмета, характеристика человека (какой он?);
- описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) — слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
- описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) — вечереет, холодно, душно и т.д.
- описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) — плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.
фактографическимитворческимиФактографические описанияПример:Творческие описанияПример:
Рассуждение
Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.
Рассуждение-доказательство — почему так, а не иначе? что из этого следует?
Рассуждение-объяснение — что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)
Рассуждение-размышление — как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)
Оценка действительности — отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.
!!! Внимательно читайте формулировку
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-
- Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
- В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку
- Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.
↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку
Общая схема стилистического анализа текста:
- Определяем стиль и жанр текста;
- Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
- Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
- Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
- Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
- Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
- Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
- Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы.
Виды сложных предложений:
- Союзные
- Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
- С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую |
|
Не ставим запятую |
|
В бессоюзных сложных предложениях
Запятую ставим
между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что: Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
- второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
- второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:
- при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
- если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
- при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
- если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.
Выводы:
Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире? Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»? Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи. Сочинительные союзы: и, а, но, да
Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую. Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой. Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие. Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.
- Решай задание 20 по русскому языку с ответами.
- и задания по русскому языку.
Смотри также:
Знаки препинания:
- в сложноподчиненном предложении
- в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- при обособленных определениях и обстоятельствах
- в предложениях с вводными словами
↑ Алгоритм выполнения задания 23
1. Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения
Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком «+», а неверные «-» .2. Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы «представлено» и «содержит». Представлено — это значит целиком, полностью
Содержит — это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста.3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже. Как проверить себя?Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе.Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.).Рассуждение нельзя представить при помощи картины.4. Впишите цифры в бланк ответов.
↑ Формулировка задания
Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)
Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)
Полезная литература
Поняв, какие разделы теории вам предстоит повторить и какие умения отточить в ходе подготовки, важно правильно подобрать справочную литературу. В магазинах вы найдете десятки учебных пособий, в которых собраны все правила русского языка для ЕГЭ
Последние едины, но представлены совершенно по-разному, поэтому брать первое попавшееся на глаза издание не стоит. Мы собрали 5 книг, которые безусловно заслуживают доверия:
- Цыбулько И. П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат, М., 2020;
- Драбкина С. В., Субботин Д. И. ЕГЭ-2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации, М., 2020;
- Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т., Груздева Е. Н., Ляшенко Е. Л. ЕГЭ-2020. Русский язык. Эксперт в ЕГЭ, М., 2020;
- Заярная И. Ю. Орфография. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020;
- Заярная И. Ю. Синтаксис и пунктуация. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020.
Обратите внимание, что все примеры пособий, которые мы привели, изданы в 2020-м, то есть в год публикации этой статьи. Дело в том, что структура ЕГЭ периодически меняется, поэтому и заниматься следует по самым новым учебникам
Тем не менее наиболее авторитетные их авторы не меняются, поэтому наш небольшой перечень будет полезен и после 2020-го. Помимо пособий, в качестве учебного материала для подготовки к ЕГЭ по русскому языку вам обязательно понадобятся словари: толковый, орфографический, орфоэпический, лексической сочетаемости и другие.
↑ Алгоритм выполнения задания 19
1. Прочитайте внимательно задание и предложение, выделите грамматические основы.
2. Найдите главное предложение и определите, каким образом связаны с ним придаточное/ые.
3. Если СПП с одним придаточным предложением, необходимо поставить запятую на границе предложений.
-
Если придаточная стоит до или после главной части, то необходима одна запятая.
-
Если придаточная часть «разрывает» главное предложение, то необходимо поставить две запятые.
4. Если в СПП больше одного придаточного предложения, то лучше нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения (однородное, последовательное или параллельное). От этого зависит количество запятых.
Не забывайте о том, что придаточные предложения тоже могут быть однородными, могут быть связаны союзом или нет.
5. В соответствии с правилами расставьте запятые и проверьте еще раз схему предложения.
↑ Теория. Правописание приставок
Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить)
О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ-: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерныйПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый
Приставки на З, С
Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с .
Приставки ПРЕ и ПРИ
Написание зависит от значения.
При— имеет значения:
1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить)
2. неполнота действия (приоткрыть, присесть)
3. пространственная близость (приморский, пришкольный)
4. Доведение действия до конца (придумать, приучить)
5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь)
Пре— имеет значения:
1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень)
Премилый, презабавный
2. То же, что и приставка пере-
Преградить (перегородить, преобразовать(переделать)
Исключения и сложности
Сложности при написании приставок, оканчивающихся на -З, -С
1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!!
Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно (в этих словах з- входит в состав корня).
Правописание С/СС перед корнями ЧЁТ-ЧИТ
2) Обратите внимание на слова:
Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С)
Исключение: бессчётный
Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС)
3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить
Правописание приставок РАЗ-(РАС-), РОЗ-(РОС-). Написание приставок РАЗ-(рас-) и РОЗ-(рос-) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О.
Исключение: розыскной.
5) Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные
Например: бессмысленный, беззаботный и т.д.
Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные подряд в русском языке не пишутся.
6) Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения
Правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения
прибывать (приезжать) — пребывать (находиться)призреть (приютить,позаботиться) — презреть (пренебречь)притворить (закрыть) — претворить (воплотить)приклонить (наклонить) — преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение)придать (добавить) — предать (предаться, выдать)приходящий (являющийся) — преходящий (временный)притерпеться (привыкнуть) — претерпеть (пережить)приемник (радио) — преемник (ученик)приставить (поставить к чему-либо) — преставиться (умереть)привратник (сторож) — превратности (неприятности)приложить (положить вплотную) — непреложный (незыблемый, нерушимый)придел (пристройка в церкви) — предел (граница)Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение
Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами.
7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова).
Правописание слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить
ПРИ-: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить
ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствие, препоны, прерия, презент, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преследовать, преподаватель, преподнести, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.
↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
1) Внимательно прочитайте все слова.2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
1
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием.2
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить.3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время.4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.